- Поставщики услуг водоснабжения и водоотведения
- Предприятия водоканала
- Гарантирующая организация водоснабжения и водоотведения
- Что означает понятие гарантирующая организация в системе ЖКХ
- Законодательство Российской Федерации о водоотведении и водоснабжении
- Порядок назначения гарантирующей организации водоснабжения и водоотведения
- Полномочия гарантирующей организации
- Права и обязанности
- Ответственность
- Взаимодействие гарантирующей организации с компаниями, обеспечивающими водоснабжение и водоотведение
- В каких случаях производят замену гарантирующей организации
- Передача обязанностей гарантирующей организации другой компании
- Что должны знать потребители об организации водоснабжения и водоотведения
- Организации ВКХ
- Организации ВКХ
- Понятие «организация водопроводно-канализационного хозяйства».
Поставщики услуг водоснабжения и водоотведения
Водоканал — название предприятия коммунальной сферы, в обязанности которого входят вопросы водоснабжения, водоотведения и канализации населенного пункта. Предметом деятельности производственного управления водопроводно-канализационного хозяйства являются подача питьевой воды, прием, транспортировка и очистка канализационных стоков, контроль качества воды, подаваемой потребителям, мониторинг работы очистных сооружений и состава сбрасываемых сточных вод от предприятий.
АО «Водоканал» предоставляет полный спектр услуг водоснабжения и водоотведения потребителям города Иваново, города Кохма и Ивановского района.
ГП «Калугаоблводоканал» занимается холодным водоснабжением и водоотведением в Калуге и Калужской области. Ежесуточно предприятием очищается 165 тысяч тонн воды и более 185 тысяч м? стоков.
ОГУП «Липецкий Областной Водоканал» предоставляет комплексные услуги по водоснабжению – водоотведению и очистке сточных вод для физических и юридических лиц.
АО «Мосводоканал» — крупнейшая водная компания в России. Компания обеспечивает высококачественной питьевой водой и надежной системой канализования 14,2 млн. жителей Московского мегаполиса.
МУП «Элиставодоканал» — предприятие ЖКХ, специализирующееся на бесперебойном снабжении водой города Элисты, своевременном отводе сточных вод, ремонте водопроводных и канализационных сетей, своевременном устранении аварий.
АО «Ростовводоканал» является крупнейшим современным коммунальным предприятием Юга России. Компания оказывает услуги холодного водоснабжения и водоотведения жителям Ростова-на-Дону, Батайска, населенных пунктов Аксайского, Азовского и Мясниковского районов.
ГОУП «Мурманскводоканал» — предприятие водопроводно-канализационного хозяйства Мурманской области. Предприятие обеспечивает питьевой водой 329 тыс. человек и 3 тыс. 300 предприятий и организаций.
ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» обеспечивает услугами водоснабжения и канализования жителей Петербурга — 5,3 миллиона человек, а также десятки тысяч предприятий и организаций города.
МУП г. Новосибирска «ГОРВОДОКАНАЛ» — муниципальное унитарное предприятие, обеспечивающее услугами водоснабжения и водоотведения город Новосибирск.
ООО «Горводоканал» — предприятие ЖКХ специализирующееся на оказании широкого спектра услуг, связанного с водоснабжением и канализованием.
Предприятия водоканала
Предприятия водоканала. Услуги водоснабжения и водоотведения.
Предприятия водоканала выполняют важную роль в жизнедеятельности населенных пунктов. Они обеспечивают работу систем водоснабжения и водоотведения, которые являются важнейшими элементами комфортного проживания. Системы водоснабжения и водоотведения неразрывно связаны между собой. Предприятия водоканала предоставляют населению услуги водоснабжения и водоотведения, которые относятся к коммунальным услугам (коммунальные услуги водоснабжение).
Система водоснабжения делится на два вида – индивидуальная (автономная) и централизованная.
В первом случае система рассчитана на оказание услуг водоснабжения для небольшого количества потребителей и подходит для частного пользования. Как правило, система автономного водоснабжения реализуется путем бурения скважины с установкой автоматического глубинного насоса, который закачивает воду в накопительный бак.
Водоснабжение централизованного типа рассчитано на большое количество потребителей в городах и поселках городского типа. Централизованный тип предусматривает подключение всех потребителей к единому источнику водоснабжения.
Систему водоотведения (канализацию), так же как и систему водоснабжения, делят на автономную и централизованную. Автономная канализация накапливает стоки в специальном сооружении, в качестве которого может использоваться септик, накопительная емкость или система биологической очистки.
Централизованная система водоотведения применяется в многоквартирных домах, административных зданиях, а так же в частном секторе с плотной застройкой. В отличие от автономной канализации, в централизованной системе водоотведения стоки отводятся на удаленные очистные сооружения через центральный канализационный коллектор. Кроме того, в состав централизованной канализации входят специальные насосные станции.
Тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения делятся на несколько групп:
— тариф для населения;
— тариф для бюджетных учреждений;
— тариф для нежилых зданий и сооружений;
— тариф для организаций водопроводно-канализационного хозяйства (предприятия водоканала).
Гарантирующая организация водоснабжения и водоотведения
Первостепенной задачей при устройстве водопроводных сетей является бесперебойное снабжение потребителей, в том числе население водой, соответствующей техническим требованиям. При этом обслуживание сетей холодного водоснабжения (ХВС) и канализации должно осуществляться соответственно нормативам эксплуатации и с соблюдениями государственных гарантий. Как на местном уровне регулируется качественное и доступное каждому жителю обеспечение водными ресурсами и организация отвода их после использования, расскажет эта статья.
Что означает понятие гарантирующая организация в системе ЖКХ
Определение «гарантирующая организация» закреплено в ст. 12 Федерального закона №416-ФЗ от 07.12.2011 г. «О водоснабжении и водоотведении» Под этим термином понимаются компании, оказывающие услуги по ХВС и водоотведению. Статус гарантирующей организации присваивается решением органов местного самоуправления. При этом возлагаются обязанности:
- по заключению соглашений по ХВС
- контрактов по водоотведению с водо-канализационным хозяйством(ВКХ)
- договоров аренды сетей водопровода и канализации
- единых договоров, объединяющих функции подачи и отвода воды
Статус гарантирующей организации обязывает обеспечить снабжение водными ресурсами всех обратившихся, с условием что их объекты присоединены к действующей централизованной системе водоснабжения (ЦСВ) и отведения воды.
Законодательство Российской Федерации о водоотведении и водоснабжении
Регламент действия компаний, осуществляющих услуги ХВС и отведения сточных вод, зафиксирован в Федеральном законе 416
Все нормы и особенности по предоставлению коммунальных услуг в МКД и частных домостроениях зафиксированы в Постановлении Правительства РФ №354 от 6 июня 2011 года.
Порядок водоотведения и водоснабжения указан в Постановлении Правительства №644. Формы типовых договоров утверждены ПП РФ №645 от 29.07. 2013 года.
Порядок назначения гарантирующей организации водоснабжения и водоотведения
Гарантирующую организацию должна:
- разрабатывать,утверждать и реализовывать планы-проекты конструкций коммуникационных водопроводных сетей
- назначать и проводить плановые инвентаризации объектов и схем водопровода
Оба эти условия взаимосвязаны. Для создания схемы придется провести инвентаризацию. При этом инвентаризацию проводят по схеме, которую нужно создать. Если нет проекта и системы ХВС, нет возможности назначения.
Органы местного самоуправления присваивают компании статус гарантирующей компании в рамках нормативно-правовых актов. Ее определяют на центральную, а не локальную водопроводную систему.
Проблемы возникают в том случае, если очистное сооружение расположено на удаленном расстоянии от предприятия, перекачивающего сточные воды. Из-за того, что в законе нет понятия логистических услуг, как части обслуживающего комплекса, данный вид работ осуществляется сетевым предприятием. При этом, транспортирующая компания не несет ответственности за качество сточных вод, которые она передает для обработки.
В том случае, когда сетевая и гарантирующая фирмы назначены, заключается соглашение с компаниями по очистке воды для того, чтобы организовать контроль.
Полномочия гарантирующей организации
Юридические и физические лица должны подписать соглашение о поставке воды и обустройству коллектора с водоканалом. У гарантирующей организации есть право отказать в исполнении договора в том случае, если территория, на которой требуется оказание услуг, не является частью ЦСВ.
Права и обязанности
Компании, являющиеся гарантом по обеспечению водного ресурса и его последующего отведения, обязаны контролировать постоянную работоспособность сетей, принадлежащих ей или расположенных в зоне их деятельности. В их обязанности также входит:
- соблюдение регламентированного режима по приему стоков
- предупреждение пользователей о датах отключений и временной приостановке оказания услуг
- принятие мер по своевременной ликвидации последствий аварийных ситуаций в ЦСВ и на сетях канализационного хозяйства и обеспечение возобновления работы
- осуществление контроля над тем, как клиенты соблюдают режимы водоотведения
- предоставление данных согласно действующим стандартам раскрытия информации в рамках закона РФ
- обеспечивать обратную связь на жалобы потребителей, которые касаются исполнения договорных обязательств
- пломбирование приборов учета
- уведомление клиентов о датах и сроках, в которые будет проводиться планово-предупредительный ремонты сетей
Гарантирующим организациям предоставлено законное право:
- контролировать достоверность передаваемых показателей приборов учета водоснабжения
- выявлять незаконную врезку и использование централизованной системы водоотведения
- предотвращать самовольное пользование или подключение потребителей
- прекращать или ограничивать оказание услуг случаях, предусмотренных законодательством РФ
- взыскивать с потребителей в установленном порядке средства за расход, превышающий установленный норматив
- выступать инициатором сверки расчетов с каждым потребителем
Гарантирующая организация имеет право взыскать с потребителя пени за несвоевременную оплату услуг, эквивалентную одной сто тридцатой ставки рефинансирования ЦБ РФ, которая зафиксирована в день, когда оплата была фактически произведена. Расчет учитывает сумму за каждый просроченный день. Отсчет ведется с первого дня, следующего за датой, установленной в качестве срока оплаты.
Ответственность
Федеральным законом № 416 обозначены существенные условия договора водоотведения и ответственность сторон при исполнении или неисполнении подписанного соглашения.
Если гарантирующая организация нарушает прием сточных вод, потребитель имеет право требовать снижение расходов на оплату услуг водоснабжения и водоотведения в том расчетном периоде, когда были нарушены его права. Размер оплаты снижается пропорционально величине услуг, которые не были оказаны.
Взаимодействие гарантирующей организации с компаниями, обеспечивающими водоснабжение и водоотведение
Согласно статье 12 Федерального закона №416-ФЗ предприятия ВКХ обязаны обеспечить оказание услуг, заключив соглашение с гарантирующей организацией. Чтобы обеспечить бесперебойное водоотведение сточных вод, гарантирующая организация должна заключить договор с каждой компанией, эксплуатирующей отдельные элементы центральной системы водоотведения. При этом, фирмы, обеспечивающие водоотведение и водоснабжение, самостоятельно заключают договора с потребителями.
ФЗ-416 предусматривает заключение нескольких типов договорных соглашений, касающихся транспортировки сточных вод, их очистке, обращения с осадками сточных вод и другие типы соглашений.
Чтобы представлять интересы гарантирующей организации перед третьими лицами, оформляется соответствующая доверенность в водоканал, на представление интересов юридического лица.
В каких случаях производят замену гарантирующей организации
Согласно ч. 2. ст. 12 ФЗ-416, статус гарантирующей организации присваивается той компании водопроводно-канализационного хозяйства, к трубопроводу канализации которой подключено максимальное число абонентов из всех компаний ВКХ. Если по разным причинам количество пользователей уменьшилось, при этом появилась другая водоснабжающая компания с большим объемом подключений, то она получает этот статус.
Передача обязанностей гарантирующей организации другой компании
В том случае, если новой компании ВКХ присвоен статус гарантирующей организации, ей следует заключить договора на обслуживание водопроводных сетей со всеми пользователями ЦСВ, независимо от количества посреднических структур, находящихся между ними. Организация, лишившаяся статуса гарантирующей, должна передать информацию о всех потребителях, которых она обслуживала.
Что должны знать потребители об организации водоснабжения и водоотведения
Услуги по водоснабжению и водоотведению оказываются на основе соглашения, заключенного между абонентом и ресурсоснабжающей компанией. В данном документе зафиксированы правоотношения сторон, гарантирующие качественное оказание услуг со стороны и своевременную оплату со стороны потребителя.
Глава 28 ГК РФ регулирует порядок заключения договора по обеспечению ХВС и отведению сточных вод. Типовой договор на подключение к водопроводу и системе водоотведения содержит блоки:
- вводная часть, описывающая каждую из сторон
- предмет соглашения, где зафиксированы условия сотрудничества, в том числе тарифные планы и нормативы
- описание способов и порядка оказания услуг
- дополнительные условия
В случае, когда соглашение заключается с физическим лицом, в нем должны быть отражены данные пользователя: адрес помещения, реквизиты собственника и его контактные данные.
Грамотно составленный договор – гарант безопасности не только ресурсной компании, но и пользователя услугами. Формы типовых договоров на оказание коммунальных услуг утверждаются на законодательном уровне, тем самым упрощая процесс их согласования и утверждения. Назначение гарантирующей организации упорядочивает процессы обеспечения водой и ее отведения.
Организации ВКХ
Организации ВКХ
Чашка кофе из ПитСтопа за 60 руб.
Крепкий эспрессо за 110 руб.
Восхитительное Латте за 175 руб.
Оставить пожелание Пропустить
Немного науки 🙂 Сегодня рассмотрим вопрос непосредственно о самом понятии «организация водопроводно-канализационного хозяйства».
Отступление от автора: Рассматривая вопросы правового регулирования деятельности организаций ВКХ, в своей магистерской диссертации «Правовое регулирование организаций водопроводно-канализационного хозяйства» я столкнулся с очень малым объемом информации по данным вопросу. Поэтому материалы своей диссертации предлагаю читателям в виде статей на нашем ресурсе.
Понятие «организация водопроводно-канализационного хозяйства».
Для понимания правового статуса организации водопроводно-канализационного хозяйства, в первую очередь, необходимо проанализировать возможность зависимости понятия организации водопроводно-канализационного хозяйства от ее организационно-правовой формы.
В настоящее время большая часть основных имущественных фондов систем водоснабжения и водоотведения находится в государственной и муниципальной собственности и передана в хозяйственное ведение государственным и муниципальным унитарным предприятиям. Тем самым, основной организационно-правовой формой деятельности организаций водопроводно-канализационного хозяйства, является муниципальное унитарное предприятие или унитарное предприятие регионального уровня. Например, на территории Приморского края действуют следующие значимые организации водопроводно-канализационного хозяйства:
Краевое государственное унитарное предприятие «Приморский водоканал» — это уникальное предприятие, обеспечивающее питьевой водой потребителей Владивостока, Артёма и Надеждинского района. Ежедневно здесь производится почти 400 тысяч кубометров чистой воды. В структуре предприятия три водохранилища, тысячи километров водоводов, десятки водопроводно-насосных станций, очистные сооружения и станции обеззараживания воды. В КГУП «Приморский водоканал» работает 2,5 тысячи человек[1].
Краевое государственное унитарное предприятие «Примтеплоэнерго» — это крупнейший объект на рынке теплоэнергетических услуг края. При этом попутно организация оказывает и услуги по эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства. КГУП «Примтеплоэнерго» имеет 27 структурных подразделений по всему Приморскому краю, в составе одиннадцати филиалов. Значимость работы КГУП «Примтеплоэнерго» подтверждает штат работников – чуть менее 10 000 человек.
На уровне местного самоуправления следует выделить МУП «Уссурийск-Водоканал» и МУП «Находка-водоканал», которые оказывают услуги по поставке питьевой воды и отвод сточных вод для абонентов городов Уссурийск и Находка Приморского края.
В то же время, на территории Приморского края работают организации водопроводно-канализационного хозяйства и в других организационно-правовых формах. Например, на территории города Лесозаводск гарантирующей организацией определено Открытое акционерное общество «Электросервис», а на территории города Дальнереченск Общество с ограниченной ответственностью «Водоснабжение» и Общество с ограниченной ответственностью «Водоотведению», при этом используемое ими имущество принадлежит на праве собственности Индивидуальному предпринимателю Понькину Виталию Валерьевичу.
Как видно из многообразия организационно-правовых форм организаций водопроводно-канализационного хозяйства действующих на территории Приморского края, никаких преференций или ограничений, в зависимости от организационно-правовой формы нет. К такому же выводу приводит и анализ действующего законодательства, регулирующего деятельность организаций водопроводно-канализационного хозяйства. Каких либо преимуществ, в зависимости от той или иной организационно-правовой формы организации водопроводно-канализационного хозяйства, установлено не было.
Для понимания определения организации водопроводно-канализационного хозяйства, как стороны договора, необходимо проанализировать несколько правовых норм из Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее по тексту – Закон), Постановления Правительства РФ от 29 июля 2013 г. № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее по тексту – ППРФ № 644), а также Постановление Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. № 167 «Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации» (далее по тексту – ППРФ 167).
Понятие «организация водопроводно-канализационного хозяйства» известно очень давно, и в последние годы использовалось в понимании, определяемом ППРФ № 167, которое было почти полностью отменено при введении в действие ППРФ № 644. Согласно редакции ППРФ № 167 организацией водопроводно-канализационного хозяйства признавалось: «предприятие (организация), осуществляющее отпуск воды из системы водоснабжения и /или прием сточных вод в систему канализации и эксплуатирующее эти системы»[2]. Данная позиция соотносилась и с положением установленным ст. 539 Гражданского кодекса согласно которой: «по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту / потребителю через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию»[3]. Таким образом, договор заключался между абонентом присоединенным к сети и организацией водопроводно-канализационного хозяйства к чьей сети был присоединен абонент, и эти сети эксплуатировала данная организация.
Такая структура взаимоотношений имело как свои плюсы, так и минусы. Основным плюсом для определения стороны договора являлся сам факт присоединения сетей, их физического взаимодействия. Для определения стороны договора, с кем необходимо заключать договор водоснабжения (водоотведения) как организация водопроводно-канализационного хозяйства, достаточно было определить организацию которая непосредственно эксплуатирует присоединенные сети водоснабжения (водоотведения).
В то же время данная правовая конструкция имела и свой большой минус, который заключался именно в вышеописанной ситуации. В связи с тем, что договор подлежал заключению с эксплуатантом сетей водоснабжения (водоотведения), то широко использовалась практика передачи сетей в пользование юридическим лицам, наращивание кредитной массы с последующим банкротством данного эксплуатанта. Также необходимость заключения договора именно с тем лицом к чьим сетям непосредственно подсоединены сети абонента привела к увеличению тарифов на питьевую воду и отвод сточных вод, т.к. в расходы закладывались минимальные эксплуатационные расходы большего количества посредников, что безусловно вела к росту окончательного тарифа.
Рассмотрим указанную проблему и один из способов ее решения на примере изменения законодательства в период, когда Министерство Обороны Российской Федерации реформировало жилищно-коммунальное хозяйство как непосредственно Минобороны России, так и подведомственных ему организаций. Согласно действующего на 2010 год законодательства необходимо было заключать договора водоснабжения и водоотведения со всеми организациями водопроводно-канализационного хозяйства имеющими присоединение к сетям водоснабжения и водоотведения, по которым осуществляется поставка питьевой воды и отвод сточных вод для подведомственных Минобороны России организации.
Согласно Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации для заключения договора: «абонент обязан представить в организацию водопроводно-канализационного хозяйства заявку с указанием объектов, непосредственно присоединенных (присоединяемых) к системе водоснабжения и канализации, а также данные о субабонентах и объемах предполагаемой поставки питьевой воды и отводе сточных вод для данных абонента и субабонентов»[4].
При определении объемов поставляемого ресурса основным способом его определения является первичный расчет исходя из количества физических лиц проживающих или работающих на данном объекте Минобороны России. Однако, согласно закона о государственной тайне, сведения о расположении, настоящем действительном наименовании, их организационной структуре и численности персонала объекта Минобороны России относятся к государственной тайне.
Возникала определенная проблема препятствующая реформированию жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, а именно выявилась необходимость ограничения круга лиц, которым информация относимая к государственной тайне могла передаваться. Минобороны России попыталась решить выявленную проблему путем заключения на торгах, с использованием торговой площадки Оборонсервис, один государственный контракт с одним юридическим лицом, а именно с Открытым акционерным обществом «Славянка» входящим в холдинг Оборонсервис. Первый государственный контракт был заключен в 2010 году, но неожиданно для Минобороны России выступило явное противоречие статуса ОАО «Славянка» и нормы предписывающей, что договор водоснабжения необходимо заключать с тем, чьи сети присоединены к сетям организации водопроводно-канализационного хозяйства. Следующим шагом для устранения выявленных препятствий стало заключение в конце 2010 года договоров безвозмездного пользования, по которым все сети водоснабжения и водоотведения находящиеся в Собственности Минобороны России передавались в безвозмездное пользование ОАО «Славянка».
Начиная с момента приема имущества Минобороны России в безвозмездное пользование обстоятельства препятствующие для заключения договора водоснабжения и водоотведения по объектам Минобороны России и подведомственных организаций, чьи интересы представляет ОАО «Славянка», практически были устранены. Единственным препятствием для 100% охвата объектов Минобороны России и подведомственных организаций являлся тот факт, что некоторые объекты Минобороны России были непосредственно присоединены к централизованным сетям водоснабжения и водоотведения находящиеся на балансе иных юридических лиц. Отсутствие между объектом Минобороны России и владельцем (эксплуатантом) централизованной инженерной сети водоснабжения или водоотведения промежуточной инженерной сети принадлежащей Минобороны России и переданной в безвозмездное пользование ОАО «Славянка» все равно приводило к необходимости заключения договора водоснабжения и водоотведения со сторонними юридическими лицами и раскрытию сведений составляющих государственную тайну.
Для окончательного устранения всех обстоятельств Правительство Российской Федерации своим распоряжением определило ОАО «Славянка» единственным поставщиком холодной воды и услуг по отведению и очистке сточных вод для нужд Минобороны России и подведомственных Минобороны России организаций[5].
Начиная с апреля 2011 года все договора водоснабжения и водоотведения по всем объектам Минобороны России заключались непосредственно через ОАО «Славянка», т.к. этому способствовало соблюдение двух условий:
– в первую очередь сети между объектами Минобороны России и подведомственных организаций были переданы в безвозмездное пользование ОАО «Славянка» и в силу правила установленного правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации было обязано заключать договора водоснабжения и водоотведения с организациями водопроводно-канализационного хозяйства имеющими непосредственное присоединение к сетям водоснабжения и водоотведения;
— во вторую очередь, по объектам Минобороны России и подведомственных организаций не имеющих непосредственного присоединения через сети водоснабжения и водоотведения находящихся на балансе Минобороны России и преданных в пользование ОАО «Славянка» в силу прямого распоряжения правительства определившего ОАО «Славянка» как единого поставщика холодной воды и отводе сточных вод для нужд Минобороны России.
Созданная правовая схема взаимоотношений основанная на действующем в 2010-2011 г.г. законодательстве позволило создать самую крупную на территории Российской Федерации организацию водопроводно-канализационного хозяйства с годовым объёмом отпускаемой питьевой воды превышающим миллиард кубометров и осуществляющей свою деятельность на территории 59 субъектов Российской федерации.
В связи с изменением в 2011-2013 году законодательства, в области регулирования правоотношений по поставке воды и отводу сточных вод, неожиданно возникли затруднения с определением одной из сторон по заключаемым договорам на водоснабжение и водоотведение, а именно по определению «организации водопроводно-канализационного хозяйства» как стороны договора.
Принятие Федерального закона «О водоснабжении» и новых Правил холодного водоснабжения и водоотведения привели к изменению заложенных правовых конструкций используемых сторонами в своей деятельности. Изменилось не только определение «организация водопроводно-канализационного хозяйства» как стороны договора, но и появился новый субъект взаимоотношений – гарантирующая организация.
Закон с 01 января 2013 года (дата вступления в силу) ввел немного иное понятие организации водопроводно-канализационного хозяйства, а именно: «юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем[6]». Как видно понятие изменилось. В первую очередь законодатель наконец-то разграничил лиц эксплуатирующих системы холодного водоснабжения и систем горячего водоснабжения. В редакции Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, организация водопроводно-канализационного хозяйства, определялась как: «предприятие (организация), осуществляющее отпуск воды из системы водоснабжения и (или) прием сточных вод в систему канализации и эксплуатирующее эти системы». Никаких указание на то какая именно система водоснабжения, холодная или горячая, используется организацией — нет. В новой редакции понятий организация, осуществляющая горячее водоснабжение выделена из организаций водопроводно-канализационного хозяйства и определяется как: «юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованной системы горячего водоснабжения, отдельных объектов такой системы».
И если первое изменение можно было бы назвать технической правкой, то второе изменение уже является значимым. Сравнивая определение используемое ранее, а именно: «предприятие (организация), осуществляющее отпуск воды из системы водоснабжения и (или) прием сточных вод в систему канализации и эксплуатирующее эти системы» и новое определение, видно, что исключен признак «осуществляющее отпуск воды и /или прием сточных вод», т.е. в новом определении статус «организация водопроводно-канализационного хозяйства» уже не зависит от фактического отпуска воды и приема сточных вод абоненту.
Как нами рассматривалось выше, понятие водоснабжение и водоотведение используются для определения комплекса мер направленных на достижение поставленной цели – подача воды абоненту или отвод от него сточных вод, а исполнение какой-то одной или части функций из этого комплекса не приводит к применению понятия «водоснабжение» и «водоотведение».
Анализируя определение организации водопроводно-канализационного хозяйства в редакции Закона, видно, что законодатель в определении не использует цели эксплуатации систем централизованного холодного водоснабжения или водоотведения. Если ранее целью использования являлся отпуск воды или прием сточных вод, то сейчас указан только признак – эксплуатация не только систем холодного водоснабжения и водоотведения во всей своей совокупности, но и отдельных ее объектов. Это позволяет сделать вывод, что организацией водопроводно-канализационного хозяйства в настоящее время признается любое юридическое лицо, которое эксплуатирует систему холодного водоснабжения или водоотведения, или ее части, не только с целью оказания всего комплекса услуги «водоснабжения» или «водоотведения», но и каких-то его составных частей. Таким образом, как юридическое лицо эксплуатирующая сети холодного водоснабжения и поставляющее питьевую воду своим абонентам является организацией водопроводно-канализационного хозяйства, так и лицо которое осуществляет только какую-то часть из комплекса «водоснабжение», например только транспортирует по своим сетям водоснабжения питьевую воду, или осуществляет водоподготовку питьевой воды, и т.п. также является организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Расширив понятие на лиц, осуществляющих в том числе и только часть из комплекса мероприятий по поставке холодной воды или отводу сточных вод, законодатель выделил из многообразия организаций водопроводно-канализационного хозяйства нового субъекта – гарантирующую организацию. Введение статуса «Гарантирующая организация» позволило выделить нового субъекта в отношениях между абонентами и организациями водопроводно-канализационного хозяйства. На первое место вышло не фактическое подключение абонента к сетям организации водопроводно-канализационного хозяйства, а законодательно установленная обязанность заключить договор водоснабжения и водоотведения с иным, третьим лицом. При этом, следует отметить, что до изменения статуса это третье лицо не имело никакого отношение к правоотношениям двух лиц – абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства, поставляющей ему коммунальный ресурс через присоединенную сеть.
Закон выделил новый статус организации водопроводно-канализационного хозяйства как: «организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления поселения, городского округа, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения»[7]. Как видно основным признаком «гарантирующей организации» является «которая обязана заключить договор … с любым обратившимся к ней лицом», т.е. из определения «организации водопроводно-канализационного хозяйства» отпуск воды и прием сточных вод исключен, но за то в определении «гарантирующая организация» появилась необходимость заключить публичный договор.
Сравнивая новое понимание абонента как стороны договора и гарантирующей организации, можно определить главный новый общий признак отнесения лица к категории абонента или гарантирующей организации – это необходимость заключить соответствующий договор холодного водоснабжения или водоотведения.
Для определения признаков, определяющих гарантирующую организацию, как субъекта договора водоснабжения или водоотведения, заключаемому с абонентом, необходимо в первую очередь проанализировать отличительные признаки, выделяющие гарантирующую организацию из многообразия организаций водопроводно-канализационного хозяйства.
В отношении организации водопроводно-канализационного хозяйства законодатель устанавливает главный отличительный признак — эксплуатация централизованных систем холодного водоснабжения или водоотведения, или эксплуатация отдельных объектов данных систем. В отношении же гарантирующей организации законодатель определяет дополнительные условия:
1) организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение. Т.е. в первую очередь гарантирующей организацией признается организация водопроводно-канализационного хозяйства осуществляющая полный комплекс мероприятий в целях поставки воды абоненту или отвод от него сточных вод, а не какой-то его составной части. Для реализации всего комплекса мероприятий, гарантирующая организация наделена обязанностью заключать с иными организациями водопроводно-канализационного хозяйства, действующими в пределах ее ответственности договоры, необходимые для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения и водоотведения
2) орган местного самоуправления поселений, городских округов должен выбрать данную организацию гарантирующей и установить зону ее деятельности. Вторым ключевым признаком является выбор органом местного самоуправления, из всего многообразия организаций водопроводно-канализационного хозяйства действующих на его территории, одной организации и возложение на нее соответствующих обязанностей. Критерием выбора гарантирующей организации из числа действующих организаций на территории муниципального образования, является то, что к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов.
Следует отметить, что организация водопроводно-канализационного хозяйства получившая статус гарантирующей организации и не имеющая такого статуса, имеют разный уровень прав и обязанностей. В качестве примера можно привести изменение контрольных функций, осуществляемых организацией водопроводно-канализационного хозяйства при осуществлении комплекса мероприятий по поставке воды или отводу сточных вод, в качестве гарантирующей организации или организации транспортирующей сточные воды для их последующей очистки.
Организация водопроводно-канализационного хозяйства, со статусом гарантирующей организации, обязана осуществлять контроль за составом и свойствами сточных вод, сбрасываемых в систему канализации от абонентов, как напрямую, так и через сети транзитных организаций. Исполнение данной обязанности на условиях предусмотренных действующим законодательством создает условия для злоупотребления со стороны гарантирующей организации. Ранее, организация водопроводно-канализационного хозяйства транспортировавшая стоки производила собственный контроль силами своей лаборатории. После введения статуса гарантирующей организации и изменения их правосубъектности, для определения превышения в составе сточных вод предельно-допустимых концентраций вредных веществ гарантирующая организация будет использовать свою лабораторию, а транзитная организация — аттестованную независимую лабораторию. Т.к. расходы на проведение анализов собственной лабораторией закладываются в тариф и полностью компенсируются абонентами в виде платы за оказанную услугу, а расходы на проведение анализов сторонней лабораторией учитываются в тарифе, только в рамках производственной программы, то соответственно анализов проведенных независимой лабораторией будет меньше, т.е. гарантирующая организация получает возможность злоупотребить имеющимися возможностями и использовать анализы при расчетах не проверенные независимой аттестованной лабораторией. Вопрос о возможных злоупотреблениях при проведении анализов и способах исправления ситуации изложены в настоящей работе в третьей главе.
Также следует учитывать, что гарантирующая организация имеет дополнительную надбавку, включаемую в плату за холодной водоснабжение и отведение, за осуществление функций гарантирующей организации, что также приводит к получению дополнительной прибыли, т.к. все расходы на содержание необходимого персонала содержатся в установленном тарифе.
Как видно из вышеизложенного стороной для абонента, оказывающей услуги водоснабжения и водоотведения, будет гарантирующая организация, определенная органом местного самоуправления. Исключением из данного правила являются некоторые условия при наличии которых стороной водоснабжения или водоотведения для абонента будет не гарантирующая организация. В первую очередь следует отметить такое условие, как отсутствие на территории муниципального образования выбранной гарантирующей организации или абонент не подключен к централизованным сетям. Тем самым будут применяться действовавшее ранее правило, что договор подлежит заключению с организацией водопроводно-канализационного хозяйства к чьим сетям непосредственно подключен абонент,
Также исключением является правило, установленное п. 2 ч. 1 ст. 93 Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» вступившим в силу с 01 января 2014 года, а именно, что указом или распоряжением Президента Российской Федерации может быть определен единственный поставщик для абонентов, а также в случаях, установленных поручениями Президента Российской Федерации, постановлением или распоряжением Правительства Российской Федерации может быть определен иной поставщик для абонентов.
В настоящее время единственным случаем, когда Правительство РФ определило единственного поставщика по договорам водоснабжение/водоотведение, является определение ОАО «Славянка» единственным поставщиком холодной воды и услуг по отведению и очистке сточных вод для нужд Минобороны России и подведомственных Минобороны России организаций[8]. При введении в действие Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» ранее принятые распоряжения Правительства РФ не теряют своей силу. Однако ранее принятие Распоряжение Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 645-р не удовлетворяет обязательным условиям предусмотренным новым Федеральным законом. Согласно правила, являвшегося основанием для издания Распоряжения Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 645-р, к проекту распоряжения прилагались документы и сведения, содержащие обоснование цены контракта в соответствии с положениями статьи 19.1 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»[9]. В редакции данного правила, вступившего в силу с 01 января 2014 года, обязательным требованием к принимаемому нормативному акту является обязательное установление предмета контракта, и предельного срока, на который может быть заключен контракт[10]. С одной стороны, нормативный акт принятый ранее по правилам действовавшим ранее и не отмененный – продолжает действовать. С другой стороны нормативный акт не соответствующий обязательным требованиям установленным Федеральным законом не может быть признан легитимным и законным.
Точку в споре должны были бы поставить арбитражные суды, но на данный момент такие противоречия не рассматриваются арбитражными судами. В качестве примера можно привести арбитражные дела № А51-12780/2014 и А51-11534/2014. В обоих арбитражных делах рассматривалась обязанность ОАО «Славянка» оплачивать объемы питьевой воды и прием сточных вод, а также заключить договор на новый период, по объектам принадлежащим Минобороны России и подведомственных организаций и обслуживаемых ОАО «Славянка». При рассмотрении данных дел арбитражный суд установил, что распоряжение Правительства РФ от 15.04.11г. № 645-р утратило силу с 01.01.14г., но ошибочно оценив условия договора между ОАО «Славянка» и Минобороны России заключенном в 2012 году, признал обязанность ОАО «Славянка» оплачивать объемы питьевой воды и сточных вод для нужд объектов Минобороны России. По всей вероятности данное противоречие не будет рассмотрено судами, т.к. государственный контракт № 2-водопроводно-канализационного хозяйства прекращает свое действие с 30.06.2015 года, а все следующие контракты будут заключаться с учетом изменившихся правовых норм.
[1] «О предприятии» // Материалы сайта primvoda.ru
[2] Постановление Правительства РФ от 12.02.1999 г. № 167 «Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 8, ст. 1028.
[3] Гражданский кодекс Российской Федерации от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
[4] п. 9 Постановления Правительства РФ от 12.02.1999 г. № 167 «Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации» в редакции до 14.08.2013 г. // СЗ РФ. 1999. № 8, ст. 1028.
[5] Распоряжение Правительства РФ от 15.04.2011, № 645-р «Об определении ОАО «Славянка» единственным поставщиком холодной воды и услуг по отведению и очистке сточных вод для нужд Минобороны РФ и подведомственных Минобороны РФ организаций» // СЗ РФ. 25.04.2011, № 17, ст. 2456
[6] ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» // СЗ РФ. 12.12.2011, № 50, ст. 7358
[7] ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» // СЗ РФ. 12.12.2011, № 50, ст. 7358
[8] Распоряжение Правительства РФ от 15.04.2011, № 645-р «Об определении ОАО «Славянка» единственным поставщиком холодной воды и услуг по отведению и очистке сточных вод для нужд Минобороны РФ и подведомственных Минобороны РФ организаций» // СЗ РФ. 25.04.2011, № 17, ст. 2456
[9] п. 17.1. ч. 2 ст. Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» // СЗ РФ. 25.07.2005, № 30 (ч. 1), ст. 3105
[10] п. 2 ч. 1 ст. 93 Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // СЗ РФ. 2013. № 14. ст. 1652
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.