- Лекция 2 – Основы организации санитарно-эпидемиологического надзора за питанием и водоснабжением в полевых условиях
- 7. Санитарно-эпидемиологический надзор за водоснабжением войск в условиях чс и в условиях применения противником омп.
- Приложение. Инструкция о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Вооруженных Силах Российской Федерации
- С изменениями и дополнениями от:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
Лекция 2 – Основы организации санитарно-эпидемиологического надзора за питанием и водоснабжением в полевых условиях
Питание – сложный процесс поступления, переваривания, всасывания и ассимиляции в организме пищевых вещ-в, необходимых для восполнения энергетических затрат, построения и возобновления клеток и тканей, регуляции ф-ций организма
Питание обеспечивает человеку правильное физическое и психологическое развитие, высокую работоспособность и сопротивляемость вредным факторам среды
Рационально организованное питание военнослужащих обеспечивает высокую боеспособность войск
Цель организации питания личного состава и санитарного надзора:
· сохранить и укрепить здоровье и боеспособность личного состава
· способствовать формирования профессионально значимых ф-ций (скорость реагирования, сумеречное зрение)
· предупредить развитие алиментарных заболеваний (белковая недостаточность, гиповитаминозы), кишечных инфекций, пищевых отравлений
Питание личного состава организует и осуществляет
(проводит бесперебойное обеспечение личного состава доброкачественным продовольствием и приготовление пищи)
осуществляет санитарно-эпидемиологический надзор за питанием личного состава
Санитарно-эпидемиологический надзор за питанием – система контроля за производством пищевых продуктов, их переработкой, распределением, приготовлением пищи, ее потреблением, состоянием здоровья питающихся и персонала, работающего на предприятиях и объектах питания
Принципы организации питания военнослужащих
1. общественный характер питания
2. централизованность в организации продовольственного обеспечения
3. питание по установленным нормам довольствия (пайкам)
4. приготовление пищи по меню-раскладкам
5. комплексный и непрерывный контроль за питанием личного состава
Меню-раскладка – основной документ, по к-рому осуществляется приготовление пищи
— начальник продовольственной службы
— с участием начальника медицинской службы и
Утверждает: командир части
М. Я. Мудров
«Пища и питание солдат должны быть хороши, свежи и обильны – того требуют труды их службы. Ни лезвия мечей, ни жерла пушек не столь ужасны для армии, как недостаток в съестных припасах»
Продовольственной службе в России более 300 лет
До 1711 г. содержание нижних чинов не было строго урегулировано и производилось частью деньгами, частью натуральными продуктами.
В 1711 г. были введены первые пайки для сухопутных войск.
Петр 1 «Артикул воинский» 1716 г.
«Пропитание людей – наиглавнейшая дела суть, о чем мудрый и осмотрительный генерал всегда мыслить должен»
· хлеб – 3 фунта (1200 г)
· крупа – 32 золотника (134 г) в день +
· деньги на мясо и соль 1 руб 47 коп на 1 чел в год
Рацион матроса (1720 г)
ü 650 г сухарей, 150 г мяса, 60 г рыбы
ü 200 г крупы, 150 г гороха, 9 г масла
ü +ежемесячно полагалось 7 ведер пива
Главнейший недостаток – отсутствие овощей => распространение цинги
Питание личного состава РА осуществляется в соответствии с Постановлением правительства РФ
«О продовольственном обеспечении военнослужащих…» и
соответствующим приказом Министерства обороны
Постановлением утверждены и внедрены в действие дифференцированные нормы продовольственный пайков
Нормы определены с учетом «Норм физиологических потребностей в пищевых вещ-вах и энергии для различных групп населения», разработанных под руководсвом Института питания РАН
В дифференцированных нормах учтены:
· Особенности военного труда
Виды пайков
1. Основные (пайки котлового довольствия)
2. Рационы выживания, аварийные рационы, бортовые и сухие пайки
7. Санитарно-эпидемиологический надзор за водоснабжением войск в условиях чс и в условиях применения противником омп.
Аварии на промышленных предприятиях, железнодорожном транспорте, стихийные бедствия показали, что в этих условиях значительно осложняется санитарно-эпидемическая обстановка. Все это в полной мере относится и к водному фактору.
При выходе из строя водопроводных сооружений и сетей определяются экстренные меры по обеспечению водой л/с частей, участвующих в ликвидации последствий ЧС, и населения.
При невозможности централизованного водоснабжения решается вопрос о развертывании ПВ на источниках воды, отвечающих гигиеническим требованиям по качеству, или об организации её подвоза в аварийную зону. Специалисты СЭУ принимают участие в выборе водоисточника, дают разрешение на использованием автотранспорта для подвоза воды, согласовывают отведенные места для его мойки и дезинфекции, при необходимости дают предписание о проведении обеззараживания воды в автоцистернах, осуществляют выборочный контроль за содержанием остаточного хлора в воде и качеством её по бактериологическим показателям. Нормативы показателей качества воды представлены в табл. 4.
Нормативы показателей качества воды в районах стихийных бедствий, аварий и крупных катастроф.
Назначение воды для нужд
1. Органолептические показатели
Остаточный активный хлор, мг/л
2. Микробиологические показатели
Патогенные микроорганизмы, микробных тел/л
Споровые формы микроорганизов, микробный тел/л
Ботулинический токсин, УЕ/л
Количество бактерий группы кишечной палочки в 1 л воды (коли-индекс)
1. Для населения предельно допустимые концентрации химических веществ и продуктов ядерного взрыва (ПЯВ) в продовольственных товарах и питьевой воде утверждены заместителем Министра здравоохранения СССР и начальником Гражданской обороны СССР в 1984 году и ГОСТом 2874-ВД.
2. Споровые формы микроорганизмов в воде для коммунально-бытовых нужд (не более 1 микробных тел/л) допускаются в исключительных случаях, так как это сопряжено с опасностью возникновения инфекционных заболеваний.
Обеспечение водоснабжения войск в условиях применения противником ОМП складывается из подготовительных и специальных мероприятий.
Подготовительные мероприятия проводятся до применения противником ОМП или до преодоления зараженного участка. Основная задача этих мероприятий – защита источников и запасов воды от заражения ОВ, РБ и БС. К подготовительным мероприятиям относятся:
— обучение личного состава правилам действия в условиях применения ОМП (на марше весь личный состав должен быть обеспечен флягами, заполненными чистой водой; для защиты от РВ, ОВ и БС фляги обворачивают плотной бумагой или ветошью, носят их под защитной одеждой; при непродолжительном нахождении на заражённой местности от питья необходимо воздерживаться; воду можно пить только после преодоления участка заражения и проведения частичной санитарной обработки — мытья рук, полоскания рва и специальной обработки фляги),
— проверка защищенности от ОМП источников воды и соответствующих материально-технических средств, предназначенных для транспортировки и хранения запасов воды (крупную тару защищают от заражения, покрыв её брезентом, плащ-палатками и различными подручными средствами).
Специальные мероприятия проводят после применения ОМП, они включают:
— индикацию и экспертизу воды на ОВ, РВ и ВС, а также специальную её обработку – обеззараживание, дезактивацию и обезвреживание.
— индикация ОВ и ядов с помощью ПХР-МВ (МПХР);
— определение зараженности РВ с помощью ИМД-1 (ДП-5В) по гамма-методу, или расчетным методом;
— определение органолептических свойств воды.
В случае необходимости производится отбор проб воды и исследование в санитарно-эпидемиологических учреждениях.
В СЭЛ дивизии осуществляется:
— исследование доброкачественности воды с помощью ЛГ-1 (определение органолептических свойств, содержания в воде ионов аммония, азотистой кислоты, нитратов, окисляемости, хлоридов), а также коли-индекса;
— определение РВ с помощью ИМД-I (ИМД-12) или расчетным методом;
— исследование воды на конкретные БОВ с помощью МПХЛ.
В СЭО ОМБ армии и СЭО фронта проводятся:
— исследование доброкачественности воды с помощью ЛГ-2;
— радиометрическое исследование на РЛУ-2 ( ИМД-12);
— санитарно-токсикологическое исследование на ОВ, яды и пестициды с помощью МПХЛ и нетабельных средств.
Развертывание ПВ и водоразборных пунктов на территории, зараженной ОВ, РВ и БС разрешается только в исключительных случаях после предварительной дегазации, дезактивации и дезинфекции выбранных площадок для их размещения.
Личный состав, привлекаемый к выполнения задач водоснабжения в условиях применения противником 0МП, допускается к работе только с разрешения медицинской службы и при проведении специальной обработки воды должен пользоваться защитной одеждой (ОЗК, Л-1), а также средствами защиты органов дыхания.
Питьевую воду после обеззараживания, обезвреживания и дегазации можно употреблять лишь с разрешения медицинской службы.
Кроме того медицинская служба в условиях применения противником ОМП участвует в разведке на воду, осуществляет контроль за санитарно-эпидемиологической и эпизоотологической обстановкой на пункте водоснабжения и водоразбора, проводит наблюдение за состоянием здоровья персонала ПВ.
Радиоактивные вещества, находящиеся в виде грубых взвесей, могут быть удалены с помощью коагуляции, отстаивания и фильтрации через обычные фильтры (ТУФ-200, ВФС); коллойдные взвеси удаляются коагуляцией с последующим отстаиванием и фильтрацией через специальную шихту (карбоферрогель-М), и, наконец, от соединений, наводящихся в виде истинных растворов можно освободиться с помощью дистилляции или ионообменного фильтрования.
Обезвреживание (дегазация) воды.
Простейшим способом обезвреживания воды является кипячение и хлорирование большими дозами хлора. Установлено, что таким способом можно разрушать большинство ОВ и ботулотоксины в тех концентрациях, которые могут создаваться в воде при применении ОВ. Универсальным методом освобождения воды от всех известных ОВ является сорбция их на активированном угле, обработанном гидратом окиси железа и другими присадками. Используя табельные фильтры, можно освободить воду от большинства ОВ. Однако следует иметь в виду опасность намеренного заражения водоисточников (колодцев, небольших водохранилищ и т. п.) ядовитыми веществами, которые углём не задерживаются.
К числу таких веществ относятся соли тяжелых металлов и алкалоиды. Заражённая ими вода обезвреживается перегонкой (дистилляцией) или с помощью фильтрования через ионообменные фильтры.
Отработанная шихта фильтров и другие заражённые материалы собирают в специальные колодцы или закапывают в грунт на расстоянии не менее 50 м от ПВ.
САМОСТОЯТЕНЛЬАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ.
В ходе самостоятельной работы студенты должны освоить правила отбора проб воды из открытых и закрытых источников (колодцы), а также освоить методы определения наличия загрязнения воды отдельными видами загрязнителей (при разведке водоисточника – этап долабораторного тест-контроля).
1. Ознакомиться с устройством батометра и правилами отбора проб воды из водоисточников (приложение №1).
2. Провести определение показателей цветности, мутности, привкуса, запаха (контроль за веществами, изменяющими органолептические свойства воды) в предложенной пробе воды.
3. Провести определение химических показателей – индикаторов бактериального загрязнения воды (определение аммиака в воде, содержание нитритов, нитратов в воде, окисляемости воды). При выполнении 2 и 3 пункта самостоятельной работы студенты пользуются «Методическими указаниями по исследованию воды в полевых условиях» (Приложение 3).
4. Обнаружение ОВ и СДЯВ, определение уровней радиации, с помощью табельных средства ДП-5В и ПХР-МВ (приложение № 2).
Студенты под руководством преподавателя знакомятся с приборами и осваивают методику работы с ними.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ.
1. Значение санитарного надзора за водоснабжением.
2. Задачи, возлагаемые на инженерную, продовольственную и службу РХБЗ по организации водоснабжения войск в полевых условиях.
3. Задачи медицинской службы при полевом водоснабжении войск.
4. Организация разведки на воду.
5. Порядок проведения разведки водоисточника.
6. Пункты водоснабжения и водоразбора, гигиенические требования к их оборудованию и содержанию.
7. Особенности организации и проведения сан. надзора в боевой обстановке.
8. Водоснабжение войск в особых условиям.
9. Табельные средства добычи воды, их ТТХ.
10. Табельные средства очистки воды, их ТТХ.
11. Табельные средства для хранения и подвоза воды, их ТТХ.
12. Индивидуальные средства обеззараживания воды, их ТТХ.
13. Требования к качеству воды в полевых условиях.
14. Санитарно-эпидемический надзор за водоснабжением войск в ЧС.
15. Санитарный надзор за водоснабжением войск при применении противником ОМП.
16. Методы специальной обработки воды.
17. Правила отбора проб воды из водоисточников.
18. Измеритель мощности доз (ИМД-1), его назначение, устройство и порядок работы.
19. Приборы для индикации ОВ ПХР-МВ (МПХР), устройство, назначение.
Приложение. Инструкция о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Вооруженных Силах Российской Федерации
Приложение
к приказу Министра обороны РФ
от 21 августа 2001 г. N 369
Инструкция
о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Вооруженных Силах Российской Федерации
С изменениями и дополнениями от:
27 марта 2006 г.
Информация об изменениях:
Приказом Министра обороны РФ от 27 марта 2006 г. N 131 пункт 1 настоящего приказа изложен в новой редакции
1. Настоящая Инструкция разработана в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1 (ч. I), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10), постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2005 г. N 569 «О Положении об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 39, ст. 3953) и определяет порядок осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее именуются — Вооруженные Силы).
Информация об изменениях:
Приказом Министра обороны РФ от 27 марта 2006 г. N 131 в пункт 2 настоящего приказа внесены изменения
2. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Вооруженных Силах и на объектах обороны (далее именуется — государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Вооруженных Силах) — это деятельность структурных подразделений и федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, входящих в единую федеральную централизованную систему государственного санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия личного состава Вооруженных Сил в целях охраны его здоровья и среды обитания. Содержание государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Вооруженных Силах определено в пункте 1 статьи 44 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Информация об изменениях:
Приказом Министра обороны РФ от 27 марта 2006 г. N 131 в пункт 3 настоящего приказа внесены изменения
3. Деятельность структурных подразделений и федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Вооруженных Силах, организует главный государственный санитарный врач Министерства обороны Российской Федерации, являющийся по своим функциональным обязанностям заместителем Главного государственного санитарного врача Российской Федерации.
Информация об изменениях:
Приказом Министра обороны РФ от 27 марта 2006 г. N 131 в пункт 4 настоящего приказа внесены изменения
4. В единую федеральную централизованную систему государственного санитарно-эпидемиологического надзора входят:
а) структурные подразделения и федеральные государственные учреждения Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Вооруженных Силах:
отдел (государственного санитарно-эпидемиологического надзора) Главного военно-медицинского управления Министерства обороны Российской Федерации;
Главный центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства обороны Российской Федерации;
центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил, объединений;
иные центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства обороны Российской Федерации;
б) государственные научно-исследовательские и иные учреждения Вооруженных Сил, осуществляющие свою деятельность в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации.
Информация об изменениях:
Приказом Министра обороны РФ от 27 марта 2006 г. N 131 в пункт 5 настоящего приказа внесены изменения
5. Основными задачами структурных подразделений и федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, входящих в единую федеральную централизованную систему государственного санитарно-эпидемиологического надзора, являются профилактика инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) личного состава Вооруженных Сил, предупреждение вредного воздействия на него факторов среды обитания, а также гигиеническое воспитание и обучение.
Информация об изменениях:
Приказом Министра обороны РФ от 27 марта 2006 г. N 131 в пункт 6 настоящего приказа внесены изменения
6. Государственному санитарно-эпидемиологическому надзору в Вооруженных Силах подлежат:
а) центральные органы военного управления, объединения, соединения, воинские части и организации Вооруженных Сил с эксплуатируемыми ими зданиями, сооружениями, помещениями, иными объектами и занимаемыми ими территориями;
б) организации независимо от их организационно-правовой формы, размещающиеся (функционирующие) на территориях (в зданиях, помещениях, сооружениях), обслуживаемых структурными подразделениями и федеральными государственными учреждениями Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Вооруженных Силах.
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Приказом Министра обороны РФ от 27 марта 2006 г. N 131 в пункт 8 настоящего приказа внесены изменения
8. Должностными лицами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Вооруженных Силах от имени структурных подразделений и федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, входящих в единую федеральную централизованную систему государственного санитарно-эпидемиологического надзора, являются:
а) главный государственный санитарный врач Министерства обороны Российской Федерации;
б) начальник отдела (государственного санитарно-эпидемиологического надзора) Главного военно-медицинского управления Министерства обороны Российской Федерации — заместитель главного государственного санитарного врача Министерства обороны Российской Федерации;
в) начальник Главного центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства обороны Российской Федерации — заместитель главного государственного санитарного врача Министерства обороны Российской Федерации;
г) главные государственные санитарные врачи видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил, объединений, 12 Главного управления Министерства обороны Российской Федерации;
д) начальники, их заместители и специалисты структурных подразделений и федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, входящих в единую федеральную централизованную систему государственного санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации;
Информация об изменениях:
9. Должностные лица, уполномоченные осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Вооруженных Силах, в своей деятельности руководствуются законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, ведомственными (межведомственными) нормативными правовыми актами, в том числе настоящей Инструкцией, действуют при выполнении своих обязанностей на основе подчинения нижестоящих вышестоящим и во взаимодействии с другими органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы.
10. Организация деятельности должностных лиц, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Вооруженных Силах, осуществляется в соответствии с утвержденными в установленном порядке планами работы на основе:
единоначалия и персональной ответственности за исполнение должностных обязанностей;
взаимодействия с органами государственной власти, общественными организациями, предприятиями, учреждениями и иными организациями Российской Федерации.
11. Начальник Главного центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства обороны Российской Федерации, начальники центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил, объединений и иных центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства обороны Российской Федерации являются главными государственными санитарными врачами соответствующих районов ответственности по осуществлению государственного санитарно-эпидемиологического надзора (далее именуется — район ответственности). Границы районов ответственности определяются главным государственным санитарным врачом Министерства обороны Российской Федерации по представлению:
начальника Главного центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства обороны Российской Федерации — заместителя главного государственного санитарного врача Министерства обороны Российской Федерации — в г.Москве и Московской области;
главных государственных санитарных врачей видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил — на территориях военных округов (флотов) и за пределами Российской Федерации.
12. Должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Вооруженных Силах, пользуются правами, установленными статьей 50 и пунктами 1 и 3 статьи 51 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
13. Обязанности и ответственность должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Вооруженных Силах, регулируются статьями 52 и 53 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
14. Обжалование действий (бездействия) должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Вооруженных Силах, производится в порядке, установленном статьей 54 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Информация об изменениях:
Приказом Министра обороны РФ от 27 марта 2006 г. N 131 в пункт 15 настоящего приказа внесены изменения
15. Лица, совершившие нарушения санитарного законодательства, привлекаются к административной ответственности должностными лицами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Вооруженных Силах, в соответствии со статьями 55, 57 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и ведомственными нормативными правовыми актами.
Первый заместитель
Министра здравоохранения
Российской Федерации —
Главный государственный
санитарный врач
Российской Федерации