- Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл
- Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл
- Требования к воздушно-тепловому режиму в дошкольных организациях — RSS
- Требования к воздушно-тепловому режиму в дошкольных организациях
- Требования к воздушно-тепловому режиму в дошкольных организациях
- Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл
- Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл
- Воздушно-тепловой режим в учебных помещениях — RSS
- Воздушно-тепловой режим в учебных помещениях
- Воздушно-тепловой режим в учебных помещениях
- 8.3. Водоснабжение и канализация. Отопление и вентиляция (проветривание). Воздушно-тепловой режим. Нормы температуры и относительной влажности воздуха
- Вопрос: Гигиенические требования к воздушно- тепловому и световому режиму
Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл
Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл
Требования к воздушно-тепловому режиму в дошкольных организациях — RSS
Требования к воздушно-тепловому режиму в дошкольных организациях
Требования к воздушно-тепловому режиму в дошкольных организациях
Одним из важных средовых факторов, оказывающих влияние на работоспособность и состояние здоровья детей, является воздушно-тепловой режим помещений. В закрытых помещениях детских учреждений за время пребывания в них детей повышаются температура и влажность воздуха. Изменяется химический состав воздуха вследствие выделений продуктов жизнедеятельности, так называемых антроповыбросов (выдыхаемый воздух, кишечные газы, выделения с поверхности кожи). Кроме того, воздушная среда загрязняется выделением химических веществ из отделочных материалов, в процессе учебно-образовательной деятельности. Меняются биологические свойства воздуха (бактериальная обсемененность), ионный состав (увеличивается количество тяжелых, положительно заряженных частиц).
Чтобы создать в дошкольных организациях условия для подачи в помещения достаточного объема чистого, незагрязненного воздуха, а также благоприятный для каждого вида деятельности микроклимат, разработаны СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима дошкольных образовательных организаций». Данные санитарные правила содержат ряд конструктивных положений, а также нормируемые параметры микроклимата в помещениях ДОУ.
В качестве нагревательных приборов не допускается использовать переносные обогревательные приборы, а также обогреватели с инфракрасным излучением. При установке ограждений отопительных приборов используемые материалы должны быть безвредны для здоровья детей. Не следует устраивать ограждения из древесно-стружечных плит и других полимерных материалов.
Относительная влажность воздуха в помещениях с пребыванием детей должна быть в пределах 40-60%.
Температура воздуха должна находиться в следующих пределах:
— приемные, игровые ясельных групповых ячеек — 22°С;
— приемные, игровые младшей, средней, старшей групповых ячеек — 21°С;
— спальни всех групповых ячеек – 19°С;
— туалетные ясельных групп – 22°С;
— туалетные дошкольных групп — 19°С;
— помещения медицинского назначения — 22°С;
— залы для музыкальных и гимнастических занятий — 19°С;
— прогулочные веранды — 12°С;
— зал с ванной бассейна — 29°С;
— раздевалка с душевой бассейна — 25°С;
— отапливаемые переходы — 15°С.
Контроль за температурой воздуха во всех основных помещениях пребывания детей осуществляется с помощью бытовых термометров.
Нужно отметить, что благоприятные условия микроклимата и подача в помещения достаточного объема чистого, незагрязненного воздуха комплексно обеспечиваются при взаимодействии систем отопления и вентиляции. Ревизия, очистка и контроль за эффективностью работы вентиляционных систем осуществляется не реже 1 раза в год. Указанные работы целесообразно проводить на договорной основе силами специализированных организаций, имеющих соответствующую лицензию.
Для обеспечения достаточного притока чистого воздуха в помещения действующие санитарные правила устанавливают требования по проведению проветривания. Длительность проветривания зависит от температуры наружного воздуха, направления ветра, эффективности отопительной системы. Проветривание проводится в отсутствии детей и заканчивается за 30 минут до их прихода с прогулки или занятий.
Итак, контроль за обеспечением благоприятных параметров микроклимата подразумевает следующее:
- соблюдение режима проветривания;
- своевременная влажная уборка;
- контроль параметров микроклимата;
- своевременная ревизия, очистка вентиляционных систем;
- визуальный контроль за наличием и видом ограждения отопительных приборов.
Указанные параметры контролируют непосредственно сотрудники дошкольной организации.
Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл
Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл
Воздушно-тепловой режим в учебных помещениях — RSS
Воздушно-тепловой режим в учебных помещениях
Воздушно-тепловой режим в учебных помещениях
Состояние здоровья обучающихся формируется под воздействием факторов внутришкольной среды. Одним из показателей является воздушно-тепловой режим.
Воздушно-тепловой режим предусматривает температуру основных учебных помещений, влажность воздуха, кратность воздухообмена, эффективность проветривания и т.д.
В соответствии с санитарными правилами для контроля температурного режима учебные помещения и кабинеты должны быть оснащены термометрами. Температура воздуха в классах, рекреации, актовом зале, гардеробе должна составлять 18-24 град. С, в спортзале и мастерских 17-20 град. С. В основных помещениях относительная влажность воздуха должна составлять 40-60%, скорость движения воздуха – не более 0,1 м/сек.
Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные – во время уроков. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. Продолжительность сквозного проветривания определяется погодными условиями, направлением и скоростью движения ветра. Окна в классах оборудуются откидными фрамугами с рычажными приборами или форточками. Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года. Остекление окон должно быть выполнено из цельного стеклополотна, замена разбитых стекол должна проводиться немедленно.
Концентрация вредных веществ в воздухе учебных помещений школ не должна превышать гигиенические нормативы для атмосферного воздуха населенных мест.
К началу учебного года и отопительного сезона в школах Марий Эл проведена ревизия и опрессовка систем отопления. Удельный вес общеобразовательных учреждений, не имеющих центрального отопления, составляет 2,4% по республике, где предусмотрено печное отопление.Руководителями образовательных учреждений усилен контроль за соблюдением режима проветривания. Согласно инструментальным исследованиям в 2011 г. количество неудовлетворительных замеров микроклимата в общеобразовательных учреждениях составляет 2,8%, что остается на прежнем низком уровне в сравнении с 2010 г. (2,9 %).
Согласно санитарным правилам юридические лица и руководители образовательных учреждений обязаны обеспечивать соблюдение воздушно-теплового режима в школах, что обеспечивает профилактику заболеваний верхних дыхательных путей, в том числе и простудных заболеваний, характерных для зимнего периода.
8.3. Водоснабжение и канализация. Отопление и вентиляция (проветривание). Воздушно-тепловой режим. Нормы температуры и относительной влажности воздуха
В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.3.1186-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования», здания образовательных учреждений должны оборудоваться системами хозяйственно-питьевого, противопожарного и горячего водоснабжения, канализацией и водостоками в соответствии с гигиеническими требованиями к планировке и застройке городских и сельских поселений.
Образовательные учреждения должны обеспечиваться централизованным водоснабжением и канализацией. Образовательные учреждения обеспечиваются доброкачественной питьевой водой в соответствии с гигиеническими требованиями к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Горячим водоснабжением обеспечиваются производственные помещения пищеблока, душевые, умывальные, кабины личной гигиены девочек, помещения медицинского кабинета, учебные мастерские. В дошкольных образовательных учреждениях горячим водоснабжением обеспечиваются помещения пищеблока, прачечные, игральные 1 группы раннего возраста, буфетные и туалетные всех групп. Температура воды, подводимой к душам и умывальникам, должна быть не ниже 37°С. В не канализованных районах образовательные учреждения оборудуются внутренней канализацией при условии устройства местных очистных сооружений. Нельзя допускать устройство канализационных стояков и трубопроводов в помещениях для хранения и обработки пищевых продуктов и приготовления пищи. На каждом этаже образовательного учреждения должны быть помещения, оборудованные поддонами с подводкой к ним холодной и горячей воды, для обработки и хранения уборочного инвентаря, приготовления дезинфицирующих растворов.
Теплоснабжение зданий образовательных учреждений обеспечивается от ТЭЦ, районных или местных котельных. Паровое отопление не допускается. В качестве нагревательных приборов могут применяться радиаторы, трубчатые нагревательные элементы, встроенные в бетонные панели, а также допускается использование конвекторов с кожухами. Отопительные приборы ограждаются съемными деревянными решетками, располагаются под оконными проемами и оборудуются регуляторами температуры. Нельзя устраивать ограждения отопительных приборов из древесностружечных плит (ДСП) и других полимерных материалов. Средняя температура поверхности нагревательных приборов не должна превышать 80 °С.
Температура воздуха в помещениях образовательных учреждений в зависимости от климатических условий должна составлять:
а) в общеобразовательных учебных учреждениях и учреждениях начального профобразования:
в классах, учебных кабинетах, лабораториях, лекционных аудиториях, актовых залах, киноаудиториях, в спальных помещениях, жилых комнатах общежития — 18-20°С;
в учебных мастерских по обработке металла, дерева и других, спортивных залах, тренажерных комнатах, помещениях для проведения секционных занятий — 15-17°С;
в раздевалках при спортивных залах — 19-23°С;
в библиотеках, кабинетах администрации, комнатах общественных организаций, туалетах-17-21°С;
в умывальных комнатах — 20-23°С;
в кабинетах врача — 21-23°С;
в душевых — не ниже 25°С;
в вестибюле, гардеробе — 16-19°С;
в рекреациях — 16-18°С.
б) в дошкольных образовательных учреждениях:
в приемных, игровых ясельных групп: младшей -23-22°С, средней и старшей -22-21°С;
в приемных, игровых младших дошкольных групп — 22°С;
в групповых, раздевалках: младшей, средней -21°С, старшей, подготовительной -20°С;
в спальнях ясельных групп — 19-18 °С;
в спальнях дошкольных групп — 19-18 °С;
в туалетных ясельных групп — 22-19 °С;
в туалетных дошкольных групп — 20 °С;
в залах для музыкальных и гимнастических занятий -19 °С;
в помещениях бассейна — 29 °С;
в медицинских помещениях — 22 °С;
в отапливаемых переходах -15 °С;
температура пола в групповых помещениях, — не менее 22 °С расположенных на первых этажах, в зимний период.
Отдельные системы вытяжной вентиляции следует предусматривать для следующих помещений: классных комнат и учебных кабинетов, лабораторий, актовых и спортивных залов, бассейнов, пищеблока со столовой, учебных мастерских, медпункта, киноаппаратной, санитарных узлов, душевых, помещений для обработки и хранения уборочного инвентаря. В лабораториях, кабинетах, имеющих вытяжные шкафы, учебных мастерских у станков и механизмов, работы с которыми связаны с выделением повышенного тепла, пыли, газов, должна быть, кроме общей, и местная вытяжная вентиляция, обеспечивающая содержание вредных веществ в воздухе не выше допустимых уровней концентраций. Вытяжные вентиляционные решетки следует ежемесячно очищать от пыли.
До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений, открыв окна и двери. Проветривание учебных помещений во время перемен, а рекреационных во время уроков осуществляется открытием форточек и фрамуг, площадь которых должна быть не менее 1/50 площади пола. Форточки и фрамуги должны функционировать в любое время года, забивать их гвоздями и заклеивать запрещается. В дошкольных учреждениях проветривание помещений осуществляется в отсутствие детей во время их прогулки, которая проводится не реже двух раз в день, и заканчивается за 30 мин. до возвращения детей в групповые. В теплые дни целесообразно проводить занятия при открытых форточках и фрамугах. Уроки физкультуры следует проводить в хорошо аэрируемых залах. Для этого необходимо во время занятий в зале открывать одно — два окна с подветренной стороны при температуре наружного воздуха выше +5°С и слабом ветре. При более низкой температуре и большой скорости ветра занятия в зале проводятся при открытых фрамугах.
Вопрос: Гигиенические требования к воздушно- тепловому и световому режиму
Внутренняя среда помещений действует на растущий организм комплексом факторов: тепловой, воздушный, световой, цветовой, акустический. Действуя в совокупности, эти факторы определяют работоспособность и самочувствие человека в закрытом помещении.
Дети имеют более высокий уровень обменных процессов и теплообразования, чем взрослые. В то же время удельная поверхность тела и скорость кровотока у ребенка больше, что при хорошо разветвленной кожной сосудистой сети обусловливает и большие теплопотери. Все это на фоне функциональной незрелости механизма терморегуляции объясняет повышенную реактивность детского организма к воздействию метеофакторов.
На протяжении всего дошкольного и младшего школьного возраста происходит совершенствование терморегуляционного аппарата и сосудистых реакций конечностей. Только к 13—14 годам по типу реакций теплообмена организм детей приближается к таковым у взрослых.
Нормирование микроклимата ОУ основано на изучении теплового состояния детей, определяемого по физиологическому состоянию «тепловой комфорт», при котором наблюдается незначительное напряжение терморегуляции. Зона теплового комфорта достаточно узкая, она является нормой температурного режима помещений и используется в теплотехнических расчетах при проектировании учреждений. В соответствии с принципами нормирования в гигиене детей и подростков в помещениях необходимо устанавливать не только границы теплового комфорта, но и допустимые, полезные пределы колебаний, т.е. зону умеренного напряжения терморегуляции, обеспечивающую закаливающий эффект. Различия температуры обусловлены морфофункциональными особенностями детей, в частности возрастными особенностями терморегуляции (табл. 2).
Таблица 2 Температура воздуха в помещениях, °С
Дошкольное учреждение | |
Игровые (дети 1—3 лет) | 23-21 |
Групповые (дети 4—7 лет) | 21-20 |
Спальни | 19-18 |
Школа | |
Классы, кабинеты, лаборатории | 18-20 |
Аудитории, классы пения и музыки, клубные комнаты | 18-20 |
Кабинеты информатики | 19-21 |
Библиотека | 17-22 |
Спортзал | 15-17 |
Раздевалка спортзала | 19-23 |
Рекреации | 16-18 |
Вестибюль, гардероб | 16-19 |
Кабинет врача | 21-23 |
Нормы температуры воздуха зависят также от функционального назначения помещений. Спортзал имеет самую низкую температуру, так как физическая деятельность сопровождается повышенным метаболизмом. Для полноценного сна температура в спальне должна быть ниже, чем в групповых. Активному отдыху детей во время перемен способствует пониженная температура. Школьный врач осматривает раздетых детей, поэтому температура в кабинете врача должна быть выше, чем в других помещениях.
Кроме температуры в помещениях, разработаны нормативы для влажности и скорости движения воздуха. Относительная влажность воздуха создается в пределах 60—40% при скорости движения 0,1— 0,2 м/с.
Важным показателем воздушной среды является содержание в воздухе углекислого газа — С02. В помещении содержание С02 не должно превышать 0,1%. В атмосферном воздухе — 0,03—0,04%. Содержание С02в помещении более 0,1% неблагоприятно влияет на самочувствие, работоспособность детей, способствует повышенной заболеваемости.
Воздушно-тепловой режим обеспечивается системами отопления и вентиляции. Важную роль в поддержании микроклимата играет проветривание. Учебные помещения проветривают во время перемен, помещения отдыха проветривают во время уроков. Сквозное проветривание осуществляют до и после занятий в отсутствии детей. Оптимальный воздушно-тепловой режим создается применением кондиционеров.
4 вопрос: Световойрежим образовательного учреждения.
Проблема гигиены освещения тесно связана с охраной зрения детей и подростков, поскольку свет является приоритетным фактором формирования функций зрительного анализатора.
Основные помещения учреждений должны иметь естественное освещение. Оптимальной ориентацией окон основных помещений учреждений является южная, восточная и юго-восточная, так как она создает условия для лучшей инсоляции. Для ограничения избыточной инсоляции используются солнцезащитные устройства. В качестве солнцезащитных устройств используют жалюзи внутренние межстекольные, тканевые шторы светлых тонов, сочетающиеся с цветовым интерьером помещения. Солнцезащитные устройства и цветы на окнах в помещениях не должны снижать освещение. Величина коэффициента естественной освещенности (КЕО) — 1,5%.
При проведении занятий в условиях недостаточного естественного освещения включают искусственное освещение. Источники искусственного освещения должны обеспечивать достаточное и равномерное освещение всех помещений. Преимущество имеет люминесцентное освещение.
Уровни освещенности на учебных столах дошкольников и учащихся должны быть не менее 300лк. Это минимальная норма освещенности для чтения, письма и других зрительных работ. Повышенные уровни освещенности должны быть при высокой зрительной нагрузке (черчение, рисование и др.)
5 вопрос: Гигиеническая оценка школьной мебели.
Статическое напряжение составляет существенную часть общей школьной нагрузки детей. Оно возникает в результате вынужденного неподвижного положения тела на протяжении большей части урока. Уменьшение статического напряжения может быть достигнуто благодаря сохранению правильной рабочей позы. Она зависит от соответствующего подбора мебели. Главным показателем, используемым при подборе мебели, является рост учащихся. В настоящее время при рассаживании детей руководствуются государственным стандартом 1993 «Столы ученические», «Стулья ученические», который предусматривает следующие размеры ученической мебели для детей школьного возраста (табл. 3).
Таблица 3: Размеры ученической мебели
Номер стандарта | Рост учащихся, см | Высота рабочей плоскости стола, мм | Высота сиденья, мм | Цвет маркировки |
100-115 | Оранжевый | |||
115-130 | Фиолетовый | |||
130-145 | Желтый | |||
145-160 | Красный | |||
160-175 | Зеленый | |||
Выше 175 | Голубой |
Группы мебели имеют фабричную маркировку: цифровое обозначение и соответствующее цветовое обозначение. Эту маркировку наносят на нижнюю поверхность крышки стола и сиденья стула. Номер стола или стула стоит в числителе, а рост детей — в знаменателе дроби, например 3/130—145. Дополнительная цветовая маркировка наносится в виде круга диаметром 15—20 мм.
Несоответствие мебели росту детей, изменение соотношений между столом и стулом могут привести к неравномерной нагрузке и неодновременному утомлению различных мышечных групп. Возникает мышечная ассиметрия, которая является одной из причин различного рода нарушений осанки. Неправильная посадка вызывает более быстрое утомление учащихся, понижение внимания и работоспособности. Она способствует развитию близорукости в результате несоблюдения оптимального расстояния от книги до глаз.
Чтобы узнать, мебель какой группы необходима ученику данного роста, можно воспользоваться эмпирической формулой Н. Н. Карташихина:
порядковый номер буквы = [рост ученика (см) — 100]: 15.
Пример: рост школьника 153 см. (153 – 100): 15 = 3 (без остатка). Порядковый номер (по алфавиту) — буква В.
Довольно часто в школах отсутствует маркировка мебели (как буквенная, так и цветная). Для того, чтобы узнать, к какой группе мебели относится данный стол (стул), можно воспользоваться следующими формулами:
Группа (буква) стола = высота стола (см):5 — 10.
Группа (буква) стула = высота стула (см):3 — 10. Пример: высота стола над уровнем пола = 68 см. 68:5 – 10 = 3 (без остатка). Порядковый номер буквы В.
Правильной считается такая посадка учащегося, при которой он сидит прямо с легким наклоном вперед. Тетрадь и книга находятся на расстоянии 25—35 см. Между грудью и столом свободно проходит кисть руки. Спина опирается на спинку стула или скамьи на уровне поясницы. Ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым или тупым углом и опираются всей ступней о подставку или пол. Обе руки лежат свободно на столе, плечи находятся на одной высоте, параллельно краю стола. При правильной посадке органы грудной и брюшной полости не стеснены, дыхание свободное. Нагрузка на костно-мышечный аппарат минимальная, зрение не напряжено.
Правильная посадка возможна при соответствии мебели росту и размерам тела ребенка. Высота сиденья должна соответствовать длине голени вместе со стопой с добавлением 1,5—2 см на высоту каблука. Необходимо, чтобы рельеф сиденья соответствовал форме бедра и ягодиц, а само сиденье имело небольшой наклон назад. Глубина сиденья находится в пределах 2 2/3- 3/4 длины бедра, при меньшей глубине сиденья уменьшается площадь опоры. Посадка становится менее устойчивой и более утомительной. При большей глубине край сиденья сдавливает сосудисто-нервный пучок в подколенной ямке.