Организация воздушной среды тепловой режим водоснабжение

Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл

Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл

Требования к воздушно-тепловому режиму в дошкольных организациях — RSS

Требования к воздушно-тепловому режиму в дошкольных организациях

Требования к воздушно-тепловому режиму в дошкольных организациях

Одним из важных средовых факторов, оказывающих влияние на работоспособность и состояние здоровья детей, является воздушно-тепловой режим помещений. В закрытых помещениях детских учреждений за время пребывания в них детей повышаются температура и влажность воздуха. Изменяется химический состав воздуха вследствие выделений продуктов жизнедеятельности, так называемых антроповыбросов (выдыхаемый воздух, кишечные газы, выделения с поверхности кожи). Кроме того, воздушная среда загрязняется выделением химических веществ из отделочных материалов, в процессе учебно-образовательной деятельности. Меняются биологические свойства воздуха (бактериальная обсемененность), ионный состав (увеличивается количество тяжелых, положительно заряженных частиц).

Чтобы создать в дошкольных организациях условия для подачи в помещения достаточного объема чистого, незагрязненного воздуха, а также благоприятный для каждого вида деятельности микроклимат, разработаны СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима дошкольных образовательных организаций». Данные санитарные правила содержат ряд конструктивных положений, а также нормируемые параметры микроклимата в помещениях ДОУ.

В качестве нагревательных приборов не допускается использовать переносные обогревательные приборы, а также обогреватели с инфракрасным излучением. При установке ограждений отопительных приборов используемые материалы должны быть безвредны для здоровья детей. Не следует устраивать ограждения из древесно-стружечных плит и других полимерных материалов.

Относительная влажность воздуха в помещениях с пребыванием детей должна быть в пределах 40-60%.

Температура воздуха должна находиться в следующих пределах:

— приемные, игровые ясельных групповых ячеек — 22°С;

— приемные, игровые младшей, средней, старшей групповых ячеек — 21°С;

— спальни всех групповых ячеек – 19°С;

— туалетные ясельных групп – 22°С;

— туалетные дошкольных групп — 19°С;

— помещения медицинского назначения — 22°С;

— залы для музыкальных и гимнастических занятий — 19°С;

— прогулочные веранды — 12°С;

— зал с ванной бассейна — 29°С;

— раздевалка с душевой бассейна — 25°С;

— отапливаемые переходы — 15°С.

Контроль за температурой воздуха во всех основных помещениях пребывания детей осуществляется с помощью бытовых термометров.

Нужно отметить, что благоприятные условия микроклимата и подача в помещения достаточного объема чистого, незагрязненного воздуха комплексно обеспечиваются при взаимодействии систем отопления и вентиляции. Ревизия, очистка и контроль за эффективностью работы вентиляционных систем осуществляется не реже 1 раза в год. Указанные работы целесообразно проводить на договорной основе силами специализированных организаций, имеющих соответствующую лицензию.

Для обеспечения достаточного притока чистого воздуха в помещения действующие санитарные правила устанавливают требования по проведению проветривания. Длительность проветривания зависит от температуры наружного воздуха, направления ветра, эффективности отопительной системы. Проветривание проводится в отсутствии детей и заканчивается за 30 минут до их прихода с прогулки или занятий.

Итак, контроль за обеспечением благоприятных параметров микроклимата подразумевает следующее:

  • соблюдение режима проветривания;
  • своевременная влажная уборка;
  • контроль параметров микроклимата;
  • своевременная ревизия, очистка вентиляционных систем;
  • визуальный контроль за наличием и видом ограждения отопительных приборов.

Указанные параметры контролируют непосредственно сотрудники дошкольной организации.

Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл

Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл

Воздушно-тепловой режим в учебных помещениях — RSS

Воздушно-тепловой режим в учебных помещениях

Воздушно-тепловой режим в учебных помещениях

Состояние здоровья обучающихся формируется под воздействием факторов внутришкольной среды. Одним из показателей является воздушно-тепловой режим.

Воздушно-тепловой режим предусматривает температуру основных учебных помещений, влажность воздуха, кратность воздухообмена, эффективность проветривания и т.д.

В соответствии с санитарными правилами для контроля температурного режима учебные помещения и кабинеты должны быть оснащены термометрами. Температура воздуха в классах, рекреации, актовом зале, гардеробе должна составлять 18-24 град. С, в спортзале и мастерских 17-20 град. С. В основных помещениях относительная влажность воздуха должна составлять 40-60%, скорость движения воздуха – не более 0,1 м/сек.

Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные – во время уроков. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. Продолжительность сквозного проветривания определяется погодными условиями, направлением и скоростью движения ветра. Окна в классах оборудуются откидными фрамугами с рычажными приборами или форточками. Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года. Остекление окон должно быть выполнено из цельного стеклополотна, замена разбитых стекол должна проводиться немедленно.

Читайте также:  Фильтры для систем отопления технические характеристики

Концентрация вредных веществ в воздухе учебных помещений школ не должна превышать гигиенические нормативы для атмосферного воздуха населенных мест.

К началу учебного года и отопительного сезона в школах Марий Эл проведена ревизия и опрессовка систем отопления. Удельный вес общеобразовательных учреждений, не имеющих центрального отопления, составляет 2,4% по республике, где предусмотрено печное отопление.Руководителями образовательных учреждений усилен контроль за соблюдением режима проветривания. Согласно инструментальным исследованиям в 2011 г. количество неудовлетворительных замеров микроклимата в общеобразовательных учреждениях составляет 2,8%, что остается на прежнем низком уровне в сравнении с 2010 г. (2,9 %).

Согласно санитарным правилам юридические лица и руководители образовательных учреждений обязаны обеспечивать соблюдение воздушно-теплового режима в школах, что обеспечивает профилактику заболеваний верхних дыхательных путей, в том числе и простудных заболеваний, характерных для зимнего периода.

8.3. Водоснабжение и канализация. Отопление и вентиляция (проветривание). Воздушно-тепловой режим. Нормы температуры и относительной влажности воздуха

В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреж­де­ниях», Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.1249-03 «Сани­тарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», Санитарно-эпидемиологическими прави­лами и нор­мативами СанПиН 2.4.3.1186-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к ор­ганизации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессиональ­ного образования», здания образовательных учреждений должны оборудоваться системами хозяй­ственно-питьевого, противопожарного и горячего водоснабжения, канализаци­ей и водостоками в соответствии с гигиеническими требованиями к планировке и застройке го­родских и сельских по­селений.

Образовательные учреждения должны обеспечиваться централизованным водоснабже­нием и канализацией. Образовательные учреждения обеспечиваются доброкачественной питье­вой водой в соответствии с гигиеническими требованиями к качеству воды централизованных систем питье­вого водоснабжения. Горячим водоснабжением обеспечиваются производственные помещения пищеблока, душевые, умывальные, кабины личной гигиены девочек, помещения медицинского кабинета, учебные мастерские. В дошкольных образовательных учреждениях го­рячим водоснаб­жением обеспечиваются помещения пищеблока, прачечные, игральные 1 груп­пы раннего возраста, буфетные и туалетные всех групп. Температура воды, подводимой к ду­шам и умывальникам, должна быть не ниже 37°С. В не канализованных районах образователь­ные учреждения оборуду­ются внутренней канализацией при условии устройства местных очи­стных сооружений. Нельзя допускать устройство канализационных стояков и трубопроводов в помещениях для хранения и обработки пищевых продуктов и приготовления пищи. На каждом этаже образовательного учреж­дения должны быть помещения, оборудованные поддонами с подводкой к ним холодной и горя­чей воды, для обработки и хранения уборочного инвентаря, приготовления дезинфицирующих растворов.

Теплоснабжение зданий образовательных учреждений обеспечивается от ТЭЦ, район­ных или местных котельных. Паровое отопление не допускается. В качестве нагревательных приборов могут применяться радиаторы, трубчатые нагревательные элементы, встроенные в бетонные па­нели, а также допускается использование конвекторов с кожухами. Отопительные приборы огра­ждаются съемными деревянными решетками, располагаются под оконными про­емами и оборуду­ются регуляторами температуры. Нельзя устраивать ограждения отопительных приборов из дре­весностружечных плит (ДСП) и других полимерных материалов. Средняя тем­пература поверхно­сти нагревательных приборов не должна превышать 80 °С.

Температура воздуха в помещениях образовательных учреждений в зависимости от кли­ма­тических условий должна составлять:

а) в общеобразовательных учебных учреждениях и учреждениях начального профобразования:

в классах, учебных кабинетах, лабораториях, лекционных аудиториях, актовых залах, ки­ноаудиториях, в спальных помещениях, жилых комнатах общежития — 18-20°С;

в учебных мастерских по обработке металла, дерева и других, спортивных залах, тре­на­жерных комнатах, помещениях для проведения секционных занятий — 15-17°С;

в раздевалках при спортивных залах — 19-23°С;

в библиотеках, кабинетах администрации, комнатах общественных организаций, туале­тах-17-21°С;

в умывальных комнатах — 20-23°С;

в кабинетах врача — 21-23°С;

в душевых — не ниже 25°С;

в вестибюле, гардеробе — 16-19°С;

в рекреациях — 16-18°С.

б) в дошкольных образовательных учреждениях:

в приемных, игровых ясельных групп: младшей -23-22°С, средней и старшей -22-21°С;

в приемных, игровых младших дошкольных групп — 22°С;

в групповых, раздевалках: младшей, средней -21°С, старшей, подготовительной -20°С;

в спальнях ясельных групп — 19-18 °С;

в спальнях дошкольных групп — 19-18 °С;

в туалетных ясельных групп — 22-19 °С;

в туалетных дошкольных групп — 20 °С;

в залах для музыкальных и гимнастических занятий -19 °С;

в помещениях бассейна — 29 °С;

в медицинских помещениях — 22 °С;

Читайте также:  Разводки отопления с перемычкой

в отапливаемых переходах -15 °С;

температура пола в групповых помещениях, — не менее 22 °С расположенных на первых этажах, в зимний период.

Отдельные системы вытяжной вентиляции следует предусмат­ривать для следующих помещений: классных комнат и учебных кабинетов, лабораторий, акто­вых и спортив­ных залов, бассейнов, пищеблока со столовой, учебных мастерских, медпункта, киноаппаратной, санитарных узлов, душевых, помещений для обработки и хранения уборочно­го инвентаря. В ла­бораториях, кабинетах, имеющих вытяжные шкафы, учебных мастерских у станков и механизмов, работы с которыми связаны с выделением повышенного тепла, пыли, газов, должна быть, кроме общей, и местная вытяжная вентиляция, обеспечивающая содержа­ние вредных веществ в воздухе не выше допустимых уровней концентраций. Вытяжные венти­ляционные решетки следует ежеме­сячно очищать от пыли.

До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветри­вание учебных помещений, открыв окна и двери. Проветривание учебных помещений во время перемен, а рекреационных во время уроков осуществляется открытием форточек и фрамуг, площадь кото­рых должна быть не менее 1/50 площади пола. Форточки и фрамуги должны функционировать в любое время года, забивать их гвоздями и заклеивать запрещается. В до­школьных учреждениях проветривание помещений осуществляется в отсутствие детей во время их прогулки, которая про­водится не реже двух раз в день, и заканчивается за 30 мин. до воз­вращения детей в групповые. В теплые дни целесообразно проводить занятия при открытых форточках и фрамугах. Уроки физ­культуры следует проводить в хорошо аэрируемых залах. Для этого необходимо во время занятий в зале открывать одно — два окна с подветренной стороны при температуре наружного воздуха выше +5°С и слабом ветре. При более низкой темпера­туре и большой скорости ветра занятия в зале проводятся при открытых фрамугах.

Вопрос: Гигиенические требования к воздушно- тепловому и световому режиму

Внутренняя среда помещений действует на растущий орга­низм комплексом факторов: тепловой, воздушный, световой, цветовой, акустический. Действуя в совокупности, эти факторы определяют ра­ботоспособность и самочувствие человека в закрытом помещении.

Дети имеют более высокий уровень обменных процессов и теп­лообразования, чем взрослые. В то же время удельная поверхность тела и скорость кровотока у ребенка больше, что при хорошо разветвлен­ной кожной сосудистой сети обусловливает и большие теплопотери. Все это на фоне функциональной незрелости механизма терморегуля­ции объясняет повышенную реактивность детского организма к воз­действию метеофакторов.

На протяжении всего дошкольного и младшего школьного воз­раста происходит совершенствование терморегуляционного аппарата и сосудистых реакций конечностей. Только к 13—14 годам по типу ре­акций теплообмена организм детей приближается к таковым у взрос­лых.

Нормирование микроклимата ОУ основано на изучении тепло­вого состояния детей, определяемого по физиологическому состоянию «тепловой комфорт», при котором наблюдается незначительное напря­жение терморегуляции. Зона теплового комфорта достаточно узкая, она является нормой температурного режима помещений и использу­ется в теплотехнических расчетах при проектировании учреждений. В соответствии с принципами нормирования в гигиене детей и подро­стков в помещениях необходимо устанавливать не только границы теп­лового комфорта, но и допустимые, полезные пределы колебаний, т.е. зону умеренного напряжения терморегуляции, обеспечивающую за­каливающий эффект. Различия температуры обусловлены морфофункциональными особенностями детей, в частности возрастными особен­ностями терморегуляции (табл. 2).

Таблица 2 Температура воздуха в помещениях, °С

Дошкольное учреждение
Игровые (дети 1—3 лет) 23-21
Групповые (дети 4—7 лет) 21-20
Спальни 19-18
Школа
Классы, кабинеты, лаборатории 18-20
Аудитории, классы пения и музыки, клубные комнаты 18-20
Кабинеты информатики 19-21
Библиотека 17-22
Спортзал 15-17
Раздевалка спортзала 19-23
Рекреации 16-18
Вестибюль, гардероб 16-19
Кабинет врача 21-23

Нормы температуры воздуха зависят также от функционального назначения помещений. Спортзал имеет самую низкую температуру, так как физическая деятельность сопровождается повышенным метабо­лизмом. Для полноценного сна температура в спальне должна быть ниже, чем в групповых. Активному отдыху детей во время перемен способствует пониженная температура. Школьный врач осматривает раздетых детей, поэтому температура в кабинете врача должна быть выше, чем в других помещениях.

Кроме температуры в помещениях, разработаны нормативы для влажности и скорости движения воздуха. Относительная влажность воздуха создается в пределах 60—40% при скорости движения 0,1— 0,2 м/с.

Важным показателем воздушной среды является содержание в воздухе углекислого газа — С02. В помещении содержание С02 не должно превышать 0,1%. В атмосферном воздухе — 0,03—0,04%. Со­держание С02в помещении более 0,1% неблагоприятно влияет на са­мочувствие, работоспособность детей, способствует повышенной за­болеваемости.

Воздушно-тепловой режим обеспечивается системами отопления и вентиляции. Важную роль в поддержании микроклимата играет про­ветривание. Учебные помещения проветривают во время перемен, помещения отдыха проветривают во время уроков. Сквозное проветривание осуществляют до и после занятий в отсутствии детей. Оптимальный воздушно-тепловой режим создается применением кондиционеров.

Читайте также:  Теплые полы водяные через теплообменник

4 вопрос: Световойрежим образовательного учреждения.

Проблема гигиены освещения тесно связана с охраной зрения детей и подростков, поскольку свет является при­оритетным фактором формирования функций зрительного анализа­тора.

Основные помещения учреждений должны иметь естественное освещение. Оптимальной ориентацией окон основных помещений уч­реждений является южная, восточная и юго-восточная, так как она создает условия для лучшей инсоляции. Для ограничения избыточ­ной инсоляции используются солнцезащитные устройства. В качестве солнцезащитных устройств используют жалюзи внутренние межсте­кольные, тканевые шторы светлых тонов, сочетающиеся с цветовым интерьером помещения. Солнцезащитные устройства и цветы на ок­нах в помещениях не должны снижать освещение. Величина коэффи­циента естественной освещенности (КЕО) — 1,5%.

При проведении занятий в условиях недостаточного естественного освещения включают искусственное освещение. Источники искусственного освещения должны обеспечивать достаточное и равномерное освещение всех помещений. Преимущество имеет люминесцентное освещение.

Уровни освещенности на учебных столах дошкольников и учащихся должны быть не менее 300лк. Это минимальная норма освещенности для чтения, письма и других зрительных работ. Повышенные уровни освещенности должны быть при высокой зрительной нагрузке (черчение, рисование и др.)

5 вопрос: Гигиеническая оценка школьной мебели.

Статическое напряже­ние составляет существенную часть общей школьной нагрузки детей. Оно возникает в результате вынужденного неподвижного положения тела на протяжении большей части урока. Уменьшение статического напряжения может быть достигнуто благодаря сохранению правиль­ной рабочей позы. Она зависит от соответствующего подбора мебели. Главным показателем, используемым при подборе мебели, явля­ется рост учащихся. В настоящее время при рассаживании детей руко­водствуются государственным стандартом 1993 «Столы ученические», «Стулья ученические», который предусматривает следующие разме­ры ученической мебели для детей школьного возраста (табл. 3).

Таблица 3: Размеры ученической мебели

Номер стан­дарта Рост учащихся, см Высота рабочей плоскости стола, мм Высота сиденья, мм Цвет маркировки
100-115 Оранжевый
115-130 Фиолетовый
130-145 Желтый
145-160 Красный
160-175 Зеленый
Выше 175 Голубой

Группы мебели имеют фабричную маркировку: цифровое обозна­чение и соответствующее цветовое обозначение. Эту маркировку на­носят на нижнюю поверхность крышки стола и сиденья стула. Номер стола или стула стоит в числителе, а рост детей — в знаменателе дроби, например 3/130—145. Дополнительная цветовая маркировка наносится в виде круга диаметром 15—20 мм.

Несоответствие мебели росту детей, изменение соотношений меж­ду столом и стулом могут привести к неравномерной нагрузке и не­одновременному утомлению различных мышечных групп. Возникает мышечная ассиметрия, которая является одной из причин различного рода нарушений осанки. Неправильная посадка вызывает более быст­рое утомление учащихся, понижение внимания и работоспособности. Она способствует развитию близорукости в результате несоблюдения оптимального расстояния от книги до глаз.

Чтобы узнать, мебель какой группы необходима ученику данного роста, можно воспользоваться эмпирической формулой Н. Н. Карташихина:

порядковый номер буквы = [рост ученика (см) — 100]: 15.

Пример: рост школьника 153 см. (153 – 100): 15 = 3 (без остатка). Порядковый номер (по алфавиту) — буква В.

Довольно часто в школах отсутствует маркировка мебели (как буквенная, так и цветная). Для того, чтобы узнать, к какой группе мебели относится данный стол (стул), можно воспользоваться следующими формулами:

Группа (буква) стола = высота стола (см):5 — 10.

Группа (буква) стула = высота стула (см):3 — 10. Пример: высота стола над уровнем пола = 68 см. 68:5 – 10 = 3 (без остатка). Порядковый номер буквы В.

Правильной считается такая посадка учащегося, при которой он сидит прямо с легким наклоном вперед. Тетрадь и книга находятся на расстоянии 25—35 см. Между грудью и столом свободно проходит кисть руки. Спина опирается на спинку стула или скамьи на уровне поясни­цы. Ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым или тупым углом и опираются всей ступней о подставку или пол. Обе руки лежат свободно на столе, плечи находятся на одной высоте, парал­лельно краю стола. При правильной посадке органы грудной и брюш­ной полости не стеснены, дыхание свободное. Нагрузка на костно-мышечный аппарат минимальная, зрение не напряжено.

Правильная посадка возможна при соответствии мебели росту и размерам тела ребенка. Высота сиденья должна соответствовать дли­не голени вместе со стопой с добавлением 1,5—2 см на высоту каблука. Необходимо, чтобы рельеф сиденья соответствовал форме бедра и яго­диц, а само сиденье имело небольшой наклон назад. Глубина сиденья находится в пределах 2 2/3- 3/4 длины бедра, при меньшей глубине си­денья уменьшается площадь опоры. Посадка становится менее устой­чивой и более утомительной. При большей глубине край сиденья сдав­ливает сосудисто-нервный пучок в подколенной ямке.

Оцените статью