Орматив по горячему водоснабжению

Установленные нормативы потребления горячей воды

Норматив расхода воды одним жителем применяется для расчета при отсутствии приборов учета. Не всегда все квартиры были оборудованы счетчиками.

Но и в наше время норматив необходим, если водомер вышел из строя и по какой-либо причине не может быть восстановлен длительное время. Кроме того, норматив применяется при проектировании, для определения объемов расхода воды и мощности сетей водоснабжения.

Законодательное обоснование нормы

Жилищным кодексом РФ (п. 1 ст. 157) предусмотрено, что при отсутствии счетчиков, плата за ресурсы определяется на основании норматива.

В случае, когда в доме по проекту счетчики должны быть установлены, но отсутствуют, к нормативу применяется повышающий коэффициент.

Размер повышающего коэффициента и порядок его применения устанавливается Правительством России.

Правительство РФ утвердило соответствующие Правила (№ 306 от 23 мая 2006 года). Которые определяют методы расчета норматива использования ресурсов для жилых помещений: аналоговый или расчетный. А так же формулы, применяемые для каждого из методов.

Как производится расчет?

Норма рассчитывается двумя способами. Разберем их ниже.

Аналоговый метод

Метод используют, когда имеются данные о потреблении горячей воды по счетчикам для жилых зданий с похожими характеристиками.

Если есть достаточно данных об объемах поданной горячей воды на основании показаний счетчиков на вводе в дом, то при определении нормы, для похожих зданий, применяется аналоговый метод.

Принцип расчета следующий:

  • берется известный месячный объем потребления на основании показаний общедомовых водомеров по схожей группе домов,
  • делится на количество проживающих
  • вычисляется среднее фактическое потребление на одного человека в месяц

  • m — количество жилых зданий, по которым имеются данные учета;
  • Qi — объем горячей воды, определенный общими домовыми водомерами в каждом доме, участвующем в расчете;
  • ni — количество жителей, живущих в домах.

Далее, поскольку в расчете участвовали показания общедомовых счетчиков, а не квартирных, из фактического объема отнимается объем горячей воды и использование горячей воды на общедомовые нужды.

В результате остается объем горячей воды, используемый одним жителем:

  • Q ср — усреднённый фактический объем горячей воды, включая технический расход и общие домовые нужды;
  • L — этажность зданий, для которых производится расчет нормы;
  • 1-4,3/(4,5+0,07×L) — объем горячей воды в соответствии с нормами на технологический расход;
  • 0,0903 — нормативный объем горячей воды на общие домовые цели в расчете на 1 жителя.

Расчетный метод

Если данные о фактическом объеме горячей воды на основании счетчиков отсутствуют, то применяется расчетный метод. Принцип вычислений заключается в подсчете объема ГВС каждым счетчиком за месяц.

Норма объема горячей воды (м3/месяц на 1 жителя) вычисляется по формуле:


где:

  • Q i — объем воды на одно устройство при единократном использовании;
  • n i — число использований сантехники за месяц, установленное Минстрой и ЖКХ РФ;
  • t г — температурная величина, в точке принятия процедуры, горячей воды, на основании требований СанПиН 2.1.4.2496-09;
  • t m — температурная величина используемой воды, установленная по таблице 5;
  • t х — температурная величина холодной воды, подаваемой в жилые дома;
  • 10- 3 — применяется для определения объема воды в кубометрах.
Читайте также:  Декоративный экран для радиатора отопления установка

Таблица 5

Средняя температурная величина воды при одной процедуре и объем расхода

Вид санитарного устройства или использования Норма воды на 1 (л) Температура используемой воды (°C)
Ванна 1,2 м с душем 250 37
Ванна 1,5 м с душем 275 37
Ванна 1,7 м с душем 300 37
Ванна без душа 200 37
Душевая 100 37
Умывальник 20 25
Кухонная мойка 8 40
Унитаз 6 температура ХВС
Общие квартирные нужды 8 25

Норматив по ГВС на 1 жителя по городам

Данные приведены на основании утвержденных норм для жилых домов с центральным горячим водоснабжением для жилых помещений, оборудованных ванными. Следует отметить, что не каждый регион учитывает размеры ванн, как это определяет правительственное постановление.

Города и регионы Общий норматив воды, м 3 Норма ГВС, м 3
Москва 11,68 4,75
Санкт-Петербург 2,43
Краснодарский край 6,69 2,65
Волгоградская область 9,95 4,4
Новосибирск 10,65 4,36
Екатеринбург 8,86 4,01
Казань 3,44

Из таблицы видно, что нормы в отдельных регионах и городах отличаются почти в 2 раза. И если, при нормативе 2 м 3 /чел хочется отказаться от учета, то при 4 м 3 /чел, лучше поставить счетчик. Особенно к этому стимулирует повышающий коэффициент.

Как влияет наличие или отсутствие возможности установки счетчика?

Если техническая возможность установки водомеров отсутствует, то для начисления платы за горячую воду, как и за холодную, нормативы применяются в установленном размере.

Под технической возможностью подразумевается наличие места на трубопроводе, где может быть установлен счетчик с выполнением всех требований, предъявляемых к монтажу прибора учета.

При наличии возможности организации учета, если собственник помещения не установил счетчики в течении 3-х месяцев, со дня предупреждения, то при расчете размера платы, к нормативу применяется повышающий коэффициент 1,5 (п. 60 Правил № 354 от 06 мая 2011года).

Применение нормы при вмешательстве в работу счетчика

Если контролер, при проверке прибора учета, установил умышленное вмешательство в его работу, с целью искажения данных учета, то в этом случае расчет за коммунальную услугу, в том числе и горячую воду, будет производиться по нормативу, на количество проживающих, с увеличением на коэффициент 10.

Однако применить такой расчет можно не более, чем за 3 месяца до момента обнаружения. А так же в последующий период, до устранения нарушения, то есть до поверки счетчика и его опломбировки (п. 62 Правил).

Расчет объема ГВС с учетом количества проживающих

Приведем расчет объема потребления ГВС жителями для города Екатеринбург:

  • Семья в количестве 4-х человек потребит в расчетный месяц — 4,01 кубометра на жителя * 4 жителя = 16,04 м 3
  • В случае, если прибор учета сломался и его не заменили в течении 3-х месяцев, то начиная с 4-го месяца, объем составит: 4,01 м 3 /чел х 4 чел х 1,5 = 24,06 м 3
  • Если было установлено вмешательство в работу счетчика, то за месяц: 4,01 м 3 на жителя * 4 жителя * 10 = 160,4 м 3

Заключение

Может вызывать много вопросов, как методика расчета норм, так и стремление региональных и муниципальных властей повлиять на их величину. Однако необходимость в применении нормативов вполне очевидна. И применяться они будут еще долгие годы.

Следует отметить, что законодатель позволяет любому хозяйствующему субъекту ЖКХ (ТСЖ, управляющие организации, ресурсоснабжающие предприятия) выйти с инициативой об установлении норматива для конкретной группы жилых зданий, если они отличаются от перечисленных групп в принятом документе.

Температура горячей воды в квартире: норматив 2020 года по СНИП, что делать если подача ГВС не соответствует норме

Температура горячей воды в кране по нормативу в 2020 году регламентируется СНиП (строительные нормы и правила) N II–34 – 76 и СанПиН 2.1.4.2496-09 . Эти документы определяют качество воды, подаваемой в жилые дома для хозяйственных и питьевых нужд.

Читайте также:  Утеплитель для труб теплого пола водяного

Температурные нормативы подачи горячей воды

Вода, поступающая в точку водоразбора (например, смеситель умывальника), не должна быть горячее 75 градусов по Цельсию. На это есть несколько причин. Во-первых, более высокая температура опасна для здоровья человека, даже кратковременный контакт грозит серьёзными ожогами. Во-вторых, подача горячей воды выше допустимых значений способна повреждать систему водоснабжения, тем более что в современных квартирах чаще всего устанавливаются трубы из пластика.

Нижняя планка температурного режима зависит от типа системы:

  • открытая – не менее 60 градусов;
  • закрытая – минимум 50 градусов.

В открытой системе потеря тепла больше, поэтому для них установлена более высокая граница.

Если же температура горячей воды в кране ниже допустимой нормы, это может привести загрязнению инфекционными возбудителями и бактериями.

Отклонение температуры воды от нормы: что делать

Норматив температуры горячей воды в квартире предусматривает незначительные колебания показателей:

  • в ночное время вода может быть холоднее на пять градусов;
  • в дневное (с пяти утра до полуночи) – на три градуса.

Кроме того, степень нагрева воды зависит от температурного графика, который предусматривает температуру воды, выходящей из котельной или ТЭЦ, в соответствии со временем года. В зимний период этот показатель повышается, чтобы компенсировать потерю тепла и обеспечить жильцам комфортные условия в квартире (не менее 18 градусов).

Например. Так, в г. Москве на выходе из основных источников теплоснабжения предусмотрены графики 150/ 70 ° С и 105/ 70 ° С , где первая цифра – максимально допустимый, а вторая – минимальный нагрев воды в сетях.

От этого же графика зависит, как сильно будут нагреваться стояки и радиаторы системы отопления. Например, при — 5 ° С атмосферного воздуха температура теплоносителя в стояке должна составлять не менее 78 градусов.

Однако, что делать, если горячее водоснабжение в многоквартирном доме не соответствует норме?

Нужно обращаться с претензией (заявкой) в Жилищно-Коммунальное Хозяйство или Управляющую Компанию, которая обслуживает дом.

Замеры температуры: образец акта

На голословную жалобу Управляющая Компания, скорее всего, не обратит внимания. Поэтому нужно вооружиться фактами и замерить температуру горячей воды в вашем МКД самостоятельно с помощью специального датчика имеющим встроенный регулятор.

  1. Открыть кран и слить из труб остывшую воду (две – три минуты), затем наполнить любую подходящую ёмкость.
  2. Не закрывая кран , так, чтобы вода продолжала переливаться через края, опустить в ёмкость обычный бытовой термометр.
  3. Когда ртутный столбик перестанет ползти вверх, зафиксировать показания.

Если температура горячей воды в квартире из крана не соответствует нормативам, принятым для 2020г., можно обращаться в ЖКХ.

ГОСТ Р 51617 — 2000 устанавливает допустимые значения для температуры в жилых помещениях в отопительный сезон. Для жилой комнаты это 18 градусов, для ванной – не ниже 25.

Чтобы проверить эти значения, нужно выбрать пасмурный день, так как прямые солнечные лучи нагреют комнату, даже если за окном мороз, а также убедиться в герметичности помещения, исключив щели в дверных и оконных проёмах.

Ненадлежащее качество водопроводной воды

Помимо температуры, горячая вода должна соответствовать таким параметрам, как чистота и давление. Что толку в горячей воде, если она бежит тонкой струйкой или грязная? Повышенное давление тоже не повод для радости: это влечёт за собой поломку муфт, вентилей и других элементов системы водоснабжения.

Читайте также:  Для чего нужен стабилизатор для котлов отопления

Для горячей воды установлены пределы давления от 0,3 до 4,5 атмосфер. Выход за эти границы – прямой повод для обращения в УК за перерасчётом.

Примеси в водной среде могут быть как органического, так и неорганического происхождения: ржавчина, попадание в систему земли, гниющая древесина и т. д . Если подобные случаи носят частый и длительный характер, необходимо обращаться с жалобой в водоканал с просьбой провести проверку систем очистки, которая должна осуществляться совместно с ЖЭК .

Как подать жалобу?

Для начала можно ограничиться звонком в ЖЭК: диспетчер зафиксирует заявку и выяснит причины – возможно, нарушения вызваны поломками на магистрали или плановыми работами.

Если же подача горячей воды нарушена без объективных причин, Управляющая Компания обязана направить к обратившемуся гражданину эксперта, который проведёт замеры и составит соответствующий акт.

Важно! Постановление N 354 гласит, что ЖКХ должно реагировать на жалобу не позднее двух часов с момента обращения.

Управляющие Компании не всегда готовы признать свою вину. Часто можно услышать мнение, что УК и вовсе не обязана решать проблемы подобного рода. Однако это не так. Чаще всего теплоснабжающая организация отвечает только за доставку воды до точки домовой системы, а дальше ответственность за качество воды ложится на УК.

Если администрация ЖЭК или ТСЖ (товарищество собственников жилья) уклоняется от решения проблемы, нужно обращаться в Жилищную инспекцию или сразу в Прокуратуру. Для подтверждения своей претензии к качеству коммунальных услуг придётся провести независимую экспертизу. Можно потребовать, чтобы УК возместила её стоимость, однако, если эксперт не выявит недостатков, оплачивать его работу придётся потребителю.

Перерасчёт оплаты ГВС

Итак, если горячая вода не соответствует нормам СанПиНа или СНиП , оплату за потребление горячей воды можно пересчитать. Полные требования к качеству коммунальных услуг и правилам перерасчёта изложены в Постановлении N 354.

Важно! Если вода имеет температуру ниже 40 градусов по Цельсию, она должна оплачиваться по тарифу холодной.

Согласно ст. 154 Жилищного Кодекса РФ потребитель оплачивает горячую и холодную воду, энергию, затраченную на подогрев воды, водоотведение (канализацию). Общий платёж начисляется исходя из показаний индивидуальных счётчиков либо общедомовых приборов учёта. Если ни тех, ни других нет, то платежи начисляются по нормативам.

В квитанции можно найти графу «перерасчёт», которая корректирует сумму платежа, если для этого есть основания. Разница между уплаченной и реальной суммой переносится в счет будущих выплат по «коммуналке».

Корректировка оплаты в меньшую сторону производится на основании заявления потребителя и акта-протокола о выявленных нарушениях.

В заявлении на перерасчёт нужно указать:

  • в «шапке» – наименование обслуживающей организации и сведения о жильце: Ф.И.О. , адрес;
  • в тексте указать причины, на основании которых должен быть произведён перерасчёт: отсутствие воды, низкое качество предоставляемой услуги;
  • перечислить приложения к претензии: акты, протоколы, если они есть;
  • поставить дату и подпись.

Уменьшить оплату за горячую и холодную воду можно и в том случае, если жилец отсутствовал более пяти дней. Однако это возможно , если оплата начисляется по нормативам, без счётчиков, и требует документального подтверждения (транспортные билеты, справка из больницы и т. п. ).

Перерасчёт производится в течение пяти рабочих дней, а если Управляющая Компания не согласна с претензией, то жилец должен получить письменный мотивированный отказ не менее чем через месяц с момента обращения.

Образец заявления на перерасчет за ГВС

Если поставщик услуг отказывается производить перерасчёт горячей воды, то потребитель вправе обратиться с исковым заявлением в суд.

Оцените статью