- Аналитика Публикации
- Зоны санитарной охраны: о чем нельзя забывать при эксплуатации источников водоснабжения?
- Общая информация
- Границы и режим ЗСО
- Проект ЗСО и порядок его утверждения
- Вопросы ответственности владельцев источников водоснабжения
- Заключение
- Зоны санитарной охраны источников водоснабжения: о чём говорится в СанПиН
- Для чего создаются ЗСО
- Деление зон на пояса
- Особенности разработки проекта
- Что входит в проект
- Кто обеспечивает реализацию проекта
- Определение размеров охранной зоны и границ её поясов
- Где проходит граница I пояса
- Как уберечь источник от загрязнения
Аналитика Публикации
Зоны санитарной охраны: о чем нельзя забывать при эксплуатации источников водоснабжения?
Дмитрий Моторин, Юрист Поволжской дирекции
Деятельность подавляющего большинства предприятий и организаций на сегодняшний день связана с необходимостью использования водных ресурсов. В связи с этим, ключевую роль играет выбор источника водоснабжения, как фактора, определяющего характер и устройство всей водохозяйственной системы, а также перечень ее сооружений, стоимость строительства и эксплуатации.
Однако, организуя собственные источники водоснабжения, современные предприятия не всегда знают, какие юридически значимые действия необходимо осуществить для их надлежащего оформления. В частности, как показывает практика[1], хозяйствующие субъекты совершенно забывают о необходимости установления и соблюдения зон санитарной охраны таких источников.
Общая информация
Зона санитарной охраны (далее «ЗСО») – это зона с особыми условиями использования территории, на которой устанавливаются специальные режимы хозяйственной деятельности, санитарного надзора, контроля за качеством воды в источнике, а также охраны объекта.
В настоящее время ЗСО водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются согласно статьи 18 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения[2] и статьи 43 Водного кодекса РФ.
Во исполнение указанных законов Постановлением Главного санитарного врача РФ от 14.03.2002г. №10 утверждены СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», пункт 1.4 которых определяет, что ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.
ЗСО организуется в составе трех поясов, каждый из которых предусматривает особый режим хозяйственной деятельности:
(i) первый пояс является поясом строго режима и обеспечивает защиту места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Он организуется непосредственно на территории водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводного канала;
(ii) второй пояс предназначен для предотвращения микробного загрязнения воды. Территория второго пояса определяется гидродинамическим расчетным путем и включает в себя территорию, предназначенную для предупреждения продвижения микробного загрязнения до водозабора;
(iii) третий пояс является зоной, предназначенной для предотвращения химических загрязнений источника водоснабжения. Территория третьего пояса определяется посредством гидродинамических расчетов.
Расположение земельного участка в границах того или иного пояса определяет перечень мероприятий, необходимых для осуществления на его территории, а также оборотоспособность земель.
Границы и режим ЗСО
Границы поясов устанавливаются на основании раздела II СанПиН 2.1.4.1110-02 и варьируются от вида эксплуатируемого источника водоснабжения (поверхностный или подземный).
Для подземных источников границы первого пояса ЗСО устанавливаются на расстоянии не менее 30 метров (для незащищенных источников – не менее 50 метров) от точки водозабора. Границы второго и третьего поясов зависят от типа водозабора (отдельные скважины, группы скважин, линейный ряд скважин, горизонтальные дрены и др.), величины водозабора и гидрологических особенностей объекта.
Для поверхностных источников границы устанавливаются:
для водотоков – 1) границы первого пояса должны составлять не менее 200 метров вверх по течению и 100 метров вниз по течению; 2) границы второго пояса определяются в зависимости от природных, климатических и гидрологических условий; 3) границы третьего пояса на водотоке вверх и вниз по течению совпадают с границами второго пояса, а боковые границы должны проходить по линии водоразделов в пределах 3-5 километров, включая притоки;
для водоемов – 1) границы первого пояса зависят от местных санитарных и гидрологических условий, но должны быть не менее 100 метров во всех направлениях; 2) границы второго пояса ЗСО определяются в зависимости от природных, климатических и гидрологических условий; 3) границы третьего пояса поверхностного источника на водоеме полностью совпадают с границами второго пояса.
Согласно подпункту 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах ЗСО водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Данное положение, в частности, обуславливает запрет на приватизацию государственных и муниципальных земельных участков, расположенных в границах первого и второго поясов.
В пределах первого пояса ЗСО необходимые санитарные мероприятия должны выполняться органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов, в пределах второго и третьего поясов ЗСО – владельцами объектов, оказывающих (или могущих оказать) отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения.
Мероприятия предусматриваются для каждого пояса ЗСО в соответствии с его назначением. Они могут быть организованы единовременно и осуществляться до начала эксплуатации источника, либо могут быть постоянными, режимного характера.
Так, в соответствии с разделами 3.2 и 3.3 СанПиН 2.1.4.1110-02 на территории первого пояса ЗСО запрещается(ются):
посадка высокоствольных деревьев;
все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений;
прокладка трубопроводов различного назначения;
размещение жилых и хозяйственно-бытовых зданий;
применение ядохимикатов и удобрений;
спуск любых сточных вод, в том числе сточных вод водного транспорта;
купание, стирка белья, водопой скота и другие виды водопользования, оказывающие влияние на качество воды.
На территории второго пояса запрещается:
размещение кладбищ, скотомогильников, полей ассенизации, полей фильтрации, навозохранилищ, силосных траншей, животноводческих и птицеводческих предприятий и других объектов, обуславливающих опасность микробного загрязнения подземных вод;
применение удобрений и ядохимикатов;
рубка леса главного пользования и реконструкции.
Дополнительно на территории второго пояса, а также в границах третьего пояса запрещается:
выявление, тампонирование или восстановление всех старых, бездействующих, дефектных или неправильно эксплуатируемых скважин, представляющих опасность в части возможности загрязнения водоносных горизонтов;
закачка отработанных вод в подземные горизонты, подземное складирование твердых отходов и разработка недр земли;
размещение складов горюче-смазочных материалов, ядохимикатов и минеральных удобрений, накопителей промстоков, шламохранилищ и других объектов, обуславливающих опасность химического загрязнения подземных вод (размещение таких объектов допускается в пределах третьего пояса ЗСО только при использовании защищенных подземных вод, при условии выполнения специальных мероприятий по защите водоносного горизонта от загрязнения, при наличии санитарно-эпидемиологического заключения центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора, выданного с учетом заключения органов геологического контроля).
На территории второго и третьего поясов ЗСО новое строительство, связанное с нарушением почвенного покрова, производится при обязательном согласовании с Роспотребнадзором.
Кроме того, в пределах второго и третьего поясов ЗСО поверхностных источников водоснабжения вводятся следующие ограничения:
согласование изменений технологий действующих предприятий, связанных с повышением степени опасности загрязнения сточными водами источника водоснабжения;
недопущение отведения сточных вод в зоне водосбора источника водоснабжения, включая его притоки, не отвечающих гигиеническим требованиям к охране поверхностных вод;
все работы, в том числе добыча песка, гравия, дноуглубительные работы, в пределах акватории ЗСО допускаются по согласованию с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора лишь при обосновании гидрологическими расчетами отсутствия ухудшения качества воды в створе водозабора;
использование химических методов борьбы с эвтрофикацией водоемов допускается при условии применения препаратов, имеющих положительное санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора.
В пределах второго пояса ЗСО поверхностных источников водоснабжения запрещается расположение стойбищ и выпас скота, а также всякое другое использование водоема и земельных участков, лесных угодий в пределах прибрежной полосы шириной не менее 500 метров, которое может привести к ухудшению качества или уменьшению количества воды источника водоснабжения; запрещается сброс промышленных, сельскохозяйственных, городских и ливневых сточных вод, в которых содержание химических веществ и микроорганизмов превышает установленные санитарными правилами гигиенические нормативы качества воды.
В соответствии с пунктом 3 статьи 44 Водного кодекса РФ запрещается сброс сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, расположенные в границах ЗСО источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Проект ЗСО и порядок его утверждения
Организация ЗСО осуществляется посредством разработки и утверждения ее проекта, который должен включать в себя:
сведения о границах зоны и составляющих ее поясов;
план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;
правила и режим хозяйственного использования территории поясов ЗСО.
Проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и должен разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных ЗСО, проект ЗСО разрабатывается специально.
Перед утверждением проект ЗСО в обязательном порядке предоставляется в территориальное управление Роспротребнадзора с целью получения санитарно-эпидемиологического заключения о его соответствии санитарным правилам. Процедура выдачи таких заключений установлена соответствующим Административным регламентом[3].
Для получения санитарно-эпидемиологического заключения заявителю необходимо предоставить:
проектную документацию с ее обоснованием;
заявление о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения по форме, установленной в приложении № 3 к Административному регламенту;
экспертное заключение по результатам санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок.
Услуга оказывается бесплатно в срок не более 30 дней с момента регистрации заявления.
Многие водопользователи забывают, что согласование проекта с Роспотребнадзором не завершает процедуру юридического оформления ЗСО, в связи с чем далее проект ЗСО вместе с санитарно-эпидемиологическим заключением должен быть передан на утверждение в уполномоченные органы государственной власти субъекта РФ в порядке, установленном законодательством соответствующего субъекта.
Сроки утверждения проектов ЗСО варьируются в зависимости от региона, но, как правило, составляют 30 дней со дня подачи документов. Утверждение осуществляется бесплатно.
Вопросы ответственности владельцев источников водоснабжения
В настоящее время большое количество проектов ЗСО источников водоснабжения не утверждено, соответственно, сведения о границах поясов ЗСО отсутствуют как в государственном кадастре недвижимости, так и на картах зон с особыми условиями, используемых при территориальном планировании муниципального образования.
Между тем, согласно пункту 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02 отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых санитарными правилами и нормами.
Это обуславливает возникновение множества споров относительно возможности/невозможности приватизации земельных участков, расположенных в непосредственной близости от источника водоснабжения, а также по вопросам осуществления той или иной хозяйственной деятельности на таких участках.
Вместе с тем, помимо неожиданных ограничений в возможности использования земельного участка и его оборотоспособности, владельцы источников водоснабжения, в отношении которых не утвержден проект ЗСО, а также не соблюдается режим ЗСО, могут быть привлечены к административной ответственности за нарушение, предусмотренное статьей 6.5 КоАП РФ.
В отсутствие разработанного плана мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника, их владельцы не предпринимают весь необходимый комплекс мер по охране объектов водоснабжения. Поскольку контролирующим органам в такой ситуации не на что ориентироваться при определении допустимости уровня воздействия деятельности водопользователя на водный объект, а последнему нечего предъявить в свое оправдание, довольно часто неутверждение проекта ЗСО также дополнительно становится причиной для административного преследования водопользователей по статьям 8.13-8.15 КоАП РФ.
Заключение
Подводя итог вышеуказанному, еще раз отметим, что отсутствие утвержденной ЗСО источника водоснабжения так или иначе приведет к негативным правовым последствиям как для самого водопользователя, так и для владельцев прилегающих к источнику земельных участков и хозяйственных объектов.
В связи с этим, при обустройстве собственного водоснабжения рекомендуем тщательно подойти к выбору и организации эксплуатации его источника (месторасположению водозаборов, их количеству, системе водопровода, месту его прокладки и проч.), заранее проконсультироваться с контролирующими органами по вопросам организации источника водоснабжения и предполагаемого плана мероприятий по его охране, а также обратиться в специализированную организацию за помощью в разработке проекта ЗСО.
[1] В Республике Татарстан по требованию природоохранной прокуратуры утверждены границы 58 зон санитарной охраны источников водоснабжения// http://eco.tatarstan.ru/rus/v-respublike-tatarstan-po-trebovaniyu-3092857.htm
[2] Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
[3] Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений (утв. Приказом Роспотребнадзора от 18.07.2012 г. № 775).
Зоны санитарной охраны источников водоснабжения: о чём говорится в СанПиН
Так обозначают охраняемую зону
Мало кто задаётся вопросом, откуда в кране берётся вода. А берётся она, в зависимости от масштабов потребления, из подземных или поверхностных источников, которые охраняются законом. Все виды деятельности, осуществляемые физическими или юридическими лицами, должны производиться в соответствии с требованиями санитарных правил и норм (СанПиН) 2.1.4.1110*02.
Именно этот документ устанавливает правила, по которым определяют границы зоны санитарной охраны подземных источников водоснабжения. Цель данной публикации – ознакомить своего читателя с его основными положениями.
Для чего создаются ЗСО
Питьевые водопроводы и источники водоснабжения являются охраняемыми объектами, поэтому их строительство и эксплуатация должны подчиняться определённым правилам. Именно поэтому вокруг любого водозабора и создают зоны санитарной охраны, кратко именуемые ЗСО.
Причём, создаются они на вех без исключения источниках — независимо от того, какому ведомству или физическому лицу они принадлежат.
Источниками водоснабжения крупных городов служат водохранилища
Внимание! Главная цель, ради которой создаётся охранная зона источника водоснабжения – это охрана питьевой воды от загрязнений. А так как обеспечить чистоту источника невозможно без оглядки на окружающую среду, то охране подвергаются и близлежащие к источникам территории.
Деление зон на пояса
Санитарная зона источника водоснабжения условно делится на три пояса. Наиболее строгий режим охраны применяется к первой зоне, куда входит территория непосредственного расположения водозаборного узла, а так же трасса пролегания водопровода и всех сооружений на ней.
Первая зона предназначена для защиты самого водозабора и сооружений на нём от любых видов повреждений и загрязнений — в том числе и умышленных. Два других пояса включают остальную территорию зоны, носят предупредительный характер. Вдоль водопроводной трассы так же обеспечивается защитная санитарная полоса.
Вдоль трассы водопровода тоже будет санитарная зона
В соответствии с назначением каждого из поясов, в них устанавливается режим пользования и разрабатывается проект охраны, цель которого – предупредить возможное ухудшение качества воды.
Особенности разработки проекта
Санитарные зоны, как и её пояса, не возникают сами по себе и не назначаются кем-то приблизительно — они определяются проектом. В нём же содержится и режим использования охраняемой зоны, и перечень мероприятий, направленных на улучшение санитарии на объекте.
- Прежде всего, комплекс каких бы то ни было мероприятий – хоть технических, хоть противоэпидемических, подбирается в зависимости от вида источника. То есть, принимается во внимание: поверхностный он, подземный или проектируемый. Ведь их естественная защищённость от химических и микробных загрязнений может быть разной, поэтому и меры по их защите будут неодинаковыми.
Пример разработки комплекса мероприятий по первому поясу ЗСО
- Проект зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения выполняется не тогда, когда объект уже построен, а ещё на стадии выбора места для его устройства и разработки генплана. На нём ЗСО уже должны быть указаны.
- Без разрешения органов санэпиднадзора строительство подобных объектов невозможно. Поэтому заказчик сначала предоставляет все материалы с характеристиками водозабора, указывает возможные варианты загрязнения, и предлагает ориентировочный расчет зон санитарной охраны источника водоснабжения.
- Если в центре госсанэпиднадзора с вариантом заказчика согласны, обе стороны подписывают соответствующий акт.
- Когда речь идёт о хозяйственно-питьевом водопроводе, то проект ЗСО разрабатывается одновременно с проектированием основного объекта. Но бывает, что у действующего водопровода ЗСО не определена — в этом случае, её проект разрабатывается отдельно.
Что входит в проект
Проект зон санитарной охраны источников водоснабжения состоит из нескольких частей:
- Текстовая часть, в которой содержатся:
- Заключение по санитарному состоянию самого источника;
- Анализы воды;
- Данные по гидрогеологии в зависимости от вида источника;
- Данные по наличию гидрологической связи между поверхностным и подземным бассейном;
- Данные, в которых обозначены перспективы строительства любых объектов в зоне расположения питьевого источника;
- Схема зоны санитарной охраны источников водоснабжения с определением поясов и перечнем мероприятий по улучшению её санитарного состояния с обоснованием. При этом не только указываются сроки их исполнения, но и называются ответственные организации и источники их финансирования;
- Режим эксплуатации территорий, которые входят в охранную зону, включая все три пояса.
- Картографическое исполнение ЗСО. В эту часть проекта входят:
- Зона санитарной охраны источников питьевого водоснабжения в виде плана с указанием границ поясов, источника водоснабжения и питающего его водного объекта в определённом масштабе;
- Если источник подземный, то должны быть представлены геологические разрезы с указанием питающих его водоносных слоёв;
- Отдельно план I-пояса в более крупном масштабе (не менее 1:1000);
- План II и III поясов. Если источник поверхностный, то на плане должны быть отражены все имеющиеся на этой территории объекты.
- Перечень мероприятий по улучшению состояния зоны, со сроками и ответственными исполнителями, который должен быть согласован с пользователями земельных участков. К нему прилагается заключение регионального органа санэпиднадзора.
По мере снижения производительности водозабора или внесения изменений в режим его эксплуатации, границы зоны охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно питьевого назначения могут пересматриваться. Для этого снова разрабатывается проект и утверждается в аналогичном порядке.
Кто обеспечивает реализацию проекта
Итак, есть проект ЗСО — но кто должен осуществлять его реализацию? Правовой режим зон санитарной охраны источников водоснабжения обеспечивается разными исполнителями.
- В пределах I пояса – это организации, на балансе которых находится водопровод, либо отвечающие за коммунальное хозяйство населённого пункта.
- За санитарное состояние 2 и 3 поясов отвечают владельцы тех предприятий, которые могут нанести урон качеству воды в источнике.
Контроль над деятельностью этих субъектов осуществляют учреждения Госсанэпиднадзора РФ. Они же согласовывают планы мероприятий по улучшению ситуации и контролируют качество воды.
Обратите внимание! Выполнение требований СанПиН является обязательным, поэтому владельцев водопроводов и прочих объектов, располагаемых в охраняемой зоне, отсутствие проекта ЗОС от ответственности не освобождает.
Определение размеров охранной зоны и границ её поясов
Насколько далеко простирается ЗСО источников питьевого водоснабжения? Есть несколько факторов, которые и определяют размер зоны.
- Тип источника, который может быть поверхностным или подземным;
- Характер возможного загрязнения (химический либо бактериологический);
- Для подземных водозаборов – степень естественной защиты от попадания загрязнений с поверхности;
- Гидрогеологическая обстановка и её особенности.
Могут присутствовать и другие факторы, принимаемые во внимание (температура воды, наличие в ней осадков и т.д.).
Где проходит граница I пояса
По поводу определения границ первого пояса, в СанПиН даётся достаточно подробная инструкция. И вот её основные пункты:
- Подземный водозабор не должен располагаться на территории жилых застроек или промпредприятий. Исключения могут быть, но только если доказана обоснованность подобного решения.
- Если подземный источник является защищённым естественными условиями, то граница первого охранного пояса должна находиться минимум в 30 метрах от него. Когда есть опасность загрязнения недостаточно защищённого водозабора, то граница первого пояса простирается уже на 50м.
Схема поясов ЗСО
- Если речь идёт не об одной, а о группе скважин, то отсчёт дальности границы 1 пояса ведётся от крайней скважины. Эти границы могут сокращаться только в том случае, когда водозабор защищённого типа находится на территории определённого объекта, и путём гидрогеологического обследования доказано, что вероятность загрязнения прилегающей к источнику почвы сведена к нулю.
- Обсуждаемый нами документ разъясняет, какие именно источники являются защищёнными. Это подземные воды, заключённые между двумя водоупорными пластами, как показано на фото.
Межпластовые воды, находящиеся между водоупорными породами, защищены от попадания в них загрязнений с поверхности
Примечание: Из всех пород грунта, только одна обладает отменными водоупорными свойствами – и это глина. Вода сквозь неё просачивается очень и очень медленно, успевая за это время капитально очиститься. Между слоями глины залегают: ближе к поверхности – водоносные пески, а более глубоко – известняки. Воды, залегающие в известковых слоях, называют артезианскими.
- Соответственно, недостаточно защищёнными подземными источниками являются водные горизонты, не имеющие над собой водоупорного пласта. Их принято называть грунтовой водой – она по всей площади бассейна подпитывается верховодкой, в которой и концентрируются загрязнения.
Грунтовые воды не защищены водоупорным слоем
- В категории незащищённых источников могут оказаться и межпластовые воды – в том случае, если в водоупорном слое есть гидрогеологические окна, соединяющие их с вышележащими, незащищёнными водоносными горизонтами. Либо, в водоупорном слое могут оказаться пласты проницаемой породы.
- Запасы подземных вод могут пополняться искусственно – через каналы. В этом случае, граница первого пояса будет ещё шире: от водозабора в 50 метрах, а от канала – в 100 метрах. Если расстояние между подземным и поверхностным сооружением меньше 150м, то в границы первого охраняемого пояса включается вся прибрежная территория канала.
Прибрежные территории канала являются первым поясом охранной зоны
В подробности определения границ II и III поясов мы вдаваться не будем, так как они определяются путём гидродинамических расчётов. Кому это интересно, можно посмотреть видео в этой статье. Мы же уделим немного внимания комплексу мероприятий, направленных на улучшение санитарной обстановки в ЗСО.
Как уберечь источник от загрязнения
Ранее уже упоминалось, что проект ЗСО призван не просто определить границы охраняемой зоны и её поясов, но и представляет план мероприятий по поддержанию на этой территории в санитарной безопасности.
Какие требования: как единовременные, так и режимные, предъявляет по этому поводу СанПиН?
Сначала, что касается 1 пояса:
- Его территория должна быть спланирована так, чтобы обеспечить отток поверхностных вод за пределы зоны. Кроме того, её необходимо оградить, озеленить и решить вопрос с охраной. К сооружениям, расположенным на данной территории должны вести дорожки – не протоптанные, а имеющие твёрдое покрытие.
Установка ограждения на границе первого пояса
- В границах первого пояса не разрешается:
- Любое строительство (не считая реконструкции или ремонта самого водозабора);
- Высадка высоких деревьев;
- Применение удобрений и химически активных веществ;
- Проживание людей.
- Имеющиеся на территории здания обязательно должны быть обеспечены системой водоотведения – и не выгребными ямами, а нормальной канализацией. Очистные сооружения, в которые будут отводиться эти стоки, должны располагаться за пределами границы 1 пояса. В порядке исключения, если нет канализации, могут быть разрешены герметичные накопители, исключающие вероятность просачивания сточных вод в грунт. В этом случае, освобождение приёмника осуществляется путём ассенизации и вывоза.
По 2 и 3 поясам предпринимаются такие меры:
- Территория обследуется на предмет поиска заброшенных либо действующих, но дефектных скважин, через устья которых может произойти загрязнение водоносного горизонта.
- Никакое строительство, в том числе и бурение новых водозаборных скважин, не может производиться здесь без согласования с органами санэпиднадзора. Запрещена разработка недр с целью хранения отходов, а так же закачка в подземные пласты переработанных вод.
- В пределах этих двух поясов не разрешается устраивать склады для ГСМ, всевозможных хранилищ для промышленных стоков и отходов, представляющих опасность химического загрязнения. Размещение таких объектов допустимо, если источник защищённый, да и то – только в пределах третьего пояса.
- Кроме указанных ограничений, на всех поясах охраняемой зоны не допускается рубка леса и размещение:
- фильтрационных и ассенизационных полей;
- кладбищ и могильников для скота;
- предприятий по разведению животных и птицы;
- силосных и навозных ям.
В пределах первого пояса нормы запрещают выпас скота, даже купание и стирку. Во втором уже разрешён водный туризм и рыбная ловля — но при условии обеспечения определённых требований гигиены.
В общем, охрана источников водоснабжения от загрязнений поддерживается на всём этапе работы водозабора довольно разветвлённым планом мероприятий, которые направлены на сохранение чистоты питьевой воды.