Основные проблемы системы водоснабжения

Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2008г. Выпуск 6 Материалы к разработке Государственной программы «Водная стратегия России»

  • Титульный лист
  • Содержание

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМЫ ВОДОСНАБЖЕНИЯ
И ВОДООТВЕДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Основные проблемы сектора водоснабжения в России можно сгруппировать в четыре группы:
1) технические:
основные фонды сильно изношены, следствием этого является низкая надежность работы систем и высокая угроза возникновения аварий;
в большинстве водоканалов используются энергоемкие и трудозатратные технологии, в результате тарифы на услуги в очень большой степени зависят от повышения цен на электроэнергию и уровня зарплаты персоналу;
уровень автоматизации производственных процессов очень низкий;
приборный учет объемов потребления воды из системы коммунального водоснабжения у абонентов жилого сектора практически отсутствует;
2) институциональные:
на всех уровнях (федеральном, региональном и местном) отсутствует четкое нормативно-правовое регулирование процедур разработки, согласования и утверждения тарифов, которые бы гарантировали компенсацию Водоканалу его затрат на оказание услуг;
отсутствует практика заключения собственником систем водоснабжения и канализации с Водоканалом сервисных контрактов;
отсутствуют национальные стандарты требований, которым должна соответствовать управляющая компания, претендующая на получение в управление систем коммунального водоснабжения и водоотведения;
отсутствует критерии и процедуры отбора управляющих компаний для управления системами водоснабжения и водоотведения, отсутствуют системы мониторинга, показатели и индикаторы для оценки их деятельности;
отсутствует конкуренция среди управляющих компаний за право получения в управление муниципальных систем водоснабжения и водоотведения;
3) финансово-экономические:
существующие схемы выставления счетов и получения платежей за оказанные услуги в жилищном секторе через муниципальные Службы (Дирекции) Заказчика (организации, отвечающие за выставление населению счетов и сбор платежей за коммунальные услуги) не обеспечивают оплату счетов, выставленных водоканалами за оказанные ими услуги; взыскание этих сумм в судебном порядке практически невозможно, что ведет к банкротству водоканалов;
существует значительное перекрестное субсидирование тарифов для одних групп потребителей (население) за счет повышения тарифов для других групп (прочие потребители), что не стимулирует льготных потребителей сокращать объемы водопотребления и ведет к удорожанию стоимости услуг для остальных групп потребителей;
существующий уровень тарифов на услуги водоканалов не только не обеспечивает возвратность инвестиций, но часто не покрывает текущих затрат на оказание водоканалами услуг;
водоканалы часто не получают из бюджетов в полном объеме компенсацию предоставленных населению льгот при оказании услуг;
системы бюджетирования, финансового моделирования и прогнозирования в большинстве водоканалов не используются;
инвестиционная привлекательность пока находится на очень низком уровне;
4) управленческие и кадровые:
организационная структура в большинстве водоканалов не обеспечивает четкое разделение функций и делегирование полномочий;
бизнес-процессы практически ни в одном водоканале не имеют описания, в результате должностные инструкции для персонала имеют только общий характер;
уровень компетенции управленческих кадров в водоканалах недостаточен для эффективного управления в рыночных условиях;
отсутствует стандарты и программы подготовки и переподготовки, а также оценки уровня квалификации управленческого персонала в водоканалах;
отсутствует мотивация персонала водоканалов в эффективном использовании ресурсов и сокращении затрат на оказание услуг;
отсутствует практический опыт работы большинства водоканалов с международными финансовыми организациями.
В целом, можно сказать, что особенностью использования водных запасов на территории страны является низкое качество, граничащее с безответственностью. Многие предприятия -абоненты водоканалов, как и сами водоканалы в прошедшие два десятилетия не могли проводить техническую модернизацию и природоохранные мероприятия. В результате действовавшие очистные сооружения пришли в негодность. А, как известно, высокая доля загрязненных сточных вод обусловлена, прежде всего, отсутствием либо низким качеством работы очистных сооружений. Кроме того, для России характерны сбросы загрязненных вод, связанные с авариями на очистных сооружениях, а также нелегальные сбросы в ночное время в обход очистных сооружений.
Очистные сооружения населенных пунктов прежде всего предназначены для приема и очистки хозяйственно-бытовых сточных вод и не могут очищать производственные сточные воды. Создавать же в городе две параллельные системы считается обременительным для местного бюджета. Поэтому сложившаяся практика такова, что водоканалы принимают крайне неудовлетворительно очищенные сточные воды, сбрасываемые промышленными предприятиями. Стимулов же, побуждающих предприятия улучшать водоочистку, пока нет. В результате происходит постоянное негативное воздействие на всю систему водоснабжения и водоотведения, нарушающее ее работу.

Читайте также:  Монтаж системы отопления калькулятор

РОССТРОЙ: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В СФЕРЕ ВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ

Основными проблемами в сфере водоснабжения и водоотведения Российской Федерации являются: плохое техническое состояние систем водоснабжения и водоотведения (ВСВО), низкое качество питьевых вод, сброс недостаточно очищенных сточных вод, низкая эффективность водопользования, и дефицит финансирования в сектор, сообщает портал Жилкомхоз.ру (gilcomhoz.ru) со ссылкой на пресс-релиз Росстроя.

Централизованным водоснабжением в Российской Федерации пользуется 108 млн. человек (2/3 населения), проживающих в 1104 городах и 1465 поселках городского типа и 45757 сельских населенных пунктах. Удельный вес городов имеющих водопровод составляет 99%, поселков городского типа – 92%, сельских населенных пунктов – 31%. В целом хозяйственно-питьевые нужды обеспечиваются на 64% за счет поверхностных вод; этот показатель больше 80% в городах Москве и Санкт-Петербурге, республиках Карелия, Дагестан, Карачаево-Черкесской Республике, Астраханской, Мурманской и Ярославской областях. Преобладающую роль играют поверхностные воды в водоснабжении крупных городов Поволжья, Урала и Западной Сибири. Из-за плохого качества поверхностных водных объектов, используемых для питьевого водоснабжения, приходится применять высокотехнологичные и дорогие методы очистки воды. Сегодня населению подается всего 58,7% нормативно очищенных питьевых вод (от общего количества подаваемой в сеть воды). Преимущественно на подземных водах базируется водоснабжение сельских населенных пунктов.

В сфере водоотведения удельный вес городов имеющих канализацию составляет 97%, поселков городского типа – 80%, сельских населенных пунктов – 5%. Всего в городах и других поселениях образуется 13,8 млрд. куб. м сточных вод в год, из которых 12,4 млрд.куб.м (89%) пропускается через очистные сооружения. Нормативно очищается только 5,63 млрд.куб.м (45% от общего количества сточных вод). В ряде регионов, таких как Карачаево-Черкесская Республика, Чеченская Республика, Омская, Новгородская, Псковская области, уровень нормативно очищаемых сточных вод не превышает двух процентов.

Низкий уровень надежности работы систем жизнеобеспечения обусловлен плохим состоянием инженерных коммуникаций и оборудования. Потери воды в водопроводных системах достигают 19,8% (3,62 млрд.куб. м), средний износ систем водоснабжения и водоотведения составляет 58,1%, в том числе физический износ сетей водопровода составляет — 65,8%, сетей канализации – 63,5%, водопроводных насосных станций – 54,7%, канализационных насосных станций – 54,7%, очистных сооружений водопровода — 53,9%, очистных сооружений канализации – 56,2%.

Ежегодно в системах водоснабжения происходит около 195 тысяч аварий в год, в том числе на водопроводных сетях 160,7 тысяч (82% от общего количества аварий). В системах водоотведения число аварий составляет около 40 тысяч в год, в том числе на канализационных сетях 33,8 тысяч (84,5% от общего количества аварий). Объем потерь воды напрямую связан с количеством сетей нуждающихся в замене. Регионы с меньшим количеством сетей нуждающихся в замене имеют и наименьшие потери. Снижение протяженности сетей, нуждающихся в замене на 1 % приведет к снижению объема потерь воды на 8,2% (или 1500 куб. м на 1км) и снижению аварийности. В настоящее время требуют замены 36,5% водопроводных сетей. Ежегодно заменяется около 8,7 км ветхих водопроводных сетей или 1,6% от общего протяжения водопроводных сетей. Существующие темпы нарастания износа (3% в год) превышают объемы восстановительного ремонта.

Читайте также:  Фильтры магнитные для системы отопления

Актуальной сегодня является и проблема выработки на местах адекватной тарифной политики в сфере ЖКХ, предусматривающей формирование доходов предприятий, динамику изменения нормативов потребления ресурсов и динамику реальной платежеспособности населения.

Сфера водоснабжения и водоотведения по своей природе инвестиционно привлекательна. Это огромный и растущий рынок услуг, значительный потенциал сокращения управленческих, технологических и эксплуатационных затрат. По существующим оценкам, доходность на вложенный капитал в коммунальных системах 5-7%. Сегодня привлечение инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство происходит в основном за счет бюджетных целевых программ (федеральных, региональных и местных). В 2007 году финансирование по подпрограмме «Модернизация объектов коммунальный инфраструктуры» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 годы (включая тепло- и энергоснабжение) за счет всех источников составило 13,1 млрд. рублей, в том числе средств федерального бюджета выделено более 5 млрд. рублей. Всего по подпрограмме в 2007 году предусмотрено финансирование 238 мероприятий. В текущем году финансируется 161 объект водоснабжения и водоотведения, из них планируется ввести 58 объектов, что позволит увеличить мощность систем канализации очистных сооружений более чем на 400 тыс. м3 сточных вод в сутки, систем водоснабжения более чем на 500 тыс. м3 воды в сутки.

В тоже время потребность в финансировании работ по реконструкции и модернизации объектов водоснабжения и водоотведения составляет более 2,5 трлн. рублей.

Такой объем инвестиций не может быть обеспечен только за счет бюджетных вложений и требует создания условий для привлечения частных инвестиций. В этой связи для решения задачи модернизации и реконструкции водопроводно-канализационного хозяйства требуется значительное увеличение финансовых средств, привлекаемых из всех источников финансирования.

Поэтому основная система мер, принятая в рамках подпрограммы предусматривает повышение качества предоставления коммунальных услуг для населения и создание условий, необходимых для привлечения организаций различных организационно-правовых форм к управлению объектами коммунальной инфраструктуры и направлена на формирование инвестиционной привлекательности коммунального сектора.

Федеральная поддержка мероприятий по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры обеспечивается за счет предоставления средств федерального бюджета на безвозвратной основе в форме субвенций региональным бюджетам. Ежегодно Росстрой, как Государственный заказчик подпрограммы проводит конкурс по отбору регионов Российской Федерации для участия в подпрограмме. Субъекты Российской Федерации – победители конкурса получают субвенции из федерального бюджета для финансирования отобранных инвестиционных проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры и передают эти субвенции органам местного самоуправления, на территории которых реализуются инвестиционные проекты.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти муниципальных образований, осуществляют подготовку проектов для предоставления их на финансирование в рамках подпрограммы, с учетом современных технологий с целью снижения эксплуатационных расходов, повышения качества питьевой воды и экономии энергоресурсов. Приоритетное право на предоставление финансирования за счет средств федерального бюджета получают проекты модернизации объектов коммунальной инфраструктуры с высоким уровнем износа.

Читайте также:  Тепловой котел отопления воздух вода

В этой связи проведение инвентаризации основных фондов коммунального хозяйства и получение достоверной информации об их техническом состоянии является в настоящее время первоочередной задачей. Отсутствие генпланов городов и поселений, программ санации и развития инженерных инфраструктур, несвоевременное проведение технической инвентаризации и диагностики основных фондов ЖКХ, напрямую влияют на управленческие решения по модернизации объектов ВКХ и темпы его обновления.

За последние 10 лет соотношение государственных и частных предприятий в сфере водоснабжения и водоотведения значительно изменилось в пользу последних. Изменилась и доля инвестиций, сейчас она преобладает. Стратегия развития водоснабжения и водоотведения основана на долгосрочных контрактных отношениях власти и бизнеса, иными словами — на государственно-частном партнерстве.На текущий момент доля частных операторов в сфере водоснабжения и водоотведения составляет 41% от общей численности предприятий. Наиболее крупными операторами на коммунальном рынке являются, ОАО «Российские коммунальные системы», компания «Евразийское водное партнерство», управляющая компания «Росводоканал», входящая в состав «Альфа-Групп», одного из крупнейших финансово-промышленных консорциумов в России, ОАО «РВ «Дон ВК Юг». Проявляют интерес к российскому коммунальному сектору и зарубежные компании-инвесторы, международные финансовые институты. В частности, при поддержке Всемирного банка в России реализуется проект «Городское водоснабжение и канализация» с объемом заимствования 79,1 млн. долларов, в котором участвует 13 городов: Вологда, Волхов Ленинградской области, Гагарин Смоленской области, Печора Республики Коми, Псков, Чебоксары, Кунгур и Чернушка Пермского края, Новочеркасск, Таганрог и Ростов на Дону Ростовской области, Уфа и Брянск.

Общие осуществленные платежи по займу составили: в 2002г. — 1 225 000 долл. США (предоплата в МБРР единовременной комиссии — 1% от суммы займа); в 2003г. — 2 122 961 долл. США; в 2004г. — 3 970 338 долл. США; в 2005г.- 10 572 997 долл. США; в 2006 г. — 17 410 510 долл. США; на 31 ноября 2007г. — 18 953 823 долл. США.

Таким образом, общий размер осуществленных платежей по проекту по состоянию на 30 ноября 2007 года составил 54 255 629 долларов США – 68,5% от общей суммы займа.

В целях обеспечения равной доступности к водным ресурсам южных регионов Российской Федерации, при поддержке Росстроя, разрабатывается инвестиционный проект «Южная Трансрегиональная Водная Система» (ЮТВС), предполагающий создание единой системы водоснабжения в 4-х субъектах: Астраханской и Волгоградской областях, Республике Калмыкия и Ставропольском крае. При создании ЮТВС предполагается максимальное использование запасов подземных вод Ставропольского края, их использование для нужд самого края и передача избыточного количества на территорию вышеуказанных субъектов Российской Федерации. Данный проект ликвидирует нехватку питьевой воды в регионах Нижнего и Среднего Поволжья примерно на 2/3 от существующей потребности. Положительным эффектом данного проекта является повышение уровня жизни граждан за счет улучшения санитарно-эпидемиологических условий, улучшения транспортной инфраструктуры, создания более 20 тысяч рабочих мест. Осуществление проекта ЮТВС позволит придать новый импульс реализации Национальных проектов в этих регионах и развитию агропромышленного комплекса.

© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на «Субсчет.ру: теория и практика бухгалтерского учета и налогообложения» при цитировании (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)

Оцените статью