- Антифриз для системы отопления загородного дома
- 1. Принцип работы антифризов
- 2. Какая разница между зеленым и красным антифризом?
- 3. Этиленгликоль в системе отопления
- 4. Пропиленгликоль в системе отопления
- 5. Какой теплоноситель выбрать для отопления?
- 6. Какой антифриз лучше для отопления дома
- 7. Глицерин в системе отопления
- 8. Отопление антифризом или водой
- Какие газовые котлы работают на антифризе
Антифриз для системы отопления загородного дома
В этой статье разберем виды антифризов, их отличия. Расскажу, какой антифриз выбрать для отопления, сравним антифризы с водой. Объясню, почему нельзя применять глицерин и тосол в качестве теплоносителя. В заключении – почему антифриз бесполезен в системе отопления загородного дома для постоянного проживания.
1. Принцип работы антифризов
Вода при 0°С резко и скачкообразно превращается в лёд, при этом расширяясь на 11%. Трубы не выдерживают такой нагрузки. Систему отопления приходится демонтировать, включая котел и все радиаторы. Вода – хороший растворитель, поэтому даже незначительное количество антифриза сильно смещает точку кристаллизации воды, и скачкообразного превращения в лед не происходит.
Вода с добавкой антифриза при отрицательных температурах медленно густеет, а расширение жидкости происходит незначительно, поэтому система отопления остается целой и невредимой.
Например, кристаллизация воды с 30% незамерзающей жидкости (пропиленгликоль) идет так медленно, что нет необходимости разбавлять теплоноситель до -30°С, достаточно добавить антифриз до расчетной температуры -12-15°С.
С падением температуры ниже расчетной такая смесь будет медленно, но верно застывать, и только при -30°С может замерзнуть полностью.
2. Какая разница между зеленым и красным антифризом?
В качестве теплоносителя чистый 100% антифриз не используется — всегда в разбавленном состоянии: от 20 до 35% антифриза и 80-65% воды соответственно. В отоплении применяется только 2 вида антифризов на базе двухатомных спиртов: этиленгликоль и пропиленгликоль. Производители выпускают как концентрированный состав, так и уже разбавленный для заливки в систему отопления. Этиленгликоль — концентрированный раствор красного цвета, а этиленгликоль — раствор зеленого цвета. Их отличия я опишу ниже.
3. Этиленгликоль в системе отопления
Раствор малинового цвета. Токсичное вещество, используемое в автоиндустрии, производства машинных масел, пластика и целлофана. Имеет крайне низкую температуру застывания -70°С.
Используется преимущественно в системах отопления и антиобледенения промышленных объектов, футбольных полей. Не рекомендуется использовать этиленгликоль в системах отопления загородных домов из-за его токсичности.
4. Пропиленгликоль в системе отопления
Раствор зеленого цвета, пищевая добавка E1520, используется в косметической промышленности. Температура застывания -50°С. В 3 раза более вязкое и в 2 раза более дорогое вещество, чем этиленгликоль.
Применяется в зданиях, где есть риск разморозки системы, но требуется соблюдение экологических характеристик. Мы используем пропиленгликоль в рекуператорах системы вентиляции ресторанов. В нашей стране пропиленгликоль для системы отопления производится из импортного сырья, поэтому значительно дороже этиленгликоля.
5. Какой теплоноситель выбрать для отопления?
Для системы отопления отличия этиленгликоля и пропиленгликоля незначительны, но разная температура замерзания (-70 и -50°С) сказывается на процентном соотношении вещества. Для обеспечения одной и той же температуры кристаллизации (-25°С) требуется практически в 2 раза меньше этиленгликоля, чем пропиленгликоля, но зависимость не линейна.
Например, когда концентрация этиленгликоля в воде становится больше 50% – его характеристики начинают снижаться. Связано это с неэффективной работой антикоррозионных присадок, которые плохо вступают в контакт с водой.
6. Какой антифриз лучше для отопления дома
Главный критерий выбора антифриза – безопасность!
Пропиленгликоль применяется в пищевой промышленности. Вещество не токсичное. Используется в качестве антифриза в системах отопления коттеджей, загородных домов и помещений с постоянным пребыванием людей.
Если в здании не требуется обеспечение экологической безопасности, например, cклады, гаражи и производственные цеха, можно смело применять этиленгиликоль. Во всех остальных случаях – пропиленгликоль.
7. Глицерин в системе отопления
Много получал вопросов про «глицерин». Теплоноситель на основе глицерина в системе отопления недопустим даже в разбавленном состоянии.
Во-первых, чудовищная кинематическая вязкость при отрицательных температурах (при 0°С –9000 м 2 /с x 10 6 — глицерин, 67 м 2 /с x 10 6 – этиленгликоль) – а значит и чудовищные потери давления. Сложно будет протолкнуть по трубам теплоноситель на основе глицерина.
Во-вторых, налипание органических частиц глицерина на поверхность теплообменника котла, его перегрев и полный выход из стоя. Разбавление глицерина спиртами приводит только к образованию взрывоопасных соединений.
Любые другие незамерзающие жидкости, например, тосол в системе отопления, недопустимы, т.к. не содержат необходимого количества антикоррозионных присадок. Стоимость антифриза для отопления определяется качеством этих самых присадок, благодаря которым одни антифризы служат 5 лет, а другие 10. С годами антифриз в системе отопления окисляется с образованием уксусной кислоты, что приводит к разрушению латунных соединений на радиаторах, поэтому важно вовремя менять теплоноситель.
8. Отопление антифризом или водой
После прочтения этого раздела Вы скорее всего откажетесь от антифриза в системе отопления. Главный плюс антифриза – сохранность системы при отрицательных температурах, полностью перечеркивается его минусами.
- Низкая теплоемкость антифриза.
Увеличение размероврадиаторов на 20-23%
Теплоемкость антифриза существенно ниже, чем теплоемкость воды. Разбавляя воду 35% антифризом, мы теряем примерно 200 Вт с 1 кВт тепловой энергии. Это значит, что на 20% требуется увеличить размеры труб, радиаторов и котла. В пересчете на загородный дом 300 м 2 мы теряем примерно 60 тысяч рублей на увеличении размеров системы. Для системы теплых полов антифриз вообще не применим, опять же из-за низкой теплоемкости.
- Срок службы антифризов от 5 до 10 лет
С годами антифриз окисляется и благополучно разрушает латунные соединения. Через 5 – 10 лет этиленгликоль и пропиленгликоль нужно сливать, утилизировать и менять на новый. Вам придется не только купить новый антифриз, но и заплатить за утилизацию старого. К сожалению, в нашей стране нет службы утилизации этиленгликоля в малых объемах, поэтому поиск, кому сдать эту химию, будет затруднителен. Не буду рассматривать идею слить антифриз соседу на участок. - Использование секционных радиаторов в системах с антифризом недопустимо
Резиновые межсекционные прокладки быстро окисляются, и радиаторы дают течь. Применяем только стальные панельные. Недопустимо использование и оцинкованных труб. Антифриз благополучно вымывает цинк, и труба остается голая. - Почему антифриз бесполезен для загородного дома?
Антифриз успешно справится с задачей — система отопление не замерзнет зимой в Ваше отсутствие, но что делать с системой водоснабжения? Трубы водоснабжения при отрицательной температуре замерзнут быстрее и с худшими последствиями, т.к. прокладываются не только в полу, но и в стенах. Вам придется снимать плитку, бить стяжку и менять трубы в санузлах, душевых, кухне, а также заменить всю обвязку котельной по водоснабжению. Закачать в систему водоснабжения антифриз конечно же не получится, как и проложить все трубы с греющим кабелем.
Антифриз для системы отопления загородного дома нужен, если:
✔ не планируете проживать в доме зимой;
✔ в доме 1-2 санузла с тройниковой системой водоснабжения (без коллектора), которую можно слить перед наступлением холодов;
✔ в доме нет водяных теплых полов. Если они водяные — тогда смысла делать антифриз в отоплении нет.
Полноценный загородный дом оставлять зимой без дежурного отопления нельзя. Зимой необходимо поддерживать постоянное дежурное отопление +10-12°С.
Отопление полноценного загородного дома для постоянного проживания антифризом такой же проигрышный вариант, как и отопление дома теплым полом, который применим только в южных областях нашей страны.
Управлять котлом можно удаленно через телефон или планшет по Интернет-соединению или GPS. Можно задавать температуру воздуха к конкретной дате и времени приезда, а котел будет точно сигнализировать о возможных ошибках в работе. Для поддержания системы отопления в случае аварии основного котла часто устанавливают резервный электрический, который также включается автоматически. Вы можете заказать проект такой котельной и системы отопления у нас на странице Услуг.
Так Ваши инженерные системы будут по-настоящему защищены без антифриза.
Калькулятор предварительной
стоимости проекта
Если Вам понравилась моя статья и Вы ищете надежных специалистов по проектированию – звоните и пишите мне на почту.
Какие газовые котлы работают на антифризе
Преимущества и недостатки бытовых антифризов,
полезные советы по их применению.
Как известно, в качестве теплоносителя в системах отопления можно применять как воду, так и незамерзающие жидкости — антифризы. Каждый из этих теплоносителей имеет свои преимущества и недостатки. О них мы сегодня и расскажем.
Вода со своей способностью накапливать при нагревании и отдавать при остывании большое количество тепла является прекрасным теплоносителем. Она обладает хорошей текучестью и потому легко циркулирует по системе отопления. Кроме того, вода всегда под рукой, и если необходимо добавить ее в систему отопления, проблем не возникает. Немаловажно и то, что речь идет об экологически чистом веществе. Следовательно, возможная протечка не вызовет «экологической катастрофы» в масштабах отдельно взятого дома. Но! Все эти достоинства нивелируются одним существенным недостатком — возможностью замерзания воды в системе и, как следствие, выводом последней из строя (дом с выключенной, но заполненной системой отопления зимой не оставишь). Еще одним недостатком можно считать необходимость изменения химического состава воды перед использованием для отопления (например, из-за повышенной концентрации железа, кислорода, солей жесткости и т. д. — подробнее см. статью в N 1 нашего журнала за этот год). Кроме того, как ее ни готовь, все равно возникает коррозия всех металлических частей системы отопления.
Антифриз (от англ. freeze — «замерзать», с приставкой «анти», означающей противоположность) — это не жидкость определенного химического состава, а собирательное понятие, обозначающее любые низкозамерзающие жидкости, применяемые для охлаждения двигателей внутреннего сгорания и различных установок (в том числе систем отопления), работающих при температурах ниже 0°С.
К несомненным преимуществам антифризов относится «незамерзание» при минусовых температурах. Не то чтобы они совсем не замерзали, просто с ними этого не происходит в привычном (бытовом) понимании. В отличие от воды, они образуют не кристаллическую, а, если можно так сказать, аморфную структуру. При этом антифриз не увеличивает объем, а следовательно, не разрушает (не «размораживает») систему отопления. При повышении же температуры он вновь переходит в жидкое состояние и может выполнять свои функции. Именно это свойство и делает антифризы почти незаменимыми — если зимой в доме не живут, необязательно сливать систему отопления. И, значит, появляется возможность, приехав на выходной, быстро протопить комнаты. Однако на этом преимущества и заканчиваются, и начинаются многочисленные недостатки. В рабочем диапазоне температур теплоемкость бытового антифриза на 10-15% ниже, чем у воды, следовательно, он хуже накапливает и отдает тепло. Для потребителя это означает необходимость приобретения более мощных (а значит, и более дорогих) радиаторов для системы отопления. Вязкость у антифриза также в 4-5 раз выше, чем у воды, значит, заставить его циркулировать в системе отопления будет сложнее (расчетный расход циркуляционного насоса следует принимать примерно на 10% больше, а расчетный напор — на 60% выше). И коэффициент теплового расширения у него больше, чем у воды, поэтому во избежание проблемы «завоздушивания» открытой системы придется, возможно, установить расширительный бак большего объема. Именно поэтому специалисты в один голос твердят: если в системе предполагается использовать антифриз, ее изначально надо «считать» именно на него — спонтанная замена воды иным теплоносителем чревата большими неприятностями.
Кроме того, антифриз нельзя перегревать, поскольку это приводит к необратимым изменениям в его химическом составе и, как следствие, к потере изначальных физических свойств. И агрессивен антифриз, как говорится, не в меру — не выносит контакта с оцинкованными поверхностями (химическая реакция, возникающая в результате такого соседства, не только меняет состав антифриза, но и вызывает образование чрезвычайно объемистого осадка, который способен блокировать работу системы) и запросто может «съесть» обычные резиновые прокладки, которые в «водяной» системе отопления прослужили бы довольно долго (недаром все порядочные производители радиаторов используют в своих изделиях прокладки из химически устойчивых материалов — паронита и т. п.). Есть и еще ряд специфических особенностей, зависящих от состава антифризов. Далеко не все они экологичны. В процессе циркулирования по системе при определенных условиях вспениваются, что вызывает некоторые ограничения возможностей балансировки системы отопления и регулировки комфортного режима с помощью термостатов. К недостаткам следует отнести и необходимость держать постоянный запас антифриза на случай, если понадобится добавить его в систему (например, при утечке).
Полезные советы.
Перед заливкой теплоносителя в старую систему необходимо предварительно промыть ее жидкостью для очистки поверхностей, например Dixis-lux, «Супертэкс» или другим аналогичным раствором. Для более быстрого удаления пузырьков воздуха из бытового антифриза рекомендуется после заполнения системы выдержать ее без давления в течение 2-3 часов.
Заменять воду на бытовые антифризы можно, только если это не запрещается производителем котла. Например, фирма PROTERM (Чехия) лишает владельца права на гарантийное обслуживание, если в системе залит любой антифриз, что и записано в гарантийном талоне.
Какие же антифризы следует использовать в системе отопления? Автомобильный «Тосол» тут не подходит, поскольку в его составе есть добавки, не допустимые к применению в жилых помещениях. Солевые растворы (типа «Арктика» и «Асол»), хотя и замерзают при более низких, чем вода, температурах, тоже не годятся, так как обладают повышенной коррозионной активностью и со временем «высаливаются» на поверхности труб и теплообменников (например, в системах отопления с котлами АОГВ и АКГВ, выпускаемых Жуковским машиностроительным заводом, применение «Арктики» запрещено категорически). Использовать же следует так называемые бытовые антифризы — теплоносители, специально предназначенные для систем отопления. Что это за вещества и чем они характеризуются?
В настоящее время как в России, так и за рубежом наибольшее распространение получили антифризы на основе водных растворов этиленгликоля. В большинстве случаев такой раствор содержит 65% этиленгликоля и 31% воды (остальные 4% — добавки-ингибиторы). Этот продукт, считающийся оптимальным по теплотехническим характеристикам, никогда не расслаивается, не замерзает до температуры -65…-70°С, а этиленгликоль из него практически не испаряется. Но ведь для выполнения своей основной функции (переноса тепла) антифриз должен не только иметь удовлетворительную теплопроводность, но и не кипеть в диапазоне рабочих температур, не пениться, быть химически стабильным (не образовывать отложений на поверхности системы) и не разрушать конструкционные материалы. Эти задачи ему помогают решить различные присадки: ингибиторы коррозии металлов, антивспениватели и т. д., составляющие около 4% веса раствора.
Современный российский рынок предлагает в основном антифризы отечественного производства. Даже такие широко известные продукты, как Antifrogen N и Inibahel немецкого производства, у нас практически не прижились из-за высокой стоимости. А за ними постепенно исчезли из продажи и остальные импортные составы, предоставив отечественным производителям почти безраздельную власть на рынке. Продаваться антифриз может как в виде концентрата (95% этиленгликоля), так и уже готовым к применению — разбавленным водой, что соответствующим образом отражается в маркировке продукта — цифрой указывается температура начала кристаллизации (как правило, 30 или 65) или ставится слово «концентрат». Многие потребители для облегчения транспортировки предпочитают приобретать концентрат или антифриз «поконцентрированней» (с температурой замерзания -65°С, применяемый без разбавления разве что на Крайнем Севере) и доливать водой на месте. Например, при разбавлении водой антифриза с маркировкой «65» в пропорции 2:1 (2 части антифриза и 1 часть воды) получается теплоноситель с температурой начала кристаллизации -30°С, при разбавлении 1:1 — теплоноситель с температурой начала кристаллизации -20°С. Те, кто предпочитают не заниматься разбавлением на месте, покупают готовый продукт, а если температура его замерзания не устраивает, заказывают у производителя антифриз с требующимися характеристиками — такая возможность тоже есть.
Вроде бы все просто и хорошо. Но… Этиленгликоль, входящий в состав антифриза, при попадании в организм человека становится «ядом» (относится к третьей группе опасности) — смертельной дозой для взрослого может сделаться одноразовый «прием» всего 100 мл этого вещества. Вот почему антифризы на такой основе рекомендованы для применения исключительно (!) в закрытых системах отопления (с закрытым расширительным баком). И не стоит поддаваться на уверения некоторых горе-инсталляторов систем отопления, убеждающих заказчиков, будто открытый бак на проветриваемом чердаке никакой опасности в себе не таит.
А как же быть, если система открытая (используется открытый расширительный бак)? Именно таких в дачных домах по всей России сотни тысяч, если не миллионы. Для них выход заключается в применении антифризов не на основе этиленгликоля, а на основе пропиленгликоля, которые при практически тех же свойствах абсолютно нетоксичны (с 1996 г. В США, Германии, Франции и некоторых других странах начался переход на пропиленгликолевые антифризы). Вот их-то и можно смело применять в открытых системах. Правда, обходятся они в 2-2,5 раза дороже, чем этиленгликолевые. (Для справки: если литр антифриза на основе этиленгликоля на температуру замерзания -65°С стоит от 48 до 65 руб., то цена аналогичного по свойствам, но на основе пропиленгликоля — 75- 95 руб.) Более того, за последние полгода рост цен на сырье на мировом рынке вызвал подъем цен на антифризы на полипропиленовой основе в среднем на 40%. В результате, в связи с резким падением объемов продаж, известные мировые марки подобных антифризов просто перестали появляться на российском рынке, который и раньше-то не поражал размахом. Отечественные же производители образовавшуюся нишу пока в достаточной степени не заполнили, потому в продаже «безопасный» пропиленгликолевый антифриз встречается редко. Но, думается, спрос на него скоро повысится — российские потребители пересмотрят свои взгляды на проблему экологической безопасности.
В нашем обзоре мы специально включили 3 важных для охлаждающих жидкостей, но не широко публикуемых показателя, на которые следует обратить пристальное внимание.
• Коррозионное воздействие на материалы, используемые в системе отопления (медь, латунь, сталь, чугун, алюминий, припой и т. д.), выраженное в г/м2 в сутки. Согласно существующему ГОСТу, значения этого показателя не должны превышать следующих: медь, латунь, сталь, чугун, алюминий — не более 0,1; припой — не более 0,2. У хорошего антифриза эти значения существенно (в 10, а то и в 20 раз) ниже. И чем они меньше, тем дольше проживет система отопления.
• Вспениваемость вычисляется по специальной методике (через определенный объем антифриза при фиксированной температуре пропускается воздух с заданной скоростью в течение 5 минут) и выражается в высоте образующейся шапки пены в сантиметрах. По ГОСТу высота этой «шапки» для готовых к употреблению жидкостей не должна превышать 30 см. Установленное время исчезновения пены при этом — не более 3 с. Высокая шапка пены и большое время ее оседания говорят о том, что перед вами антифриз не очень высокого качества и его производители сэкономили на добавке антивспенивателя.
• Воздействие на резиновые детали и прокладки. Если ГОСТом допускается набухание резины не более чем на 5%, то при использовании хорошего антифриза оно не превышает 0,5%.
Где можно ознакомиться с упомянутыми показателями, если встретишь в продаже антифриз, не вошедший в наш обзор? К сожалению, найти их довольно сложно — ни в ТУ, ни в сертификатах на продукцию их нет. Но они указываются в технической документации, которой каждый уважающий себя (и покупателя!) производитель сопровождает свою продукцию, снабжая продавцов. Поэтому не стесняйтесь поинтересоваться наличием такой документации в магазине при выборе антифриза, а если ее нет и никогда не было — лучше откажитесь от покупки.
Комментарии специалиста.
Поясняет заведующий отделом отопительных приборов и систем отопления ВГУП «НИИсантехники», член президиума НП АВОК, кандидат технических наук Виталий Иванович Сасин:
— Информация, изложенная в обзоре, безусловно, заслуживает самого пристального внимания. И не только со стороны потребителей, но и со стороны специалистов. Мне, в свою очередь, хотелось бы сделать к ней ряд добавлений, которые, на мой взгляд, будут полезны как для читателей вашего журнала, так и для всех, кого интересуют особенности применения антифризов в системах отопления.
1. При использовании отечественных чугунных радиаторов использовать антифриз надо крайне осторожно — к сожалению, в радиаторах зачастую установлена не та резина, которая предусмотрена технической документацией. Некоторые горе-производители применяют для изготовления прокладок шланги, резину которых антифриз съедает крайне быстро.
2. Многие производители утверждают, что из антифриза испаряется не этиленгликоль, а только вода и потому эти антифризы практически не опасны. Утверждение это ничем не подтверждено и спорно, поскольку температура кипения, у этиленгликоля всего вдвое выше, чем у воды. Но, как бы то ни было, если уж в систему залит этиленгликолевый антифриз, следует свести к минимуму его испарение из открытого расширительного бака, установив в нем деревянный поплавок, закрывающий всю поверхность. Именно так, несмотря на утверждение о безвредности, советуют поступать иностранные производители антифризов.
3. В системах отопления с антифризом можно применять далеко не все мембранные расширительные баки — не всякая использованная в них резина выдержит «общение» с таким теплоносителем. Поэтому, выбирая расширительный бак, необходимо убедиться, что он рассчитан на работу с антифризом.
4. В наших исследованиях мы столкнулись с тем, что при разведении концентрата некоторых антифризов применяемая для этого «местная» вода может давать реакцию, сопровождающуюся выпадением осадка. В этом осадке в основном оказываются присадки, столь необходимые антифризу. Чтобы застраховаться от такого явления, имеет смысл либо приобретать готовый к применению антифриз, не требующий разбавления, либо использовать для разбавления дистиллированную воду.
5. Некоторые термостаты, широко используемые в системах отопления, имеют две шкалы настройки: «рабочую» (именно ее видит и ею пользуется потребитель) и «монтажную» (скрытую внутри термостата и доступную только монтажникам). «Монтажная» шкала регулирует открытие диафрагмы для прохода теплоносителя, и если она установлена на позиции с минимальным открытием (позиции 1 или 2 из 7-8 имеющихся), то получается довольно узкое отверстие, за которым следует резкое расширение. Проход теплоносителя через такую диафрагму ведет к воздухоотделению и, как следствие, к образованию воздушной пробки или вспениванию. Для воды это явление просто неприятно, а вот для антифриза — совершенно недопустимо. Поэтому, если в системе отопления будет использоваться антифриз, «монтажная» настройка должна предусматривать установку на позицию, как минимум, 3 (а по возможности и выше). И за такой настройкой необходимо проследить еще на стадии монтажа термостатов.
6. Как ни хороши автоматические воздухоотводчики, в системах отопления с антифризом лучше использовать ручные приспособления. Это связано с возможностью вспенивания антифриза. В официальных рекомендациях такое положение пока не закреплено, но практика эксплуатации уже полностью его подтвердила.
7. При монтаже систем отопления со стальными трубами для уплотнения резьбовых соединений категорически нельзя применять льняную паклю в паре с краской. В отличие от воды, антифриз не вызывает разбухания льна. Краску же он просто «съедает». Для монтажа лучше использовать специальные герметики, например фирмы LOCTITE (концерн HENKEL): Loctite-55 — готовое к применению неотвержденное уплотнительное волокно из комплексных нитей, наматываемое на витки трубопроводной резьбы прямо из компактного контейнера, который снабжен встроенным ножом (стоимость контейнера — $ 9,5; хватает на 150 резьбовых соединений 1/2″), Loctite-542 — однокомпонентные резьбовые герметики, при полимеризации которых образуется жесткая нерастворимая пластическая масса, заполняющая резьбовой зазор (стоимость упаковки (10 мл) — 9,5$; хватает на 150-200 резьбовых соединений). Подобные герметики имеются в ассортименте и других фирм. Конечно, эти продукты не очень дешевы, но их использование полностью оправдывается надежностью монтажа.
8. Прежде чем заливать антифриз в систему, ее обязательно следует промыть специальными составами. Выпускаемые для такой обработки «наборы» включают в себя 2 компонента — промывочный (кислотный состав) и вещество, нейтрализующее действие кислоты промывочного. Операцию надо проводить перед первой заливкой антифриза в систему, особенно после использования в качестве теплоносителя воды. Иначе есть риск, что антифриз «отъест» ржавчину и накипь и отпавшие отложения просто забьют трубы системы отопления.
9. Вследствие испарения антифриза в открытых системах нередко возникает необходимость в его доливе. Если в запасе имеется ранее заливавшийся в систему антифриз, то проблем не возникнет. Если запаса нет, стоит приобрести и применить именно тот антифриз, который использовался ранее. «Новый» теплоноситель можно добавлять только в случае, если вы полностью уверены, что он абсолютно совместим со «старым», — при их несовместимости не исключено выпадение в осадок некоторых (а то и всех) имеющихся в антифризах добавок. Последствия же вывода добавок из состава могут оказаться непредсказуемыми. Поэтому, если нет уверенности в полной совместимости компонентов, лучше просто долить в систему дистиллированную воду или полностью слить «старый» антифриз, промыть систему и только после этого использовать «новый».
И последнее. Ряд приведенных рекомендаций основан только на практическом опыте и требует более глубокого изучения и закрепления в рекомендациях.