Как не разморозить груз зимой
Зима, Крестьянин торжествуя,
На дровнях обновляет путь.
А. С. Пушкин
Крестьянин возможно и торжествует, а вот тем, кто занимается перевозкой грузов боящихся заморозки, приходится искать способы обогрева фургонов, на своих «дровнях». Вариантов обогрева грузового фургона несколько. При выборе системы отопления необходимо учитывать технические особенности автомобиля, сумму которую необходимо потратить на это. Эти затраты, если подумать, необходимо соотнести со стоимостью перевозимого товара. Если везёте груза на пару миллионов рублей, то требования к системе отопления и её надёжности должны быть высоки. Соответственно и большими затратами на отопление нужно смириться.
Рассмотрим наиболее распространенные способы отопления изотермического фургона.
Установка рефрижератора с функцией обогрева. Есть такие рефрижераторы, в которых реализована возможность изменения направления течения горячего хладогента за счет чего и осуществляется отопление фургона. Такой способ возможен при температурах до -15°С. При более низких температурах, эффективность работы рефрижератора на тепло снижается и как такового отопления не происходит. При температуре окружающего воздуха ниже -22°С, включение рефрижератора невозможно, так как давление в системе понижается ниже минимального допустимого и для запуска рефрижератора. Потребуется отогреть автомобиль в тёплом боксе, чтобы в системе повысилось давление. Эти ограничения накладывают определенные трудности на эксплуатацию таких рефрижераторов в условиях Сибири. Да и надёжность такой системы включающей и охлаждение и нагрев в одном устройстве значительно ниже нежели просто отдельного отопителя.
Рефрижератор это весьма дорогое оборудование. И если в перспективных планах нет задачи по перевозки скоропортящихся продуктов, то это точно не для Вас. Если же, Вы планируете установку рефрижератора, то возьмите систему, работающую только на охлаждение и дополните её одним из ниже рассматриваемых отопителей.
Установка жидкостного «зависимого» отопителя. По сути, это вторая «печка» подключенная к системе охлаждения двигателя. Поэтому, такие отопители и называются зависимыми. Они греют только тогда, когда работает двигатель. Количество тепла ограничено мощностными характеристиками двигателя и его КПД. Зависимые отопители рекомендуется устанавливать для фургонов объёмом не более 15-18 м. куб. На большее тепла может не хватить. Для дизельных автомобилей такие системы вовсе не пригодны.
Это самый бюджетный вариант, но зависит от работы двигателя. И при длительных стоянках становится весьма затратным по расходу топлива.
Установка воздушного автономного отопителя. Это самый оптимальный вариант. Имеется широкий выбор отопителей мощностью от 2-х до 8кВт. При необходимости можно организовать отопление с помощью нескольких отопителей. Что, кстати, повышает надёжность отопления и равномерность прогрева грузового объёма. «Воздушники» работают независимо от двигателя. Потребление топлива и энергии аккумулятора небольшое, поэтому даже на длительной стоянке (сутки и более) груз в фургоне не замёрзнет. Важно ещё то , что существует возможность задавать необходимую для груза температуру, а воздушный отопитель будет её автоматически поддерживать.
Есть отопители немецкого производства фирм Эбеспехер и Вебасто. Есть росийские. Немецкие надёжнее, но подороже. Российские дешевле но. Хотя как минимум года два – три отопитель всё равно работает надёжно.
Общие рекомендации по отоплению грузовых фургонов.
Конечно же, будка должна быть утеплена. В стенке должно быть, как минимум, 50 мм утеплителя. Все двери, по периметру, должны иметь резиновые уплотнения. Рекомендуется для дверей установить ПВХ шторы, которые помогут избежать потери тепла во время погрузки/разгрузки. Чаще всего отопитель устанавливается внутри на переднюю торцевую стенку фургона. На высоте приблизительно 3/4 от высоты самого фургона, для того чтобы не мешать загрузке товара. Но в потолок упираться, тоже не стоит. Горячему потоку воздуха нужно хотя бы небольшое движение вверх. Также, необходимо обеспечить циркуляцию воздуха по отапливаемому помещению. Это можно сделать с помощью воздуховодов. Либо, можно, где-нибудь в задней части фургона установить дополнительный вентилятор.
Приведу пример как в фирме ООО «Автоклимат-54» предлагают оборудовать самый распространённый для городских перевозок автомобиль – ГАЗель. Объём будки около 10м.куб. Толщина утеплителя стенки 50мм. Предлагается установить холодильную установку GF-25 (производитель GlobalFreeze) и дополнительно воздушный автономный отопитель российского производства Прамотроник 4Д12. Холодильная установка ка охлаждает до минус 7-10°С. Воздушный отопитель, даже в самый сильный мороз, обеспечит плюсовую температуру. Отопитель, устанавливается таким образом, чтобы горячий воздух подавался под вентиляторы испарительного блока. Управление холодильной установкой и воздушным отопителем осуществляется с одного электронного блока установленного в кабине водителя. Это устройство позволяет переключать систему либо на охлаждение, либо на отопление. На дисплее отображается температура воздуха внутри фургона, а также задаётся необходимая температура. При включении отопления включаются мощные вентиляторы испарительного блока, обеспечивая равномерное распределение тепла по всему фургону. Стоимость такого комплекта 142 тыс. руб. Это самый оптимальный вариант по стоимости, по надёжности, по удобству управления. Установка отдельно воздушного отопителя Прамотроник 4Д12 обойдётся в 26 тыс. руб.
Если Вы все еще не знаете, на каком способе отопления остановиться, звоните нам, мы поможем выбрать именно такой, который будет максимально отвечать вашим задачам.
Грузавтоинфо. Грузовой автотранспорт в деталях.
Сервис Отслеживать:
Автономный «банщик». Обзор автомобильных отопителей
Мало кто задумывается, что на 2/3 территории России холодных дней в году заметно больше, чем теплых. И водителям чаще приходится обогревать салон своего автомобиля, нежели его охлаждать. Именно поэтому многие автовладельцы сегодня устанавливают в своих грузовиках дополнительные автономные отопители.
Размеры жидкостных отопителей для умеренного климата практически не отличаются от «фенов»
Покупка автономного автомобильного отопителя, его установка, обслуживание и ремонт стоят не дешево. К примеру, приобретение жидкостного отопителя Webasto, без учета стоимости монтажа, дополнительных патрубков, отдельного топливного бака и т.д., может обойтись клиенту более чем в 55 000 рублей. Стоит ли овчинка выделки?
Многие водители относятся к «автономкам» с некоторым недоверием и по старинке обогревают салон автомобиля штатной системой отопления. Но забывают при этом, что автономный отопитель заметно снижает потребление топлива и смазочных материалов за счет отказа от прогрева ДВС на холостом ходу. И за год можно сэкономить сотни литров топлива. Так выделки «овчинка», безусловно, стоит. Кроме того, снижается износ двигателя, исключается «холодный» пуск силового агрегата, что в дальнейшем позволяет снизить затраты на его ремонт.
Еще одним немаловажным плюсом отопителей можно считать то, что в любое время года водитель начинает движение на автомобиле с полностью оттаявшими и незапотевшими стеклами, «мягкими» стеклоочистителями. А благодаря этим факторам снижается вероятность ДТП и мелких царапин.
Современные отопители могут эффективно работать при любых углах наклона. Прежде они устанавливались строго горизонтально
Автономные отопители оборудованы собственной выхлопной системой с глушителем
Отечественные грузовики часто комплектуются отопителями, закрепленными на раме за кабиной
Более того, бывают случаи, когда без автономного обогревателя не обойтись. Например, в большинстве стран Еврозоны установка «автономки» на некоторые виды грузовой и специальной техники обязательна. На стоянках и паркингах запрещено стоять, а тем более ночевать в кабине, с работающим двигателем внутреннего сгорания. За подобное нарушение владельца автомобиля могут оштрафовать на нешуточную сумму. Такие требования обусловлены желанием европейских властей ограничить выброс вредных веществ в атмосферу, а также снизить уровень шума. Поэтому, если ваша машина «ходит» за пределы Российской Федерации, то без установки автономного отопителя не обойтись.
Другой случай применения обогревателя — развозные цельнометаллические фургоны, которые двигаются по городу с частыми остановками на погрузку/разгрузку товара. При таком режиме работы салон просто не успевает прогреться при помощи штатной системой отопления.
Обогреватели часто используются и для отопления грузового отсека при перевозке чувствительных к холоду грузов, а также салона пассажирского автобуса, кареты «скорой помощи».
Со случаями применения автономных автомобильных отопителей мы разобрались. Теперь дело за малым — выбрать какой именно тип обогревателя идеально подойдет для вашего региона и условий эксплуатации автомобиля. Автономные обогреватели можно условно поделить на две основные группы: сухие воздушные отопители (фены) и жидкостные (предпусковые). Те и другие предназначены для обогрева салона, но при этом существенно отличаются по конструкции, принципу действия, имеют свои плюсы и недостатки, особенности эксплуатации.
Воздушные отопители более компактны и легко монтируются на автомобиле
Сухие воздушные отопители используются непосредственно для обогрева салона и, в отличие от жидкостных, не имеют дополнительных функций. Их не случайно называют фенами, поскольку принцип работы воздушного отопителя схож со всем знакомым бытовым прибором. В них на вход поступает холодный воздух, который, пройдя через систему отопителя, выходит с другой стороны уже горячим.
Воздушный отопитель представляет собой котел, в котором происходит сгорание топлива и, соответственно, выделение тепла. Сам «фен», как правило, устанавливается внутри отапливаемого отсека. Но для того, чтобы угарные газы не попадали в салон, камера сгорания выполнена герметичной, а патрубки подачи воздуха и вывода отработанных газов отведены на улицу. Подача топлива может осуществляться как из основного бака автомобиля по специальным трубкам-удлинителям, так и из отдельного бачка, установленного специально для питания обогревателя.
Для управления автономным отопителем используют регулятор температуры, который обычно поставляется в комплекте с печкой. Система сама отслеживает температуру в салоне и при необходимости снижает обороты вентилятора. Если отапливаемый отсек начинает остывать, обороты вновь увеличиваются. Интересно, что в современных отопителях вентилятор практически не останавливается, а только изменяет обороты. Это сделано для плавного изменения уровня шума, чтобы не разбудить водителя резко включившимся вентилятором.
Современные отопители комплектуются пультами дистанционного управления
Ощутимый плюс воздушного отопителя — практически полное отсутствие ограничений в продолжительности использования, фен может работать буквально сутками. Не «убивая» при этом аккумуляторы, и потребляя минимальное количество топлива. Летом многие отопители могут использоваться в качестве вентилятора, продувая воздух через салон. Из других плюсов воздушного отопителя можно отметить простоту конструкции, легкость монтажа и относительно невысокую стоимость устройства. К недостаткам же можно отнести уменьшение влажности воздуха в кабине при длительной работе.
Совсем другая ситуация с жидкостными отопителями. Они и стоят дороже, и монтируются гораздо сложнее. Но игра стоит свеч, ведь подобные «автономки» решают сразу две задачи — поддержание температуры в салоне и предпусковой прогрев двигателя.
Конструкция жидкостного отопителя (Eberspacher Hydronic)
Как правило, жидкостные подогреватели устанавливаются в моторном отсеке и соединяются с контуром охлаждающей системы транспортного средства. Топливная система подключается к прямому или обратному топливопроводу, электрические компоненты — к бортовой сети.
После запуска отопитель нагревает жидкость в охлаждающем контуре, прокачивает ее отдельным насосом через двигатель и радиатор штатного отопителя до запуска двигателя. А когда жидкость в контуре достигает пороговой температуры, вентилятор штатного отопителя автоматически включается и начинает прогревать кабину/салон. Ориентируясь на показания датчика температуры жидкости, отопитель сам регулирует интенсивность прокачки антифриза и скорость работы вентилятора.
Запуск предпускового отопителя может осуществляться как вручную, так и автоматически в заданный день и час. Часто подобные устройства комплектуются приборами дистанционного управления, позволяющими включить «автономку» с расстояния в 500-1000 метров.
Механический таймер жидкостного отопителя
Чтобы не запутаться в многообразии автомобильных «автономок», выше мы умышленно обсуждали лишь основные принципиальные отличия работы сухих и жидкостных отопителей. Но, справедливости ради, к сложившейся картине надо добавить еще несколько штрихов, ведь автономные обогреватели имеют массу других отличий.
Понятно, что в зависимости от объема салона автомобиля и температуры за бортом могут устанавливаться отопители различной мощности и производительности. Но, кроме этого, на машинах разных классов может отличаться бортовое напряжение. Если на КАМАЗ ставится обогреватель с напряжением 24 В, то, например, для ГАЗели или американского «капотника» подойдет только 12-вольтовый агрегат. Как альтернатива – в линейке многих производителей «автономок» есть отопители с возможностью переключения питания на 12 и 24 В.
Автомобили разных классов могут работать на различных видах топлива. Соответственно, и отопители могут быть как дизельные, так и бензиновые. Есть и третий вариант – отопители на газовом топливе. Такие часто устанавливают на автомобили, «переведенные» на пропан. Основное преимущество газовых отопителей в том, что они могут работать вообще без подключения к аккумуляторным батареям. Поэтому газовые «автономки» часто устанавливают еще и на машины с дизельными моторами, которые по специфике эксплуатации длительное время нуждаются в прогреве.
Автономный отопитель — удовольствие не из дешевых. Поэтому перед покупкой и установкой подобного оборудования необходимо учесть все «за» и «против», а уж только потом выбирать необходимую вам модель отопителя.
Стоит помнить, что воздушный отопитель имеет меньшие размеры, прост в установке и обслуживании. Фен практически беззвучен в работе. Мелкий ремонт можно выполнить своими силами. Но он способен прогреть только салон автомобиля.
Жидкостный предпусковой отопитель дороже, а его грамотная установка и ремонт под силу только профессионалам. Как правило, такая «автономка» расходует больше топлива и электроэнергии в сравнении с сухим отопителем. Но все эти неудобства с лихвой компенсируются возможностью легкого запуска силового агрегата в любые морозы.