- Закончена сборка нового зимовочного комплекса антарктической станции «Восток»
- Для «Востока» собрали новый зимовочный комплекс
- Атомный лихтеровоз «Севморпуть» застрял у Африки из-за необъяснимой поломки винта
- Маршрут «Севморпути» за трое суток. Источник: MarineTraffic
- Антарктическая станция Восток
- Как устроена русская полярная станция
- Краткая история полярных станций
- Станция «Восток»: как устроена и интересные факты
- Быт и развлечения полярников
- Зачем нам «Восток»?
Закончена сборка нового зимовочного комплекса антарктической станции «Восток»
Блоки зимовочного комплекса
Гатчинский Опытный завод строительных конструкций закончил контрольную сборку нового зимовочного комплекса для российской антарктической станции «Восток», рассчитанного на проживание 35 полярников. В начале октября его разберут на отдельные блок-модули и отправят в Антарктиду, где соберут заново, сообщает Минприроды РФ.
Российская станция «Восток» была создана почти в центре антарктического материка в конце 1950-х годов. За прошедшие десятилетия здания станции ушли глубоко под снег, а оборудование и инфраструктура очень сильно износились. В 1982 году на станции во время полярной ночи произошел пожар, унесший жизнь одного из полярников.
Ученые, работающие на этой станции, собирают уникальные научные данные о древнем климате, о котором можно судить по характеристикам льда. Кроме того, на станции «Восток» идет программа изучения одноименного реликтового подледникового озера. Поэтому Росгидромет, который управляет российской антарктической программой, много лет добивался решения о реконструкции станции. Ситуация сдвинулась с мертвой точки благодаря частным инвестициям: меценаты вложили в постройку около четырех миллиардов рублей.
Жилая площадь новой станции составит около 1,5 тысячи квадратных метра, летом там смогут жить 35 человек, и 15 человек могут остаться на зимовку. Как сообщил N+1 Константин Кондратьев, главный инженер компании «ЗапСибГазпром», которая разрабатывала и строила 133 блок-модуля станции вместе с их начинкой, энергией комплекс будут обеспечивать четыре дизель-генератора мощностью 200 киловатт каждый. Кроме того, отдельно от станции будут установлены еще два резервных дизель-генератора такой же мощности, при этом для обеспечения текущих потребностей станции достаточно 146 киловатт. Емкость цистерн для ГСМ позволяет держать на станции двухлетний запас топлива для дизель-генераторов. Вместе с комплексом планируется отправить для испытаний несколько типов солнечных батарей.
Воду для полярников будут получать с помощью двух снегоплавильных установок. Система водоснабжение станции предполагает многократное использование технической воды, в том числе из канализации. Твердые отходы будут складироваться и вывозиться с континента, как это предусмотрено договором об Антарктике. Для отопления будет использоваться даровое тепло от дизель-генераторов: работающие дизели будут нагревать воздух, который в свою очередь, будет использоваться в отопительной системе. Будет и дополнительная электрическая система отопления — теплые полы и конвекторы.
Главная особенность нового комплекса зданий для станции «Восток» — это ее «ноги»: жилые и служебные модули станции будут подняты на опорах на высоту около трех метров. «Эта технология обеспечивают прохождение снежных потоков под станцией, без задержки, снижает ветровую нагрузку, и решает проблему накопления снега у стен модулей», — сказал Кондратьев. Также он добавил, что благодаря этому новый комплекс не будет погребен под снегом, как это произошло с прежними зданиями станции.
В дальнейшем комплекс будет разобран на 133 блок-модуля, погружен на атомный лихтеровоз «Семорпуть», который доставит его на антарктическую станцию «Прогресс». Оттуда модули — каждый размером со стандартный морской контейнер — на санно-гусеничных поездах — будут доставлены на станцию «Восток», которая находится в 1,4 тысячи километров от побережья. Начало разборки комплекса запланировано на 1 сентября, начало погрузки — на 1 октября.
Подробнее о новом зимовочном комплексе читайте в нашем материале «Остаться в Антарктиде».
Для «Востока» собрали новый зимовочный комплекс
Российская станция «Восток» была построена в Антарктиде в конце 1950-х годов, но за прошедшие десятилетия здания станции погрузились в снег, а оборудование и инфраструктура устарели и подверглись существенному износу. Работники этой станции собирают уникальные научные данные о древнем климате, о котором можно судить по характеристикам льда. Кроме того, на станции «Восток» идет программа изучения одноимённого реликтового подледникового озера.
Жилая площадь новой станции, которую построили на частные инвестиции, составит около полутора тысяч квадратных метров. Летом там смогут жить 35 человек, а на зимовку могут оставаться 15 человек. Воду для полярников будут получать с помощью двух снегоплавильных установок, система водоснабжения станции предполагает многократное использование технической воды, в том числе из канализации.
Твёрдые отходы будут складироваться и вывозиться с континента, как это предусмотрено договором об Антарктике. Для отопления будет использоваться тепло от дизель-генераторов: они нагревают воздух, который будет использоваться в отопительной системе. Будет установлена и дополнительная электрическая система отопления — тёплые полы и конвекторы. Жилые и служебные модули станции «Восток» будут подняты на опорах на высоту около трёх метров.
В дальнейшем комплекс будет разобран на 133 модуля и погружен на атомное ледокольно-транспортное судно «Севморпуть», которое доставит его на антарктическую станцию «Прогресс». Оттуда модули на санно-гусеничных поездах будут доставлены на станцию «Восток», которая находится примерно в 1400 километрах от побережья. Начало разборки комплекса запланировано на 1 сентября, начало погрузки — на 1 октября.
Атомный лихтеровоз «Севморпуть» застрял у Африки из-за необъяснимой поломки винта
Как стало известно “Ъ”, в этом году так и не будут доставлены модули комплекса для обновления российской научной станции «Восток» в Антарктиде. Причиной срыва операции стала неожиданная и пока необъяснимая поломка лопасти винта атомного лихтеровоза «Севморпуть» в океане рядом с Анголой. «Севморпуть» должен был выгрузить модули на припай у побережья Антарктиды. Попытка ремонта в море не увенчалась успехом, и в любом случае время для операции уже упущено, поскольку припай начал разрушаться. Инцидент может отсрочить модернизацию станции на год.
Доставка модулей для кардинального обновления российской научной станции «Восток» в Антарктиде перенесена на 2021 год, рассказали “Ъ” источники в отрасли. Ключевой причиной срыва операции стала поломка атомного лихтеровоза «Севморпуть», который больше месяца стоит у берегов Анголы в заливе Луанды, поскольку у него сломалась одна из четырех лопастей единственного ходового винта.
ФГУП «Атомфлот» сообщило, что лихтеровоз находится в Атлантическом океане у побережья Анголы и на судне проводятся ремонтные работы винто-рулевого комплекса, 18 ноября. «В связи с повреждением одной из лопастей атомного контейнеровоза принято решение ее демонтировать, для этих целей на борт судна прибыла группа водолазов»,— пояснили на предприятии. Там заверили, что судно при этом «обладает всеми мореходными качествами, ядерная энергетическая установка работает в штатном режиме, жизням и здоровью членов экипажа контейнеровоза ничего не угрожало и не угрожает».
Причины поломки, по его словам, прояснятся после докового осмотра. Господин Рукша уточнил, что для приема лихтеровоза подходит только док на Канонерском судоремонтном заводе в Санкт-Петербурге. В Минприроды, Росгидромете и МИДе тему не комментируют.
Владимир Путин, президент РФ, отвечая на вопрос о финансировании научной программы станции «Восток», 23 октября
Я видел это, мне приносили эти керны, эту воду в свое время. Это очень интересно, захватывает
По словам источников “Ъ”, в результате поломки лопасти произошла разбалансировка винта. Для ее устранения было принято решение силами водолазов снять еще одну лопасть, чтобы восстановить симметрию. Но завершить работы до сих пор не удалось из-за плохой погоды, говорят собеседники “Ъ”. Упростить ремонт мог бы заход в территориальные воды Анголы.
Однако, поскольку речь идет о судне с ядерной энергетической установкой, для этого требуются «сложные согласования с властями страны». Также ситуацию осложняют жесткие ограничения в Анголе в связи с коронавирусом.
Они называют ситуацию форс-мажором — судно в январе завершило доковый ремонт и «получило все освидетельствования». Как в принципе возможно сломать лопасть, рассчитанную на работу во льдах, находясь в чистой воде и открытом море на расстоянии 500 миль от берега, где глубины в среднем составляют 2 тыс. м, никто из собеседников “Ъ” объяснить не берется.
Маршрут «Севморпути» за трое суток. Источник: MarineTraffic
Эта поломка может на год отсрочить обновление единственной внутриконтинентальной российской научной станции в Антарктиде «Восток». Станция была построена еще в 1957 году и уже изношена на 90%. В этом году к 200-летию открытия Антарктиды государство решило построить для «Востока» новый зимовочный комплекс стоимостью около 7 млрд руб.— фактически новую станцию. Частным инвестором проекта стал Леонид Михельсон, вложивший 4 млрд руб., а 25 ноября правительство выделило дополнительно еще 3,5 млрд руб. на транспортировку и монтаж зимовочного комплекса.
Комплекс состоит из пяти модулей, которые в рамках логистической операции разбиты на 133 транспортные единицы, большинство из которых 40-футовые контейнеры. Длина комплекса — 140 м, ширина — 13,5 м, высота — до 17,5 м, общая площадь помещений около 2 тыс. кв. м (зоны для жилья и отдыха, лаборатории, электростанция и гараж).
В сентябре—октябре в Петербурге модули были погружены на «Севморпуть». Доставить 98 человек спецперсонала — строителей и механизаторов для возведения зимовочного комплекса — должен был ледокол «Капитан Драницын» Росморпорта. Судно дошло до Антарктиды еще в конце октября и около месяца ожидало подхода «Севморпути».
Как рассказывают собеседники “Ъ”, планировалось, что контейнеры выгрузят на припай в районе станции «Прогресс» (залив Прюдс). Там же должны были высадить строителей и выгрузить топливо с танкера «Георгий Победоносец». Завершить операцию планировалось в середине ноября, то есть в середине весны в Южном полушарии, чтобы затем начать транспортировку модулей на мотосанях в период антарктического лета на расстояние более 1,4 тыс. км вглубь материка до станции «Восток».
Антарктическая станция Восток
Фото: Todd Sowers LDEO, Columbia University / Wikipedia
Однако теперь «Капитан Драницын» со строителями станции возвращается в Санкт-Петербург — по данным Marinetraffic, сейчас ледокол приближается к ЮАР. В Росморпорте тему не комментируют.
Собеседники “Ъ” объясняют, что, учитывая поломку «Севморпути», иных вариантов не было.
Кроме того, в этом году весна в Антарктике теплая, и припай ненадежен, говорят собеседники “Ъ” — он активно разрушается, и выгружаться уже опасно.
Источники “Ъ” допускают, что часть оборудования и персонала все же в итоге может быть доставлена в Антарктиду после перегрузки на другие суда, в частности, на научно-экспедиционные суда Арктического и антарктического научно-исследовательского института: ледокол «Академик Трешников», который, по словам руководителя станции «Прогресс» Вячеслава Мартьянова, идет в Антарктиду (согласно Marinetraffic, судно вышло из Бремерхафена, конечной точкой 14 декабря указан Кейптаун), и «Академик Федоров» (находится в Петербурге).
Как устроена русская полярная станция
Много водки, борьба с суровым климатом и запах карамельной ванили — в таких условиях живут русские полярники в Антарктиде. На станции «Восток», которая расположена неподалеку от южного полюса Земли, ученые изучают доисторическое озеро, которое законсервировалось тут с древних времен. О том, как устроена сама станция, как работают и развлекаются полярники в отсутствии цивилизации — в нашем материале.
Краткая история полярных станций
Считаете, что условия на Антарктиде настолько невыносимы, что нужны серьезные технологии? Можно обойтись и подручными средствами, главное, хватило бы духу! Первая станция была построена англичанами в 1899 году – это было просто несколько хижин, защищавших от ветра. Никакими дровами топить печь было нельзя – вокруг нет деревьев. Полярники провели здесь год. Вот это тяга к славе исследователей! Хижина, кстати, существует до сих пор.
Конечно, все остальные научные станции были более продвинутыми и комфортными, с учетом условий крайнего юга.
Сейчас в Антарктиде действуют 89 научных станций, 9 из которых – российские. Самая продвинутая из них – станция «Восток». По сути, это единственная российская станция, расположенная в глубине Антарктиды. Остальные болтаются на периферии – по берегу и островам.
Станция «Восток»: как устроена и интересные факты
Станция «Восток» находится в очень суровой температурной зоне. Кстати, именно наша станция зарегистрировала температурный мировой рекорд – минус 89,2 градуса С. А вот самая жаркая погода здесь за всю историю наблюдений – минус 13,6 градуса С.
Условия здесь очень тяжелые. Как говорил в интервью журналу Esquire геофизик и полярник Сергей Бушманов, который провел в Антарктиде два года: «На станции «Восток» человек не живет — он медленно умирает».
Станция находится, если так можно сказать по отношению к Антарктиде, на высокогорье – 3,5 тыс метров над уровнем моря. Неплохая такая гора по земным меркам получается!
Полярникам приходится туго – из-за высоты воздух тут разряженный, а из-за географии – очень сухой. По оценкам ученых, кислорода здесь столько, сколько на вершине Эльбруса, высота которого 5,6 тыс метров.
Адаптация к таким условиям даже у самых выносливых ученых идет с большим трудом. В первый месяц они теряют от 3 до 12 кг! Хотите похудеть? Езжайте в Антарктиду!
Обогрев и работу приборов обеспечивают дизель-генераторы. Однажды на станции произошел пожар, в ходе которого сгорели главные и дублирующие генераторы. 8 месяцев полярники были обесточены. Но они не упали духом, а построили печки, которые топили с помощью дизельного топлива, которого было в избытке.
Жилое здание станции расположено под под двухметровым слоем снега. Дневной свет — только на улице. Выходят через два выхода, от которых наружу выводят 50-метровые тоннели. На поверхности — только рабочие постройки.
На поверхности все основные приборы расположены в специальном маленьком. До него — 400 метров. А в 5 км — снегомерный полигон, где полярники проводят метеорологические исследования.
В жилых помещениях поддерживается средняя температура +15 градусов. Но во всех остальных комнатах, включая столовую и лабораторию — температура падает до +5 градусов. Кроме одежды полярники буквально согреваются спортом, который очень любят и много тренируются.
Антарктиде, по воспоминаниям полярников, свойственен свой особый запах. Особенно сильный он в холода. Его сложно описать, максимально близко он похож на «карамельную ваниль».
Быт и развлечения полярников
Выдерживают не все. Когда привозят полярников, транспорт еще некоторое время ждет, адаптируются ли новички. Не редки случаи, когда у новоприбывших начинается отек легких и их сразу эвакуируют. Здоровье не тянет значит.
На станции живет 12-20 человек, состав постоянно меняется. Проблема в том, что добраться туда можно только четыре месяца в году. А это значит, что ни дополнительных припасов ни медикаментов полярникам не получить. Даже сбежать оттуда нельзя если навалится депрессия от полярной ночи.
Алкоголь тут тоже есть в избытке, хотя это мне кажется странным. В таких депрессивных условиях очень легко уйти в запой. К тому же, тут требуется крепкое здоровье. По воспоминаниям геофизика Бушманова, за сезон им завозили по 200 бутылок водки 0,75. Пили много, этого не хватало, поэтому еще разводили медицинский спирт и гнали самогон. Несмотря на избыток алкоголя и крепкую мужскую компанию, ученые не спиваются и не гасят возможные конфликты. Спасает культура и голова на плечах. Хотя запои и случаются.
На станции есть комната отдыха, хотя развлечений у полярников немного. Там есть бильярдный стол и телевизор. По телевизору смотрят только уже записанные фильмы, так как обычных каналов тут нет. Есть игровая приставка.
Зачем нам «Восток»?
Возникает резонный вопрос — что ищем мы в Антарктиде? Ведь это расходы на содержание станции, труд и здоровье ученых.
На самом деле, полярники выполняют очень важные задачи. Ученые собирают данные об изменения климата, ведут геофизические наблюдение (сами подумайте – рядом полюс Земли!), проводят медицинские эксперименты. Именно здесь отслеживают состояние «озоновой дыры» и риски глобального потепления.
Но главная задача, почему нужен именно «Восток» — под ним находится древнее озеро. Оно осталось еще с доисторических времен, когда на Антарктиде был теплый климат. За счет давления вода не замерзла и пребывает в жидком состоянии. Ученые бурят к нему скважину, чтобы изучить древний нетронутый состав и микромир. Пока, в первом слое, революционных открытий не совершено, но ученым предстоит изучить более глубокие слои.
Что ж, с нетерпением ждем, какие тайны мироздания откроет нам это озеро.