Общедомовые счетчики на отопление: за и против
Владельцев жилплощади, расположенной в многоквартирном доме, до того, как произведена установка общедомового счетчика на отопление, интересует, насколько это выгодно и как, при наличии данного прибора учета тепловой энергии, будет рассчитываться сумма ежемесячной оплаты. Дело в том, что, начиная с июля месяца 2012 года, установка домовых счетчиков тепла стала обязательной для всех российских регионов.
Необходимость установки теплосчетчика
Прежде всего, потребителям услуг, предоставляемых коммунальными предприятиями, нужно знать, что тепловой счетчик на отопление не экономит тепло и денежные средства, он является только прибором учета.
После установки теплосчетчика получать счета с гораздо меньшими суммами к оплате можно только, если выполнен ряд мероприятий, среди которых:
- качественное утепление дома;
- добротное выполнение остекления в подъездах;
- замена оконных рам на металлопластиковые изделия;
- закрытие фасадов «шубой», сделанной из пенопласта или минваты.
Безусловно, наиболее выгодна для владельцев жилплощади установка приборов учета тепла индивидуально в каждой квартире (детальнее: «Установка счетчиков на отопление в квартире: виды приборов»). При условии, что подъезд в здании не утеплен и происходит обогрев улицы, а квартира плохо теплоизолирована, размер оплаты за обогрев будет выше.
Абонентам, пользующимся услугами централизованного теплоснабжения многоквартирного дома, следует понимать, что вне зависимости от того, выгодна или нет установка домовых счетчиков, таких как на фото, это не влияет на необходимость использования приборов учета тепла, поскольку согласно российскому ФЗ №261 жилые дома в обязательном порядке нужно ими оборудовать (читайте также: «Установка теплосчетчика в квартире — актуальное решение»).
Данный закон был принят по ряду причин:
- Для обеспечения более точного и справедливого распределения сумм оплаты.
- С целью стимулирования жильцов многоквартирных домов экономнее относиться к теплоснабжению. Экономические рычаги влияния более действенны, чем уговоры. Когда люди знают, что брошенная распахнутая дверь или разбитое стекло в подъезде, отразятся на семейном бюджете, они будут более бережно относиться к общедомовому имуществу.
- Теперь потребители коммунальных услуг должны самостоятельно заботиться о состоянии подъездов и дома в целом, а не коммунальные службы. Ранее проблемы с утеплением чердаков и подвалов решались силами работников управляющих компаний за определенную плату.
Порядок расчета оплаты
Существует несколько способов расчета оплаты, когда установлены общедомовые счетчики на отопление.
Вариант первый – в квартире отсутствует индивидуальный прибор учета потребления тепла. Подобную ситуацию можно наблюдать в домах, построенных в советские времена.
Тогда при обустройстве отопительных систем использовались стоечные конструкции, в которых для учета тепла нужно ставить счетчики на каждый радиатор, что с финансовой точки зрения мероприятие очень затратное.
Сначала следует определить стоимость отопления за один «квадрат». Расход тепла, зафиксированный общедомовым теплосчетчиком по действующим тарифам, делят на всю площадь здания с учетом жилых и нежилых помещений, которые отапливаются.
Поскольку доля в общедомовом имуществе зависит от площади квартиры, нужно ее рассчитать. Затем суммируют площадь квартиры и площадь ее доли в домовом имуществе. Результат умножают на цену отопления одного «квадрата».
Вариант второй – в доме поквартирно установлены индивидуальные приборы учета потребления тепла. В новостройках и зданиях, возведенных после 2000 года, разводка от стояков внутри квартиры стала горизонтальной, благодаря чему имеется возможность установить один квартирный теплосчетчик. В данном случае отопление квартиры ее владельцы оплачивают после снятия показаний с индивидуального прибора учета.
Для определения количества тепла, расходуемого на обогрев общей территории (подъездов, чердаков и т.д.), вычисляют разницу между данными, которые зафиксировали общедомовые счетчики на отопление и все индивидуальные приборы учета. Доля каждой квартиры в затратах тепла, потраченного на общие нужды, рассчитывают аналогично тому, как это делалось в первом варианте.
Вариант третий – если в одной квартире отсутствует индивидуальный прибор учета потребления тепла, а в других они есть. Индивидуальный теплосчетчик даже без оплаты услуг по установке обходится потребителям в значительную сумму, поэтому такой прибор приобретают не все.
В таком случае схема расчета оплаты выглядит следующим образом:
- фиксируют расход тепла согласно показаниям всех индивидуальных и общедомового счетчиков;
- полученная между ними разница равна стоимости отопления общей территории и квартир без теплосчетчиков. Исходя из этих данных, нужно определить размер платы за обогрев одного «квадрата»;
- затем следует вычислить сумму оплаты в зависимости от площади квартиры, в которой не установлены приборы учета тепла, и от доли в общедомовом имуществе.
Меры, позволяющие экономить на отоплении
Какие можно предпринять действия, чтобы получилась реальная экономия? В первую очередь установить индивидуальный теплосчетчик плюс термостатические головки или дросселя. В таком случае потребитель будет оплачивать тепло, которое ему действительно необходимо для обеспечения комфортных условий проживания. При этом владелец квартиры становится менее зависимым от поведения соседей.
Для реализации подобных мер можно в месте ввода отопления в квартиру смонтировать теплосчетчик, который должны опломбировать сотрудники теплоснабжающей организации. На подводках к приборам отопления ставят термостаты или дроссели. Более дешевые по стоимости — это дроссели. В ряде случаев можно доверить регулировку даже обычным вентилям. Но отрегулировать температуру теплоносителя в радиаторе с их помощью достаточно сложно. Специалисты не рекомендуют использовать для этих целей винтовые вентили, поскольку резиновые прокладки в них могут перекрыть просвет и оставить помещение без тепла.
Идеальными приборами считаются термостаты механического или цифрового типа. Их головку следует установить так, чтобы они не попали в поток горячего воздуха, восходящего вверх от отопительного устройства. После проведения калибровки термостатическая головка способна поддерживать нужную степень подводки, необходимую для поддержания в помещении заданного температурного режима.
Многих владельцев квартир с системами отопления стоечного вида интересует, как можно решить проблему с учетом потребляемой тепловой энергии, ведь установить на каждый радиатор приборы учета будет стоить немалой суммы денег. Помимо существенных первоначальных расходов потребителю придется периодически оплачивать их обслуживание, поверку и проведение ремонтов в случае поломки.
Возможно, решить данную проблему поможет специальный распределитель теплозатрат, изображенный на фото. Он представляет собой электронный термометр, постоянно снимающий и записывающий температуру, которую имеют поверхность батареи и воздух в помещении. Этот прибор недорогой по цене и его можно установить самостоятельно, прикрепив непосредственно к поверхности радиатора.
Исходя из тепловой мощности каждой батареи, температуры радиатора и воздуха на протяжении месяца и суммарного расхода тепловой энергии всеми отопительными приборами, вычисляют затраты тепла в отдельной квартире. В итоге у владельца недвижимости появляется стимул экономить затраты на обогрев, поскольку ему нужно оплачивать исключительно собственные расходы.
Автоматические тепловые пункты
Работает такое оборудование следующим образом:
- выносные датчики фиксируют температуру воздуха на улице (иногда с учетом степени утепления строения и его тепловой инерционности);
- в зависимости от фактической потребности в тепловой энергии автоматически регулируется нагрев теплоносителя и проходимость теплового узла.
При применении автоматического контроля над отопительной системой общедомовые счетчики на отопление действительно приносят значительную выгоду.
Проблемы с учетом тепла
Реализация федерального закона под номером 261 сопряжена с массой проблем. Дело в том, что инициаторами нововведений было российское правительство, но материальные затраты ложатся на жильцов – именно они должны оплачивать стоимость общедомовых теплосчетчиков и услуги по их монтажу. Расходы, которые необходимо выплачивать владельцам недвижимости, порой составляют огромные суммы. Если в доме мало квартир, их хозяевам предстоит вложить большие деньги в установку общедомового прибора учета. Чем меньше находится квартир в здании, тем больше сумма, которую должен заплатить каждый жилец.
Под действие данного закона не подпадают строения, подлежащие сносу и находящиеся в аварийном состоянии и те дома, в которых стоимость счетчика и его установки сопоставима с 6-месячной оплатой за теплопотребление. Если квартира не приватизирована, ее жильцы не оплачивают установку приборов учета. Эти затраты ложатся на муниципалитет.
Обслуживание теплосчетчика включает периодически выполняемую очистку фильтров и грязевиков, ремонты запорной арматуры, расположенной перед прибором учета и после него. После завершения 12-месячной гарантии оплата ремонтных работ также ложится на плечи потребителей тепловой энергии. Данную статью расходов включают в квитанцию за содержание жилья. Таким образом, владельцы квартир вне зависимости, исправен счетчик или сломался, вынуждены платить за ремонт прибора.
В итоге после того, как произведена установка общедомового счетчика на отопление, управляющая организация оказывается в непростой ситуации. С одной стороны, ей необходимо ежемесячно платить за потребленную тепловую энергию, ведь при отсутствии платежа поставщик тепла вправе прекратить его подачу путем перекрытия задвижек в колодце. При наступлении сильных морозов отключение тепла в доме непременно приведет к серьезным последствиям.
Но с другой стороны, среди владельцев недвижимости всегда есть неплательщики. В каждой управляющей компании проблемы с несвоевременной оплатой решают по-разному. Как показала практика, были случаи, когда задолженность по теплу распределялась среди квартир, жильцы которых исправно вносили ежемесячные платежи.
Кроме этого, в принятом законе нет четкой инструкции относительно действий потребителей в случае, когда прибор допустил сбой. В СМИ была и не один раз информация, что в результате выхода прибора учета из строя, потребителям были выставлены счета на завышенные суммы. В итоге проблема с их оплатой была решена властями следующим образом: жильцам предоставили рассрочку по выплате образовавшегося долга.
Теплосчетчик относится к сложным приборам и может в любой момент дать сбой. Поэтому, чтобы исключить негативные последствия поломки, нужна дополнительная система контроля. Но данный момент в законе не нашел отражение.
Стоить ли устанавливать общедомовые счетчики на отопление, подробно на видео:
Оплата отопления по показателям общедомового, а не индивидуального счетчика: справедливо или нет?
caifas / Depositphotos.com |
Действующее законодательство предусматривает два способа расчета размера платы за коммунальные услуги: на основании определяемого по показаниям приборов учета объема потребляемых ресурсов, а при отсутствии счетчиков – исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса). Конкретный порядок расчета и внесения платы устанавливается Правительством РФ. Так, например, для определения размера платы за отопление в МКД используется одна из нескольких формул, приведенных в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила). При выборе нужной формулы стоит исходить, во-первых, из того, каким образом оплачивается отопление: в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года (абз. 1 п. 42.1 Правил). Во-вторых, на порядок расчета влияет оснащенность помещений счетчиками: в случае, когда МКД оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, а индивидуальные или квартирные счетчики отсутствуют во всех или некоторых помещениях в нем, размер платы за отопление в каждом из этих помещений определяется исходя из показаний общедомового прибора учета (абз. 3 п. 42.1 Правил). Если же все жилые и нежилые помещения МКД оснащены индивидуальными приборами учета тепла, при расчете размера платы за отопление учитываются показания и этих счетчиков, и общедомового прибора учета (абз. 4 п. 42.1 Правил).
Таким образом, на практике, если хотя бы одна квартира или одно нежилое помещение в МКД не оборудованы индивидуальным прибором учета, объем потребленной энергии по показаниям общедомового счетчика «распределяется» между помещениями пропорционально их площади. Такой порядок расчета применяется и тогда, когда счетчик перестал использоваться в связи с ненадлежащим исполнением обязанности по обеспечению его надлежащей эксплуатации, сохранности или своевременной замены собственником (ч. 7 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; далее – закон об энергосбережении).
Именно с такой ситуацией столкнулся гражданин Д. Все помещения в МКД, в котором он проживает, на момент ввода дома в эксплуатацию были оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии (напомним, ими, согласно указанной выше норме закона об энергосбережении, с 1 января 2012 года должны быть оснащены все новые МКД, а также дома, вводимые в эксплуатацию после капремонта – при наличии технической возможности установки таких счетчиков). Однако впоследствии в ряде помещений счетчики были демонтированы, что повлекло перерасчет размера платы за отопление для всех собственников помещений в доме, и расходы Д. на коммунальные услуги увеличились. Он посчитал это несправедливым и подал в Верховный Суд Российской Федерации административный иск о признании недействующими абз. 3 п. 42.1 и частично абз. 4 п. 42.1 Правил. Суд пришел к выводу о том, что Правительство РФ при введении дифференцированного подхода к определению размера платы за отопление не вышло за рамки своих полномочий по определению правил предоставления гражданам коммунальных услуг, а доводы истца о противоречии указанных норм закону об энергосбережении несостоятельны, поскольку целью последнего является закрепление основ стимулирования энергосбережения, а не определение размера платы за коммунальные услуги и порядка ее расчета (решение ВС РФ от 31 мая 2017 г. по делу № АКПИ17-201). Не было удовлетворена и апелляционная жалоба истца – Суд добавил, что установленный оспариваемыми нормами порядок расчета платы за отопление принят на основании общего принципа распределения фактически потребленного всеми помещениями МКД объема тепловой энергии для поддержания в них нормативной температуры воздуха (пропорционально площади занимаемого помещения в доме) с соответствующим распределением размера платы, что позволяет обеспечить непрерывное теплоснабжение всех помещений в доме в течение отопительного периода. Причем, по мнению ВС РФ, тот факт, что при применении такого порядка размер оплаты увеличивается, не свидетельствует о незаконности соответствующих положений Правил (определение Апелляционной коллегии ВС РФ от 5 сентября 2017 г. по делу № АПЛ17-300). В передаче надзорной жалобы на рассмотрение в судебном заседании истцу было отказано (постановление ВС РФ от 25 декабря 2017 г. № ПФ17-137).
В каком случае к нормативу потребления коммунальной услуги по отоплению при отсутствии в многоквартирном доме общедомового и индивидуальных приборов учета не применяется повышающий коэффициент, узнайте из материала «Порядок оплаты электрической и тепловой энергии для граждан» Энциклопедии решений интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Вынесенные решения Д. не удовлетворили, и он обратился в КС РФ с заявлением о проверке конституционности ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса, абз. 3 п. 42.1 и абз. 4 п. 42.1 (в части) Правил. В жалобе заявителя подчеркивается: согласно оспариваемым нормам порядок расчета платы за отопление, а значит и ее размер, фактически зависит от недобросовестных действий одного или нескольких собственников помещений в МКД, не сохранивших счетчики, что причиняет прямые убытки добросовестным собственникам. В дальнейшем, по мнению Д., это может привести к отказу от счетчиков граждан, эффективно расходующих энергию, так как они поймут, что никакой экономической выгоды им это не приносит.
Как отметили представители органов власти, присутствовавшие на вчерашнем заседании КС РФ, в ходе которого рассматривалось дело о проверке конституционности оспариваемых Д. норм, оснований для признания ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ противоречащим Конституции РФ нет, поскольку конкретный порядок расчета платы ею не устанавливается, а вот соответствующие положения Правил действительно необходимо скорректировать. Нельзя назвать справедливой ситуацию, когда одна и та же формула расчета платы применяется и в отношении тех домов, где ни одно помещение не оборудовано индивидуальными приборами счета, и тех, где счетчик отсутствует лишь в одной квартире, подчеркнула полномочный представитель Генерального прокурора РФ в КС РФ Татьяна Васильева. По ее словам, заявитель абсолютно обоснованно указывает на то, что ответственность за недобросовестное поведение собственника, не сохранившего индивидуальный прибор учета тепла, не может быть возложена на других собственников, обеспечивающих исправную эксплуатацию счетчиков. Применение в таком случае иного порядка определения размера платы, влекущего увеличение расходов добросовестных владельцев помещений, не отвечает принципам справедливости и разумности.
Судя по всему, это понимает и само правительство – в настоящее время на рассмотрении кабинета министров находится подготовленный Минстроем России проект постановления о внесении изменений в Правила, предусматривающий особый порядок расчета платы за отопление для МКД, в которых не все помещения оборудованы индивидуальными приборами учета. Как сообщила советник Министра юстиции РФ Мария Мельникова, министерство дало положительное заключение на проект, однако согласованного решения всех заинтересованных ведомств по предлагаемым проектом формулам расчета пока нет. По ее мнению, вынесенное КС РФ решение по рассматриваемому делу станет определенным стимулом для утверждения проекта.
По мнению полномочного представителя Президента РФ в КС РФ Михаила Кротова, рассмотрение указанных поправок может затянуться, поскольку обеспечить объективный учет объема потребляемого в каждом помещении тепловой энергии проблематично, так как в отличие, например, от электроэнергии, которая потребляется в точках подключения электроприборов, теплоотдача происходит от всех элементов системы отопления (радиаторов, стояков, трубопроводов), размещаемых в том числе в соседних помещениях, что и определяет МКД как единый теплотехнический объект. «Даже если кто-то из собственников, у кого установлен индивидуальный прибор учета, начнет экономить расход тепла у себя в квартире, это не означает, что он не пользуется той тепловой энергией, которая отраженно попадает в его квартиру от отапливаемых помещений соседей (через стояки, например)», – отметил эксперт. Тем не менее он поддержал мнение о несоответствии оспариваемых положений Правил принципам рационального и эффективного использования энергетических ресурсов, подчеркнув, что лишение возможности оплачивать потребление тепла по показаниям исправных счетчиков делает бесполезными старания собственников по снижению расходов на отопление за счет экономии ресурсов, притом что они, помимо этого, несут расходы на обслуживание счетчиков.
Таким образом, предпосылок для корректировки Правил в части расчета платы за отопление в МКД более чем достаточно. Обяжет ли законодателя к внесению в них поправок КС РФ, портал ГАРАНТ.РУ расскажет после вынесения соответствующего постановления.