Кабина управления
Кабина управления является рабочим местом машиниста мостового крана и должна обеспечивать хороший обзор любой точки рабочей площадки; защиту машиниста от избыточной теплоты, шума, вибраций; электробезопасность, легкость и удобство управления краном. В мостовых электрических кранах применяют торцевые (закрепленные на одной стороне кранового моста) и панорамные (подвешенные к середине моста или к грузовой тележке) кабины управления.
В отапливаемых цехах машиностроительных и других предприятий (с температурой окружающего воздуха от +10 до +28°С) применяют открытые кабины (рис. 4,а). В этом случае микроклимат на рабочем месте машиниста определяется состоянием воздушной среды помещения, в котором установлен кран. Поскольку по степени тяжести выполняемой работы работа машиниста может быть отнесена к категории легких физических работ с энергозатратами до 172 Дж/с, то оптимальными метеорологическими условиями на рабочем месте машиниста в открытой кабине управления являются следующие: температура (+19) —(+25) °С, оотносительная влажность — не более 75%, скорость движения воздуха — не более 0,2 м/с.
Краны, работающие в металлургических цехах с температурой воздуха в помещении до +60 °С, а также краны, эксплуатирующиеся на открытом воздухе с температурой от +40 до —40 °С, снабжаются закрытыми кабинами управления (рис. 4,6). При температуре окружающего воздуха менее +10°С кабину оборудуют отопительными приборами, а при температуре более +28°С — принудительной вентиляцией или кондиционерами для обеспечения в кабинах оптимальных параметров микроклимата, указанных выше.
Рис. 4. Кабины управления краном:
а — открытая; б — закрытая
Рис. 5. Пульт управления краном
Высота кабины от иола до любой выступающей точки на потолке составляет не менее 1800 мм, ширина пола кабины—1100 мм, длина пола — 2000 мм. В кабине созданы условия для свободного доступа к размещенному в ней оборудованию и для нахождения в кабине еще одного человека, помимо машиниста, например стажера. Для выхода на крановый мост в потолке закрытой кабины оборудован люк размером 500X500 мм, к которому ведет лестница. При креплении кабины на грузовой тележке допускается выход из кабины через настил тележки или по наружной огражденной лестнице. Дверь кабины выполняется распашной или раздвижной, причем распашная дверь открывается внутрь кабины. Размер дверного проема составляет 1800X500 мм. В кабинах открытого типа устраивают сплошное ограждение со всех сторон высотой не менее 1000 мм из металлического листа, стекла или в виде многоярусных перил.
Для повышения электробезопасности настил пола кабины выполнен деревянным или из иного диэлектрического материала. Диэлектрические коврики размерами не менее 500X700 мм обязательно укладываются в местах обслуживания электрооборудования крана.
Сидение кресла машиниста крепится на высоте 400— 500 мм над уровнем пола, имеет полужесткие подлокотники и снабжено устройством для регулирования положения сиденья от среднего положения вверх и вниз на 50 мм, вперед и назад—на 75 мм. Спинка кресла имеет регулируемый угол наклона. Высота спинки составляет 240—260 мм. С креслом совмещен пульт управления краном (рис. 5), выполненный в виде колонок с силовыми контроллерами, установленными по бокам кресла. Направление перемещения рукояток контроллеров соответствует направлению движения крана, тележки, груза. Кнопка звукового сигнала установлена на рычаге управления механизмом передвижения крана.
Отопление кабины мостового крана
Повышение производительности труда крановщика, а следовательно, и эффективности эксплуатации крана достигается улучшением условий работы крановщика. Основными факторами, определяющими условия работы крановщика, являются: температура и влажность окружающей среды, скорость ветра, уровень шума, запыленность, наличие вредных для здоровья газов, видимость, вибрация, степень удобства рабочего места крановщика.
Для нормальной жизнедеятельности человека важно, чтобы температура его тела была постоянной — около 37 °С, а тепловой баланс тела выравнивался за определенный промежуток времени. На теплообмен значительно влияют климатические условия, которые считаются благоприятными, если для обеспечения теплового баланса не требуется применять специальные регулирующие системы, и неблагоприятными, если без использования таких систем не может наступить равновесия между принятием и отдачей теплоты. Температурный режим оценивают по температуре воздуха в кабине.
На мостовых кранах кабины бывают открытыми и закрытыми. Открытыми кабинами оборудуют краны, работающие в закрытых отапливаемых помещениях. Закрытые кабины применяют на кранах, эксплуатируемых на открытом воздухе, в неотапливаемых помещениях, а также в горячих, химических и других цехах, в воздухе которых содержатся вредные газы и большое количество пыли. В кабинах кранов, работающих в таких цехах, должны быть установлены кондиционеры в соответствии с требованиями Санитарных правил по устройству и оборудованию кабин машинистов кранов, утвержденных Министерством здравоохранения СССР 8 декабря 1974 г.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Для обеспечения надлежащего температурного режима и обмена воздуха закрытую кабину крана, эксплуатируемого на открытом воздухе, снабжают вентилятором и отопительным прибором. Световые проемы кабины закрывают стеклом плоским безопасным на поливинил-бутиральной пленке. При ударе такое стекло не распадается на куски, а дает сеть трещин. Для остекления кабин разливочных кранов применяют стекло сталинит СЗД-3, так как стекло плоское безопасное непригодно в этих условиях: из-за трещин на нем ухудшается видимость рабочей зоны. Органическое стекло (плексиглас) неприемлемо для остекления кабин — оно легко мутнеет, быстро появляются царапины.
В остекленных кабинах должна быть предусмотрена возможность протирки стекол с двух сторон вручную или механическим способом. Для этой цели делают фрамуги, снабженные замками для удержания их как в закрытом, так и в открытом состоянии при работе крана. В кабинах кранов, работающих на открытом воздухе, должны быть установлены солнцезащитные щитки.
Для обзора рабочей зоны и наблюдения за зацепкой грузов и работой грузозахватного механизма кабина управления мостовым электрическим краном должна быть открытой с трех сторон. Только заднюю стенку ее, обращенную к нерабочему пространству, делают закрытой. Согласно Правилам Госгортехнадзора, кабину следует устраивать со стороны, противоположной той, где расположены главные троллейные провода. Исключения допускаются в тех случаях, когда троллейные провода недоступны для случайного к ним прикосновения .кабины, с посадочной площадки и лестницы.
Высота кабины должна быть не менее 1,8 м, а сплошного верхнего перекрытия и сплошного или сетчатого ограждения со всех сторон — не мене’е 1 м. Размеры ячейки сетки ограждения не должны превышать 20×20 мм. При сетчатом ограждении по низу кабины укладывают сплошную панель на высоте 100 мм от уровня пола. Пол делают в виде сплошного деревянного настила или из других неметаллических материалов, исключающих скольжение, и застилают электроизоляционным ковриком.
Распашную или раздвижную дверь в кабину снабжают закрывающимся изнутри запором. Распашная дверь должна открываться только внутрь кабины.
Кабину размещают под галереей моста. К ней ведет лестница. При пролетах больше 20 м кабину подвешивают посредине крана для лучшего обзора рабочей площадки. Допускается подвешивать кабину к раме грузовой тележки. В этом случае выход на галерею моста из кабины предусматривается только через настил тележки или по наружной огражденной лестнице.
В кабине управления находится главный щит крана с установленными на нем предохранителями, главным рубильником, главным контактором, сигнальной лампой, иногда — вольтметром. В кабине установлен понижающий трансформатор с вторичным напряжением не выше 12 В для питания переносной лампы. В кабине крана, работающего на постоянном токе, для питания переносной лампы служит аккумулятор, рассчитанный на напряжение 12 В. Номинальное напряжение сети рабочего освещения крана при переменном токе не должно превышать 220 В. При напряжении сети трехфазного тока 380 В и выше питание светильников необходимо производить от понижающего трансформатора. Допускается включать светильники в силовую сеть постоянного тока напряжением до 600 В, соединяя их последовательно.
Не рекомендуется освещать кран и кабину люминесцентными лампами вследствие создаваемого ими так называемого стробоскопического эффекта.
Люминесцентные лампы зажигаются и гаснут 100 раз в секунду, так как переменный ток частотой 50 Гц проходит через нуль 100 раз за 1 с. Хотя эти пульсации незаметны для глаз, они отрицательно действуют на зрение. Вредное воздействие этих ламп можно снизить, если расположенные рядом лампы присоединить к разным фазам; тогда они будут загораться и гаснуть неодновременно, что значительно сгладит глубину изменения светового потока.
Но главное, глубокое изменение светового потока может исказить действительную картину движения предметов. Например, вращающийся предмет за то мгновение, пока лампа не горит, успевает сделать один полный оборот. Следовательно, при каждом очередном освещении предмет виден в одном и том же положении и в результате этого кажется неподвижным. Если же вращающийся предмет сделает немногим меньше полного оборота, то будет казаться, что он вращается в обратную сторону. В производственных условиях это явление может представлять опасность.
В кабине установлены контроллеры (по числу двигателей), а на кранах с грузовым электромагнитом имеются еще реостат возбуждения генератора, вольтметр постоянного тока и рубильник электродвигателя, приводящего в движение генератор. Аппараты ручного управления в кабинах кранов должны быть размещены так, чтобы крановщик работал сидя. Направление вращения маховичков и рукояток контроллеров и командоконтроллеров по возможности должно совпадать с направлением вызываемых ими движений. Движению моста, например, вправо должно соответствовать вращение контроллера по часовой стрелке. Аварийная кнопка в кабине включена в цепь общей блокировки главного контактора.
Если в кабине имеется люк для выхода на мост, то он снабжается блок-контактом, предотвращающим включение крана при открытом люке. В кабине должны быть сухой (углекислотный) огнетушитель и звуковой сигнальный прибор — звонок громкого боя или колокол.
Размеры кабины должны быть достаточными для того, чтобы в ней, кроме крановщика, мог разместиться стажер, слесарь или электромонтер. Проходы у лицевой стороны контакторных панелей должны быть не менее 600 мм.
Кабину крана, работающего в горячем цеху, следует защищать от воздействия теплоты асбестом или другим теплоизоляционным материалом. Электрический отопительный прибор для обогрева кабины должен быть включен после главного рубильника, предусмотренного в кабине управления, чтобы он отключался одновременно с краном. Корпус отопительного прибора необходимо заземлять. Отопительные приборы можно устанавливать только с разрешения местной пожарной охраны. При изготовлении кранов кабины оборудуются отопительными приборами на заводе-изготовителе. Размещать в кабине управления резисторы электродвигателей не допускается.
Резиновые диэлектрические коврики должны постоянно- находиться в кабине управления электрическим краном на рабочем месте крановщика и в местах обслуживания электрооборудования. Хранить переносные защитные средства (перчатки, галоши) в кабине необязательно.
Отопление кабины мостового крана
Наиболее широкое распространение имеют торцовые кабины, закрепленные с одной стороны моста крана (см. рис. 1.5). В ряде случаев (пролет моста более 30 м, технологическое оборудование загораживает зону строповки грузов) для улучшения обзорности кабину подвешивают либо к середине моста (панорамная кабина), либо к тележке (см. рис. 1.22, а). В зависимости от условий эксплуатации крана кабину выполняют открытой (рис. 9.2, б) или закрытой (рис. 9.2, а). Открытые кабины предназначаются для установки на кранах, работающих преимущественно в закрытых помещениях при температуре +10-т- +28°С, а закрытые — на кранах, работающих при температуре — 40 Ч- +60°С. Если окружающая температура ниже +10°С, эти кабины должны снабжаться отопительными приборами, а если выше + 28°С — кондиционерами.
Внутренняя высота кабины должна быть не менее 1800 мм, а ее рекомендуемые минимальные ширина и длина — соответственно 1100 и 2000 мм. Следует стремиться, чтобы размеры кабины были минимальными. Однако необходимо учитывать, что вследствие психологического влияния стесненности помещения человек устает быстрее и что ему вообще периодически требуется вытягиваться или расслаблять мускулы. Площадь кабины должна обеспечить свободный доступ к оборудованию и возможность находиться в ней, помимо крановщика, второму человеку (стажеру, слесарю).
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Рис. 9.2. Торцовые кабины
Кабины должны располагаться на кране так, чтобы крановщик, сидя в кресле, мог наблюдать за крюковой подвеской и грузом в течение всего цикла работы крана. Поэтому углы зрения, считая от плоскостей, проведенных на уровне глаз, должны быть от гори-гонтальной вверх — 60°, вниз — 90°; от вертикальной — 135° в обе стороны. Кабины изготовляются рамной конструкции, причем кабины открытого типа должны иметь сплошное ограждение со всех сторон высотой не менее 1000 мм. Ограждение может быть выполнено из прозрачного прочного материала (например, сталинита), хорошо противостоящего механическим ударам. Остекление закрытых кабин из безосколочного стекла в сторону обзора следует выполнять стеклами одного типоразмера.
Количество и расположение фрамуг, удерживаемых в закрытом или открытом (в том числе и при работе крана) положениях, должны давать возможность протирки наружных поверхностей стекол из кабины. В остеклении кабин кранов, работающих на открытом воздухе, предусматривают солнцезащитные щитки, а в кабинах, подвешенных к тележкам, — зеркала, с помощью которых крановщик видит происходящее сзади. Нижние стекла, на которые может встать крановщик, должны быть защищены решетками. Дверь в кабину может быть распашной или раздвижной, причем распашная дверь должна открываться внутрь кабины. Размеры дверного проема должны быть не менее 1800×500 мм. В потолке закрытой кабины следует предусматривать люк размером 500 X X 500 мм с герметизирующими от проникновения влаги и пыли уплотнениями для выхода на рабочую площадку.
Кабина, размещенная под галереей моста, должна сообщаться с ней лестницей, вход в кабину, подвешенную к тележке, допускается через настил тележки или по наружной огражденной лестнице. Пол кабины выполняется в виде настила из дерева или другого неметаллического материала и покрывается резиновым ковриком. Допускается коврики (размерами не менее 500×700 мм) укладывать только в местах обслуживания элекрооборудования. Внутреннюю облицовку стен следует делать из хорошо моющихся материалов светлых тонов. Освещаться кабина должна лампой с матовым плафоном, исключающим световые блики на остеклении.
Серийно выпускаемые закрытые и открытые кабины унифицированы. Так, в торцовых кабинах, разработанных ВНИИПТМАШ, для кранов грузоподъемностью 5—50 т, в качестве базовой принята закрытая кабина. Открытая кабина отличается от нее отсутствием верхнего пояса остекления. При необходимости установки кондиционера сзади кабины предусматривается площадка.
Панорамная кабина имеет форму усеченного конуса или восьмигранной пирамиды и подвешивается к мосту за проушины, закрепленные на ее верхнем поясе. На нижний пояс через катки опирается платформа с установленным на ней креслом-пультом. Платформа, а в некоторых конструкциях одно кресло, поворачивается на 90° в обе стороны крановщиком отталкиванием рукой или ногой (с усилием 4—6 кгс) от ограждения кабины. Через каждые 30° платформа закрепляется фиксатором, имеющим привод от педали. Токоподвод к пульту осуществляется гибким кабелем, подведенным под днище кабины. Вход в кабину сверху или сбоку.
В панорамной кабине другого типа (патент США № 2646892) для прохода в нее с рабочей площадки на кабине установлена откидная площадка. Вокруг кабины смонтирована поворотная площадка, служащая для прохода в кабину, и площадка, соединенная с механизмом вращения кресла крановщика, — для протирки стекол кабины. Кресло расположено посредине кабины и соединено с вертикальным валом, вращающимся в кронштейне, прикрепленном к полу кабины. Вал через червячную передачу соединен с реверсивным электродвигателем механизма вращения, который управляется двумя кнопками, смонтированными на подлокотниках кресла. Поворот кресла ограничивается конечными выключателями.
Высота кресла от уровня пола должна быть 400—500 мм, высота спинки 240—260 мм. Кресло должно выполняться полужестким с подлокотниками и иметь возможность регулировки от среднего положения вперед и назад на 75 мм, вверх и вниз — на 50 мм. Опора для ног и подлокотники должны переставляться по высоте, а спинка иметь регулируемый угол наклона. Наиболее удобными являются кресла-пульты управления, которые содержат колонки с размещенными в них контроллерами и расположенное между колонками кресло крановщика.
В последнее время распространение получили силовые контроллеры с уменьшенными габаритными размерами, которые позволяют отказаться от командоконтроллеров с необходимыми для их эксплуатации громоздкими и дорогими магнитными станциями. На рис. 9.3 показаны схемы расположения контроллеров в кабинах, разработанные ВНИИПТМАШем и отечественными краностроительными заводами (схемы а—ж), предприятием Gresse (ГДР) и фирмой Со-longo (Италия). Первая и три последних схемы позволяют наиболее рационально скомпоновать рабочее место крановщика.
Рис. 9.3. Схемы установки в кабине контроллеров механизмов:
М — передвижения моста; Т — передвижения тележки; П — подъема; Гл. п. иого подъема; Вс. п. — вспомогательного подъема
Управление механизмами крана (схема 9.3, з) производится двумя рукоятками, из которых левая служит для управления механизмом подъема, а правая — механизмами передвижения крана и тележки. Рукоятка управления передвижением установлена вертикально и передвигается в плоскости движения крана и тележки, а вторая — вертикально и передвигается в плоскости движения груза. Направление движения груза совпадает с направлением движения рукоятки управления. В положении «Стоп» рукоятки фиксируются так, чтобы их можно было переключить легким нажатием руки.
Тормоза, как правило, управляются педалями. Аварийное торможение осуществляется кнопочным выключателем, который размещается слева от крановщика, так как при подъеме-опускании груза корпус крановщика наклонен влево, и он успевает быстрее включить тормоз, кнопка которого расположена с этой стороны. Кнопка звукового сигнала устанавливается на рычаге механизмов передвижения.
Пульты могут иметь также кнопочное управление. При установке для управления механизмами педалей расстояние между ними должно быть 200—450 мм, расстояние от спинки кресла до оси педали —935 мм, а угол движения педали
70°. После срабатывания на всю величину хода педаль должна возвращаться в нейтральное положение пружиной (с усилием 7—8 кгс), компенсирующей и вес ноги.
Органы управления следует располагать так, чтобы по возможности свести рабочие движения к движению предплечья и кисти рук, допуская движение плечевого сустава только в виде исключения»