Отопление кабины зил 130

Отопление кабины зил 130

РЕГУЛИРОВКА ВЕНТИЛЯЦИИ И ОБОГРЕВА КАБИНЫ АВТОМОБИЛЕЙ ЗИЛ-130, 131

На автомобилях ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131 установлена цельнометаллическая кабина, которая оборудована вентиляционным устройством и обогревом. В зависимости от времени года можно регулировать интенсивность вентиляции и обогрева кабины.

В крыше кабины имеются два вентиляционных люка с крышками, открывающимися наружу. При пользовании люком крышка в открытом положении фиксируется зажимом, установленным на ручке люка.

Двери кабины имеют опускающиеся стекла и поворотные форточки. Подъем стекол и надежная их фиксация в поднятом

положении осуществляются однорычажными стеклоподъемниками, которые имеют тормозной механизм, предохраняющий стекло от произвольного опускания. В процессе эксплуатации стеклоподъемники регулировки не требуют.

Для вентиляции кабины в летнее время опускают стекла дверей кабины, открывают верхние вентиляционные люки, а также используют поворотные форточки в окнах дверей. Кроме того, свежий воздух может поступать в кабину через вентиляционные каналы, расположенные в брызговиках крыльев. В передней и задней части каналов имеются заслонки, которые устанавливают только на два положения: полностью открытое или полностью закрытое. Заслонками управляют вручную. Закрывать заслонки следует только при сильной запыленности воздуха, когда пыль через вентиляционные каналы проникает в кабину. Зимой при больших морозах заслонки левого канала закрывают, заслонки правого канала для питания свежим воздухом отопителя зимой следует держать открытыми. Для отопления кабины и обогрева ветрового стекла от замерзания применяют отопитель, схема которого показана на рис. 64.

В отопителе регулируют подачу теплого воздуха на обогрев кабины и ветрового стекла и подвод холодного воздуха в отопитель.

Воздухораспределительный канал 6 с теплым воздухом перекрывают заслонкой 1, которой управляют рукояткой 2.

При утопленном положении рукоятки заслонка закрыта, в этом случае весь теплый воздух подается на обдув ветрового стекла.

При выдвинутом положении рукоятки заслонка открыта, в этом случае теплый воздух выходит в кабину к ногам водителя.

Подвод воздуха в отопитель регулируют заслонкой 4, которая приводится в действие рукояткой 3. Заслонка имеет три фиксированных положения.

Первое положение — вертикальное — заслонка закрывает доступ свежего воздуха из правого вентиляционного канала. В этом случае воздух может поступать в отопитель только из кабины.

Второе положение — наклонное — заслонка открывает вход для свежего воздуха в отопитель и закрывает для него вход в кабину.

Третье положение — горизонтальное — заслонка открывает вход свежего воздуха для вентиляции кабины. При таком положении заслонки вентилятор отопителя можно включать в зимнее время только после прогрева двигателя трехпозиционным переключателем, расположенным в кабине. При среднем положении рычажка вентилятор выключен, крайние его положения соответствуют двум скоростям электродвигателя 5 вентилятора, которые изменяют интенсивность обогрева кабины.

Рис. 64. Схема отопителя кабины автомобилей ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131

Отопление кабины зил 130

Для обогрева кабины и ветрового стекла применяют специальную отопительную систему, использующую тепло охлаждающей жидкости, циркулирующей в системе охлаждения двигателя. Принцип действия отопителей одинаков у всех ав томобилей.

На автомобилях ЗИЛ-130 отопительная система кабины состоит из трубчато-пластинчатого радиатора (рис. 156), соединенного трубопроводами и с системой охлаждения двигателя, электрического вентилятора; воздушного кожуха с заслонками, управляемыми рукояткой, воздухораспределительного канала, соединенного шлангами с соплами обдува ветрового стекла. Канал перекрывается заслонкой, положение которой можно изменять рукояткой.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Рис. 155. Органы управления автомобилем ЗИЛ-130:
1 — рычаг ручного тормоза; 2 — ручка управления жалюзи радиатора; 3 — рычаг переключения передач; 4 — переключатель указателей поворота; 5 — форсунка обмыва ветрового стекла; 6 — щиток приборов; 7 — педаль обмыва ветрового стекла; 8 — педаль сцепления; 9 — ножной переключатель света фар; 10— педаль тормоза; 11 — педаль управления дроссельными заслонками;12 — кнопка воздушного сигнала седельного тягача ЗИЛ-1Э0В1

Читайте также:  Радиаторы отопления кварцевые обогреватели

Рис. 156. Отопление и вентиляция кабины автомобиля ЗИЛ-130

Горячая жидкость из системы охлаждения двигателя при открытом положении крана поступает по трубопроводу в нижнюю часть бачка радиатора, выходит из верхней части бачка и далее по трубопроводу подводится к всасывающей полости водяного насоса двигателя.

Воздух к отопителю поступает по правому вентиляционному каналу, расположенному под капотом. По левому вентиляционному каналу воздух поступает в кабину. Воздух может также поступать через люки в крыше кабины, поворотные форточки в окнах и опущенные стекла дверей.

В передней части оба канала и снабжены наружными заслонками, которые имеют два положения: канал полностью закрыт и канал открыт. Внутренние заслонки и левого и правого каналов закрываются и открываются вручную из кабины. Заслонка правого канала имеет три фиксированных положения.

Первое положение вертикальное. Заслонка закрывает доступ свежего воздуха из правого вентиляционного канала. В этом случае воздух может поступать только из кабины.

Второе положение наклонное. Заслонка открывает вход свежему воздуху в отопитель и преграждает доступ воздуха в кабину.

Третье положение горизонтальное. Заслонка открывает вход свежего воздуха для вентиляции кабины.

Отопитель эффективно работает при температуре охлаждающей жидкости в системе 75—80 °С. Поэтому вентилятор отопителя следует включать после прогрева двигателя переключателем, который расположен на щитке приборов и имеет три положения рычага, соответствующих двум частотам вращения и выключенному состоянию электродвигателя.

В начале работы отопителя для быстрого прогрева замерзших стекол заслонку закрывают рукояткой, направляя весь поток теплого воздуха на стекла. После их прогрева теплый воздух направляют в кабину, изменяя положение заслонки рукояткой.

Если в качестве охлаждающей жидкости используется вода, то при сливе из системы охлаждения двигателя в зимнее время необходимо слить ее из радиатора отопителя и кран отопителя закрыть.

После пуска двигателя и его прогрева необходимо открыть кран для заполнения радиатора отопителя жидкостью и в течение 20—30 с повысить частоту вращения коленчатого вала, не включая вентилятора отопителя. При этом радиатор отопителя быстро заполняется водой и замерзание жидкости в нем практически исключается.

При переходе на летний сезон эксплуатации радиатор отопителя от системы охлаждения двигателя отключают.

Стеклоочистителя и стеклоомыяатели

Стеклоочиститель представляет собой устройство для очистки ветрового стекла от атмосферных осадков, пыли и грязи. Он состоит из механизма привода, рычажного механизма и резиновых щеток.

В зависимости от применяемого двигателя или привода стеклоочистители делятся на вакуумные, пневматические, механические, электрические, а по числу одновременно работающих щеток — на одно- и двухщеточные.

Щетка стеклоочистителя состоит из металлического держателя с закрепленной в нем резиновой лентой сложного профиля и прижимается к стеклу пружиной. Передвижение щетки по стеклу должно совершаться равномерно. Щетки вакуумных и большинства механических и электрических стеклоочистителей после перевода выключателя (переключателя) в положение остановки автоматически останавливаются вне поля зрения водителя и пассажиров. Щетки пневматических стеклоочистителей не имеют автоматического устройства для их укладки и останавливаются в произвольном положении.

Рычажный механизм стеклоочистителя состоит из соединенных шарнирно поводков и рычагов — тяг, кинематически связанных с ведущими частями двигателя или механизма привода. Рычажный механизм сообщает щеткам возвратно-вращательное (качательное) движение. Пневматический стеклоочиститель состоит из поршневого пневматического двигателя с клапанным распределением, рычажного механизма, одной или двух резиновых щеток, рукоятки для их перемещения вручную и пускового редукционного крана.

В цилиндре (рис. 157, а) расположены два поршня, закрепленные на рейке. Рейка находится в зацепление с сектором, который установлен на одном валике с рычагом щетки. Сжатый воздух по трубке подводится из баллона к распределительному устройству, помещенному в крышке.

Читайте также:  Конвектор аудио для андроида

Распределительное устройство состоит из двустороннего клапана (рис. 157, б), двух клапанов, закрепленных на общем стержне, и перемычки в него также входят скобы и (см. рис. 157, а), пружина и тяга, расположенная в направляющей втулке.

Работа стеклоочистителя основана на возвратно-поступательном движении поршня, которое вызвано перепадом давлений в полостях А и Б. При движении поршней рейка поворачивает сектор, а последний — валик со щеткой.

При движении поршней вправо (см. рис. 157, б) полость А цилиндра сообщается с воздушным баллоном через канал, двусторонний клапан и канал, а полость Б — с атмосферой через клапан и канал 15. При приходе поршней в крайнее правое положение тяга (см. рис. 157, а) перемещает скобы и и пружина резко переводит клапаны в положение, показанное на рис. 156, в. При этом полость А через каналы и клапан сообщается с атмосферой, а полость Б через клапан — с воздушным баллоном.

Пневматические стеклоочистители применяются на автомобилях, имеющих пневматический привод тормозов — ЗИЛ-130, МАЗ-500 А и др.

Механический стеклоочиститель состоит из червячного редуктора, рычажного механизма и резиновых щеток. Собственного двигателя стеклоочиститель не имеет и приводится в действие при помощи гибкого вала от двигателя. Конструкция редуктора может содержать устройство для автоматической укладки щеток на ветровом стекле после остановки стеклоочистителя.

Электрический стеклоочиститель применяется почти на всех современных автомобилях.

Стеклоочиститель состоит из электродвигателя (рис. 158) параллельного возбуждения, переключателя и привода из двух резиновых щеток. Вал электродвигателя соединен с червяком, который находится в зацеплении с червячной шестерней. Шестерня через кривошип, тяги, и рычаги перемещает щетки. Включение электродвигателя, а также изменение частоты вращения его якоря производится трехпозиционным переключателем. В положении I (малая скорость) замкнуты обе пары контактов переключателя и ток обмотки возбуждения идет по проводу, минуя резистор. В положении (большая скорость) одна пара контактов переключателя разомкнута и ток обмотки возбуждения, проходя через резистор, снижается. В положении 0 (стоп) размыкается электрическая цепь, соединяющая электродвигатель с массой через переключатель. После перевода рукоятки переключателя в положение 0 двигатель стеклоочистителя будет продолжать вращение до тех пор, пока щетки не займут на стекле крайнего положения. Это достигается тем, что после разъединения второй пары контактов переключателя электродвигатель остается соединенным с массой, а следовательно, и с источником питания через контакты и продолжает перемещать щетки по стеклу. Когда же щетки опустятся вниз, выступ червячной шестерни набежит на штифт, разомкнет контакты и окончательно выключит электродвигатель. В цепь электродвигателя включен термобиметаллический предохранитель. Стеклоочиститель присоединен к источникам тока через выключатель зажигания.

Рис. 157. Пневматический стеклоочиститель

Рис. 158. Схема электрического стеклоочистителя

Рис. 159. Принципиальная схема стеклоомывателя

Стеклоомыватель предназначен для смачивания грязи на ветровом стекле и облегчения ее удаления резиновой щеткой стеклоочистителя. Наличие стекло-омывателя на автомобиле обеспечивает очистку стекла без остановки автомобиля при любых эксплуатационных условиях.

Стеклоомыватель представляет собой самостоятельную гидравлическую систему, состоящую из резервуара (рис. 159) для жидкости, насоса и жиклеров, соединенных резиновыми шлангами.

Резервуар устанавливается в кабине водителя или под капотом двигателя и имеет пробку для заливания жидкости и штуцер или резиновый наконечник для соединения с трубопроводом. Сетчатый фильтр на впускной трубке исключает попадание посторонних включений в насос и предотвращает засорение жиклеров. Объем резервуара обеспечивает многократное пользование омывателем.

Насос — диафрагменный. При воздействии водителя на шток насоса очередная порция жидкости засасывается из резервуара через впускной клапан и выбрасывается через выпускной клапан к жиклеру. Насос устанавливают на полу кабины водителя (педальный омыватель), либо на приборной панели перед водителем (ручной омыватель), или внутри резервуара с жидкостью (вакуумный омыватель).

Читайте также:  Электрокотел для отопления сборка

Жиклер имеет одно или два сопла, формирующих струю жидкости и направляющих ее на ветровое стекло в сектор очистки щетки стеклоочистителя. Жиклер устанавливается перед ветровым стеклом на капоте.

Применяемые на автомобилях стекло-омыватели различаются конструктивным оформлением. Основными параметрами, характеризующими стеклоомыватель, являются: время действия струи и количество жидкости, выбрасываемой за один цикл, а также напор струи. Не менее важным параметром является время приведения в действие омывателя.

Рабочей жидкостью омывателя обычно является вода или специальная жидкость. Детали омывателей изготавливаются из материалов, не поддающихся коррозии.

Как улучшить печку на ЗИЛ-130

28 сентября 2014, 05:49 #1

Подскажите как сделать тепло зимой без особых капиталовложений (рабочая машина) зил. заранее спасибо

ГАЗ 3309 Топливозаправ

28 сентября 2014, 06:55 #2

miha2022, 28 сентября 2014, 05:49, #1

Подскажите как сделать тепло зимой без особых капиталовложений (рабочая машина) зил. заранее спасибо

Термостат поставить надо.

28 сентября 2014, 10:34 #3

Стоит термостат.интересует печка.слышал ставят дополнительную.кто то видел такое?

28 сентября 2014, 11:32 #4

Ну поставишь ты вторую печку и когда будешь ехать в машине будет теплее намного конечно,НО водитель большее время сидит в ней стоя на месте в ожидании чего-либо и тогда тебе придётся гонять двигатель на оборотах намного больших чем холостые,иначе через печки будет идти только чуть тёплая жидкость.Выход только один — автономка. Думай только если ли смысл ставить её на такой древний автомобиль?

28 сентября 2014, 12:34 #5

В кабину ( за спинку) ставили маслянный радиатор , РВД в магистраль через штуцера и немного больше масла в двигатель. Такое практикуется вообще с дизелями , но если надо тепла то попробуй — только твои руки . Радиатор от ДТ-75 , или любой по размеру . Шлангов 4- 5 метров.

Лада Ларгус
ЗиЛ 5301 Бычок 4741ос

28 сентября 2014, 13:08 #6

miha2022, 28 сентября 2014, 10:34, #3

Стоит термостат.интересует печка.слышал ставят дополнительную.кто то видел такое?

радиаторов сейчас куча разных салонных от бусов только сразу надо ещё брать доп помпу электрическую например с газели которая какраз там для салонного отопителя и установлена.

28 сентября 2014, 15:09 #7

На 130 зилу ? Там и так ташкент Морду на зиму закрой — и фсе В книжечке-инструкции написано

29 сентября 2014, 18:24 #8

Еще вопрос:можно ли усовершенствовать дворники в зиле?что бы это были реальные

29 сентября 2014, 18:33 #9

miha2022, 29 сентября 2014, 18:24, #8

Еще вопрос:можно ли усовершенствовать дворники в зиле?что бы это были реальные

Дворники на ЗиЛе всегда был гемор . Колхозят обычно электрический с Газона , пробовали с новой кабины ЗИЛа ( квадратной ). Токаря нормального в помощь ( эти самоделкины всегда что нибудь придумают ) и сделаешь.

Renault Sandero база

29 сентября 2014, 18:40 #10

urik, 28 сентября 2014, 12:34, #5

В кабину ( за спинку) ставили маслянный радиатор , РВД в магистраль через штуцера и немного больше масла в двигатель. Такое практикуется вообще с дизелями , но если надо тепла то попробуй — только твои руки . Радиатор от ДТ-75 , или любой по размеру . Шлангов 4- 5 метров.

Я на БАМе часто такое видел в кабинах. Помогает.

ЗиЛ 130 самосвал дизель

30 ноября 2014, 03:54 #11

miha2022, 28 сентября 2014, 10:34, #3

Стоит термостат.интересует печка.слышал ставят дополнительную.кто то видел такое?

у знакомого на газ-53 стоит от запорожца. Если где то долго простаиваешь лутше не придумаешь

Chevrolet Niva LC
Vortex Estina

30 ноября 2014, 12:14 #12

Я ставил радиатор от жигулей, с эл вентилятором, плюс доп эл помпу с газели. Правда помпа быстро накрылась, заменил на БОШевскую.

Оцените статью