- Расшифровка аббревиатур в квитанции ЖКХ за отопление. КПУ, ИПУ — что это такое?
- Как расшифровываются аббревиатуры по теплоснабжению в 2019?
- ИПУ (индивидуальные приборы учёта)
- ОДН (общедомовые нужды)
- ОДПУ / ДПУ
- Что такое тепловая энергия в платежке ЖКХ?
- Что означают статьи «Отопление ОДН/КПУ/ОДПУ/индивидуальное потребление» в квитанциях ЖКХ?
- Что означают сокращения
- Как производится расчет платы за отопление
- Расшифровка аббревиатур в квитанции ЖКХ за отопление. КПУ, ИПУ — что это такое?
- Тепло в ГВС: обем потребления и стоимость к оплате
- Как расшифровываются аббревиатуры по теплоснабжению в 2021?
- ИПУ (индивидуальные приборы учёта)
- ОДН (общедомовые нужды)
- ОДПУ / ДПУ
- Что установил суд?
- Специалисты «Теплоэнерго» ответили на вопросы нижегородцев
- Выводы
Расшифровка аббревиатур в квитанции ЖКХ за отопление. КПУ, ИПУ — что это такое?
Вода, электричество, газ – всё это необходимо для комфортного проживания людей в домах и квартирах. Плата за эти ресурсы обязательна, однако многие люди совершенно не разбираются в аббревиатурах, встречающихся в квитанциях за «коммуналку».
В условиях постоянного повышения тарифов возникающих вопросов на этот счёт становится всё больше, а ошибки в расчётах встречаются всё чаще, поэтому каждому плательщику следует знать расшифровки основных аббревиатур, которые и будет приведены в этой статье.
Как расшифровываются аббревиатуры по теплоснабжению в 2019?
В квитанции, которая вам пришла, может встретиться такое словосочетание, как «водоотвод КПУ» или, если вы платите за водоснабжение, «ХВС КПУ» / «ГВС КПУ».
- В первом случае подразумевается слив всех сточных вод. При этом учитывается суммарно, сколько уходит в канализацию горячей и холодной воды, потраченной на общедомовые нужды.
В эту услугу входят:
- непрерывный нагрев горячей воды;
- обеззараживание холодной, после чего она становится пригодной для питья.
ИПУ (индивидуальные приборы учёта)
Эти технические средства предназначены для подсчёта потребляемых ресурсов в отдельно взятой квартире, т.е. жилец сам может регулировать расходы и плату за них.
Существует два метода учёта расходов:
- коллективный;
- индивидуальный (с помощью ИПУ).
- В первом случае устанавливается общий счётчик на весь дом, а его показания делятся в равных долях между количеством жильцов, прописанных в этом доме. В этой ситуации люди должны оплачивать свою долю независимо от того, находятся ли они на этот период дома или нет.
- Во втором случае приборы учёта устанавливаются в каждой квартире и люди платят только за то, что они действительно использовали за определенный период. Такой метод считается наиболее эффективным и справедливым для подсчёта расходуемых ресурсов (как рассчитать стоимость отопления за 1 кв. м в 2019-м?).
ОДН (общедомовые нужды)
Коммунальные услуги ОДН – это ресурсы, которые используются в процессе содержания и эксплуатации общего имущества в МКД.
Что же относят к услугам ОДН, за которые будет плату с жильцов? Вот краткий перечень:
- водо-, газо, теплоснабжение нежилых помещений, находящихся в собственности многоквартирного дома;
- уборка этих помещений;
- благоустройство прилежащих территорий;
- обеспечение работы лифта, домофона, системы видеонаблюдения, установка общей антенны;
- отопление и освещение общего имущества (как формируется плата за отопление в России?).
Кроме того, статьей 36 Жилищного кодекса РФ установлен список общего имущества в МКД. В него входят:
- лифты и лифтовые шахты;
- коридоры;
- чердаки и подвалы;
- крыши;
- лестницы и лестничные площадки;
- помещения предназначенные для удовлетворения социальных и других потребностей (магазины, секции и т.д.);
- оборудование, принадлежащее дому.
Эта аббревиатура обозначает единицу измерения потребляемых ресурсов – гигакалорию.
Вот значения, из которых и выводится Гкал: 1 гигаКал (Гкал)= 1000 Мкал = 1000000 ккал = 1000000000 Кал.
Теперь, увидев это сокращение в квитанции ЖКХ, вы с легкостью поймете, что это количество ресурсов, которое вы использовали и которое вам следует внести оплату за определенный период времени.
ОДПУ / ДПУ
Под этой аббревиатурой скрываются общедомовые и домовые приборы учёта. Несмотря на то, что существует множество различных счётчиков, таких как ИПУ или КПУ, общедомовые приборы учета необходимы в МКД. Всё дело том, что при отсутствии ОДПУ в каждую квартиру придётся устанавливать как минимум 4 различных вида счётчиков (для электричества, тепла, воды и газа) или же жильцам придется переплачивать.
Установка такого счётчика обязательна для всех многоквартирных домов согласно ФЗ №261, который вышел ещё в 2009 году. Однако, несмотря на то, что предписание этого закона гласило о необходимости завершить установку до 2012 года, многие дома до сих пор не сделали этого.
Что такое тепловая энергия в платежке ЖКХ?
Под данным термином подразумеваются затраты на подогрев холодной воды. Выше уже было упомянуто о том, что расчёт ГВС состоит из двух частей, в одной из которых и фигурирует такое значение как «тепловая энергия».
Сумма для оплаты этой услуги рассчитывается с учетом следующих составляющих:
- тариф на тепловую энергию;
- расходы, необходимые для содержания централизованной системы горячего водоснабжения;
- стоимость потери тепловой энергии в трубопроводах;
- расходы, необходимые для осуществления транспортировки горячей воды.
Теперь, прочитав данную статью, вы можете не переживать за коммунальные счета, ведь вы знаете как расшифровываются стандартные аббревиатуры: КПУ, ИПУ, ОДН, Гкал, ОДПУ, ДПУ.
Что означают статьи «Отопление ОДН/КПУ/ОДПУ/индивидуальное потребление» в квитанциях ЖКХ?
Как расшифровываются аббревиатуры отопление ОДН, КПУ, ОДПУ, что включается в статьи расходов, каким образом рассчитывается плата?
Что означают сокращения
В зависимости от того, каким образом осуществляется учет потребленных пользователем и всем многоквартирным домом гигакалорий за отопление, расчет платы за отопление производится по-разному.
В квитанции ЖКХ за отопление может находится несколько статей услуг:
- ОДН –общедомовые нужды.
- КПУ – коллективные приборы учета.
- ОДПУ – общедомовые приборы учета.
- ИПУ – индивидуальные приборы учета.
Как производится расчет платы за отопление
Расчет платы в зависимости от способа учета затрат на теплоэнергию:
- Если квартира оснащена индивидуальным счетчиком (ИПУ), расчет израсходованной потребителем теплоэнергии производится на основе его показаний. Применяется простая формула: Потраченные Гкал. * тариф. Дополнительно пользователи оплачивают затраты по отоплению общедомового имущества.
- При установке общего счетчика на дом, в квитанции будут находится показатели КПУ или ОДПУ. В этом случае вычисляется доля квартиры в общей площади дома и в соответствии с показаниями счетчика плата распределяется по всем потребителям.
- Если в МКД часть квартир оснащена ИПУ, а часть нет, то для расчета берется средний объем потребления тепла на 1 кв. м. в квартирах с ИПУ и он распределяется по всем квартирам в соответствии с площадью.
- Есть многоквартирные дома, в которых не установлены общедомовые счетчики отопления. В этом случае расчет будет произведен в соответствии с установленными региональными властями нормативами потребления теплоэнергии. Норматив устанавливается на 1 кв. м. площади квартиры. Он устанавливается региональными властями в зависимости от климатической зоны, технических характеристик МКД. Дополнительно применяются повышающие коэффициенты, которые должны стимулировать установку прибора учета в МКД. Чтобы не платить по повышенным тарифам, необходимо произвести осмотр дома и составить Акт о невозможности установки КПУ.
Решение об установке счетчика ОДПУ должно приниматься общим собранием жильцов совместно с управляющей компанией. Прибор учета будет находиться в совместной собственности всех собственников квартир, поэтому расходы по его приобретению, установке, обслуживанию, возлагаются на жильцов.
Раньше расчет платы по отоплению на ОДН затраты по отоплению общедомового имущества, например, по обогреву подъездов, колясочных, помещения консьержки и т. д., выделялись отдельной строкой. Теперь эта статья расходов производится в соответствии с показаниями общего счетчика КПУ и не разделяется на отопление в индивидуальной квартире или в местах общего пользования. Выделение производится только при оплате отопления по ИПУ.
Оплачивать отопление потребители могут только в отопительный сезон или круглый год. Порядок устанавливается местными властями. Если плата рассчитывается круглогодично, платеж должен быть откорректирован в соответствии с фактическим среднемесячным объемом потребления.
Практика показывает, что наиболее экономным вариантом расчетов за отопление является установка одновременно ИПУ и ОДПУ. Это позволит платить только за фактически потребленную теплоэнергию потребителями.
Узнать порядок начисления платы за отопление в конкретном доме, тарифы и нормативы, можно в управляющей компании. Если при проверке вы обнаружите значительные несоответствия, необходимо составить письменную жалобу в УК. При непринятии мер, жалоба может быть подана в Роспотребнадзор или Жилищную инспекцию.
Расшифровка аббревиатур в квитанции ЖКХ за отопление. КПУ, ИПУ — что это такое?
Постановлением Правительства РФ от 14.02.2015 № 129 в целях регулирования порядка применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду внесены изменения в ПП РФ от 06.05.2011 № 354 и ПП РФ от 23.05.2006 № 306. Согласно внесенным поправкам при установлении двухкомпонентных тарифов на горячее водоснабжение (далее — ГВС) «размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению» (абзац 6 пункта 38 Правил 354), при этом уполномоченный орган субъекта РФ «устанавливает норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению» (пункт 32(1) Правил 306). И если порядок расчета стоимости ГВС между потребителем и исполнителем коммунальной услуги (далее — ИКУ) был решен (хотя и по сей день имеется огромное число случаев его нарушения), то при расчете между ИКУ и ресурсоснабжающей организацией (далее — РСО) возникали и продолжают возникать споры, особенно в случаях оборудования домов общедомовыми приборами учета, определяющими как объем потребления ГВС, так и количество теплоэнергии в составе потребленной горячей воды.
Тепло в ГВС: обем потребления и стоимость к оплате
Если рассматривать потребление горячей воды в помещениях МКД, то легко установить случаи, в которых при одинаковом объеме потребления горячей воды потребление тепла в составе этой воды будет различным. К таким случаям можно отнести потребление при отсутствии циркуляции в доме «остывшей» горячей воды теми жильцами, кто раньше просыпается с утра или позже ложится спать вечером. Очевидно, что более горячей будет вода при длительном единовременном потреблении по сравнению с множеством кратковременных включений, даже если суммарный объем кратковременных включений будет равен объему длительного единовременного потребления. В межотопительный период наблюдается существенная разница температуры горячей воды в однотипных домах (для которых услановлены одинаковые нормативы потребления) в зависимости от протяженности сети ГВС от этих домов до РСО (удаленность МКД от котельной) — жильцы домов, подключенных к «концевым» сегментам теплосетей, обычно пользуются менее горячей водой, чем дома, подключенные к «транзитным» трубопроводам тех же сетей.
Вероятно, для создания некой усредненной унифицированной системы расчета Правительство РФ приняло решение утверждать нормативы расхода теплоэнергии на подогрев ГВС и наделило правом устанавливать такие нормативы субъекты РФ, уполномоченные утверждать нормативы потребления коммунальных услуг. Тем самым была исключена возможность определения различной стоимости горячей воды (в рублях за куб.метр), например, для жильцов различных квартир одного и того же многоквартирного дома. Необходимо отметить, что также исключена и различная стоимость горячей воды (в рублях за куб.метр) для жильцов одного дома в различные месяцы — ведь расчет стоимости кубометра горячей воды, потребленного потребителем, должен проивзодиться исходя из стоимости компонента на холодную воду, тариф на которую утверждается субъектом РФ, и стоимости компонента на тепловую энергию, тариф на которую и объем на каждую единицу воды (норматив тепла на подогрев ГВС) тоже утверждается субъектом РФ. Таким образом, стоимость одного кубометра горячей воды никак не зависит от реального расхода тепла на подогрев этой воды (каким-либо образом измеренного или рассчитанного), а рассчитывается исходя только из тех параметров, которые утверждены органами госвласти субъекта РФ.
Если говорить о количестве теплоэнергии, потребляемом на цели горячего водоснабжения всем многоквартирным домом (далее — МКД), то, разумеется, такое количество можно определить таким общедомовым прибором учета (далее — ОПУ), который измеряет не только расход горячей воды на нужды ГВС, но и теплосодержание этой воды. Позиция подавляющей части РСО, заключающаяся в том, что тепло, поступившее в МКД, подлежит оплате в полном объеме, является разумной и логичной. Не менее логичным является определение количества теплоэнергии в составе ГВС, потребленного всем МКД, по ОПУ, позволяющему такое количество измерить. При этом в применении норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, утвержденного органами госвласти субъекта РФ, по мнению указанных РСО, необходимости нет. В случае же отсутствия в общедомовом приборе учета ГВС функции по измерению количества тепла (а тем более при отсутствии ОПУ вообще) те же РСО полагают использование норматива тепла на подогрев ГВС уже необходимым.
Позиция, безусловно, не лишена логики, однако действующее законодательство РФ не дает права выбора — использовать в расчетах норматив тепла на подогрев ГВС или не использовать. Нормы о применении в расчетах именно норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, являются императивными, подлежащими безусловному исполнению. В то же время никаких норм о возможности применения в расчетах показаний ОПУ, определяющих количество теплоэнергии в составе ГВС, законодательство РФ попросту не содержит. Таким образом, использование в расчетах таких показаний ОПУ хотя и логично, но не основано на законе, а следовательно — неправомерно. При этом использование в расчетах норматива тепла на подогрев ГВС — не право, предусмотренное для отдельных случаев (например, отсутствие ОПУ, либо отсутствие функции ОПУ по измерению теплосодержания в ГВС), а обязанность для любых случаев без исключения.
Из вышесказанного следует, что при расчете стоимости ГВС (как между потребителем и исполнителем услуги по ГВС, так и между ИКУ и РСО) используется не фактически потребленный объем теплоэнергии на подогрев воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, а норматив потребления тепла на подогрев ГВС.
Как расшифровываются аббревиатуры по теплоснабжению в 2021?
В квитанции, которая вам пришла, может встретиться такое словосочетание, как «водоотвод КПУ» или, если вы платите за водоснабжение, «ХВС КПУ» / «ГВС КПУ».
- В первом случае подразумевается слив всех сточных вод. При этом учитывается суммарно, сколько уходит в канализацию горячей и холодной воды, потраченной на общедомовые нужды.
Плата производится не только за саму канализацию, но и за отвод, утилизацию, транспортировку и дальнейшее очищение потребляемой воды. - Во втором случае, водоснабжение обозначает непосредственную подачу воды в квартиру.
В эту услугу входят:
- непрерывный нагрев горячей воды;
- обеззараживание холодной, после чего она становится пригодной для питья.
ИПУ (индивидуальные приборы учёта)
Эти технические средства предназначены для подсчёта потребляемых ресурсов в отдельно взятой квартире, т.е. жилец сам может регулировать расходы и плату за них.
Существует два метода учёта расходов:
- коллективный;
- индивидуальный (с помощью ИПУ).
- В первом случае устанавливается общий счётчик на весь дом, а его показания делятся в равных долях между количеством жильцов, прописанных в этом доме. В этой ситуации люди должны оплачивать свою долю независимо от того, находятся ли они на этот период дома или нет.
- Во втором случае приборы учёта устанавливаются в каждой квартире и люди платят только за то, что они действительно использовали за определенный период. Такой метод считается наиболее эффективным и справедливым для подсчёта расходуемых ресурсов (как рассчитать стоимость отопления за 1 кв. м в 2019-м?).
ОДН (общедомовые нужды)
Коммунальные услуги ОДН – это ресурсы, которые используются в процессе содержания и эксплуатации общего имущества в МКД.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 №354 «О порядке предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений многоквартирных домах и жилых домов» за эти услуги обязаны платить все жильцы МКД без исключения.
Что же относят к услугам ОДН, за которые будет плату с жильцов? Вот краткий перечень:
- водо-, газо, теплоснабжение нежилых помещений, находящихся в собственности многоквартирного дома;
- уборка этих помещений;
- благоустройство прилежащих территорий;
- обеспечение работы лифта, домофона, системы видеонаблюдения, установка общей антенны;
- отопление и освещение общего имущества (как формируется плата за отопление в России?).
Кроме того, статьей 36 Жилищного кодекса РФ установлен список общего имущества в МКД. В него входят:
- лифты и лифтовые шахты;
- коридоры;
- чердаки и подвалы;
- крыши;
- лестницы и лестничные площадки;
- помещения предназначенные для удовлетворения социальных и других потребностей (магазины, секции и т.д.);
- оборудование, принадлежащее дому.
Эта аббревиатура обозначает единицу измерения потребляемых ресурсов – гигакалорию.
Вот значения, из которых и выводится Гкал: 1 гигаКал (Гкал)= 1000 Мкал = 1000000 ккал = 1000000000 Кал.
Теперь, увидев это сокращение в квитанции ЖКХ, вы с легкостью поймете, что это количество ресурсов, которое вы использовали и которое вам следует внести оплату за определенный период времени.
ОДПУ / ДПУ
Под этой аббревиатурой скрываются общедомовые и домовые приборы учёта. Несмотря на то, что существует множество различных счётчиков, таких как ИПУ или КПУ, общедомовые приборы учета необходимы в МКД. Всё дело том, что при отсутствии ОДПУ в каждую квартиру придётся устанавливать как минимум 4 различных вида счётчиков (для электричества, тепла, воды и газа) или же жильцам придется переплачивать.
Установка такого счётчика обязательна для всех многоквартирных домов согласно ФЗ №261, который вышел ещё в 2009 году. Однако, несмотря на то, что предписание этого закона гласило о необходимости завершить установку до 2012 года, многие дома до сих пор не сделали этого.
Отопительный сезон в средней части РФ продолжается около 6 месяцев в году, но квитанции за оказание услуги по предоставлению тепловой энергии присылаются ежемесячно. Почему вы платите за отопление летом, к каким последствиям может привести задолженность, почему норматив зависит от этажности, а также как сделать корректировку оплаты в 2021 году, изменится тариф с 2020-го, заключить договор по теплоснабжению — читайте на нашем интернет-портале.
Что установил суд?
Указанные обстоятельства изучил Арбитражный суд Московской области, а потом — по апелляционной жалобе — 10-й Арбитражный апелляционный суд, при рассмотрении дела по иску ООО «Орехово-Зуевская Теплосеть» к ТСЖ «Автопроезд» (дело № А41-18008/16) о взыскании задолженности по оплате тепловой энергии. В качестве третьих лиц к участию в деле были привлечены Главное Управление Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области», Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Московской области.
В Решении от 12.12.2016 по делу № А41-18008/16 АС Московской области указал:
«Непосредственно, полно и объективно исследовав представленные сторонами доказательства в обоснование заявленных требований и возражений, суд пришел к следующему.
Как установлено судом, 26 сентября 2012 года, между истцом и ответчиком заключен Договор на теплоснабжение № 240, в соответствии с которым истец является энергоснабжающей организацией, ответчик — абонент.
В соответствии с п.1 ст.539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) по договору энергоснабжения, энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию…
На основании ст.544 ГК РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с положениями статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Частью 5 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» установлено, что тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Согласно части 9 статьи 32 Федерального закона от 7 декабря 2011г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 88 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406, предусмотрено, что органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Таким образом, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) принимают решения об установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду в соответствии с нормами действующего законодательства.
В целях регулирования порядка применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2015 г. № 129 (вступило в силу 28 февраля 2015 года) внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011г. № 354 (далее — Правила №354), и Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306 (далее — Правила № 306).
Пунктом 38 Правил № 354 предусмотрено, что в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
В соответствии с пунктом 42 Правил № 354 в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 23 приложения № 2 к Правилам № 354 исходя из показаний приборов учета горячей воды и норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды, а при отсутствии такого прибора учета — исходя из норматива потребления горячей воды и норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды.
Вместе с тем, Правилами № 354 не предусмотрено применение тепловой энергии в качестве коммунальной услуги, что соответствует положениям части 4 статьи 154 ЖК РФ.
Учитывая изложенное, Правилами № 354 предусматривается распределение тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в рамках норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
В связи с этим соответствующими изменениями, внесенными в Правила № 306, предусматривается, что норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению определяется путем установления норматива потребления горячей воды в жилом помещении и норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.
Так, согласно пункту 7 Правил № 306 при выборе единицы измерения нормативов потребления в отношении горячего водоснабжения (горячей воды) используются следующие показатели:
в жилых помещениях — куб. метр холодной воды на 1 человека и Гкал на подогрев 1 куб. метра холодной воды или куб. метр горячей воды на 1 человека;
на общедомовые нужды — куб. метр холодной воды и Гкал на подогрев 1 куб. метра холодной воды на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, или куб. метр горячей воды на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Данный принцип обеспечивает справедливое распределение тепловой энергии на подогрев кубометра воды между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды. В этой связи, порядок определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, установленный Правилами № 354, полностью соответствует требованиям ЖК РФ и установлен с учетом исключения возникновения несправедливой финансовой нагрузки на граждан.
Таким образом, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в системе горячего водоснабжения многоквартирного дома, независимо от системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) (открытая или закрытая), а также независимо от периода времени года (отопительный или неотопительный), количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.
Соответственно, при наличии нормативов расхода тепловой энергии на подогрев горячей воды показания приборов учета, измеряющих тепловую энергию, используемую в целях горячего водоснабжения, не учитываются ни в расчетах с потребителями, ни в расчетах с ресурсоснабжающими организациями.
Иного порядка определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в рассматриваемом случае Правилами № 354 не предусмотрено.
Гражданские права и обязанности управляющей организацией или товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее — товарищество, кооператив) по осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, возникают из договоров ресурсоснабжения, заключаемых в порядке, предусмотренном Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. № 124 (далее соответственно — постановление № 124, Правила № 124).
Согласно подпунктам «г», «е» пункта 17 Правил № 124 порядок определения объемов поставляемого коммунального ресурса, порядок оплаты коммунального ресурса являются существенными условиями договора ресурсоснабжения.
При этом во взаимосвязи с требованиями Правил № 124 при заключении договора ресурсоснабжения подлежат применению также Требования при осуществлении расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г. № 253 (далее — Требования).
Пунктом 4 Требований установлено, что в пользу ресурсоснабжающих организаций подлежат перечислению денежные средства, поступившие исполнителю от потребителей в счет оплаты именно коммунальных услуг.
При этом пунктом 5 Требований предусмотрено, что размер платежа исполнителя коммунальной услуги, причитающегося к перечислению в пользу ресурсоснабжающей организации, поставляющей конкретный вид ресурса, определяется в зависимости от оплаты потребителем соответствующей коммунальной услуги в полном размере, указанном в платежном документе, либо при частичной оплате, что в полной мере корреспондирует с указанными выше нормами Правил № 124.
На основании вышеуказанного, размер платежа исполнителя коммунальной услуги в пользу ресурсоснабжающей организации подлежит определению с учетом количества денежных средств, поступивших от потребителей коммунальных услуг, а также с учетом объемов коммунальных ресурсов в случае поставки ресурсоснабжающей организацией коммунального ресурса ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Кроме того, управляющие организации (товарищества, кооперативы) являясь исполнителями коммунальных услуг в многоквартирном доме, приобретают у ресурсоснабжающих организаций коммунальный ресурс не для перепродажи, а для предоставления соответствующей коммунальной услуги потребителям и оплачивают потребленный в таком многоквартирном доме объем коммунального ресурса из платежей, поступивших от потребителей за коммунальную услугу.
В соответствии с Решением Верховного Суда Российской Федерации от 8 июня 2012 г. № АКПИ12-604, согласно которым в рамках постановления № 124 управляющая организация, товарищество или кооператив, не являются хозяйствующими субъектами с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов жильцов как непосредственных потребителей коммунальных услуг. Данные организации осуществляют деятельность по предоставлению коммунальных услуг на основании договора управления многоквартирным домом и оплачивают объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, только из поступивших платежей потребителей. При таком положении размер платы за коммунальный ресурс по договору ресурсоснабжения должен быть равен размеру платы за коммунальную услугу, оплачиваемую всеми потребителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами их предоставления.
Учитывая изложенное, вне зависимости от договоренности стороны обязаны следовать императивным нормам, которые регулируют порядок расчетов за оказанные коммунальные услуги.
Согласно пунктам 10, 11 части 1 статьи 4 ЖК РФ отношения по поводу предоставления коммунальных услуг, внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги регулирует жилищное законодательство.
В соответствии с положениями статьи 8 ЖК РФ к жилищным отношениям, связанным, в том числе с использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных ЖК РФ.
С учетом изложенного, при заключении договора ресурсоснабжения с лицами, осуществляющими управление многоквартирным домом, и установления в нем условий, в том числе регламентирующих порядок прекращения поставки соответствующего вида коммунального ресурса в многоквартирный дом, необходимо в первую очередь руководствоваться нормами жилищного законодательства, в частности Правил № 124 с учетом положений Правил № 354.
Пунктом 5 Требований установлено, что размер платежа исполнителя, причитающегося к перечислению в пользу ресурсоснабжающей организации, поставляющей конкретный вид ресурса, определяется в размере указанной в платежном документе платы за конкретную коммунальную услугу, начисленной потребителю за данный расчетный период в соответствии с Правилами № 354 (при оплате потребителем в полном объеме), а при оплате потребителем не в полном объеме — размере, пропорциональном размеру платы за конкретную коммунальную услугу в общем размере указанных в платежном документе платежей за работы и услуги, выполненные (предоставленные) за данный расчетный период.
Исходя из этого, товарищество собственников жилья обязано покрывать обязательства перед ресурсоснабжающими организациями за объем коммунального ресурса за счет средств, поступивших от потребителей в оплату потребленных коммунальных услуг по горячему водоснабжению, то есть рассчитанного исходя из норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
На основании вышеизложенного Арбитражный суд Московской области полагает, что заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями ст. 110, 112, 162, 167–170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд Московской области
В удовлетворении исковых требований отказать».
Десятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев апелляционную жалобу на решение АС Московской области, принял Постановление от 17.04.2017 № 10АП-805/2017 по делу № А41-18008/16, которым повторил аргументы суда первой инстанции, дополнительно указав:
«Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы иска, были обоснованно отклонены судом первой инстанции.
Принимая во внимание совокупность изложенных обстоятельств, апелляционный суд не находит предусмотренных законом оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и удовлетворения требований апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решение Арбитражного суда Московской области от 12 декабря 2016 года по делу № А41-18008/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения».
Специалисты «Теплоэнерго» ответили на вопросы нижегородцев
Что такое двухставочный тариф?
Кто придумал двухставочный тариф на тепло и горячее водоснабжение? Как производятся начисления по нему?
ОАО «Теплоэнерго» осуществило переход на расчеты с населением за тепло и горячую воду по двухставочному тарифу с 1 июля 2013 года. Двухставочные тарифы установлены Региональной службой по тарифам Нижегородской области, применяются в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг (Постановление Правительства РФ № 354 от 6 мая 2011 года).
Суть двухставочного тарифа — разделение платежа на две составляющие. Начисления по двухставочному тарифу представляют собой начисления постоянной и переменной частей платы.
Постоянная часть (отопление — мощность, содержание системы ГВС) не зависит от потребления и является одинаковой в каждом месяце. Данная часть платы рассчитывается исходя из тепловой нагрузки объекта теплопотребления, которая распределяется пропорционально общим площадям помещений в доме (отопление) и количеству проживающих граждан (ГВС).
Переменная часть зависит от количества потребленной тепловой энергии или горячей воды, которое определяется либо с использованием показаний приборов учета, либо по утвержденным Региональной службой по тарифам нормативам потребления коммунальных услуг.
Почему возросли платежи?
С введением двухставочного тарифа начисления стали больше. Что делать, куда обращаться?
Во-первых, необходимо разобраться, с чем связано увеличение платежей. Платежи могли стать выше в связи с увеличением с 1 июля тарифов на все коммунальные услуги. Изменения же в начислениях, связанные с переходом на двухставочный тариф, могут быть у тех потребителей, которые рассчитываются по счетчику. Дело в том, что объем потребления определяется как 1/12 часть показаний прибора учета за прошлый год. Поэтому на размер платы будет влиять изменение потребления (если 1/12 часть показаний прибора за текущий год будет больше или меньше, чем 1/12 часть показаний за предыдущий).
На размер начислений также влияет соотношение фактического потребления коммунального ресурса и установленной в договоре мощности (тепловой нагрузки). Чем ближе друг к другу эти величины, тем меньше изменение в начислениях. Для каждого дома плата за мощность устанавливается договором между организацией, управляющей домом, и ресурсоснабжающей организацией.
Изменение тепловой нагрузки осуществляется согласно приказу Минрегиона РФ от № 610 «Об утверждении правил установления и изменения (пересмотра) тепловых нагрузок» от 28 декабря 2009 года (далее — «Правила № 610»). Одним из методов является пересмотр на основании данных прибора учета за прошедший год (отопительный сезон).
Плата за потребление горячей воды может измениться у тех жильцов, которые установили индивидуальные счетчики на этот ресурс. Постоянная часть платы за ГВС начисляется вне зависимости от факта потребления и распределяется пропорционально количеству проживающих в доме.
Кроме того, следует знать, что постановлением администрации Нижнего Новгорода № 2396 «О мерах по ограничению роста платы граждан за коммунальные Теплоэнерго» обратилось в Министерство регионального развития РФ с предложением о внесении изменения в данные Правила в части распределения тепловой нагрузки на ГВС пропорционально общим площадям квартир. Это метод представляется более справедливым.
Льготы для ветеранов отменили?
Раньше за горячее водоснабжение была скидка ветеранам труда. А сейчас плата разделена — за содержание и за потребление. Вот за содержание скидка есть, а за потребление горячего водоснабжения нет. Почему так?
Льготы и единые денежные компенсации (ЕДК), предоставляемые гражданам, сохраняют свое действие и при двухставочном тарифе в полном объеме Сумма ЕДК, рассчитанная по всем составляющим платы, отражается в квитанции на оплату в одной из строк как по услуге ГВС, так и по услуге отопления.
Почему не рассчитывают по счетчику?
После установки общедомовых счетчиков на воду и отопление расчет все равно производится по среднемесячному. Почему? Также в квитанциях появилась новая графа «Обслуживание общедомовых счетчиков». Правомерно ли это?
Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг расчеты за отопление производится по среднемесячным показаниям прибора учета за предыдущий год или по нормативам потребления при отсутствии приборов учета. По итогам года при действии прибора учета в течение всего календарного года производится корректировка размера платы до его фактических показаний. Применение показаний прибора учета по отоплению в ежемесячных расчетах в настоящее время законодательством не предусмотрено.
Применение в расчетах показаний прибора учета потребления горячей воды происходит ежемесячно при предоставлении этих показаний от управляющих организаций.
Обслуживание общедомового имущества, в том числе и приборов учета, относится к компетенции организации, управляющей многоквартирным домом, поэтому строка обслуживание общедомовых счетчиков к расчетам с ОАО «Теплоэнерго» не относится. К расчетам с «Теплоэнерго» имеет отношение графа «Возмещение расходов по установке ПУ». По этой графе начисляется возмещение расходов компании на установку общедомовых приборов учета в рамках выполнения ее обязанности по оснащению многоквартирных домов такими приборами. Эта обязанность предусмотрена статьей 13 федерального закона «Об энергосбережении…».
Берут ли плату за ОДН на горячую воду?
Правомерно ли начисляют ОДН на горячую воду?
Эти начисления правомерны. Они предусмотрены Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными федеральным правительством. Размер платы за ОДН по ГВС исчисляется как разность между показаниями общедомового прибора учета и суммы показаний индивидуальных приборов учета (ИПУ). При отсутствии ИПУ начисления производятся по нормативам пропорционально общим площадям квартир. А вот плата за ОДН на отопление не начисляется.
Выводы
Арбитражный суд Московской области и поддержавший его мнение 10-й Арбитражный апелляционный суд при рассмотрении дела № А41-18008/16 установили, что независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в системе горячего водоснабжения многоквартирного дома, независимо от типа системы теплоснабжения/горячего водоснабжения (открытая или закрытая), независимо от периода года (отопительный или межотопительный), «количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения…, при наличии нормативов расхода тепловой энергии на подогрев горячей воды показания приборов учета, измеряющих тепловую энергию, используемую в целях горячего водоснабжения, не учитываются ни в расчетах с потребителями, ни в расчетах с ресурсоснабжающими организациями».
В данный момент на рассмотренные в настоящей статье решения судов подана кассационная жалоба в Арбитражный суд Московского округа. Жалоба принята к рассмотрению, заседание назначено на 26.07.2017. Подписчики информационной рассылки АКАТО будут проинформированы о решении кассационной инстанции по указанному делу.
Решение АС Московской области от 12.12.2016 по делу № А41-18008/16 > > >
Постановление 10 ААС от 17.04.2017 № 10АП-805/2017 по делу N А41-18008/16 > > >
Результаты рассмотрения кассационной жалобы > > >