- Что такое ОПУ в квитанции ЖКХ
- Расшифровка и разновидности ОПУ
- Обязательность установки ОПУ
- Факторы, влияющие на стоимость общедомовых счётчиков и их установки
- Порядок обслуживания и замены
- Что значит ОПУ в коммунальных счетах
- Расшифровка аббревиатуры
- Что влияет на стоимость ОПУ
- Обслуживание и замена
- 26.02.2018 | Введение в эксплуатацию общедомового прибора учета отопления
- Варианты расчетов
- Оплата отопления по факту потребления
- Оплата отопления равномерно в течение года
- Заключение
Что такое ОПУ в квитанции ЖКХ
В квитанции коммунальных платежей можно встретить позицию с малопонятной на первый взгляд аббревиатурой ОПУ.
Расшифровка и разновидности ОПУ
ОПУ обозначает общедомовые приборы учёта. Эти счётчики устанавливаются на входе в дом и подсчитывают общее количество израсходованных на содержание многоквартирного дома энергоресурсов.
У многих жильцов возникают вопросы по поводу необходимости общедомовых измерительных средств при наличии индивидуальных счётчиков. Это требуется по следующим причинам:
- Использование всех видов счётчиков в каждой квартире экономически затруднительно для многих владельцев. Проще и дешевле использовать один расходомер, с последующим разделением платежей.
- Коллективный и индивидуальные приборы взаимно дополняют друг друга. В результате управляющая компания получает возможность контролировать расход ресурсов с учётом разницы между данными счётчиками, определяя объемы, использованные на общедомовые нужды.
ОПУ могут применяться для измерения:
- полученного тепла;
- электрической энергии;
- кубометров холодной и горячей воды;
- газового топлива.
Прибор, определяющий расходные показания тепла, способен дополнительно учитывать температурные характеристики теплоносителя, что позволяет существенно сэкономить на расходах.
При учёте электроэнергии такой счётчик позволяет экономить за счёт разницы тарифов в ночное и дневное время.
Обязательность установки ОПУ
Обязательность применения общедомовых счётчиков была принята в 2009 году с подписанием Федерального закона № 261-ФЗ(Смотреть закон). Предполагалось завершить их установку к 2012 году. Но поскольку до настоящего времени проблема полностью не решена, для домов, не установивших ОПУ, назначено использование повышающих коэффициентов при определении тарифа на энергоносители, с целью стимулирования управляющих компаний и жильцов.
В результате фактическое значение израсходованных ресурсов умножается на коэффициент от 1,1 до 1,6. Управляющим компаниям предписано уведомить жильцов о необходимости размещения ОПУ, и организации общедомовых собраний владельцев жилплощади для принятия соответствующего решения.
Факторы, влияющие на стоимость общедомовых счётчиков и их установки
Монтаж ОПУ производится специализированной организацией, привлеченной управляющей компанией или ТСЖ. К примеру, стоимость работ по монтажу и самого прибора учёта холодной воды зависит от следующих обстоятельств:
- диаметра условного прохода труб водопровода;
- расходных показателей;
- общей площади МКД и количества потребителей;
- технических особенностей проекта установки;
- конструкции выбранного прибора;
- технических нюансов подключения устройства.
Большинство ОПУ монтируются в подвальных помещениях, в местах подвода коммуникаций. Исключение касается счётчиков электроэнергии, располагаемых в специальных щитовых, при их наличии.
Порядок обслуживания и замены
Обслуживание и замена приборов в случае необходимости возложена на управляющую компанию, привлекающую для этих целей лицензированных исполнителей. В обязанности УК входит регулярный контроль исправности приборов и съем показаний с предоставлением данных поставщику ресурсов.
Использование общедомовых счётчиков позволяет обеспечить контроль объемов потребленных энергоресурсов с фактической оплатой, в зависимости от израсходованного количества. Не стоит отрицать выгоду от установки ОПУ, поскольку в противном случае придётся дополнительно к фактическому расходу учитывать повышающие коэффициенты в расчёте стоимости потреблённых ресурсов.
Что значит ОПУ в коммунальных счетах
В квитанциях ЖКХ множество пунктов, и не все они бывают понятны потребителю. Выясним, что означает аббревиатура “ОПУ” и как она начисляется.
Расшифровка аббревиатуры
Термин ОПУ расшифровывается, как общедомовой прибор учёта. Такой прибор обязательно установлен в любом многоквартирном доме, в общедоступном месте и ведёт общий учёт расходованного в многоквартирном доме ресурса. Установка общедомового прибора учёта обусловлена законодательством российской федерации. Таким образом управляющей компании намного проще следить за общедомовыми расходами и делить их на все квартиры в доме. Кроме того, необходима установка индивидуального прибора учёта. Таким образом потребитель сможет значительно сэкономить и платить только за тот ресурс, который расходовал.
ОПУ необходим для:
- тепла,
- электроэнергии,
- холодной и горячей воды,
- газа.
ОПУ тепла дополнительно измеряет температуру теплоносителя – это позволит значительно сэкономить. ОПУ электроэнергии позволяет сэкономить на временных тарифах.
В 2009 году был подписан Федеральный закон об обязательной установке ОПУ в каждом доме. Но до сих пор не у всех есть такой прибор, а потому в домах. не оборудованных ОПУ установлен более дорогой тариф на ресурсы. Считается, что такое воздействие стимулирует управляющую компанию и жильцов заняться установкой общедомового счётчика. Таким образом окончательный счёт у такого тома умножается на 1,1-1,6 %. Управляющая компания обязуется сообщать жильцам о такой мере и стимулировать их на установку ОПУ.
Что влияет на стоимость ОПУ
Заниматься установкой общедомового прибора учёта будет специализированная компания, приглашённая управляющей компанией. На стоимость данной услуги будут влиять следующие критерии:
- диаметр труб,
- расходные показатели,
- общая площадь дома и количество жильцов,
- особенности установки,
- конструкция выбранного счётчика,
- нюансы подключения.
В основном общедомовые счётчики устанавливаются в подвалах, в местах подвода сетей. Исключение – счётчики электроэнергии, они обычно устанавливаются в специальном щитке, на первом этаже.
Обслуживание и замена
Бремя обслуживания и замены общедомовых приборов ложится на УК, для этой цели она привлекает лицензированную организацию. Кроме того, УК контролирует исправность прибора, а так, же снимает и передаёт показания поставщику ресурса.
Общедомовые приборы учёта позволят контролировать разницу между оплатой ресурса и его фактическим потреблением (если один из индивидуальных приборов будет неисправен – ОПУ позволит об этом узнать). Кроме того, такой вариант намного выгоднее для потребителя, так как не несёт за собой переплаты.
26.02.2018 | Введение в эксплуатацию общедомового прибора учета отопления
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные ПП РФ от 06.05.2011 № 354 (далее — Правила 354), предусматривают различный порядок расчета стоимости отопления в зависимости от наличия/отсутствия общедомового прибора учета (ОПУ) тепловой энергии. В настоящей статье рассмотрены изменения в расчетах стоимости отопления, связанные с введением в эксплуатацию ОПУ теплоэнергии, при различных способах оплаты отопления.
Варианты расчетов
Примечание: ранее на сайте АКАТО была опубликована статья «Новый порядок оплаты отопления» (дата публикации 27.07.2016), содержащая разъяснения, часть которых на данный момент утратила актуальность (в связи с поправками, внесенными ПП РФ от 27.02.2017 № 232). В настоящей публикации проанализированы нормы, актуальные на дату размещения статьи на сайте (26.02.2018).
Прежде всего, необходимо напомнить, что Правила 354 устанавливают 6 вариантов расчета стоимости отопления помещений многоквартирного дома (далее — МКД) — в зависимости от выбранного способа оплаты отопления и наличия/отсутствия общедомовых и индивидуальных приборов учета теплоэнергии (далее — ОПУ и ИПУ).
Представим эти варианты в виде таблицы:
Наличие/отсутствие приборов учета
Оплата в течение отопительного периода
Оплата равномерно в течение года
Отсутствует ОПУ тепловой энергии в МКД
Оплата производится по нормативу потребления
Формула 2 Приложения 2 Правил 354:
где:
Si — общая площадь i-го помещения МКД (или общая площадь жилого дома);
N T — норматив потребления коммунальной услуги по отоплению;
T T — тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством РФ.
Оплата производится по нормативу потребления с учетом коэффициента периодичности
Формула 2.1 Приложения 2 Правил 354:
где:
Si — общая площадь i-го помещения МКД (или общая площадь жилого дома);
N T — норматив потребления коммунальной услуги по отоплению;
К — коэффициент периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению, определяемый путем деления количества полных месяцев отопительного периода в году на количество календарных месяцев в году;
T T — тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством РФ.
МКД оборудован ОПУ, не все помещения МКД оборудованы ИПУ
Фактически потребленный объем теплоэнергии (по ОПУ) распределяется среди всех собственников помещений пропорционально площади помещений в собственности
Формула 3 Приложения 2 Правил 354:
где:
V Д — объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенный по показаниям ОПУ тепловой энергии, которым оборудован МКД;
Si — общая площадь i-го помещения МКД;
Sоб — общая площадь всех жилых и нежилых помещений в МКД;
T T — тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством РФ.
Оплата производится по среднемесячному объему потребления за предыдущий год. В первом квартале года, следующем за расчетным годом, делается корректировка
1) Формула 3.1 Приложения 2 Правил 354:
где:
Si — общая площадь i-го помещения МКД;
VТ — среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, определенный как отношение объема тепловой энергии исходя из показаний ОПУ тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, за предыдущий год к количеству календарных месяцев в году и к общей площади всех жилых и нежилых помещений в МКД. При отсутствии показаний общедомового прибора учета за предыдущий год среднемесячный объем потребления тепловой энергии определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению;
T T — тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством РФ.
2) В первом квартале года, следующего за расчетным годом, производится корректировка платы за отопление по формуле 3.2:
,
где:
Pk.пр — размер платы за тепловую энергию, определенный исходя из показаний ОПУ, установленного в МКД;
Si — общая площадь i-го помещения МКД;
Sоб — общая площадь всех жилых и нежилых помещений в МКД;
Pfn.i — общий размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в МКД за прошедший год.
МКД оборудован ОПУ, все помещения МКД оборудованы ИПУ
Стоимость отопления складывается из двух слагаемых: индивидуальное потребление (определяется по ИПУ) и общедомовое потребление (разница показаний между ОПУ и суммой ИПУ, распределенная среди всех собственников помещений пропорционально площади)
Формула 3.3 Приложения 2 Правил 354:
,
где:
Vi n — объем (количество) потребленной за расчетный период в i-м помещении МКД тепловой энергии, определенный по показаниям ИПУ в i-м помещении;
Vi ОДН — объем (количество) тепловой энергии, предоставленный за расчетный период в МКД, оборудованный ОПУ тепловой энергии, за исключением объема (количества) тепловой энергии, потребленного во всех жилых или нежилых помещениях МКД, который определяется по формуле:
,
где:
V Д — объем (количество) потребленной за расчетный период в МКД тепловой энергии, определенный при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного сезона по показаниям ОПУ;
Si — общая площадь i-го помещения МКД;
Sоб — общая площадь всех жилых и нежилых помещений в МКД;
T T — тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством РФ.
Стоимость отопления складывается из двух слагаемых: среднемесячное индивидуальное потребление за предыдущий год (определяется по ИПУ) и среднемесячное общедомовое потребление за предыдущий год (разница показаний между ОПУ и суммой ИПУ, распределенная среди всех собственников помещений пропорционально площади)
1) Формула 3.3 Приложения 2 Правил 354:
,
где:
Vi n — объем (количество) потребленной за расчетный период в i-м помещении МКД тепловой энергии, определенный исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в i-м помещении по показаниям ИПУ за предыдущий год;
Vi ОДН — объем (количество) тепловой энергии, предоставленный за расчетный период в МКД, оборудованный ОПУ тепловой энергии, за исключением объема (количества) тепловой энергии, потребленного во всех жилых или нежилых помещениях в МКД, который определяется по формуле:
,
где:
V Д — объем (количество) потребленной за расчетный период в МКД тепловой энергии, определенный исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в многоквартирном доме по показаниям ОПУ за предыдущий год;
Si — общая площадь i-го помещения МКД;
Sоб — общая площадь всех жилых и нежилых помещений в МКД;
T T — тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством РФ.
2) В первом квартале года, следующего за расчетным годом, производится корректировка платы за отопление по формуле 3.4:
Pkpi — размер платы за тепловую энергию, потребленную за прошедший год в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формуле 3(3) исходя из показаний индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Pnpi — размер платы за тепловую энергию, начисленный за прошедший год потребителю в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формуле 3(3) исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за предыдущий год.
Отдельно рассмотрим, как меняется расчет стоимости отопления в случае, если ОПУ отсутствовал, а в какой-то момент был введен в эксплуатацию, для двух случаев: при выборе способа оплаты отопления в течение отопительного периода и при выборе способа оплаты отопления равномерно в течение года.
Оплата отопления по факту потребления
В случае, если оплата отопления производится в отопительный период, тогда в отсутствие ОПУ расчет стоимости отопления производится исходя из норматива потребления (формула 2 Приложения 2 Правил 354, столбец 2 строки 2 таблицы).
С момента, когда показания ОПУ начинают приниматься к коммерческому учету, возможны два варианта расчета — для случая, когда все помещения дома оборудованы ИПУ отопления, и для случая, когда не все помещения оборудованы ИПУ.
1. Если дом оборудован ОПУ, при этом хотя бы одно помещение не оборудовано ИПУ, применяется формула 3 Приложения 2 Правил 354 (столбец 2 строки 3 таблицы).
2. Если дом оборудован ОПУ и все 100% помещений оборудованы ИПУ, тогда применяется формула 3.3 Приложения 2 Правил 354 (столбец 2 строки 4 таблицы).
Необходимо отметить, что дата ввода ОПУ в эксплуатацию может не совпадать с датой, с которой показания ОПУ принимаются к учету для целей расчета стоимости потребленной теплоэнергии. Если ОПУ введен в эксплуатацию не с начала месяца, представляется недопустимым использовать измеренное таким прибором количество тепла, потребленное в течение части месяца. В таком случае необходимо использовать показания прибора учета с первого числа месяца, следующим за месяцем ввода прибора в эксплуатацию.
Формулы расчета стоимости отопления, в которых применяются показания ОПУ, содержат объем потребления теплоэнергии, определенный исключительно за расчетный период, при этом в соответствии с пунктом 37 Правил 354 «Расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу».
Таким образом, в случае введения в эксплуатацию прибора учета не с первого числа месяца, корректное применение показаний прибора учета в расчетах возможно только при использовании измерений прибора, произведенных с первого числа месяца, следующего за месяцем введения ОПУ в эксплуатацию.
Самое важное , что необходимо отметить для случая ввода в эксплуатацию ОПУ при выборе способа оплаты отопления в течение отопительного периода: в указанном случае стоимость отопления рассчитывается другим способом уже с первого числа месяца, следующего за месяцем ввода ОПУ теплоэнергии в эксплуатацию (либо с момента ввода ОПУ в эксплуатацию, если такой ввод произведен первого числа месяца).
Оплата отопления равномерно в течение года
В случае, если оплата отопления производится равномерно в течение года, тогда в отсутствие ОПУ расчет стоимости отопления производится исходя из норматива потребления с учетом коэффициента периодичности (формула 2.1 Приложения 2 Правил 354, столбец 3 строки 2 таблицы).
С момента, когда показания ОПУ начинают приниматься к коммерческому учету, возможны два варианта расчета — для случая, когда все помещения дома оборудованы ИПУ отопления, и для случая, когда не все помещения оборудованы ИПУ.
1. Если дом оборудован ОПУ, при этом хотя бы одно помещение не оборудовано ИПУ, применяются формулы 3.1 (объем потребления в месяц) и 3.2 (размер корректировки) Приложения 2 Правил 354 (столбец 3 строки 3 таблицы).
2. Если дом оборудован ОПУ и все 100% помещений оборудованы ИПУ, тогда применяются формулы 3.3 (объем потребления в месяц) и 3.4 (размер корректировки) Приложения 2 Правил 354 (столбец 3 строки 4 таблицы).
Необходимо обратить внимание, что при оплате отопления равномерно в течение года, формулы расчета содержат среднемесячный объем потребления теплоэнергии за предыдущий год. Такой объем может быть определен по показаниям ОПУ (и ИПУ — в случае оборудования ИПУ всех помещений дома), однако для случая введения ОПУ в эксплуатацию (то есть — при отсутствии ОПУ в предыдущем году) определение среднемесячных объемов потребления именно по приборам учета невозможно. Согласно комментарию к формуле 3.1 Приложения 2 Правил 354 «При отсутствии показаний общедомового прибора учета за предыдущий год среднемесячный объем потребления тепловой энергии определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению».
Самое важное , что необходимо отметить для случая ввода в эксплуатацию ОПУ при выборе способа оплаты отопления равномерно в течение года: в указанном случае стоимость отопления, предъявляемая к оплате потребителям, не изменяется после введения ОПУ в эксплуатацию. Определенный по ОПУ фактический объем потребления теплоэнергии используется для проведения корректировки платы за отопление и для расчета среднемесячного объема потребления в следующем отопительном периоде.
Заключение
В настоящей статье рассмотрены изменения порядка расчета стоимости отопления в связи с введением в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии.
Необходимо особо заострить внимание на том обстоятельстве, что сам по себе факт введения в эксплуатацию ОПУ не может повлечь за собой изменение способа оплаты отопления (в течение отопительного периода или равномерно в течение года) — выбор способа оплаты отопления является исключительным полномочием органов госвласти субъекта РФ. В том числе органы госвласти субъекта РФ могут изменять ранее выбранный способ, но порядок такого изменения четко регламентирован пунктом 42.2 Правил 354 («42(2). Способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода применяется с начала отопительного периода в году, следующем за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа, а способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года — с 1 июля года, следующего за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа…») и пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 29.06.2016 № 603 («2. Установить, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, решение об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года). Указанное решение принимается не чаще одного раза в год в срок до 1 октября и подлежит опубликованию на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение 5 рабочих дней со дня его принятия»).