- Как учесть требования законодательства при расчётах за отопление
- Взять в работу новые понятия, введённые ПП РФ № 1708
- Научиться рассчитывать производную от норматива
- Правильно начислить плату за отопление в неотапливаемых помещениях
- Корректно начислить плату за автономное отопление с 1 января 2019 года
- Правильно применять формулы для расчёта платы за отопление с 1 января 2019 года
- Что ещё вы узнаете из записи онлайн-семинара
- Отопление пересчету не подлежат
Как учесть требования законодательства при расчётах за отопление
21 марта наш постоянный эксперт Елена Шерешовец провела онлайн-семинар, на котором рассказала, как управляющим организациям рассчитывать размер платы за теплоснабжение согласно ПП РФ № 1708. Узнайте, как разобраться в новых формулах и научиться рассчитывать по ним плату за отопление.
Взять в работу новые понятия, введённые ПП РФ № 1708
Узнайте, о чём мы поговорили, из демо-ролика онлайн-семинара:
1 января 2019 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 28.12.2018 № 1708. Документ внёс изменения в Правила предоставления коммунальных услуг № 354 согласно требованиям КС РФ, изложенным в постановлениях № 30-П от 10.07.2018 и № 46-П от 20.12.2018.
Полностью пересмотрен подход к расчёту размера платы за отопление: изменились формулы, они стали длиннее и сложнее. После внесения изменений в ПП РФ № 354:
- отопление поделили на индивидуальное и общедомовое;
- появились формулы для расчёта неотапливаемых помещений и помещений с «автономным» отоплением;
- появились формулы для расчёта платы за отопление в МКД, частично оборудованных ИПУ;
- ушло понятие оплаты по нормативу;
- ушло понятие «сверхнормативного ОДН»: теперь весь объём поставленного ресурса оплачивают потребители.
ПП РФ № 1708 введены два новых понятия, которые необходимы для правильного расчёта платы за теплоснабжение в многоквартирном доме.
Первое понятие Soи – площадь мест общего имущества. Она включает в себя межквартирные лестничные площадки, лестницы, коридоры, тамбуры, холлы, вестибюли, колясочные, помещения охраны (консьержа), согласно сведениям паспорта дома. При расчёте платы за отопление этот перечень изменять нельзя, даже если какие-то из перечисленных помещений не отапливаются.
Второе определение касается приборов учёта. В п. 2 ПП РФ № 354 есть понятие средств измерения, к которым относятся индивидуальные, коллективные (общедомовые), комнатные, общие (квартирные) приборы учёта. Теперь прибором учёта считается не только средство измерения, но и совокупность таких средств, устанавливаемых при наличии технической возможности и используемых для определения объёма потребления тепловой энергии.
Научиться рассчитывать производную от норматива
Ещё год назад поставщики коммунальных услуг не видели проблем в установленных в нескольких помещениях индивидуальных приборах учёта теплоэнергии. Плата за отопление начислялась согласно показаниям ИПУ только в случае, если все помещения в МКД были оборудованы такими приборами.
Однако в середине года Конституционный Суд РФ принял решение, что подобный подход ущемляет права тех собственников, чьи помещения оборудованы ИПУ тепловой энергии (постановление КС РФ от 10.07.2018 № 30-П). Суд сделал вывод, что с 10 июля 2018 года положения ч. 1 ст. 157 ЖК РФ и абз. 3 п. 42 (1) ПП РФ № 354 не подлежат применению в той мере, в которой они не предусматривают возможность учёта показаний ИПУ тепловой энергии при определении платы за отопление.
Однако это решение КС РФ распространяется только на дома, введённые в эксплуатацию после 1 января 2012 года, в том числе после капремонта, и в которых все помещения были оборудованы ИПУ тепла, но их сохранность в некоторых квартирах не была обеспечена.
До внесения изменений в нормативно-правовые акты КС РФ обязал исполнителей услуг по теплоснабжению рассчитывать плату согласно п. 42 (1) ПП РФ № 354. Он предписал в представленную формулу для помещений, в которых отсутствуют ИПУ, подставить величину, производную от норматива. Подробно о том, как рассчитать величину, производную от норматива, смотрите в записи онлайн-семинара.
Правильно начислить плату за отопление в неотапливаемых помещениях
Неотапливаемым считается помещение:
- не входящее в состав общего имущества, принадлежащее собственнику и оборудованное электрическим радиатором или конвектором;
- в котором отключено централизованное отопление и используются индивидуальные источники энергии.
При этом стоит обратить внимание, что стояк системы отопления не относится к отопительным приборам согласно СП 60.13330.2012.
В 2016 году Минстрой РФ написал письмо от 02.09.2016 №28483-АЧ/04, которым руководствовались суды во всех регионах. В письме ведомство придерживается позиции, что размер платы за отопление одинаковый вне зависимости от отсутствия обогревающих элементов при подключении к централизованной системе теплоснабжения.
15 июня 2018 года ВС РФ опроверг мнение Минстроя РФ в своём решении № АКПИ18-367, отметив, что отсутствие обогревающих элементов при расчёте платы за отопление учитывать необходимо. При этом формул, как это реализовать, и указаний, в какие нормативно-правовые акты необходимо внести изменения, приведено не было.
Затем на указанное решение ВС РФ рассматривалась апелляция от 28.08.2018 № АПЛ18-346. Суд пришёл к выводу, что каждый дом отапливается целиком, как единый объект, значит, оплата за отопление должна взиматься полностью по нормативу.
31 октября 2018 года ВС РФ снова возвращается к этой проблеме в своём определении по делу № 301-КГ18-6099 и решает, что начислять плату за отопление в помещениях, которые отказались от централизованного отопления, нельзя. Однако снова не даёт указаний, как теперь рассчитывать размер платы.
Такая разрозненность в решениях судов вызвана тем, что каждый из них рассматривал конкретные дела, не рассматривая закон в общем. Елена Шерешовец отметила, что если в конкретных домах не было исковых заявлений, по которым суд принял определённую позицию, то пользоваться нужно общей нормативной базой, то есть п. 42 (1) ПП РФ № 354, в котором указано, что плата за отопление – это неделимая услуга и в домах с централизованным отоплением её размер одинаков для всех. Значит, за 2018 год выставлять плату за теплоснабжение нужно всем одинаково, никаких изменений не было.
Корректно начислить плату за автономное отопление с 1 января 2019 года
С 1 января 2019 года нормативно-правовая база по расчёту платы за отопление всё же была изменена благодаря постановлению КС РФ от 20.12.2018 № 46-П, в котором суд пришёл к двум важным выводам:
- Переход на индивидуальные источники отопления требует соблюдения всех НПА (гл. 4 ЖК РФ, ст. ст. 1, 3, ч. 15 ст. 14 закона «О теплоснабжении», Правила подключения к системам теплоснабжения – ПП РФ от 05.07.2018 № 787). То есть изменение системы отопления всегда должно быть согласовано св ОМС.
- Необходимо признать недействительным тезис абз. 2 п. 40 ПП РФ № 354 о том, что плата за услугу по отоплению вносится совокупно, без разделения на потребление внутри помещения и на потребление в целях содержания общего имущества.
Это означает, что с 1 января 2019 года потребители, отказавшиеся от централизованного отопления внутри квартиры, не обязаны оплачивать отопление внутри квартиры, но должны вносить плату за отопление общего имущества.
В связи с этим с начала 2019 года в формулы ПП РФ № 354 (в ред. ПП РФ № 1708) внесены изменения. Разбор и примеры каждой из формул с подробными разъяснениями Елены Шерешовец вы найдёте в видеозаписи онлайн-семинара.
Правильно применять формулы для расчёта платы за отопление с 1 января 2019 года
22 февраля 2019 года вышло письмо Минстроя РФ, в котором ведомство объяснило, на какие МКД не распространяется ПП РФ № 1708. Это дома с децентрализованной системой отопления и (или) горячего водоснабжения (при отсутствии централизованного теплоснабжения), то есть МКД, которые сами производят тепловую энергию (п. 54 ПП РФ № 354).
Те дома, в которых тепловая энергия производится с помощью внутридомового оборудования, как и в 2018 году считают размер платы за отопление по формуле 18 приложения 2 ПП РФ № 354 (если не все помещения оборудованы ИПУ), либо по формуле 18 (1) приложения 2 ПП РФ № 354 (если все помещения оборудованы ИПУ).
Остальные дома нужно считать по формулам, которые появились 1 января 2019 года. Если МКД не оборудован ОДПУ, необходимо посмотреть, как рассчитывается отопление – в отопительный период или равномерно в течение года. При первом варианте применяется формула 2 (4), при втором – 2 (3).
В случае, когда МКД оборудован ОДПУ, есть три варианта применения различных формул:
- 3, если ИПУ отсутствуют;
- 3 (1), когда ИПУ установлены частично;
- 3 (2), если ИПУ есть во всех помещениях.
Подробный разбор формул смотрите в видеозаписи онлайн-семинара.
Что ещё вы узнаете из записи онлайн-семинара
В статье мы рассказали не обо всех темах, которые успела рассмотреть Елена Шерешовец в рамках онлайн-семинара. Посмотрите его видеозапись и узнаете:
- как сделать корректировку платы за отопление в первом квартале 2019 года;
- есть ли смысл оборудовать помещение ИПУ тепла;
- как рассчитывать размер платы за отопление в нежилых помещениях;
- как применять коэффициент периодичности.
Рекомендуем также ознакомиться с материалом о распространённых ошибках, которые появляются при расчётах за отопление при применении новых формул.
Отопление пересчету не подлежат
Наверняка, в каждой управляющей организации недовольные собственники поднимали вопрос о проведении перерасчета за предоставление коммунальной услуги теплоснабжения ненадлежащего качества. Кому-то холодно, а кто-то умирает от жары, при том, что на улице -35, и все форточки открыты. И если с холодом в квартире все более-менее понятно. То как быть с «перетопом»? Попытаемся разобраться в данной статье.
В соответствии со ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При эксплуатации систем тепловых сетей должна быть обеспечена надежность теплоснабжения потребителей, подача теплоносителя (воды и пара) с расходом и параметрами в соответствии с температурным графиком и перепадом давления на вводе (пункт 6.2.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115).
Эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать, в том числе, поддержание оптимальной (не ниже допустимой) температуры воздуха в отапливаемых помещениях и поддержание температуры воды, поступающей и возвращаемой из системы отопления в соответствии с графиком качественного регулирования температуры воды в системе отопления (п.5.2.1. Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда»).
Согласно пункту 6.6 «ГОСТ Р 51617-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Коммунальные услуги. Общие требования» (утв. Приказом Госстандарта от 11.06.2014 № 544-ст), коммунальная услуга теплоснабжения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и должна обеспечивать теплоснабжение помещений, входящих в состав многоквартирного дома.
В силу ч.4 статьи 157 ЖК РФ, при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, изменение размера платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).
Согласно подпункта «в» пункта 3 Правил 354, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в Приложении № 1.
Как указано в п.15 Приложения 1 Правил 354, нормативная температура воздуха: в жилых помещениях – не ниже +18 °С (в угловых комнатах +20°С), в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) – 31°С и ниже – в жилых помещениях – не ниже +20 °С (в угловых комнатах +22 °С); в других помещениях в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании ( ГОСТ Р 51617-2014).допустимое превышение нормативной температуры — не более 4 °C.
За каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении суммарнов течение расчетного периода, в котором произошло указанное отклонение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением № 2 к Правилам, за каждый градус отклонения температуры, с учетом положений раздела IX Правил
Таким образом, качеству тепловой энергии относится требование об обеспечении нормативной температуры воздуха в жилых помещениях. Отклонение температуры воздуха в жилых помещениях от нормативной температуры не допускается.
Согласно п. 98 Правил 354, при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Следует обратить внимание, что в вышеперечисленных нормах законодательства речь идет именно об отклонениях температуры воздуха (не важно в сторону уменьшения или превышения). В связи с чем, можно сделать вывод, что зафиксированный «перетоп» в квартире также является основанием для перерасчета.
При этом, необходимо учитывать, что основанием для любого перерасчета платы за предоставление коммунальной услуги ненадлежащего качества является официально оформленный акт, фиксирующий ненадлежащее качество коммунальной услуги.
Пп.И п.31 Правил 354 указывает на обязанность Исполнителя принимать в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами, сообщения потребителей о факте предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, организовывать и проводить проверку такого факта с составлением соответствующего акта проверки.
Как указано в п.7.4 ГОСТ Р 51617-2014, исполнитель обеспечивает документальное подтверждение факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества. Порядок самостоятельного установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, в том числе на основании обращений потребителей, осуществляется в соответствии с Правилами 354.
Определение отклонений показателей внутри помещений многоквартирных домов производится в соответствии с нормативно-правовыми актами, в том числе ГОСТ 30494-2011 Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях.
У исполнителя должна быть разработанная и утвержденная процедура по подтверждению факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и назначен ответственный за ее исполнение.)
Порядок действий управляющей организации при поступлении обращений с подобными заявлениями установлен в пп 106-109 Правил 354:
Сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой. При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес помещения, где обнаружено нарушение качества коммунальной услуги, и вид такой коммунальной услуги. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем сообщение потребителя (фамилию, имя и отчество), номер, за которым зарегистрировано сообщение потребителя, и время его регистрации.
В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан немедленно сообщить об этом обратившемуся потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации сообщений.
В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя не известны причины нарушения качества коммунальной услуги он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги. При этом работник аварийно-диспетчерской службы обязан немедленно после получения сообщения потребителя уведомить ресурсоснабжающую организацию, у которой исполнитель приобретает коммунальный ресурс для предоставления потребителям коммунальной услуги, дату и время проведения проверки.
Время проведения проверки в случаях, указанных в настоящем пункте, назначается не позднее 2 часов с момента получения от потребителя сообщения о нарушении качества коммунальной услуги, если с потребителем не согласовано иное время. По окончании проверки составляется акт проверки.
Таким образом, при получении подобных обращений необходимо сразу согласовывать время проверки или выезжать на место в течение двух часов с момента получения жалобы. В случае, если потребителя нет в квартире — оформлять акт недопуска с указанием времени (желательно, чтобы в акте также были подписи соседей.
Кроме того, рекомендуем также направить по месту нахождению квартиры заказное письмо с уведомлением о проведении плановых работ по осмотру системы теплоснабжения внутри квартиры (в порядке, предусмотренном пп.О п.31 Правил 354) и установления факта предоставления услуги теплоснабжения ненадлежащего качества (замеров температуры).
Как показывает судебная практика именно отсутствие документального подтверждения факта предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества является первой причиной отказов по искам о перерасчете платы за «перетоп» в квартире:
-Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 30 ноября 2017 г. по делу № 2-4915/2017: как установлено в ходе судебного разбирательства, истец, как потребитель, не обращался к ответчику в оспариваемый период с заявлением об оказании услуг по теплоснабжению и ГВС ненадлежащего качества с целью перерасчета либо уменьшения платы .Сам же ответчик не выявлял таких нарушений. Учитывая, что спорный многоквартирный дом оборудован общим коллективным прибором учета расчет платы за отопление и ГВС, исходя из его показаний, соответствует требованиям законодательства, так как позволяет начислять плату исходя из фактического потребления. Таким образом, отсутствуют правовые основания для произведения перерасчета исходя из площади помещения.
-Решение Олонецкого районного суда (Республика Карелия) по делу № 2-519/2016 от 18 октября 2016 г о взыскании задолженности за теплоснабжение: доказательств того, что в результате действий ООО «Петербургтеплоэнерго» имели место случаи завышения температуры, установленный соответствующими нормативами, в помещении ответчика, что служило бы основанием к перерасчету платы за отопление, последним суду не представлено. При наличии достаточных и обоснованных доказательств ненадлежащего исполнения услуги со стороны истца, ответчик вправе обратиться в суд с иском о перерасчете платы за отопление.
Ну и конечно, не стоит забывать, что если собственник обратиться в контролирующие органы, управляющая организация может быть привлечена к административной ответственности за «перетоп» в квартире. Так Ульяновский областной суд в решении от 2 августа 2018 г. по делу № 12-157/2018, оставил в силе решение нижестоящего суда о привлечении к административной ответственности управляющей организации за перетоп в квартире. Общество допустило нарушение п.4.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требований к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», выразившееся в том, что температура воздуха (холодный период) с учетом погрешности метода измерения в квартире №__ не соответствовала нормативным величинам, в жилой комнате температура воздуха 27,5 — 27,6 0С при допустимой 18 — 24 0С, в кухне температура воздуха 27,7 — 27,8 0С при допустимой 18 — 26 0С.
В завершение изложенного хочу напомнить управляющим организациям при поступлении жалоб о «перетопе»- не забывать обследовать квартиру жалобщика на предмет самовольного переустройства (вдруг дополнительно установил секции батарей или вообще теплый пол сделал). Потому что незаконные переустройство и перепланировка – дополнительный козырь для управляющей организации для отказа в перерасчете.
Компания «Бурмистр.ру» разработала уникальную CRM-систему, в которой уже реализован электронный журнал регистрации фактов предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и журнал регистрации перерывов в предоставлении коммунальных услуг.
Более подробная информация о работе системы здесь.
Обсудить статью и задать вопрос ы можно на нашем форуме или же воспользуйтесь формой ниже.