Отопление салона зил 130
Для обогрева кабины и ветрового стекла применяют специальную отопительную систему, использующую тепло охлаждающей жидкости, циркулирующей в системе охлаждения двигателя. Принцип действия отопителей одинаков у всех ав томобилей.
На автомобилях ЗИЛ-130 отопительная система кабины состоит из трубчато-пластинчатого радиатора (рис. 156), соединенного трубопроводами и с системой охлаждения двигателя, электрического вентилятора; воздушного кожуха с заслонками, управляемыми рукояткой, воздухораспределительного канала, соединенного шлангами с соплами обдува ветрового стекла. Канал перекрывается заслонкой, положение которой можно изменять рукояткой.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Рис. 155. Органы управления автомобилем ЗИЛ-130:
1 — рычаг ручного тормоза; 2 — ручка управления жалюзи радиатора; 3 — рычаг переключения передач; 4 — переключатель указателей поворота; 5 — форсунка обмыва ветрового стекла; 6 — щиток приборов; 7 — педаль обмыва ветрового стекла; 8 — педаль сцепления; 9 — ножной переключатель света фар; 10— педаль тормоза; 11 — педаль управления дроссельными заслонками;12 — кнопка воздушного сигнала седельного тягача ЗИЛ-1Э0В1
Рис. 156. Отопление и вентиляция кабины автомобиля ЗИЛ-130
Горячая жидкость из системы охлаждения двигателя при открытом положении крана поступает по трубопроводу в нижнюю часть бачка радиатора, выходит из верхней части бачка и далее по трубопроводу подводится к всасывающей полости водяного насоса двигателя.
Воздух к отопителю поступает по правому вентиляционному каналу, расположенному под капотом. По левому вентиляционному каналу воздух поступает в кабину. Воздух может также поступать через люки в крыше кабины, поворотные форточки в окнах и опущенные стекла дверей.
В передней части оба канала и снабжены наружными заслонками, которые имеют два положения: канал полностью закрыт и канал открыт. Внутренние заслонки и левого и правого каналов закрываются и открываются вручную из кабины. Заслонка правого канала имеет три фиксированных положения.
Первое положение вертикальное. Заслонка закрывает доступ свежего воздуха из правого вентиляционного канала. В этом случае воздух может поступать только из кабины.
Второе положение наклонное. Заслонка открывает вход свежему воздуху в отопитель и преграждает доступ воздуха в кабину.
Третье положение горизонтальное. Заслонка открывает вход свежего воздуха для вентиляции кабины.
Отопитель эффективно работает при температуре охлаждающей жидкости в системе 75—80 °С. Поэтому вентилятор отопителя следует включать после прогрева двигателя переключателем, который расположен на щитке приборов и имеет три положения рычага, соответствующих двум частотам вращения и выключенному состоянию электродвигателя.
В начале работы отопителя для быстрого прогрева замерзших стекол заслонку закрывают рукояткой, направляя весь поток теплого воздуха на стекла. После их прогрева теплый воздух направляют в кабину, изменяя положение заслонки рукояткой.
Если в качестве охлаждающей жидкости используется вода, то при сливе из системы охлаждения двигателя в зимнее время необходимо слить ее из радиатора отопителя и кран отопителя закрыть.
После пуска двигателя и его прогрева необходимо открыть кран для заполнения радиатора отопителя жидкостью и в течение 20—30 с повысить частоту вращения коленчатого вала, не включая вентилятора отопителя. При этом радиатор отопителя быстро заполняется водой и замерзание жидкости в нем практически исключается.
При переходе на летний сезон эксплуатации радиатор отопителя от системы охлаждения двигателя отключают.
Стеклоочистителя и стеклоомыяатели
Стеклоочиститель представляет собой устройство для очистки ветрового стекла от атмосферных осадков, пыли и грязи. Он состоит из механизма привода, рычажного механизма и резиновых щеток.
В зависимости от применяемого двигателя или привода стеклоочистители делятся на вакуумные, пневматические, механические, электрические, а по числу одновременно работающих щеток — на одно- и двухщеточные.
Щетка стеклоочистителя состоит из металлического держателя с закрепленной в нем резиновой лентой сложного профиля и прижимается к стеклу пружиной. Передвижение щетки по стеклу должно совершаться равномерно. Щетки вакуумных и большинства механических и электрических стеклоочистителей после перевода выключателя (переключателя) в положение остановки автоматически останавливаются вне поля зрения водителя и пассажиров. Щетки пневматических стеклоочистителей не имеют автоматического устройства для их укладки и останавливаются в произвольном положении.
Рычажный механизм стеклоочистителя состоит из соединенных шарнирно поводков и рычагов — тяг, кинематически связанных с ведущими частями двигателя или механизма привода. Рычажный механизм сообщает щеткам возвратно-вращательное (качательное) движение. Пневматический стеклоочиститель состоит из поршневого пневматического двигателя с клапанным распределением, рычажного механизма, одной или двух резиновых щеток, рукоятки для их перемещения вручную и пускового редукционного крана.
В цилиндре (рис. 157, а) расположены два поршня, закрепленные на рейке. Рейка находится в зацепление с сектором, который установлен на одном валике с рычагом щетки. Сжатый воздух по трубке подводится из баллона к распределительному устройству, помещенному в крышке.
Распределительное устройство состоит из двустороннего клапана (рис. 157, б), двух клапанов, закрепленных на общем стержне, и перемычки в него также входят скобы и (см. рис. 157, а), пружина и тяга, расположенная в направляющей втулке.
Работа стеклоочистителя основана на возвратно-поступательном движении поршня, которое вызвано перепадом давлений в полостях А и Б. При движении поршней рейка поворачивает сектор, а последний — валик со щеткой.
При движении поршней вправо (см. рис. 157, б) полость А цилиндра сообщается с воздушным баллоном через канал, двусторонний клапан и канал, а полость Б — с атмосферой через клапан и канал 15. При приходе поршней в крайнее правое положение тяга (см. рис. 157, а) перемещает скобы и и пружина резко переводит клапаны в положение, показанное на рис. 156, в. При этом полость А через каналы и клапан сообщается с атмосферой, а полость Б через клапан — с воздушным баллоном.
Пневматические стеклоочистители применяются на автомобилях, имеющих пневматический привод тормозов — ЗИЛ-130, МАЗ-500 А и др.
Механический стеклоочиститель состоит из червячного редуктора, рычажного механизма и резиновых щеток. Собственного двигателя стеклоочиститель не имеет и приводится в действие при помощи гибкого вала от двигателя. Конструкция редуктора может содержать устройство для автоматической укладки щеток на ветровом стекле после остановки стеклоочистителя.
Электрический стеклоочиститель применяется почти на всех современных автомобилях.
Стеклоочиститель состоит из электродвигателя (рис. 158) параллельного возбуждения, переключателя и привода из двух резиновых щеток. Вал электродвигателя соединен с червяком, который находится в зацеплении с червячной шестерней. Шестерня через кривошип, тяги, и рычаги перемещает щетки. Включение электродвигателя, а также изменение частоты вращения его якоря производится трехпозиционным переключателем. В положении I (малая скорость) замкнуты обе пары контактов переключателя и ток обмотки возбуждения идет по проводу, минуя резистор. В положении (большая скорость) одна пара контактов переключателя разомкнута и ток обмотки возбуждения, проходя через резистор, снижается. В положении 0 (стоп) размыкается электрическая цепь, соединяющая электродвигатель с массой через переключатель. После перевода рукоятки переключателя в положение 0 двигатель стеклоочистителя будет продолжать вращение до тех пор, пока щетки не займут на стекле крайнего положения. Это достигается тем, что после разъединения второй пары контактов переключателя электродвигатель остается соединенным с массой, а следовательно, и с источником питания через контакты и продолжает перемещать щетки по стеклу. Когда же щетки опустятся вниз, выступ червячной шестерни набежит на штифт, разомкнет контакты и окончательно выключит электродвигатель. В цепь электродвигателя включен термобиметаллический предохранитель. Стеклоочиститель присоединен к источникам тока через выключатель зажигания.
Рис. 157. Пневматический стеклоочиститель
Рис. 158. Схема электрического стеклоочистителя
Рис. 159. Принципиальная схема стеклоомывателя
Стеклоомыватель предназначен для смачивания грязи на ветровом стекле и облегчения ее удаления резиновой щеткой стеклоочистителя. Наличие стекло-омывателя на автомобиле обеспечивает очистку стекла без остановки автомобиля при любых эксплуатационных условиях.
Стеклоомыватель представляет собой самостоятельную гидравлическую систему, состоящую из резервуара (рис. 159) для жидкости, насоса и жиклеров, соединенных резиновыми шлангами.
Резервуар устанавливается в кабине водителя или под капотом двигателя и имеет пробку для заливания жидкости и штуцер или резиновый наконечник для соединения с трубопроводом. Сетчатый фильтр на впускной трубке исключает попадание посторонних включений в насос и предотвращает засорение жиклеров. Объем резервуара обеспечивает многократное пользование омывателем.
Насос — диафрагменный. При воздействии водителя на шток насоса очередная порция жидкости засасывается из резервуара через впускной клапан и выбрасывается через выпускной клапан к жиклеру. Насос устанавливают на полу кабины водителя (педальный омыватель), либо на приборной панели перед водителем (ручной омыватель), или внутри резервуара с жидкостью (вакуумный омыватель).
Жиклер имеет одно или два сопла, формирующих струю жидкости и направляющих ее на ветровое стекло в сектор очистки щетки стеклоочистителя. Жиклер устанавливается перед ветровым стеклом на капоте.
Применяемые на автомобилях стекло-омыватели различаются конструктивным оформлением. Основными параметрами, характеризующими стеклоомыватель, являются: время действия струи и количество жидкости, выбрасываемой за один цикл, а также напор струи. Не менее важным параметром является время приведения в действие омывателя.
Рабочей жидкостью омывателя обычно является вода или специальная жидкость. Детали омывателей изготавливаются из материалов, не поддающихся коррозии.
Отопление салона зил 130
Отопитель кабины автомобиля ЗИЛ-130
Предназначен для подачи теплого воздуха в кабину и обогрева ветрового стекла в случае его замерзания.
Радиатор 12 (рис. 75) отопителя включен в систему охлаждения двигателя. Горячая- вода поступает в радиатор отопителя из головок блока через кран 6, расположенный на впускном трубопроводе справа, по подводящему шлангу 7 и выходит из отопителя по трубопроводу 8 во всасывающую полость водяного насоса. В отопитель наружный воздух поступает по правому вентиляционному каналу. Большее количество воздуха, подогретого в радиаторе отопителя, подается вентилятором в распределительный канал 5, меньшее — в кабину, к ногам пассажира. Из распределительного канала воздух поступает по шлангам 16 к соплам 4 обдува ветрового стекла и через отверстие в конце канала, перекрываемого заслонкой 3, к ногам водителя.
В начале движения, когда надо быстро отогреть замерзшие стекла, заслонку 3 закрывают, а затем открывают полностью или частично, если необходимо подать большее количество теплого воздуха к ветровому стеклу. Управление заслонкой воздухораспределительного канала осуществляется с помощью ручки 1, расположенной на вертикальной площадке панели приборов. При утопленном положении ручки заслонка закрыта; в этом случае весь теплый воздух подается на обдув ветрового стекла. При выдвинутом положении ручки заслонка открыта; в этом случае теплый воздух поступает на обдув ветрового стекла и к ногам водителя.
Поток воздуха в отопитель направляется заслонкой 13, расположенной в нижней части его кожуха. Ось заслонки рычага с рукояткой 15 выведена из кожуха отопителя слева. Положение рычага совпадает с плоскостью заслонки и фиксируется впадинами фиксатора 14. Рычаг заслонки имеет три фиксированных положения:
первое (вертикальное) — заслонка закрывает со стороны правого вентиляционного канала доступ свежего воздуха. В этом случае воздух может поступать в отопитель только из кабины;
второе (наклонное) — заслонка открывает вход свежего воздуха в отопитель и закрывает доступ воздуха в кабину;
третье (горизонтальное) — заслонка открывает вход свежего воздуха для вентиляции кабины.
Вентилятор отопителя следует включать только после прогрева двигателя. Трехпозиционный переключатель вентилятора отопителя расположен на нижней кромке передней панели приборов. При среднем положении рычага вентилятор выключен, крайнее положение соответствует повышенной скорости электродвигателя 10 вентилятора.
При температуре охлаждающей жидкости ниже 75° С эффективность действия отопителя резко снижается. Кран отопителя зимой должен быть полностью открыт.
При безгаражном хранении автомобиля зимой после слива жидкости из системы охлаждения кран 6 отопителя следует закрывать. После пуска двигателя и его прогрева надо открыть кран и на 20
-30 с повысить частоту вращения коленчатого вала двигателя, не включая вентилятор отопителя. Это необходимо для того, чтобы не допустить замерзания жидкости в радиаторе отопителя, так как при малой частоте вращения коленчатого вала во время нагрева двигателя водяной насос только частично заполняет радиатор отопителя водой и не создает ее циркуляции в системе отопления.
Перед зимней эксплуатацией необходимо очистить систему отопления от накипи и проверить состояние проходных сечений трубопроводов и крана.
Для вентиляции кабины в летнее время можно опускать стекла дверей кабины, открывать вентиляционный люк-, расположенный в крыше кабины, а также пользоваться поворотными форточками в окнах дверей. Кроме того, свежий воздух может поступать в кабину через правый вентиляционный канал в брызговике крыла.
Рис. 75. Отопитель кабины (сплошной стрелкой указано направление движения воды, штриховой — направление движения 1еплого воздуха):
1 — ручка управления заслонкой канала отопителя: 2 — трос; 3 — заслонка канала отопителя; 4 — сопло обдува ветрового стекла; 5 — канал; 6 — кран; 7 — водоподводящий шланг; « — трубопровод; 9 — вентилятор; 10 — электродвигатель; 11 — дополнительный резистор; 12 — радиатор; 13 — заслонка кожуха; 14 — фиксатор заслонки; 15 — рукоятка управления заслонкой кожуха; 16 — шланг обдува ветрового стекла