Центральное отопление: инструкция по применению
В наши дни уже немногие могут представить себе, что когда-то обитатели городских многоквартирных домов обогревались самостоятельно, с помощью газовых «колонок», не говоря уже о дровяных каминах и «буржуйках». Однако в том виде, в котором центральное отопление было реализовано в СССР, оно проигрывало «колонкам» и даже каминам с «буржуйками» по одному важному параметру: со стороны конечного потребителя тепла, то есть жильца, отопление было нерегулируемым. И потому с наступлением холодов в большинстве городских квартир становилось. невыносимо жарко и душно. В жилом фонде, построенном до начала 2000-х (а это до 80% всего российского жилья), такая ситуация сохраняется по сей день, причем теперь за лишнее тепло приходится еще и платить немалые деньги. Перемены начались относительно недавно и, к сожалению, происходят не столь быстро, как того хотелось бы. Однако очень многое можно изменить самостоятельно. О том, как это сделать, мы и хотим вам рассказать.
Вчера и сегодня
«С началом отопительного сезона у нас дома всегда жарко, часто приходится целыми днями держать открытыми форточки, рискуя подхватить простуду. Если же не открывать их, то становится не только жарко, но и нестерпимо душно, так как горячие батареи пересушивают воздух, что тоже опасно для здоровья, — жалуется москвичка Татьяна Богомолова. – Особенно туго приходится во второй половине января и в феврале, когда начинаются действительно сильные морозы: закроешь форточку — духота нестерпимая, откроешь — ледяной ветер по квартире. Прямо замкнутый круг какой-то».
Немного теории
Ситуация с «зимним потеплением» в городских квартирах кажется странной только на первый взгляд. Дело в том, что работа систем теплоснабжения у нас в стране всегда регулировалась централизованно. В зависимости от погодных условий (а зачастую просто по календарю, невзирая на реальное положение дел) на ТЭЦ регулируется подача горячей воды в тепловые сети, в самих теплосетях (на уровне районных ЦТП либо котельных) регулируется температура воды, поступающей в дома. При этом в расчет принимаются «средние по больнице» показатели. То есть в район теплоноситель подается так, чтобы протопить самые большие или самые удаленные от источника теплоты здания, и для прочих домов его температура часто оказывается избыточной.
Внутридомовые системы отопления построены точно по такому же принципу. Они статичны, то есть режим распределения тепла по дому раз и навсегда регламентирован проектом, и изменить его нельзя. Расчеты эти делаются таким образом, чтобы система могла «протопить» самые дальние стояки и более холодные торцевые и угловые квартиры, поэтому все остальные гарантированно получают избыточное количество тепла. Отсюда и жара в квартирах.
Возможности как-то влиять на режим отопления своих квартир у жильцов нет, т.к. отопительные приборы в квартирах не оснащены регулирующими устройствами. В лучшем случае (и далеко не во всех домах) были когда-то простые ручные вентили, да и то обычно не работающие и почти всегда подтекающие. Нет у собственников и инструментов для регулирования подачи тепла в дом в целом. Более того, при такой схеме теплоснабжения этого и нельзя допускать, так как вся тепловая сеть района и даже целого города статична и нерегулируема, поэтому если в каком-то одном месте начать менять режим потребления тепла, это неизбежно отразится на теплоснабжении других объектов, а в некоторых случаях может даже привести к авариям.
Таким образом, реальная потребность конкретных людей в тепле никак в этой схеме теплоснабжения не учитывается. На инженерном языке это называется «система без отрицательной обратной связи», а на простом — «получи, что дали, и будь доволен».
Времена меняются
Сегодня при строительстве новых жилых кварталов практикуется иной подход к теплоснабжению, в основе которого лежит принцип регулируемого потребления. Эта концепция предполагает, что люди самостоятельно определяют свою потребность в тепле.
Тепловой узел современного дома представляет собой автоматизированный комплекс энергосберегающего оборудования, которое контролирует и корректирует подачу в здание тепла. Называется это автоматизированным индивидуальным тепловым пунктом (АИТП). Тепловой пункт контролирует температуру и давление теплоносителя (горячей воды) на входе в дом, а также на выходе, т.е. в так называемом обратном трубопроводе, по которому остывшая вода, прошедшая через все отопительные приборы и стояки, возвращается обратно в городскую теплосеть. Если разница температур между поступающей в дом и «обратной» водой слишком мала или велика, значит, тепло поступает в избыточном либо недостаточном количестве, и его подачу необходимо скорректировать. Также корректировка требуется в случае нарушения режима подачи теплоносителя теплосетью.
Кроме того, с помощью установленных на доме температурных датчиков автоматика теплового пункта следит за изменениями погоды и в соответствии с ними также корректирует режим теплоснабжения.
Чтобы выровнять подачу теплоносителя по разноудаленным от ввода в здание стоякам, используются автоматические балансировочные клапаны, которые позволяют избавиться от проблемы недотопа в самых дальних угловых квартирах.
Наконец, каждый отопительный прибор оснащается автоматическим радиаторным терморегулятором, с помощью которого можно задать наиболее комфортный индивидуальный режим отопления для конкретной комнаты. Меняя настройки терморегуляторов, жители дома меняют режим работы системы отопления. Это отражается на температуре обратной воды, на которую, в свою очередь, реагирует автоматика теплового пункта. Круг замыкается, и именно это называется на инженерном языке отрицательной обратной связью.
Однако ее действие не заканчивается на тепловом вводе в дом. Насосы, регулирующие подачу тепла в город на узлах тепловой сети, оснащаются специальными устройствами — частотными регуляторами, которые в режиме реального времени корректируют мощность насосов, реагируя на изменение расхода теплоносителя в сети, вызванное работой автоматики в домах.
Таким образом, на всех уровнях системы централизованного теплоснабжения происходит постоянная оптимизация расхода теплоносителя, т.е. его отпускается ровно столько, сколько нужно в данный момент времени городу, району, дому или отдельному его жителю. Соответственно, и платить за тепло в итоге приходится меньше, поскольку оно не поставляется в избыточном количестве. До логического завершения эта схема будет доведена в тот момент, когда индивидуальные теплосчетчики установят в каждой квартире. Тогда каждый человек сможет ощутить плоды своей персональной экономии тепла, а не «средней по больнице», как это пока что происходит сегодня.
Теория теорией, а жизнь диктует свои условия. На сегодняшний день в России концепция регулируемого потребления тепла только начинает внедряться, и реализована она пока еще далеко не везде. Если практически все ТЭЦ, а также многие крупные теплосети уже провели модернизацию на своих объектах (т.к. она дает в итоге немалую экономию), то с жилым фондом дела обстоят не так хорошо. Автоматикой пока что оснащали новые дома, а также некоторые из тех, где проводился капитальный ремонт в рамках целевых муниципальных и федеральных программ реконструкции. Что же касается радиаторных терморегуляторов, то они массово устанавливаются только при строительстве нового жилья (во всяком случае — так того требуют действующие нормативы). Но повлиять на ситуацию можно. Как именно — мы расскажем в следующих статьях.
Рекомендации по организации питания дошкольника
Среди множества разнообразных факторов, постоянно действующих на развитие детского организма и его здоровье, важнейшая роль принадлежит питанию. Характер питания в раннем детстве накладывает отпечаток и влияет на дальнейшее развитие ребенка и его состояние здоровья не только в детско-подростковом возрасте, но и во взрослой жизни.
Правильное или рациональное питание – это такое питание, которое обеспечивает укрепление и улучшение здоровья, физических и духовных сил человека, предупреждение и лечение заболеваний. Одним словом, правильное питание – это здоровое питание.
Питание ребенка дошкольного возраста должно быть:
— полноценным, содержащим в необходимых количествах белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, воду;
— разнообразным, состоять из продуктов растительного и животного происхождения, чем разнообразнее набор продуктов, входящих в меню, тем полноценнее удовлетворяется потребность в пище;
— доброкачественным — не содержать вредных примесей и болезнетворных микробов, пища должна быть не только вкусной, но и безопасной;
— достаточным по объему и калорийности, вызывать чувство сытости, получаемое дошкольником питание должно не только покрывать расходуемую им энергию, но и обеспечивать материал, необходимый для роста и развития организма.
Важным условием является строгий режим питания, который предусматривает не менее 4 приемов пищи. Причем 3 из них должны обязательно включать горячее блюдо. Интервалы между приемами пищи должны быть не более 3,5-4 часов.
В соответствии с принципами организации питания детей дошкольного возраста, рацион должен включать все основные группы продуктов. Из мяса предпочтительнее использовать нежирную говядину или телятину, курицу или индейку.
Рекомендуемые сорта рыбы: треска, минтай, хек, судак и другие нежирные сорта. Соленые рыбные деликатесы и консервы рекомендуется включать в рацион лишь изредка.
Молоко и молочные продукты занимают особое место в детском питании. Это богатый источник легкоусвояемого белка, кальция, фосфора и витамина В2.
Фрукты, овощи, плодоовощные соки содержат углеводы (сахара), витамины, микроэлементы, а также такие полезные вещества, как пектин, клетчатка, пищевые волокна. Эти продукты улучшают работу органов пищеварения.
Необходимы дошкольникам хлеб, макароны, крупы, особенно гречневая и овсяная, растительные и животные жиры. Растительное масло как приправа к салатам позволяет усваиваться многим полезным веществам, содержащимся в овощах.
В то же время некоторые продукты крайне нежелательны в рационе дошкольника.
Не рекомендуются: копченые колбасы, консервы, жирные сорта мяса, специи: перец, горчица и острые приправы.
Из напитков предпочтительнее употреблять чай некрепкий с молоком, кофейный напиток с молоком, соки, отвар шиповника. Необходимо исключить любые газированные напитки из рациона дошкольников. В качестве сладостей рекомендуется пастила, зефир, мармелад, мед, джем, варенье.
Часто дети предпочитают вместо каши есть пиццу, чипсы; вместо горячих блюд из мяса и рыбы – сосиски, колбасы. Дети не желают есть то, что полезно и необходимо для их здоровья, а родители нередко потакают им в этом и не всегда заботятся об организации правильного и рационального питания своих малышей в домашних условиях.
Правильное питание дошкольника целиком и полностью зависит от родителей. Прежде всего необходимо знать и помнить, что питание ребенка дошкольного возраста должно заметно отличаться от рациона родителей.
Нежелательна термическая обработка продуктов путем жарения, лучше готовить блюда на пару или запекать.
Ежедневное меню дошкольника не должно содержать блюда, сходные по своему составу. Например, если на завтрак предлагается каша, то на ужин лучше дать овощное блюдо.
Если Ваш ребенок посещает детский сад, где получает четыре раза в день необходимое по возрасту питание, то домашний рацион должен дополнять, а не заменять рацион детского сада. С этой целью родители, ознакомившись с меню, дома должны дать малышу именно те продукты и блюда, которые он недополучил днем.
Соблюдение рекомендаций по организации питания дошкольников позволит сохранить и укрепить здоровье детей
Основные принципы и рекомендации при организации питания детей дошкольного и школьного возраста в организованных коллективах
Организации питания детей в организованных коллективах регламентируется СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» и СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования».
Дополнительным нормативным документом, которым регламентируются нормы питания является Методические рекомендации 2.4.5.0107-15 «Организация питания детей дошкольного и школьного возраста в организованных коллективах»(утв.Главным государственным санитарным врачом РФ 12 ноября 2015 г.).
Перечисленные выше санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением горячим питанием детей как школьного, так и дошкольного возраста.
Оптимальное(здоровое) питание детей является необходимым условием обеспечения их здоровья, устойчивости к воздействию инфекций и других неблагоприятных факторов и способности к обучению во все возрастные периоды их жизни.
Общие принципы организации здорового питания детей в организованных коллективах:
-адекватная энергетическая ценность рационов, соответствующая энергозатратам детей;
-сбалансированность рациона по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам, включая белки и аминокислоты, пищевые жиры и жирные кислоты, витамины, минеральные соли и микроэлементы;
-максимальное разнообразие рациона, являющееся основным условием обеспечения его сбалансированности;
-оптимальный режим питания;
-адекватная технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд, обеспечивающая их высокие вкусовые достоинства и сохранность исходной пищевой ценности;
-учет индивидуальных особенностей детей( в т.ч. непереносимость ими отдельных продуктов и блюд);
-обеспечение санитарно-гигиенической безопасности питания, включая соблюдение всех санитарно-эпидемиологических требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортированию, хранению, приготовлению и раздаче блюд.
В организованных детских коллективах разрабатывается рацион питания, который в свою очередь предусматривает формирование набора продуктов, предназначенных для питания детей в течение суток или иного фиксированного отрезка времени.
На основании сформированного рациона питания разрабатывается меню, которое включает распределение перечня блюд, кулинарных, хлебобулочных изделий по отдельным приемам пищи (завтрак, обед, полдник, ужин).
Требования к меню для обучающихся в общеобразовательных учреждениях.
1. При разработке примерного меню необходимо учитывать:
— продолжительность пребывания обучающихся в общеобразовательном учреждении,
— физические нагрузки обучающихся.
2. С учетом возраста обучающихся в примерном меню должны быть соблюдены требования:
— по массе порций блюд,
— их пищевой и энергетической ценности,
— суточной потребности в основных витаминах и микроэлементах.
3. Примерное меню должно содержать следующую информацию:
— о количественном составе блюд,
— энергетической и пищевой ценности, включая содержание витаминов и минеральных веществ в каждом блюде.
4. В примерном меню не допускается повторение одних и тех же блюд или кулинарных изделий в один и тот же день или в последующие 2-3 дня. Для обучающихся должно быть организовано двухразовое горячее питание (завтрак и обед). Для детей посещающих группу продленного дня должен быть организован дополнительно полдник. Интервалы между приемами пищи не должны превышать 3,5 — 4-х часов.
5. При разработке меню для питания учащихся предпочтение следует отдавать свежеприготовленным блюдам, не подвергающимся повторной термической обработке, включая разогрев замороженных блюд.
6. Питание обучающихся должно соответствовать принципам щадящего питания, предусматривающее использование определенных способов приготовления блюд, таких как варка, приготовление на пару, тушение, запекание, и исключать продукты с раздражающими свойствами.
7. Фактический рацион питания должен соответствовать утвержденному примерному меню. В исключительных случаях допускается замена одних продуктов, блюд и кулинарных изделий на другие при условии их соответствия по пищевой ценности.
8. Ежедневно в обеденном зале вывешивают, утвержденное руководителем образовательного учреждения, меню, в котором указываются сведения об объемах блюд и названия кулинарных изделий.
9. Ежедневно в рацион питания следует включать: мясо, молоко, сливочное и растительное масло, хлеб ржаной и пшеничный (с каждым приемом пищи). 1 раз в 2-3 дня рекомендуется включать — рыбу, яйца, сыр, творог, кисломолочные продукты.
Требования к меню для детей дошкольного возраста.
Питание должно быть организовано в соответствии с примерным меню, утвержденным руководителем дошкольной образовательной организации, рассчитанным не менее чем на 2 недели, с учетом физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей всех возрастных групп и рекомендуемых суточных наборов продуктов для организации питания детей в дошкольных образовательных организациях.
В примерном меню содержание белков должно обеспечивать 12 — 15 % от калорийности рациона, жиров 30 — 32 % и углеводов 55 — 58 % .
При составлении меню учитываются национальные и территориальные особенности питания населения и состояние здоровья детей, а также рекомендуемый ассортиментом основных пищевых продуктов для использования в питании детей в дошкольных образовательных организациях.
Завтрак должен состоять из горячего блюда (каша, запеканка, творожные и яичные блюда и др.), бутерброда и горячего напитка. Обед должен включать закуску (салат или порционные овощи, сельдь с луком), первое блюдо (суп), второе (гарнир и блюдо из мяса, рыбы или птицы), напиток (компот или кисель). Полдник включает напиток (молоко, кисломолочные напитки, соки, чай) с булочными или кондитерскими изделиями без крема, допускается выдача творожных или крупяных запеканок и блюд. Ужин может включать рыбные, мясные, овощные и творожные блюда, салаты, винегреты и горячие напитки. На второй ужин рекомендуется выдавать кисломолочные напитки.
В дошкольной образовательной организации, функционирующей в режиме 8 и более часов, примерным меню должно быть предусмотрено ежедневное использование в питании детей: молока, кисломолочных напитков, мяса (или рыбы), картофеля, овощей, фруктов, хлеба, круп, сливочного и растительного масла, сахара, соли. Остальные продукты (творог, сметана, птица, сыр, яйцо, соки и др.) включаются 2 — 3 раза в неделю.
При организации питания детей в дошкольных образовательных организациях, функционирующих в режиме кратковременного пребывания, в примерное меню включаются блюда и продукты с учетом режима работы дошкольной образовательной организации и режима питания детей.
В специализированных дошкольных образовательных организациях и группах для детей с хроническими заболеваниями (сахарный диабет, пищевая аллергия, часто болеющие дети) питание детей должно быть организовано в соответствии с принципами лечебного и профилактического питания детей с соответствующей патологией на основе соответствующих норм питания и меню.
Кратность приема пищи и режим питания детей по отдельным приемам пищи (завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин, второй ужин), определяется временем пребывания детей и режимом работы дошкольной образовательной организации.
При 8-10-часовом пребывании детей, организуется 3-4 разовое питание, при 10,5-12-часовом — 4-5 разовое питание, при 13-24-часовом — 5-6 разовое питание. Между завтраком и обедом возможна организация второго завтрака.
Для обеспечения разнообразного и полноценного питания детей в дошкольных образовательных организациях и дома, родителей информируют об ассортименте питания ребенка, вывешивая ежедневное меню в каждой групповой ячейке. В ежедневном меню указывается наименование блюда и объем порции, а также замены блюд для детей с пищевыми аллергиями и сахарным диабетом.
Перечень продуктов, запрещенных для использования в питании детей.
Для предотвращения возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) в питании детей не допускается использовать следующие пищевые продукты:
-скоропортящиеся продукты, которые нельзя хранить без холодильника (вареные, жареные продукты и блюда домашнего и промышленного приготовления; колбасные изделия; кондитерские изделия с кремом; молочные продукты, в том числе глазированные сырки, рыбные и мясные консервы и пр.);
-пищевые продукты с истекшими сроками годности и признаками недоброкачественности;
-плодоовощная продукция с признаками порчи; большие объемы ягод, фруктов (более 0,5 кг), в том числе арбузы и дыни;
— кремовые кондитерские изделия (пирожные и торты);
— грибы и продукты (кулинарные изделия), из них приготовленные;
— сырокопченые мясные гастрономические изделия и колбасы;
— жареные во фритюре пищевые продукты и изделия (беляши, чебуреки, картофель фри);
— уксус, горчица, хрен, перец острый (красный, черный) и другие острые (жгучие) приправы;
— острые соусы, кетчупы, майонез, закусочные консервы, маринованные овощи и фрукты;
— кофе натуральный; тонизирующие, в том числе энергетические напитки, алкоголь;
— ядро абрикосовой косточки, арахис;
— газированные напитки(лимонад, газированная минеральная вода);
— молочные продукты и мороженое на основе растительных жиров;
-чипсы, кириешки, жареные семечки;
— карамель, в том числе леденцовая;
-сок в крупной таре, упаковке (более 0,5 л);
-кумыс и другие кисломолочные продукты с содержанием этанола (более 0,5%), спиртные напитки, в том числе пиво; табачные изделия; нюхательные смеси;
— продукты, приготовленные в «фастфудах» (гамбургеры, хот-доги, пиццы и пр.);
— первые и вторые блюда из/на основе сухих пищевых концентратов быстрого приготовления.