- Температурный режим в вагонах
- Отопление пассажирских вагонов
- Назначение отопления и виды систем отопления вагонов
- Устройство водяной системы отопления
- Пополнение системы отопления водой и усиление циркуляции воды в системе отопления вагона
- Причины нарушения циркуляции воды в системе отопления вагона и способы их устранения
- Заправка системы отопления водой
- Растопка котла
- Техническая эксплуатация системы отопления пассажирского вагона
- Содержание
- Общие сведения
- Классификация
- Техническое обслуживание систем отопления вагонов
- Особенности обслуживания систем отопления и охлаждения вагонов – ресторанов модели 61-4189.
- Заполнение системы охлаждения производится в следующей последовательности:
- Для удаления воздуха из теплообменника необходимо:
- Эксплуатация водяного отопления
- Особенности технического обслуживания вагонов с электрическим и комбинированным отоплением
- Снятие напряжения и отсоединение отопительной магистрали состава производится в обратном порядке.
Температурный режим в вагонах
Независимо от времени года для поездов предусмотрены санитарные правила, которыми регламентируется показатель температуры воздуха. Это касается поездов «РЖД».
Летом в вагонах температура должна быть в диапазоне 24-26 градусов по Цельсию. Чтобы поддерживать этот диапазон, вагоны нужно оборудовать кондиционерами, а плацкартные вагоны можно оборудовать лишь вентиляцией.
При повышенной температуре пассажиры могут проверять её показатель по термометру, находящемуся в коридоре вагона-купе. В плацкарте этот прибор находится, как правило, над местом, имеющим второй номер.
Если подтвердится показатель температуры, превышающий норму, то у пассажиров есть право требовать перевода в другое место. Что касается проводника, то он обязан выполнять такое требование, если имеются в наличии незанятые места. Кондиционер обязательно должен работать в СВ-вагонах, купе и 1 класса (для поездов «Интерсити»).
Включение кондиционеров должно осуществляться за 30 минут до отправления поезда. Это нужно для того, чтобы в вагоне была комфортная обстановка. Во втором классе, а также в плацкарте должна быть вентиляция. В подобных вагонах необязательно наличие кондиционеров, а максимальную температуру не устанавливают.
Нужно иметь в виду, что открыть можно не все окна, находящиеся в поезде. Выходы (аварийные) имеют окна, находящиеся в 3 и 6 купе. У них остекление является сплошным, и их нельзя открыть.
Зимой температура воздуха в вагонах должна быть +11- +15 градусов.
Отопление нужно включать лишь тогда, когда за окном температура находится ниже +10 градусов. Если этот показатель превышает 16 градусов, то отопление можно не включать. При несоблюдении правил, у пассажиров есть право требовать перевода их на другие места (при наличии).
Как и летом, вентиляция должна быть включена за полчаса до того, как поезд отправится в путь.
Действия при несоблюдении норм:
- Требовать у проводника перевода в другое место.
- Зайти к начальнику поезда и оформить жалобу в письменной форме.
- Обратиться в кол-центр «РЖД» и составить жалобу.
Отключать с целью экономии электричества системы отопления, освещения или вентиляции запрещается!
Отопление пассажирских вагонов
Назначение отопления и виды систем отопления вагонов
Система отопления служит для поддержания внутри вагона нормального температурного режима. Независимо от температуры наружного воздуха, температура внутри вагона должна быть 20±2 О С (при наружной температуре воздуха до -40 О С и скорости движения до 160 км/ч). Кроме того , система отопления должна подогревать воздух, подаваемый вентиляционной установкой, обеспечивать подогрев воды в системе горячего водоснабжения, а вагонах последних лет выпуска обеспечивать обогрев головок водоналивных труб.
Приборы отопления любой системы должны быть безопасны в пожарном отношении, просты в обслуживании и надежны в работе.
В зависимости от способа получения тепла для обогрева вагонов системы отопления подразделяются на:
1. Водяная система отопления в нее входят: котел; трубы; батареи – все заполнено водой. Подогрев воды в котле происходит при помощи сжигания твердого топлива;
2. Комбинированная система отопления в нее входят: котел; трубы; батареи – все заполнено водой. Подогрев воды в котле происходит при помощи сжигания твердого топлива или от электричества. В основание котла вмонтированы электронагревательные элементы – тэны 24 шт;
3. Электрическая система отопления в нее входят электропечи установленные у пола (под сиденьями и вдоль стен) и электрокалориферы установленные в воздуховоде системы вентиляции;
4. Смешанная система отопления в нее входят комбинированная система отопления и электрическая система отопления.
Устройство водяной системы отопления
Водяная система отопления состоит из: Котел имеющий три части: основание (наружная рубашка); средняя часть (огневая камера); дымовытяжная труба. Пространство между наружной рубашкой, огневой камерой и дымовытяжной трубой заполнено водой. В котел вмещается ≈ 355 литров воды. На котле имеется топка с дверцей , внутри которой имеется колосниковая решетка , состоящая из двух половинок.
Расширитель . Котлы бывают совмещенными с расширителем и отдельно от расширителя (соединен с котлом патрубком). От расширителя отходят трубы на малую сторону (коридорная сторона) отопления и на большую сторону отопления (купейная сторона). Трубы проходят между крышей и потолком до противоположного конца вагона, там спускаются, вниз образуя стояки , в верхних точках стояков находятся краны для выпуска воздуха из системы отопления , трубы проходят вдоль боковых стен, у пола, и присоединяются к нижней части котла.
На трубах отопления имеются батареи; краны для слива воды из системы отопления; грязевики-отстойники – предназначены для сбора окалины, ржавчины, мути, которая может быть в трубах; вентили для перекрытия труб отопления — находятся у расширителя и в основании котла. В некоторых вагонах в туалетах установлены радиаторы – дополнительные батареи.
В котельном отделении имеется запасной бак из которого пополняется система отопления водой. На котле установлен ручной насос – предназначенный для пополнения системы отопления водой, а у тех систем, где нет циркуляционного насоса, и для усиления циркуляции воды в системе отопления воды.
Циркуляционный насос установлен на трубах отопления с малой стороны и предназначен для усиления циркуляции воды в системе отопления. У тех систем, где имеются циркуляционные насосы на трубах с большой и малой стороны у основания котла установлены дроссельные заслонки (типа пробкового крана) – предназначенные для перекрытия труб отопления перед включением циркуляционного насоса.
На котлах установлены термометры : ртутные; дистанционные – предназначены для измерения температуры воды в котле. Обычно устанавливается два термометра: один показывает температуру воды в котле; второй температуру в воздуховоде системы вентиляции в зимний период. Имеются гидрометры показывающие уровень воды в котле, устанавливаются на котле.
В туалетах с нерабочей и рабочей стороны имеются краны разбора горячей воды для технических нужд (мытья полов, отогревания труб умывальных чаш, фановых труб унитазов и т.д.).
Пополнение системы отопления водой и усиление циркуляции воды в системе отопления вагона
Для пополнения системы отопления водой необходимо:
1. Проверить, чтобы вентиль под запасным баком был закрыт;
2. Открыть кран на трубе от системы холодного водоснабжения;
3. Открыть вентиль от запасного бака;
4. Открыть вентиль выше ручного насоса;
5. Движением рукоятки ручного насоса пополнить систему отопления водой, до тех пор пока из сигнальной (контрольной) трубы не польется вода;
6. Закрыть кран на трубе от системы холодного водоснабжения;
7. Закрыть вентиль выше ручного насоса;
8. Закрыть вентиль от запасного бака.
Циркуляция воды в системе отопления при помощи ручного насоса:
Малая сторона отопления:
1. Проверить, чтобы вентиль от запасного бака был закрыт;
2. Закрыть вентиль на главной трубе с малой стороны отопления у котла;
3. Открыть вентиль на тонкой трубе (обратке) на малую сторону;
4. Открыть вентиль выше ручного насоса;
5. Открыть кран для выпуска воздуха с малой стороны отопления;
6. При помощи ручного насоса произвести циркуляцию воды по трубам малой стороны отопления, до тех пор пока стояк и трубы не станут горячими, а из крана для выпуска воздуха польется горячая вода.
7. Закрыть кран для выпуска воздуха с малой стороны отопления;
8. Закрыть вентиль выше ручного насоса;
9. Закрыть вентиль на тонкой трубе (обратке) на малую сторону;
10. Открыть вентиль на главной трубе с малой стороны отопления у котла.
Большая сторона отопления при помощи ручного насоса циркулируется так же как и малая сторона отопления, только все краны и вентили с большой стороны отопления.
Циркуляция воды в системе отопления при помощи циркуляционного насоса:
1. Проверить, чтобы были открыты два вентиля циркуляционного насоса;
2. Закрыть дроссельные заслонки;
3. Включить циркуляционный насос;
4. После выключения циркуляционного насоса открыть дроссельные заслонки для естественной циркуляции воды, краны циркуляционного насоса можно оставить открытыми, открыть краны для выпуска воздуха.
В случае неисправности циркуляционного насоса, модно произвести циркуляцию системы отопления ручным насосом:
Малая сторона отопления:
1. Закрыть главный вентиль на главной трубе с большой стороны отопления у котла;
2. Закрыть дроссельные заслонки;
3. Открыть вентиль на тонкой трубе обратки;
4. Открыть вентиль выше ручного насоса;
5. Открыть кран для выпуска воздуха с малой стороны;
6. После циркуляции закрыть кран для выпуска воздуха с малой стороны;
7. Закрыть вентиль выше ручного насоса;
8. Закрыть вентиль на тонкой трубе обратки;
9. Открыть дроссельные заслонки;
10. Открыть главный вентиль на главной трубе с большой стороны отопления у котла.
Причины нарушения циркуляции воды в системе отопления вагона и способы их устранения
1. Воздушные пробки в системе отопления – проциркулировать систему отопления и удалить воздушные пробки;
2. Недостаточно воды в системе отопления – пополнить систему отопления водой;
3. Закрыты или не полностью открыты вентили у расширителя или в котле, на главной трубе отопления – проверить положение вентилей, при необходимости открыть их полностью;
4. Частичное замерзание труб отопления (большая сторона отопления труба в полу тамбура) – необходимо обнаружить замерзшее место трубы, отогреть горячей водой, усилить горение топлива в котле;
5. Засорение труб отопления или основания котла – доложить ЛНП и ПЭМ, сделать запись в журнале ремонта на промывку системы отопления.
Заправка системы отопления водой
При плюсовой температуре:
1. Вентили на главных трубах отопления, у расширителя и котла, должны быть открыты полностью;
2. Открыть краны для выпуска воздуха с большой и малой стороны отопления;
3. Присоединить кран от водоразборной колонки к наливной трубе системы отопления;
4. Заполнить систему отопления водой, до тех пор, пока из кранов для выпуска воздуха и сигнальной трубы расширителя не польется вода – в напор;
5. Необходимо закрыть краны для выпуска воздуха.
При низкой температуре наружного воздуха существуют два способа заправки системы отопления водой:
Первый : вагон ставят в теплое помещение и выдерживают там не менее суток, для того, чтобы нагрелись металлические части и заполняют систему отопления водой как при плюсовой температуре;
Второй: Можно заправить на улице, для этого необходимо :
1. Вентили на главных трубах отопления, у расширителя и котла, перекрыть;
2. Проверить два вентиля на тонкой трубе обратки – закрыты;
3. Вентиль выше ручного насоса – закрыт;
4. Перед началом заправки котла водой, его можно растопить, чтобы нагрелись внутренние стенки котла, и заправить котел и расширитель водой – пока из сигнальной трубы расширителя не польется вода;
5. Необходимо нагреть воду в котле до 90-95 О С, потом заполнить малую сторону отопления водой, для этого:
5.1 Открыть вентили у расширителя и котла;
5.2 Открыть кран для выпуска воздуха с малой стороны;
6. Закрываем кран для выпуска воздуха на малой стороне. Греем воду в котле – прогреваем малую сторону. Потом заполняем большую сторону, для этого:
6.1 Открыть вентиль у расширителя и котла на большую сторону отопления;
6.2 Открыть кран для выпуска воздуха с большой стороны.
Растопка котла
Перед растопкой котла необходимо обратить внимание на:
— то, что система отопления полностью заполнена водой;
— положение вентилей на главных трубах отопления у расширителя и котла – должны быть полностью открыты;
— исправность ручного насоса – работает с нагрузкой;
— отсутствие течи воды из труб отопления;
— наличие топлива (угля) – должно быть в достаточном количестве;
— наличие инвентаря в котельном отделении – ведро, совок, шуровка, пика (лом);
— чистоту и порядок в котельном отделении – не должно быть посторонних предметов: веник, тряпка, бумага, дрова;
— наличие и исправность колосниковых решеток.
НЕ РАСТАПЛИВАТЬ КОТЕЛ ЛЕГКОВОСПЛАМЕНЯЮЩИМИСЯ ЖИДКОСТЯМИ.
Техническая эксплуатация системы отопления пассажирского вагона
В соответствии с техническими условиями на проектирование и постройку пассажирских вагонов температура внутри них должна быть 20± 20 С. А в туалетах – не ниже 160 С при наружной температуре воздуха до — 400С и скорости движения 160 км/час. В летнее время температура воздуха в вагоне должна быть от 22 до 260 С.
Содержание
Общие сведения
Температура воздуха в вагоне в зимнее и переходное время года нормируется для всех типов пассажирских вагонов, а в летнее – только для вагонов, оборудованных установками кондиционирования воздуха.
Работы, связанные с обслуживанием систем водоснабжения и отопления, производятся в специальной одежде.
Для поддержания нормального температурного режима, а также для подогрева воздуха, подаваемого вентиляционной установкой, подогрева воды в системе водоснабжения, обогрева головок водоналивных и сливных труб предназначена система отопления.
Классификация
В зависимости от способа получения тепла для обогрева вагонов системы отопления подразделяются на следующие типы: водяная система с котлом на твердом топливе; электрическая система, состоящая из электропечей, установленных на полу, и электрокалорифера для подогрева воздуха, расположенном в нагнетательном воздуховоде; комбинированная система с подогревом воды в котле сжиганием твердого топлива или электронагревательными элементами; смешанная система, состоящая из водяной и электрической систем; водяная система с подогревом воды паром при следовании поезда по дорогам зарубежных стран ( применялась в вагонах международного сообщения габарита 03-Т РИЦ).
Естественная циркуляция воды в системе отопления происходит непрерывно из-за разности температур в различных ее частях. Предусмотрена также искусственная циркуляция воды с помощью циркулярного насоса, установленного на трубопроводе, подводящем воду к котлу, подача которой включается в тех случаях, когда температура наружного воздуха ниже расчетной или когда необходим ускоренный нагрев воды после отстоя.
1-котел, 2-отопительная калориферная ветвь, 3-напорная труба котла, 4- воздухоотводящие трубы, 5- расширитель, 6,7 – отопительные ветви купейной и коридорной сторон, 8- нагревательные трубы, 9- циркуляционный насос.
При комбинированной (электроугольной) системе отопления (рис.1) вода в котле подогревается расположенными в водяной рубашке высоковольтными нагревательными элементами, а при отсутствии электроэнергии – за счет теплоты сжигаемого твердого топлива – угля).
Питание нагревательных элементов осуществляется по однопроводной поездной линии с номинальным напряжением 3000В постоянного или однофазного переменного тока частотой 50Гц в пути следования от локомотивов, а в пунктах отстоя — от стационарных устройств. Системой водяного отопления с комбинированным котлом оснащены вагоны различных типов. Эта система состоит из котла с расширителем и оптимальных приборов.
Техническое обслуживание систем отопления вагонов
Перед производством работ по техническому обслуживанию арматуры системы отопления производится слив теплоносителя (воды). Если в системе отопления находится ТОСОЛ, то слив его из системы не производится. Слив головки системы отопления расположены в бойлерном отделении и коридоре напротив служебного отделения. Для слива теплоносителя необходимо откинуть кожух, присоединить шланг соответствующего диаметра, снять щиток отопления, отвернув четыре винта, и открыть соответствующие краны.
Отопительный бойлер, расширительный и запасной баки промывают и осматривают. Вышедшие из строя ТЭНы, паронитовые прокладки, дефектные болтовые соединения заменяют новыми. Ослабшие болтовые соединения подтягивают. Трубы отопления снаружи очищают от пыли и грязи, межреберные промежутки оребренных труб промывают. Поврежденные трубы отопления ремонтируют посредством сварки или заменяют неисправные элементы новыми. Все отверстия для трубопроводов в полу и стенах бойлерного отделения должны иметь уплотнения. Исправность ручных и электрических циркуляционных насосов проверяют в рабочем состоянии и устраняют неисправности. Краны и клапаны системы отопления осматривают, проверяют на плотность закрытия и работу без заедания, обнаруженные неисправности также устраняют. При необходимости неисправную арматуру вагона демонтируют, разбирают и ремонтируют. Сальниковые и фланцевые уплотнения, имеющие следы подтеков, заменяют. Неисправные дистанционные термометры, датчики – реле температуры и жидкостные выключатели, расположенные в бойлерном отделении, заменяют новыми.
Перед заполнением системы отопления теплоносителем необходимо убедиться в том, что сливные пробки ручного насоса, соответствующие клапаны и краны закрыты; следует также проверить наличие уплотнительного кольца в заправочной головке. Заправка системы теплоносителем производится через наливную трубу с клапаном через заправочную головку.
Воздух из системы необходимо выпустить через воздушные трубы в расширительный бак, соединенный с запасным баком, и водопробный кран, который необходимо закрыть при появлении теплоносителя.
Во время заполнения необходимо следить за уровнем теплоносителя в системе. После появления теплоносителя из переливной трубы нужно продолжить заправку до заполнения запасного бака на 1/3 объема (метка на водомерном стекле). Затем отключить подачу теплоносителя и закрыть кран.
Особенности обслуживания систем отопления и охлаждения вагонов – ресторанов модели 61-4189.
На вагонах ресторанах модели 61-4189 в качестве теплоносителя используется 50%-ный раствор пропиленгликоля. При поступлении вагона – ресторана на ТО-3 систему отопления и охлаждения осматривают на предмет выявления возможных утечек из трубопроводов теплоносителя. В случае если уровень теплоносителя недостаточный, на пульте управления в служебном отделении загорается лампочка «Низкий уровень гидросистемы». В случае наличия утечек теплоноситель спускают из всей системы или только из участка, подлежащего ремонту. При этом:
- необходимо убедиться в том, что сливные пробки ручного насоса и соответствующие краны закрыты, а также проверить наличие уплотнительного кольца в заправочной горловине;
- заправка системы с теплоносителем производится через наливную трубу с краном через заправочную горловину с использованием рукава с желтыми соединительными головками, расположенного в прилагаемом ЗИП вагоне, находящемся в бойлерном отделении;
- при заправке необходимо один конец рукава с заправочной головкой присоединить к заправочной головке, расположенной в бойлерном отделении над лючком запасного бака на тамбурной стене, а второй конец вывести наружу через открытую тамбурную дверь для подсоединения к наливному шлангу емкости для теплоносителя;
- снять крышку с лючка запасного бака и открыть кран;
- воздух из системы выпускают через воздушные трубы в расширительный бак, соединенный с запасным резервуаром, и водопроводный кран, который закрывают, как только в нем появится теплоноситель;
- во время заполнения необходимо следить за уровнем теплоносителя в системе; после появления теплоносителя из переливной трубы продолжить заправку до заполнения запасного бака на 1/3 объема (метка на водомерном стекле), после чего заправку прекратить, отключив подачу теплоносителя и закрыть кран;
- во избежание выливания теплоносителя на пол бойлерного отделения необходимо отключить второй конец рукава от наливного шланга и только после слива остатка теплоносителя из рукава и наливной трубы в отдельную емкость отсоединить шланг от заправочной горловины. Доставка системы производится ручным насосом из запасного бака.
Пополнение системы отопления теплоносителем из посторонней емкости можно производить через пробку, установленную между ручным насосом и запасным баком.
Заполнение системы охлаждения производится в следующей последовательности:
- заправить систему охлаждения теплоносителем через наливную трубу с краном электронасосом;
- выпускают воздух через воздушные трубы в расширительный бак, соединенный с запасным баком системы охлаждения, и водопробный кран, который закрывают, как только в нем появится теплоноситель.
Для удаления воздуха из теплообменника необходимо:
- закрыть все краны на входе теплообменника;
- включить электронасос системы охлаждения;
- открыть кран у первого теплообменника со стороны тормозного конца вагона на 3*4 мин;
- открыть кран на втором теплообменнике и закрыть кран на первом и так далее для всех десяти теплообменников;
- время прокачки каждого теплообменника 3*4 мин. При этом необходимо следить за уровнем пропиленгликоля в запасном бачке системы охлаждения. При понижении уровня пропиленгликоля ниже риски на смотровом лючке бака необходимо произвести его пополнение.
Во время заполнения необходимо следить за уровнем теплоносителя в системе. После появления теплоносителя из переливной трубы продолжить заполнение запасного бака до риски (150мм от дна бака), после чего заправку прекратить, отключив подачу теплоносителя и закрыть кран.
Дозаправку систему охлаждения выполняют с помощью электронасоса из запасного бака системы охлаждения через фильтр и обратный клапан, который исключает перелив теплоносителя через бак.
Эксплуатация водяного отопления
На стадии подготовки вагона в рейс в отопительный период при наличии в вагоне водяного или комбинированного отопления, проводник обязан проверить состояние котла, положение всех вентилей и дроссельных заслонок, наличие колосников в топке, исправность насосов и измерительных приборов, наличие воды в системе и отсутствие в ней течи, наличие технической документации, а также инвентаря.
Отопление вагонов начинается при температуре наружного воздуха 100 С и ниже. Растопку котла производят бумагой и мелко наколотыми дровами. По мере разгорания дров топку загружают топливом равномерно по колосниковой решетке. При этом дверца топки должна быть закрыта, а дверца зольника открыта. Интенсивность горения топлива регулируют количеством воздуха, подаваемого в топку черех дверцу зольника. Для увеличения тяги и притока воздуха дверцу зольника открывают, а для уменьшения – прикрывают. Рекомендуемая толщина слоя топлива для крупных кусков угля 100-200 мм, для мелких 50-100мм. Для лучшего горения топлива периодически пикой делают проколы топлива и шлака. Нельзя допускать скапливания золы и шлака по периметру колосниковой решетки в месте соприкосновения с кожухом огневой коробки, так как они создают значительное препятствие теплообмену. Во время топки котла нужно поддерживать постоянное горение топлива и необходимую температуру воды в котле. Необходимо систематически контролировать уровень воды в системе отопления по гидрометру или контрольному крану, при необходимости подкачивая воду насосом.
Во избежание парообразования и связанных с этим потерь воды и ухудшения ее циркуляции проводник должен следить по термометру за тем, чтобы температура воды в системе не превышала 900 С. При более высокой температуре крышку зольника следует закрыть.
При низких температурах наружного воздуха ускорение обогрева вагона производят с помощью ручного циркуляционного насоса при температуре воды в котле не ниже 500 С. Перед посадкой пассажиров вагон должен быть прогрет до температуры 18 -200 С.
Если на поверхности топлива образуются темные пятна, постепенно заволакивающие всю поверхность колосниковой решетки, следует проводить чистку котла топки. Рекомендуется чистить топку в три этапа: сгрести весь горячий слой топлива в одну сторону, пикой поднять шлак, после удаления топочных газов выложить его в ведро, золу удалить через отверстия колосниковой решетки в зольник; сдвинуть горячий слой топлива на очищенную поверхность колосниковой решетки и так же произвести чистку второй его части; разровнять горячий слой топлива и загрузить топку свежим углем, золу из зольника выгрести в ведро. Производить чистку топки котла следует быстро, не дожидаясь ее охлаждения.
В пункте формирования и оборота необходимо очистить топку и зольник от золы и шлака и содержать котел в рабочем состоянии. После отопительного сезона в целях сохранности система отопления должна быть заполненной водой. В процессе эксплуатации периодически, но не менее одного раза в сутки и при наполнении системы отопления водой, необходимо выпускать воздух через воздухоспускные краны.
В зимний период при плюсовых температурах наружного воздуха вагоны во всех поездах снабжаются топливом в пунктах формирования и оборота до полной вместимости угольных ящиков.
Особенности технического обслуживания вагонов с электрическим и комбинированным отоплением
В соответствии с правилами Международного союза по пассажирским м багажным вагонам для электрического отопления вагонов могут применяться переменный ток напряжением 1500В частотой 50Гц и постоянный – напряжением 1500 и 3000В. На отечественных дорогах электроотопление работает на напряжении 3000В постоянного или переменного однофазного тока частотой 50Гц. При работе на постоянном токе электроотопление получает питание без преобразования с электровоза через междувагонные электрические высоковольтные соединения и подвагонную магистраль.
При работе на переменном токе напряжением 25 кВ частотой 50Гц переменный ток в главном трансформаторе электровоза преобразуется в переменный напряжением 3000В частотой 50Гц. Для высоковольтного оборудования вагонов род тока значения не имеет.
При передаче электрической энергии для отопления на каждом вагоне устанавливают межвагонные электрические соединения, включающие штепсель, гнездо – розетку и холостой приемник (глухую розетку). Штепсель и розетка служат соединительными элементами высоковольтной поездной магистрали. Отверстие для штепселя в розетке закрыто крышкой, которая запирается блокировочным замком. Открыть крышку и вставить штепсель в гнездо можно только после открытия замка ключом отопления. При открытой крышке ключ из розетки не вынимается. Аналогично с помощью ключа открывают и запирают холостой приемник штепселя.
При разрыве поезда в пути машинист электровоза должен снять напряжение с отопительной магистрали и вместе с поездным электромехаником обеспечить отключение отопительной магистрали от электровоза.
В случае пожара бригада, обслуживающая вагон, и машинист электровоза должны действовать согласно Инструкции по обеспечению пожарной безопасности в вагонах пассажирских поездов и Инструкции по обеспечению пожарной безопасности на локомотивах и моторвагонном подвижном составе.
Сроки отопления состава от электровоза (подключения состава к электровозу) установлены на большей части дорог с 5 сентября по 15 мая.
Проверка комплектности и исправности электрооборудования вагонов и электровозов при подготовке к зимним перевозкам должна заканчиваться на 20 дней до отопительного сезона.
В отопительный период при ТО-1 осматривают заземляющие шунты. Штепсели головного и хвостового вагона вынимают из холостого приемника и осматривают. Механизмы запоров проверяют ключом отопления.
Межвагонные соединения других вагонов проверяют без разъединения. Открывают ящики с электрооборудованием и осматривают электрические аппараты. Проверяют соединения видимых заземляющих шунтов на котлах комбинированного отопления и защитных кожухах электрических печей. Системы электрического или комбинированного отопления проверяют на функционирование аппаратов управления и сигнализации. Приводят измерения сопротивления электроизоляции магистрали каждого вагона, которое должно быть не менее 20Мом, а состава до 24 вагонов – не менее 1,2Мом.
За 1 ч до отправления поезда с технической станции состав подключают для отопления к стационарной установке или электровозу. Во время отопления проверяют работоспособность электроотопления по температурному режиму в вагонах. Температура воздуха в вагонах должна быть 18 — 220 С.
В пунктах обора поездные электромеханики проверяют состояние межвагонного соединения головного вагона, осматривают электрооборудование и проверяют систему электрического или комбинированного отопления на функционирование.
Техническое обслуживание электрооборудования высокого напряжения поездов с оборотом до трех суток производится в пункте формирования через 6 суток.
Электрооборудование отопительных установок вагонов в эксплуатации должно работать только в автоматическом режиме управления.
На каждом пассажирском поезде, сформированном из вагонов с высоковольтным комбинированным или электрическим отоплением, должен быть только один из ключей отопления для проверки устройств.
Запрещается подключать к электровозу на отопление количество вагонов более установленного, указанного на кузове электровоза.
В маршруте машиниста поездной электромеханик указывает фактическое количество отапливаемых вагонов в составе поезда. На подготовленный в рейс состав пассажирского поезда должна быть дана готовность к подаче на него высокого напряжения ответственным работникам за его подготовку. После присоединения отопительной магистрали состава машинист поднимает токоприемник, вставляет отопительный ключ в гнездо на пульте управления и поворачивает его – на передней панели распределительного шкафа загорается сигнальная лампа, указывающая, что состав находится под напряжением 3000В.
Снятие напряжения и отсоединение отопительной магистрали состава производится в обратном порядке.
После подключения состава к электровозу переменного тока машинист должен произвести пуск вспомогательных машин, а затем включить отопление поезда. После подключения отопительной магистрали проводники должны установить переключатель пульта управления на автоматический режим отопления. Перед отсоединением отопительной магистрали от источника электроснабжения необходимо отключить устройства вагонов.
При наличии напряжения в составе поезда запрещается выполнять работы по техническому обслуживанию электрооборудования и запрещается мыть полы при наличии высокого напряжения на электрических печах. Разрешается влажная протирка при включенных печах. На вагонах с комбинированным отоплением разрешается влажная уборка полов, кроме котельного отделения, без отключения электрических цепей комбинированного котла отопления.
На электрифицированных участках пути работникам поездной бригады запрещается влезать на крышу вагона для каких-либо работ. Лестница для подъема на крышу должна быть заперта на ключ и опломбирована.
При срабатывании элементов защиты отопительной системы машинисту разрешается один раз произвести включение. В случае повторного срабатывания защиты последующее включение можно производить после выявления и устранения причины срабатывания.
В случае повреждения отопительной магистрали поезда с комбинированным отоплением, в зависимости от места повреждения, состав или группа вагонов переводятся на угольное отопление, в зависимости от места повреждения, состав или группа вагонов переводится на угольное отопление. Для включения отопления поезда на электровозах в депо приписки электровозов должны быть ремонтные ключи.
На ключе отопления должны быть нанесены код дороги, условный номер депо и порядковый номер ключа. Для учета ключей в депо ведется книга их выдачи и получения. Запрещается лицам, обслуживающим высоковольтное отопление, и локомотивным бригадам иметь и применять другие ключи и приспособления для открывания межвагонных соединений и ящиков с аппаратурой.
Соединяет и разъединяет отопительную магистраль головного вагона и электровоза поездной электромеханик в присутствии машиниста с ключом от электрических цепей управления электровозом. При этом на электровозе должны быть опущены токоприемники. После присоединения отопительной магистрали поезда к электровозу поездной электромеханик передает ключ машинисту; после отсоединения ключ остается у поездного электромеханика.
При количестве вагонов в составе до 20 единиц отопительная магистраль соединяется одним межвагонным соединением, а при большем количестве вагонов в составе –двумя. Все операции по соединению и разъединению головного вагона с электровозом электромеханик должен проводить в резиновых перчатках.
Соединяют и разъединяют отопительную магистраль состава поезда в межпоездном отстое от стационарного пункта отопления работники вагонного депо, допущенные к обслуживанию электрооборудования высокого напряжения, вместе с поездным электромехаником или начальником поезда.
Во время отопления состава поезда от стационарного пункта электроотопления проводники находятся в вагонах.