- РОСПОТРЕБНАДЗОР по РТ
- РОСПОТРЕБНАДЗОР по РТ
- Риск-ориентированный надзор. Пример расчета категории риска для организаций водопроводно-канализационного хозяйства — Актуальная информация
- Риск-ориентированный надзор. Пример расчета категории риска для организаций водопроводно-канализационного хозяйства
- «МР 2.1.4.0143-19. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Методика по оценке повышения качества питьевой воды, подаваемой системами централизованного питьевого водоснабжения. Методические рекомендации» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 27.03.2019) (с изм. от 11.11.2019)
РОСПОТРЕБНАДЗОР по РТ
РОСПОТРЕБНАДЗОР по РТ
Риск-ориентированный надзор. Пример расчета категории риска для организаций водопроводно-канализационного хозяйства — Актуальная информация
Риск-ориентированный надзор. Пример расчета категории риска для организаций водопроводно-канализационного хозяйства
Риск-ориентированный надзор. Пример расчета категории риска для организаций водопроводно-канализационного хозяйства
Категория риска и класс опасности деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей устанавливаются на основании законодательных, нормативно-правовых актов Российской Федерации в соответствии с методиками, утвержденными Роспотребнадзором.
Класс опасности деятельности юридического лица устанавливается (рассчитывается) по Критериям отнесения объектов государственного надзора к категориям риска (далее — Критерии), указанным в приложении к «Положению о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре» в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 года № 806.
Показатель потенциального риска причинения вреда здоровью (R) определяется по формуле: R= G×p,
G – показатель тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, установленных федеральными законами и принимаемыми с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее – обязательные требования);
p – показатель средневзвешенной частоты нарушений на одну проверку (вероятности нарушений обязательных требований) при осуществлении определенного вида деятельности. Согласно приложению №2 к Критериям данный показатель (p) для деятельности в сфере водоподготовки и водоснабжения составляет 4,14.
Показатель «G» определяется по формуле: G= U×M,
U – показатель потенциального вреда для здоровья человека из-за возможного несоблюдения обязательных требований при осуществлении определенного вида деятельности;
М – показатель численности населения, находящегося под воздействием объекта государственного контроля (в млн. чел.).
Согласно приложению №2 к Критериям для деятельности в сфере водоподготовки и водоснабжения показатель потенциального вреда для здоровья человека (U) составляет 0,0367.
Значение показателя «М» определяется для каждого объекта в соответствии с Методическими рекомендациями «Расчет показателей, характеризующих численность населения под воздействием факторов потенциального риска причинения вреда здоровью человека объектами санитарно-эпидемиологического надзора», утвержденными приказом Роспотребнадзора № 1025 от 07.10.2015.
Категории населения, связанные с деятельностью объектов, подлежащих федеральному государственному санитарно-эпидемиологическому надзору, дифференцированных по видам деятельности, указаны в приложении №3 Методических рекомендаций МР 5.1.0116-17 «Классификация деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов по потенциальному риску причинения вреда здоровью человека для организации плановых контрольно-надзорных мероприятий», утвержденных руководителем Роспотребнадзора 11.08.2017.
При расчете показателя «М» для деятельности в сфере водоподготовки и водоснабжения должны учитываться следующие категории населения: работники, потребители услуг и население в зоне воздействия загрязнения атмосферного воздуха.
Если водоснабжение населенного пункта осуществляется из нескольких источников, то потенциальный риск хозяйствующего субъекта суммируется с учетом всех его объектов с одинаковым видом деятельности. Таким образом, потенциальный риск хозяйствующего субъекта зависит от количества объектов с одинаковым видом деятельности.
Приведем пример расчета риска.
Для водоснабжения населенного пункта с численностью населения 10000 человек используется один водозабор «К», который включает в себя 10 объектов (9 скважин и резервуар с насосной станцией). Число рабочих дней в году – 365, работников — 12.
С учетом вышесказанного, показатель «М» рассчитывается исходя из:
1. численности работников (в нашем примере – 12 человек).N1 = 12;
2. численности потребителей услуг, которая рассчитывается по формуле:
где VГОД – количество выполненных услуг в течение года (в нашем примере – 10000); t2 – количество рабочих дней в году (в нашем примере – 365). N= 10000/365 = 27,3972;
Таким образом, показатель (М) численности населения, находящегося под воздействием объектов, составил:
M1 (работники)= N1 /1000000= 12/1000000 = 0,000012 млн. чел.;
M2 (потребители услуг)= N2/1000000= 27,3972/1000000 = 0,0000273972 млн. чел.
Так как водозабор «К» включает в себя 10 объектов с одинаковым видом деятельности, происходит суммация потенциального риска данных объектов. Следует отметить, что 12 работников обслуживают все 10 объектов, таким образом, показатель «работники» (R1) суммироваться не должен.
Числовой показатель потенциального риска причинения вреда здоровью населения (R) в результате деятельности объектов водозабора «К» составил:
R1= G×p= U×M×p= 0,0367 × 4,14 × 0,000012 = 0,000001823;
R2= G×p= U×M×p= (0,0367 × 4,14 × 0,0000273972) × 10 = 0,00004162;
R = R1 + R2 = 0,000001823 + 0,00004162 = 0,000043443, то есть более 1 × 10 -5 .
В соответствии с подпунктом в) пункта 1 Приложения к «Положению о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре» в редакции постановления Правительства РФ от 17 августа 2016 года № 806 объекты государственного надзора с показателем потенциального риска причинения вреда здоровью от 1 × 10 -5 до 1 × 10 -4 относятся к категории значительного риска (3 класс).
В соответствии со статьей 9.3 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» Правительством РФ в «Положении о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре» установлена периодичность проведения плановых проверок в зависимости от отнесения деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности. В нашем примере водозабор «К», деятельность которого отнесена к значительной категории риска, подлежит плановому контролю 1 раз в 3 года.
«МР 2.1.4.0143-19. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Методика по оценке повышения качества питьевой воды, подаваемой системами централизованного питьевого водоснабжения. Методические рекомендации» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 27.03.2019) (с изм. от 11.11.2019)
ГОСУДАРСТВЕННОЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ
Руководитель Федеральной службы
по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека,
Главный государственный санитарный
врач Российской Федерации
27 марта 2019 г.
2.1.4. ПИТЬЕВАЯ ВОДА И ВОДОСНАБЖЕНИЕ НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ
ПО ОЦЕНКЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ, ПОДАВАЕМОЙ
СИСТЕМАМИ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ПИТЬЕВОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ
1. Разработаны: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральное бюджетное учреждение науки «Северо-Западный научный центр гигиены и общественного здоровья» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (д.м.н. С.А. Горбанев, д.м.н. К.Б. Фридман, к.м.н. Г.Б. Еремин, Е.А. Бадаева, Ю.А. Новикова); Федеральное бюджетное учреждение науки «Федеральный научный центр гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (д.м.н. А.В. Тулакин); Федеральное бюджетное учреждение науки «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (д.б.н. И.В. Май); Управление Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу (Н.С. Башкетова).
2. Утверждены Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации А.Ю. Поповой 27 марта 2019 г.
3. Введены впервые с момента утверждения.
I. Общие положения и область применения
1.1. Качественная питьевая вода должна отвечать требованиям, предъявляемым к питьевой воде в естественном состоянии или после водоподготовки, соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям и гигиеническим нормативам по совокупности показателей, характеризующих ее безопасность в эпидемическом и радиационном отношении, безвредность по химическому составу и имеющую благоприятные органолептические свойства.
1.2. Целью настоящей методики является оценка повышения качества питьевой воды, подаваемой централизованными системами питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (далее — система централизованного водоснабжения), с учетом реализации мероприятий федерального проекта «Чистая вода».
1.3. Методика предназначена для органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор за состоянием централизованного питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, а также для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, обеспечивающих эксплуатацию централизованных систем водоснабжения: водоподготовку, транспортировку (подачу) воды абонентам при работе системы централизованного водоснабжения в штатном режиме.
1.4. Объектом оценки является качество питьевой воды систем централизованного водоснабжения и обеспеченность населения качественной питьевой водой.
1.5. Результаты оценки используются для определения эффективности реализации региональных программ и планов мероприятий по управлению качеством питьевой воды систем централизованного водоснабжения, а также как основа для информирования населения и органов власти об уровне обеспеченности населения качественной питьевой водой, проведения контрольно-надзорных мероприятий.
1.6. Для оценки качества питьевой воды, подаваемой населению централизованными системами водоснабжения, и эффективности мероприятий по управлению качеством питьевой воды используются:
а) оценка качества воды на соответствие гигиеническим нормативам;
б) обеспеченность населения качественной питьевой водой по критериям безопасности и безвредности;
в) обеспеченность населения питьевой водой с благоприятными органолептическими свойствами.
II. Нормативные документы
Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 02.02.2006 N 60 «Об утверждении Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 N 10 «О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды»;
Приказ Минздравсоцразвития России от 19.10.2007 N 656 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по исполнению государственной функции по информированию органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и населения о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения».
СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».
III. Оценка качества питьевой воды систем
3.1. Определение соответствия качества воды источников централизованного водоснабжения и питьевой воды требованиям законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения осуществляется органами Роспотребнадзора по результатам исследований проб воды, отобранных в рамках контрольно-надзорных мероприятий, социально-гигиенического мониторинга и производственного контроля.
3.2. Контрольно-надзорные мероприятия за организацией хозяйственно-питьевого водоснабжения осуществляются органами Роспотребнадзора на основе риск-ориентированных подходов и по обращениям граждан в соответствии с требованиями законодательства.
3.3. Социально-гигиенический мониторинг качества воды централизованных систем хозяйственно-питьевого водоснабжения проводится органами и учреждениями Роспотребнадзора в соответствии с нормативно-методическими документами, утвержденными Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
3.4. Производственный контроль качества питьевой воды централизованных систем водоснабжения обеспечивается осуществляющими эксплуатацию системы централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения организациями по рабочей программе, согласованной с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор .
Ст. 25 Федерального закона от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении».
Выбор точек наблюдения, периодичность отбора проб и контролируемые показатели качества воды определяются на основании законодательства Российской Федерации и нормативно-методических документов, утвержденных Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Определение показателей химического состава питьевой воды, подлежащих производственному контролю, проводится для каждой системы водоснабжения на основании результатов оценки химического состава воды источников водоснабжения, а также существующей технологии водоподготовки (и ее изменении) с учетом используемых реагентных методов обработки воды и региональных особенностей.
Количество и периодичность исследований воды устанавливается с учетом численности населения, обеспечиваемого водой из конкретной системы водоснабжения, для соблюдения равномерности получения информации о качестве воды в течение года.
Лабораторный производственный контроль осуществляется в следующих точках:
— перед поступлением в распределительную сеть;
— в точках водоразбора наружной водопроводной сети (уличные водоразборные устройства);
— в тупиковых точках наружной водопроводной сети (уличные водоразборные устройства);
— в точках на возвышенных участках наружной водопроводной сети (уличные водоразборные устройства);
— точках внутренней водопроводной сети.
Проведение лабораторных исследований и испытаний отобранных проб воды в рамках производственного контроля осуществляется юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
3.5. Для оценки качества питьевой воды централизованных систем водоснабжения используются данные лабораторного контроля, полученные при проведении контрольно-надзорных мероприятий, социально-гигиенического мониторинга и производственного контроля.
3.6. Качественной признается питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы водоснабжения, если при установленной частоте контроля в течение года:
— ни в одной пробе не зарегистрировано превышений гигиенических нормативов по микробиологическим (за исключением ОМЧ, ОКБ), паразитологическим, вирусологическим показателям, уровней вмешательства по радиологическим показателям;
— уровни ОМЧ, ОКБ не превышают гигиенические нормативы более чем в 95% проб;
— уровни показателей органолептических, обобщенных показателей, неорганических и органических веществ не превышают гигиенические нормативы более чем на величину ошибки метода определения.
Примечание: На период реализации мероприятий инвестиционных программ, в том числе федерального проекта «Чистая вода», могут быть приняты следующие отклонения, с соответствующим обоснованием, качества питьевой воды :
Указанные величины могут быть установлены по постановлению (решению) Главного государственного санитарного врача по соответствующей территории для конкретной системы водоснабжения на основании оценки санитарно-эпидемиологической обстановки в населенном пункте и применяемой технологии водоподготовки при наличии инвестиционной программы.
— органолептические свойства: запах и привкус 0,3 — 0,1 — 1000 — 7,0 —
Эф — определенная эффективность очистки (%),
C1 — концентрация вещества в исходной воде до обработки воды (мг/л),
C2 — концентрация вещества после обработки воды (мг/л).
3.8. Результаты расчета эффективности мероприятий могут использоваться при разработке и утверждении региональных программ и для оценки улучшения качества питьевой воды систем хозяйственно-питьевого водоснабжения в ходе их реализации.
3.9. Результаты производственного лабораторного контроля, расчет эффективности очистки направляются организациями, осуществляющими водоснабжение, в территориальные органы, уполномоченные на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
IV. Оценка обеспеченности населения качественной
4.1. Для оценки обеспеченности населения качественной питьевой водой органами и учреждениями Роспотребнадзора проводится статистическая обработка результатов органолептических, обобщенных показателей, ОМЧ, ОКБ, неорганических и органических веществ проб питьевой воды, отобранных в течение календарного года.
Из расчета средних уровней показателей исключаются некорректные данные (так называемые «выбросы»).
4.2. Снабжение населения качественной питьевой водой признается при соблюдении условий, указанных в п. 3.6.
4.3. Расчет обеспеченности населения качественной питьевой водой проводится для каждого субъекта Российской Федерации и населенных пунктов на основе анализа результатов качества питьевой воды, подаваемой конкретной системой водоснабжения.
Количество населения, обеспечиваемого конкретной системой централизованного водоснабжения, определяется по данным органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, осуществляющих водоснабжение.
4.4. Расчет целевого показателя «доля населения, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, %» проводится по формуле 2:
N — доля населения, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, %;
A1 — количество населения, снабжаемого качественной водой в соответствии с критериями, определенными в п. 3.6 Методики;
A — общее количество населения, обеспеченного питьевым водоснабжением.
4.5. При оценке обеспеченности населения качественной питьевой водой для обоснования безопасности и безвредности воды может использоваться методология оценки риска здоровью населения.
4.6. Для оценки эффективности мероприятий по повышению качества питьевой воды, подаваемой системами централизованного питьевого водоснабжения, используются показатели оценки качества питьевой воды и эффективности мероприятий в соответствии пп. 3.6 и 3.7 Методики.
4.7. Результативность мероприятий федерального проекта «Чистая вода» оценивается по динамике показателя «доля населения, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, %».
4.8. Результаты расчета обеспеченности населения качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения оформляются в соответствии с рекомендуемой формой отчета, представленной в приложении к настоящим методическим рекомендациям.
Период реализации федерального проекта (год)