Ответственность гарантирующего поставщика водоснабжения

Вправе ли поставщик воды использовать частные объекты водоснабжения

В России сегодня не прецедентное право, однако, часто решения Верховного суда РФ влияют на судебную практику нижестоящих инстанций по аналогичным спорам. Поэтому рассказываем о деле, в котором нашему партнёру МКА «Арбат» удалось спасти поставщика воды от многомиллионного иска за использование объектов системы водоснабжения, принадлежащих частной компании.

Владелец объектов системы водоснабжения требовал у поставщика воды освободить их и возместить убытки

Дело № А41-12232/2018 длилось более двух лет и, прежде чем попасть в Верховный суд РФ, прошло два круга во всех инстанциях. Гарантирующий поставщик воды в Московской области для предоставления услуг водоснабжения использовал объекты, которые находились в частной собственности.

Коммунальная компания обращалась к владельцу, чтобы заключить договор аренды, но он предложил завышенную цену аренды. Договор заключён не был, но компания – поставщик воды продолжила использование сооружений. Тем временем собственник объектов решил сдать их в аренду другой организации. Стороны подписали документы об этом, но владелец так и не смог передать сооружения арендатору, поскольку они находились в пользовании гарантирующего поставщика.

Мы получили комментарий от МКА «Арбат», представлявшего интересы гарантирующего поставщика в ВС РФ: «Собственник заключил договор с ООО “ЖЭК” об аренде всех коммуникаций за астрономическую сумму. В штате этого ООО числился всего один человек, и оно явно не могло осуществлять поставку воды. А если бы гарантирующий поставщик перестал поставлять этот жизненно важный ресурс населению, директора привлекли бы к уголовной ответственности».

Владелец объектов подал в суд иск к поставщику воды с требованием взыскать с компании свыше 17 млн рублей упущенной выгоды: столько бы он получил по договору аренды.

Суды обязали поставщика воды освободить объекты и возместить собственнику убытки

Первая инстанция и апелляция в иске отказали полностью. Суды установили, что арендатор был уведомлен собственником, что на день заключения договора аренды имущество находилось в незаконном пользовании гарантирующего поставщика. Владелец объектов знал, что не может передать второй стороне договора аренды свои объекты, но всё равно заключил договор и не пытался его впоследствии расторгнуть. Такие действия суды квалифицировали как злоупотребление правом.

По мнению суда, собственник сам возложил на себя дополнительные обязательства, подписав договор аренды, в том числе по передаче своего имущества арендатору, и их неисполнение привело к неблагоприятным последствиям для него. Истец не только не пытался расторгнуть договор, но и неоднократно по согласованию со второй стороной вносил изменения в него, передвигая срок передачи имущества, а также увеличивая размер штрафа за просрочку. Суд посчитал, что истец умышленно не предпринимал действий для минимизации возможных убытков и способствовал их наступлению. Иск был отклонён, и решение устояло в апелляционном суде.

Кассационный суд не согласился с такой позицией коллег. Он указал, что суды не учли, что предметом дела являлась упущенная выгода из-за неправомерного поведения ответчика – гарантирующего поставщика воды. Вопрос недобросовестности собственника объектов не имеет значения для рассмотрения настоящего спора. Согласно положениям ст. 15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причинённых ему убытков.

Дело было направлено на новое рассмотрение. На этот раз суды первой инстанции, апелляции и кассации удовлетворили иск собственника полностью, основываясь на следующих доводах:

  1. Незаконное использование имущества истца ответчиком подтверждено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 30.07.2018 по делу № А41-48793/2017.
  2. Гарантирующий поставщик не исполнил решение суда и не вернул объекты владельцу.
  3. Истец лишён возможности на свободную реализацию прав в отношении своего имущества, в том числе путём сдачи его в аренду и получения от этого дохода.

«С ответчика было взыскано более 17 млн рублей. По этой схеме собственнику объектов уже удалось обанкротить прошлого гарантирующего поставщика в городе. По всей видимости, наш клиент был следующим в очереди», – отметили в МКА «Арбат».

ВС РФ: владелец объектов социальной инфраструктуры не вправе свободно ими распоряжаться

Летом 2019 года генеральный директор гарантирующего поставщика воды обратилась в МКА «Арбат» за помощью в разрешении сложившейся ситуации. У юристов оставалась всего одна возможность – подать жалобу в Верховный суд РФ, предложив абсолютно новую схему защиты. Доводы юристов были учтены ВС РФ, который встал на сторону поставщика воды.

ВС РФ указал на то, что при рассмотрении дела нижестоящие суды не учли особого назначения спорного имущества. Объекты предназначены для деятельности по водоснабжению потребителей. Статус таких объектов определён в Федеральном законе от 07.12.2011 № 416-ФЗ.

Спорная недвижимость входит в состав городской централизованной системы водоснабжения и используется ответчиком для предоставления потребителям соответствующих услуг. При этом компания обслуживает объекты и поддерживает их надлежащее техническое состояние и бесперебойную работу.

В силу № 416-ФЗ собственник объектов социальной инфраструктуры не вправе свободно распоряжаться ими путём передачи в аренду третьему лицу, если оно не наделено статусом гарантирующей организации, и не может в таком случае получать доход в виде арендной платы. При этом ответчик не в силах оплачивать аренду спорного имущества по произвольно установленной собственником цене, поскольку ограничен утверждённым в регионе тарифом на коммунальную услугу.

Читайте также:  Конвектор сименс с терморегулятором

ВС РФ указал, что собственник объектов при заключении договора аренды с ООО «ЖЭК» действовал как недобросовестный участник гражданских правоотношений, поскольку ему было известно, что гарантирующий поставщик не может вернуть имущество, так как оно входит в централизованную систему водоснабжения.

При этом ООО «ЖЭК» не имеет статуса гарантирующей организации и не располагает ресурсами для использования специализированного имущества. В компании официально работает один человек. Фактическая передача объектов централизованного водоснабжения ООО «ЖЭК», которое не обладает ресурсами для обеспечения безопасной эксплуатации системы централизованного водоснабжения, может повлечь прекращение водоснабжения.

ВС РФ сделал вывод, что заключённый договор аренды объектов в силу ч. 1 ст. 167 ГК РФ является недействительной сделкой, следовательно, не может быть речи об упущенной выгоде в виде арендной платы. Предыдущие решения судов были отменены, а дело – вновь направлено на пересмотр.

На заметку

«Решение Верховного суда станет отправной точкой в регулировании сферы не только поставки жизненно важного ресурса – воды – потребителям, но и положит конец своего рода рейдерскому захвату коммунальных сетей коммерческими предприятиями без цели их использования, а только лишь с целью наживы.

Отдай гарантирующий поставщик объекты в руки собственника, кто даст гарантию, что на следующий день вентили не были бы закрыты и 30 тысяч человек не остались бы без воды? Или повысь поставщик тарифы за воду для потребителей в 10 раз для безубыточности, как предусматривал арендный договор, чтобы произошло бы и какова была бы реакция на коммунальные платежи со стороны жителей? Вот на что мы обратили внимание суда и были услышаны», – резюмировал руководитель банкротной практики МКА «Арбат» Алексей Симоненко.

Зачем нужен статус гарантирующей организации

#1 Лысый Лысый —>

ст. 2
6) гарантирующая организация — организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления поселения, городского округа, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения;

Почитал 416-ФЗ, не пойму зачем организации, которая владеет подавляющим большинством сетей ТВС в городе, нужен этот статус, только геморроя больше.

Может кто-то видит плюсы.

Просто одну организацию пытаются обязать получить данный статус, просто потому, что ФЗ предусматривает.

#2 JIS JIS —>

#3 Лысый Лысый —>

#4 хисс хисс —>

#5 хисс хисс —>

#6 Pars Pars —>

Нам администрация города принудительно присвоила статус гарантирующей организации по водоснабжению. Мы оспариваем это решение в арбитражном суде. Предусматривает ли ФЗ № 416 ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ наделение этим статусом? ( по сути мы не являемся субъектом естественной монополии, так как рядом проходят сети городской энергетической компании, имеющей наибольшее количество абонентов)

Уважаемые форумчане, если можете, ответьте по-быстрее, у нас 25.12. 13 г. очередное судебное заседание.

#7 Zmeyka Zmeyka —>

#8 Лысый Лысый —>

Нам администрация города принудительно присвоила статус гарантирующей организации по водоснабжению. Мы оспариваем это решение в арбитражном суде. Предусматривает ли ФЗ № 416 ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ наделение этим статусом? ( по сути мы не являемся субъектом естественной монополии, так как рядом проходят сети городской энергетической компании, имеющей наибольшее количество абонентов)

Уважаемые форумчане, если можете, ответьте по-быстрее, у нас 25.12. 13 г. очередное судебное заседание.

#9 Кукарача Кукарача —>

Нам администрация города принудительно присвоила статус гарантирующей организации по водоснабжению. Мы оспариваем это решение в арбитражном суде. Предусматривает ли ФЗ № 416 ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ наделение этим статусом? ( по сути мы не являемся субъектом естественной монополии, так как рядом проходят сети городской энергетической компании, имеющей наибольшее количество абонентов)

Уважаемые форумчане, если можете, ответьте по-быстрее, у нас 25.12. 13 г. очередное судебное заседание.

#10 bullow bullow —>

#11 Троль Троль —>

#12 Маленький Мук Маленький Мук —>

Имеем ли мы право на такой шаг.

каким образом Вы без своих сетей будете оказывать услуги по транспортировке воды до частника?

#13 marrusenka marrusenka —>

Добрый день! помогите пожалуйста! в связи с тем, что мы присоединились к РФ возникло масса вопросов, о которых в Украине даже и не задумывались. один из них такой: у нас в собственности есть сети водоснабжения, канализации и электроснабжения. мы их обслуживаем и соотвественно транспортируем коммунальные ресурсы, но фактически нам ничего за это не платят. я так понимаю нам необходимо установить тариф на транспортировку ресурсов, которые мы будем покупать у ресурсоснабжающей организации. а какой статус тогда нашей компании, если мы будем покупать у ресурсоснабжающей организации и продавать управляющей? помогите разобраться )

#14 Маленький Мук Маленький Мук —>

а какой статус тогда нашей компании, если мы будем покупать у ресурсоснабжающей организации и продавать управляющей?

купили ресурс — собственность

продаем данную собственность по своему усмотрению т.е. Вы стали ресурсоснабжающей организацией потому как данный ресурс Ваш по праву. Еслив бы Вы его не покупали, а просто перегоняли по своим сетям, то были бы транспортной/транзитной компанией и получали деньги за транзит.

#15 Лысый Лысый —>

Добрый день! помогите пожалуйста! в связи с тем, что мы присоединились к РФ возникло масса вопросов, о которых в Украине даже и не задумывались. один из них такой: у нас в собственности есть сети водоснабжения, канализации и электроснабжения. мы их обслуживаем и соотвественно транспортируем коммунальные ресурсы, но фактически нам ничего за это не платят. я так понимаю нам необходимо установить тариф на транспортировку ресурсов, которые мы будем покупать у ресурсоснабжающей организации. а какой статус тогда нашей компании, если мы будем покупать у ресурсоснабжающей организации и продавать управляющей? помогите разобраться )

Читайте также:  Схема водоснабжения бани с теплообменником

Не совсем так. Вам нужен тариф на транспортировку и гарантирующие компании Вам будут платить за транспортировку энергоресурсов по Вашим сетям, т.к. это их обязанность обеспечить поставку ресурсов конечным абонентам. Ваш статус энергосетевая компания.

Конечно Вы вправе покупать ресурс и потом его перепродавать, но в таком случае у Вас будет статус энергоснабжающей организации и совсем другой тариф, соответственно больше ответственности и пр. гемора, нежели чем у энергосетевой организации.

Ответственность гарантирующего поставщика водоснабжения

С проблемами применения нового законодательства, регулирующего вопросы водоснабжения и водоотведения, сталкиваются не только абоненты, но и, зачастую, организации ВКХ. В соответствии с положениями Федерального закона № 416-ФЗ [1] в случае, когда отдельные объекты централизованной системы водоотведения (далее – ЦСВ) принадлежат разным организациям, последние обязаны обеспечить водоотведение абонентов путем заключения договоров как с присоединенными к ним абонентами, так и между собой. При этом положения данного Федерального закона влекут проблемы и риски для организаций ВКХ, не являющихся гарантирующими организациями.

Согласно общим положениям Федерального закона № 416-ФЗ [1] ЦСВ является комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения, т.е. для приема, транспортировки и очистки сточных вод.

Сточные воды ЦСВ – это сточные воды, принимаемые от абонентов в ЦСВ, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод.

В свою очередь, организациями, осуществляющими водоотведение (далее – организации ВКХ), признаются юридические лица, осуществляющие эксплуатацию ЦСВ, отдельных объектов таких систем.

Т.е. на одной ЦСВ может находиться несколько организаций ВКХ, осуществляющих эксплуатацию отдельных компонентов ЦСВ (в т.ч. канализационной сети, очистных сооружений).

Ранее Правилами № 167 [2] было предусмотрено наличие таких субъектов, как субабоненты – ими признавались лица, которые не были присоединены непосредственно к сетям организации ВКХ, а сбрасывали сточные воды в канализацию через сети абонентов организаций ВКХ.

В настоящее время такого понятия как «субабонент» не предусмотрено, бывшие субабоненты стали абонентами, а место выпуска их сточных вод в канализационные сети стало местом выпуска в ЦСВ.

Фактически из Федерального закона № 416-ФЗ [1] следует, что если абонент организации ВКХ позволяет сторонней организации подключиться к своим канализационным сетям – такой абонент сам становится организацией ВКХ для вновь подключившейся организации.

Следует отметить, что правовое положение организаций ВКХ, эксплуатирующих отдельные объекты ЦСВ, не является одинаковым, поскольку одна из них признается гарантирующей организацией.

Гарантирующей организацией признается организация ВКХ, определенная решением органа местного самоуправления поселения, городского округа, которая обязана заключить договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к ЦСВ.

При этом гарантирующая организация в целях обеспечения бесперебойного водоотведения сточных вод абонентов заключает договоры со всеми остальными организациями ВКХ, эксплуатирующими отдельные компоненты ЦСВ.

Таким образом, при наличии гарантирующей организации остальные организации ВКХ не заключают договоры ни с абонентами, ни между собой – все договоры заключаются только с гарантирующей организацией (рис.1)

Оплата услуг организаций ВКХ, эксплуатирующих отдельные объекты ЦСВ, осуществляется гарантирующей организацией по тарифам, определяемым согласно положениям главы 6 Федерального закона № 416-ФЗ [1] и принятых во исполнение нее подзаконных нормативных правовых актов.

Эксплуатация ЦСВ может осуществляться также в отсутствие гарантирующей организации – либо при использовании ливневых ЦСВ, для которых гарантирующая организация не определяется, либо в случае, когда гарантирующая организация еще не определена – тогда договорные отношения выстраиваются по цепочке – абонент заключает договор водоотведения с организацией ВКХ, к которой он подключен, данная организация ВКХ заключает договор на оказание услуг по обеспечению водоотведения (в том числе, по транспортировке, очистке сточных вод) со следующей организацией ВКХ и т.д. Таким образом, каждый абонент заключает договор водоотведения с той организацией ВКХ, к которой он непосредственно присоединен, а не с одной единственной организацией ВКХ (гарантирующей организацией) (рис.2).

Принципиальным вопросом, характерным для обеих вышеприведенных ситуаций, является то, что организация ВКХ, передающая принятые от абонентов сточные воды другой организации ВКХ и (или) осуществляющая их очистку, не является по отношению к данной организации ВКХ абонентом, а только транспортировщиком сточных вод и (или) организацией, осуществляющей очистку сточных вод, т.к. абонентами являются лица, объекты которых подключены к ЦСВ (ч.5 ст.7 Федерального закона № 416-ФЗ [1]).

Следовательно, транспортировщик сточных вод от иных абонентов по принадлежащим ему канализационным сетям ЦСВ сам будет являться абонентом, только если сбрасывает сточные воды через собственный выпуск в данную канализационную сеть и только в отношении своих сточных вод.

Федеральным законом № 416-ФЗ [1] предусмотрены различные виды договоров, заключаемых между организациями ВКХ: по транспортировке сточных вод, по очистке сточных вод, по обращению с осадком сточных вод и иные виды, перечень которых открыт, при этом специальные требования установлены Федеральным законом № 416-ФЗ [1] в статье 17 только к договору по транспортировке сточных вод. Иные виды договоров заключаются исключительно в соответствии с гражданским законодательством.

При этом, как следует из ч.1 ст.17 данного Федерального закона [1], по договору по транспортировке сточных вод организация, эксплуатирующая канализационные сети, обязуется осуществлять транспортировку сточных вод в соответствии с режимом приема (отведения) сточных вод от точки приема сточных вод до точки отведения сточных вод, расположенных на границе эксплуатационной ответственности организации, а гарантирующая организация (иная организация ВКХ) обязуется принимать сточные воды и оплачивать услуги по транспортировке сточных вод.

Читайте также:  Трубы для водяного теплого пола без стяжки

Содержание указанной нормы таково, что в соответствии с ней могут быть заключены договоры по транспортировке сточных вод только в тех случаях, когда гарантирующая организация (иная организация ВКХ) принимает от транспортировщика сточные воды абонентов (рис.3).

Если же транспортировщик принимает от гарантирующей организации сточные воды абонентов для транспортировки по принадлежащим ей сетям, то такая транспортировка предметом договора, предусмотренного в ст.17 Федерального закона № 416-ФЗ [1], не охватывается, поскольку гарантирующая организация не является принимающей сточные воды стороной (рис.4).

Кроме того, в отсутствие гарантирующей организации договор водоотведения абонент заключает непосредственно с организацией ВКХ-транспортировщиком, к сетям которой абонент присоединен, соответственно, оплата услуг транспортировщика осуществляется самим абонентом в составе платы за водоотведение в целом.

В свою очередь, такой транспортировщик, далее заключая договор с последующей организацией ВКХ, принимающей сточные воды, оплачивает ее услуги за счет средств, полученных от абонента (рис.5).

Однако по смыслу Федерального закона № 416-ФЗ [1] организация ВКХ, не являющаяся гарантирующей организацией, заключает договор по транспортировке сточных вод с транспортировщиком и оплачивает его услуги по тарифу (рис.6).

В данной ситуации не понятно, как и зачем может быть заключен договор по транспортировке сточных вод в том виде, который предусмотрен в ч.1 ст.17 Федерального закона № 416-ФЗ [1], согласно которому принимающая сточные воды от транспортировщика организация ВКХ обязана оплатить (за счет каких средств?) услуги транспортировщика. При этом услуги транспортировщика фактически оплачиваются дважды – за счет абонента и за счет организации ВКХ, принимающей сточные воды абонента.

Однако самым проблемным вопросом в ситуации, когда эксплуатацию объектов ЦСВ осуществляют несколько организаций ВКХ, является обеспечение интересов организации ВКХ, являющейся непосредственным водопользователем, обязанной соблюдать природоохранные требования, в том числе условия НДС, лимитов на сбросы, и сбрасывающей все сточные воды ЦСВ через принадлежащей ей выпуск.

Вплоть до 01 января 2015 года, когда вступят в силу положения о том, что отдельные абоненты, осуществляющие отведение в ЦСВ более 200 м3 сточных вод среднесуточно, обязаны осуществлять сброс в соответствии с установленными НДС либо лимитами на сбросы, вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, возмещать вред водному объекту при несоблюдении НДС или лимитов на сбросы в части сброса своих сточных вод через ЦСВ, организация ВКХ-водопользователь несет все риски, связанные с несоблюдением требований природоохранного законодательства, включая выплату административных штрафов, повышенной платы за негативное воздействие на окружающую среду, возмещение вреда водным объектам. После 01 января 2015 г. вышеуказанные абоненты данные риски будут нести самостоятельно, в части сброса собственных сточных вод.

Организация ВКХ наделяется статусом гарантирующей организации, если к канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций ВКХ (ч.2 ст.12 Федерального закона № 416-ФЗ [1]).

В случае, когда организация ВКХ-водопользователь определена как гарантирующая организация, заключающая договоры водоотведения с каждым из абонентов ЦСВ, независимо от того, сколько между данными абонентами и водопользователем организаций ВКХ-посредников, гарантирующая организация может защитить свои интересы, в том числе, приостановив, ограничив или прекратив водоотведение от конкретного абонента, не соблюдающего установленные требования к водоотведению, или предпринять иные меры, предусмотренные договором водоотведения и действующим законодательством для правоотношений «организация ВКХ – абонент» (рис.7).

Когда гарантирующая организация принимает сточные воды от всех или большинства абонентов и передает их для очистки и сброса организации ВКХ-водопользователю, у последней правоотношений «организация ВКХ – абонент» не возникает.

Соответственно, все нормы Федерального закона № 416-ФЗ [1] и принятых в его исполнение подзаконных актов, определяющих возможности по контролю за абонентом со стороны организации ВКХ, применения мер воздействия в случае несоблюдения абонентом установленных требований вплоть до приостановления, ограничения либо прекращения водоотведения, в данном случае не применимы (рис.8).

Кроме того, применение в данном случае организацией ВКХ-водопользователем мер по приостановлению, ограничению либо прекращению водоотведения неизбежно затронет интересы всех абонентов, чьи сточные воды передаются гарантирующей организацией, а также повлечет несоблюдение принципа охраны здоровья населения и улучшения качества его жизни путем обеспечения бесперебойного и качественного водоотведения, заложенного в Федеральном законе № 416-ФЗ [1].

В данной ситуации обеспечить соблюдение интересов организации ВКХ-водопользователя возможно только в рамках заключаемого между гарантирующей организацией (или иной организацией ВКХ, принимающей сточные воды от абонентов) и организацией ВКХ-водопользователем договора.

Соответственно перед юристами встает непростая задача в грамотном составлении такого договора, максимально обеспечивающем интересы организации-водопользователя.

В такой договор должны быть включены условия, направленные на соблюдение требований к качеству сточных вод, поступающих от абонентов к организации ВКХ-водопользователю, в том числе, предотвращение рисков, связанных с несоблюдением установленных такой организации ВКХ НДС/лимитов на сбросы. Плата, перечисляемая организации ВКХ-водопользователю по договору, должна компенсировать расходы и финансовые риски последней, связанные с приемом сточных вод абонентов для отведения в водный объект.

При этом условия, включаемые в договор между организацией ВКХ-водопользователем и организацией ВКХ, принимающей сточные воды абонентов в ЦСВ, не должны содержать более жестких требований, чем требования, предъявляемые в соответствии с действующим законодательством непосредственно к абонентам.

1. Федеральный закон от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 411-ФЗ).

2. Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, утвержденные постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. № 167.

Оцените статью