- Квартиры в МКД, фактически перешедшие «на индивидуальное отопление», но не узаконившие это в ОМСУ, все равно обязаны платить за центральное отопление
- Кто ответственный за отопление в квартирах?
- Состояние системы централизованного отопления. Где и чья зона ответственности
- В какой последовательности и куда обращаться, если не работает нормально отопление в доме
- Какие факторы оказывают влияние на температуру в вашей квартире в отопительный сезон
Квартиры в МКД, фактически перешедшие «на индивидуальное отопление», но не узаконившие это в ОМСУ, все равно обязаны платить за центральное отопление
vladek / Depositphotos.com |
Переоборудование жилого помещения в МКД путем перехода на индивидуальную систему теплоснабжения без соответствующего разрешения уполномоченных органов не может порождать правовых последствий в виде освобождения собственника помещения от обязанности по оплате услуг теплоснабжения (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 26 января 2021 г. № Ф06-69976/20).
На это указали суды, пересматривая – по указанию СКЭС ВС РФ – дело об оспаривании предписания жилнадзора: в нем требовалось провести перерасчет оплаты за коммунальную услугу отопления «с учетом всей жилой и нежилой площади».
Проблема образовалась вот из чего – более 20 квартир в доме перешли (фактически) на индивидуальную систему отопления, получали тепло от внутриквартирного газового оборудования, а не от общедомовых отопительных систем. При этом на ОСС было принято решение – «при определении размера платы за отопление в общей отапливаемой площади не учитывать площадь этих, индивидуально отапливаемых, квартир». Поэтому все такие квартиры получали платежку за ЖКУ без строки «отопление», с чем орган ГЖН мириться не стал.
С предписанием о пересчете платы УК не согласилась и оспорила его в суде, причем поначалу – успешно. Суды первых двух инстанций признали предписание незаконным, потому что:
- механизм расчета платы за отопление опирается на решение ОСС, которое не оспорено и не признано недействительным,
- изложенные в оспариваемом предписании требования (мероприятия) не являются конкретными, в связи с чем предписание не может быть признано исполнимым.
Суд округа, напротив, согласился с доводами органа ГЖН и признал предписание законным, потому что закон не разрешает переходить квартире в МКД с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления, а согласно п. 40 Правил предоставления комуслуг плата за услугу по отоплению вносится потребителем этой услуги совокупно без разделения на плату за «внутриквартирное» и «общедомовое» потребление указанной услуги. Следовательно, владельцы индивидуально отапливаемых квартир должны были уплатить и за тепло на общедомовые нужды (обогрев коридоров, общие потери и т.п.), и за то тепло, которое «причиталось» на их внутриквартирное отопление согласно формулам из Правил предоставления комуслуг.
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
Этот судебный акт был вынесен 24 декабря 2018 г, а накануне (20 декабря) революционное решение по вопросу уплаты за тепло «отколовшимися» квартирами было принято Конституционным Судом РФ: согласно его постановлению № 46-П, если квартира легально перешла на индивидуальное отопление, то ее владелец должен оплачивать только «общедомовую» часть услуги по отоплению, а остальное – нет.
С учетом данной позиции КС РФ тройка судей ВС РФ возвратила дело на пересмотр. И хотя первая инстанция вновь признала предписание неисполнимым, вторая и третья поддержали требование о пересчете платы (но не для всех квартир), причем указали на детали такого пересчета:
- все «спорные» квартиры с индивидуальным отоплением должны будут уплатить за потребление тепловой энергии в целях содержания общего имущества МКД, то есть «общедомовую» часть платежа за отопление;
- а что касается платы за центральное отопление внутри спорных квартир, то такую должны оплатить все те квартиры, которые не доказали легальность своего переоборудования,
- при этом Жилищный кодекс РСФСР (действовал до 1 марта 2005 г.) позволял подобное переоборудование с разрешения местных исполкомов, а полномочия исполкомов перешли к местным администрациям еще в 1993 году;
- поэтому все квартиры, в которых переоборудование было осуществлено до марта 2005 года, и которые легализовали это переоборудование в местной администрации, в том числе после 2005 года, – от оплаты централизованного отопления в части внутриквартирного потребления освобождаются (отметим, что арбитражный суд принял и иные доказательства легализации, в том числе, решения судов общей юрисдикции о сохранении квартир в переоборудованном состоянии),
- а все те квартиры, в которых установка индивидуальных газовых котлов была проведена позднее 1 марта 2005 года, не смогли представить суду разрешительные документы, – в частности, в актах приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы в составе приемочной комиссии не было представителей ОМСУ, а иногда даже и Ростехнадзора, а у иных не было и таких актов;
- и раз эти квартиры с «нелегальными» газовыми котлами не смогли представить надлежащие доказательства перехода на индивидуальную систему теплоснабжения с соблюдением установленного порядка переустройства систем внутриквартирного отопления, то они должны оплатить услугу теплоснабжения как непосредственно самих квартир, так и платы за потребление тепловой энергии в «общедомовых» целях,
- ибо незаконный переход на индивидуальную систему теплоснабжения в МКД не может порождать правовых последствий в виде освобождения собственника помещения от обязанности по оплате услуг теплоснабжения.
Кто ответственный за отопление в квартирах?
Нам всем хорошо знакома ситуация, когда в собственной квартире с наступлением холодов, мы вынуждены доставать дополнительные одеяла, теплую одежду и использовать для обогрева электрические обогреватели. Причина такой ситуации банальна – отвратительное качество отопления жилых помещений. В ряде ситуаций такое положение вещей является временным, выпадая на межсезонье. Однако порой качество отопления в многоквартирных домах в течение всей зимы оставляет желать лучшего. Кто же ответственен за отопление в наших квартирах? Где искать крайнего и что делать? Постараемся ответить на эти и другие, сопутствующие проблеме вопросы.
Состояние системы централизованного отопления. Где и чья зона ответственности
Начнем с официальных документов «Правила и нормы технической эксплуатации объектов жилищного фонда», раздел II гласят – обязанности по содержанию систем коммуникаций в жилых объектах возлагаются на Управляющую компанию. В сферу ее задач и в зону ответственности входит обеспечение нормальной эксплуатации систем отопления жилых объектов, системы канализации и водоснабжения. Данная норма утверждена Постановлением Госстроя РФ №170 от 27 сентября 2003 года. Поэтому, если ваш дом обслуживает Управляющая компания, все вопросы по поводу нормальной работы отопления к ней.
Организация, на балансе которой находится ваш дом, отвечает за соблюдение нормального температурного режима в помещениях, которые охватывает система централизованного отопления. В компетенции управляющей компании так же находится и контроль над температурой теплоносителя на выходе (обратка).
Сюда так же относится контроль над технической стороной вопроса. Оценка состояния инженерных сетей, проведение плановых регламентных работ и осмотров с целью выявления технического несоответствия общего имущества установленным нормативам – все это и еще многое другое входит в круг обязанностей управляющей компании.
Важно! По результатам осмотра составляются акты, в которых должны быть внесены зафиксированные технические недочеты, указаны даты и способы устранения неисправностей. На основании Актов осмотра собрание собственников жилья в многоквартирном доме может принимать решение о несоответствии отдельных элементов тепловых сетей установленным СНиПам и требовать устранения дефектов. Акты являются официальными документ документами, которые потом можно использовать в различных инстанциях.
Осмотр системы централизованного отопления осуществляется специалистом, в обязанности которого входит устранение обнаруженных неисправностей в работе отопления, а также предотвращение случаев перерасхода тепла жилого объекта. Такой осмотр проводится, как правило, раз в год. По результатам осмотра выполняются соответствующие ремонтные работы, вносятся коррективы в подготовку жилого дома к следующему отопительному сезону.
Оценивая выше сказанное, причем закрепленное на нормативном уровне, видно, кто отвечающий за состояние тепловых сетей в жилом доме и в чью компетенцию входит организация нормальной работы отопительной системы непосредственно в доме. Таким образом, вся ответственность за надлежащее состояние общего имущества перед вами и жильцами других квартир вашего дома возложена на управляющую компанию или ЖЭК, с которым у вас очень теплые и непростые взаимоотношения.
По привычке, когда не работает система отопления, мы пеняем на энергетическую компанию, которая обеспечивает поставку тепла в жилые дома. Мало кто из нас задумывается, что компания-поставщик несет ответственность за температуру теплоносителя, которая должна соответствовать установленным нормативам, за нормальное рабочее давление в магистрали. Ответственность коммунальщиков распространяется на функциональность магистральных сетей до того места, где подключен ваш дом. Дальше за тепло в вашем доме отвечает уже управляющая компания или ЖЭК.
Возможны варианты, когда температура теплоносителя не достаточна для нормального обогрева жилых помещений, наблюдаются перебои с включением централизованного отопления в установленные сроки. В этих случаях ответственность ложится целиком на энергетическую компанию, осуществляющую поставку тепла в ваши квартиры.
В какой последовательности и куда обращаться, если не работает нормально отопление в доме
Кто отвечает за плохое отопление в квартире в первую очередь, мы уже разобрались и установили. Однако каковы последующие наши шаги, если жалоба не возымела должного эффекта и вы продолжаете страдать от недостаточного тепла в квартире, ваш комфорт нарушен и изменений в лучшую сторону не предвидится. Алгоритм следующий:
- узнайте контактные телефоны аварийных диспетчерских служб департамента жилищно-коммунального хозяйства района, города и звоните при необходимости;
- обращайтесь с жалобой в местный орган государственной жилищной инспекции;
- предъявите претензию местной теплоэнергетической компании;
- подайте заявление в местный орган Федеральной службы по защите прав потребителя (Роспотребнадзор);
- звоните в местные, районные и городские органы власти;
- обратитесь с заявлением в местный орган Антимонопольной службы, которая контролирует деятельность энергетических компаний и водоканала;
- используйте средства массовой информации для огласки существующей проблемы;
- подайте иск в суд на управляющую компанию, на ЖЭК и теплоэнергетическую компанию ввиду ограничения прав распоряжаться своей собственностью.
Все перечисленные инстанции, так или иначе, отреагируют на ваше обращение. Другой вопрос, насколько это поможет вам решить проблему и в какой способ. Жаловаться лучше последовательно во все инстанции в предложенном выше порядке, по факту выявленного нарушения. Лучше, когда ваша жалоба будет коллективной. В противном случае ваше обращение может попасть под жернова бюрократической машины и затеряться. Все перечисленные организации и органы власти несут ответственность за нормальное функционирование систем жизнеобеспечения в городе, а проблемы с отоплением относятся к разряду первоочередных, особенно в холодное время года.
Отвечать придется всем. Кому перед телекамерами журналистов, кому в суде, а кому на более высоком уровне за нарушения норм температурного режима в жилых зданиях.
Важно! Ваша жалоба может дать больший эффект, если к ней в придачу прикрепить письменное требование о перерасчете платы за содержание и ремонт жилых помещений, а так же за предоставление услуг по отоплению в неполном объеме. Такие действия регулируются соответствующей нормой. Смотрите Постановление Правительства РФ №491 от 13.08.2006 г.
Контроль за соблюдением положенных санитарных норм и правил в квартире ввиду плохой работы отопления, возложен также на обслуживающую компанию. Зафиксированные значительные нарушения температурного режима в жилых помещениях, — это четкий сигнал для ответственной организации устранить выявленные недостатки.
Какие факторы оказывают влияние на температуру в вашей квартире в отопительный сезон
С ответственностью за техническое состояние тепловых сетей в многоквартирном доме мы разобрались. Что касается температуры в отопительный сезон, которая должна быть в квартире, то здесь присутствует ряд факторов, которые ответственность за функциональность возлагают на вас. Что происходит в вашей квартире, какая температура в доме вас устраивает — забота ваша. Никто не может вмешиваться в ваши домашние дела, если это не противоречит установленным нормативам и положениям.
Нередко встречаются ситуации, когда батареи в квартире раскалены докрасна, а в жилых комнатах стоит собачий холод. Или наоборот, начался отопительный сезон, у соседей все работает нормально, а ваши батареи еле теплые. Значит, вы такие нерадивые хозяева и ваша квартира оказалась не готова к наступлению холодов.
На заметку: Элементарные меры по повышению теплоэффективности жилых помещений позволят повысить температуру в квартире на 2-3 0 С. Уплотнение оконных проемов, заделка щелей между панелями, утепление входных дверей, продувка радиаторов отопления — шаги, которые можно сделать самостоятельно.
За качество и техническое состояние батарей в вашей квартире отвечает как управляющая компания, ЖЭК, так и вы. Своевременный осмотр состояния радиаторов в доме позволит устранить воздушные пробки в системе, прочистить батареи. В случае ненадлежащего технического состояния батарей, важно вовремя произвести их замену. Если с батареями вы можете разобраться самостоятельно при поддержке специалистов управляющей компании или ЖЭКа, то устранить другие причины плохого обогрева в доме, проблема не ваша. Работой коммуникаций в доме, функциональностью запорной арматуры занимается ЖЭК, представители управляющей компании.
Для примера. Выяснить, соответствует ли рабочее давление в отопительной системе необходимой величине можно только с участием специалистов и при наличии соответствующего оборудования.
Следует учитывать — любые масштабные объекты, а отопительные системы к ним тоже относятся, не могут быть до конца совершенны. Климатические, технологические, человеческие факторы всегда могут внести коррективу в работу отопительной системы многоквартирного дома. Ошибки могут быть допущены еще на стадии проектирования системы и в процессе строительства жилого дома. Элементарный пример. Использование во время прокладки внутридомовых коммуникаций труб меньшего диаметра, становится одной из основных причин недостаточного теплоснабжения жилых объектов.
Качество системы отопления определит инженер-теплотехник, который может нанести вам визит в ответ на жалобу. Соответствующие замеры, проведенные специалистом, означают одно — управляющая компания пытается выполнять возложенные на нее обязательства. Другое дело, будут ли предприняты в дальнейшем соответствующие действия со стороны ЖЭКа или управляющей компании на устранение недостатков в работе отопительной системы.
Отсутствие реакции на ваши жалобы в управляющую компанию, ставит вас перед выбором. Продолжать бороться за свои права или искать другие, альтернативные источники обогрева в доме. Необоснованные расходы, которые вы будете нести, не получая взамен положенных килокалорий тепла, могут заставить вас более радикально подойти к решению возникшей проблемы. Отказ от централизованного отопления и переход на индивидуальное позволит навсегда забыть о дискомфорте в доме и склоках с разнообразными инстанциями.