проект «УАЗБУКА»: Буханка
Установка печки НАМИ
Продолжаем, совместно с Магазин4х4, усовершенствовать автомобиль УАЗ-2206 .
Еще зимой мы приобрели отопитель повышенной мощности в Лаборатории микроклимата «НАМИ».
На сегодняшний день это самый лучший отопитель для УАЗ Буханки, который встает вместо штатной печки без существенных переделок.
Обзор отопителя НАМИ на УАЗ Буханку был опубликован ранее.
Лаборатория микроклимата НАМИ давно разрабатывает системы отопления и вентиляции для автомобилей. При лаборатории есть небольшое производство, где отопители изготавливаются мелкими партиями. Заказать печь НАМИ можно по телефону указанному на сайте. Поскольку производство мелкосерийное, то скорее всего выполнение заказа придется ждать какое то время.
Почему надо менять отопитель? Для этого есть несколько причин:
Во первых новый отопитель более производительный: 8кВт вместо 4кВт у штатного
Во вторых, максимальный расход воздуха через отопитель в три раза выше 450м3 в час вместо 150
В третьих у нового отопителя есть салонный фильтр
В четвертых уровень шума у нового отопителя значительно ниже чем у штатного
И последнее, у новой печки есть режим рециркуляции салонного воздуха.
Поэтому смело меняем!
Вначале штудируем немногословную инструкцию:
Приступаем к работе.
Снимаем старую печку.
Но предварительно сливаем антифриз из печки. Для этого откручиваем пробку на самой нижней точке кронштейна крепления подводящих шлангов к печке.
Сливаем остальную ОЖ (Охлаждающую Жидкость) из системы охлаждения.
На тех радиаторах которые поставляются сейчас (2015-2016гг) отдельного крана для слива уже нет, и ОЖ сливаем отсоединяя нижний патрубок радиатора.
Штатный отопитель крепится при помощи 4-х болтов М6 (ключ на 10)
В одиночку открутить болты крепления печки задача нелегкая. Завод с маниакальным упорством экономит на закладных гайках. Придется одну сторону держать, а с другой откручивать.
Поэтому либо делаем с помощником, либо надо как то зафиксировать болт от проворачивания.
Открутили болты крепления
Снимаем кнопки на дополнительной панели и саму панельку тоже убираем.
Иначе она будет мешаться при манипуляциях с печкой
Отключаем разъем питания от отопителя. Снимаем дополнительное сопротивление, оно нам уже не пригодиться.
Отсоединяем патрубки ОЖ и вытаскиваем старый отопитель.
Для интереса взвесили сколько он весит. Получилось 5.85кг.
Теперь демонтируем устройство управления воздухозаборником.
Заслонку тоже снимаем.
Несмотря на тотальный антикор на ней уже образовалась ржавчина
Старый отопитель, вместе с системой управления заслонкой весят 8,2кг
Первоначально хотели заменить и салонный отопитель на более компактный и малошумный. Однако, потом, глобальную модернизацию отложили и салонный отопитель вернули на место.
Зато теперь знаем, что он весит 5.65кг
Вся отопительная система Буханки
Новый отопитель НАМИ весит 7,65кг
Поскольку корпус пластиковый, то весь основной вес приходится на радиатор и мотор.
На новой печке уплотнитель сделан из поролона. Весьма недолговечный продукт, да к тому же моментом набирает воду.
Решили заменить его на более технологичный пенополиуретан, который в изобилии остался от старой шумоизоляции.
Удаляем старый уплотнитель
На основе его вырезаем новый и приклеиваем.
При первой примерке показалось, что одного слоя недостаточно. Был наклеен второй слой уплотнителя.
Однако при финишной подгонке выяснилось, что такой толстый уплотнитель не нужен достаточно и одного слоя.
Очень странно, что для отопителя в Буханку не предусмотрено дренажное отверстие для слива попавшей воды. Ведь вода будет по любому попадать в печку. А если нет дренажного отверстия, то вода будет оставаться в передней полости, пропитает фильтр и будет долго и мучительно высыхать, при этом орошая ароматами салон автомобиля.
Проконсультировавшись с производителем печки решили сделать дренаж самостоятельно. Для этого есть даже незадействованные отверстия в корпусе отопителя.
Отверстие которое находится справа (около салонного фильтра) мы заглушили. Для этого использовали простой автомобильный герметик.
Левое отверстие используем для дренажа. Его диаметр позволяет пропустить через него трубку от омывателя ветрового стекла.
Устанавливаем новый отопитель на место.
Если дренаж не делать, то надо вначале установить лючок воздухозаборника. Его проще прикручивать при снятой печке.
Но мы не ищем легких путей 🙂
Размечаем и просверливаем отверстие в кузове для дренажной трубки.
Прикручиваем отопитель на штатное место.
Отрезаем трубку небольшого размера. Один конец ее развальцовываем, чтобы получилось широкое основание в виде воронки. Сделать это можно при помощи предварительно нагретого металлического стержня диаметром бОльшим чем диаметр трубки.
Вокруг отверстия наносим герметик. Устанавливаем трубку воронкой вверх и промазываем стык еще раз герметиком.С обратной стороны так же фиксируем на герметик.
Когда он полимеризуется, то соединение станет достаточно прочным и герметичным.
Что же делать с воздухозаборником? Ведь систему управления им мы демонтировали.
Оказывается воздухозаборник надо жесто закрепить на две алюминиевые пластины входящие в комплект с печкой.
Делать это при уже установленной печки неудобно, но возможно.
Установить нужно так, чтобы между лючком воздухозаборника и краями кузова, по периметру, образовалась щель примерно в сантиметр. Через эту щель и будет поступать воздух в салон.
Сильно компромиссное решение!
Теперь мы лишаемся такого счастья как поступление забортного воздуха самотеком. Придется всегда включать мотор отопителя.
Если будут силы, то надо переделать лючок воздухозаборника. Например как это сделал Логин Питерский
Настал черед переложить магистрали подвода ОЖ к отопителям.
Дело в том, что Буханка спроектирована как армейский автомобиль, и все блага достаются отцам-командирам, которые греются в салоне автомобиля. Поэтому первым делом ОЖ с двигателя поступает на отопитель салона, и уже потом, по остаточному принципу приходит на отопитель кабины.
Схема системы охлаждения двигателя и отопления кузова из инструкции по эксплуатации, где 1 — это выход с блока двигателя, 3 — салонная печка, 14 — отопитель кабины, 18 — сливная пробка отопителя, 17 — помпа двигателя.
Нам же в первую очередь надо позаботится о комфорте (если такое слово применимо в Буханке) водителя и штурмана.
Поэтому, по инструкции, перекладываем шланги.
Вначале с двигателя ведем шланг на нижний патрубок переднего отопителя. В него же устанавливаем кран печки, который перекрывает поток жидкости. Кран используем штатный. Его предварительно демонтируем. (интересно, почему заводские конструктора вынесли кран отопителя наружу? Туда где он больше всего подвержен внешним воздействиям.)
В салоне ему будет тепло и уютно 🙂
Заодно, можно всегда проконтролировать работоспособность крана не выходя на улицу.
При установке краника учитывайте положение будущих рычагов управлении: рычажок влево — кран должен быть открытым.
Верхний патрубок, выводящий ОЖ из отопителя кабины, соединяем с нижним патрубком салонного отопителя.
Поскольку это получается одна из верхних точек в магистрали, то для устранения воздуха в системе ставим краник выпуска воздуха.
Такой же краник ставим на выходе из салонного отопителя (вторая самая высокая точка)
Кран имеет название «Тройник системы охлаждения выпускной«, код — 3310-8120380, производства ГАЗ. Стоит 125р (цена 2016 года)
Верхний патрубок от салонной печки соединяем со входом помпы двигателя
Переходим к электрике.
Массу (черный провод) подсоединяем к любой металлической части кузова автомобиля. Мы закрепили ее под торпедой.
Плюсовой провод укладываем в гофрированную оболочку и тянем на левую сторону автомобиля где находится колодка с предохранителями.
В колодке 4 предохранителя. Четвертый находится постоянно под напряжением. Первые три управляются с замка зажигания.
Поскольку у нас на отопителе уже есть свой предохранитель, то подсоединяем провод к любому из трех первых выводов в колодке, но ДО штатного предохранителя. (т.е. сверху)
Включаем зажигание, проверяем работоспособность мотора отопителя. Если все нормально, то переходим к завершающей стадии: установке панели.
Но вначале надо подсоединить тягу управления краном печки к самому крану.
Подсоединяем, убеждаемся, что в положении рычаг слева кран открыт, справа — кран закрыт. (в противном случае надо перевернуть кран)
Примеряем панель. И думаем как лучше всего расположить три дополнительные кнопки которые раньше были на месте панели.
Чтобы не городить огород, мы вырезали подходящие отверстия в новой панели печки.
Совет: если будете повторять нашу версию, то делайте отверстия под кнопки чуть ниже, иначе кнопки могут упираться в мотор отопителя.
Сверлим два отверстия снизу торпеды и два отверстия в тоннеле пола для крепления панели отопителя.
Подсоединяем блок управления тягами отопителя к панели, прикручиваем на нержавеющие саморезы саму панель.
Осталось закрепить реостат управления мотором отопителя, одеть пластиковые накладки на рычажки и вставить кнопки.
Процесс замены отопителя завершен.
Проверяем правильность подсоединения патрубков, работоспособность мотора отопителя, ход открытия/закрытия крана отопителя.
Заливаем охлаждающую жидкость в систему, стравливаем воздух, и наслаждаемся работой новой печки у которой производительность в два раза выше и есть возможность рециркуляции воздуха.
Тюнинг штатного отопителя УАЗ
Многие владельцы отечественного внедорожника жалуются на недостаточную производительность родной системы обогрева, что связано с целым комплексом конструкторских недоработок. В частности, отмечается слишком малый диаметр воздуховодов, не позволяющий обеспечивать нормальный приток нагретого воздуха.
Имеются проблемы и в конструкции блока управления температурой обдувающего салон воздуха: здесь вместо классического краника используется смесительная заслонка, которая перекрывает антифриз далеко не так эффективно и часто выходит из строя.
Наконец, нельзя не отметить, что в старых УАЗах используется вазовская торпеда от восьмёрки, объём салона которой не в пример меньше, а основные узлы системы обогрева оказались просто не рассчитанными на обогрев втрое большего пространства (если говорить о «буханке»).
Кроме того, аэродинамику «кирпича» никак нельзя назвать идеальной, поэтому в сильные морозы этот фактор вносит ощутимые правки в скорость остужения салона.
В последних модификациях «Патриота» проблема решена за счёт установки дополнительной печки, обогревающей заднюю часть внедорожника, но всё равно многие автовладельцы уже после непродолжительной эксплуатации решаются на такой кардинальный шаг, как замена штатной печки.
Какую печку выбрать
Это один из основополагающих вопросов при выполнении такого тюнинга. Дело в том, что на УАЗе вполне достаточно места для выполнения множества различных манипуляций, так что, например, если понравившаяся печка от иномарки на УАЗ не встаёт из-за несовпадения размеров или способов подключения патрубков, проблему в целом можно решить. На других автомобилях подобных возможностей на порядок меньше в силу высокой компактности расположения узлов и агрегатов как в моторном отсеке, так и под торпедой.
Дополнительная печка УАЗ 469
Поскольку отечественный автопром ориентирован, прежде всего, на продукцию Волжского автозавода, не удивительно, что многие пытаются приспособить отопитель от ВАЗ. Но здесь имеются свои нюансы. Печка от классики здесь явно не годится, печка от Нивы Шевроле, демонстрирующая неплохие эксплуатационные характеристики, неприемлема из-за различия между углами выхода штуцеров патрубков – на них практически невозможно надеть шланги. Так что наиболее реальный способ установки печки на УАЗ от ВАЗ – использование отопителя «Калины», хотя и в этом случае потребуется немалое количество переделок.
Печка от Волги на УАЗ тоже не станет, но многие автовладельцы устанавливают волговскую крыльчатку вместо родной вместе с дополнительным моторчиком, и уверяют, что в салоне – настоящие тропики. Так это или нет, такой вариант модернизации системы отопления можно назвать половинчатым, и он удовлетворит далеко не всех.
То же самое можно сказать об установке печка КАМАЗ на УАЗ – слишком много переделок, но многие модернизируют штатный отопитель, заменяя родные улитки от передней печки на камазовские. В этом случае при минимуме работы получается довольно неплохой выхлоп, по крайней мере, жалобы на запотевание лобового стекла остаются в прошлом.
Один из самых экзотических вариантов – установка печки ЗАЗ на УАЗ. Находятся умельцы, для которых автономный отопитель – идеальный вариант по многим причинам (особенно он обожаем любителями ночной рыбалки). Разумеется, переделок здесь потребуется масса, и недостатков не в пример больше, от банального расхода бензина до слишком громкой работы. Но главная проблема – это ненадёжность конструкции, особенно в случае самостоятельной установки. Да и технически грамотных автомобилистов, способных на выполнение такого тюнинга, насчитывается ничтожное количество.
Основная масса ищет печки, которыми можно заменить штатную с минимальными доработками. В этом отношении у печки НАМИ 4 практически нет конкурентов.
Доработка штатного отопителя УАЗ 469
Установка печки НАМИ-4 на УАЗ
Существует несколько способов улучшить микроклимат в салоне УАЗ: одни решаются на тюнинг лючка воздухозаборника, другие просто устанавливают на родной воздухозаборник пластмассовую ноздрю. Но основная масса идёт по пути кардинального решения проблемы: установкой более эффективного и производительного отопителя.
Таковым и является печка НАМИ-4, которая требует при установке на УАЗ минимального количества переделок по сравнению со всеми другими устройствами. Правда, стоит это удовольствие недёшево – от 10 тысяч рублей, но если вы привыкли ездить в комфортных условиях, подобные расходы вас не испугают.
В комплект входят:
- собственно отопитель, вместе с уже установленным краником и тросиками управления режимами работы речки;
- гофрированный патрубок;
- пластиковая накладка, устанавливаемая снизу торпеды;
- расходные материалы (металлические пластины, саморезы);
- инструкция по монтажу отопителя.
Желательно перед началом работ проверить работоспособность краника и его герметичность, работает ли электромоторчик вентилятора, насколько хорошо открываются/закрываются заслонки теплообменника.
Необходимо также убедиться, что лопасти крыльчатки не цепляют за корпус – если да, то во избежание раздражающего свиста необходимо подточить кончики лопастей с помощью надфиля.
Электродвигатель печки автомобилей УАЗ
Алгоритм монтажа отопителя НАМИ-4 на УАЗ:
- первая операция при демонтаже печки любого автомобиля – слив ОЖ. В УАЗ для этого необходимо демонтировать защиту радиатора охлаждения, открутив три болтика на 10;
- поскольку не всегда имеется возможность установить под радиатор ёмкость необходимого объёма, желательно надеть на краник шланг подходящего диаметра – так вы минимизируете потери антифриза. Пространственное расположение краника нельзя назвать удобным – тяга, с помощью которой он открывается, сильно выступает и может пережать наш сливной шланг, поэтому убеждаемся, что здесь никаких проблем не возникнет;
- откручиваем заливную пробку радиатора, крышку расширительного бачка и открываем сливной кран. Дожидаемся, пока ОЖ не стечёт;
- ослабляем хомуты на патрубках, присоединённых к радиатору отопителя, снимаем их (если прикипели, придётся повозиться);
- чтобы небольшое количество оставшегося в шлангах тосола не пролилось, подставляет тару соответствующих размеров;
- демонтируем расширительный бачок в сборе с трубкой (здесь тоже будет некоторое количество ОЖ);
- самое время поменять старые, ржавые хомуты на новые;
- отсоединяем минусовую клемму АКБ;
- ту же операцию повторяем в отношении колодки с проводами, идущими к отопителю, отсоединяем также провод массы печки, крепящийся болтом к корпусу устройства;
- откручиваем гайки, удерживающие корпус печки в проушине (не обязательно до конца);
- отведя кронштейн в сторону, аккуратно вынимаем теплообменник;
- устанавливаем на штатное место пучку НАМИ-4, закрепляем двумя боковыми болтами, предварительно убедившись, что теплообменник сел на посадочное место плотно, без зазоров. Следим, чтобы под печку ничего не попало (например, провод антенны), затягиваем две гайки по бокам;
- теперь можно надеть патрубки, надёжно затянув хомуты;
- закрываем краник слива ОЖ и одновременно открываем печной краник;
- заливаем в систему антифриз (если он сильно загрязнён, крайне желательно его не использовать, иначе новая печка быстро покроется начальным слоем накипи);
- убеждаемся, что течь охлаждающей жидкости отсутствует;
- в обратной последовательности устанавливаем торпеду;
- проверяем новую печку в работе.
Как правило, запотевание стёкол исчезает сразу после прогрева силового агрегата. В силу несколько изменённой конструкции печки (с учётом недостатков штатного отопителя) при выключенном вентиляторе набегающий поток воздуха уменьшился (из-за наличия пластиковой крышки, где и происходит агрегация влаги), однако этот недостаток с лихвой компенсируется уже на первой скорости вращения вентилятора, который работает гораздо тише родного.
Зато теперь одинаково комфортно будет себя чувствовать не только передний пассажир, но и водитель, к тому же появилась возможность более тонко управлять потоками тёплого воздуха зимой и прохладного — летом.
Надеемся, что приведенной информации будет достаточно, чтобы принять правильное решение, какую печку поставить на УАЗ 3303 вместо не внушающей оптимизма родной.