- Постановление Правительства РФ от 21 августа 2001 г. N 609 «О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов» (с изменениями и дополнениями)
- С изменениями и дополнениями от:
- Информация об изменениях:
- Перекрестное субсидирование по услуге водоснабжения
- Перекрестное субсидирование по услуге водоснабжения
Постановление Правительства РФ от 21 августа 2001 г. N 609 «О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов» (с изменениями и дополнениями)
Постановление Правительства РФ от 21 августа 2001 г. N 609
«О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов»
С изменениями и дополнениями от:
В соответствии с Концепцией реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, одобренной Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 г. N 425, и в целях создания условий для стабилизации промышленного производства, стимулирования экономии ресурсов Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Отменить с 1 января 2004 г. практику установления различных по величине тарифов на услуги по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов в зависимости от групп потребителей.
2. Государственному комитету Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу:
а) разработать и утвердить методические рекомендации по установлению тарифов на услуги по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов, имея в виду необходимость обеспечения возмещения затрат на предоставление указанных услуг и развитие объектов коммунальной инженерной инфраструктуры;
б) обеспечить координацию деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по проведению тарифной политики, предусматривающей ликвидацию перекрестного субсидирования потребителей на указанные услуги.
3. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в пределах их полномочий:
а) в 2002-2003 годах принять меры по поэтапному сближению тарифов по категориям потребителей на услуги по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов и довести в 2003 году тарифы на указанные услуги для всех потребителей до уровня, обеспечивающего возмещение затрат на их предоставление и развитие объектов коммунальной инженерной инфраструктуры;
б) обеспечить адресную социальную помощь малообеспеченным слоям населения для оплаты коммунальных услуг.
4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления:
Информация об изменениях:
б) устанавливать тарифы на услуги, указанные в пункте 1 настоящего постановления, на основании подтвержденных экспертизой экономически обоснованных затрат на предоставление этих услуг и с учетом методических рекомендаций, указанных в подпункте «а» пункта 2 настоящего постановления;
в) отказаться от практики установления для отдельных категорий потребителей льгот по оплате услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов;
г) привести свои нормативные акты по вопросам регулирования тарифов на указанные услуги в соответствие с настоящим постановлением.
Председатель Правительства
Российской Федерации
21 августа 2001 г.
С 1 января 2004 г. отменяется установление различных по величине тарифов на услуги по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов в зависимости от групп потребителей. До этого срока Госстрою РФ поручается разработать и утвердить методические рекомендации по установлению тарифов на эти услуги, обеспечивающие возмещение затрат на предоставление указанных услуг и развитие объектов коммунальной инженерной инфраструктуры. Установленные для отдельных категорий потребителей льготы по оплате услуг будут отменены. Однако в отношении малообеспеченных слоев населения будет оказываться адресная социальная помощь для оплаты коммунальных услуг.
Постановление Правительства РФ от 21 августа 2001 г. N 609 «О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов»
Текст постановления опубликован в «Российской газете» от 5 сентября 2001 г., N 172, в Собрании законодательства Российской Федерации от 3 сентября 2001 г., N 36, ст. 3568
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 306
Перекрестное субсидирование по услуге водоснабжения
Постановление Правительства РФ
от 21 августа 2001 г. N 609
«О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов»
В соответствии с Концепцией реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, одобренной Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 г. N 425, и в целях создания условий для стабилизации промышленного производства, стимулирования экономии ресурсов Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Отменить с 1 января 2004 г. практику установления различных по величине тарифов на услуги по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов в зависимости от групп потребителей.
2. Государственному комитету Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу:
а) разработать и утвердить методические рекомендации по установлению тарифов на услуги по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов, имея в виду необходимость обеспечения возмещения затрат на предоставление указанных услуг и развитие объектов коммунальной инженерной инфраструктуры;
б) обеспечить координацию деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по проведению тарифной политики, предусматривающей ликвидацию перекрестного субсидирования потребителей на указанные услуги.
3. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в пределах их полномочий:
а) в 2002-2003 годах принять меры по поэтапному сближению тарифов по категориям потребителей на услуги по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов и довести в 2003 году тарифы на указанные услуги для всех потребителей до уровня, обеспечивающего возмещение затрат на их предоставление и развитие объектов коммунальной инженерной инфраструктуры;
б) обеспечить адресную социальную помощь малообеспеченным слоям населения для оплаты коммунальных услуг.
4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления:
а) устанавливать нормативы потребления коммунальных услуг для населения в соответствии с Методическими рекомендациями по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 1999 г. N 192 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 8, ст.1039; 2000, N 13, ст.1371);
б) устанавливать тарифы на услуги, указанные в пункте 1 настоящего постановления, на основании подтвержденных экспертизой экономически обоснованных затрат на предоставление этих услуг и с учетом методических рекомендаций, указанных в подпункте «а» пункта 2 настоящего постановления;
в) отказаться от практики установления для отдельных категорий потребителей льгот по оплате услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов;
г) привести свои нормативные акты по вопросам регулирования тарифов на указанные услуги в соответствие с настоящим постановлением.
Перекрестное субсидирование по услуге водоснабжения
Настоящим предлагается рассмотреть и обсудить статью Ольги Кракашовой о перекрестном субсидировании в ЖКХ. Любые предложения форумчан, о том как бороться с этим методом монополий по извлечению сверхприбылей будут восприняты с благодарностью.
«В обсуждении моего предыдущего поста выяснилось, что виды перекрестного субсидирования в ЖКХ для большинства населения – тайна за семью печатями. Потому приведу здесь выдержки из своей статьи «Перекрестное субсидирование в жилищно-коммунальном комплексе России», опубликованной в журнале «Финансы и бизнес» №1 за 2010 год.
Перекрестное субсидирование характерно для существующей в жилищно-коммунальном комплексе (ЖКК) системы ценообразования и тарифного регулирования организаций коммунального комплекса (ОКК) – локальных монополистов. Оно имеет место, когда для некоторых потребителей устанавливаются цены выше уровня предельных издержек с той целью, чтобы для других потребителей можно было установить цены ниже предельных издержек. Так, по-мнению Познера «…Перекрестное субсидирование возможно в условиях монополии, так как «обложенные данью» потребители не могут перейти к альтернативному поставщику с более низкими ценами…» [Богданов А.Б. Перекрестное субсидирование в энергетике России // Персональный сайт Богданова Александра Борисовича.
Целью перекрестного субсидирования в ЖКК является соблюдение баланса интересов ОКК, органов государственной власти, местного самоуправления и потребителей – обеспечение максимизации прибыли или, по крайней мере, снижение убытков ОКК, создание условий для их устойчивого функционирования в краткосрочном и развитие в долгосрочном периодах при удержании тарифов на коммунальные услуги для населения на доступном уровне. Достижение эффекта перекрестного субсидирования обеспечивается, в том числе, за счет субаддитивности издержек многопродуктовых предприятий. Актуальность исследования данного явления обусловлена сложностью и неоднозначностью его влияния на состояние бюджетов каждого из субъектов экономических отношений в ЖКК, уровень и качество жизни населения, дифференциацию населения по доходам и экономику страны в целом.
В результате анализа публикаций, посвященных ценообразованию, тарифному регулированию и перекрестному субсидированию в ЖКК можно выделить несколько видов перекрестного субсидирования, присутствующих как в явной, так и скрытой форме:
1. Субсидирование промышленными потребителями населения, бюджетных организаций и сельскохозяйственных предприятий;
2. Субсидирование городским населением сельского;
3. Субсидирование работниками бюджетной сферы других категорий потребителей;
«…Для большей части рынка труда характерно наличие явных диспропорций между общественной ценностью результата труда и его денежной оценкой… недооценка фактора труда и недооценка социальных услуг – явления взаимосвязанные. Только занижение цен на жилищные, медицинские, образовательные, транспортные услуги обеспечивало их доступность для большинства населения».
С другой стороны, единственной возможностью удержания низких тарифов на коммунальные услуги при соблюдении финансовых интересов ОКК является прямое бюджетное дотирование поставщиков коммунальных ресурсов, направляемое на покрытие разницы между установленными тарифами для населения и их экономически обоснованными величинами. При этом ввиду ограниченности доходов, а, следовательно, и расходов бюджета, выделение средств на дотации ОКК подразумевают меньшие зарплаты работникам бюджетной сферы. В качестве компенсации относительно низких заработных плат последним можно воспринимать более низкие тарифы на услуги ОКК. Однако тарифы на коммунальные услуги устанавливаются для всех категорий населения, а, следовательно, остальные также получают выгоду, но без потерь в доходах.
4. Субсидирование плательщиками за ЖКУ неплательщиков;
Данный тип перекрестного субсидирования включает две составляющие: явную (заключая договор с ТСЖ, ЖСК или ЖК, ОКК выставляет счет за весь объем потребленных им коммунальных ресурсов и, в случае возникновения задолженности, применяет санкции также ко всем его членам) и скрытую (осуществляется через механизм включения задолженностей предыдущих периодов в действующий тариф).
Так при выставлении счетов на оплату коммунальных услуг учитываются не только показания индивидуальных приборов учета их потребления, но и показания общедомовых приборов учета, установленных на вводе в каждый дом. При этом разница между показаниями коллективных приборов учета и суммой показаний индивидуальных приборов учета, распределяется между всеми квартирами пропорционально объемам потребления данных ресурсов, количеству жильцов или общей площади квартиры. Примечательно, что в этом случае между всеми жильцами распределяется не только плата за то количество коммунальных ресурсов, которое затрачивается на содержание общего имущества, но и на добросовестных плательщиков переносится бремя оплаты за ресурсы, расхищаемые «недобропорядочными соседями». Учет просроченной задолженности в настоящих тарифах представляет собой попытку вернуть деньги посредством перекладывания обязательств по ее оплате на добросовестных плательщиков. Ситуация осложняется тем, что в данной форме неявного перекрестного субсидирования заложен катализатор роста задолженности (долги неплательщиков растут как за счет повышения тарифов, так и за счет увеличения числа потребителей, оказавшихся неспособными оплачивать коммунальные услуги по новым ценам). Кроме того, необходимо отметить, что включение задолженности предыдущих периодов в действующий тариф следует рассматривать как попытку двойного учета (ранее эти долги уже были учтены в тарифах предыдущих периодов).
5. Межтерриториальное субсидирование в границах муниципального образования;
В частности, в электроэнергетике – это субсидирование далеких деревень, элитных коттеджей, зон отдыха, расположенных от источника энергоснабжения на расстоянии 15-30 км. Аналогична ситуация и с теплоснабжением элитных коттеджных поселков http://www.exergy.narod.ru/stok_ru.htm.
6. Субсидирование надежности (бесперебойности) оказания коммунальных услуг;
Требования к качеству ЖКУ строго прописаны в соответствующих нормативных документах (ГОСТы, СНиПы, СанПиН), согласно которым должны быть обеспечены заданные параметры напряжения (для электроснабжения), давления и температуры (для тепло-, водо- и газоснабжения) в коммунальных сетях, а в отношении водоснабжения и требуемые микробиологические характеристики воды. В противном случае, услуга становится непригодной к потреблению. Кроме того, одним из основных требований, характеризующих качество оказания коммунальных услуг, является предоставление бесперебойного доступа потребителя к коммунальным ресурсам.
Очевидно, что для обеспечения перечисленных требований, вырабатываться и находиться в сетях должно значительно больше ресурсов, чем будет потреблено, особенно, учитывая то обстоятельство, что в процессе транспортировки часть коммунальных ресурсов будет утрачена (нормативные потери коммунальных ресурсов учитываются в тарифах).
7. Субсидирование потребителями, оплачивающими коммунальные услуги по нормативам потребления, потребителей, установивших индивидуальные приборы учета;
8. Субсидирование между потребителями разных ОКК, оказывающих одноименные коммунальные услуги в рамках одного муниципального образования;
Данный вид перекрестного субсидирования возникает в том случае, когда в границах одного муниципального образования (для электро- и газоснабжения – региона) одноименные коммунальные услуги оказывают несколько ОКК, отличающиеся применяемой технологией (различные способы очитки питьевой воды и сточных вод, КПД котлоагрегатов, типы и виды топлива, способ прокладки и диаметр труб, мощность распределительных электрических сетей и т.д.), уровнем износа сетей и сооружений, КПД и т.п. Средние издержки таких организаций, а, следовательно, и экономически обоснованные тарифы на оказываемые ими коммунальные услуги, могут различаться весьма существенно. Желая нивелировать этот разброс, а иногда и скрыть неудовлетворительное состояние коммунальной инфраструктуры, органы местного самоуправления устанавливают так называемый средневзвешенный тариф для всех потребителей на территории муниципального образования, руководствуясь ложным пониманием социальной справедливости. Использование средневзвешенных тарифов на коммунальные услуги неизбежно приводит к тому, что часть потребителей существенно переплачивает.
9. Субсидирование между потребителями коммунальных услуг различного качества;
10. Межзональное субсидирование;
Стоимость оказания коммунальных услуг существенно варьируется не только в зависимости от времени года (температуры воздуха), но и от времени суток. В часы пиковых нагрузок себестоимость коммунальных услуг (электроснабжения, горячего и холодного водоснабжения, газоснабжения) может существенно увеличиваться за счет необходимости подключения дополнительных мощностей (резервных электрических и насосов подстанций, объемов и видов топлива и т.д.). При этом потребление коммунального ресурса осуществляется различными группами потребителей неравномерно по времени, но оплачивается по единому тарифу.
11. Субсидирование потребителей одних услуг многопродуктовой ОКК за счет потребителей других;
Наиболее ярким примером данного вида субсидирования является субсидирование потребителей электрической энергии, за счет потребителей тепловой энергии от ТЭЦ, подробно описанный в http://www.exergy.narod.ru/stok_ru.htm.
12. Субсидирование потребителями коммунальных услуг будущих абонентов ОКК;
Данный вид перекрестного субсидирования возникает при включении в цену коммунальной услуги надбавки к тарифу на коммунальную услугу, направляемую на финансирование «расходов на мероприятия инвестиционной программы, связанные с увеличением мощности и (или) пропускной способности соответствующей системы коммунальной инфраструктуры» [Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса: постановление Правительства РФ от 14.07.2008г. № 520, ст.39].
13. Субсидирование малочисленными домохозяйствами многочисленных.
Данный вид перекрестного субсидирования возникает, прежде всего, при установлении тарифа на оплату услуг по содержанию и ремонту жилья в зависимости от величины общей площади квартиры. Это обусловлено структурой себестоимости, а, следовательно, и тарифа на содержание и ремонт жилищного фонда, включающего затраты на:
• ремонт конструктивных элементов жилых зданий (фундаменты и подвальные помещения, стены, перекрытия, крыши, оконные и дверные заполнения, перегородки, лестницы, балконы, крыльца, полы и др.);
• ремонт и обслуживание внутридомового инженерного оборудования (систем водоснабжения (включая горячее), теплоснабжения, электроснабжения, канализации, вентиляции и другого инженерного оборудования жилого дома и др.);
• благоустройство и обеспечение санитарного состояния жилых зданий и придомовой территории (уборка придомовой территории, освещение мест общего пользования жилых домов, очистка дымоходов, обслуживание лифтов, противопожарные мероприятия, дезинфекция и дератизация, озеленение, вывоз твердых бытовых отходов и др.);
• ремонтный фонд, направляемый на капитальный ремонт жилья;
Анализируя приведенную структуру тарифа видно, что подавляющее большинство его затратных статей гораздо сильнее коррелируют с численностью жильцов многоквартирного жилого дома, нежели с площадью занимаемых ими квартир. Это особенно очевидно для составляющей «благоустройство и обеспечение санитарного состояния жилых зданий и придомовой территории» и, в частности, включения в ее состав таких жилищных услуг как: ремонт и эксплуатация лифтов, вывоз твердых и жидких бытовых отходов.
Детальный анализ и устранение этого вида перекрестного субсидирования приобретает особую актуальность ввиду того, что его применение ведет к увеличению финансовой нагрузки при оплате содержания и ремонта жилья одинокими пенсионерами.»