Перекрестное субсидирование тарифов водоснабжения

Введение стандартизированных тарифных ставок на подключение к сетям тепло- и водоснабжения позволит решить проблему перекрестного субсидирования

Введение стандартизированных тарифных ставок на подключение к сетям тепло- и водоснабжения позволит решить большое количество имеющихся проблем, таких как перекрестное субсидирование, подключение без тарифа, а также сделать техприсоединение более прозрачным и понятным.

Об этом заявила начальник отдела антимонопольного контроля Управления регулирования в сфере ЖКХ ФАС России Ирина Касаткина в рамках Всероссийского тарифного семинара.

Она напомнила, что в 2020 году ФАС России инициировала внесение изменений в правила подключения к водоснабжению и предложила ввести уступку неиспользуемой мощности по аналогии со сферами теплоснабжения, газоснабжения и электроэнергетики.

«Следующим шагом в совершенствовании подключения к коммунальным сетям должно стать введение электронного калькулятора. Необходимо двигаться в сторону унификации всех сфер, а также делать процедуру подключения более дешевой и быстрой», — заключила Ирина Касаткина.

Отправить на Email

Более 180 тыс. жителей Подмосковья воспользовались предоставленной рассрочкой на оплату доначисления за отопление, сообщает пресс-служба Министерства жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) Московской области.

ЖКХ, Тарифы на теплоэнергию

ООО «ЭК Акварель» из городского округа Котельники (Московская область) вернула более 1 млн. рублей переплаты за отопление жителям двух домов №17Б по улице Новая и №22 в микрорайоне Белая Дача по предписанию подмосковной Госжилинспекции, сообщает пресс-служба ведомства.

ЖКХ, Тарифы на теплоэнергию

В 2020 году рост размера платы граждан за коммунальные услуги в среднем по России составил 3,1% и не превысил 4%, предусмотренных Прогнозом социально-экономического развития страны на период до 2024 года. Об этом сообщил заместитель руководителя ФАС России Виталий Королев на панельной дискуссии, посвященной стратегическим целям тарифного регулирования в сферах электроэнергетики и ЖКХ.

Коммунальные службы Москвы в мае начнут подготовку систем теплоснабжения жилого фонда, социальных объектов и объектов энергетики к осенне-зимнему периоду (ОЗП) 2021–2022 гг. Соответствующее поручение на заседании Президиума Правительства Москвы дал мэр города Сергей Собянин.

В течение первого квартала 2021 года на «горячие» линии региональных центров общественного контроля в сфере ЖКХ и в приемную Национального центра «ЖКХ Контроль» поступило 6 951 обращение. Больше всего граждан России беспокоит вопрос начисление платы за ЖКУ.

Проект Стратегии развития электросетевого комплекса до 2035 года находится на доработке, поскольку есть серьезные развилки, вопросы, по которым не удается достичь консенсуса ни внутри исполнительной власти, ни с отраслевым сообществом. Об этом сообщил заместитель Министра энергетики РФ Павел Сниккарс в ходе круглого стола, организованного 20 апреля 2021 года Комитетом Госдумы РФ по энергетике.

Главгосэкспертиза России выдала положительное заключение проектной документации на строительство газопровода-отвода и газораспределительной станции Лух в Ивановской области.

В адрес 20-й международной выставки оборудования и технологий для нефтегазового комплекса «Нефтегаз-2021» и Национального нефтегазового форума поступило приветствие Министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова.

Выработка электроэнергии ГЭС Группы «РусГидро» с учетом Богучанской ГЭС по итогам первого квартала 2021 года составила 25,04 млрд. кВт•ч, что на 3,4% выше средних многолетних значений. Богучанская ГЭС установила рекорд выработки электроэнергии в первом квартале – 5,09 млрд. кВт•ч. Общая выработка электроэнергии Группы составила 28,50 млрд. кВт•ч.

Утверждены новые экзаменационные билеты еще по двум разделам перечня областей аттестации в области промышленной безопасности. Так, актуализированы вопросы тестирования по разделам «Требования промышленной безопасности в металлургической промышленности» и «Требования промышленной безопасности к подъемным сооружениям».

Энергетики Чувашской Республики оценили риски, связанные с задолженностью за электроэнергию со стороны машиностроительного концерна «Тракторные заводы», штаб-квартира которого находится в Чебоксарах.

Читайте также:  Монтаж коллектора с котлом отопления

Задолженность за электроэнергию

8 декабря 2020 года Президент России Владимир Путин подписан Закон о внесении изменений в Трудовой кодекс РФ в отношении дистанционной (удаленной) работы. Принятие закона обусловлено эпидемиологической ситуацией в стране и необходимостью адаптации законодательства о дистанционной работе под текущие реалии и потребности.

Чиновники Чехова (Московская область) будут совершать объезды территорий на электрических самокатах. Об этом сообщил глава города Григорий Артамонов, добавив, что «экологичный и быстрый» способ передвижения позволит осуществлять более тщательный контроль состояния домов, дворовых территорий, пешеходных зон, включая проверку готовности к отопительному сезону.

9 июня 2020 года Юрий Деревенчук, директор по развитию филиала «ФСК ЕЭС» «Магистральные электрические сети Северо-Запад», задержан правоохранительными органами за требование взятки, пишет Фонтанка.Ру .

Несмотря на существующие риски, атомная энергетика, как низкоуглеродная, является перспективной с точки зрения достижения целей климатической политики, предусмотренных Парижским соглашением по климату, говорится в обзоре Аналитического Центра при Правительстве РФ.

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Перекрестное субсидирование тарифов водоснабжения

Настоящим предлагается рассмотреть и обсудить статью Ольги Кракашовой о перекрестном субсидировании в ЖКХ. Любые предложения форумчан, о том как бороться с этим методом монополий по извлечению сверхприбылей будут восприняты с благодарностью.

«В обсуждении моего предыдущего поста выяснилось, что виды перекрестного субсидирования в ЖКХ для большинства населения – тайна за семью печатями. Потому приведу здесь выдержки из своей статьи «Перекрестное субсидирование в жилищно-коммунальном комплексе России», опубликованной в журнале «Финансы и бизнес» №1 за 2010 год.

Перекрестное субсидирование характерно для существующей в жилищно-коммунальном комплексе (ЖКК) системы ценообразования и тарифного регулирования организаций коммунального комплекса (ОКК) – локальных монополистов. Оно имеет место, когда для некоторых потребителей устанавливаются цены выше уровня предельных издержек с той целью, чтобы для других потребителей можно было установить цены ниже предельных издержек. Так, по-мнению Познера «…Перекрестное субсидирование возможно в условиях монополии, так как «обложенные данью» потребители не могут перейти к альтернативному поставщику с более низкими ценами…» [Богданов А.Б. Перекрестное субсидирование в энергетике России // Персональный сайт Богданова Александра Борисовича.

Целью перекрестного субсидирования в ЖКК является соблюдение баланса интересов ОКК, органов государственной власти, местного самоуправления и потребителей – обеспечение максимизации прибыли или, по крайней мере, снижение убытков ОКК, создание условий для их устойчивого функционирования в краткосрочном и развитие в долгосрочном периодах при удержании тарифов на коммунальные услуги для населения на доступном уровне. Достижение эффекта перекрестного субсидирования обеспечивается, в том числе, за счет субаддитивности издержек многопродуктовых предприятий. Актуальность исследования данного явления обусловлена сложностью и неоднозначностью его влияния на состояние бюджетов каждого из субъектов экономических отношений в ЖКК, уровень и качество жизни населения, дифференциацию населения по доходам и экономику страны в целом.

В результате анализа публикаций, посвященных ценообразованию, тарифному регулированию и перекрестному субсидированию в ЖКК можно выделить несколько видов перекрестного субсидирования, присутствующих как в явной, так и скрытой форме:

1. Субсидирование промышленными потребителями населения, бюджетных организаций и сельскохозяйственных предприятий;

2. Субсидирование городским населением сельского;

3. Субсидирование работниками бюджетной сферы других категорий потребителей;

«…Для большей части рынка труда характерно наличие явных диспропорций между общественной ценностью результата труда и его денежной оценкой… недооценка фактора труда и недооценка социальных услуг – явления взаимосвязанные. Только занижение цен на жилищные, медицинские, образовательные, транспортные услуги обеспечивало их доступность для большинства населения».

С другой стороны, единственной возможностью удержания низких тарифов на коммунальные услуги при соблюдении финансовых интересов ОКК является прямое бюджетное дотирование поставщиков коммунальных ресурсов, направляемое на покрытие разницы между установленными тарифами для населения и их экономически обоснованными величинами. При этом ввиду ограниченности доходов, а, следовательно, и расходов бюджета, выделение средств на дотации ОКК подразумевают меньшие зарплаты работникам бюджетной сферы. В качестве компенсации относительно низких заработных плат последним можно воспринимать более низкие тарифы на услуги ОКК. Однако тарифы на коммунальные услуги устанавливаются для всех категорий населения, а, следовательно, остальные также получают выгоду, но без потерь в доходах.

Читайте также:  Как рассчитать энергопотребление конвектора

4. Субсидирование плательщиками за ЖКУ неплательщиков;

Данный тип перекрестного субсидирования включает две составляющие: явную (заключая договор с ТСЖ, ЖСК или ЖК, ОКК выставляет счет за весь объем потребленных им коммунальных ресурсов и, в случае возникновения задолженности, применяет санкции также ко всем его членам) и скрытую (осуществляется через механизм включения задолженностей предыдущих периодов в действующий тариф).

Так при выставлении счетов на оплату коммунальных услуг учитываются не только показания индивидуальных приборов учета их потребления, но и показания общедомовых приборов учета, установленных на вводе в каждый дом. При этом разница между показаниями коллективных приборов учета и суммой показаний индивидуальных приборов учета, распределяется между всеми квартирами пропорционально объемам потребления данных ресурсов, количеству жильцов или общей площади квартиры. Примечательно, что в этом случае между всеми жильцами распределяется не только плата за то количество коммунальных ресурсов, которое затрачивается на содержание общего имущества, но и на добросовестных плательщиков переносится бремя оплаты за ресурсы, расхищаемые «недобропорядочными соседями». Учет просроченной задолженности в настоящих тарифах представляет собой попытку вернуть деньги посредством перекладывания обязательств по ее оплате на добросовестных плательщиков. Ситуация осложняется тем, что в данной форме неявного перекрестного субсидирования заложен катализатор роста задолженности (долги неплательщиков растут как за счет повышения тарифов, так и за счет увеличения числа потребителей, оказавшихся неспособными оплачивать коммунальные услуги по новым ценам). Кроме того, необходимо отметить, что включение задолженности предыдущих периодов в действующий тариф следует рассматривать как попытку двойного учета (ранее эти долги уже были учтены в тарифах предыдущих периодов).

5. Межтерриториальное субсидирование в границах муниципального образования;

В частности, в электроэнергетике – это субсидирование далеких деревень, элитных коттеджей, зон отдыха, расположенных от источника энергоснабжения на расстоянии 15-30 км. Аналогична ситуация и с теплоснабжением элитных коттеджных поселков http://www.exergy.narod.ru/stok_ru.htm.

6. Субсидирование надежности (бесперебойности) оказания коммунальных услуг;

Требования к качеству ЖКУ строго прописаны в соответствующих нормативных документах (ГОСТы, СНиПы, СанПиН), согласно которым должны быть обеспечены заданные параметры напряжения (для электроснабжения), давления и температуры (для тепло-, водо- и газоснабжения) в коммунальных сетях, а в отношении водоснабжения и требуемые микробиологические характеристики воды. В противном случае, услуга становится непригодной к потреблению. Кроме того, одним из основных требований, характеризующих качество оказания коммунальных услуг, является предоставление бесперебойного доступа потребителя к коммунальным ресурсам.

Очевидно, что для обеспечения перечисленных требований, вырабатываться и находиться в сетях должно значительно больше ресурсов, чем будет потреблено, особенно, учитывая то обстоятельство, что в процессе транспортировки часть коммунальных ресурсов будет утрачена (нормативные потери коммунальных ресурсов учитываются в тарифах).

7. Субсидирование потребителями, оплачивающими коммунальные услуги по нормативам потребления, потребителей, установивших индивидуальные приборы учета;

8. Субсидирование между потребителями разных ОКК, оказывающих одноименные коммунальные услуги в рамках одного муниципального образования;

Данный вид перекрестного субсидирования возникает в том случае, когда в границах одного муниципального образования (для электро- и газоснабжения – региона) одноименные коммунальные услуги оказывают несколько ОКК, отличающиеся применяемой технологией (различные способы очитки питьевой воды и сточных вод, КПД котлоагрегатов, типы и виды топлива, способ прокладки и диаметр труб, мощность распределительных электрических сетей и т.д.), уровнем износа сетей и сооружений, КПД и т.п. Средние издержки таких организаций, а, следовательно, и экономически обоснованные тарифы на оказываемые ими коммунальные услуги, могут различаться весьма существенно. Желая нивелировать этот разброс, а иногда и скрыть неудовлетворительное состояние коммунальной инфраструктуры, органы местного самоуправления устанавливают так называемый средневзвешенный тариф для всех потребителей на территории муниципального образования, руководствуясь ложным пониманием социальной справедливости. Использование средневзвешенных тарифов на коммунальные услуги неизбежно приводит к тому, что часть потребителей существенно переплачивает.

Читайте также:  Монтаж солнечных систем отопления

9. Субсидирование между потребителями коммунальных услуг различного качества;

10. Межзональное субсидирование;

Стоимость оказания коммунальных услуг существенно варьируется не только в зависимости от времени года (температуры воздуха), но и от времени суток. В часы пиковых нагрузок себестоимость коммунальных услуг (электроснабжения, горячего и холодного водоснабжения, газоснабжения) может существенно увеличиваться за счет необходимости подключения дополнительных мощностей (резервных электрических и насосов подстанций, объемов и видов топлива и т.д.). При этом потребление коммунального ресурса осуществляется различными группами потребителей неравномерно по времени, но оплачивается по единому тарифу.

11. Субсидирование потребителей одних услуг многопродуктовой ОКК за счет потребителей других;

Наиболее ярким примером данного вида субсидирования является субсидирование потребителей электрической энергии, за счет потребителей тепловой энергии от ТЭЦ, подробно описанный в http://www.exergy.narod.ru/stok_ru.htm.

12. Субсидирование потребителями коммунальных услуг будущих абонентов ОКК;

Данный вид перекрестного субсидирования возникает при включении в цену коммунальной услуги надбавки к тарифу на коммунальную услугу, направляемую на финансирование «расходов на мероприятия инвестиционной программы, связанные с увеличением мощности и (или) пропускной способности соответствующей системы коммунальной инфраструктуры» [Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса: постановление Правительства РФ от 14.07.2008г. № 520, ст.39].

13. Субсидирование малочисленными домохозяйствами многочисленных.

Данный вид перекрестного субсидирования возникает, прежде всего, при установлении тарифа на оплату услуг по содержанию и ремонту жилья в зависимости от величины общей площади квартиры. Это обусловлено структурой себестоимости, а, следовательно, и тарифа на содержание и ремонт жилищного фонда, включающего затраты на:

• ремонт конструктивных элементов жилых зданий (фундаменты и подвальные помещения, стены, перекрытия, крыши, оконные и дверные заполнения, перегородки, лестницы, балконы, крыльца, полы и др.);

• ремонт и обслуживание внутридомового инженерного оборудования (систем водоснабжения (включая горячее), теплоснабжения, электроснабжения, канализации, вентиляции и другого инженерного оборудования жилого дома и др.);

• благоустройство и обеспечение санитарного состояния жилых зданий и придомовой территории (уборка придомовой территории, освещение мест общего пользования жилых домов, очистка дымоходов, обслуживание лифтов, противопожарные мероприятия, дезинфекция и дератизация, озеленение, вывоз твердых бытовых отходов и др.);

• ремонтный фонд, направляемый на капитальный ремонт жилья;

Анализируя приведенную структуру тарифа видно, что подавляющее большинство его затратных статей гораздо сильнее коррелируют с численностью жильцов многоквартирного жилого дома, нежели с площадью занимаемых ими квартир. Это особенно очевидно для составляющей «благоустройство и обеспечение санитарного состояния жилых зданий и придомовой территории» и, в частности, включения в ее состав таких жилищных услуг как: ремонт и эксплуатация лифтов, вывоз твердых и жидких бытовых отходов.

Детальный анализ и устранение этого вида перекрестного субсидирования приобретает особую актуальность ввиду того, что его применение ведет к увеличению финансовой нагрузки при оплате содержания и ремонта жилья одинокими пенсионерами.»

Оцените статью