- Что такое задолженность по оплате за отопление, и к каким последствиям она может привести?
- В какой срок нужно рассчитываться за коммунальные услуги?
- С какого момента могут применить санкции?
- Какие санкции возможны?
- Могут ли отключить абонента из-за задолженности?
- Как происходит расчет пени по договору теплоснабжения?
- Как узнать сумму недоплаты за тепло?
- По лицевому счету
- По адресу
- Как УК взимает задолженность по оплате через суд?
- Могут ли отключить отопление за неуплату в отопительный сезон
- Какие услуги предоставляют коммунальные организации?
- Что говорит закон?
- Что может требовать потребитель?
- Обязанности гражданина
- Может ли поставщик отключить отопление за неуплату?
- Официальное разрешение на отключение отопления
- Что произойдет после погашения долга?
Что такое задолженность по оплате за отопление, и к каким последствиям она может привести?
Порой некоторые потребители тепловой энергии вынуждены откладывать оплату отопления из-за нехватки денежных средств. В этом случае задолженность начинает накапливаться и в дальнейшем неизбежно приведет к неприятным последствиям, а в отдельных случаях и вовсе может стать причиной выселения.
Итак, какие санкции могут быть применены в отношении должников? Где можно посмотреть сумму долга?
В какой срок нужно рассчитываться за коммунальные услуги?
В соответствии с Постановлением Правительства 354, а именно главой V физические лица, обязаны своевременно и в полном размере оплачивать коммунальные услуги (как формируется плата за отопление в России?). Данное правило касается как собственников недвижимости, так и нанимателей, арендаторов и прочих лиц.
Коммунальные услуги, в том числе и отопление, должны быть оплачены до 10 числа месяца, идущего за истекшим периодом (п. 1 ст. 155 ЖК РФ).
Узнать больше о заключении договора по теплоснабжению, а также посмотреть образец документа и можно здесь.
С какого момента могут применить санкции?
Сразу следует отметить, что для каждого вида санкций предусмотрены свои сроки. При возникновении долга за тепло, первое, что начинают применять -это начисление пени за каждый день просрочки. Данную меру применяют, начиная с 31 дня, который следует за датой внесения платежа.
Таким образом, можно сделать вывод, что санкции за неуплату отопления начинают применяться фактически сразу после образования долга. При этом в дальнейшем по мере роста задолженности их характер ужесточается и в ход идут более жесткие способы воздействия на неплательщика.
Какие санкции возможны?
Вся совокупность санкций, которые могут быть применены в отношении неплательщика коммунальных услуг, в том числе и отопления, делится на 4 вида:
- Начисление пени – как уже было отмечено выше, она устанавливается с первого дня просрочки. Так, согласно п. 14 ст. 155 ЖК РФ граждане несвоевременно оплатившие коммунальные услуги или сделавшие это не в полном размере должны заплатить неустойку.
- Выселение с занимаемой площади – данная санкция касается лиц, проживающих в том или ином помещении по договору социального найма. Так, в соответствии с пп. 5 п. 2 ст. 67 ЖК РФ наниматель обязан своевременно рассчитываться за жилье, а также вносить деньги коммунальные услуги.
Потребитель тепла должен знать, что в случае нарушения данных правил на протяжении 6 и более месяцев, он, с высокой долей вероятности, будет выселен в судебном порядке по инициативе наймодателя (пп. 1 п. 4 ст. 83 ЖК РФ).
В дальнейшем процедурой взыскания будут заниматься судебные приставы. Стоит отметить, что в их арсенале имеется большое количество способов воздействия на должников. К основным их них можно отнести:
- арест банковских счетов;
- принудительное удержание суммы долга из дохода;
- запрет на выезд за пределы РФ и т.д.
Могут ли отключить абонента из-за задолженности?
Согласно пп. а) п. 117 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 в случае неполной уплаты коммунальных счетов поставщик имеет право ограничить или приостановить предоставление данных услуг.
Таким образом, на первый взгляд может показаться, что при наличии задолженности неплательщику могут отключить отопление. Однако данная точка зрения неверная. Коммунальщики не имеют права отключать отопление за неуплату. Подтверждением этому служат следующие законодательные нормы:
- В случае, если даже после письменного предупреждения собственник помещения не спешит погашать свой долг поставщик ЖКХ имеет право приостановить подачу коммунальных услуг. Однако это не касается отопления и холодного водоснабжения в многоэтажных домах (пп. в) п. 119).
- Не допускается ограничение или приостановление предоставления коммунальных услуг, если это может нарушить права лиц, которые регулярно вносят оплату (п. 121).
- Действия, связанные с отключением ЖКУ, не должны приводить к созданию таких условий, при которых гражданин не сможет проживать в конкретном жилом помещении. Отключение отопления в квартире среди зимы делает ее непригодной для проживания в данное время года.
Таким образом, поставщики коммунальных услуг не имеют законного права отключать отопление из-за неуплаты. Однако они частенько используют данную меру в виде устной угрозы.
Как происходит расчет пени по договору теплоснабжения?
Точные размеры пени за неуплату счетов по отоплению приведены в п. 14 ст. 155 ЖК РФ. В зависимости от периода просрочки она может приобретать следующие размеры:
- если долг образовался за период 31-90 дней – 0,003 от ставки рефинансирования ЦБ РФ;
- если задолженность составляет 91 и более дней – 0,007 от соответствующей ставки ЦБ РФ.
Данная неустойка выплачивается за каждый день просрочки вплоть до момента фактической оплаты. При этом для ее исчисления берется ставка рефинансирования ЦБ РФ, которая действует на момент погашения долга.
Формула для расчета пени за просрочку оплаты отопления выглядит следующим образом:
Как узнать сумму недоплаты за тепло?
В распоряжении граждан есть большое количество способов определения суммы долга за отопление. Всю их совокупность можно разделить на две группы:
- офлайн – личный визит или звонок в соответствующую инстанцию;
- онлайн – процедура производится, не выходя из дома.
По лицевому счету
Основным способом выяснить сумму долга за отопление в режиме офлайн является звонок напрямую в ресурсоснабжающую организацию. Такой вариант наиболее актуален для собственников отдельных домовладений.
В этом случае необходимо будет назвать свой лицевой счет, после чего сотрудник учреждения сможет предоставить интересующую информацию.
Помимо классического варианта можно также воспользоваться онлайн способами определения размера долга по ЖКХ. Узнать эту сумму по лицевому счету собственника помещения можно несколькими путями:
- через портал «Госуслуги»;
- на сайте банка (Тинькофф и др.), предварительно выбрав соответствующий регион;
- сервис «Яндекс.Деньги»;
- сайт мэра Москвы (актуально для москвичей).
Итак, для наглядности можно более детально рассмотреть порядок определения задолженности за отопление через портал «Госуслуги». В этом случае список действий будет иметь следующий вид:
- Вначале надо зайти на сайт «Госуслуги» и авторизоваться в своем личном кабинете.
- Далее надо нажать на вкладку «Услуги», перейти в раздел «Квартира, строительство и земля», а затем выбрать услугу «Оплата ЖКХ».
- В открывшемся окне над выбрать поставщика коммунальной услуги (в данном случае отопления) и ввести свой номер лицевого счета.
- Сразу же после создания запроса необходимая информация отразится в режиме реального времени. Подобная услуга предоставляется бесплатно.
По адресу
К еще одному офлайн способу определения задолженности за отопление можно отнести личный визит или звонок в УК. В этом случае потребуется:
- Озвучить свою фамилию и указать адрес квартиры.
- Узнать сумму долга через интернет только по адресу жилого помещения не представляется возможным. Как правило, еще одним обязательным условием является ввод номера лицевого счета.
Вместе с тем собственники недвижимости могут выяснить эту сумму в своем личном кабинете на сайте УК. Для этого надо выполнить следующие действия:
- Зайти на сайт своей УК и войти в свой кабинет.
- Затем необходимо выбрать раздел «Начисления».
- На экране отобразится сводная информация в виде таблице, где будут отражены следующие данные:
- период платежа;
- дата выставления квитанции;
- сумма;
- пеня;
- задолженность;
- вид ЖКУ.
Как УК взимает задолженность по оплате через суд?
Начиная с июня 2016 года процедура взыскания долгов по ЖКХ через суд была упрощена. Так, если сумма задолженности не превышает 500 000 рублей разбирательство производится в приказном порядке, который регламентирован гл. 11 ГПК РФ.
Так, в общем виде процесс взыскания долгов за отопление через суд можно представить в следующем виде:
- Первым делом УК подготавливает соответствующее заявление и необходимые документы.
- Полный пакет бумаг передается в мировой суд.
- Рассмотрение дела производится без участия сторон и спустя 5 дней выносится судебный приказ.
- Должнику предоставляется 10 дней для обжалования приказа судье, по истечении которых он официально вступает в силу.
- Если собственник помещения даже после суда не предпринимает попыток для погашения задолженности, УК имеет право обратиться за помощью в ФССП.
Таким образом, неуплата коммунальных услуг, в том числе и отопления грозит должнику рядом весьма неприятных последствий. Причем начинается все с пени, а закончится может возбуждением исполнительного производства судебными приставами.
Могут ли отключить отопление за неуплату в отопительный сезон
Сложившаяся экономическая ситуация в стране иногда не позволяет гражданам вносить своевременно оплату за пользование коммунальных услуг в полном объёме. Возникает закономерный вопрос о том, могут ли отключить отопление за неуплату в отопительный сезон?
Поставляющая тепло организация имеет право требовать оплату. Но вот может ли она на законных основаниях лишать граждан необходимого ресурса? Следует внимательно изучить этот вопрос.
Какие услуги предоставляют коммунальные организации?
В перечень входит:
- Отопление.
- Газоснабжение.
- Горячая и холодная водопоставка.
- Электроэнергия.
Ими гражданин может пользоваться на законных основаниях, внося оплату.
Что говорит закон?
Согласно правилам, прописанным в Постановлении 354 главе III [1], каждый пользователь имеет право ознакомиться с условиями договора по предоставлению организацией данных услуг. Также гражданину стоит отметить наличие таких обязательных пунктов, как:
- дата заключения договора;
- перечень всех предоставляемых коммунальных услуг, соответствующая им стоимость;
- период, на протяжении которого было оговорено предоставление организацией данных коммунальных услуг;
- информация об объеме и качестве коммунальных услуг, предоставляемых гражданину.
Также договором должны быть прописаны права организации и гражданина, их совместные обязательства.
Что может требовать потребитель?
Согласно Федеральному закону каждый пользователь имеет право потребовать от коммунальной компании следующее:
- Предоставление ресурсов в тех объемах, оговоренных договором.
- Своевременное получение необходимой информации об оплате.
- Получение необходимой информации, о том, какого качества были предоставленные услуги.
У гражданина имеются все права, чтобы требовать снижения размера оплаты за пользование, если что-то не устраивает. Например, если организация плохо справляется со своими обязанностями или нарушает условия договора.
Обязанности гражданина
Согласно тому же Федеральному закону, у потребителя имеются и определенные обязанности. Например, он должен своевременно уведомлять поставщика услуг о каких-то неполадках, если возникла такая ситуация. Также обязанностями потребителя можно считать:
- информирование компании о том, сколько человек проживает в доме или одной квартире;
- своевременно вносить требуемую оплату;
- устанавливать все необходимые приборы учета и проводить периодическую их проверку.
Может ли поставщик отключить отопление за неуплату?
Стоит вернуться к рассматриваемому вопросу. На законном основании поставщик может временно приостановить свою деятельность в отношении к нарушителю, не внесшему своевременно оплату, без решения суда. Данный закон был принят в 2011 году. Он прописывает все причины, по которым может произойти отключение. Так, например, поставщик вправе отключить подачу на определенное время, если:
- У потребителя имеется существенная задолженность.
- Произошли чрезвычайные обстоятельства, повлекшие за собой автоматическое отключение.
- Компанией проводятся ремонтные работы, и предоставление услуг, таким образом, становится невозможным.
Что делать? Если отключение отопления произошло из-за накопления долга потребителем, то для того, чтобы подключиться снова, ему необходимо погасить всю сумму, которую требует от него организация.
Однако у компании тоже имеются свои обязательства. Она должна за 20 дней уведомить гражданина о том, что планируется приостановление подачи, чтобы дать ему возможность внести всю требуемую сумму и погасить долг. Если по истечении этого времени оплата совершена не была, тогда следующим шагом организации становится отправка клиенту заказного письма с просьбой погасить долг и указанием того, что произойдет в случае неуплаты.
Если же потребителем игнорируются все полученные сообщения, тогда организация может официально перекрывать доступ.
Официальное разрешение на отключение отопления
Есть ряд случаев, которые позволяют поставщику отключить отопление без каких-либо предупреждений, и это:
- Серьезная авария.
- Нелегальное пользование потребителем ресурсов.
- Официальное постановление суда.
- Использование потребителем приборов, потребляющих большие объемы предоставляемых услуг.
Что произойдет после погашения долга?
Как только потребителем будет внесена вся необходимая сумма, то поставщик подключит отопление заново на протяжении двух рабочих дней.
Каждый потребитель должен знать, что если организация, с которой подписан договор, выполняет свою работу некачественно или даже незаконно, то он может обратиться в суд для дальнейшего разбирательства.