Переоборудование системы отопления это

Является ли замена радиаторов самовольным переустройством квартиры

Замена или перенос инженерных сетей, требующие изменений в техпаспорте помещения/дома, являются переустройством. Если это делается без разрешительных документов, то переустройство самовольное. Разбираемся, является ли замена/перенос радиаторов отопления в квартире самовольным переустройством помещения в МКД.

Переустройство инженерных система МКД без разрешительных документов считается самовольным

Согласно ст. 25 ЖК РФ, установка, замена или перенос инженерных сетей, требующие внесения изменений в технический паспорт дома/помещения, подпадают под понятие «переустройство». Переустройство осуществляется после согласования с местной администрацией, которая должна выдать разрешение на основании ч. 6 ст. 26 ЖК РФ.

В случае отсутствия разрешительных документов переустройство считается самовольным. За такие действия предусмотрена административная ответственность по ст. 7.21 КоАП РФ. Для физических лиц штраф составляет до 2500 рублей. Кроме того, в определённых случаях, согласно ч. 6. ст. 29 ЖК РФ, суд может обязать собственника привести квартиру в прежнее состояние либо вынести решение о продаже такого помещения с торгов.

При этом не каждое изменение инженерных систем подпадает под понятие переустройство, ведь элементы внутридомовых инженерных систем МКД могут находиться как вне квартиры, так и внутри неё. Если речь идёт о вмешательстве в работу общедомовых систем, то, помимо согласования с администрацией, требуется ещё и согласие остальных собственников. В противном случае виновник будет наказан, а суд обяжет его привести ВДИС в первоначальное состояние.

При переустройстве вносятся изменения в технический паспорт помещения в МКД

Сложнее дело обстоит с внутриквартирным оборудованием, замена которого, на первый взгляд, никак не повлияет на работу систем всего дома. В соответствии с ч. 1 ст. 25 ЖК РФ, переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменений в технический паспорт жилого помещения.

В силу ч. 1 ст. 29 ЖК РФ, самовольным является переустройство, проведённое при отсутствии разрешения администрации, предусмотренного ч. 6 ст. 26 ЖК РФ. Согласно п. 12 Правил № 491, собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества. При этом Правила № 491 не содержат каких-либо запретов на самовольный демонтаж внутриквартирных элементов инженерных систем.

По смыслу ст.ст. 25, 26 ЖК РФ, проводимые переоборудование/перепланировка предусматривает внесение изменений в технический паспорт жилого помещения. Согласно п. 3.16 приказа № 37, такой документ содержит следующие сведения:

  • год постройки здания,
  • этажность,
  • физический износ,
  • наименование конструктивных элементов и их описание: наружные стены (материал), перегородки (материал), перекрытия (материал), полы в жилых комнатах, кухне, ванной, в других помещениях квартиры, проёмы, отделка стен, отделка потолков, вид отопления, наличие водоснабжения, электроснабжения (тип проводки), канализации, горячего водоснабжения, ванн или душа, сауны или бассейна, лоджий или/и балконов, телефона, радио, лифт, мусоропровод.

Таким образом, в технический паспорт квартиры не вносятся сведения о местоположении и о наличии отопительных приборов, находящихся в жилом помещении: трубопроводы холодной и горячей воды, канализации, отопления, газа и т.п. Также на поэтажных планах не показываются радиаторы центрального отопления. При таких обстоятельствах замена батарей отопления, внутриквартирных трубопроводов либо электрических сетей переустройством не является.

Для демонтажа или замены радиаторов НПА не предусмотрено согласование или разработка проекта

Согласно п. 1.7.1 Правил № 170, переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах, производство которого допускается после получения соответствующих разрешений в установленном порядке, включает в себя:

  • установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов;
  • перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов;
  • устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат;
  • замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, «джакузи», стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения.

Это вытекает и из содержания формы заявления о даче согласия на переоборудование или перепланировку жилых помещений, утверждённого постановлением Правительства РФ от 28.04.2005 № 266, согласно которому для переоборудования помещений требуется разработка проекта, его согласование с определёнными службами.

Законодательством не предусмотрено получение какого-либо согласия для демонтажа и замены элементов инженерных систем, за исключением согласия управляющей организации или поставщиков тепловой энергии, которое требуется в период отопления для присоединения к сети. Не требуется для демонтажа и замены радиаторов и разработка какого-либо проекта.

Отсюда следует, что демонтаж элементов отопительной системы не относится к переоборудованию или перепланировке, поскольку, согласно приведённым выше нормативным актам, переоборудование и перепланировка не включает в себя демонтаж и замену отопительных радиаторов.

Изменения во внутриквартирных сетях не должны нарушать права и интересы граждан

Изменения, внесённые собственником помещений в инженерные сети внутри квартиры, могут быть сохранены только в случае, если они не нарушают права и законные интересы граждан и не создают угрозу их жизни и здоровью.

В частности, законом не допускается перепланировка квартир, ведущая к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем или оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, повреждению противопожарных устройств.

Более того, при замене каких-либо элементов инженерной системы следует позаботиться об идентичности вновь установленного оборудования по своим техническим параметрам. К примеру, если будут установлены трубопроводы меньшего диаметра, это может привести к нарушению циркуляции ресурса по системе, что может негативно отразиться на работе сетей в других квартирах.

При таких обстоятельствах есть большая вероятность, что суд также обяжет собственника привести систему в соответствующий проекту вид. Подобная практика сложилась как в Арбитражных судах, например, дело № А59-4317/2013, так в судах общей юрисдикции, например, решение Ленинского районного суда Владимира от 10.06.2019 по делу № 2-2866/2018 и решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 29.01.2019 по делу № 2-2842/2018.

Запомнить

По результатам анализа положений действующего законодательства и сложившейся судебной практики, можно сделать вывод о том, что в целом замена внутриквартирных инженерных систем переустройством не является и предварительного согласования с ГЖИ не требует.

Читайте также:  Как рассчитать сечение трубы для отопления дома

Однако если в результате таких изменений, нарушается работа всей системы в целом, то у УО появляется возможность через суд понудить собственников устранить эти нарушения. При этом практика показывает, что в таких делах управляющей организации часто не удаётся доказать тот факт, что вмешательство в работу систем повлекло негативные последствия для остальных собственников.

Если уж такой спор назревает, то для начала необходимо обязательно провести экспертизу и понять, насколько изменения влияют на внутридомовую систему в целом и к каким неблагоприятным последствиям могут привести. Формально, даже если собственник без ведома УО переустроит всё внутриквартирное оборудование, но при этом на руках у него будет заключение эксперта, что от этого переустройства никто не пострадает, суд встанет на сторону собственника.

За перенос батареи грозят судом

В силу пп. «в» п. 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом.

Согласно ч. 1 ст. 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее — орган, осуществляющий согласование) на основании принятых решений (ч. 1 ст. 26 ЖК РФ).

Самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии решения уполномоченного органа власти о согласовании или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки.

Собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование (ч. 3 ст. 29 ЖК РФ).

В связи с этим в сложившейся ситуации возможно только два варианта развития событий: либо система отопления в вашей квартире должна быть приведена в первоначальное состояние, либо должно быть согласовано произведенное переустройство в установленном законом порядке.

При этом не имеет значения, когда будут выданы предписания остальным гражданам, произведшим аналогичное переустройство. Прямой связи между данными событиями нет.

Обращаем ваше внимание, что если приведение системы в первоначальное состояние будет производиться управляющей компанией, то стоимость данных работ правомерно может быть выставлена вам к оплате, поскольку их выполнение за счет средств, предназначенных на содержание общего имущества, будет носить нецелевой характер.

Безусловно, подобные предписания УК зачастую игнорируются со ссылкой на отсутствие полномочий. Однако не стоит забывать о ч. 5 ст. 29 ЖК РФ, предусматривающей, что если соответствующее жилое помещение не будет приведено в прежнее состояние в установленный срок, суд по иску органа, осуществляющего согласование при условии непринятия иным судом решения о сохранении помещения в перепланированном и (или) переустроенном состоянии, принимает решение:

1) в отношении собственника о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи такого жилого помещения средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения с возложением на нового собственника такого жилого помещения обязанности по приведению его в прежнее состояние;

2) в отношении нанимателя такого жилого помещения по договору социального найма о расторжении данного договора с возложением на собственника такого жилого помещения, являвшегося наймодателем по указанному договору, обязанности по приведению такого жилого помещения в прежнее состояние.

Замена отопительных приборов в квартирах: как не нарушить права соседей?

Наступил отопительный сезон, однако не во всех квартирах тепло. Кто-то жалуется на чуть теплые батареи и всю зиму ходит в шерстяных носках, а кто-то открывает форточки из-за невыносимой жары. Такие проблемы могут возникнуть по многим причинам, однако одной из главных является нарушение теплового баланса многоквартирного дома, в том числе из-за самовольной установки (замены) дополнительных секций батарей в квартирах. Что такое тепловой баланс дома, почему он нарушается и к чему это может привести, а также какие меры необходимо принять к жителям, уличенным в тепловой разбалансировке дома, мы разберем в настоящей статье.

Понятие «тепловой баланс дома» часто используется специалистами в сферах проектирования и обслуживания тепловых сетей зданий, при этом ни в одном нормативном акте нет его конкретного определения. Представляется, исходя из анализа норм, связанных с проектированием тепловых систем зданий, что тепловой баланс дома — это соотношение один к одному тепловых потерь в доме и поступающего тепла. Только при таком идеальном соотношении (балансе) может быть поддержана необходимая температура в доме.
В настоящей статье мы не ставим основной задачей описание технической составляющей причин изменения температур в различных частях здания, однако все-таки отметим, что при проектировании здания осуществляется расчет необходимых параметров так, чтобы обеспечить нормальное функционирование всего дома и бесперебойное, постоянное и равномерное снабжение всеми необходимыми видами энергии.

Тепловая разбалансировка дома может произойти по причине монтажа дополнительных секций радиаторов в квартирах либо при изменении их конфигурации. Решение вопроса об отнесении радиаторов, находящихся в квартирах жильцов, к общему имуществу жилого дома либо определении их как части квартиры (принадлежность) является очень важным при определении лица, ответственного за их содержание и эксплуатацию. Многочисленные судебные споры, связанные с обжалованием постановлений Госжилинспекции о правомерности привлечения к административной ответственности обслуживающих жилой фонд организаций за эксплуатацию тепловой системы дома, являются хорошим примером.

Переоборудование жилого помещения или нарушение порядка пользования общим имуществом дома?

В рамках настоящей статьи нас будут интересовать только обогревающие элементы, приборы отопления, находящиеся в квартирах, входящие в тепловую систему дома, которые в повседневной жизни обычно называют батареями (или радиаторами).

Подробнее о переустройстве (переоборудовании) жилого помещения

Замену батарей в жилом помещении председатели ТСЖ часто принимают за переоборудование и пытаются восстановить прежний порядок вещей, то есть обязать собственников квартир привести свое жилое помещение в первоначальное состояние, применив последствия осуществления незаконного переоборудования. Однако данные действия не соответствуют нормам законодательства. В соответствии со ст. 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения — это установка, замена или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, которые требуют внесения изменений в технический паспорт жилого помещения. Технические паспорта жилых помещений — это документы, содержащие техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям. Техническая паспортизация является элементом технического учета жилищного фонда. Она должна проводиться в силу п. 5 ст. 19 ЖК РФ наряду с другими формами государственного учета жилфонда.

Технический паспорт жилого помещения оформляется в соответствии с Инструкцией о проведении учета жилищного фонда в РФ, утвержденной Приказом Минземстроя России от 04.08.1998 N 37. Из содержания данной Инструкции (п. 3.16) следует, что в технический паспорт жилого помещения не вносятся сведения о местоположении и даже о наличии отопительных приборов, находящихся в жилом помещении: трубопроводы холодной и горячей воды, канализации, отопления, газа и т.п., а также радиаторы центрального отопления на поэтажных планах не показываются.

Таким образом, замена или перенос отопительных приборов или изменение их конфигурации не требует внесения изменений в технический паспорт и не может рассматриваться как переустройство жилого помещения. Соответственно, к действиям собственников жилых помещений невозможно применить и последствия самовольного переустройства, которые заключаются в их понуждении привести жилое помещение в первоначальное состояние.

Приборы отопления в квартирах — общее имущество?

Радиаторы входят в состав общего имущества многоквартирного дома, несмотря на то что находятся в квартирах, принадлежащих конкретным лицам. Данный вывод следует из п. 6 Правил содержания общего имущества (утверждены постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491). Обратим внимание, что описание состава внутридомовой системы отопления законодатель вынес в отдельный пункт, в то время как описание внутридомовых инженерных систем холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения объединил в п. 5. Это сделано для того, чтобы обозначить специфику тепловой системы дома и отделить ее от других инженерных систем.

Так, в п. 5 Правил содержания общего имущества закрепляется, что в состав общего имущества входят внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях. А в п. 6 законодатель указал, что в состав общего имущества включается и внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях. В отличие от п. 5, в п. 6 не обозначены первые отключающие устройства, первые запорно-регулировочные краны, то есть не указаны границы частей тепловой системы, что относится к общему имуществу дома и к индивидуальной собственности его жильцов.

Это обусловлено тем, что в отличие от систем водоснабжения, газоснабжения тепловая система дома едина для всего многоквартирного дома и предназначена не только для обогрева какого-либо помещения, но и для транспортировки тепла по всему многоквартирному дому, в том числе и в другие квартиры.

В судебной практике рассматривался вопрос о законности отнесения приборов отопления к общему имуществу многоквартирного дома. Решением ВС РФ от 22.09.2009 N ГКПИ09-725, оставленным без изменения Определением ВС РФ от 24.11.2009 N КАС09-547, п. 6 Правил содержания общего имущества в части отнесения находящихся в квартире собственника приборов отопления к общему имуществу многоквартирного дома признан не противоречащим действующему законодательству.

Итак, говоря о приборах отопления, находящихся в квартирах, мы имеем дело с общим имуществом многоквартирного дома. Как известно, общее имущество дома принадлежит всем собственникам на праве общей долевой собственности и, соответственно, его судьба определяется по решению общего собрания собственников помещений (ст. 44 ЖК РФ). Однако в правоприменительной практике единообразия нет.

Иногда для того чтобы уяснить, что отопительные приборы относятся к общему или, наоборот, личному имуществу собственника квартиры, следует назначить строительно-техническую экспертизу, при которой эксперту ставятся такие вопросы:
— предназначены ли для обслуживания более одного помещения в данном доме обогревающие элементы внутридомовой системы отопления, расположенные в (конкретной) квартире;
— как осуществляется обслуживание более одного помещения в данном доме обогревающими элементами, расположенными в квартире.

Ответы на эти вопросы эксперт должен давать исходя из технических особенностей взаимодействия обогревающих элементов в отдельной квартире с другими помещениями в данном доме.

Что должен знать председатель ТСЖ

Выявление квартир с самовольно установленными приборами отопления

Абсолютно логично и понятно желание собственников жилья улучшить свои условия проживания. Поскольку батареи находятся в квартирах собственников, многие считают их своим личным имуществом, поэтому заменяют их или увеличивают число их секций, что продиктовано физическим износом и недостаточным обеспечением квартиры теплом. При этом председателям ТСЖ жители дома очень часто задают вопросы, связанные с нарушением температурного режима в квартирах в течение отопительного сезона. Объем работы Госжилинспекции по жалобам граждан по причине отсутствия надлежащей температуры в квартирах в течение отопительного сезона также возрастает. В связи с этим председателям товариществ необходимо знать и своевременно принимать все меры по предотвращению конфликтных ситуаций с жильцами в связи с нарушением теплового баланса дома, а также выявлять те проблемные квартиры, в которых самовольно были установлены (заменены) радиаторы, для дальнейшей работы по восстановлению теплового баланса дома.

Обращение самого председателя ТСЖ в Госжилинспекцию с жалобой на гражданина не даст никакого толка. Административным кодексом предусмотрена ответственность гражданина — собственника помещения только за порчу жилых домов, жилых помещений, а равно порчу их оборудования, самовольные переустройство жилых домов и (или) жилых помещений (ст. 7.21 КоАП РФ). Однако, как мы выяснили выше, при замене отопительных приборов положения жилищного законодательства о переоборудовании жилых помещений не применяются.

Более того, при обращении председателя ТСЖ в Госжилинспекцию может возникнуть риск проведения внеплановой проверки деятельности самого товарищества. Так, к ответственности может быть привлечена обслуживающая организация по ст. 7.22 КоАП РФ с наложением штрафа в размере от 40 000 до 50 000 руб. Уплата штрафов означает дополнительную нагрузку на ТСЖ, а значит, и уменьшение средств, которые могли бы быть направлены на содержание и ремонт многоквартирного дома.

Во избежание привлечения самого ТСЖ к административной ответственности необходимо и самостоятельно выявлять проблемные квартиры и восстанавливать нарушенный тепловой баланс дома. Ежегодно в начале отопительного сезона осуществляется проверка правильного распределения теплоносителя по системам отопления, в том числе по отдельным стоякам. Распределение теплоносителя должно производиться по температурам возвращаемой (обратной) воды по данным проектной или наладочной организации (п. 5.2.7 Правил эксплуатации жилфонда (Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170).

В рамках этой проверки можно выявить факты самовольной установки (замены), изменения конфигурации батарей в квартире, которые могут стать причиной изменения температурного режима в других жилых помещениях в течение отопительного сезона.

Из практики работы председателей некоторых ТСЖ следует, что при проведении подготовки к отопительному сезону теплоснабжающие организации проводят выборочное обследование квартир на предмет выявления самовольно установленных (замененных) радиаторов. При их обнаружении акт готовности дома к отопительному сезону не подписывается. Конечно, тепло в квартиры поступит с началом отопительного сезона, поскольку это является обязанностью теплоснабжающей организации, и пренебречь ею она не вправе. Однако неподписанный акт в дальнейшем снимает с теплоснабжающей организации всякую ответственность в случае нарушения качества подачи тепловой энергии из-за наличия батарей, установленных с нарушением проекта. Таким образом, теплоснабжающие организации отдают решение вопроса о восстановлении теплового баланса дома на откуп ТСЖ, а значит, оно остается единственным ответственным лицом при нарушении теплового баланса дома.

Как бы то ни было, Правила эксплуатации жилфонда четко закрепляют обязанность обслуживающей организации контролировать самовольное увеличение или замену отопительных приборов внутри квартир. Так, согласно п. 5.2.1 данного документа эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать в том числе ликвидацию излишне установленных отопительных приборов и установку дополнительных в отдельных помещениях, отстающих по температурному режиму.

Это значит, что у ТСЖ есть возможность провести демонтаж излишне установленных радиаторов в квартирах. Конечно, на практике с реализацией этого полномочия могут возникнуть трудности, поскольку ни один собственник не согласится на демонтаж батарей в своей квартире по доброй воле. Единственным способом решения данной проблемы является обращение в суд с иском о понуждении собственника жилья демонтировать излишне установленные секции батарей в связи с их самовольной установкой (нарушение порядка пользования общим имуществом). Напомним, что, поскольку батареи являются общим имуществом, решение об увеличении состава последнего принимается квалифицированным большинством голосов на общем собрании собственников жилья (ст. ст. 44, 46 ЖК РФ).

Информационная работа с жителями

Хотелось бы отметить, что председателям ТСЖ необходимо вести информационную работу с жителями дома. Как правило, многие жители совершенно не знают, куда им обращаться в случае необходимости заменить батареи в своей квартире, что делать и на что обращать внимание, и самостоятельно осуществляют демонтаж и последующий монтаж новых радиаторов, что впоследствии может привести к тепловой разбалансировке дома, нарушению прав и законных интересов своих соседей и в худшем случае к аварийной ситуации, отвечать за которую придется ТСЖ (п. 1.7.5 Правил эксплуатации жилфонда).

Пунктом 5.2.5 Правил эксплуатации жилфонда закрепляется полномочие обслуживающих организаций контролировать установку батарей: увеличивать поверхность или количество отопительных приборов без специального разрешения организации по обслуживанию жилищного фонда не допускается. ТСЖ имеет право запретить установку (замену) отопительных приборов в квартире при их несоответствии предусмотренным проектом отопительным приборам. Исходя из этого, жители должны быть информированы о необходимости согласования с обслуживающей организацией (в нашем случае с ТСЖ) установки (замены) батарей в своей квартире.

Председателю в этой ситуации следует обратить внимание, что именно требуется согласовать собственнику помещения:
— замену «родных» батарей на радиаторы этого же вида (аналогичные установленным при строительстве дома);
— замену радиаторов на радиаторы другого вида (отличные от тех, что были предусмотрены проектом здания), в том числе с изменением конфигурации (количества секций) радиаторов;
— перенос батарей.

В первом случае собственник квартиры имеет право установить аналогичные предусмотренным проектом батареи без получения специального разрешения обслуживающей организации (ТСЖ). Тем не менее, на наш взгляд, ему стоит уточнить, какие именно батареи соответствуют проекту, и уведомить ТСЖ о замене батарей, чтобы в будущем избежать проблем, в том числе и аварийных ситуаций.

В двух следующих случаях председателю ТСЖ, не обладающему специальными техническими знаниями, при принятии решения о наличии технической возможности замены радиаторов на радиаторы другого вида (отличные от тех, что были предусмотрены проектом здания), в том числе с изменением конфигурации (количества секций) или при переносе батарей, следует воспользоваться помощью специалиста, который определит возможность установки тех или иных приборов. При этом представляется, что замена «родных» батарей на радиаторы этого же вида (аналогичные использованным при строительстве дома) возможна и без дополнительных консультаций с техническим специалистом, поскольку не меняется материал отопительных приборов, а соответственно, и нагрузка на тепловую систему дома.

Возникает вопрос об оплате услуг технического специалиста. За чей счет будет проведена экспертиза о соответствии отопительных приборов проекту и возможности их установки в квартире без ущерба для тепловой системы дома? Очевидно, что и в данном случае могут возникнуть конфликтные ситуации. Однако думается, что нести расходы должен собственник квартиры, в которой он собирается заменить батареи, поскольку именно он выступает с инициативой изменения отопительной системы всего дома.
Замена батарей с тем же количеством секций из материалов, отличных от материала «родных» батарей, или с увеличением их поверхности может привести к тому, что тепловая система дома, рассчитанная по проекту на определенную нагрузку, разбалансируется и температурная нагрузка будет неравномерно распределена на разные части здания (поквартирно), поэтому проведение технической экспертизы позволит в дальнейшем избежать многих проблем и судебных исков.

Как известно, лучше предотвратить возникновение конфликтной ситуации, чем разбираться в причинах ее возникновения постфактум. Превентивные меры, информационная работа председателей с жителями по различным вопросам жизнедеятельности дома, в том числе по поддержанию теплового баланса дома, будут хорошим подспорьем в обеспечении качественной эксплуатации многоквартирного дома и комфортного проживания в нем жильцов.

Здесь председатель может и должен выступить в качестве помощника и союзника, поскольку он также является собственником помещения в данном доме и его интересы по определению аналогичны интересам всех остальных собственников жилья — его соседей.

Автор: Е.В.Фомичева, юрисконсульт Фонда жилищного просвещения «Ассоциация ТСЖ г. Нижнего Новгорода»
// «Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение», 2011, №1

Читайте также:  Сутки нет отопления куда звонить
Оцените статью