- КС РФ: правила расчёта платы за отопление в домах без ОДПУ законны
- Основания для перерасчета за отопление в 2020 году. Как сделать корректировку оплаты?
- Как происходит корректировка платы согласно постановлению № 354?
- Пересчет за тепло со стороны государства
- Как государство делает его за предыдущий год?
- С чем он связан?
- Когда такие действия являются незаконными?
- Куда жаловаться, если пришла квитанция с большой суммой в счете за тепловую энергию?
- Как составить жалобу на неправомерное начисление?
- Корректировка со стороны жильца
- Основания
- Температура не соответствует норме
- Нет обогрева из-за аварии
- Отопительный сезон начался, а батареи холодные
- Что сделать для пересмотра оплаты?
- Куда обращаться?
- Необходимые документы
- Как написать заявление?
- Направление документов
- Сроки процедуры
- На каком основании могут отказать?
- Обращение в суд
- Перерасчет по отоплению без одпу
КС РФ: правила расчёта платы за отопление в домах без ОДПУ законны
Конституционный Суд РФ, рассматривая административный иск, подтвердил законность норм ЖК РФ и ПП РФ № 354 о том, что если в доме нет ОДПУ тепловой энергии, то расчёт платы за отопление производится исходя из норматива. При этом не имеет значения, установлены ли в квартирах индивидуальные счётчики тепла.
Жительница одного из МКД, где не установлен общедомовой прибор учёта теплоэнергии, попыталась оспорить конституционность норм, в которых указано, что в отсутствие ОДПУ потребители оплачивают отопление исходя из утверждённого норматива. Такие правила расчётов указаны в ч. 1 ст. 157 ЖК РФ и абз. 2 п. 42(1) ПП РФ № 354 и не предусматривают учёт показаний индивидуальных счётчиков, если дом нельзя оснастить общедомовым прибором.
Конституционный Суд РФ отказался рассматривать жалобу, поскольку при отсутствии ОДПУ в расчётах учитывается норматив, в котором отражён средний расход теплоэнергии на обогрев дома целиком. В отсутствие показаний ОДПУ невозможно достоверно определить, какой объём ресурса приходится на общедомовые нужды, то есть разделить потребление на общее и индивидуальное.
Оспариваемые пункты, как отметил КС РФ, обеспечивают справедливый баланс интересов поставщиков тепловой энергии, собственников помещений в доме, подключённом к централизованным сетям теплоснабжения, и не могут расцениваться как нарушающие конституционные права жителей дома (определение от 26.02.2021 № 292‑О).
При этом КС РФ ранее указал, что при наличии общедомового прибора учёта поставщики тепла обязаны учитывать показания установленных в квартирах ИПУ, даже если они есть не во всех помещениях дома. Это решение изменило формулы расчёта платы за теплоэнергию: читайте об этом здесь и здесь. Как изменилась система расчётов платы за отопление МКД, узнайте в этом материале.
Основания для перерасчета за отопление в 2020 году. Как сделать корректировку оплаты?
Одной из популярных жалоб на коммунальные услуги является нарушение норм температуры в квартире. Закон четко ограничивает возможности недобросовестных управляющих компаний по снижению уровня подачи тепла в жилые и нежилые помещения. Рассмотрим, как добиться перерасчета коммунальных платежей за отопление в 2019 году.
Как происходит корректировка платы согласно постановлению № 354?
В течение календарного года плата за отопление производится равномерно, в соответствии с формулой, установленной Постановлением Правительства от 2011 года № 354. В случае изменений подачи тепла предусматриваются следующие варианты перерасчета:
- в силу норм закона (постановления Правительства от 2011 года № 354 и ст. 157 ЖК РФ);
- по заявлению собственника.
Пересчет за тепло со стороны государства
Перерасчет со стороны государства проводится автоматически. Гражданин не обязан самостоятельно обращаться в управляющую компанию, подавать заявление. В результате средства не возвращаются на счет в виде наличных денежных средств. Но следующий платеж уменьшается на сумму перерасчета. Однако не всегда пересчет бывает в пользу собственника. Зачастую с владельца помещения взыскиваются дополнительные денежные средства.
Как государство делает его за предыдущий год?
Рассмотрим, как делается пересчет за тепло со стороны государства. Постановление Правительства от 2011 года № 354 предусматривает корректировку счета за отопление для жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах 1 раз в год.
Величина компенсации рассчитывается по формуле:
С чем он связан?
П. 42(2) Постановления Правительства от 2011 года № 354 предусматривает основания для проведения перерасчета по инициативе государства. Если законодательством региона принимается решение об изменении способа оплаты за отопление, то управляющая компания в течение I квартала следующего года должна осуществить корректировку платежей за минувший год.
Когда такие действия являются незаконными?
Выясним степень законности пересчета за тепловую энергию на практике. Зачастую возникают незаконные перерасчеты за коммунальные услуги. Виновниками поборов являются управляющие компании. Доначисление платы за коммунальные услуги возможно за 3 прошедших года. В случае смены управляющей компании могут прийти повторные квитанции с перерасчетом. В такой ситуации необходимо представить квитанцию об оплате.
Начислении оплаты за коммунальные услуги должно проводиться строго в соответствии с формулами, указанными в Постановлении Правительства от 2011 года № 354. А перерасчет возможен только 1 раз в год. Проведение повторного перерасчета или применение других принципов исчисления недопустимо.
Куда жаловаться, если пришла квитанция с большой суммой в счете за тепловую энергию?
Собственники жилых и нежилых помещений не обязаны молчать в случае высоких счетов за коммунальные услуги. Оспорить неправомерное начисление можно в следующие органы:
- управляющая компания;
- государственная жилищная инспекция;
- Роспотребнадзор;
- прокуратура;
- суд.
Как составить жалобу на неправомерное начисление?
Заявитель может оформить одну жалобу и разослать в разные уполномоченные органы.
Документ должен включать:
- наименование уполномоченного органа;
- данные заявителя (Ф.И.О., адрес, контактный телефон);
- название документа;
- информацию о поставщике услуг;
- данные о посреднике (ТЖС, управляющая компания);
- перечень нарушений;
- ссылка на закон;
- просьба о привлечении к ответственности;
- перечень доказательств;
- дата и подпись.
Корректировка со стороны жильца
Собственник имеет право инициировать перерасчет, если управляющая компания выполняет обязательства недолжным образом. Ст. 157 ЖК РФ предусматривает возможность пересчета платы за отопление в следующих случаях:
- услуга, которая была предоставлена, не соответствовала нормативам;
- услуга предоставлялась с перерывами, больше установленных законом.
Расчет коммунальных платежей должен осуществляться на основании показаний счетчиков. При их отсутствии за основу принимаются нормативы. В особых случаях могут применяться повышающие коэффициенты.
Основания
Собственник может требовать перерасчета при наличии следующих оснований:
- При отклонении от норм тепла в квартире. Принимается во внимание значительное различие температуры в дневное и ночное время. Также в случае температуры в жилом помещении ниже 18°С.
- Оформление субсидии. Не нужно путать с компенсацией оплаты за отопление. В случае оформления субсидии, счет в платежке должен быть уменьшен на установленную сумму. Если этого не произошло, необходимо подать заявление о перерасчете.
- Один или несколько радиаторов вышли из строя. В такой ситуации уменьшается теплоотдача поэтому гражданин получает право на перерасчет.
Температура не соответствует норме
Нормы температуры в жилом помещении регламентирован главой VI постановления Правительства от 2011 года № 354:
- в жилых помещениях – не менее 18°С;
- в угловой квартире – не менее 20°С;
- если в течение 5 дней температура на улице составляет ниже 31°С, то температура в квартире должна быть не менее 20°С;
- в угловой квартире – не менее 22°С.
Нет обогрева из-за аварии
В течение отопительного периода должна осуществляться бесперебойная подача тепла. Однако никто не застрахован от аварийных ситуаций. Постановление Правительства от 2011 года № 354 регламентирует возможность прекращения подачи тепла в период отопительного сезона:
- суммарно в течение календарного месяца – не более 24 часов;
- при температуре в квартире от 12°С до нормы – не более 16 часов;
- при температуре в квартире от 10 до 12°С до нормы – не более 8 часов;
- при температуре от 8 до 10°С до нормы – не более 4 часов.
За каждый час превышения суммарного времени стоимость оплаты за отопление снижается на 0,15% (подробно о том, как рассчитывается стоимость отопления за 1 кв. м в 2019 году, читайте тут).
Отопительный сезон начался, а батареи холодные
В первую очередь необходимо убедиться, что причина отсутствия отопления не зависит от жильцов:
- открыты краны на радиаторах отопления;
- слой краски на радиаторах не превышает 1 см;
- отсутствует воздушная пробка в батареях.
В случае если вина за отсутствие тепла лежит не на жильце, то необходимо составить акт. Для этого нужно пригласить представителя управляющей компании. А в случае его отказа от явки достаточно привлечь 2 соседей.
На основании акта нужно составить претензию в управляющую компанию. Если уполномоченный орган отказывается провести перерасчет и устранить нарушения, то необходимо подготовить иск в суд.
Что сделать для пересмотра оплаты?
Если управляющая компания не проявляет инициативы, то гражданин должен самостоятельно защищать свои права.
Порядок действий для получения пересмотра суммы в квитанции за расчетный период:
- Сбор документов и доказательств.
- Составление заявления.
- Направление жалобы в уполномоченный орган.
- Получение ответа.
- Обращение в суд.
Куда обращаться?
Изначально необходимо обратиться в управляющую компанию. Оформление жалобы в другие органы потребует наличие ответа от организации, которая обязана контролировать процесс предоставления коммунальных услуг.
Даже в случае отсутствия ответа, необходимо предъявить доказательства, что гражданин пытался решить ситуацию мирно.
Необходимые документы
Перечень документов для оформления жалобы:
- гражданский паспорт заявителя;
- правоустанавливающие документы на помещение;
- квитанции об оплате;
- протокол учета расхода тепловой энергии;
- акт приемки-сдачи тепловых ресурсов;
- документ, регламентирующий тарифы на отопление в населенном пункте;
- данные об объеме переданной тепловой энергии;
- копия договора с поставщиком (узнать больше о заключении договора по теплоснабжению можно здесь);
- акт о выявлении нарушений.
Большинство перечисленных документов необходимо запросить в управляющей компании. В случае отказа от предоставления сведений или игнорирования запроса, гражданин может обратиться в суд.
Документ может быть составлен представителями управляющей компании или собственником лично в присутствии 2 свидетелей (не родственников).
В качестве свидетелей можно привлечь старшего по подъезду, председателя совета дома.
Как написать заявление?
Заявление на пересчет платы за отопление должно включать:
- наименование управляющей компании;
- данные заявителя (Ф.И.О., адрес, контактный телефон);
- название документа;
- причины для проведения пересчета;
- сроки для принятия решения;
- последствия отказа;
- перечень документации;
- дата и подпись.
В качестве последствий отказа указывается обращение в Роспотребнадзор, прокуратуру и суд.
Направление документов
В случае направления заявления необходимо получить доказательства о его вручении. Предусматриваются следующие варианты вручения:
- Лично. Документы и заявление вручаются секретарю. На копии заявления проставляется отметка о вручении и печать организации.
- Письмом. Необходимо выбрать заказное письмо с уведомлением о вручении.
Сроки процедуры
На основании ст. 31 ФЗ № 2300-1 от 1992 года управляющая компания должна предоставить ответ на заявление в течение 10 дней с момента получения документа. Исчисление срока начинается с момента вручения.
На каком основании могут отказать?
Не всегда заявление дает желаемый результат. В ряде случаев управляющая компания отказывает в пересчете коммунальных платежей. Ситуации, когда обращение в суд не даст результат:
- Засоры в радиаторах. Хотя ответственность за содержание батарей возлагается на управляющую компанию, сотрудники могут заявить об отсутствии жильцов при проведении профилактических работ. В лучшем случае удастся получить услугу по промыву радиатора.
- Наличие в стояках воздушных пробок. Управляющая компания не виновата в данной ситуации. Для устранения пробки нужно посетить квартиру, в которой она расположена. Однако свободный доступ есть не всегда.
- Тепловые потери. Снижение температуры в квартире может быть обусловлено плохим ремонтом. Например, щелями в окнах или дверях, отсутствием утеплителя в стенах.
Обращение в суд
Если управляющая компания отказывается добровольно урегулировать конфликт, то гражданин должен защищать свои права в суде. Порядок обращения в судебные органы:
- Подготовка документов.
- Оформление иска.
- Направление в суд.
- Получение судебного решения.
- Направление исполнительного листа в ФССП.
При обращении в суд гражданин имеет право на взыскание компенсации, на оплату морального вреда и на получение штрафа.
Закон предусматривает возможность истребования пересчета с управляющей компании в случае ненадлежащего предоставления услуг. На практике такие требования направляются редко. В случае нарушения прав жильцы должны защищать свои имущественные интересы. Для этого можно привлечь юриста. Как показывает судебная практика, при наличии доказательств суд удовлетворяет требования истца.
Перерасчет по отоплению без одпу
Правила предоставления коммунальных услуг предусматривают отдельный порядок расчетов платы за отопление для каждой конкретной ситуации в зависимости от разных факторов, в том числе наличия/отсутствия общедомового прибора учета в многоквартирном доме. При этом , порядок расчета платы за отопление собственникам помещений МКД не редко становится предметом судебных споров, в том числе между ресурсоснабжающими организациями и собственниками нежилых помещений.
Так теплоснабжающая организация из г.Н.Новгорода ООО (собственник нежилого помещения — магазин на первом этаже МКД) в 2010 году заключили договор теплоснабжения, который ежегодно пролонгировался.
С января по декабрь 2017 года «Теплоэнерго» поставило магазин тепловую энергию, расчет количества которой ввиду отсутствия в многоквартирном доме общедомового прибора учета произвело исходя из норматива потребления тепловой энергии, тогда как, по мнению ООО, количество тепловой энергии должно определяться по данным прибора учета, установленного в магазине.
В связи с этим, по мнению ООО, у теплоснабжающей организации возникло неосновательное обогащение в сумме 45 819, 35 руб., что послужило основанием для обращения в суд.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды двух инстанций руководствовались положениями ст. 309, 539, 544 ГК РФ о надлежащем исполнении обязательств и договоре энергоснабжения, а также Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N354 (далее — Правила N354).
В соответствии с ч.1 ст. 157 ЖК РФ Правительство Российской Федерации устанавливает правила
предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Поскольку принадлежащее Обществу нежилое помещение расположено в многоквартирном доме, суд пришел к выводу о том, что в данном случае отношения сторон регулируются Правилами 354.
В соответствии с пунктом 43 Правил №354, объем потребленной в нежилом помещении многоквартирного дома тепловой энергии определяется в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил. Согласно пункта 42(1) Правил №354, при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2 и 2(1) приложения N 2 к настоящим Правилам, исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Поскольку в многоквартирном доме отсутствует общедомовой прибор учета, руководствуясь вышеуказанными нормами права, ответчик обоснованно определил количество поставленной на объект истца тепловой энергии в спорный период, исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Довод ООО о том, что у него установлен тепловой счетчик, в связи, с чем расчет оплаты за теплоэнергию должен производиться с учетом его показаний, судами был отклонен. В данном случае расчет по показаниям индивидуального прибора учета тепловой энергии, установленного в нежилом помещении Общества, невозможен, поскольку многоквартирный дом, в котором находится нежилое помещение истца, не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии.
Наличие условий в пункте 3 договора, согласно которым количество тепловой энергии определяется на основании показаний приборов учета потребителя, не может изменить порядок определения объема потребленной в нежилом помещении многоквартирного дома тепловой энергии, предусмотренный Правилами № 354.
Как указали суды двух инстанций, Истцом не доказан факт возникновения на стороне ответчика неосновательного обогащения, поскольку в спорном многоквартирном доме, отсутствует общедомовой прибор учета тепловой энергии и ответчиком правомерно и обоснованно производился расчет платы, исходя из нормативов. ВС РФ подтвердил выводы нижестоящих судов и не нашел оснований для удовлетворения кассационной жалобы. (Определение ВС РФ от 26 июня 2019 г. N 301-ЭС19-9414, дело №А43-21262/2018).
Следует обратить внимание, что ранее аналогичную позицию высказывал Конституционный суд РФ, в Постановлении от 20.12.2018 N 46-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобами граждан В.И. Леоновой и Н.Я. Тимофеева». Со ссылкой на п.42(1) Правил 354 КС указал, что соответствующий порядок, в частности, предполагает, что в многоквартирном доме, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения, расчет платы за отопление исключительно, исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению возможен лишь при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (абзац второй пункта 42(1) данных Правил, формулы 2 и 2(1) приложения N 2 к ним). В этом случае применение при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению полученных расчетным способом показателей объема потребленной тепловой энергии обусловлено объективной невозможностью использовать данные коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии ввиду отсутствия такового.
Компания «Бурмистр.ру» разработала уникальную CRM-систему для управляющих организаций и ТСЖ, позволяющая автоматизировать работу аварийно-диспетчерской службы, клиентского отдела, бухгалтерии, а также работу со злостными неплательщиками. Более подробная информация здесь .
Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем форуме или же воспользуйтесь формой ниже.
Рассылка новостей ЖКХ
а также наших статей
Подписка на рассылку
Спасибо, вы успешно подписались на рассылку!
Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!
Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!
Спасибо, мы скоро свяжемся с Вами!
Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!
Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!
Статья 14.1.3. Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии
Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
2.Управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующие виды информации:
а) общая информация об управляющей организации, товариществе и кооперативе, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сметы доходов и расходов товарищества или кооператива, отчет о выполнении смет доходов и расходов товарищества или кооператива);
б) перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, с указанием адреса и основания управления по каждому многоквартирному дому, перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления, перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых в предыдущем году на общем собрании приняли решение о прекращении их объединения в товарищества для совместного управления общим имуществом в многоквартирных домах, а также перечень многоквартирных домов, в которых членами кооперативов в предыдущем году на их общем собрании приняты решения о преобразовании кооперативов в товарищества;
в) общая информация о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, в том числе характеристика многоквартирного дома (включая адрес многоквартирного дома, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, уровень благоустройства, серия и тип постройки, кадастровый номер (при его наличии), площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, конструктивные и технические параметры многоквартирного дома), а также информация о системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;
г) информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг;
д) информация об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг (нормативах накопления твердых коммунальных отходов);
е) информация об использовании общего имущества в многоквартирном доме;
ж) информация о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме. Эти сведения раскрываются управляющей организацией по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме на основании договора управления в случаях, когда управляющей организации поручена организация проведения капитального ремонта этого дома, а также товариществом и кооперативом, за исключением случаев формирования собственниками помещений в многоквартирном доме фонда капитального ремонта на счете специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (региональный оператор);
з) информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний;
и) отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, отчет об исполнении смет доходов и расходов товарищества, кооператива за год;
к) информация о случаях привлечения управляющей организации, товарищества и кооператива, должностного лица управляющей организации, товарищества и кооператива к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирным домом с приложением копий документов о применении мер административного воздействия, а также сведения о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.
Статья 5.62. Дискриминация
3.Дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, — влечет наложение административного штрафа на на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.