Перерасчет за отопление если авария

Плата за отопление при аварии на тепловой сети

Автор: Давыдова О. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Каким должен быть размер платы за коммунальную услугу по отоплению в МКД (нужно ли производить перерасчет платы), если по причине аварии на участке тепловой сети дом был отключен от отопления? Сопутствующие особенности таковы. Во-первых, дом не оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии. Во-вторых, авария произошла до того, как закончился отопительный сезон, а была устранена после его окончания.

Стандартный расчет платы за отопление

Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии – исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ.

Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД регулируют Правила предоставления коммунальных услуг. Эти же правила устанавливают среди прочего:

порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии;

порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги закреплен в разд. VI указанных правил. Так, потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления МКД вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление обозначенной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в доме (абз. 2 п. 40).

В силу п. 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов:

в течение отопительного периода;

равномерно в течение календарного года.

В случае отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в МКД размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в доме определяется путем перемножения следующих величин:

общей площади i-го помещения (жилого или нежилого) в МКД;

тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с законодательством РФ;

норматива потребления коммунальной услуги по отоплению;

коэффициента периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению (применяется в случае оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года). Он равен отношению количества месяцев отопительного периода, в том числе неполных, определенных органом исполнительной власти субъекта РФ для установления соответствующих нормативов, к количеству месяцев в календарном году. Предположим, региональными властями норматив потребления коммунальной услуги по отоплению рассчитан на отопительный период продолжительностью девять месяцев (с сентября по май включительно). В этом случае коэффициент равен 9/12.

Порядок определения норматива потребления коммунальной услуги по отоплению утвержден Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг. На основании п. 13 этих правил нормативы потребления коммунальных услуг определяются с применением метода аналогов либо расчетного метода с использованием соответствующих формул, приведенных в приложении 1.

Метод аналогов

Расчетный метод

Применяется при наличии сведений, полученных в результате измерения объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в МКД или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства дома и климатическими условиями

Применяется в случае невозможности использования метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в МКД или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений

Формула определения норматива потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях МКД при применении и метода аналогов, и расчетного метода выглядит одинаково (норматив измеряется в Гкал на 1 кв. м общей площади всех жилых и нежилых помещений в МКД в месяц):

Метод аналогов

Расчетный метод

Читайте также:  Как отопление сделать домашним условиях

Суммарный (за отопительный период) расход тепловой энергии на отопление МКД, определенный по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета

Количество тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период МКД, не оборудованными коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, определяемое расчетным способом

S об (кв. м)

Общая площадь всех жилых и нежилых помещений в МКД

Период, равный продолжительности отопительного периода (количество календарных месяцев, в том числе неполных, в отопительном периоде), в котором произведены измерения суммарного расхода тепловой энергии на отопление МКД

Период, равный продолжительности отопительного периода (количество календарных месяцев, в том числе неполных, в отопительном периоде)

Важно учитывать, что отопительный период, определяемый для установления региональными властями норматива потребления коммунальной услуги по отоплению (назовем его расчетным периодом), может не совпадать (как правило, не совпадает) с фактическим периодом отопления в текущем сезоне.

Согласно п. 5 Правил предоставления коммунальных услуг если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается во внутридомовые инженерные системы по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом. Отопительный период должен начинаться не позднее и заканчиваться не ранее дня, следующего за днем окончания пятидневного периода, в течение которого среднесуточная температура наружного воздуха ниже 8 °С или среднесуточная температура наружного воздуха выше 8 °С соответственно.

Таким образом, норматив потребления коммунальной услуги по отоплению, установленный на один календарный месяц расчетного периода, зависит от количества этих месяцев и не связан с тем, оказывалась ли фактически в эти месяцы коммунальная услуга по отоплению, в том числе полный месяц или только часть месяца. Получается, потребитель за отопительный сезон обязан оплачивать стоимость тепловой энергии, размер которой зависит от площади помещения, действующего тарифа на ресурс и норматива, независимо от того, на какие числа месяца приходятся начало и окончание отопительного сезона по факту.

Перерыв в оказании коммунальной услуги по отоплению

В соответствии с ч. 4 ст. 157 ЖК РФ при предоставлении коммунальных услуг с перерывами, превышающими установленную продолжительность, меняется размер платы за коммунальные услуги в порядке, прописанном в Правилах предоставления коммунальных услуг. Размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты услуги. Расчетный период для оплаты коммунальных услуг равен календарному месяцу (п. 37 указанных правил).

Итак, коммунальные услуги по отоплению должны предоставляться круглосуточно в течение отопительного сезона, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, которые приведены в приложении 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг.

Допустимая продолжительность перерывов в отоплении такова (при условии, что температура наружного воздуха не ниже расчетной, принятой при проектировании системы отопления, и выполнены мероприятия по утеплению помещений) (позиция 14):

не более 24 часов (суммарно) в течение одного месяца;

не более 16 часов единовременно – при температуре воздуха в жилых помещениях от +12 °C до нормативной температуры;

не более 8 часов единовременно – при температуре воздуха в жилых помещениях от +10 до +12 °C;

не более 4 часов единовременно – при температуре воздуха в жилых помещениях от +8 до +10 °C.

За каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва в отоплении, исчисленной суммарно за расчетный период, в котором произошло указанное превышение, размер платы за коммунальную услугу за такой период снижается на 0,15% размера платы, определенного за данный расчетный период, с учетом положений разд. IX Правил предоставления коммунальных услуг. Так вот, согласно этим нормам при отсутствии в МКД коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии размер платы за коммунальную услугу по отоплению снижается на размер платы за объем непредоставленной коммунальной услуги (п. 99). В свою очередь, объем (количество) не предоставленной в течение расчетного периода коммунальной услуги по отоплению потребителю в жилом или нежилом помещении рассчитывается исходя из продолжительности непредоставления коммунальной услуги (перерыва в отоплении) и норматива потребления услуги (п. 100).

К сведению: в силу пп. «г» п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель обязан при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.

Перерасчет платы в конкретной ситуации

Рассмотрим дело № А16-1712/2017.

Читайте также:  Отличие двухтрубной системы отопления от четырехтрубной

В связи с аварией на участке тепловой сети 27.04.2017 от отопления был отключен МКД, не оборудованный ОПУ тепловой энергии, что подтверждается актом технического состояния. Отопительный период, на который рассчитан норматив потребления коммунальной услуги по отоплению (расчетный период), составляет восемь месяцев (с октября по май включительно). Фактически отопительный период 2016 – 2017 годов по постановлению местного органа власти закончился 06.05.2017.

На момент окончания отопительного сезона (как фактического, так и расчетного) акт об устранении причин нарушения качества коммунальной услуги отсутствовал.

Какой период в данном случае следует считать периодом перерыва в оказании коммунальной услуги по отоплению: с 27.04.2017 по 06.05.2017 или с 27.04.2017 по 31.05.2017?

Предприятие, предоставившее коммунальную услугу, выбрало первый вариант и именно за этот период произвело перерасчет платы за коммунальный ресурс.

ГЖИ по результатам выездной проверки стала настаивать на втором варианте, считая, что перерасчет платы за отопление нужно было также произвести за период с 07.05.2017 по 31.05.2017.

Предприятие смогло отстоять свою позицию только в кассационной инстанции.

Ключевой вывод: теплоснабжение осуществляется только в течение отопительного периода (фактического), поэтому его окончание объективно прекращает как сам факт оказания коммунальной услуги по отоплению, так и перерыв, превышающий допустимую продолжительность.

Несоответствие расчетного и отопительного (фактического) периодов по времени не порождает обязанность исключить из стоимости услуги период, когда она не оказывалась (с 07.05.2017 по 31.05.2017). Перерасчет платы за этот период привел бы к неполной оплате нормативного количества тепловой энергии, рассчитанного исходя из отопительного периода, равного восьми месяцам.

Отметим еще один момент. Вывод о невозможности изменения размера платы за коммунальную услугу с разбивкой по дням, по мнению судей АС ДВО, противоречит позиции 14 приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг. Само по себе установление норматива потребления коммунальной услуги по отоплению исходя из отопительного периода, составляющего восемь месяцев, не влияет на порядок перерасчета размера платы в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, предусмотренный п. 99, 100 обозначенных правил (Постановление от 12.04.2018 № Ф03-740/2018).

Если авария на участке тепловой сети привела к отключению отопления в течение периода, превышающего допустимый перерыв, плата за коммунальную услугу по отоплению в доме, не оборудованном ОПУ, должна быть пересчитана с учетом количества дней перерыва в пределах фактического отопительного сезона (не расчетного, используемого для определения норматива потребления коммунальной услуги по отоплению).

Как добиться перерасчета за отопление?

Перебои с отоплением неприятная реальность для жильцов многоквартирных домов во всех регионах страны, Санкт-Петербург и Ленинградская область не являются исключением. Однако, зачастую кроме как своим близким и знакомым пожаловаться на печальное положение дел с отоплением граждане не торопятся.

А между тем, квитанции на оплату отопления они оплачивают своевременно. Что же делать, как добиться перерасчета за отопление рассказывают юристы «Юридического центра Сиан».

Как зафиксировать перебои и куда обращаться за перерасчетом за отопление?

С наступлением отопительного сезона, по сложившейся традиции, телефоны горячих линий, специально созданных для приема жалоб о таких проблемах, разрываются от звонков граждан, сообщающих о перебоях с отоплением. Однако, сам факт жалобы далеко не всегда отражается в получаемых впоследствии жильцами многоквартирных домов квитанциях.

Когда температура за окном минусовая, а отопительные приборы в квартире едва теплятся или вовсе холодные, следует произвести фиксирование факта отсутствия отопления или его ненадлежащего качества.

Жильцу квартиры необходимо позвонить в аварийно-диспетчерскую службу и сообщить о проблеме. В ответ на жалобу, исполнитель обязан отправить в квартиру проверяющих, которые должны составить соответствующий акт.

По нормативу проверка по факту заявки в диспетчерскую службу должна быть выполнена не позже 2 часов после звонка жильца многоквартирного дома. Иной срок допускается только тогда, когда жилец дома сам попросит произвести проверку в другое время. Акт составляется в присутствии жильца и подписывается всеми заинтересованными сторонами, у каждой из которых остается по экземпляру.

Когда в течение отведенного нормативом срока проверка не выполнена, потребитель имеет право самостоятельно составить акт проверки качества предоставляемой коммунальной услуги. В акте фиксируется отсутствие отопления или температура отопительного прибора. Документ заверяется потребителем, а также его соседями, председателем ТСЖ или председателем совета дома. Акт послужит доказательством на случай спора с поставщиком услуги и при возможном судебном разбирательстве.

Читайте также:  Твердотопливные котлы для водяного отопления частного дома

Горячие телефонные линии по приему жалоб от населения на проблемы с отоплением работают повсеместно. В Санкт-Петербурге имеется по специальному номеру для каждого района города, а также в Жилищном комитете.

При необходимости жильцы многоквартирных домов могут обратиться по своему району и сообщить о перебое в отоплении. По «горячим линиям» принимаются заявки и далее предпринимаются соответствующие меры по устранению перебоев в отоплении.

Не только по номеру «горячей линии» потребители имеют возможность жаловаться на перебои с отоплением. При необходимости пожаловаться можно в Государственную жилищную комиссию. В жалобе следует указать суть проблемы и обратиться с просьбой выполнить проверку нарушения и привлечь исполнителя к ответственности за нарушение норматива обеспечения населения коммунальными услугами. Таким образом, у потребителя есть возможность не только заявить о перебоях в отоплении, но и принять меры по привлечению к ответственности виновных в таких перебоях.

Как быстро добиться перерасчета за отопление?

Чтобы добиться перерасчета за отопление, следует пройти обязательный претензионный порядок действий. Исполнителю направляется от потребителя жалоба на неоказание или некачественное оказание услуги. В жалобе обязательно указываются требования: восстановить подачу отопления. Жалоба подкрепляется актом проверки.

Чем может помочь Вам юрист?

Юристы «Юридического центра СИАН»
готовы оказать Вам необходимую помощь, а именно:

  • Проконсультируют Вас по Вашей проблеме;
  • Изучат Ваши документы;
  • Подготовят правовую экспертизу,
    необходимые жалобы, претензии, иски;
  • Защитят Ваши интересы в суде.

8 (921) 917-90-91 – Санкт-Петербург
8 (915) 418-20-00 – Москва и область

В ответ на жалобу потребителя, подкрепленную актом проверки, исполнитель обязан произвести перерасчет за отопление. Если отсутствует общедомовой счетчик на отопление или индивидуальный, тогда плата за отопление сокращается на размер непоставленной услуги.

То есть, с момента фиксации в акте проверки факта отсутствия отопления и до момента его восстановления, потребитель освобождается от оплаты за отопление и это должно быть отражено в квитанции на оплату за этот период.

Если же в акте проверки будет указано, что услуга предоставлялась ненадлежащего качества (температура отопительных приборов была ниже установленного нормативом показателя), тогда размер оплаты за данный календарный период должен быть уменьшен соразмерно числу дней, когда такое нарушение было установлено.

То есть независимо, были ли у Вас батареи холодные или чуть теплые, оплачивать те дни, когда отопление отсутствовало в должной мере, не придется.

В течение всего отопительного периода действуют достаточно строгие нормативы на допустимые размеры перерывов в подаче тепла:

  • В сумме не больше 24 часов за 1 месяц;
  • Не больше 16 часов подряд при температуре от 12 и выше градусов в квартире;
  • Не больше 8 часов подряд при температуре в квартире от 10 до 12 градусов;
  • Не больше 4 часов подряд при температуре в квартире от 8 до 10 градусов.

Перерасчет за отопление производится исходя из правила: за каждый час отсутствия или недостаточного отопления оплата за этот день уменьшается на 0,15 процентов. Но и это еще не все.

Изменения произошли в текущем 2015 году и коснулись ответственности управляющих компаний за непредоставление или некачественное предоставление коммунальных услуг, в том числе отопления.

Государственная Дума в июне 2015 г. приняла целый ряд поправок к действующему ЖК РФ. Одна из таких поправок прямо указывает на то, что за непредоставление или некачественное предоставление коммунальных услуг управляющие компании будут обязаны выплатить потребителям компенсацию. Если же сумма в квитанции на оплату оказалась неоправданно завышенной, то и это повлечет наказание в виде штрафа. Вступят в силу эти поправки 28.12.2015 г.

По закону с 2015 г. заплатить за перебои с отоплением управляющей компании придется в размере 30 процентов от цены на отопление за указанный период. Если же будет выявлен факт завышения сумм оплаты за отопление, тогда размер штрафа увеличивается до 50 процентов. Компенсация будет учтена в квитанции за следующий отчетный период.

Оцените статью