- Оплата отопления по показателям общедомового, а не индивидуального счетчика: справедливо или нет?
- Эксперты рассказали, как проверить перерасчеты за отопление
- Основания для перерасчета за отопление в 2020 году. Как сделать корректировку оплаты?
- Как происходит корректировка платы согласно постановлению № 354?
- Пересчет за тепло со стороны государства
- Как государство делает его за предыдущий год?
- С чем он связан?
- Когда такие действия являются незаконными?
- Куда жаловаться, если пришла квитанция с большой суммой в счете за тепловую энергию?
- Как составить жалобу на неправомерное начисление?
- Корректировка со стороны жильца
- Основания
- Температура не соответствует норме
- Нет обогрева из-за аварии
- Отопительный сезон начался, а батареи холодные
- Что сделать для пересмотра оплаты?
- Куда обращаться?
- Необходимые документы
- Как написать заявление?
- Направление документов
- Сроки процедуры
- На каком основании могут отказать?
- Обращение в суд
Оплата отопления по показателям общедомового, а не индивидуального счетчика: справедливо или нет?
caifas / Depositphotos.com |
Действующее законодательство предусматривает два способа расчета размера платы за коммунальные услуги: на основании определяемого по показаниям приборов учета объема потребляемых ресурсов, а при отсутствии счетчиков – исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса). Конкретный порядок расчета и внесения платы устанавливается Правительством РФ. Так, например, для определения размера платы за отопление в МКД используется одна из нескольких формул, приведенных в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила). При выборе нужной формулы стоит исходить, во-первых, из того, каким образом оплачивается отопление: в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года (абз. 1 п. 42.1 Правил). Во-вторых, на порядок расчета влияет оснащенность помещений счетчиками: в случае, когда МКД оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, а индивидуальные или квартирные счетчики отсутствуют во всех или некоторых помещениях в нем, размер платы за отопление в каждом из этих помещений определяется исходя из показаний общедомового прибора учета (абз. 3 п. 42.1 Правил). Если же все жилые и нежилые помещения МКД оснащены индивидуальными приборами учета тепла, при расчете размера платы за отопление учитываются показания и этих счетчиков, и общедомового прибора учета (абз. 4 п. 42.1 Правил).
Таким образом, на практике, если хотя бы одна квартира или одно нежилое помещение в МКД не оборудованы индивидуальным прибором учета, объем потребленной энергии по показаниям общедомового счетчика «распределяется» между помещениями пропорционально их площади. Такой порядок расчета применяется и тогда, когда счетчик перестал использоваться в связи с ненадлежащим исполнением обязанности по обеспечению его надлежащей эксплуатации, сохранности или своевременной замены собственником (ч. 7 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; далее – закон об энергосбережении).
Именно с такой ситуацией столкнулся гражданин Д. Все помещения в МКД, в котором он проживает, на момент ввода дома в эксплуатацию были оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии (напомним, ими, согласно указанной выше норме закона об энергосбережении, с 1 января 2012 года должны быть оснащены все новые МКД, а также дома, вводимые в эксплуатацию после капремонта – при наличии технической возможности установки таких счетчиков). Однако впоследствии в ряде помещений счетчики были демонтированы, что повлекло перерасчет размера платы за отопление для всех собственников помещений в доме, и расходы Д. на коммунальные услуги увеличились. Он посчитал это несправедливым и подал в Верховный Суд Российской Федерации административный иск о признании недействующими абз. 3 п. 42.1 и частично абз. 4 п. 42.1 Правил. Суд пришел к выводу о том, что Правительство РФ при введении дифференцированного подхода к определению размера платы за отопление не вышло за рамки своих полномочий по определению правил предоставления гражданам коммунальных услуг, а доводы истца о противоречии указанных норм закону об энергосбережении несостоятельны, поскольку целью последнего является закрепление основ стимулирования энергосбережения, а не определение размера платы за коммунальные услуги и порядка ее расчета (решение ВС РФ от 31 мая 2017 г. по делу № АКПИ17-201). Не было удовлетворена и апелляционная жалоба истца – Суд добавил, что установленный оспариваемыми нормами порядок расчета платы за отопление принят на основании общего принципа распределения фактически потребленного всеми помещениями МКД объема тепловой энергии для поддержания в них нормативной температуры воздуха (пропорционально площади занимаемого помещения в доме) с соответствующим распределением размера платы, что позволяет обеспечить непрерывное теплоснабжение всех помещений в доме в течение отопительного периода. Причем, по мнению ВС РФ, тот факт, что при применении такого порядка размер оплаты увеличивается, не свидетельствует о незаконности соответствующих положений Правил (определение Апелляционной коллегии ВС РФ от 5 сентября 2017 г. по делу № АПЛ17-300). В передаче надзорной жалобы на рассмотрение в судебном заседании истцу было отказано (постановление ВС РФ от 25 декабря 2017 г. № ПФ17-137).
В каком случае к нормативу потребления коммунальной услуги по отоплению при отсутствии в многоквартирном доме общедомового и индивидуальных приборов учета не применяется повышающий коэффициент, узнайте из материала «Порядок оплаты электрической и тепловой энергии для граждан» Энциклопедии решений интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Вынесенные решения Д. не удовлетворили, и он обратился в КС РФ с заявлением о проверке конституционности ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса, абз. 3 п. 42.1 и абз. 4 п. 42.1 (в части) Правил. В жалобе заявителя подчеркивается: согласно оспариваемым нормам порядок расчета платы за отопление, а значит и ее размер, фактически зависит от недобросовестных действий одного или нескольких собственников помещений в МКД, не сохранивших счетчики, что причиняет прямые убытки добросовестным собственникам. В дальнейшем, по мнению Д., это может привести к отказу от счетчиков граждан, эффективно расходующих энергию, так как они поймут, что никакой экономической выгоды им это не приносит.
Как отметили представители органов власти, присутствовавшие на вчерашнем заседании КС РФ, в ходе которого рассматривалось дело о проверке конституционности оспариваемых Д. норм, оснований для признания ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ противоречащим Конституции РФ нет, поскольку конкретный порядок расчета платы ею не устанавливается, а вот соответствующие положения Правил действительно необходимо скорректировать. Нельзя назвать справедливой ситуацию, когда одна и та же формула расчета платы применяется и в отношении тех домов, где ни одно помещение не оборудовано индивидуальными приборами счета, и тех, где счетчик отсутствует лишь в одной квартире, подчеркнула полномочный представитель Генерального прокурора РФ в КС РФ Татьяна Васильева. По ее словам, заявитель абсолютно обоснованно указывает на то, что ответственность за недобросовестное поведение собственника, не сохранившего индивидуальный прибор учета тепла, не может быть возложена на других собственников, обеспечивающих исправную эксплуатацию счетчиков. Применение в таком случае иного порядка определения размера платы, влекущего увеличение расходов добросовестных владельцев помещений, не отвечает принципам справедливости и разумности.
Судя по всему, это понимает и само правительство – в настоящее время на рассмотрении кабинета министров находится подготовленный Минстроем России проект постановления о внесении изменений в Правила, предусматривающий особый порядок расчета платы за отопление для МКД, в которых не все помещения оборудованы индивидуальными приборами учета. Как сообщила советник Министра юстиции РФ Мария Мельникова, министерство дало положительное заключение на проект, однако согласованного решения всех заинтересованных ведомств по предлагаемым проектом формулам расчета пока нет. По ее мнению, вынесенное КС РФ решение по рассматриваемому делу станет определенным стимулом для утверждения проекта.
По мнению полномочного представителя Президента РФ в КС РФ Михаила Кротова, рассмотрение указанных поправок может затянуться, поскольку обеспечить объективный учет объема потребляемого в каждом помещении тепловой энергии проблематично, так как в отличие, например, от электроэнергии, которая потребляется в точках подключения электроприборов, теплоотдача происходит от всех элементов системы отопления (радиаторов, стояков, трубопроводов), размещаемых в том числе в соседних помещениях, что и определяет МКД как единый теплотехнический объект. «Даже если кто-то из собственников, у кого установлен индивидуальный прибор учета, начнет экономить расход тепла у себя в квартире, это не означает, что он не пользуется той тепловой энергией, которая отраженно попадает в его квартиру от отапливаемых помещений соседей (через стояки, например)», – отметил эксперт. Тем не менее он поддержал мнение о несоответствии оспариваемых положений Правил принципам рационального и эффективного использования энергетических ресурсов, подчеркнув, что лишение возможности оплачивать потребление тепла по показаниям исправных счетчиков делает бесполезными старания собственников по снижению расходов на отопление за счет экономии ресурсов, притом что они, помимо этого, несут расходы на обслуживание счетчиков.
Таким образом, предпосылок для корректировки Правил в части расчета платы за отопление в МКД более чем достаточно. Обяжет ли законодателя к внесению в них поправок КС РФ, портал ГАРАНТ.РУ расскажет после вынесения соответствующего постановления.
Эксперты рассказали, как проверить перерасчеты за отопление
Плату за отопление в домах, где есть счетчики тепла, начисляют одним из двух способов: либо только во время отопительного сезона (тогда зимой квартплата выше, чем летом), либо равномерно в течение года.
При равномерных платежах плата рассчитывается из среднемесячного объема потребления тепла за предыдущий год. А после окончания года, в первом квартале, происходит корректировка платы за тепло с учетом фактических показаний приборов учета. Проще говоря, в 2020 году «равномерную» плату начисляли по среднемесячному потреблению тепла в 2019 году. А сейчас, в начале 2021 года, коммунальщики вычисляют по счетчикам, сколько фактически использовали жители дома в 2020 году, и делают перерасчет.
Если год оказался холоднее предыдущего, то жильцов попросят доплатить. Если теплее — может оказаться, что жители заплатили больше, чем нужно. Напомним, что в этих расчетах учитывается не зима и не отопительный сезон, а календарный год — с 1 января по 31 декабря.
Как проверить, правильно ли сделали перерасчет? Показания общедомового счетчика и суммарный объем тепла, предоставленный во всех жилых и нежилых помещениях, обязательно указываются в ежемесячной «платежке». Это позволяет жителю проверить расчеты объема тепла и стоимости услуги.
Кроме того, потребитель вправе обратиться в управляющую организацию с заявлением, и она обязана в течение трех рабочих дней со дня его получения предоставить письменную информацию за интересующие потребителя периоды: о ежемесячном потреблении по показаниям общедомовых счетчиков, о суммарном объеме использованных коммунальных ресурсов во всех помещениях дома, об объемах ресурсов, ушедших на общедомовые нужды. Если возникнет подозрение, что коммунальщики ошиблись при перерасчетах, можно обратиться с жалобой в Госжилинспекцию.
Максимальной суммы перерасчета не установлено. Но если размер платы за коммунальную услугу в каком-либо месяце окажется более чем на 25% выше, чем за тот же период прошлого года, то коммунальная организация обязана предоставить возможность оплаты этой услуги в рассрочку. В этом случае внести сумму нужно будет в течение 12 месяцев равными долями. Но за это придется заплатить проценты. Ставка не может быть выше, чем ставка рефинансирования Центробанка, увеличенная на 3 процентных пункта.
Если же в доме вообще нет счетчика, никаких весенних перерасчетов не будет, так как установить, сколько тепловой энергии на самом деле использовали жители, невозможно. Расчеты идут по нормативам.
Основания для перерасчета за отопление в 2020 году. Как сделать корректировку оплаты?
Одной из популярных жалоб на коммунальные услуги является нарушение норм температуры в квартире. Закон четко ограничивает возможности недобросовестных управляющих компаний по снижению уровня подачи тепла в жилые и нежилые помещения. Рассмотрим, как добиться перерасчета коммунальных платежей за отопление в 2019 году.
Как происходит корректировка платы согласно постановлению № 354?
В течение календарного года плата за отопление производится равномерно, в соответствии с формулой, установленной Постановлением Правительства от 2011 года № 354. В случае изменений подачи тепла предусматриваются следующие варианты перерасчета:
- в силу норм закона (постановления Правительства от 2011 года № 354 и ст. 157 ЖК РФ);
- по заявлению собственника.
Пересчет за тепло со стороны государства
Перерасчет со стороны государства проводится автоматически. Гражданин не обязан самостоятельно обращаться в управляющую компанию, подавать заявление. В результате средства не возвращаются на счет в виде наличных денежных средств. Но следующий платеж уменьшается на сумму перерасчета. Однако не всегда пересчет бывает в пользу собственника. Зачастую с владельца помещения взыскиваются дополнительные денежные средства.
Как государство делает его за предыдущий год?
Рассмотрим, как делается пересчет за тепло со стороны государства. Постановление Правительства от 2011 года № 354 предусматривает корректировку счета за отопление для жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах 1 раз в год.
Величина компенсации рассчитывается по формуле:
С чем он связан?
П. 42(2) Постановления Правительства от 2011 года № 354 предусматривает основания для проведения перерасчета по инициативе государства. Если законодательством региона принимается решение об изменении способа оплаты за отопление, то управляющая компания в течение I квартала следующего года должна осуществить корректировку платежей за минувший год.
Когда такие действия являются незаконными?
Выясним степень законности пересчета за тепловую энергию на практике. Зачастую возникают незаконные перерасчеты за коммунальные услуги. Виновниками поборов являются управляющие компании. Доначисление платы за коммунальные услуги возможно за 3 прошедших года. В случае смены управляющей компании могут прийти повторные квитанции с перерасчетом. В такой ситуации необходимо представить квитанцию об оплате.
Начислении оплаты за коммунальные услуги должно проводиться строго в соответствии с формулами, указанными в Постановлении Правительства от 2011 года № 354. А перерасчет возможен только 1 раз в год. Проведение повторного перерасчета или применение других принципов исчисления недопустимо.
Куда жаловаться, если пришла квитанция с большой суммой в счете за тепловую энергию?
Собственники жилых и нежилых помещений не обязаны молчать в случае высоких счетов за коммунальные услуги. Оспорить неправомерное начисление можно в следующие органы:
- управляющая компания;
- государственная жилищная инспекция;
- Роспотребнадзор;
- прокуратура;
- суд.
Как составить жалобу на неправомерное начисление?
Заявитель может оформить одну жалобу и разослать в разные уполномоченные органы.
Документ должен включать:
- наименование уполномоченного органа;
- данные заявителя (Ф.И.О., адрес, контактный телефон);
- название документа;
- информацию о поставщике услуг;
- данные о посреднике (ТЖС, управляющая компания);
- перечень нарушений;
- ссылка на закон;
- просьба о привлечении к ответственности;
- перечень доказательств;
- дата и подпись.
Корректировка со стороны жильца
Собственник имеет право инициировать перерасчет, если управляющая компания выполняет обязательства недолжным образом. Ст. 157 ЖК РФ предусматривает возможность пересчета платы за отопление в следующих случаях:
- услуга, которая была предоставлена, не соответствовала нормативам;
- услуга предоставлялась с перерывами, больше установленных законом.
Расчет коммунальных платежей должен осуществляться на основании показаний счетчиков. При их отсутствии за основу принимаются нормативы. В особых случаях могут применяться повышающие коэффициенты.
Основания
Собственник может требовать перерасчета при наличии следующих оснований:
- При отклонении от норм тепла в квартире. Принимается во внимание значительное различие температуры в дневное и ночное время. Также в случае температуры в жилом помещении ниже 18°С.
- Оформление субсидии. Не нужно путать с компенсацией оплаты за отопление. В случае оформления субсидии, счет в платежке должен быть уменьшен на установленную сумму. Если этого не произошло, необходимо подать заявление о перерасчете.
- Один или несколько радиаторов вышли из строя. В такой ситуации уменьшается теплоотдача поэтому гражданин получает право на перерасчет.
Температура не соответствует норме
Нормы температуры в жилом помещении регламентирован главой VI постановления Правительства от 2011 года № 354:
- в жилых помещениях – не менее 18°С;
- в угловой квартире – не менее 20°С;
- если в течение 5 дней температура на улице составляет ниже 31°С, то температура в квартире должна быть не менее 20°С;
- в угловой квартире – не менее 22°С.
Нет обогрева из-за аварии
В течение отопительного периода должна осуществляться бесперебойная подача тепла. Однако никто не застрахован от аварийных ситуаций. Постановление Правительства от 2011 года № 354 регламентирует возможность прекращения подачи тепла в период отопительного сезона:
- суммарно в течение календарного месяца – не более 24 часов;
- при температуре в квартире от 12°С до нормы – не более 16 часов;
- при температуре в квартире от 10 до 12°С до нормы – не более 8 часов;
- при температуре от 8 до 10°С до нормы – не более 4 часов.
За каждый час превышения суммарного времени стоимость оплаты за отопление снижается на 0,15% (подробно о том, как рассчитывается стоимость отопления за 1 кв. м в 2019 году, читайте тут).
Отопительный сезон начался, а батареи холодные
В первую очередь необходимо убедиться, что причина отсутствия отопления не зависит от жильцов:
- открыты краны на радиаторах отопления;
- слой краски на радиаторах не превышает 1 см;
- отсутствует воздушная пробка в батареях.
В случае если вина за отсутствие тепла лежит не на жильце, то необходимо составить акт. Для этого нужно пригласить представителя управляющей компании. А в случае его отказа от явки достаточно привлечь 2 соседей.
На основании акта нужно составить претензию в управляющую компанию. Если уполномоченный орган отказывается провести перерасчет и устранить нарушения, то необходимо подготовить иск в суд.
Что сделать для пересмотра оплаты?
Если управляющая компания не проявляет инициативы, то гражданин должен самостоятельно защищать свои права.
Порядок действий для получения пересмотра суммы в квитанции за расчетный период:
- Сбор документов и доказательств.
- Составление заявления.
- Направление жалобы в уполномоченный орган.
- Получение ответа.
- Обращение в суд.
Куда обращаться?
Изначально необходимо обратиться в управляющую компанию. Оформление жалобы в другие органы потребует наличие ответа от организации, которая обязана контролировать процесс предоставления коммунальных услуг.
Даже в случае отсутствия ответа, необходимо предъявить доказательства, что гражданин пытался решить ситуацию мирно.
Необходимые документы
Перечень документов для оформления жалобы:
- гражданский паспорт заявителя;
- правоустанавливающие документы на помещение;
- квитанции об оплате;
- протокол учета расхода тепловой энергии;
- акт приемки-сдачи тепловых ресурсов;
- документ, регламентирующий тарифы на отопление в населенном пункте;
- данные об объеме переданной тепловой энергии;
- копия договора с поставщиком (узнать больше о заключении договора по теплоснабжению можно здесь);
- акт о выявлении нарушений.
Большинство перечисленных документов необходимо запросить в управляющей компании. В случае отказа от предоставления сведений или игнорирования запроса, гражданин может обратиться в суд.
Документ может быть составлен представителями управляющей компании или собственником лично в присутствии 2 свидетелей (не родственников).
В качестве свидетелей можно привлечь старшего по подъезду, председателя совета дома.
Как написать заявление?
Заявление на пересчет платы за отопление должно включать:
- наименование управляющей компании;
- данные заявителя (Ф.И.О., адрес, контактный телефон);
- название документа;
- причины для проведения пересчета;
- сроки для принятия решения;
- последствия отказа;
- перечень документации;
- дата и подпись.
В качестве последствий отказа указывается обращение в Роспотребнадзор, прокуратуру и суд.
Направление документов
В случае направления заявления необходимо получить доказательства о его вручении. Предусматриваются следующие варианты вручения:
- Лично. Документы и заявление вручаются секретарю. На копии заявления проставляется отметка о вручении и печать организации.
- Письмом. Необходимо выбрать заказное письмо с уведомлением о вручении.
Сроки процедуры
На основании ст. 31 ФЗ № 2300-1 от 1992 года управляющая компания должна предоставить ответ на заявление в течение 10 дней с момента получения документа. Исчисление срока начинается с момента вручения.
На каком основании могут отказать?
Не всегда заявление дает желаемый результат. В ряде случаев управляющая компания отказывает в пересчете коммунальных платежей. Ситуации, когда обращение в суд не даст результат:
- Засоры в радиаторах. Хотя ответственность за содержание батарей возлагается на управляющую компанию, сотрудники могут заявить об отсутствии жильцов при проведении профилактических работ. В лучшем случае удастся получить услугу по промыву радиатора.
- Наличие в стояках воздушных пробок. Управляющая компания не виновата в данной ситуации. Для устранения пробки нужно посетить квартиру, в которой она расположена. Однако свободный доступ есть не всегда.
- Тепловые потери. Снижение температуры в квартире может быть обусловлено плохим ремонтом. Например, щелями в окнах или дверях, отсутствием утеплителя в стенах.
Обращение в суд
Если управляющая компания отказывается добровольно урегулировать конфликт, то гражданин должен защищать свои права в суде. Порядок обращения в судебные органы:
- Подготовка документов.
- Оформление иска.
- Направление в суд.
- Получение судебного решения.
- Направление исполнительного листа в ФССП.
При обращении в суд гражданин имеет право на взыскание компенсации, на оплату морального вреда и на получение штрафа.
Закон предусматривает возможность истребования пересчета с управляющей компании в случае ненадлежащего предоставления услуг. На практике такие требования направляются редко. В случае нарушения прав жильцы должны защищать свои имущественные интересы. Для этого можно привлечь юриста. Как показывает судебная практика, при наличии доказательств суд удовлетворяет требования истца.