Лекция 13. Перспективный план развития водосбора
Перспективный план развития водосбора составляется по материалам Государственной статистической отчетности, программам социально-экономического развития территорий, литературным данным. При этом характеризуются население, промышленность, сельское хозяйство, транспорт, социальная инфраструктура в бассейне малой реки.
Описываются численность, динамика и воспроизводство населения, его размещение в населенных пунктах, городское и сельскохозяйственное население, кратко характеризуются основные населенные пункты и их расположение. Приводятся данные о трудовых ресурсах и их использовании.
По основным отраслям промышленности кратко характеризуются потребляемые природные ресурсы, состав и объем выпускаемой продукции, воздействие на окружающую среду. На основании планов социально-экономического развития и инвестиционных программ приводятся показатели перспективного развития отраслей промышленности и отдельных предприятий. Выделяются отрасли и предприятия – крупные водопользователи, указывается схема их размещения и требования к условиям водопользования.
В сельском хозяйстве характеризуются: земельный фонд, его использование и охрана, структура посевных площадей, богарное и орошаемое земледелие, урожайность и объем сельскохозяйственной продукции, современное планируемое поголовье скота, количество животноводческих ферм их мощность и размещение, основные особенности, направления и тенденции развития сельского хозяйства.
Определяются перспективы развития жилищно-коммунального хозяйства: жилой фонд и его характеристика, степень благоустройства населенных пунктов: обеспеченность водопроводом, канализацией, центральным отоплением, горячим водоснабжением.
Производится экстраполяция водопотребления в историческом плане. Устанавливаются плановые нормы водопотребления для населения и промышленности. Прогнозируются коммунально-бытовое, промышленное и сельскохозяйственное водопотребление, а также различные потери воды.
Приводятся сводные данные по использованию воды в целом по бассейну реки, основным водотокам, отраслям производства и административным районам.
Выделяются отдельные предприятия – крупные водопользователи и основные источники загрязнения, отмечаются перебои в водобеспечении потребителей и их причины, указываются предприятия, на производственной деятельности которых сказываются нарушения в водообеспечении, отмечаются противоречия интересов участников водохозяйственного комплекса.
С учетом размещения предприятий и общности водных источников выделяются расчетные водохозяйственные участки, составляется водохозяйственный баланс по восстановленному гидрологическому ряду лет и другим возможным методам. Водохозяйственный баланс производится в месячном разрезе с расчетной обеспеченностью стока 50, 75 и 95%.
Оцениваются располагаемые водные ресурсы. Выделяются районы с дефицитом водных ресурсов, в которых ограничивается развитие водоемких отраслей производства, указываются возможные ограничения водопользования.
Определение приоритетных видов водопользования.На основании оценки имеющихся водных ресурсов, анализа настоящих и перспективных потребностей участников водохозяйственного комплекса, существующих нормативно-правовых документов определяются приоритетные виды водопользования, устанавливаются возможные ограничения забора воды за пределами расчетной обеспеченности. Выделяются наиболее крупные водопользователи, обосновываются параметры гидрологического режима для поддержания экологического равновесия, рыбохозяйственных, рекреационных и других целей.
При установлении приоритетных видов водопользования должны учитываться следующие нормативные положения:
1. При установлении лимитов забора воды для использования из поверхностных источников учитывается наличие свободных ресурсов на основании расчетов водохозяйственных балансов. Принятые расчетные обеспеченности отдачи источника водоснабжения для различных категорий водопользования составляют:
· водоснабжение населения — 95-97 % обеспеченности
· для ГЭС, используемой в качестве
основного источника энергоснабжения
ответственных потребителей — 95 %
· прудовые рыбоводные хозяйства:
Для маловодных лет с обеспеченностью за пределами расчетной установленные лимиты снижаются на 10-30 % для различных категорий водопользования.
Во всех случаях при решении вопроса распределения водных ресурсов приоритетным видом водопользования считается водоснабжение населения.
2. В соответствии с «Правилами охраны поверхностных вод», утвержденными Госкомприродой СССР от 21.02.1991 г., «Временными методическими рекомендациями по установлению минимально допустимых расходов воды в реках. »МПР РФ от 17.01.1997 г. в целях предупреждения истощения водных ресурсов при минимальных среднемесячных расходах воды летней и зимней межени обеспеченностью 95 % менее 1 м 3 /с отборы воды в меженный период не согласовываются и не допускаются за исключением питьевого водоснабжения.
При использовании зарегулированного стока реки в весенний период ниже гидроузла необходимо сбрасывать не менее 20 % объема расчетного половодья года 75% обеспеченности для промывки и обводнения поймы. Гарантированный расход ниже плотины должен быть не менее минимального расхода воды 95 % обеспеченности летне-осеннего и зимнего периода.
3. Изложенные в п.1-2 нормативы должны быть использованы для расчета допустимого объема изъятия стока, минимально-допустимых расходов, разработки рекомендаций по изменению структуры водопользования, определения показателей устойчивого водопользования.
Определение целей и задач плана.Стратегической целью Государственной водохозяйственной политики является достижение и поддержание устойчивого водопользования, под которым понимается экономически оптимальное и экологически безопасное водопользование при минимальном воздействии на среду обитания, обеспечивающее удовлетворение потребностей населения и производства в воде необходимого качества, восстановление естественного или близкого к нему состояния водных объектов, реализация прав на пользование водными ресурсами и здоровой окружающей средой.
На первом переходном этапе в течение 5-10 лет должны быть достигнуты следующие цели:
· удовлетворение потребностей населения в питьевой воде,
· стабилизация состояния природных водных объектов на основе ужесточения нормирования антропогенных нагрузок,
· повышение надежности водообеспечения за счет рационального использования водных ресурсов,
· формирование механизма управления водопользованием.
К ближайшим конкретным целям относятся:
1. Улучшение качества питьевого водоснабжения населения.
2. Снижение потерь воды при водопользовании и на испарение в прудах и водохранилищах.
3. Улучшение экологического состояния водных объектов и экологической обстановки на водосборе.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
1. Определить приоритетные виды водопользования, разработать целевые показатели качества воды и состояния водных объектов;
2. Разработать мероприятия и выбрать оптимальный вариант улучшения водоснабжения населения;
3. Разработать систему мер по сокращению сброса загрязняющих веществ из всех существующих источников загрязнения;
4. Проанализировать систему регулирования и использования водных ресурсов, определить причины потерь воды и разработать мероприятия по их устранению;
5. Усовершенствовать систему контроля состояния и использования водных ресурсов;
6. Разработать систему природоохранных мероприятий на водосборе;
7. Определить возможности и направления совершенствования экономического механизма водопользования;
8. Разработать организационные и законодательные мероприятия для достижения устойчивого водопользования;
9. Провести экологическое образование различных категорий населения.
Об утверждении перспективного плана мероприятий по улучшению состояния источников наружного противопожарного водоснабжения на территории муниципального образования Черкутинское Собинского района на 2021-2023г.г
82 от 02.09.2020
Черкутинское Собинского района
Об утверждении перспективного плана
мероприятий по улучшению состояния
источников наружного противопожарного
водоснабжения на территории муниципального
образования Черкутинское Собинского района
В целях улучшения состояния источников наружного противопожарного водоснабжения на территории муниципального образования Черкутинское Собинского района, в соответствии с Федеральными законами от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности, решением КЧС Собинского района от 11.08.2020 № 17, ст. 34 Устава муниципального образования Черкутинское Собинского района администрация
п о с т а н о в л я е т:
- Утвердить перспективный план мероприятий по улучшению состояния источников наружного противопожарного водоснабжения на территории муниципального образования Черкутинское Собинского района на 2021-2023г.г. согласно приложению.
- Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания и подлежит размещению на официальном сайте муниципального образования Черкутинское Собинского района.