Первые чугунные радиаторы отопления

История появления радиаторов отопления

Современные радиаторы отопления прошли очень долгий эволюционный путь – от печей и каминов до компактных стильных устройств с впечатляющими техническими и дизайнерскими характеристиками.

Первые попытки создать систему обогрева жилья

История создания радиаторов уходит на несколько тысяч лет назад, в далекое прошлое. Уже тогда люди думали над тем, как сделать свое жилье теплым и уютным. Археологические раскопки в разных местах доказывают, что научившись добывать огонь, человек стремился приручить его и использовать для согрева землянок. «Отопительная система» тех времен представляла собой открытый огонь, дым от которого уходил в наружное отверстие, сделанное в землянке. Это же отверстие выполняло функцию вентиляции.

Первое подобие батарей отопления появилось в богатых домах Древнего Рима, система состояла из печи и труб, по которым воздух попадал в здание. Одну из них удалось обнаружить археологам при проведении раскопок в Эфесе. Интересно, что прародитель современных батарей отлично сохранился.

Воздушное отопление использовалось уже в Средние века. Историки доказали, что в XVI-XVII веках такая система отапливала палаты Кремля. Но основным источником тепла в ту эпоху оставались печи и камины, сначала их делали из глины и кирпича, позже стали использовать в производстве металл.

Чугунный радиатор отопления был создан в России

В 1855 году был создан первый чугунный радиатор, который использовал нагретую воду для обогрева помещений. Имя создателя – Франц Сан-Гали, предприниматель с немецкими корнями, живший и занимавшийся бизнесом в Санкт-Петербурге. Радиатор, изобретенный гениальным немцем, сильно напоминал современные чугунные батареи, но обладал более габаритными размерами.

Сан-Гали назвал это устройство Heizkörper, в переводе с немецкого языка – «горячая коробка». Изобретатель не засекретил технологию и делился информацией с желающими. Разработка заинтересовала промышленников из Европы и США. Чугунный радиатор получил широкое распространение во всем мире, его использовали в водяной, а позже и в паровой системе отопления, так как чугун выдерживал высокое давление. Немец стал получать заказы от влиятельных персон, устанавливая в их домах свои радиаторы.

Это было одним из самых серьезных изобретений на рынке приборов отопления в XIX веке, которое дало старт новым разработкам и идеям:

  • 1872 год – Нельсон Банди придумал дизайн для чугунных радиаторов («Bundy Loop»), который нашел отражение в современных батареях.
  • 1895 – крупнейший игрок рынка, американская компания «American Radiators» выпускает батарею с применением литых заготовок, соединенных в заводских условиях.
  • 1908 год – шведский предприниматель Андерс Йонссон освоил производство радиаторов из листового металла. Такие попытки делались и раньше, но процесс производства был слишком затратным. Йонссон построил завод в Швеции, и к 1917 году в его штате трудилось уже около 300 человек.

Принципиально новое изобретение после чугунной батареи предпринимателя Сан-Гали появилось спустя 75 лет – разработка принадлежит швейцарцу Роберту Цендеру, создавшему стальные отопительные приборы нового поколения.

Первый в мире стальной трубчатый радиатор Zehnder

В 1930 году Роберт Цендер изобрел первый в мире трубчатый радиатор из стали. Открытие стало триумфом, новая батарея демонстрировала превосходные характеристики, отличаясь от чугунных аналогов:

  • меньшим весом и высокой теплоотдачей;
  • низкой стоимостью производства.

Трубчатые стальные радиаторы выглядели более эстетично, стильно и привлекательно. Батарея получила название в честь своего создателя – Zehnder. С этого момента стальные отопительные системы получают популярность во всем мире, успешно конкурируя с чугунными изделиями.

Читайте также:  Сухая стяжка для электрического теплого пола

В 60-х годах появляются алюминиевые приборы, отлично принятые рынком. Батареи, полностью изготовленные из алюминия, обладали невысокой ценой (за счет низкой рентабельности производства), хорошей теплоотдачей и привлекательным внешним видом.

Чуть позже итальянскими специалистами разрабатываются биметаллические радиаторы, полученные из сплава алюминия и стали. Первой к производству таких батарей приступает компания SIRA (Италия), до этого занимавшаяся литьем различных изделий из бронзы, латуни и других сплавов.

Биметаллические радиаторы воплощали в себе все преимущества алюминиевых и стальных приборов отопления. В дальнейшем эта технология была успешно освоена многими другими компаниями из разных стран, производящими радиаторы, и применяется до сих пор.

В России алюминиевые, стальные и биметаллические приборы получили распространение чуть позже, чем в Европе. История централизованного отопления в стране началась в 20-х годах прошлого столетия, тогда были проложены первые теплотрассы. К 40-м годам во многих советских квартирах и учреждениях стояли чугунные батареи. По сравнению с современными радиаторами батареи из чугуна были чрезмерно громоздкими и неэстетичными, но отлично справлялись с основной задачей – обогревом помещений.

Современное производство – упор на красивый дизайн

За многолетнюю историю развития радиаторов отопления участники рынка хорошо разобрались в том, какими характеристиками обладают алюминий, сталь, чугун и устройства из различных сплавов. Теперь на первое место выходят конструктивные и дизайнерские особенности отопительных приборов.

Так, широкую популярность получили панельные радиаторы (нагревательным элементом в таких батареях является прямоугольная панель). Устройства могут иметь несколько панелей. Востребованы и другие виды конструкций батарей: трубчатые, пластинчатые и секционные.

Для повышения устойчивости алюминия к коррозии радиаторы покрываются специальными составами, а чтобы придать батарее привлекательный внешний вид, используется двухэтапное окрашивание: краской и порошковое напыление.

Производители придумывают новый дизайн радиаторов, улучшая проходимость воздуха и увеличивая теплоотдачу. Строение батарей позволяет выдерживать высокое давление – вплоть до 60 атм.

Современные радиаторы выполняют не только отопительную, но и декоративную функцию, становясь частью интерьера дома и офиса. Батареи выглядят красиво и вписываются в интерьер любого стиля. Покупателям доступны модели стандартных форм и оригинальные дизайнерские изделия.

Чугунные радиаторы отопления: история, характеристики, монтаж

Чугунные радиаторы отопления являются самыми старыми и популярными среди всех видов радиаторов. Несмотря на то, что сегодня на рынке присутствуют широкий выбор различных батарей, чугунные радиаторы отопления до сих пор остаются одними из самый востребованных.

История чугунных батарей отопления

Франц Карлович Сан-Галли — изобретатель чугунной батареи

Впервые чугунная батарея была отлита в 1855 году в Санкт-Петербурге на фабрике российского промышленника и предпринимателя прусско-немецкого происхождения Франца Карловича Сан-Галли. Его завод специализировался на производстве оборудования для отопления и водоснабжения.

Новому отопительному прибору было дано название «хайц кёрпер» (heizkörper), что в переводе с немецкого означает «горячая коробка». Она состояла из труб большого диаметра и вертикальных дисков.

150-летний юбилей изобретения чугунной батареи был отмечен знаменательным событием. 19 октября 2005 года на стене проходной Самарской ГРЭС был установлен бронзовый памятник радиатору отопления, который состоял из самого отопительного прибора, сидящей на подоконнике кошки, окна и шторы. Прообразом батареи послужили поныне функционирующие старые радиаторы в здании Самарского художественного музея, которые были сделаны около 100 лет назад (примерно 1914-1915 год).

Памятник был изготовлен скульптором из Самары Николаем Куклевым. Автором же самого образа являются жители Самары, которые, после объявления конкурса, присылали в редакции местных газет фотографии своих питомцев, сидящих на подоконниках. На основании этих фотографий и была создана скульптура. Об открытии памятника писали многие российские и зарубежные издания, в том числе NBC, ВВС и другие.

Бронзовая скульптура на проходной Самарской ГРЭС

Преимущества

  • Основным преимуществом радиаторов из чугуна является их надежность. Минимальный срок службы составляет более 50 лет.
Читайте также:  Инжекционные байпасы для отопления

Чугунная батарея старого образца на фоне кирпичной стены.

  • Способность выдерживать высокое давление (до 18 атмосфер), что делает их устойчивыми к гидроударам, которые характерны для центрального отопления. Именно поэтому батареи из чугуна так распространены в многоквартирных высотных домах.
  • Не высокая цена. Стоимость одной секции МС-140-500 составляет около 350 руб.
  • Устойчивость к коррозии. Для батарей из чугуна не важно качество теплоносителя, именно поэтому они так часто используются в центральном отоплении, где теплоноситель не отличается «чистотой». Вода нагревается на ТЭЦ, откуда перегоняется по протяженным теплотрассам в многоквартирные дома. На всем пути следования теплоноситель становиться только хуже и поступает в квартиру уже в качестве химически агрессивной среды, способной вызвать коррозию практически у любого отопительного прибора, только не у чугунного.
  • Инерционность. В сравнении с батареями из других материалов, чугунные дольше разогреваются и дольше остывают. После отключения подачи теплоносителя, они способны еще несколько часов отдавать тепло помещению, на что не способны другие радиаторы.
  • Лучевой способ отопления. В отличии от биметаллических или алюминиевых радиаторов, чугунные отопительные приборы в значительной степени прогревают окружающие предметы, а не воздух. Тем самым нагретые предметы сами становятся источниками тепла.
  • Способность выдерживать высокие температуры (в зависимости от модели и производителя до 130-150°С).
  • Благодаря широким секциям, чугунные батареи отопления обладают высокими гидравлическими характеристиками. Низкое гидравлическое сопротивление делает возможным их использование в отопительных системах с естественной и принудительной циркуляцией теплоносителя.

Популярная модель отопительного прибора из чугуна.

Недостатки

  • Большой вес, из-за которого требуется применять мощные крепления. Именно этот недостаток отталкивает многих покупателей. В зависимости от модели, вес одной секции может составлять 6-7 кг, таким образом вес 7-им секционного агрегата может доходить до 50 кг. Для его установки могут потребоваться физически крепкие парни.
  • Для заполнения широких секций радиатора требуется большой объем теплоносителя. Этот недостаток не позволяет их использовать совместно с тепловым насосом.
  • Неприглядный внешний вид старых классических моделей. Многим не по душе внешний вид старых радиаторов второй половины 20-го века, считается, что они непривлекательны, неказисты и даже уродливы. Однако, как говориться, на вкус и цвет товарищей нет, во многих домах они до сих пор работают и не кого не тревожат. Благодаря надежности и не высокой цене, они продолжают устанавливаться и в современных постройках. Однако для тех, кому они все-таки не нравятся, были разработаны чугунные дизайнерские радиаторы отопления, которые помимо красивого внешнего вида, отличаются высокой ценой.

Такой отопительный прибор украсит любое помещение.

Итак, самыми дорогими приборами являются литые чугунные радиаторы ретро стиля с всевозможными орнаментами и рисунками на внешней поверхности. Их стоимость может доходить до 40 тыс руб/шт. Например стоимость 9-ти секционного Demrad Retro Z9 составляет 40 100 руб, а стоимость 3-ех секционного Demrad Retro Z3 около 16 000 руб. Зато за такие деньги владелец дома получает настоящее произведение искусства, которое может украсить любое помещение.

В общественном помещении.

Радиаторы МС-140 – это одни из самых старых и наиболее распространенных отопительных приборов на всем постсоветском пространстве. Их используют как в жилых, так и в производственных помещениях. В настоящий момент их производство осуществляет «ОАО Сантехлит» (Брянская область, пос. Любохна) — крупнейший завод в России по производству секционных чугунных отопительных батарей. Первое изделие из чугуна на этом заводе было выпущено еще в 1755 году. Также производство МС-140 осуществляется на «Минском заводе отопительного оборудования».

Популярность МС-140 вполне оправдана:

  • Большое сечение каналов, благодаря чему редко образуются засоры. Даже в случае образования засоров, их можно легко удалить. Благодаря крупному сечению батарея обладает высокими гидравлическими характеристиками;
  • Устойчивость к гидроударам и коррозии;
  • Не имеет значение качество теплоносителя, что важно в системах отопления от ТЭЦ.
Читайте также:  Теплые полы трехходовой клапан насос

Некоторые популярные модели

Konner Modern это современные чугунные радиаторы отопления, в которых сочетаются красивый внешний вид и высокая теплоотдача. Глубина их секций всего 80 мм, это практически в 2 раза меньше, чем у МС-140-500, при практически такой же мощности — 0,150 кВт, что только на 10 Вт меньше, чем у его более массивного собрата. Это делает батареи Konner Modern более экономичными, т.к. необходимо нагреть практически в 2 раза меньше теплоносителя.

Также пользуются популярностью чугунные батареи моделей ЧМ-1 (одноканальный), ЧМ-2 (двухканальный), ЧМ-3 (трехканальный), которые производятся на Чебоксарском агрегатном заводе. Они характеризуются повышенным рабочим давлением (1,2 МПа) и температурой (до 150°С). Благодаря этому их можно использовать в паровых системах отопления.

С вмонтированным в кирпичную стену подводящим трубопроводом.

Сравнительная таблица технических характеристик чугунных радиаторов отопления наиболее популярных моделей

Модель Размеры секции (мм) Емкость секции Вес секции Тепловой поток Температура теплоносителя Рабочее давление
МС-140-500 93х588х140 1,45 л 7,1 кг 0,160 кВт до 130°С 0,9 МПа
МС-140-300 93х388х140 1,11 л 5,6 кг 0,120 кВт до 130°С 0,9 МПа
МС-110-500 93х588х110 0,85 л 5,6 кг 0,125 кВт до 130°С 1,2 МПа
МС-110-300 93х300х110 0,63 л 4,45 кг 0,079 кВт до 130°С 1,2 МПа
МС-85-500 66х581х85 1 л 4,45 кг 0,115 кВт до 130°С 0,9 МПа
Konner Modern 500/1 60х565х80 0,85 л 4,9 кг 0,150 кВт 1,2 МПа
ЧМ1-70-500 80х570х70 0,9 л 4,8 кг 0,110 кВт до 150°С 1,2 МПа
ЧМ2-100-500 80х572х100 0,95 л 6,3 кг 0,142 кВт до 150°С 1,2 МПа
ЧМ3-120-500 90х570х120 1,38 л 7 кг 0,156 кВт до 150°С 1,2 МПа

Особенности монтажа чугунных батарей

Как и все радиаторы отопления, чугунные отопительные батареи монтируются под окном, это делается для «блокирования» холодного воздуха, идущего от окна. Отопительный прибор должен быть установлен на расстоянии как минимум 5 см от пола и подоконника, а расстояние до стены не должно быть меньше 4 см. Это делается для удобства ремонта и обслуживания прибора.

6-ти секционный радиатор.

Большой вес чугунных отопительных приборов требует установки мощных креплений. Для них сверлятся 4 отверстия глубиной 12-13 см, в которые при помощи цемента монтируются крепления. После засыхания цемента, на крепеж устанавливается сам радиатор. Разметка мест сверления осуществляется при помощи фанерного или картонного шаблона, на котором обозначается сам радиатор и места его крепежа.

Разборка радиатора

Ключ радиаторный 1”, 10 секций, шаг 80 мм.

  • После отворачивания фитингов, радиатор снимается с крепления и укладывается на лист фанеры, чтобы исключить загрязнение пола.
  • Выкручиваем глухие пробки.
  • Откручиваем ниппели, которые соединяют между собой отдельные секции радиатора. Для начала следует определить расстояние, на которое ключ должен зайти в батарею. Для этого ключ прикладывается с внешней стороны прибора, карандашом на ключе отмечается расстояние до ниппеля. После этого ключ вставляется в радиатор до отметки и выкручивается ниппель.

Промывка чугунных батарей отопления

Несмотря на свою надежность и долговечность, чугунные отопительные радиаторы периодически рекомендуется промывать и чистить.

18-ти секционный радиатор.

  • Процесс промывки начинается со слива теплоносителя с системы отопления.
  • У каждого радиатора откручивается торцевая заглушка, на место которой вкручивается радиаторная пробка с обыкновенным шаровым краном.

Чугунный радиатор отопления.

  • Далее в дело вступает компрессор, который подсоединяется к батареи, при этом она перекрывается шаровым краном от остальной отопительной системы. Между компрессором и батареей устанавливается специальный пистолет с поршнем.
  • Компрессор нагнетает давление 15 атмосфер до поршня, после чего на пистолете нажимается курок и давление «уходит» в радиатор. Давление счищает слой отложений и превращает его в пыль, которая по резиновому шлангу (также подключенному к пистолету) спускается в канализацию.
  • Процесс повторяется несколько раз, до тех пор, пока не польется более менее чистая вода.

Видео

Оцените статью