- Письмо 200эп-11-5-3 О выполнении требований пожарной безопасности при устройстве наружного противопожарного водоснабжения от пожарных резервуаров как источника питания водопроводных сетей
- Способы доставки
- Этот документ находится в:
- Организации:
- na ^ i
- Требования к противопожарному водоснабжению поселений и городских округов
- Разъяснения требований пожарной безопасности по №123-ФЗ
Письмо 200эп-11-5-3
О выполнении требований пожарной безопасности при устройстве наружного противопожарного водоснабжения от пожарных резервуаров как источника питания водопроводных сетей
Купить Письмо 200эп-11-5-3 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее
Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку «Купить» и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО «ЦНТИ Нормоконтроль»
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
Способы доставки
- Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
- Курьерская доставка (7 дней)
- Самовывоз из московского офиса
- Почта РФ
Дата введения | 18.01.2017 |
---|---|
Добавлен в базу | 01.01.2018 |
Актуализация | 01.02.2020 |
Этот документ находится в:
- Раздел Экология
- Раздел 13 ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ЗАЩИТА ЧЕЛОВЕКА ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. БЕЗОПАСНОСТЬ
- Раздел 13.220 Защита от пожаров
- Раздел 13.220.10 Пожаротушение
- Раздел 13.220 Защита от пожаров
- Раздел 13 ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ЗАЩИТА ЧЕЛОВЕКА ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. БЕЗОПАСНОСТЬ
- Раздел Строительство
- Раздел Нормативные документы
- Раздел Нормативные документы органов надзора
- Раздел Нормативные документы Государственной противопожарной службы и вневедомственной охраны МВД
- Раздел Нормативные документы органов надзора
- Раздел Нормативные документы
Организации:
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
ООО «СТРОЙПРОЕКТ» Директору А.И. Дубову
e-mail: mail@ ooostroiproekt.ru
ФЕДЕРАЛЬНОЕ. ГОСУДАРСТВЕННОЕ МОДЖЕГНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВСЕРОССИЙСКИЙ ОРДЕНА -ЗНАК ПОЧЕТА» НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТ1ПГУТ ПРОШВОПОЖАРНОЙ ОЬОРОНЫ МИНИСТЕРСТВА российской федерации ПО ДЕДАМ ГРЛЖДЛНС КОЙ ОЬОРОНМ. ЧРЕ!ВЬ1Ч\(1НЫМСИ1> АЦННЧ И I ИКНИ.1Л НИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ ЬЕ.Н ТВИН»
(ФГЬУ BHI1IIIIO МЧС России)
ВИШНЮ. j 12. г Мсогкш i»V«vrv.H>90J Тсмфо* l ‘«••piW.oe l П hrtp/-»>«>» tartpn r«
na ^ i
на 11^6 _or 12.12.2016
О применении нормативных документов
В соответствии с предоставленной Вами информацией для тащиты проектируемого деревообрабатывающего предприятия предусматривается наружное противопожарное водоснабжение, внутренний противопожарный водопровод и автоматические установки пожаротушения. Подача воды на тги цели предусматривается насосной станцией из общих резервуаров.
В соответствии с частью 3 статьи 68 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее «Технический регламент») поселения и городские округа, на территории которых, вероятно, расположен рассматриваемый объект, должны быть оборудованы противопожарным водопроводом.
Проектирование отдельного противопожарного водопровода или противопожарного водопровода, объединенного с хозяйственно-питьевым (производственным) водопроводом, осуществляется в соответствии с требованиями СП 31.13330.2012 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84» с учетом
требований пожарной безопасности, установленных СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной зашиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности».
При проектировании централизованных систем водоснабжения населенных пунктов в качестве источника водоснабжения, в соответствии с п. 6.1 СП 31.13330.2012, следует рассматривать водотоки (реки, каналы), водоемы (озера, водохранилища, пруды), моря, подземные воды (водоносные пласты, подрусловыс. шахтные и другие воды). То есть, резервуары, в принципе, не являются «источником водоснабжения» наружных сетей водоснабжения, в том числе и противопожарного.
В случаях, предусмотренных частью 4 указанной статьи «Технического регламента» наружное противопожарное водоснабжение допускается из природных или искусственных водоемов (резервуаров). При этом, устройство противопожарного водопровода не требуется, так как подача воды от водоисточника к месту пожара предусматривается мобильной пожарной техникой. Требования к таким водоемам (резервуарам), используемым для целей наружного пожаротушения, установлены СП 8.13130.2009.
Внутренний противопожарный водопровод зданий, проектируемый в соответствии с требованиями СП 10.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности», как правило, питается от централизованной наружной водопроводной сети. При отсутствии таковой, согласно п. 1.5 СП 10.13130.2009, в производственных и административно-бытовых зданиях промышленных предприятий, дтя которых предусмотрено тушение пожаров из емкостей (резервуаров, водоемов) внутренний противопожарный водопровод не требуется.
В соответствии с п. 4.1.17 СП 10.13130.2009 в помещениях, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения, внутренние ПК допускается размещать на водяной спринклерной сети после узлов управления на трубопроводах диаметром DN-65 и более.
Согласно п. 5.9.1 СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной зашиты Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» для установок водяного пожаротушения в качестве водоисточника могут использоваться пожарные резервуары.
Таким образом, требованиями СП 10.13130.2009 и СП 5.13130.2009 допускается использование пожарных резервуаров в качестве водоисточника только для автоматических установок водяного пожаротушения, а так же для внутреннего водопровода зданий, если внутренние ПК размешены на трубопроводах водяной спринклерной сети.
По мнению специалистов института, принятое Вами, со ссылкой на статью 68 «Технического регламента», проектное решение об использовании резервуаров в качестве водоисточника, питающего наружную сеть противопожарного водопровода, представляется необоснованным.
При расчете объема воды на наружное пожаротушение продолжительность тушения пожара определяется по пункту 6.3 СП 8.13130.2009 (как правило, 3 часа). Этот объем воды отбирается мобильной пожарной техникой из гидрантов, установленных на водопроводной сети, или непосредственно из водоемов (резервуаров).
Рели внутренний противопожарный водопровод и установки водяного пожаротушения нс имеют собственных водоисточников и питаются от наружной сети водопровода, то к указанному выше объему воды следует добавить объем, необходимый для обеспечения их работы.
Расчетные расходы волы внутренних пожарных кранов и установок водяного пожаротушения, а так же продолжительность их работы определяются требованиями СП 10.13130.2009 и СП 5.13130.2009 соответственно.
Согласно пункту 4.1.10 СП 10.13130.2009 время работы пожарных кранов следует принимать 3 ч. При установке пожарных кранов на системах автоматического пожаротушения время их работы следует принимать равным времени работы систем автоматического пожаротушения.
Согласно таблице 5 .1 СП 5.13130.2009 продолжительность подачи воды из установок водяного пожаротушения, как правило, составляет 1 час.
При установке пожарных кранов на системах автоматического пожаротушения продолжительность их работы также принимается равной 1
Аналогичные требования содержит пункт 5.9 СП 8.13130.2009, согласно которому в течение первого часа от начала тушения пожара расходы воды на наружное пожаротушение (из пожарных гидрантов) и внутреннее пожароту шение (пожарные краны и установки пожаротушения) суммируются. В последующие 2 часа учитывается отбор воды только из пожарных гидрантов.
При проектировании запорной арматуры следует руководствоваться требованиями СП 31.13330.2012. СП 10.13130.2009 и СП 5.13130.2009.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 г.
304-р (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 11 июня 2015 г. № 1092-р) утвержден «Перечень национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и осуществления оценки соответствия».
Необходимость сертификата соответствия требованиям пожарной безопасности на применяемое оборудование определяется наличием в указанном перечне соответствующих национальных стандартов.
Заместитель начальника института по оперативно-служебной деятельности
Требования к противопожарному водоснабжению поселений и городских округов
Письмо в ФГБУ ВНИИПО МЧС России
В статье 68 главы 15 раздела II Федерального закона Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ изложены требования к противопожарному водоснабжению поселений и городских округов.
Согласно ч. 4 ст. 68 Федерального закона Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ в поселениях и городских округах с количеством жителей до 5000 человек, отдельно стоящих зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф2, Ф3, Ф4 объемом до 1000 кубических метров, расположенных в поселениях и городских округах, не имеющих кольцевого противопожарного водопровода. допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы.
В разделе 4 СП 8.13130.2009* изложены требования пожарной безопасности к наружному противопожарному водоснабжению.
Согласно п. 1 примечания и. 4.1 раздела 4 СП 8.13130.2009* допускается применять наружное противопожарное водоснабжение из искусственных и естественных водоисточников (резервуары, водоемы):
населенных пунктов с числом жителей до 5000 человек; отдельно стоящих зданий любого назначения, расположенных вне населенных пунктов, при отсутствии хозяйственно-питьевого или производственного водопровода, обеспечивающего требуемый нормами расход воды на наружное противопожарное водоснабжение;
зданий различного назначения при требуемом расходе воды на наружное противопожарное водоснабжение не более 10 л/с;
1- и 2-этажных зданий любого назначения при площади застройки не более площади пожарного отсека, допускаемой нормами для таких зданий.
На основании изложенного прошу Вас дать разъяснения.
Для зданий, каких классов функциональной пожарной опасности и каких объемов, расположенных вне населенных пунктов, при отсутствии хозяйственно-питьевого или производственного водопровода, обеспечивающего требуемый нормами расход воды на наружное противопожарное водоснабжение, допускается применять наружное противопожарное водоснабжение из искусственных и естественных водоисточников?
Письмо ФГБУ ВНИИПО МЧС России № 20-1-29-11-5 от 18.01.2018г.
В связи с внесением Федеральным законом от 10 июля 2012 № 117-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» изменений в Федеральный закон от 22 июля 2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее — Технический регламент) примечания 1, 2 пункта 4.1 СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», устанавливающие требования к наружному противопожарному водоснабжению населённых пунктов применяться не могут, так как Технический регламент является законом прямого действия и документом более высокого уровня.
Технический регламент (в ред. Федерального закона от 10 июля 2012 № 117-ФЗ) устанавливает полный перечень исключений по устройству наружного противопожарного водопровода на объектах защиты.
Применение в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природных или искусственных водоёмов допускается в отношении объектов, указанных в части 4 статьи 68 Технического регламента.
Для остальных объектов защиты (за исключением указанных в части 5 статьи 68 Технического регламента), необходимо предусматривать противопожарный водопровод в соответствии с частью 3 статьи 68 Технического регламента.
В соответствии с частью 4 статьи 68 Технического регламента в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы допускается предусматривать для: поселений и городских округах с количеством жителей до 5000 человек; отдельно стоящих зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф2, Ф3, Ф4 объемом до 1000 кубических метров, расположенных в поселениях и городских округах, не имеющих кольцевого противопожарного водопровода; зданий и сооружений класса функциональной пожарной опасности Ф5 с производствами категорий В, Г и Д по пожаровзрывоопасности и пожарной опасности при расходе воды на наружное пожаротушение 10 литров в секунду; складов грубых кормов объемом до 1000 кубических метров; складов минеральных удобрений объемом до 5000 кубических метров; зданий радиотелевизионных передающих станций; зданий холодильников и хранилищ овощей и фруктов.
Разъяснения требований пожарной безопасности по №123-ФЗ
Письмо ФГБУ ВНИИПО МЧС России «О разъяснении требований пожарной безопасности» № 1653-1-29-11-2 от 01.10.2019 г.
Мнение специалистов института
Рассмотрев по поручению руководства МЧС России Ваше обращение специалистами института подготовлено следующее мнение.
1. По вопросам № 1 и 3.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию в порядке, установленном Положением о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 № 1225) (далее — Положение).
Положением установлен перечень работ и услуг, составляющих лицензируемую деятельность по монтажу техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее — Перечень).
Согласно разъяснениям МЧС России ( инф. письмо от 28.05.2018 №48-2644-19 ) для проведения проверок работоспособности систем противопожарной защиты зданий и сооружений в рамках вышеуказанной деятельности могут привлекаться организации, имеющие соответствующую лицензию МЧС России. Для проведения руководителем организации самостоятельной проверки работоспособности систем противопожарной защиты зданий и сооружений, в соответствии с Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 №390 «О противопожарном режиме» (далее — Правила противопожарного режима), лицензия МЧС не требуется.
Статьей 62 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее — Технический регламент) определено, что внутренний противопожарный водопровод и источники наружного противопожарного водоснабжения могут использоваться в качестве источников противопожарного водоснабжения, которые в свою очередь согласно Главе 14 настоящего Федерального закона входят в состав системы противопожарной защиты объекта.
2. По вопросам № 2 и 4.
По мнению специалистов института, для ежегодной перекатки пожарных рукавов в рамках исполнения пункта 57 Правил противопожарного режима лицензия на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений не требуется. Также сообщаю, что услуга (работа) по проведению испытаний, ежегодных осмотров наружных пожарных лестниц и ограждений кровли в Перечне не представлена. Таким образом, для выполнения работ, изложенных в вопросе № 4 обращения, лицензия МЧС не требуется.
3. По вопросу № 5.
При выполнении правообладателем условий соответствия объекта защиты (указанного в обращении) требованиям пожарной безопасности, предусмотренных частью 3 статьи 6 Технического регламента, должностное лицо органа ГПН при проведении проверки и выявлении нарушений требований сводов правил, в предписании указывает ссылку на часть 3 статьи 6 Технического регламента, а также статьи Технического регламента, на основании которых разработаны указанные своды правил.
Для полноты информации также включаются ссылки на пункты сводов правил.
Кроме того, для объектов защиты, независимо от времени их проектирования и постройки, необходимо учитывать сведения, изложенные в декларации пожарной безопасности (если требуется ее разработка). То есть, независимо от года постройки, к объекту предъявляются требования пожарной безопасности, задекларированные собственником (или иным лицом, установленным требованиями приказа МЧС России от 24.02.2009 № 91).
При несоответствии объекта защиты декларации пожарной безопасности в предписании указываются ссылки на статью 64 Технического регламента и соответствующий пункт нормативного документа (свода правил), указанного в декларации.
4. По вопросу № 6.
В соответствии со статьями 5, 52 Технического регламента каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, составной частью которой является система противопожарной защиты, обеспечивающая защиту людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара. При этом, одним из способов указанной защиты является устройство эвакуационных путей, удовлетворяющих требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре. Согласно пункту 2 части 2 статьи 53 Технического регламента для безопасной эвакуации людей должно быть обеспечено беспрепятственное их движение по эвакуационным путям и через эвакуационные выходы.
В настоящее время требования пункта 36 Правил противопожарного режима запрещают загромождать эвакуационные пути и выходы, а также блокировать двери эвакуационных выходов в целях обеспечения свободной эвакуации людей и недопущения ухудшения условий эвакуации из соседних квартир.
Одновременно сообщаем, что в соответствии с положениями статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 6 Правил пользования жилыми помещениями (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2006 №25), пунктом 1.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (утверждены постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170), а также Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491) при пользовании жилыми помещениями граждане обязаны выполнять требования пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности при эксплуатации жилых домов для руководителей организаций и граждан установлены в Правилах противопожарного режима в Российской Федерации. Обязанности граждан и организаций по соблюдению требований пожарной безопасности установлены также в статьях 34 и 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее — Федеральный закон № 69).
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности для квартир в домах государственного, муниципального и ведомственного жилищного фонда на основании статьи 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» возлагается на ответственных квартиросъемщиков или арендаторов, если иное не предусмотрено соответствующим договором, а для приватизированных квартир ответственность за нарушение требований пожарной безопасности возлагается на собственников жилья.
Отношения, связанные с самовольной установкой дверей в общих поэтажных коридорах многоквартирного жилого дома, которые в соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса и пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме не являются частью квартиры, а являются имуществом общего пользования проживающих в многоквартирном доме, или могут являться общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, рассматриваются, в первую очередь, как жилищные правоотношения. А препятствия, возникающие с самовольной установкой дверей и осложняющие выход из общих поэтажных коридоров многоквартирного жилого дома, могут являться нарушением жилищных прав, проживающих в многоквартирном доме по причине нарушения, связанного, в том числе, с нарушением требований пожарной безопасности.
В целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений обязательных требований, установленных в отношении жилищного фонда, использования и содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах осуществляется государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.
На основании статьи 20 Жилищного кодекса государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а муниципальный жилищный контроль — уполномоченными органами местного самоуправления.
Порядок осуществления государственного жилищного надзора установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2013 № 493. При этом, предметом проверки является, в том числе, проверка соблюдения обязательных требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, содержанию общего имущества в многоквартирном доме.
Органы государственного жилищного надзора должны, в том числе обеспечить защиту прав и интересов собственников жилых помещений или тех, кто пользуется ими на законных основаниях.
Для организации эффективного взаимодействия с населением, на жилищный надзор в лице региональной жилищной инспекции возложены обязанности по ведению приема граждан, полному и своевременному рассмотрению поступающих обращений, принятию решения в установленные законом сроки.
Для решения проблемы, указанной в обращении Вам, необходимо обратиться в государственную жилищную инспекцию.
5. По вопросам № 7 и 8 (часть 1).
По мнению специалистов института, под специальными выносными устройствами оповещения, указанными в части 7 статьи 83 Технического регламента, следует понимать органы звуковой сигнализации и световой индикации приборов приемно-контрольных и управления пожарных, а также их компоненты, предназначенные для расширения или дублирования функций звуковой сигнализации и световой индикации данных приборов (выносные панели (блоки) индикации).
Учитывая изложенное, для реализации отдельных положений части 7 статьи 83 Технического регламента, озвученных заявителем в обращении необходимо руководствоваться пунктом 13.14.5 свода правил СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», а именно, организовать круглосуточное дежурство на защищаемом объекте защиты (помещение с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство, с установленными в нем приборами приемно-контрольными и управления пожарными или выносными устройствами световой индикации и звуковой сигнализации), либо в ином месте, при обеспечении раздельной передачи извещений о пожаре, неисправности, состоянии технических средств с объекта защиты в помещение с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство, и обеспечении контроля каналов передачи извещений.
6. По вопросу № 8 (часть 2).
Согласно статьи 25 Федерального закона № 69, обучение мерам пожарной безопасности работников является дополнительным профессиональным образованием.
При этом, Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966, установлена необходимость наличия лицензии при осуществлении данного вида обучения.