Плата за отопление по нормативу или по прибору учета

Оплата отопления по показателям общедомового, а не индивидуального счетчика: справедливо или нет?

caifas / Depositphotos.com

Действующее законодательство предусматривает два способа расчета размера платы за коммунальные услуги: на основании определяемого по показаниям приборов учета объема потребляемых ресурсов, а при отсутствии счетчиков – исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса). Конкретный порядок расчета и внесения платы устанавливается Правительством РФ. Так, например, для определения размера платы за отопление в МКД используется одна из нескольких формул, приведенных в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила). При выборе нужной формулы стоит исходить, во-первых, из того, каким образом оплачивается отопление: в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года (абз. 1 п. 42.1 Правил). Во-вторых, на порядок расчета влияет оснащенность помещений счетчиками: в случае, когда МКД оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, а индивидуальные или квартирные счетчики отсутствуют во всех или некоторых помещениях в нем, размер платы за отопление в каждом из этих помещений определяется исходя из показаний общедомового прибора учета (абз. 3 п. 42.1 Правил). Если же все жилые и нежилые помещения МКД оснащены индивидуальными приборами учета тепла, при расчете размера платы за отопление учитываются показания и этих счетчиков, и общедомового прибора учета (абз. 4 п. 42.1 Правил).

Таким образом, на практике, если хотя бы одна квартира или одно нежилое помещение в МКД не оборудованы индивидуальным прибором учета, объем потребленной энергии по показаниям общедомового счетчика «распределяется» между помещениями пропорционально их площади. Такой порядок расчета применяется и тогда, когда счетчик перестал использоваться в связи с ненадлежащим исполнением обязанности по обеспечению его надлежащей эксплуатации, сохранности или своевременной замены собственником (ч. 7 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; далее – закон об энергосбережении).

Именно с такой ситуацией столкнулся гражданин Д. Все помещения в МКД, в котором он проживает, на момент ввода дома в эксплуатацию были оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии (напомним, ими, согласно указанной выше норме закона об энергосбережении, с 1 января 2012 года должны быть оснащены все новые МКД, а также дома, вводимые в эксплуатацию после капремонта – при наличии технической возможности установки таких счетчиков). Однако впоследствии в ряде помещений счетчики были демонтированы, что повлекло перерасчет размера платы за отопление для всех собственников помещений в доме, и расходы Д. на коммунальные услуги увеличились. Он посчитал это несправедливым и подал в Верховный Суд Российской Федерации административный иск о признании недействующими абз. 3 п. 42.1 и частично абз. 4 п. 42.1 Правил. Суд пришел к выводу о том, что Правительство РФ при введении дифференцированного подхода к определению размера платы за отопление не вышло за рамки своих полномочий по определению правил предоставления гражданам коммунальных услуг, а доводы истца о противоречии указанных норм закону об энергосбережении несостоятельны, поскольку целью последнего является закрепление основ стимулирования энергосбережения, а не определение размера платы за коммунальные услуги и порядка ее расчета (решение ВС РФ от 31 мая 2017 г. по делу № АКПИ17-201). Не было удовлетворена и апелляционная жалоба истца – Суд добавил, что установленный оспариваемыми нормами порядок расчета платы за отопление принят на основании общего принципа распределения фактически потребленного всеми помещениями МКД объема тепловой энергии для поддержания в них нормативной температуры воздуха (пропорционально площади занимаемого помещения в доме) с соответствующим распределением размера платы, что позволяет обеспечить непрерывное теплоснабжение всех помещений в доме в течение отопительного периода. Причем, по мнению ВС РФ, тот факт, что при применении такого порядка размер оплаты увеличивается, не свидетельствует о незаконности соответствующих положений Правил (определение Апелляционной коллегии ВС РФ от 5 сентября 2017 г. по делу № АПЛ17-300). В передаче надзорной жалобы на рассмотрение в судебном заседании истцу было отказано (постановление ВС РФ от 25 декабря 2017 г. № ПФ17-137).

Читайте также:  Самые экономичные теплые полы для квартиры

В каком случае к нормативу потребления коммунальной услуги по отоплению при отсутствии в многоквартирном доме общедомового и индивидуальных приборов учета не применяется повышающий коэффициент, узнайте из материала «Порядок оплаты электрической и тепловой энергии для граждан» Энциклопедии решений интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Вынесенные решения Д. не удовлетворили, и он обратился в КС РФ с заявлением о проверке конституционности ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса, абз. 3 п. 42.1 и абз. 4 п. 42.1 (в части) Правил. В жалобе заявителя подчеркивается: согласно оспариваемым нормам порядок расчета платы за отопление, а значит и ее размер, фактически зависит от недобросовестных действий одного или нескольких собственников помещений в МКД, не сохранивших счетчики, что причиняет прямые убытки добросовестным собственникам. В дальнейшем, по мнению Д., это может привести к отказу от счетчиков граждан, эффективно расходующих энергию, так как они поймут, что никакой экономической выгоды им это не приносит.

Как отметили представители органов власти, присутствовавшие на вчерашнем заседании КС РФ, в ходе которого рассматривалось дело о проверке конституционности оспариваемых Д. норм, оснований для признания ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ противоречащим Конституции РФ нет, поскольку конкретный порядок расчета платы ею не устанавливается, а вот соответствующие положения Правил действительно необходимо скорректировать. Нельзя назвать справедливой ситуацию, когда одна и та же формула расчета платы применяется и в отношении тех домов, где ни одно помещение не оборудовано индивидуальными приборами счета, и тех, где счетчик отсутствует лишь в одной квартире, подчеркнула полномочный представитель Генерального прокурора РФ в КС РФ Татьяна Васильева. По ее словам, заявитель абсолютно обоснованно указывает на то, что ответственность за недобросовестное поведение собственника, не сохранившего индивидуальный прибор учета тепла, не может быть возложена на других собственников, обеспечивающих исправную эксплуатацию счетчиков. Применение в таком случае иного порядка определения размера платы, влекущего увеличение расходов добросовестных владельцев помещений, не отвечает принципам справедливости и разумности.

Судя по всему, это понимает и само правительство – в настоящее время на рассмотрении кабинета министров находится подготовленный Минстроем России проект постановления о внесении изменений в Правила, предусматривающий особый порядок расчета платы за отопление для МКД, в которых не все помещения оборудованы индивидуальными приборами учета. Как сообщила советник Министра юстиции РФ Мария Мельникова, министерство дало положительное заключение на проект, однако согласованного решения всех заинтересованных ведомств по предлагаемым проектом формулам расчета пока нет. По ее мнению, вынесенное КС РФ решение по рассматриваемому делу станет определенным стимулом для утверждения проекта.

По мнению полномочного представителя Президента РФ в КС РФ Михаила Кротова, рассмотрение указанных поправок может затянуться, поскольку обеспечить объективный учет объема потребляемого в каждом помещении тепловой энергии проблематично, так как в отличие, например, от электроэнергии, которая потребляется в точках подключения электроприборов, теплоотдача происходит от всех элементов системы отопления (радиаторов, стояков, трубопроводов), размещаемых в том числе в соседних помещениях, что и определяет МКД как единый теплотехнический объект. «Даже если кто-то из собственников, у кого установлен индивидуальный прибор учета, начнет экономить расход тепла у себя в квартире, это не означает, что он не пользуется той тепловой энергией, которая отраженно попадает в его квартиру от отапливаемых помещений соседей (через стояки, например)», – отметил эксперт. Тем не менее он поддержал мнение о несоответствии оспариваемых положений Правил принципам рационального и эффективного использования энергетических ресурсов, подчеркнув, что лишение возможности оплачивать потребление тепла по показаниям исправных счетчиков делает бесполезными старания собственников по снижению расходов на отопление за счет экономии ресурсов, притом что они, помимо этого, несут расходы на обслуживание счетчиков.

Читайте также:  Теплоизоляция для труб водоснабжения от конденсата

Таким образом, предпосылок для корректировки Правил в части расчета платы за отопление в МКД более чем достаточно. Обяжет ли законодателя к внесению в них поправок КС РФ, портал ГАРАНТ.РУ расскажет после вынесения соответствующего постановления.

Как выгодней платить за отопление: по тарифу или по счетчику

Регулярное повышение платы за услуги ЖКХ, возможность введения в будущем «социальных норм» на потребление ресурсов, заставляют задуматься о переходе на индивидуальные устройства учета. Достоверно известно, что установка счетчиков холодной и горячей воды позволяет сэкономить по сравнению с оплатой по нормативам.

Что выгодней: оплата за тепло по приборам или по нормативу?

Владельцам жилищ важно понимать, за какой объем потребленной тепловой энергии они платят. Для этого достаточно поставить приборы подсчета расхода тепла. Но сам по себе расходомер ничего не сэкономит.

Работа теплосетей управляется централизовано. Температура воды регулируется там, где она нагревается. Но на ТЭЦ этот процесс занимает много времени. Внутридомовые системы ЦО могут получать избыточное тепло. Бывает, в апреле за окном +15 градусов, а до батарей рукой не дотронуться. С целью экономии отопительной энергии, необходимо установить автоматизированный тепловой узел. Кроме функции подсчета, такой узел регулирует подачу тепла, не допуская избыточного отопления весной или недостаточного зимой.

Вторым этапом технологии регулируемого потребления будет установка поквартирных (индивидуальных) учетчиков тепла. Батареи отопления должны устанавливаться с возможностью изменения параметров обогрева помещения, по желанию собственника жилища. На изменение параметров регулирования батарей, будет соответственно реагировать теплоузел.

Сумма уплаты за отопление – самая значительная строка в квитанциях за ЖКУ, которые приходят владельцам многоквартирных домов. Сэкономить на отоплении весьма проблематично. Объясняется это системой фиксирования и расчетом платы за потребленное тепло.

Как влияет наличие теплосчётчика на оплату

При отсутствии общедомового устройства фиксирования, платежи рассчитываются исходя из усреднённых данных:

  1. Потребления тепла.
  2. Площади помещений.
  3. Тарифа на теплоэнергию.

При наличии общедомового расходомера, израсходованное количество теплоэнергии делится пропорционально площади каждого помещения, плюс общедомовые расходы.

Установка ИПУ позволяет определить распределение ресурса в комнатах за каждый конкретный месяц отопительного периода. В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг №354 от 06.05.2011[1], расчет предоставления сервиса возможен только в том случае, если индивидуальные счетчики установлены во всех квартирах и нежилых комнатах дома.

Способом вычитания из показаний общедомового счетчика объемов ресурса всех индивидуальных ПУ, можно определить затраты теплоэнергии на общедомовые нужды. Сложив долю жилища в общедомовых расходах, и показания индивидуального устройства – получаем объем потребленного за месяц ресурсв. Далее умножая на тариф, получаются суммы платежей по каждому жилищу.

Новостройки оснащаются общедомовыми и квартирными тепломерами. В некоторых случаях жильцы не вводят счетчики в работу, снимают их, другие не успевают провести поверку к началу отопительного сезона. В этой ситуации Управляющая компания переводит все квартиры на расчёт по показаниям общедомового тепломера.

Платежи за ЖКУ должны быть прозрачными. Собственникам необходимо понимать, что они оплачивают свои расходы, а не расходы других «хитрых» жильцов.

До недавнего времени Управляющие компании и суды отказывали владельцам жилья с исправными ИПУ в праве оплачивать ресурс по показаниям. Ссылаясь при этом на пункт 42.1 Правил, требующих стопроцентной установки приборов учета во всех квартирах и помещениях дома.

Читайте также:  Какие акты нужны при сдаче системы отопления

Один из жителей Московской области прошел все судебные инстанции вплоть до Конституционного суда РФ. В июле 2018 года КС РФ признал незаконным отказ в расчете платы за теплоэнергию по ИПУ ( Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2018 г. N 46-П[3].

В своем постановлении КС РФ потребовал внести изменения в действующее законодательство. До реализации этих требований, в жилищах с исправными расходомерами ресурса, плата будет рассчитываться по ИПУ. Если в помещениях такие приборы не установлены или не поверены, суммы уплаты будут рассчитываться по нормативам.

Платить за ЦСО по счетчику смогут жители домов, имеющих горизонтальную разводку отопления. Тепло поступает в квартиру по своему стояку, проходя через приборы учета.

Большинство домов постройки 60-80-х годов имеют вертикальную подводящую систему ЦО. Одна труба от подвала до чердака питает последовательно теплоносителем радиаторы на каждом этаже. При такой системе разводки тепла ИПУ придется ставить на каждую батарею, что экономически невыгодно.

Ответ на вопрос, что лучше теплоснабжение по расходомеру или нормативу, непростой.Для этого надо сравнить затраты за один отопительный сезон или год с оплатой по нормативу с затратами за другой отопительный сезон или год с оплатой по тепломерам.

Установив ИПУ и радиаторы с терморегулированием, собственник квартиры сможет получить необходимый уровень сервиса и будет знать, за что он платит.

Оплата отопления в новостройке по нормативу НЕЗАКОННАЯ или «Обман управляющей компании»

Ежемесячно собственники квартир получают квитанции, которые в последнее время больше напоминают ипотеку, чем счет оплаты коммунальных платежей.

Тарифы постоянно растут, повышаются налоги, а доблестные управляющие компании соревнуются в сообразительности и придумывают то уборку снега в мае в Подмосковье , а то и вовсе отказываются принимать показатели по счетчикам.

Сегодня я расскажу как быть если вы проживаете в новостройке, а управляющая компания заставляет оплачивать отопление по нормативу, хотя в квартире установлен индивидуальный прибор учета.

Согласно ч.7 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 № 216-ФЗ с 1 января 2012 года во всех новых домах должны быть установлены индивидуальные приборы учета ( ИПУ ) и общедомовые приборы учета ( ОДПУ ).

Это значит, что в квартирах и в нежилых помещениях многоквартирного дома должны быть установлены и приняты в эксплуатацию ИПУ (электричество, вода, тепло) и ОДПУ (электричество, вода, тепло). Соответственно оплата поставляемых ресурсов должна происходить по ИПУ и ОДПУ. (по ИПУ — за квартиру, а по ОДПУ за общедомовые нужды согласно доле общедомового имущества).

Но если со счетчиками по воде все понятно, то со счетчиками по теплу есть нюансы, которыми тут же воспользовались управляющие компании.

Управляющие компании воспользовались трактовкой ст. 157 ЖК РФ и Постановлением Правительства № 354 , и стали отказывать в приемке показаний ИПУ теплоносителя собственникам квартир. Как это обычно бывает — получилась абсурдная ситуация где каждая сторона права.

Управляющие компании отказывали собственникам в приемке показателей и оплате за тепло по ИПУ, поскольку не все ИПУ в доме введены в эксплуатацию.

Поясню подробнее: приемка ИПУ происходит собственником (покупателем), но в кризисные годы новостройки заселяются медленно, а застройщик не спешит оформить собственность на себя, поскольку в этом случае он будет обязан нести бремя содержания (оплачивать коммунальные платежи за не купленные квартиры).

Часто управляющая компания — это «дочка» застройщика, поэтому для сокращения своих убытков они и заставляли собственников оплачивать отопление больше — по нормативу.

Но согласно ст. 544 ГК РФ энергетические ресурсы собственник обязан оплачивать согласно ИПУ (электричество, вода, тепло).

А в соответствии с п. 80 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 ИПУ и ОДПУ должны пройти проверку.

Оцените статью