- Плата за отопление при наличии итп
- Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 9 августа 2019 г. N 29491-ОГ/04 Об индивидуальном тепловом пункте (ИТП), который используется для подготовки горячей воды в целях оказания коммунальных услуг по горячему водоснабжению и отоплению
- Обзор документа
- Плата за отопление и гвс при наличии в доме итп
- Есть ИТП — не применяется тариф на горячую воду
- Плата за отопление
- Формула
- Комментарий
- Плата за ГВС
- Формулы
- Комментарий
- Объем ресурса, использованного при производстве коммунальной услуги по отоплению
Плата за отопление при наличии итп
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 9 августа 2019 г. N 29491-ОГ/04 Об индивидуальном тепловом пункте (ИТП), который используется для подготовки горячей воды в целях оказания коммунальных услуг по горячему водоснабжению и отоплению
Вопрос: В многоквартирном доме установлен индивидуальный тепловой пункт (ИТП), который используется для подготовки горячей воды в целях оказания коммунальных услуг по горячему водоснабжению и отоплению.
Для своей работы ИТП потребляет определенное количество электроэнергии. Количество этой электроэнергии фиксируется отдельным прибором учета.
При этом п. 54 Правил № 354 не разрешает учитывать стоимость этой электроэнергии в составе платы за ГВС, так как абз. 5 данного пункта требует при расчете платы за ГВС использовать формулы 20 и 20.1 приложения N 2 к Правилам № 354, а данные формулы оперируют только суммой 2 составляющих: тепла и холодной воды.
Прошу разъяснить, кто должен оплачивать стоимость электроэнергии, затраченной ИТП?
Может ли она рассматриваться как ресурс, затраченный на содержание общего имущества МКД?
Если да, то входит ли эта электроэнергия в состав норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды?
Ответ: Отдел управления жилищным фондом и ОГЖН Департамента развития жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел обращение от 09.07.2019 N 116108 (вх. Минстроя России от 10.07.2019 N 26393-ОГ) и в пределах своей компетенции сообщает следующее.
В соответствии с п. 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее — использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Поскольку в указанном случае индивидуальный тепловой пункт используется для подготовки горячей воды в целях оказания коммунальных услуг по горячему водоснабжению и отоплению, электроэнергия, потребляемая индивидуальным тепловым пунктом, не может рассматриваться как ресурс, затраченный на содержание общего имущества многоквартирного дома.
В соответствии с пунктом 9.2. статьи 156 Жилищного Кодекса Российской Федерации размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:
1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В случае, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение об определении размера расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, оплате подлежит объем коммунального ресурса, зафиксированный коллективным (общедомовым) прибором учета.
Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.
Таким образом, письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, являются позицией Минстроя России, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
Начальник отдела управления жилищным фондом и ОГЖН | Л.Р. Егорова |
Обзор документа
В многоквартирном доме есть индивидуальный тепловой пункт (ИТП) для подготовки горячей воды. Он потребляет электроэнергию, количество которой устанавливается по отдельному счетчику.
Минстрой разъяснил, что в данном случае потребляемая электроэнергия не может рассматриваться как ресурс, затраченный на содержание общего имущества дома.
Ведомство напомнило, как рассчитывается плата за содержание общего имущества.
Плата за отопление и гвс при наличии в доме итп
«Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение», 2017, N 8
Если МКД оборудован индивидуальным тепловым пунктом (ИТП), входящим в состав общего имущества, считается, что услуга по ГВС и отоплению самостоятельно производится исполнителем (управляющим МКД) и расчет платы за эту услугу осуществляется в соответствии с п. 54 Правил предоставления коммунальных услуг. Данные нормы неизменно вызывают множество вопросов как у управляющего домом, так и у потребителей. Рассмотрим алгоритм расчета платы подробнее.
Есть ИТП — не применяется тариф на горячую воду
В случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) ГВС (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) ГВС) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в МКД, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) ГВС, и тарифа (цены) на использованный при этом коммунальный ресурс (абз. 1 п. 54 Правил предоставления коммунальных услуг).
К примеру, если в автономной котельной холодная вода нагревается при сжигании газа, значит, при расчете платы за ГВС и отопление применяются показатели объемов использованного газа и холодной воды и тарифы, установленные на газ и холодную воду. У управляющего нет основания выставлять к уплате потребителям плату за ГВС исходя из объема потребленной в помещениях горячей воды по показаниям ИПУ и тарифа на горячую воду. То же самое справедливо в ситуации, когда в дом поступает тепловая энергия и путем нагревания холодной воды производится услуга по ГВС и отоплению (иначе говоря, тепловая энергия преобразуется при помощи ИТП). Известны случаи, когда при отсутствии актуального законно установленного норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды управляющие МКД исчисляли плату для потребителей за самостоятельно произведенную горячую воду с учетом тарифа, установленного на горячую воду для РСО. Данная практика незаконна.
Для расчета размера платы за каждую услугу необходимо знать объем использованного при производстве такой услуги коммунального ресурса. Иначе говоря, нужно определить объем ресурса (тепловой энергии), использованного для нужд отопления, и объем ресурса, использованного на подогрев воды для предоставления услуги по ГВС.
Плата за отопление
В соответствии с абз. 4 п. 54 Правил предоставления коммунальных услуг при определении размера платы потребителя за коммунальную услугу по отоплению (в случае отсутствия централизованного теплоснабжения) объем использованного при производстве услуги коммунального ресурса распределяется между всеми жилыми и нежилыми помещениями в МКД пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в МКД в соответствии с формулой 18 из Приложения 2.
Формула
где — объем (количество) v-го коммунального ресурса (тепловой энергии, газа или иного топлива, электрической энергии, холодной воды), использованного за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению, определенный при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода в порядке, предусмотренном п. 54 Правил предоставления коммунальных услуг, а при оплате равномерно в течение календарного года — установленный исходя из среднемесячного объема расхода такого коммунального ресурса, использованного при производстве коммунальной услуги по отоплению за предыдущий год;
Si — общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в МКД;
Sоб — общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в доме;
— тариф (цена) на v-й коммунальный ресурс (тепловую энергию, газ или иное топливо, электрическую энергию, холодную воду), использованный за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению, установленный в соответствии с законодательством РФ.
Комментарий
Сама по себе данная формула простая, однако проблема может возникнуть при определении показателя в ситуации, когда прибор учета, достоверно измеряющий (вычисляющий) его, отсутствует в ИТП (как можно рассчитать данный показатель, см. ниже).
Обратим внимание, что пояснение о разном порядке определения объема ресурса, использованного при производстве услуги по отоплению, в зависимости от способа внесения платы появилось лишь с 2017 года (в редакции Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498). До этого предполагалось исчислять плату за отопление лишь по факту (в отопительном периоде). Тем не менее известны случаи, когда и до 2017 года УК при наличии ИТП рассчитывала плату за отопление равномерно в течение всего года в соответствии с принятым в регионе нормативным актом. По общему правилу при наличии в доме ОПУ тепловой энергии и внесении платы за отопление равномерно в течение года исполнитель обязан проводить ежегодную корректировку платы. С ее помощью объем энергии, выставленный к оплате потребителям, приводится в соответствие фактическому объему, зафиксированному по итогам года коллективным счетчиком. Несмотря на отсутствие формулы именно для расчета платы за отопление при наличии ИТП (в том числе после 2017 года), корректировку необходимо провести, воспользовавшись формулой 3(2). Представляется, что такие действия не нарушают прав потребителей, поскольку итоговый объем обязательств рассчитан верно.
С 2017 года в п. 54 Правил предоставления коммунальных услуг был введен новый абз. 9, предусматривающий особый порядок расчета платы за отопление для случая, когда оборудование, с использованием которого производится тепловая энергия, оснащено прибором учета тепловой энергии и одновременно во всех помещениях МКД установлены ИПУ тепловой энергии (см. формулы 18(1) и 18(3)).
Плата за ГВС
Размер платы потребителя за коммунальную услугу по ГВС (при отсутствии централизованного ГВС) определяется в соответствии с формулами 20 и 20(1) из Приложения 2 как сумма двух составляющих:
- произведения объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду;
- произведения объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления услуги по ГВС, и тарифа на коммунальный ресурс. При этом объем ресурса определяется исходя из удельного расхода ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления услуги по ГВС, в объеме, равном объему горячей воды, потребленной за расчетный период в помещении и на ОДН (абз. 5 — 7 п. 54 Правил предоставления коммунальных услуг).
Формулы
где — объем потребленной за расчетный период в i-м помещении горячей воды, определенный по показаниям ИПУ в помещении. При отсутствии приборов учета объем потребленной горячей воды определяется в жилом помещении исходя из нормативов потребления горячей воды в жилом помещении и количества граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении, а в нежилом помещении — исходя из расчетного объема горячей воды, потребленной в нежилых помещениях, определяемого в соответствии с п. 43 Правил предоставления коммунальных услуг;
Тхв — тариф на холодную воду;
— удельный расход v-го коммунального ресурса на подогрев воды, утвержденный в соответствии с законодательством РФ уполномоченным органом норматив расхода v-го коммунального ресурса на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по ГВС. При наличии ОПУ v-го коммунального ресурса, использованного за расчетный период на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и подогреву воды в целях предоставления коммунальной услуги по ГВС, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на ОДН, он определяется по формуле 20(1):
где Vкр — объем v-го коммунального ресурса, использованного за расчетный период на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по ГВС, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на ОДН;
Qгв + Qот — количество произведенной тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по ГВС, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на ОДН, определяемое в соответствии с п. 54 Правил предоставления коммунальных услуг (в этом пункте есть объемный абз. 3, согласно которому данный общий объем произведенной тепловой энергии определяется по показаниям прибора учета, установленного на оборудовании, с использованием которого были произведены коммунальные услуги, а при отсутствии такого прибора учета — как сумма объемов по показаниям ИПУ тепловой энергии, а также объемов тепловой энергии, используемой в целях предоставления услуг по отоплению и ГВС в помещениях без ИПУ в силу Правил предоставления коммунальных услуг для потребителей, и объемов тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по ГВС на ОДН исходя из норматива потребления горячей воды и норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды);
— норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по ГВС;
Ткр — тариф на v-й коммунальный ресурс.
Комментарий
Поскольку при использовании ИТП тепловая энергия на цели отопления фактически не производится, а преобразуется (использованный ресурс — это тоже тепловая энергия), логично полагать, что результат деления (Vкр / (Qгв + Qот)) будет равен 1 . Поэтому в формулу 20 вместо показателя следует подставить показатель . В таком виде данная формула идентична формуле 23, используемой при расчете платы за ГВС в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду.
Другой результат может быть связан с потерями тепловой энергии внутри ИТП, а также с погрешностями приборов учета на входе и выходе из ИТП.
Обратим внимание, что для расчета платы за ГВС при наличии ИТП не применяется показатель объема тепловой энергии, фактически использованной для подогрева воды в целях предоставления коммунальной услуги по ГВС (если он измеряется (вычисляется) прибором учета, которым оснащен ИТП). Это утверждение справедливо и в неотопительном периоде, когда ИТП производит исключительно горячую воду на цели ГВС, то есть тепловая энергия полностью используется для целей ГВС.
В Письме от 22.03.2017 N 9268-ОО/04 представители Минстроя России обратили на это особое внимание, подчеркнув, что такой порядок обеспечивает распределение тепловой энергии на подогрев воды между всеми потребителями в зависимости от объема потребленной горячей воды. Если использовать фактические показатели объема, собственники помещений, несанкционированно подключившиеся к внутриквартирной системе ГВС и тем самым потребившие больший объем тепловой энергии, будут оплачивать тепловую энергию в составе платы за ГВС меньше, чем собственники помещений, в которых отсутствуют дополнительные теплопотребляющие устройства (например, «теплые полы», запитанные от внутридомовой сети ГВС).
Дополнительно отметим, что при отсутствии ИПУ горячей воды размер платы за нее исчисляется в соответствии с п. 54 Правил предоставления коммунальных услуг без учета повышающего коэффициента (см. Письмо Минстроя России от 15.08.2016 N 26049-ОД/04).
Объем ресурса, использованного при производстве коммунальной услуги по отоплению
Итак, при наличии ИТП для расчета платы за услугу по ГВС, при производстве которой используется поступающая из внешних сетей тепловая энергия, можно обойтись без определения фактического объема тепловой энергии, использованной в целях ГВС, поскольку расчет ведется с применением норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды. Одновременно для расчета платы за отопление объем тепловой энергии, использованной на нужды отопления, — ключевой показатель.
Согласно абз. 2 п. 54 Правил предоставления коммунальных услуг объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии — пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Итак, очевидно, что самый надежный способ определения объема коммунального ресурса — это приборный учет. Он доступен, если ИТП оборудован счетчиком, который позволяет отдельно измерить (вычислить) объем тепловой энергии, используемой для нужд отопления и нужд горячего водоснабжения. Однако нередко такой прибор учета отсутствует, а есть, например, ОПУ тепловой энергии на вводе в дом или на входе в ИТП, который позволяет определить суммарный объем поставленной и использованной исполнителем тепловой энергии. Или, к примеру, есть прибор учета, который измеряет объем тепловой энергии только на выходе из ИТП суммарно по двум направлениям использования такой энергии. Отсутствие в ИТП счетчика, который показывал бы объем тепловой энергии, потраченной на отопление и подогрев горячей воды раздельно, не означает, что управляющий МКД не обязан руководствоваться п. 54 Правил предоставления коммунальных услуг (Постановление АС МО от 22.03.2017 по делу N А40-84105/2016).
В приведенном выше абз. 2 п. 54 сказано об определении объема пропорционально расходу ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления каждого вида услуг. Что это означает?
До вступления в силу Постановления Правительства РФ от 14.02.2015 N 129, которым сформирована данная редакция п. 54 Правил предоставления коммунальных услуг, использовались показатели удельного расхода ресурса на производство единицы тепловой энергии на цели отопления и единицы горячей воды на цели ГВС. Эти показатели, которые предлагалось определять на основании технической документации на оборудование, следовало применить к общему объему произведенной тепловой энергии на цели отопления и горячей воды на цели ГВС .
Подробнее см. статью Д.В. Дурново «Исполнитель самостоятельно производит коммунальные услуги» (N 10, 2012).
Сегодня на практике повсеместно применяется самый простой вариант определения объема тепловой энергии, использованной в целях отопления: из суммарного объема тепловой энергии, измеренного прибором учета, вычитается объем, использованный для оказания услуги по ГВС, исчисленный исходя из удельного расхода (фактически — из норматива на подогрев воды).
Следует предостеречь исполнителей: хотя данный вариант и отражает принцип тождества обязательств УК перед РСО и обязательств населения перед УК, в Правилах предоставления коммунальных услуг он прямо не прописан. Кроме того, все «небалансы», которые нельзя предъявлять потребителям горячей воды по настоянию Минстроя из приведенного выше разъяснения, фактически будут выставлены к оплате потребителям уже в составе платы за отопление. Заметим, что такая ситуация не возникает, если существует прибор учета, фиксирующий объем тепловой энергии по двум направлениям. Тогда «небалансы» в части ГВС ожидаемо станут убытками управляющего МКД, что может стимулировать его к выявлению фактически проживающих в помещениях, установлению несанкционированного подключения к внутридомовой сети ГВС и т.п. Поэтому приходится сделать вывод, что начисление платы за отопление таким образом может вызвать претензии проверяющих и предписания о проведении перерасчета.
Применение п. 54 Правил предоставления коммунальных услуг для случая производства коммунальных услуг по отоплению и ГВС с помощью ИТП, входящего в состав общего имущества, не должно вызвать затруднений, если данный ИТП оборудован приборами учета, определяющими объем тепловой энергии, использованной в нем раздельно на нужды отопления и для целей подогрева воды на ГВС. Кстати, начислять потребителям плату за ГВС с учетом фактического объема использованной тепловой энергии незаконно, поскольку это не предусмотрено формулами, приведенными в Правилах предоставления коммунальных услуг, и может нарушать права потребителей.
Если же прибор учета фиксирует общий объем тепловой энергии, поставленной через ИТП, управляющему домом придется распределять его на две части самостоятельно. Выгодный вариант полного распределения может привести к необоснованному возложению на потребителей объема тепловой энергии, потребленной вследствие несанкционированного подключения. Невыгодный вариант, более четко описанный в прежней редакции нормативного документа, предполагает возложение этих убытков на управляющего.