По факту или по нормативу: как выгоднее оплачивать отопление?
По факту или по нормативу: как выгоднее оплачивать отопление?
Январь 2021 года стал самым холодным за последние три года, в связи с этим челябинцы, проживающие в домах, оснащённых общедомовыми приборами учёта, массово жаловались на высокие счета за отопление.
Однако у оплачивающих тепловую энергию по нормативу — расчёт в январе почти не изменился, в связи с чем у жителей возник вопрос: как выгоднее оплачивать отопление? Многие уже забыли, что в мае прошлого года также массово жаловались на счёта за тепло уже те, кто производил оплату по нормативу, так как в отличие от домов с общедомовым прибором учёта они продолжали платить за отопление, несмотря на тёплую погоду. Разбираемся, каким образом производится расчёт тепловой энергии и как все-таки выгоднее платить за неё.
Если установлен общедомовой прибор учёта тепловой энергии?
Общедомовой прибор учёта (ОДПУ) устанавливается на «входе» в многоквартирный дом. Его показания фиксируют общий объём тепла, поступившего в дом, а затем происходит вычисление объёма потреблённой тепловой энергии каждой квартиры в зависимости от площади квартиры и объема по индивидуальному прибору учета (при наличии). Величина платы за отопление в домах, оборудованных приборами учёта, может меняться в зависимости от месяца и погодных условий. В холодную погоду требуется больше тепловой энергии для обогрева, в тёплую — меньше. Кроме того, сумма платежа зависит от даты переданных показаний и, соответственно, количества дней, за которые производится начисление. Если ваша управляющая компания передаёт показания каждое 23 число, расчётный период всегда одинаков, а если в один месяц — 23, а в другой — 25, то один период будет содержать большее количество расчётных дней, а другой — меньшее.
Кроме того, не стоит забывать, что объём потребляемого тепла в доме напрямую зависит от технического состояния и эффективности работы внутридомовой системы отопления, а также от мероприятий по энергосбережению, выполняемых управляющей компанией многоквартирного дома. Обязанность по осуществлению этих действий закреплена за управляющими компаниями законодательно.
Как происходит расчёт по нормативу?
Если в многоквартирном доме отсутствует общедомовой прибор учёта, начисление платы за потреблённую тепловую энергию производится, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, установленных решением Челябинской Городской Думы и тарифов, утверждённых Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области. При таком способе расчёта сумма в квитанции будет практически неизменной, даже если на улице будет стоять достаточно тёплая зимняя погода. Если отопительный сезон завершится не в конце, а например, в середине месяца, согласно законодательству, оплатить необходимо счёт за полный месяц, так как, по сути, оплата по нормативу не зависит от фактической продолжительности отопительного периода.
А как на практике?
Рассмотрим на примере нескольких домов разных годов построек:
1. Комсомольский проспект, дом 79, панель, год строительства 1974. Оснащён общедомовым прибором учёта. За отопление в январе собственники квартиры с площадью 60 м 2 заплатили 3 346 рублей, если бы расчёт был произведён по нормативу, то в этом месяце хозяева квартиры действительно заплатили бы чуть меньше —2 980 рублей. Однако если мы поднимем историю начислений за весь 2020 год, то окажется, что оплата по показаниям общедомового прибора учёта составила — 16 322 рубля, если бы владельцы рассчитывались по нормативу, то за этот же период заплатили бы — 20 948 рублей.
Гкал
по показ аниям
(квартира 60 м 2 )
по нормативу
(квартира 60 м 2 )
2. Следующий дом по улице Комарова, д. 127 Б, панель, год строительства 2002. Оснащён общедомовым прибором учёта. Собственники квартиры 50 м 2 заплатили за отопление по показаниям в январе 1877 рублей, если бы расчёт был произведён по нормативу оплата составила бы — 2505 рублей. За год при оплате по показаниям владельцы заплатили — 8 898 рублей, расчёт по нормативу за этот же период составил бы 17 607 рублей. Более низкий объём потребления тепловой энергии всего указанного дома в сравнении с другими исследуемыми говорит о том, что, по всей видимости, управляющая компания уделяет внимание энергосберегающим мероприятиям и это отражается на счетах собственников в меньшую сторону.
Расчётный период | Теплопотребление МКД, Гкал | Плата за отопление по показаниям (квартира 50 м 2 ) | Плата за отопление по нормативу (квартира 50 м 2 ) |
Всего в 2020 | 843,54 | 8 898,76 | 17 607,58 |
Январь 2021 | 173,19 | 1 877,04 | 2 505,09 |
3. Ещё один дом по адресу: ул. Скульптора Головницкого, дом 4, панель, год строительства — 2014. Оснащён общедомовым прибором учёта. За квартиру площадью 52 квадратных метра собственники заплатили за отопление в январе 2 916 рублей, оплата по нормативу составила бы 2 614 рублей, однако за весь отопительный сезон 2020 года жильцы заплатили 10 509 рублей, тогда как расчёт по нормативу вынудил бы их оплатить счета на сумму — 18 373 тысячи.
Расчётный период | Теплопотребление МКД, Гкал | Плата за отопление по показаниям (квартира 52 м 2 ) | Плата за отопление по нормативу (квартира 52 м 2 ) |
Всего в 2020 | 1 270,93 | 10 509,14 | 18 373,13 |
Январь 2021 | 2 916,82 | 2 614,01 |
Анализ расчётов показывает, что оплата по нормативу действительно нивелирует некоторые риски резких погодных изменений. Однако расчёт по общедомовому прибору учёта в течение всего отопительного периода позволяет жителям оплачивать только тот объём тепловой энергии, который был потреблён домом, и, в конечном итоге, при правильном проведении энергосберегающих мероприятий приводит к реальной и существенной экономии.
Напоминаем, что с 1 января 2020 года ООО «Уралэнергосбыт» является агентом АО «УСТЭК-Челябинск» по сбыту тепловой энергии. По вопросам начисления можно обращаться в ООО «Уралэнергосбыт».
ВС РФ определил условия, когда может начисляться плата за отопление в летний период
Как часто вы сталкиваетесь с нарушениями прав потребителей?
НОВОСТИ И ПУБЛИКАЦИИ
Можно ли теперь требовать возврата денег за некачественный телефон без сенсорного экрана, если он сломался и выявленный дефект является несущественным?
В преддверии Всемирного дня прав потребителей 15 марта Союз потребителей России предложил ряд мер, направленных на усиление поддержки потребителей.
Я в интернет-магазине купила ирригатор для полости рта. Оказалось, что ирригатор не работает. Мне предложили отправить ирригатор в сервисный центр для того, чтобы определить, что товар некачественный.
ВС РФ определил условия, когда может начисляться плата за отопление в летний период
6 ноября 2019 года Верховный суд РФ рассматривал дело №АКПИ19-699 о признании частично недействующими п.59(1), 60(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, в части, допускающей для ресурсоснабжающей организации возможность начисления потребителям платы за отопление в летний (неотопительный) период при использовании в расчетах способа оплаты отопления в течение отопительного периода, а также изменения в одностороннем порядке способа оплаты отопления с оплаты в течение отопительного периода на оплату в течение календарного года.
Все началось с того, что жители одного из многоквартирных домов в летний (неотопительный) период продолжали получать счета за отопление, хотя фактически данная услуга им не предоставлялась.
В ходе судебного разбирательства установлено, что административные истцы, они являются собственниками квартир в многоквартирном доме, пользуются коммунальной услугой отопления. Поставка коммунального ресурса осуществляется на основании прямых договоров с ресурсоснабжающей организацией в соответствии с решением общего собрания собственников; обслуживание общего имущества осуществляет ТСЖ.
Дом, в котором проживают истцы, оборудован коллективным узлом учета потребляемой теплоэнергии. С момента установки узла учета собственники квартир оплачивали фактически потребленное количество тепловой энергии по показаниям общедомового прибора учета в течение отопительного сезона.
После окончания отопительного сезона 2018-2019 гг. Поставщик продолжил выставлять всем собственникам квартир их дома счета за отопление, хотя данная услуга им не оказывалась с 24 апреля 2019 г., и тепловая энергия не поставлялась.
Согласно ответу Поставщика от 24 июля 2019 г. основанием для начисления платы за отопление в летний период является несоответствие общедомового прибора учета тепловой энергии требованиям Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, а именно истечение в марте 2019 г. межповерочного интервала на элемент ОДНУ.
По состоянию на 11 июня 2019 г. все элементы ОДНУ прошли поверку и технически исправны. Однако составить акт о допуске прибора учета в эксплуатацию невозможно, т.к. коммунальный ресурс с 24 апреля 2019 г. не поставлялся, вина потребителей в невозможности ввода ОДПУ в эксплуатацию отсутствует.
На запрос Поставщик указал, что восстановление работоспособности ОДПУ в их жилом доме путем проведения проверки и составления акта возможно только в отопительный период, но оплата отопления на основании пунктов 59, 60(1) Правил должна производиться потребителями именно до восстановления работоспособности ОДПУ, вне зависимости от того, завершен отопительный сезон или нет.
В суде представитель административных истцов по доверенности поддержал заявленные требования и пояснил суду, что фразы пункта 59(1) Правил «. начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовый) прибор учета либо истек срок его эксплуатации. до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета. » и пункта 60 Правил «. в случае если собственники помещений в многоквартирном доме не обеспечили в установленном порядке восстановление работоспособности вышедшего из строя или замену утраченного ранее и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, а также замену такого прибора учета по истечении срока его эксплуатации. » позволяют ресурсоснабжающим организациям расширительно толковать положения Правил предоставления коммунальных услуг и начислять потребителям плату за отопление в летний (неотопительный) период в случае выхода из строя (истечения сроков поверки) ОДПУ в течение отопительного сезона даже в том случае, если до выхода ОДПУ из строя использовался способ оплаты отопления в течение отопительного периода. Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (поручение от 8 октября 2019 г. № КЧ-П9-8592).
Представители административного ответчика возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав административных истцов.
Выслушав сообщение судьи-докладчика, объяснения представителей административных истцов, административного ответчика Правительства Российской Федерации, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, 5 федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (статья 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»).
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации устанавливает правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 утверждены Правила, которые действуют в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 13 июля 2019 г. № 897 (постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2013 г. № 344 Правила дополнены пунктами 59(1) , 60(1).
Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 30 мая 2011 г., № 22, «Российской газете» 1 июня 2011 г. Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, иные вопросы, связанные с предоставлением коммунальных услуг.
Раздел VI Правил определяет порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги. В случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета либо истечения срока его эксплуатации пункт 59(1) Правил предусматривает льготный период для расчета платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение), предоставленные на общедомовые нужды, а также за коммунальную услугу отопления, которая определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса.
По истечении 3 расчетных периодов подряд, если собственники помещений не обеспечили в установленном порядке восстановление работоспособности вышедшего из строя коллективного (общедомового) прибора учета, пункт 60(1) Правил предусматривает расчет платы за коммунальную услугу по отоплению исходя из нормативов потребления.
Оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют нормам жилищного и гражданского законодательства. Так, согласно Жилищному кодексу Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета (часть 1 статьи 157). Регулируя отношения по энергоснабжению, по снабжению тепловой энергией и прочими коммунальными ресурсами, Гражданский кодекс Российской Федерации определяет, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544, статья 548).
Часть 2 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливает, что расчетные способы определения количества энергетических ресурсов должны определять его так, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета. Организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя согласно статье 19 Федерального закона «О теплоснабжении» предусматривает осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя путем их измерения приборами учета. Осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в установленных законом случаях, а именно при: неисправности приборов учета, нарушении установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя, отсутствии в точках учета приборов учета. Нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, который бы по-иному регулировал порядок расчетов платы за потребление коммунального ресурса в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, не имеется. Согласно разъяснению, данному в пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным.
Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения. Оспариваемые положения пунктов 59(1), 60(1) Правил по своему содержанию являются ясными и определенными.
Доводы административных истцов о том, что после окончания отопительного сезона 2018-2019 гг. Поставщик выставлял собственникам квартир счета за отопление, хотя данная услуга не оказывалась и тепловая энергия не поставлялась, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку согласно статье 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил: в удовлетворении административного искового заявления о признании частично недействующими пунктов 59, 60 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354, отказать.
ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ:
В данном обзоре опубликованы правовая позиция Верховного суда РФ по наиболее актуальным вопросам, которые приходилось решать судам в 2018–2020 годах.