Плата за отопление за апрель 2013

За неполные месяцы отопительного сезона теперь придется платить как за полные

Однако доначислений за прошедшие периоды быть не должно.

В письме от 23 ноября 2015 г. N 38988-ОГ/04 Минстрой указал, что при отсутствии приборов учета, в том числе коллективного (общедомового), во всех жилых или нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за отопление определяется исходя из норматива потребления.

Согласно пункту 18 приложения к правилам установления определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 306 норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях определяется исходя из количества тепловой энергии, потребляемой за отопительный период многоквартирными домами, не оборудованными коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, а также длительности отопительного периода. При этом продолжительность отопительного периода определяется как количество календарных месяцев, в том числе неполных. Последние изменения в упомянутый пункт 18 вносились постановлением от апреля 2013 года.

Таким образом, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется исходя из установленного норматива и не предусматривает возможность расчета исходя из фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги в разбивке по дням, пишет Минстрой.

Как следствие, в некоторых российских городах жители получают квитанции к доплате за отопление за апрель и октябрь 2015 года. Отметим, что упомянутом пункте 18 речь идет об исчислении норматива, а не суммы оплаты за отопление. На каком основании Минстрой распространил это правило на сумму оплаты, не совсем понятно.

Норматив определяется делением количества тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами, не оборудованными приборами учета, на общую площадь помещений в таких домах и на длительность отопительного периода. Если последний показатель ранее исчислялся в неполных месяцах, а теперь — в полных, то за счет увеличения знаменателя дроби нормативы должны уменьшиться. Даже если считать правомерной позицию Минстроя насчет суммы оплаты потребителями, то общая за год сумма (при условии неповышения тарифов) должна остаться неизменной.

Возможен и другой вариант — не исключено, что норматив и ранее исчислялся исходя из количества полных месяцев, а оплата потребителям начислялась на неполные. В таком случае теплосети, действительно, не досчитывались поступлений. Однако их ошибки не должны перекладываться на потребителей «задним числом» в отсутствие нормативного акта, обязывающего это делать. Письмо Минстроя не является таким нормативно-правовым актом.

Следовательно, никаких доначислений за прошедшие периоды быть не должно, и требования Теплосетей доплатить — не что иное, как способ необоснованного обогащения.

«13-я квитанция»: каким будет перерасчет за отопление?

В апреле и мае многих жителей Мурманска ожидает неприятный сюрприз: к ним придет так называемая «13-я квитанция» с корректировкой платы за отопление за предыдущий отопительный период. Как сообщил губернатор региона, секретарь регионального отделения партии «Единая Россия» Андрей Чибис, в этом году корректировка затронет почти две тысячи домов по всей области. Причем в 1184 домах произойдет снижение платежей на общую сумму более 260 миллионов рублей. А вот жителей 734 домов ожидает доначисление на общую сумму 127 миллионов рублей – в среднем по 550 рублей с квадратного метра.

В правительстве посчитали, что такая сумма доплат может оказаться неподъемной для многих северян (например, для двухкомнатной квартиры площадью 50 квадратных метров доначисление могло превысить 27 тысяч рублей), и приняли решение ограничить размер дополнительных выплат 150 рублями с квадратного метра. Для квартиры в 50 квадратных метров – это уже 7,5 тысячи рублей. Что тоже немало, хотя такой платеж – все-таки гораздо более щадящий.

Плюс и минус

«Вечерний Мурманск» сделал запросы в энергетические предприятия, чтобы выяснить, в каких домах и в какую сторону будет сделан перерасчет за отопление в Мурманске. Сведения по домам, в которых исполнителем коммунальных услуг по отоплению является АО «Мурманская ТЭЦ» (перерасчет от МТЭЦ будет уже в апрельских квитанциях), вы найдете в таблице. Областное АО «Мурманэнергосбыт» обещает представить данные в ближайшее время (от МЭС «13-я квитанция» придет в мае). Есть еще дома, где поставщиком коммунальных ресурсов является ТСЖ или управляющая компания (у жильцов нет прямых договоров с энергетиками), по ним нужную информацию жители смогут получить только самостоятельно.

Мурманчане, которые живут в домах, где счета за отопление выставляет МТЭЦ, могут посмотреть в таблицу и узнать, ждать ли им в апреле хороших или плохих новостей. Самые большие доначисления – более 135 рублей за квадратный метр жилой площади – будут у жильцов домов на просп. Ленина, 61 и ул. Михаила Бабикова, 6а, а самый большой перерасчет в сторону снижения – минус 286 рублей с квадратного метра – на ул. Полярной Дивизии, 3.

А мы попробуем разобраться: откуда вообще взялись корректировки, почему они происходят каждый год и почему бывают очень большими?

Разные суммы для одинаковых квартир

Начнем с того, что ежемесячный платеж за отопление зависит от трех факторов: от площади квартиры, от тарифа на отопление и от количества гигакалорий тепловой энергии (гигакалория – единица количества теплоты), потребленной всем домом за предыдущий расчетный период.

Читайте также:  Как подключить контур водяного теплого пола

С площадью жилого помещения все понятно. Тарифы – тоже величина известная, обычно они меняются раз в год – с 1 июля, и устанавливает их комитет по тарифному регулированию Мурманской области для каждого теплоэнергетического предприятия отдельно. Кстати, в этом году тарифы снова подрастут – «Вечерний Мурманск» об этом писал. Когда повышают тарифы, то это изменение мы сразу видим в своих квитанциях – уже в следующем месяце.

А вот количество потребленных домом гигакалорий – величина переменная и зависит от многих факторов. Например, от продолжительности отопительного сезона, или от теплопотерь в доме, или от дроссельных шайб в теплосистеме дома. Рассчитывают количество потребленных гигакалорий раз в год, и результаты этих подсчетов могут самым существенным образом повлиять не только на корректировки, но и на ежемесячную плату за отопление в доме.

Интересно, что в результате в двух совершенно одинаковых по площади квартирах, но в разных домах (пусть даже отапливаемых с одной котельной и по одинаковым тарифам) ежемесячный платеж за отопление может очень сильно отличаться, как и перерасчет.

Вот и сейчас, к примеру, жителям дома на проспекте Ленина, 61 придется доплачивать 135 рублей с квадратного метра, а в соседнем доме на проспекте Ленина, 65 перерасчет сделают в минус и людям вернут по 87 рублей за квадратный метр жилплощади.

Как считают платеж за отопление

Почему такое происходит? Технически расчет платежей за отопление для каждого конкретного дома и квартир в нем делается следующим образом. В доме устанавливается и вводится в эксплуатацию общедомовой прибор учета тепловой энергии. Это может произойти в любой месяц года – в сентябре, мае, июле (значения не имеет). С ввода счетчика в эксплуатацию начинается расчетный период – 12 месяцев, по завершении которого показания прибора считываются и определяется количество потребленных всем домом гигакалорий за год.

Если фактическое потребление тепла выше запланированного – делается перерасчет платежей в сторону увеличения, если ниже – в сторону уменьшения.

Поясним на примере. Возьмем 100-квартирный дом, в котором по технической документации потребление тепловой энергии должно составлять 1200 гигакалорий в год. То есть в среднем по 12 гигакалорий на каждую квартиру (в зависимости от площади квартиры) в год или по 1 гигакалории в среднем на квартиру в месяц.

В доме установили прибор учета, и он показал, что фактически за 12 месяцев было потреблено не 1200, а 1400 гигакалорий. Получается, что 200 гигакалорий – перерасход. Его и разбрасывают на все 100 квартир – в среднем по 2 дополнительные гигакалории на каждую.

Это и есть корректировка, и в нашем доме из примера она соответствует двухмесячной плате за отопление для каждой квартиры.

Собственно, все первые перерасчеты происходили именно по этой причине. В доме впервые устанавливался прибор учета, год он работал, затем показания снимали, выявляли, что фактическое годовое потребление тепловой энергии выше предполагаемого расчетного, делали корректировку, и люди получили «13-ю квитанцию».

Но и это еще не все. Потому что дальше происходит следующее: энергетики берут за основу годовое потребление тепловой энергии по дому – уже не то, что было по проекту или нормативу, а то, которое показал счетчик. То есть в нашем 100-квартирном доме ежемесячный платеж дальше начисляют из расчета, что в год дом съедает 1400 гигакалорий тепла. То есть 14 гигакалорий в год на квартиру, или примерно 1,17 Гкал в месяц. В итоге ежемесячный платеж для жильцов увеличивается, но при этом по итогам следующего года корректировка платы, скорее всего, уже не потребуется.

Снизить тепловые потери

Есть и другой путь: энергетиками предпринимаются различные меры по снижению потребления тепловой энергии в домах, где выявлен перерасход. Например, они ищут и устраняют утечки в самом доме (именно в доме, потому что утечки на теплосетях, несмотря на распространенное мнение, на повышение платежей жителей напрямую не влияют, так как происходят до общедомового прибора учета), усиливают тепловой контур дома, при помощи дроссельных шайб снижают объемы теплоносителя.

В таком случае после корректировки ежемесячный платеж не растет, так как энергетическая компания рассчитывает, что предпринятые меры позволят снизить потребление тепловой энергии и через 12 месяцев счетчик это покажет. Тут очень важно, чтобы энергетики сотрудничали с управляющими компаниями, так как внутридомовые коммуникации (а именно их и надо настраивать) находятся уже в ведении «управляшек».

Можно привести массу примеров, когда после такой перенастройки потребление тепловой энергии действительно существенно снижалось. Причем порой становилось даже ниже расчетного или нормативного. И дом вместо 1200 гигакалорий в год начинал потреблять 1000.

Ежегодное зло?

Вдумчивый читатель наверняка спросит: в большинстве многоквартирных жилых домов общедомовые приборы учета были установлены уже давно, почему же корректировки происходят по сей день?

В том-то и дело, что в большинстве, но не во всех. Однако вообще причин, из-за которых корректировки все еще происходят, – множество. Где-то действительно счетчик поставили недавно. Где-то он был выведен из строя или показывал неверные данные, а теперь его починили и снова ввели в эксплуатацию. Где-то сменилась управляющая компания, и новая «управляйка» по просьбам жильцов сняла шайбы: в квартирах заметно потеплело, вот только теперь за это придется больше платить. А где-то предпринятые меры по повышению энергоэффективности так и не привели к нужному результату. Не будем сбрасывать со счетов и погодные условия: если зима была долгой и холодной, то в домах с большими теплопотерями выросло и потребление. Есть и просто «невезучие» дома, в которых в силу конструктивных особенностей просто невозможно снизить теплопотери. И так далее.

Читайте также:  Что лучше теплые полы или теплый плинтус

Словом, корректировки – это ежегодное зло (если приходится доплачивать) или добро (если плата снижается), и избавиться от них можно только, если перейти на оплату отопления по факту. Хотя и у этой системы тоже масса своих минусов. Но об этом расскажем как-нибудь в следующий раз.

Дмитрий ВАРЗУГИН
Фото из открытых Интернет-источников

К статье прикреплен список домов, по которым рассчитана корректировка за 2020 год, где АО «Мурманская ТЭЦ» является исполнителем коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению.

12.12.2017 | Мифы ЖКХ: Правомерно ли предъявление к оплате стоимости отопления в одинаковом размере за полный и неполный месяцы отопительного периода?

Настоящая статья входит в цикл публикаций «Мифы ЖКХ», посвященный развенчанию лжетеорий жилищной сферы. Мифы и лжетеории, широко распространенные в ЖКХ России, способствуют росту социальной напряженности, развитию «Концепции вражды» между потребителями и исполнителями коммунальных услуг и услуг по содержанию жилых помещений, что ведет к крайне негативным последствиям в жилищной отрасли. Статьи цикла рекомендуются, в первую очередь, для потребителей жилищно-коммунальных услуг, однако, и специалисты по вопросам ЖКХ могут найти в них что-то полезное. Кроме того, распространение публикаций цикла «Мифы ЖКХ» среди потребителей ЖКУ может способствовать более глубокому пониманию сферы ЖКХ жильцами многоквартирных домов, что ведет к развитию конструктивного взаимодействия между потребителями и исполнителями услуг. Полный перечень статей цикла «Мифы ЖКХ» доступен по ссылке >>>

В настоящей статье рассмотрен миф о неправомерности предъявления к оплате стоимости отопления за неполные начальный и конечный месяцы отопительного периода в таком же размере, как и во все прочие полные месяцы отопительного периода в случае, если оплата производится в течение отопительного периода и в доме отсутствует общедомовой прибор учета теплоэнергии.

Суть лжетеории

Если субъект РФ принял решение об оплате коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода, при этом многоквартирный дом не оборудован общедомовым прибором учета теплоэнергии, оплата производится по нормативу потребления теплоэнергии в те месяцы, в которые услуга по отоплению фактически предоставляется. Отопительный период может начаться не в первый день начального месяца отопительного периода, а закончиться не в последний день конечного месяца отопительного периода, при этом за указанные начальный и конечный месяцы отопительного периода, в которые услуга по отоплению предоставлялась в течение неполного месяца, исполнители коммунальных услуг предъявляют к оплате тот же объем потребленной теплоэнергии, что и за полные месяцы предоставления услуги по отоплению. Вместе с тем, по аналогии с расчетами по другим видам коммунальных услуг плата за отопление в неполные месяцы предоставления такой услуги должна быть пересчитана исходя из фактического количества дней потребления услуги.

Правильный порядок расчета

При кажущейся логичности мнения сторонников лжетеории о том, что за неполные месяцы предоставления коммунальной услуги по отоплению размер платы за эту услугу должен быть снижен, такое мнение не основано на законе.

Порядок расчета стоимости отопления утвержден Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных ПП РФ от 06.05.2011 № 354 (далее — Правила 354). В случае выбора органами госвласти субъекта РФ способа оплаты отопления в течение отопительного периода и при отсутствии общедомового прибора учета (далее — ОПУ) теплоэнергии в многоквартирном доме (далее — МКД) размер платы за отопление в i-том помещении определяется по формуле 2 Приложения 2 Правил 354:

где:
Si — общая площадь i-го помещения МКД (или общая площадь жилого дома);
N T — норматив потребления коммунальной услуги по отоплению;
T T — тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством РФ.

Поскольку речь идет о случаях оплаты отопления именно в отопительный период, то приведенная формула применяется для определения стоимости отопления, подлежащей оплате в месяцы именно отопительного периода (в межотопительный период стоимость отопления будет равна нулю). При этом важно понимать, что расчет стоимости отопления производится за расчетный период, которым в соответствии с пунктом 37 Правил 354 является календарный месяц. То есть, по формуле 2 Приложения 2 ведется расчет стоимости отопления за месяц, если в этот месяц предоставлялась коммунальная услуга по отоплению (то есть, какая-либо часть данного месяца входит в отопительный период). Необходимо особо обратить внимание, что законодательством не предусмотрен учет фактического количества дней, в течение которых предоставлялась услуга по отоплению в течение конкретного месяца — стоимость потребленной коммунальной услуги рассчитывается исходя из площади помещения, норматива потребления теплоэнергии на отопление и тарифа на теплоэнергию.

И вот тут-то лжетеоретики и заявляют, что формула для расчета стоимости такой коммунальной услуги, как, например, холодное водоснабжение (ХВС), при отсутствии индивидуального прибора учета этой услуги выглядит схожим образом, разве что вместо площади помещения в расчете применяется количество проживающих в жилом помещении граждан. При этом если в течение месяца в какие-либо дни услуга по ХВС не предоставлялась, ее стоимость за месяц должна быть снижена, то есть должен быть произведен перерасчет. А поскольку формула расчета стоимости ХВС очень похожа на формулу расчета отопления, делается вывод, что аналогичный перерасчет (снижение стоимости услуги) положен и для отопления в том случае, если часть месяца не входит в отопительный период, а следовательно, в течение тех дней месяца, которые не вошли в отопительный период, услуга по отоплению не предоставлялась.

Читайте также:  Система водоснабжения что должен содержать

И именно в таком мнении кроется ключевая ошибка рассматриваемой ложной теории.

Абзац 2 пункта 98 Правил 354 устанавливает: «Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении № 1 к настоящим Правилам».

И если в отношении ХВС пункт 1 Приложения 1 к Правилам 354 устанавливает требование «бесперебойное круглосуточное холодное водоснабжение в течение года» и утверждает порядок перерасчета за нарушение указанного требования (перерасчет за каждый час непредоставления услуги по ХВС свыше допустимого перерыва), то в качестве требования к коммунальной услуге по отоплению пункт 14 Приложения 1 к Правилам 354 устанавливает «бесперебойное круглосуточное отопление в течение отопительного периода».

Таким образом, если отопительный период начался не с первого числа месяца или окончился не в последнее число месяца, то перерасчет за период непредоставления коммунальной услуги по отоплению в те дни, которые не входят в отопительный период, действующим жилищным законодательством не предусмотрен. Следовательно, стоимость коммунальной услуги будет одинаковой как за месяц, во все дни которого предоставлялась коммунальная услуга по отоплению, так и за тот месяц, часть дней которого не вошла в отопительный период, и в указанные дни отопление не предоставлялось.

Логика расчета стоимости отопления по нормативу

Казалось бы, в формулах расчета стоимости отопления допущена какая-то ошибка — ведь одинаковая стоимость отопления в месяцы, в которые услуга предоставлялась каждый день, и в те месяцы, когда услуга предоставлялась лишь часть месяца в связи с началом или окончанием отопительного периода в такие месяцы, выглядит нелогичной. Очевидно, что фактический объем потребления теплоэнергии в «полные» и «неполные» месяцы будет различным.

Однако, необходимо обратить внимание, что теплоэнергия на отопление на самом деле потребляется неравномерно в течение всего отопительного периода. Очевидно, что объем потребления теплоэнергии прямо зависит от температуры наружного воздуха — чем холоднее на улице, тем больше теплоэенергии требуется для отопления помещений в МКД. То есть, например, в декабре и январе теплоэнергии расходуется больше, чем в октябре и апреле. Почему же тогда в течение всего отопительного периода ежемесячный размер платы за отопление одинаков? Интересно, что такой вопрос лжетеоретиков не волнует, и они не требуют утверждения различных нормативов потребления теплоэнергии для каждого месяца отопительного периода.

Для понимания логики утвержденного Правилами 354 порядка расчета стоимости отопления необходимо понять смысл норматива потребления коммунальной услуги по отоплению. Для этого обратимся к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным ПП РФ от 23.05.2006 № 306 (далее — Правила 306).

Порядок расчета норматива потребления коммунальной услуги по отоплению установлен формулой 5 Приложения 1 Правил 306 для метода аналогов и формулой 18 Приложения 1 Правил 306 для расчетного метода обе эти формулы выглядят одинаково:

где:
Qо — количество теплоэнергии, потребленной на отопление за один отопительный период всем МКД;
S об — общая площадь всех жилых и нежилых помещений в МКД (кв.м);
nот — период, равный продолжительности отопительного периода (количество календарных месяцев, в том числе неполных, в отопительном периоде).

В случае применения метода аналогов Qо измеряется с помощью приборов учета, в случае применения расчетного метода Qо рассчитывается, и при таком расчете учитывается множество параметров, в числе которых конструктивные и технические параметры МКД, средняя температура наружного воздуха за отопительный период, расчетная температура наружного воздуха в целях проектирования отопления, продолжительность отопительного периода (в сутках).

В обоих случаях смысл приведенной формулы заключается в том, что количество тепловой энергии, необходимой для отопления всех помещений МКД в течение отопительного периода, делится на общую площадь помещений МКД и на количество месяцев отопительного периода (полных и неполных). То есть, норматив потребления коммунальной услуги по отоплению — это среднемесячное в течение отопительного периода потребление теплоэнергии на отопление, приведенное к квадратному метру площади помещения. Таким образом, оплата отопления по нормативу отопления в течение отопительного периода производится равными частями (в одинаковом размере) за каждый месяц отопительного периода (как полный, так и неполный).

Выводы

В настоящей статье развенчан миф об обязанности исполнителя коммунальной услуги по отоплению снижать размер платы за отопление за те дни месяца, которые не входят в отопительный период и в которые услуга по отоплению фактически не предоставлялась. Объем отопления, рассчитанный по нормативу потребления, является среднемесячным объемом потребления коммунальной услуги и не отражает фактически потребленный за конкретный расчетный период (месяц) объем теплоэнергии. Требования об изменении размера платы за отопление по причине непредоставления коммунальной услуги в течение начальной или конечной части месяца неправомерны при условии, что указанная часть месяца не входит в отопительный период.

Оцените статью