Часто задаваемые вопросы
Вопрос:
Как заполнить водохозяйственный баланс?
Водохояйственный баланс рассчитывается исходя из потребности Абонента по виду его деятельности на основании норм расхода воды по группам потребления (по каждому объекту в отдельности).
Вопрос:
Как рассчитать размер платы за содержание системы холодного водоснабжения?
При установлении Организации ВКХ двухставочных тарифов в договоре указывается размер подключенной нагрузки (присоединенной мощности), в отношении которой применяется ставка тарифа за содержание централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения. Ставка платы за содержание системы холодного водоснабжения устанавливается регулирующим органом в рублях за кубический метр холодной воды в час подключенной нагрузки.
Подключенная нагрузка в час определяется следующим образом:
при первоначальном заключении договора :
годовой лимит водопотребления (или договорная величина для тех, кому лимит не устанавливается) делится на 365 (366) дней умноженных на 24 часа. Далее подключенная нагрузка в час умножается на ставку платы за содержание системы холодного водоснабжения и является ежемесячной постоянной составляющей суммы, подлежащей оплате Абонентом.
в течение действия договора:
в дальнейшем, так как энергетические договора (холодного водоснабжения и (или) водоотведения) являются договорами лонгируемого действия, величина подключенной нагрузки определяется ежегодно в соответствии с методикой расчета:
— для Абонентов величину присоединенной мощности определять как объем фактического водопотребления за предыдущий отчетный период (год) деленный на количество часов в году;
— величину присоединенной мощности рассчитывать с точностью до шести знаков после запятой, в течение всего отчетного периода (год) считать величиной постоянной и корректировать только в случае ликвидации Абонента, или ввода или ликвидации объекта у Абонента;
-для Абонентов, осуществляющих деятельность в предыдущем отчетном периоде менее года,- рассчитывать исходя из среднемесячного фактического объема в пересчете на год.
Аналитика Публикации
Прекращение потребления воды не всегда освобождает от оплаты ставки на содержание объектов водоснабжения
Прекращение потребления воды не всегда освобождает от оплаты ставки на содержание объектов водоснабжения
В настоящее время тарифы на холодную воду могут устанавливаться регулирующими органами в двух видах — одноставочный тариф и двухставочный. Разница между указанными тарифами состоит в том, что двухставочный тариф включает в себя оплату потребителями не только фактического потребления, но и плату за содержание системы холодного водоснабжения.
Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденные Приказом Минрегиона России от 15.02.11 № 47, предусматривают, что конечное значение двухставочного тарифа рассчитывается исходя из величины финансовых потребностей регулируемой организации на содержание системы холодного водоснабжения, связанных с сохранением и развитием системы коммунальной инфраструктуры, и величины присоединенной мощности потребителя.
Таким образом, ставка на оплату содержания объектов водоснабжения рассчитывается независимо от объемов фактического потребления холодной воды конечным потребителем.
Вместе с тем в практике применения двухставочных тарифов возникла неоднозначная с правовой точки зрения ситуация, которая заключается в правомерности требования оплаты ставки за содержание при физической невозможности потребления холодной воды.
Ответ на этот вопрос стал предметом рассмотрения Верховного Суда РФ в деле №А40-47398/2014.
ООО «Газпромэнерго» (далее – Поставщик; общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к ООО «Стройгазконсалтинг» (далее – Потребитель) в размере 12 462 488, 85 руб.
Спор между сторонами заключался в отказе Потребителя оплачивать ставку на содержание объектов водоснабжения за период, когда введено самоограничение потребления поставляемого ресурса.
1. Решением Арбитражного суда города Москвы от 06.06.14 по делу № А40-47398/2014 исковые требования удовлетворены.
2. Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.09.14 по делу № А40-47398/2014 апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции — без изменения.
3. Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 29.01.15 по делу № А40-47398/2014 кассационная жалоба оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции — без изменения.
Позиция нижестоящих судов
1. Плата за содержание системы водоснабжения не зависит от факта потребления воды и является неизменной в течение срока действия договора и дифференцированно распределяется на весь календарный год, поэтому включение истцом в счет-фактуре № 07/1552 от 31.12.13 ставки за содержание системы водоснабжения и водоотведения в Заполярном НГКМ является правомерным.
2. Общество «Стройгазконсалтинг» в соответствии с условиями договора обязалось оплачивать поставленный ресурс и оказанные услуги по установленным уполномоченным органом тарифам.
3. Условия договора в части водоснабжения и водоотведения на Заполярном НГКМ являлись действующими на момент выставления счет-фактуры № 07/1552 от 31.12.13.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Потребитель обратился в Верховный Суд РФ с кассационной жалобой, в которой указал на допущенные нижестоящими судами нарушения норм материального права.
Позиция заявителя при рассмотрении дела в Верховном Суде
1. Истец неправильно применил двухставочные тарифы. Обществу «Газпром энерго» необходимо предоставить перерасчет по объекту потребителя, на котором фактическое потребление холодной воды отсутствовало.
2. Договор водоснабжения и водоотведения между сторонами прекратил свое действие в отношении объекта Заполярное НГКМ[1].
Позиция Верховного Суда РФ
1. Общество «Газпром энерго» выставило обществу «Стройгазконсалтинг» счет-фактуру от 31.12.13 № 07/1552 на оплату 12 462 488,85 руб. за услуги по договору № 54, оказанные в декабре 2013 г. При этом стоимость услуг по объекту «Заполярное НГКМ» рассчитана за весь месяц по ставке тарифа на содержание систем холодного водоснабжения и водоотведения.
Суды правомерно исходили из того, что в декабре 2013 г. договор № 54 являлся действующим в отношении обоих объектов. В соответствии с п. 1 ст. 452 ГК РФ соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор. Иная форма может допускаться законом, иными правовыми актами или обычаями делового оборота. Договор водоснабжения и водоотведения заключен сторонами в письменной форме. Кроме того, в п. 8.4 договора № 54 стороны согласовали, что любые изменения и дополнения к нему оформляются дополнительным соглашением за подписью уполномоченных представителей сторон. В то же время дополнительное соглашение о расторжении договора в части этого объекта в соответствии с п. 8.4 договора стороны не заключили.
2. Относительно установления заглушки на водопроводе в ответ на письмо общества «Стройгазконсалтинг» суды правомерно признали, что ее установление может свидетельствовать о временном прекращении или ограничении водоснабжения, что допускается законодательством в рамках действующего договора, поэтому вывод судов о недоказанности совершения обществом «Газпром энерго» действий, свидетельствующих о его согласии с расторжением договора, соответствует действующему законодательству.
Общество «Стройгазконсалтинг» было обязано оплачивать содержание систем холодного водоснабжения и водоотведения по соответствующей ставке за весь период действия договора ввиду особенностей тарифного регулирования.
Таким образом, Верховный Суд, передавая дело на рассмотрение Судебной Коллегии по экономическим спорам и оставляя судебные акты без изменения, формирует правоприменительную практику по аналогичным спорам.
Исходя из позиции ВС РФ, высказанной по делу № А40-47398/2014, следует, что экономический смысл двухставочного тарифа в сфере водоснабжения заключается в первую очередь в гарантированном получении от потребителя денежных средств вне зависимости от фактического потребления ресурса. Подобный подход позволяет планировать финансовую и инвестиционную деятельность регулируемой организации и стимулирует потребителя к достоверному определению присоединенной мощности своих производственных объектов.
Безусловно, следует отметить, что обязанность оплачивать ставку на содержание объектов водоснабжения при отсутствии фактического потребления ресурса является дискуссионным вопросом и не вполне соответствует принципу оплаты только за тот товар (услугу), потребление которого имело экономический эффект для потребителя, т.е. оплаты за фактическое благо.
Однако действующее тарифное регулирование в истолковании Верховным Судом РФ обязывает потребителя платить даже при отсутствии потребления холодной воды вплоть до момента прекращения договорных отношений с поставщиком ресурса.
Таким образом, Потребителям, которые имеют намерение временно прекратить потребление холодной воды и услуг по водоотведению, для минимизации рисков финансовых потерь рекомендуется расторгать соответствующие договоры с организациями водопроводного ресурса, а не применять технические методы, препятствующие физическому потреблению холодной воды.
[1] По мнению Потребителя, прекращение действия договора обусловлено конклюдентными действиями сторон, а именно удовлетворением просьбы ООО «Стройгазконсалтинг» об установлении заглушки в системе водоснабжения и составлением соответствующего акта.
Какой порядок содержания систем ХВС для нежилого помещения в многоэтажке?
Заключила договор с Водоканалом на оказание услуг водоснабжения и водоотведения. В договоре к моему нежилому помещению был применен двуставочный тариф (содержание ХВС и за воду непосредственно). Правомерно ли это т.к. никакой мощности я не заказывала и помещение купила уже в построенном и введенном в эксплуатацию доме.
Ответы юристов ( 2 )
Исходя из позиции ВС РФ, высказанной по делу № А40-47398/2014, следует, что экономический смысл двухставочного тарифа в сфере водоснабжения заключается в первую очередь в гарантированном получении от потребителя денежных средств вне зависимости от фактического потребления ресурса. Подобный подход позволяет планировать финансовую и инвестиционную деятельность регулируемой организации и стимулирует потребителя к достоверному определению присоединенной мощности своих производственных объектов.
Показательно в этой связи решение Нижегородского суда от 16 апреля 2017 года, так как у Вас помещение не используется для целей проживание граждан — то вполне обосновано установление двуставочного тарифа исходя из технических условий на присоединение.
Елена, добрый день! Холодное водоснабжение относится к регулируемым видам деятельности. Согласно Основам ценообразования в сфере водоснабдения
7. Тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), техническую воду, транспортировку холодной воды, водоотведение и транспортировку сточных вод рассчитываются в виде одноставочных, двухставочных и многоставочных тарифов в соответствии с методическими указаниями.
8. Двухставочные тарифы устанавливаются в виде следующих ставок:
а) ставка за содержание централизованных систем холодного водоснабжения или водоотведения либо объектов, входящих в состав этих систем (далее — ставка платы за содержание мощности);
б) ставка за объем поданной с использованием указанных систем (объектов) воды или принятых вод соответственно.
поэтому если для РСО уполномоченным органом установлен двухставочный тариф все законно, тут только сам нормативный акт если обжаловать которым такой тариф установлен, применять другой тариф РСО не может, это уже будет состав адм. правонарушения по ст. 14.6 КоАП
Плата за содержание централизованной системы холодного водоснабжения
( () ) ( ) () , 416- ( 22 644). , 27 2013 1746- .
10- , , , 5- , ( 28 644).
34, 36 644 . – 35, 37 644.
Как уже было сказано выше, положения Правил № 644 применяются в части, не урегулированной жилищным законодательством. Поэтому теперь обратимся к Жилищному кодексу Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 188-ФЗ (далее – ЖК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 157 ЖК РФ правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На сегодняшний день постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, (далее – Правила № 354).
Коммунальные услуги согласно определению, приведенному в пункте 2 Правил № 354, это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). Коммунальными ресурсами являются, в частности, холодная и горячая вода.
Исполнителем может быть юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Потребителем, соответственно, являются лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Видами коммунальных услуг, которые могут быть предоставлены потребителю, является:
– холодное водоснабжение, то есть снабжение холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также до водоразборной колонки в случае, когда многоквартирный дом или жилой дом (домовладение) не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения (подпункт «а» пункта 4 Правил № 354);
– горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования) (подпункт «б» пункта 4 Правил № 354).
Предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9 – 12 Правил № 354 (пункт 6 Правил № 354). Условия договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, и порядок его заключения определены разделом III Правил № 354.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных Правилами № 354 (пункт 7 Правил № 354). Отметим, что конклюдентные действия – это действия, свидетельствующие о молчаливом согласии лица, совершающего действия, его намерении совершить сделку, заключить договор.
Потребителю не может быть отказано в предоставлении коммунальных услуг в случае отсутствия у потребителя заключенного в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.
Прежде чем рассчитать размер платы за потребленную холодную и горячую воду, необходимо определить объем потребления.
Напомним, что обязанность по оплате жилых помещений и коммунальных услуг установлена статьей 153 ЖК РФ. Плату за жилье и коммунальные услуги должны вносить наниматели жилых помещений по договору социального найма, по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, собственники жилых помещений, арендаторы жилых помещений, члены жилищных кооперативов, а также лица, принявшие от застройщика помещение в многоквартирном доме после выдачи последнему разрешения на ввод дома в эксплуатацию. Вносить плату следует своевременно и в полном объеме.
Плата за коммунальные услуги, исходя из пункта 4 статьи 154 ЖК РФ, складывается, в том числе, из платы за холодное и горячее водоснабжение.
Размер платы согласно пункту 1 статьи 157 ЖК РФ рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные пунктом 4 статьи 154 ЖК РФ, в частности, за водоснабжение, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном Законом № 416-ФЗ. В соответствии с названным законом подлежат регулированию следующие тарифы:
– в сфере холодного водоснабжения (пункт 2 статьи 31 Закона № 416-ФЗ):
1) тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение);
2) тариф на техническую воду;
3) тариф на транспортировку воды;
4) тариф на подвоз воды;
5) тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения.
– в сфере горячего водоснабжения (пункт 5 статьи 31 Закона № 416-ФЗ):
1) тариф на горячую воду (горячее водоснабжение);
Обратите внимание, что при приготовлении горячей воды с использованием нецентрализованных систем горячего водоснабжения, в том числе в многоквартирном доме, тариф на горячую воду (горячее водоснабжение) в соответствии с Законом № 416-ФЗ не устанавливается. На это указывает пункт 6 статьи 31 Закона № 416-ФЗ. В этом случае плата за потребленную горячую воду рассчитывается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации;
2) тариф на транспортировку горячей воды;
3) тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе горячего водоснабжения.
При применении тарифов необходимо учитывать, что на основании пункта 6 статьи 32 Закона № 416-ФЗ тарифы в сфере водоснабжения могут устанавливаться с календарной разбивкой и дифференцироваться, в том числе по системам водоснабжения, с учетом объемов потребления, соответствия качества питьевой воды, горячей воды установленным требованиям, и иных критериев, установленных Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406. При установлении тарифов на очередной период регулирования учитываются экономически обоснованные расходы, понесенные организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, в истекшем периоде регулирования, не учтенные при установлении тарифов.
Также следует иметь в виду, что для отдельных категорий потребителей могут быть установлены льготные тарифы в сфере водоснабжения. При этом льготы в отношении физических лиц могут быть предусмотрены как федеральными законами, так и соответствующим законом субъекта Российской Федерации, что следует из пункта 26 статьи 32 Закона № 416-ФЗ.
Вновь вернемся к Правилам № 354.
Размер платы за коммунальные услуги холодного и горячего водоснабжения, предоставленные потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 1 Приложения № 2 к Правилам № 354 исходя из показаний такого прибора за расчетный период. По этой же формуле определяется размер.
При отсутствии приборов учета холодной и горячей воды размер платы определяется в соответствии с формулами 4 и 5 Приложения № 2 к Правилам № 354 исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (пункт 42 Правил № 354).
Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в нежилом помещении многоквартирного дома, оборудованном прибором учета, также определяется по формуле 1 Приложения № 2 к Правилам № 354 исходя из показаний прибора учета за расчетный период. При отсутствии прибора учета размер платы рассчитывается исходя из расчетного объема коммунального ресурса. При этом расчетный объем определяется на основании данных, указанных в пункте 59 Правил № 354, а при их отсутствии для холодного и горячего водоснабжения определяется расчетным способом, аналогичным тому, который определен в договоре холодного водоснабжения, горячего водоснабжения между исполнителем и ресурсоснабжающей организацией в целях расчета объема потребления коммунального ресурса в нежилых помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета, а при отсутствии такого условия – расчетным способом, установленным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о водоснабжении (пункт 43 Правил № 354).
Размер платы за водоснабжение, предоставленное на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, рассчитывается по формуле 10 Приложения № 2 к Правилам № 354. При этом следует учитывать, что в силу абзаца 2 пункта 44 Правил № 354 распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды. Исключением является случай, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения. Если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств (абзац 3 пункта 44 Правил № 354).
Обращаем Ваше внимание, что установленный абзацами 2 и 3 пункта 44 Правил № 354 порядок расчета не распространяется на случаи, при которых в соответствии с Правилами № 354 исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация. В указанных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11 – 14 Приложения № 2 к Правилам № 354 (пункт 44 Правил № 354).
Если объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, составит ноль, то плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за такой расчетный период потребителям не начисляется (пункт 45 Правил № 354).
Если многоквартирный дом не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета, размер платы за водоснабжение, предоставленное на общедомовые нужды, определяется в соответствии с формулой 10 Приложения № 2 к Правилам № 354 (пункт 48 Правил № 354).
В случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса, использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс (пункт 54 Правил № 354).
Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулой 20 Приложения № 2 к Правилам № 354 как сумма 2 составляющих:
– произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду;
– стоимость коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению, отнесенная на потребителя в каждом жилом и нежилом помещении пропорционально объему горячей воды, потребленному за расчетный период в жилом или нежилом помещении.
В плату за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, произведенную исполнителем с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не включаются расходы на содержание и ремонт такого оборудования. Такие расходы подлежат включению в плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
При отсутствии централизованного горячего водоснабжения и использовании для обеспечения потребности в горячем водоснабжении нагревательного оборудования, установленного в жилом помещении, плата за коммунальную услугу по горячему водоснабжению не взимается.
В этом случае объем холодной воды, а также электрической энергии, газа, тепловой энергии, используемых для подогрева холодной воды, оплачивается потребителем в составе платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению и теплоснабжению.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, используемых для подогрева холодной воды, объем потребления таких коммунальных ресурсов определяется исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, установленных для потребителей, проживающих в жилых помещениях при отсутствии централизованного горячего водоснабжения (пункт 55 правил № 354).
Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 (далее – Правила № 306).
Применительно к водоснабжению норматив потребления коммунальных услуг – это месячный (среднемесячный) объем потребления холодной и горячей воды потребителем в многоквартирном или жилом доме при отсутствии приборов учета, что следует из пункта 2 Правил № 306.
При определении нормативов в отношении холодного и горячего водоснабжения учитываются такие конструктивные и технические параметры многоквартирного или жилого дома, как этажность, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, вид системы теплоснабжения (открытая, закрытая) (пункт 4 Правил № 306).
При выборе единицы нормативов потребления коммунальных услуг на основании пункта 7 Правил № 306 используются следующие показатели:
а) в отношении холодного водоснабжения:
– в жилых помещениях – куб. метр на 1 человека;
– на общедомовые нужды – куб. метр на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;
– для полива земельного участка – куб. метр на 1 кв. метр земельного участка;
– для водоснабжения и приготовления пищи для сельскохозяйственных животных – куб. метр на 1 голову такого животного;
б) в отношении горячего водоснабжения:
– в жилых помещениях – куб. метр на 1 человека;
– на общедомовые нужды – куб. метр на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
В норматив холодного и горячего водоснабжения включается расход воды исходя из расчета холодной и горячей воды на 1 потребителя, необходимого для удовлетворения его физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей и содержания общего имущества многоквартирного дома, с учетом требований к качеству соответствующих коммунальных услуг, что установлено пунктом 24 Правил № 306.
Потребители обязаны своевременно вносить плату за коммунальные услуги, причем плата вносится исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту (пункт 63 Правил № 354).
Плату следует вносить ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок внесения платы за коммунальные услуги (пункт 66 Правил № 354).
Расчеты должны производиться своевременно, поскольку пунктом 14 статьи 155 ЖК РФ, определяющей порядок внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установлены санкции за несвоевременное внесение платы. Согласно названному пункту лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату, обязаны уплатить пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных сумм за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно.
Основанием для внесения платы за услуги холодного и горячего водоснабжения являются платежные документы, которые представляются исполнителем потребителю не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов (пункт 67 Правил № 354). Перечень реквизитов, которые должен содержать платежный документ, содержит пункт 69 Правил № 354.
В платежном документе, выставляемом потребителю коммунальных услуг в многоквартирном доме, плата за коммунальные услуги на общедомовые нужды и плата за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, подлежат указанию отдельными строками (пункт 70 Правил № 354).
Примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг утверждена Приказом Минрегионразвития Российской Федерации от 19 сентября 2011 года № 454.
Плата за холодное и горячее водоснабжение может быть внесена несколькими способами, предлагаемыми пунктом 65 Правил № 354, причем потребители сами могут выбрать тот, что им более удобен:
l оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов в выбранных ими банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета, почтовыми переводами, банковскими картами, через сеть Интернет и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с обязательным сохранением документов, подтверждающих оплату, в течение не менее 3 лет со дня оплаты;
l поручать другим лицам внесение платы за коммунальные услуги вместо них любыми способами, не противоречащими требованиям законодательства Российской Федерации и договору, содержащему положения о предоставлении коммунальных услуг;
l вносить плату за коммунальные услуги за прошедший месяц частями, не нарушая установленный срок окончания ее внесения;
l осуществлять предварительную оплату коммунальных услуг в счет будущих расчетных периодов.
Потребители вносят плату за коммунальные услуги, в том числе холодную и горячую воду, в следующем порядке:
l наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за коммунальные услуги этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного пунктом 7.1 статьи 155 ЖК РФ. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем в порядке, согласованном с управляющей организацией (пункт 4 статьи 155 ЖК РФ).
Напомним, что пунктом 7.1 статьи 155 ЖК РФ установлено, что на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
l наниматель жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования вносит плату за коммунальные услуги наймодателю такого жилого помещения, если данным договором не предусмотрено внесение нанимателем платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям (пункт 4.1 статьи 155 ЖК РФ);
l члены ТСЖ либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива – в порядке, установленном органами управления ТСЖ либо органами управления названных выше кооперативов (пункт 5 статьи 155 ЖК РФ);
l собственники помещений в доме, где создано ТСЖ либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, но сами не являющиеся членами ТСЖ и названных кооперативов – в соответствии с договорами, заключенными с ТСЖ либо этими кооперативами (пункт 6 статьи 155 ЖК РФ);
l собственники помещений в доме, в котором не созданы ТСЖ, либо жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, управление которым осуществляет управляющая организация – этой управляющей организации, за исключением, в частности случая, предусмотренного пунктом 7.1 статьи 155 ЖК РФ (пункт 7 статьи 155 ЖК РФ);
l собственники помещений в доме, осуществляющие непосредственное управление домом – в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (пункт 8 статьи 155 ЖК РФ);
l собственники жилых домов – в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (пункт 9 статьи 155 ЖК РФ).
Поскольку перечень организаций, осуществляющий деятельность в сфере ЖКХ, достаточной большой, рассмотрим порядок бухгалтерского учета и налогообложения платы за водоснабжение на примере управляющей организации.
Предположим, что управляющая организация предоставляет собственникам помещений в многоквартирном доме услуги по холодному и горячему водоснабжению, что обусловлено договором управления. Согласно договору плата за водоснабжение вносится собственниками на расчетный счет управляющей организации.
Управляющая организация, получающая плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, что следует из пункта 6.2 статьи 155 ЖК РФ. То есть, управляющая организация оплачивает приобретение коммунальных ресурсов организации ВКХ.
Как будут отражаться в учете управляющей организации платежи за водоснабжение, поступающие от жильцов?
Осуществляя бухгалтерский учет, все организации, независимо от их организационно-правовой формы, должны руководствоваться Федеральным законом от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ), а также федеральными и отраслевыми стандартами. Однако пока указанные стандарты не утверждены. В силу пункта 1 статьи 30 Закона № 402-ФЗ до утверждения федеральных и отраслевых стандартов применяются правила ведения бухгалтерского учета, утвержденные до дня вступления в силу Закона № 402-ФЗ, то есть до 1 января 2013 года.
Приказом Минфина Российской Федерации от 6 мая 1999 года № 32н утверждено Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 (далее – ПБУ 9/99).
Основываясь на этом бухгалтерском стандарте, прежде всего, следует определить, будут ли являться поступающие платежи за водоснабжение доходом управляющей организации? Согласно пункту 5 ПБУ 9/99, эти суммы будут признаваться в составе доходов от обычных видов деятельности как выручка от оказания услуг. Выручка признается в бухгалтерском учете при наличии условий, перечисленных в пункте 12 ПБУ 9/99. Выручка признается управляющей организацией ежемесячно, поскольку расчетным периодом является календарный месяц, в сумме, рассчитанной исходя из тарифов или нормативов, и предъявленной потребителям.
Чтобы выполнить условия договора управления по водоснабжению собственников помещений в многоквартирном доме, управляющая организация должна приобрести ресурсы у ресурсоснабжающей организации. Стоимость холодной и горячей воды, приобретенной у ресурсоснабжающей организации, следует включить в состав расходов по обычным видам деятельности в качестве материальных расходов, связанных с приобретением сырья, материалов, и иных материально-производственных запасов, что следует из пунктов 5, 8 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 6 мая 1999 года № 33н.
Для учета доходов и расходов от обычных видов деятельности Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 31 октября 2000 года № 94н, предназначен счет 90 «Продажи». Выручка учитывается на субсчете 90-1 «Выручка», а себестоимость продаж – на субсчете 90-2.
Обращаем Ваше внимание на то, что не подлежит налогообложению НДС на территории Российской Федерации реализация коммунальных услуг, предоставляемых ТСЖ, управляющими организациями, жилищно-строительными, жилищными и иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребности граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками, у организаций коммунального комплекса. Такая норма закреплена подпунктом 29 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).
В то же время коммунальные услуги (в том числе по водоснабжению), оказываемые ресурсоснабжающими организациями населению и управляющим организациям, в перечень операций, освобождаемых от налогообложения НДС, не включены, в связи с чем такие услуги подлежат налогообложению НДС в общеустановленном порядке, о чем сказано в письме Минфина Российской Федерации от 18 января 2012 года № 03-07-14/06. Указанная позиция подтверждена постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 февраля 2011 года № 12552/10.
Управляющие организации, применяющие общую систему налогообложения, являются налогоплательщиками налога на прибыль организаций. В целях налогообложения прибыли согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 248 НК РФ к доходам относятся, в частности, доходы от реализации товаров (работ, услуг) и внереализационные доходы. При определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с НК РФ налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав).
Выручка от реализации товаров (работ, услуг) признается в составе доходов от реализации (пункт 1 статьи 249 НК РФ).
Затраты на приобретение холодной и горячей воды у ресурсоснабжающей организации, должны учитываться управляющей организацией в составе материальных расходов в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 254 НК РФ (за вычетом суммы НДС).
Корреспонденция счетов, исходя из вышеизложенного, будет следующей:
Дебет 20 «Основное производство» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – отражена стоимость коммунальных ресурсов, приобретенных у ресурсоснабжающей организации с учетом НДС;
Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» Кредит 90 «Продажи» субсчет 90-1 «Выручка» – начислена плата за холодное и горячее водоснабжение за расчетный период (календарный месяц);
Дебет 90 «Продажи» субсчет 90-2 «Себестоимость продаж» Кредит 20 «Основное производство – списана стоимость приобретенных коммунальных ресурсов;
Дебет 51 «Расчетные счета» Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» – поступили денежные средства от собственников помещений;
Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Кредит 51 «Расчетные счета» – оплачены коммунальные ресурсы, приобретенные у ресурсоснабжающей организации ВКХ.