Почему может лопнуть радиатор отопления

Почему лопнул радиатор?

Пробоина в радиаторе — наиболее опасная из проблем, связанных с пользованием прибора. В отличие от других, например, застоя или отсутствия нагрева, неприятность может произойти внезапно, тем самым угрожая затоплением соседей. Проблему проще предупредить, чем исправить. А предупредить её можно, если знать причины, из-за которых может лопнуть радиатор.

Причина пробоины

Наиболее частая причина прорыва радиаторов отопления — износ. Как и любой прибор, батарея имеет свой срок эксплуатации, по истечению которого может сломаться и испортиться, что обусловлено негативными факторами окружающей среды: воздействием воды, высоким давлением, разницей температур при длительном проветривании помещения.

Избежать прорыва вследствие износа можно, если вовремя поменять радиатор. Особенно остро это касается старых чугунных батарей, которые до сих пор стоят в квартирах у многих.

Гидроудар как причина лопнувшего радиатора

В нынешних многоквартирных домах используется центральная система отопления. Несмотря на современные технологии и оборудование, давление в таких системах остаётся нестабильным. Чаще всего это случается из-за того, что работники резко включают краны циркуляционных насосов, хотя делать это нужно аккуратно. При резком перекрытии водоснабжения давление в системе трубопроводов поднимается до такой степени, что способно пробить батарею.

Как этого избежать? При выборе радиатора необходимо ориентироваться на его запас по давлению. Как показывает практика, меньший запас у чугунных радиаторов: в пределах 12 бар. Этой величины достаточно, чтобы выдержать перепад давления, но недостаточно, чтобы сохранить конструкцию батареи целой при сильном гидроударе. В данном плане хорошо показывают себя биметаллические радиаторы, которые выдерживают давление более 20 бар.

Человеческий фактор

Неправильная установка и эксплуатация радиаторов отопления также может стать причиной лопнувшего радиатора. Так, при неправильном заполнении общей системы отопления в радиаторах может накапливаться воздух. Вступая в реакцию с водой, он заставляет металл корродировать, тем самым истончает стенки батареи и служит причиной для трещин и разрывов.

Правильный монтаж, а также периодическая проверка состояния радиатора, починка мелких дефектов (замазывание пятна коррозии краской и т. п.) — эффективное средство, помогающее избежать озвученной проблемы.

Лопнула батарея, когда в доме стали запускать тепло

Отопление – важнейший фактор для создания комфортного микроклимата в помещении. В теплой квартире или доме не промерзают стены, не скапливается плесень и грибок, не болеют жильцы. На летний сезон подачу тепла традиционно отключают, но с первых осенних холодов все жители районов Москвы с нетерпением ждут включения отопления.

Причины разрыва радиатора

Однако радость от долгожданного тепла нередко омрачается разрывом батареи. Такое может произойти при неправильном запуске теплоносителя. Если Управляющие компании производят резкое открытие задвижек, то гидравлического удара не избежать, а он приводит к разрыву отопительных приборов и дальнейшим печальным последствиям.

Если в квартире лопнула батарея, причины могут быть и другими, например в случае резкого падения температуры на улице. В такой ситуации в сетях увеличивают температуру и давление теплоносителя. А наличие воздуха в системе создает предпосылки для гидравлического удара, который и может стать причиной разрыва радиатора.

Причины разные, а вот последствия всегда одинаковы: горячая вода моментально начинает заполнять помещение. Ущерб имуществу в подобной ситуации неизбежен, к тому же в такой ситуации больше страдают соседи снизу, если жильцов пострадавшей квартиры не было дома на момент аварии.

Последовательность действий если лопнула батарея

Итак, что делать, если лопнула батарея? В первую очередь, попытаться минимизировать последствия. Для этого:

  1. Перекройте краны на батареях (при наличии запорной арматуры);
  2. Вызовите аварийную службу;
  3. Отключите подачу электроэнергии;
  4. Сделайте все возможное, чтобы кипяток не попал на ценные вещи и документы.
Читайте также:  Печи для отопления деревянного дома с водяным контуром

Далее нужно дождаться приезда представителей аварийной службы. Как правило, аварийная служба устранять аварию должна за полчаса или даже меньше, соблюдая этот норматив. Рабочие перекроют стояк, а вам предстоит обратиться в Управляющую компанию для составления акта о заливе, а также причинах разрыва батареи.

Чем поможет независимая экспертиза?

Важно понимать, что УК практически всегда пытается доказать вину владельца пострадавшей квартиры. Это вполне объяснимо: компании невыгодно признавать свою вину, чтобы потоп компенсировать ущерб. К тому же далеко не всегда УК располагает квалифицированными кадрами, способными выявить реальные причины аварии, а если и есть, то причину постараются скрыть.

Если в доме лопнул радиатор, когда стали запускать тепло, лучшим выходом станет вызов сотрудников нашей компании для проведения независимой экспертизы. Наши эксперты в процессе обследования:

А) сразу составят независимый Акт,

Б) точно установят причину произошедшей аварии в системе отопления,
В) проведут инструментальное обследование,

а значит, станет очевидно, кто должен отвечать за повреждения.

УК очень часто отказывает в возмещении ущерба, тем более, если жильцы соглашаются признать себя виноватыми. Делать этого без консультации с профессиональным экспертом не следует. Если в квартире лопнула батарея, значит, пострадали мебель, бытовая техника и другое имущество. Значительно выгоднее связаться с нашей компанией и получить на руки официальное экспертное заключение, чем покупать новую мебель и выполнять ремонт за свой счет, да еще и выплачивать компенсацию соседям.

Даже если УК просто откажется составлять акт, эксперт зафиксирует ущерб и все повреждения в соответствующем документе. Такие бумаги, составленные независимыми специалистами, принимают во внимание любые инстанции, включая суд. Да и представители Управляющей компании ведут себя совершенно иначе, если видят, что жильцы настроены серьезно и привлекли к решению вопроса профессионалов.

В случае разрыва радиатора достаточно просто позвонить в нашу компанию по телефону 8-495-787-17-43 и получить бесплатную консультацию эксперта. Эксперт выедет на место в кратчайшие сроки, осмотрит и зафиксирует все повреждения, оценит ущерб и установит реальную причину аварии. Огромный опыт в подобных делах и высокий уровень квалификации позволяет нашим сотрудникам находить решения даже в непростых ситуациях.

Чугунные батареи: ремонт своими руками, причины поломок

Ремонт чугунных радиаторов отопления бывает поверхностным и капитальным. В первом случае пытаются устранить течь простейшими способами, чтобы «дотянуть» до окончания отопительного периода. Во втором варианте подвергают батарею полной разборке, раскручивают секции, делают промывку.

Особенности ремонта чугунной батареи

По своей структуре чугун от обычного металла отличается хрупкостью. Основной особенностью его ремонта является осторожное обращение с радиатором. При появлении течи поврежденный участок нельзя обстукивать от ржавчины и накипи. Нанесенные удары приведут к появлению новых микротрещин, которые при поступлении горячего теплоносителя начнут расширяться.

Это касается и чугунных радиаторов, которые подвергают промывке. Нельзя ударять по секциям металлическим молотком, чтобы быстрее отпала грязь. Если предусмотрена разборка на секции, то соединительные ниппели раскручивают осторожно. Они тоже чугунные и могут треснуть.

Несмотря на массивный вес, чугунный радиатор хрупкий и боится ударов

Если ремонт течи можно осуществить методом накладки бандажа, то участок возле трещины просто зачищают. Такие действия не разрушат чугунные стенки секции. Во время промывки иногда требуется простукивание. Делать это можно, но легонько и только деревянным молотком.

Чугунные советские радиаторы после длительного срока службы смотрятся не эстетично. Часто по этой причине от них пытаются избавиться. Однако их можно превратить совершенно в новые батареи, если воспользоваться еще одной особенностью ремонта. Он состоит из четырех действий:

  1. Чугунный старый радиатор промывают химическими реагентами. Действие помогает очистить внутри секции от грязи, ржавчины, твердых солевых отложений.
  2. Промытый радиатор разбирают на секции. Участок коллектора, где нужно раскрутить чугунный ниппель, прогревают паяльной лампой.
  3. Каждую чугунную секцию сверху подвергают пескоструйной обработке. В итоге ее нельзя будет отличить от нового изделия.
  4. После очистки чугунные секции вновь собирают в батарею. На участках стыковки коллекторов ставят новые уплотнительные кольца. Если ниппели плохие, их аналогично меняют. Оптимально заменить боковые пробки, где производится подключение трубопровода к радиатору. У них резьба уже будет изношена, и в этом месте может проявиться течь.
Читайте также:  Разрыв трубы горячего водоснабжения

После проведенного ремонта на выходе предстает новый радиатор. Именно такие чугунные батареи чаще всего после восстановления продают фирмы, выдавая их за новый товар. Теперь осталось радиатор покрасить и повесить на свое место.

Почему может сломаться чугунная батарея

Причин возникновения дефекта на чугунных секциях радиатора мало, но они есть. Неполадки могут даже проявиться без образования течи, что скажется на плохой работе батареи. Чтобы найти верный способ ремонта, нужно правильно определить причину поломки:

  1. Чугунные приборы отопления тяжелые. Если их подвешивать на слабых кронштейнах, со временем происходит перекос. Секции начинают «завоздушиваться» и не греют. Со слабых кронштейнов радиатор способен сорваться, оборвать трубопровод. При падении от удара на чугунных секциях появятся трещины.
    От гидроудара способна треснуть стенка секции
  2. Чугун слабоустойчив к гидроударам в системе отопления, другим механическим воздействиям, наносимым человеком во время монтажа. Даже если секция не треснула, течь способна проявиться в местах соединения.
  3. Засор является распространенной причиной неисправности. Внутри секций оседают грязь, солевые отложения. Периодически требуется проводить капитальный ремонт с промывкой химическими реагентами.
    Резиновые кольца на соединении коллекторов секций периодически нужно менять
  4. В местах соединения коллекторов секций установлены резиновые кольца. Со временем прокладки изнашиваются. Резину разъедают химические реагенты во время промывки. При капитальном ремонте прокладки обязательно меняют.
  5. Причиной поломки может стать банальное размораживание радиатора. Например, хозяин долгое время не появляется на даче. При сильных морозах теплоноситель замерзает в системе отопления. От расширения воды чугунную секцию разрывает.

Признаки поломки выявить несложно. О загрязнении или завоздушивании радиатора свидетельствуют непрогретые участки. Если на чугунной поверхности еще нет течи, но уже появился белый или ржавый налет, это первый «звонок» об опасности. С ремонтом затягивать нельзя.

Способы ремонта чугунных батарей отопления

Технология ремонта зависит от причины неисправности. Если происходит частое завоздушивание из-за перекоса, радиатор выравнивают по горизонтали на стене, усиливают дополнительными кронштейнами. При засоре секций способ ремонта один – промывка реагентами.

При появлении течи часто применяют народные способы ремонта:

  1. Небольшую трещину на секции ликвидируют заклеиванием эпоксидной смолой с кусочками марли. Этот метод поможет устранить течь на подводящей к радиатору трубе или в месте соединения коллекторов секций.
    Для устранения течи на доступном участке наматывают бинт, пропитанный эпоксидной смолой
  2. Коллектор радиатора или подводящая труба имеют круглое сечение. Устранить течь поможет наложение хомута.
  3. Заклеить трещину на радиаторе поможет холодная сварка. Средство для экстренного ремонта напоминает пластилин, который нужно размять руками и наклеить на чистую поверхность.
    Холодная сварка поможет быстро устранить течь

Каждый способ ремонта подбирают индивидуально для конкретной ситуации. Все зависит от того, в каком месте образовалась течь.

Как отремонтировать чугунную батарею отопления

Ремонт начинают с подготовительных действий. Под радиатором застилают пленку, так как без воды и грязи здесь не обойтись. Важно знать, если выбран способ заклеивания эпоксидной смолой или холодной сваркой, то радиатор нужно отключить от системы отопления, иначе течь теплоносителя не даст приклеиться бандажу к чугунной поверхности. Однако сделать это можно, когда батарея оснащена запорной арматурой.

Допустим, краны на подводке труб к радиатору имеются. Перед началом ремонта их нужно закрыть. Следующим действием сливают с батареи теплоноситель, чтобы устранить течь. Проблемный участок зачищают от краски, грязи, ржавчины. Обезжиривают ацетоном или спиртом. Эпоксидную смолу наносят на полоску бинта или х/б ткани. Если трещина на ровном участке секции, то заплатку просто наклеивают несколькими слоями, дав время каждому из них застыть. На участок подводящей трубы или коллектор просмоленный бинт наматывают в виде бандажа. После застывания участок закрашивают под цвет радиатора.

Читайте также:  Что такое паровое отопление ленинградка

Проблемный участок перед ремонтом очищают от краски и обезжиривают

Аналогичные действия выполняют, когда предусмотрен ремонт чугунной батареи холодной сваркой, но бинт или полоска ткани понадобятся для других действий. Средство напоминает пластилин. Перед использованием отрезают необходимое количество массы и разминают ее руками. В это время происходит смешивание компонентов, отвечающих за отвердевание холодной сварки. Размягченную массу приклеивают на участок, требующий ремонта. Сверху полоской ткани пытаются намотать бандаж. Чем сильнее прижать холодную сварку к чугунной поверхности, тем прочнее получится заплатка.

Хомут поможет устранить течь, если невозможно радиатор отключить от системы отопления

В квартирах со старым ремонтом чугунные радиаторы установлены без запорной арматуры. Ремонт эпоксидной смолой или холодной сваркой невозможен, так как теплоноситель постоянно подтекает. Если проблемный участок на трубе или соединении коллекторов секций, выручит хомут. Изделие для бандажа состоит из одного разъемного кольца или двух полуколец. Для стяжки предусмотрены болты. Роль уплотнителя исполняет резиновая полоса. Хомут устанавливают на проблемный участок, затягивают болты до прекращения течи.

Капитальный ремонт требует полной разборки радиатора

Если течь образовалась не одна, такой радиатор лучше сразу разобрать. Перед этим его отключают от системы отопления, сливают теплоноситель. Выполняют ремонт в такой последовательности:

  1. Когда чугунная батарея подключена к системе отопления металлическими трубами, прослужившими не один десяток лет, раскручивать сгоны нет смысла. Они все равно оборвутся. Резьбы обрезают болгаркой. На их место придется приваривать новые сгоны.
  2. Радиатор снимают с кронштейнов, укладывают на пол. Ключом пытаются открутить заглушки с коллекторов и гайки с обрезанными сгонами. Важно помнить, что на одном коллекторе будет правая, а на другом – левая резьба. Если гайки не идут, их прогревают паяльной лампой. После откручивания на заглушках резьбы очищают щеткой по металлу. Гайки с обрезанными сгонами лучше выбросить и купить новые. Выкрутить куски трубки с резьбой сложно.
  3. Для разъединения секций внутрь коллектора вводят специальный ключ. Один его конец напоминает лопатку. Именно этой плоской частью ищут зацеп за усики чугунного ниппеля. Он аналогично имеет правую и левую резьбу. Ключом пытаются сорвать ниппель и провернуть на пару оборотов. Если он не поддается, участок коллектора прогревают паяльной лампой. Аналогичную операцию выполняют на противоположном коллекторе. Каждый ниппель поочередно проворачивают на пару оборотов, пока полностью отсоединится секция.

Подобным образом можно разобрать весь радиатор или отделить поврежденные секции. Если внутри оказалось много грязи, для промывки используют каустическую соду. Подойдет раствор из 9% уксуса и воды в соотношении 1:1. На крайний случай используют 5% раствор серной кислоты. Для промывки жидкость заливают внутрь радиатора на сутки, затем промывают чистой водой. После этих действий батарею разъединяют на отдельные секции, меняют уплотнительные кольца, производят обратную сборку.

На видео подробнее о ремонте отопительных радиаторов:

Советы профессионалов

Несколько советов помогут провести эффективный ремонт:

  1. После ремонта радиатор придется красить. Если он скрыт за декоративным экраном, желательно выбрать темную краску. Чугунная батарея лучше будет отдавать тепло.
  2. Кронштейны для подвешивания располагают так, чтобы зазор между радиатором и подоконником составлял 10 см, а полом – 12-15 см.
  3. Для отражения тепла стену за чугунной батареей заклеивают фольгированным материалом.

Эффективность отопления зависит от количества секций на каждом радиаторе. Здесь нужны грамотные расчеты, выполнить которые помогут опытные специалисты.

Заключение

Ремонт чугунных радиаторов отопления в одиночку сложно выполнять, если требуется полная разборка. Проблема связана с большим весом и хрупкостью чугуна. Оптимально пригласить помощника или доверить работу наемным специалистам.

Оцените статью