- Оплата отопления по показателям общедомового, а не индивидуального счетчика: справедливо или нет?
- Общедомовый счетчик тепла: зачем он нужен и кто должен оплачивать его установку? Разъяснения коммунальщиков
- Общедомовой прибор учета отопления. Зачем ставить и кто будет платить?
- Почему плата за отопление начисляется круглый год без учета показаний общедомового счетчика (ОДПУ)?
Оплата отопления по показателям общедомового, а не индивидуального счетчика: справедливо или нет?
caifas / Depositphotos.com |
Действующее законодательство предусматривает два способа расчета размера платы за коммунальные услуги: на основании определяемого по показаниям приборов учета объема потребляемых ресурсов, а при отсутствии счетчиков – исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса). Конкретный порядок расчета и внесения платы устанавливается Правительством РФ. Так, например, для определения размера платы за отопление в МКД используется одна из нескольких формул, приведенных в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила). При выборе нужной формулы стоит исходить, во-первых, из того, каким образом оплачивается отопление: в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года (абз. 1 п. 42.1 Правил). Во-вторых, на порядок расчета влияет оснащенность помещений счетчиками: в случае, когда МКД оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, а индивидуальные или квартирные счетчики отсутствуют во всех или некоторых помещениях в нем, размер платы за отопление в каждом из этих помещений определяется исходя из показаний общедомового прибора учета (абз. 3 п. 42.1 Правил). Если же все жилые и нежилые помещения МКД оснащены индивидуальными приборами учета тепла, при расчете размера платы за отопление учитываются показания и этих счетчиков, и общедомового прибора учета (абз. 4 п. 42.1 Правил).
Таким образом, на практике, если хотя бы одна квартира или одно нежилое помещение в МКД не оборудованы индивидуальным прибором учета, объем потребленной энергии по показаниям общедомового счетчика «распределяется» между помещениями пропорционально их площади. Такой порядок расчета применяется и тогда, когда счетчик перестал использоваться в связи с ненадлежащим исполнением обязанности по обеспечению его надлежащей эксплуатации, сохранности или своевременной замены собственником (ч. 7 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; далее – закон об энергосбережении).
Именно с такой ситуацией столкнулся гражданин Д. Все помещения в МКД, в котором он проживает, на момент ввода дома в эксплуатацию были оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии (напомним, ими, согласно указанной выше норме закона об энергосбережении, с 1 января 2012 года должны быть оснащены все новые МКД, а также дома, вводимые в эксплуатацию после капремонта – при наличии технической возможности установки таких счетчиков). Однако впоследствии в ряде помещений счетчики были демонтированы, что повлекло перерасчет размера платы за отопление для всех собственников помещений в доме, и расходы Д. на коммунальные услуги увеличились. Он посчитал это несправедливым и подал в Верховный Суд Российской Федерации административный иск о признании недействующими абз. 3 п. 42.1 и частично абз. 4 п. 42.1 Правил. Суд пришел к выводу о том, что Правительство РФ при введении дифференцированного подхода к определению размера платы за отопление не вышло за рамки своих полномочий по определению правил предоставления гражданам коммунальных услуг, а доводы истца о противоречии указанных норм закону об энергосбережении несостоятельны, поскольку целью последнего является закрепление основ стимулирования энергосбережения, а не определение размера платы за коммунальные услуги и порядка ее расчета (решение ВС РФ от 31 мая 2017 г. по делу № АКПИ17-201). Не было удовлетворена и апелляционная жалоба истца – Суд добавил, что установленный оспариваемыми нормами порядок расчета платы за отопление принят на основании общего принципа распределения фактически потребленного всеми помещениями МКД объема тепловой энергии для поддержания в них нормативной температуры воздуха (пропорционально площади занимаемого помещения в доме) с соответствующим распределением размера платы, что позволяет обеспечить непрерывное теплоснабжение всех помещений в доме в течение отопительного периода. Причем, по мнению ВС РФ, тот факт, что при применении такого порядка размер оплаты увеличивается, не свидетельствует о незаконности соответствующих положений Правил (определение Апелляционной коллегии ВС РФ от 5 сентября 2017 г. по делу № АПЛ17-300). В передаче надзорной жалобы на рассмотрение в судебном заседании истцу было отказано (постановление ВС РФ от 25 декабря 2017 г. № ПФ17-137).
В каком случае к нормативу потребления коммунальной услуги по отоплению при отсутствии в многоквартирном доме общедомового и индивидуальных приборов учета не применяется повышающий коэффициент, узнайте из материала «Порядок оплаты электрической и тепловой энергии для граждан» Энциклопедии решений интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Вынесенные решения Д. не удовлетворили, и он обратился в КС РФ с заявлением о проверке конституционности ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса, абз. 3 п. 42.1 и абз. 4 п. 42.1 (в части) Правил. В жалобе заявителя подчеркивается: согласно оспариваемым нормам порядок расчета платы за отопление, а значит и ее размер, фактически зависит от недобросовестных действий одного или нескольких собственников помещений в МКД, не сохранивших счетчики, что причиняет прямые убытки добросовестным собственникам. В дальнейшем, по мнению Д., это может привести к отказу от счетчиков граждан, эффективно расходующих энергию, так как они поймут, что никакой экономической выгоды им это не приносит.
Как отметили представители органов власти, присутствовавшие на вчерашнем заседании КС РФ, в ходе которого рассматривалось дело о проверке конституционности оспариваемых Д. норм, оснований для признания ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ противоречащим Конституции РФ нет, поскольку конкретный порядок расчета платы ею не устанавливается, а вот соответствующие положения Правил действительно необходимо скорректировать. Нельзя назвать справедливой ситуацию, когда одна и та же формула расчета платы применяется и в отношении тех домов, где ни одно помещение не оборудовано индивидуальными приборами счета, и тех, где счетчик отсутствует лишь в одной квартире, подчеркнула полномочный представитель Генерального прокурора РФ в КС РФ Татьяна Васильева. По ее словам, заявитель абсолютно обоснованно указывает на то, что ответственность за недобросовестное поведение собственника, не сохранившего индивидуальный прибор учета тепла, не может быть возложена на других собственников, обеспечивающих исправную эксплуатацию счетчиков. Применение в таком случае иного порядка определения размера платы, влекущего увеличение расходов добросовестных владельцев помещений, не отвечает принципам справедливости и разумности.
Судя по всему, это понимает и само правительство – в настоящее время на рассмотрении кабинета министров находится подготовленный Минстроем России проект постановления о внесении изменений в Правила, предусматривающий особый порядок расчета платы за отопление для МКД, в которых не все помещения оборудованы индивидуальными приборами учета. Как сообщила советник Министра юстиции РФ Мария Мельникова, министерство дало положительное заключение на проект, однако согласованного решения всех заинтересованных ведомств по предлагаемым проектом формулам расчета пока нет. По ее мнению, вынесенное КС РФ решение по рассматриваемому делу станет определенным стимулом для утверждения проекта.
По мнению полномочного представителя Президента РФ в КС РФ Михаила Кротова, рассмотрение указанных поправок может затянуться, поскольку обеспечить объективный учет объема потребляемого в каждом помещении тепловой энергии проблематично, так как в отличие, например, от электроэнергии, которая потребляется в точках подключения электроприборов, теплоотдача происходит от всех элементов системы отопления (радиаторов, стояков, трубопроводов), размещаемых в том числе в соседних помещениях, что и определяет МКД как единый теплотехнический объект. «Даже если кто-то из собственников, у кого установлен индивидуальный прибор учета, начнет экономить расход тепла у себя в квартире, это не означает, что он не пользуется той тепловой энергией, которая отраженно попадает в его квартиру от отапливаемых помещений соседей (через стояки, например)», – отметил эксперт. Тем не менее он поддержал мнение о несоответствии оспариваемых положений Правил принципам рационального и эффективного использования энергетических ресурсов, подчеркнув, что лишение возможности оплачивать потребление тепла по показаниям исправных счетчиков делает бесполезными старания собственников по снижению расходов на отопление за счет экономии ресурсов, притом что они, помимо этого, несут расходы на обслуживание счетчиков.
Таким образом, предпосылок для корректировки Правил в части расчета платы за отопление в МКД более чем достаточно. Обяжет ли законодателя к внесению в них поправок КС РФ, портал ГАРАНТ.РУ расскажет после вынесения соответствующего постановления.
Общедомовый счетчик тепла: зачем он нужен и кто должен оплачивать его установку? Разъяснения коммунальщиков
Нередко посетители ЭнергоВОПРОС.ру просят разъяснить: в квитанции на жилищно-коммунальные услуги появилась новая строчка, называется «установка ОДПУ», что это такое и откуда она взялась? Разъясняем, ОДПУ в данном случае означает «общедомовой прибор учета», его устанавливают с целью учета потребления того или иного коммунального ресурса во всем доме. Чаще всего речь идет об общедомовых приборах учета воды и тепла. Разберемся с отоплением.
Общедомовой прибор учета отопления. Зачем ставить и кто будет платить?
В соответствии с требованиями ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…» все многоквартирные дома должны были быть оборудованы общедомовыми приборами учета тепла, если имеется техническая возможность это сделать.
Те дома, в которых есть возможность установки счетчика, обязаны его установить. В противном случае, тепловая компания имеет право начислять собственникам повышающий коэффициент. С 1 января 2017 года он составляет 1,5.
Решение об установке в многоквартирном доме общедомового прибора учета на отопление должны принять собственники на общем собрании. Достаточно собрать 51% голосов. Согласно ФЗ №261, счетчик должен быть установлен за счет собственников многоквартирных домов. За неприватизированные квартиры доплачивает муниципалитет.
Если решение принято, то с ним необходимо обращаться в теплоснабжающую организацию, которая поставляет это вид коммунального ресурса в многоквартирный дом. «Ресурсникам » подается заявление на установку счетчика, а так же представляется протокол собрания и соответствующие документы.
Теплоснабжающая компания в такой ситуации обязана взять на себя как установку прибора учета, так и сбор средств с собственников. Заплатить можно в рассрочку, сроком от года до пяти лет. Сумма будет начисляться в квитанцию об оплате за отопление. Те собственники, которые в свое время приняли решение перечислять деньги за капитальный ремонт на спецсчет, могут взять средства на оплату счетчика с этого счета.
После того как прибор учета будет установлен и собственники примут решение оплачивать счета за отопление по счетчику, можно перейти на оплата отопления по факту. То есть жители будут платить за отопление с октября по апрель. Остальные месяцы платы за отопление не будет.
По словам начальника управления ЖКХ города Новомсковск Марьяны Никандровой, те жители, которые уже установили в своих домах приборы учета, почувствовали экономию. «Даже дома с горячим водоснабжением, у которых оплата за тепло больше, чем у тех, у кого централизованное отопление – сэкономили порядка семи тысяч рублей за год, для остальных экономия будет еще больше. Если учесть, что повышающий коэффициент для тех, кто не установил счетчики, будет расти и в дальнейшем, то экономия очевидна», — добавляет она.
Почему плата за отопление начисляется круглый год без учета показаний общедомового счетчика (ОДПУ)?
В некоторых регионах жители многоквартирных домов задаются вопросом: почему при наличии на многоквартирном доме общедомового прибора учета (ОДПУ) его показания не учитывают при расчете, а плата за отопление начисляется круглый год?
Кроме того, летом такая услуга, как отопление, вообще не предоставляется, а плата за неё все равно ежемесячно начисляется. Насколько это правильно?
Начнем с того, что законодательством, а именно п. 42(1) Правил, утвержденных Постановлением правительства РФ от 06.05.2011 года №354 (далее — Правила) предусмотрено, что плата за отопление может осуществляться одним из двух способов – в течение отопительного периода, то есть при наличии на МКД общедомового прибора учета, по его фактическим показаниям, или равномерно в течение календарного года (12 месяцев).
Способ оплаты коммунальной услуги по отоплению принимается органами государственной власти конкретного субъекта РФ.
Именно поэтому в одном регионе расчет размера платы за отопление производится только в отопительный период, по фактическим показаниям общедомового прибора учета, а другом регионе плата за отопление начисляется равномерными платежами, но в течение всего года.
Показания общедомового прибора учета все также имеют значение, так как Правилами предусмотрена корректировка размера платы за отопление при оплате в течение года в соответствии с фактическими показаниями общедомового учета. Корректировка размера платы должна производиться в 1 квартале года, следующего за расчетным годом.
То есть, если при наличии на Вашем доме общедомового прибора учета, плата за отопление Вам в течение 2019 года начисляется ежемесячно, равномерными платежами, в 1 квартала 2020 года исполнитель коммунальной услуги по отоплению (управляющая компания, ТСЖ, ЖСК, другой кооператив или ресурсоснабжающая организация) должны произвести корректировку начисленной Вам за 2019 года платы в соответствии с фактическим показаниями общедомового прибора учета, установленного на Вашем доме.
За основу начисления платы в течение года берутся среднемесячные показания общедомового прибора учета за предыдущий год, если показания общедомового прибора учета за предыдущий год отсутствуют, например, общедомовой прибор учета был недавно установлен, для расчета размера платы применяется норматив коммунальной услуги по отоплению.