- Можно ли красить горячие батареи отопления краской и эмалью
- Можно ли красить радиаторы отопления горячими
- Краска для горячих батарей отопления
- Можно красить горячие батареи отопления эмалью
- Можно ли красить горячие батареи акриловой краской
- Расчет краски для батарей
- Необходимые инструменты и материалы
- Подготовительные работы
- Как покрасить горячую батарею отопления
- Советы опытных мастеров
- Заключение
- Можно ли красить трубы отопления «на горячую»: делюсь своими лайфхаками и какую краску выбрать, чтобы она не вспучилась от температуры
- Какие трубы можно красить «на горячую», а какие нет
- Какую краску лучше выбрать
- Какие инструменты и материалы еще понадобятся
- Технология покраски различных видов батарей
Можно ли красить горячие батареи отопления краской и эмалью
Традиционно у многих домовладельцев ремонтные работы начинаются одновременно с отопительным сезоном. Поэтому проблемы с безопасностью и надежностью старых радиаторов никуда не уходят, и красить батареи в отопительный сезон все равно приходится, хочется того или нет. Лучше все же покрасить горячую трубу отопления, чем рисковать и ждать целый сезон до наступления теплой погоды.
Красить горячую поверхность нужно быстро
Можно ли красить радиаторы отопления горячими
В теории все современные лакокрасочные материалы создавались исключительно для нанесения на поверхность в условиях рабочих температур в 15-30 о С. Все остальные варианты покраски считаются аномальными, хотя на многих упаковках можно встретить надпись — краска для труб горячего водоснабжения. Это не означает, что производитель рекомендует красить горячую батарею в комнате, компания лишь допускает, что после высыхания лакокрасочный материал может переносить нагрев температуры кипения воды.
Условно, без особых ограничений можно дома красить теплые батареи с температурой до 50 о С. Это никак не повлияет ни на качество, ни на условия работы радиаторов. Во всех остальных случаях нужно будет несколько раз подумать, прежде чем пытаться организовать покраску горячих батарей отопления у себя в квартире, когда за окном мороз, отопительный сезон в разгаре, и возможности полноценно проветрить помещение практически никакой.
Окрашивание акриловой дисковой краской
Чем грозит попытка красить горячую батарею, температурой так в 80-90 о С:
- Быстрое, а в некоторых случаях почти мгновенное испарение растворителя, в результате над батареей в комнате образуются облака из токсичных компонентов растворителя;
- Быстрое схватывание лаковой основы краски. Вместо сплошного и более-менее равномерного слоя получается комковатая пористая масса;
- Толщина лакокрасочного слоя увеличивается в 1,5-2 раза против обычного окрашивания.
В некоторых случаях элементы системы горячего водоснабжения и отопления можно красить без особых проблем. Например, можно без опаски покрасить стояк — горячую трубу отопления, от нее проку мало, большая часть тепла в комнате выделяется именно через радиатор, поэтому можно экспериментировать с краской в отопительный сезон.
Если есть сомнения в том, насколько лакокрасочный материал подходит для окрашивания разогретой поверхности, всегда можно попробовать покрасить горячую батарею в ванной комнате. Хорошая вентиляция, качественная изоляция дверей и небольшой объем помещения помогут быстро удалить пары растворителя из комнаты, поэтому риска в эксперименте нет никакого.
На горячей поверхности кисть «залипает»
Краска для горячих батарей отопления
Сразу стоит отметить лакокрасочные материалы, которыми ни в коем случае нельзя красить разогретые, пусть даже до 100 о С, трубы и радиаторы отопления. В этот список входят все краски и эмали, в состав растворителя которых входят бутиловый, этиловый, метиловый спирты, толуол и ксилол. Пары этих веществ становятся крайне токсичными при высокой температуре и могут привести к отравлению при их вдыхании.
Второй тип красок, запрещенных к использованию для окрашивания батареи в отопительный сезон, это нитрокраски и нитроэмали. В их состав входит ацетон и этиловый спирт, что крайне негативно влияет на условия работы. Но дело даже не в этом, температура испарения ацетона чуть более 40 о С, поэтому на горячих батареях нитрокраска будет пучиться комками и пузырями.
Покрасить батарею отопления в отопительный сезон можно:
- Масляными лаками и красками;
- Акриловыми ЛКМ;
- Алкидными лакокрасочными материалами.
Полиуретановые и эпоксидные материалы для окрашивания батарей в отопительный сезон даже не рассматриваются.
Самодельная краска для труб в отопительный сезон
Эпоксидные смолы и краски применяются для окрашивания элементов горячей арматуры и труб, и даже батарей отопления, но делается это в специфических условиях промышленного производства.
Покрытие получается похожим на металл
В домашних условиях можно попытаться самостоятельно изготовить окрасочный материал для труб горячего водоснабжения на основе эпоксидного клея ЭДП5, ЭДП5М, небольшого количества разбавителя или ацетона и наполнителя из сухой алюминиевой пыли — серебрянки. Такой вариант привлекает тем, что:
- Краска для горячих батарей отопления получается без запаха;
- Великолепно прилипает к чугунной и алюминиевой поверхности;
- Не выгорает от нагрева в течение длительного отопительного сезона.
По сути, это лучшее, что есть на сегодня, если требуется красить горячую батарею в жилой комнате, да еще в отопительный сезон. Недаром большинство алюминиевых радиаторов отопления в промышленности покрываются полиуретан-эпоксидными материалами, средняя стойкость такого покрытия составляет несколько десятков отопительных сезонов.
К отрицательным сторонам самодельной эпоксидной защиты относят две проблемы:
- Сложно найти эпоксидную смолу высокого качества с модифицированным отвердителем на фталевой-малеиновой основе;
- Длительный и трудоемкий процесс подбора оптимальных соотношений растворителя, смолы и отвердителя.
Для каждой марки смолы и отвердителя он находится только методом проб и ошибок. Получается, чтобы найти оптимальный рецепт, потребуется покрасить трубу с горячей водой несколько десятков раз. В случае удачи проблема решается раз и навсегда. Понятно, что мало у кого хватает терпения на эксперименты, проще купить краску для горячих труб отопления на один отопительный сезон, чем тратить время и силы в поисках универсального решения.
Можно красить горячие батареи отопления эмалью
Алкидные материалы не дают высокой плотности лакокрасочного слоя, поэтому работать с ними сложно. Чтобы получить тонкий и твердый слой краски, нужно наносить несколько слоев ЛКМ, как минимум два. Первый слой наносится на грунт и просто растирается с максимальной силой по металлу. Стартовое покрытие получается очень прочным, тонким, с матовой поверхностью. Если до окончания отопительного сезона осталось немного времени, то лучше оставить в таком виде и покрасить радиаторы уже с приходом весны.
Если отопительный сезон только начался, то второй слой алкидной эмали лучше нанести с помощью пульверизатора или аэрозольного баллончика. Если покрасить нужно безотлагательно, то можно работать и кисточкой.
Грунт для горячей покраски
Можно ли красить горячие батареи акриловой краской
Чаще всего для окрашивания радиаторов, уже заполненных горячей водой, выбираются именно акриловые краски. Они нормально ложатся на правильно подготовленную поверхность, дают плотный слой с равномерной окраской.
Единственным недостатком считается высокая скорость испарения воды. Для схватывания акриловой массы необходимы кислород воздуха и вода. На горячих трубах водная основа испаряется очень быстро, поэтому поверхность может получиться шероховатой, без глянца. По завершению отопительного сезона можно покрасить батарею второй раз или ждать снижения температуры батарей.
К недостаткам акриловых красок относят противный запах, поэтому, прежде чем покрасить радиатор, нужно будет организовать нормальное проветривание помещения, хотя испарения акриловых ЛКМ не столь вредны, как пары растворителей алкидных составов и нитроэмалей.
Расчет краски для батарей
Планируйте расход краски не менее 250 мл на один стандартный радиатор из 8 регистров. Для того, чтобы покрасить акриловыми красками, на одну батарею потребуется материала на 40% больше.
Если ничего нет под рукой, а ситуация требует вмешательства, то лучше использовать классическую эмаль ПФ-115. В отопительный сезон можно покрасить одним слоем, этого будет достаточно, чтобы дожить до лета.
Необходимые инструменты и материалы
Для выполнения работ потребуется достаточно большой перечень материалов и инструментов:
- Электродрель со щеткой-насадкой, стальной или бронзовой щетиной;
- Ручная металлическая щетка;
- Ветошь для удаления старой краски;
- Наждачная шкурка крупного и среднего зерна;
- Две кисточки с короткой жесткой щетиной, одну придется обрезать и закрепить на длинной ручке под углом;
- Настольный или напольный вентилятор;
- Респиратор, перчатки.
В разгар отопительного сезона трубы разогреваются в среднем до 80 о С. Считается, что если кисть не прилипает-пригорает к трубе, а на уложенном слое не образуется “рябь” и “корочка”, то нею можно покрасить батарею отопления в отопительный сезон.
Подготовительные работы
В первую очередь необходимо освободить место для окрашивания батареи. Столь хлопотное дело, как покраска радиатора, да еще в отопительный сезон, требует убрать все лишнее вокруг радиатора и организовать нормальное проветривание помещения.
Руками краску с разогретого металла счищают в труднодоступных местах
Первый этап, как правило, наиболее грязный и требует регулярной влажной уборки вокруг места установки батареи. Будет полезным использовать небольшой пылесос, с помощью которого очень удобно собирать пыль со старой краски, особенно из-за и из-под регистров.
Прежде чем содрать краску электродрелью с металлической насадкой, нужно защитить стыки между регистрами, лучше всего замотать капроновым шнуром. Жесткая бронзовая щетина на больших оборотах вращения моментально вырезает резиновое и льняное уплотнение, а во время отопительного сезона это может иметь просто катастрофические последствия.
После снятия верхнего слоя краски металл нужно будет аккуратно зачистить наждачной бумагой, особенно на углублениях, на ребрах и сгонах. Делать это нужно вручную, без электродрели, иначе, опять же, серьезно возрастает риск повредить батарею.
Последним этапом нужно очистить металл от пыли, горячую батарею моют губкой или тряпкой, обязательно чистой водой с небольшой добавкой кальцинированной соды.
Как покрасить горячую батарею отопления
Очищенную и высушенную металлическую поверхность, перед тем как покрасить, нужно еще раз протереть сухой чистой тряпкой, чтобы удалить остатки содового налета.
Последовательность выполнения работ выглядит следующим образом:
- Аэрозольным баллончиком или пульверизатором нужно покрасить внутренние части ребра, и стенки регистров. Можно красить «кривой» щеткой, но качество заметно ниже. Делаем перерыв и проветриваем помещение;
- Лампой подсвечиваем высохший слой краски на батарее, определяем места, где краска не легла на горячую поверхность или получился брак. Аккуратно подчищаем наждачной шкуркой и продуваем “внутренности” воздухом;
- Далее нужно удалить все защитные шнуры и пластыри, покрасить место соединений регистров и труб. Опять же сушим, проветриваем и осматриваем результаты работы. Пока идет отопительный сезон, тереть наждачной бумагой на соединениях нельзя;
- На завершающем этапе необходимо покрасить лицевую часть и бока регистров. Делать это нужно с помощью щетки с короткой щетиной. Набирается небольшое количество краски и тщательно растирается тонким слоем по поверхности металла.
После того как была выполнена большая часть работы, батарею можно оставить в таком виде до окончания отопительного сезона. По внешнему виду она мало чем отличается от тех, которые окрашены летом при нормальной температуре. Если же условия требуют завершения работ, нужно будет нанести завершающий слой краски, лучше всего с помощью пульверизатора или же обычной мягкой кистью.
Красить лицевую поверхность нужно быстро. Материал краски начинает кипеть на поверхности, над горячей батареей появляется облако растворителя. Поэтому, если есть возможность, нужно открыть дверь и окно, поставить вентилятор и активно выдувать облако за пределы помещения.
Очень важно, чтобы на поверхности был глянец
Советы опытных мастеров
Последний слой не означает, что работы полностью закончены. Если важно довести внешний вид батареи до идеального состояния, то можно выполнить глянцевание либо полировку. Это не только борьба за внешний вид радиатора, гладкая поверхность отдает значительно больше тепла в воздух, чем шероховатая грунтованная. Тем более, это имеет смысл делать в процессе отопительного сезона, для того чтобы улучшить обогрев помещения.
В простейшем случае лицевой слой краски просто полируется мягкой тканью, смоченной в мыльной воде. Понятно, что работать с горячей поверхностью не очень комфортно, поэтому можно пойти другим путем. Например, нанести дополнительный слой полиуретанового или алкидного лака, дающего глянец. Лаком лучше красить теплые радиаторы отопления, тогда появление глянца гарантировано.
Краска, все равно какая — алкидная либо нитроэмаль, и уж тем более масляная, из-за высокой температуры горячей батареи находится в достаточно пластичном состоянии, поэтому до окончания отопительного сезона желательно избежать каких-либо работ с радиатором, не пытаться ставить на него вещи, чистить или использовать в виде подставки.
Заключение
Красить горячую батарею во время отопительного сезона не составит особой проблемы, значительно сложнее не заработать отравление от испарений краски. Поэтому будет нелишним, если в доме имеются средства защиты, лучше всего противогаз и респиратор с фильтрами. Помещение нужно обязательно почаще проветривать, даже если батареи в разгар отопительного сезона греют весьма посредственно.
Можно ли красить трубы отопления «на горячую»: делюсь своими лайфхаками и какую краску выбрать, чтобы она не вспучилась от температуры
Недавно я делал ремонт кухни. Все вышло хорошо, но совсем забыл про радиаторы отопления. Надо сказать, они у меня еще советского образца — «гармошка».
Краска со временем облупилась, и в некоторых местах вышла ржавчина. Теперь думаю, какой краской покрыть батарею. Отопительный сезон начался, и придется делать все на горячую поверхность.
Перед тем как работать, я ознакомился с тем, что советуют профессионалы и любители. И в конце статьи поделюсь с вами, что у меня вышло с окраской-то.
Историей поделился подписчик блог Руслан.
Какие трубы можно красить «на горячую», а какие нет
По идее, любые трубы можно красить горячими, хоть металл, хоть полипропилен.
Единственное, качество покрытия при этом может желать лучшего. Так как лакокрасочные эмали, нагреваясь, будут оставлять разводы. Поэтому все специалисты советуют проводить работы, только отключив систему отопления.
Дело в том, что краска, какая бы она хорошая ни была, все равно рассчитана на холодную поверхность и нормальное высыхание. Если процесс совместить с нагревом, воздух помещения будет отравлен ядовитыми парами.
Но, что делать, если все-таки нужно срочно красить радиатор? Использовать менее опасные составы, тщательно проветривать помещение и еще лучше, уехать куда-нибудь на 2-3 дня, пока все не просохнет. Я, например, так и поступил с семьей.
Какую краску лучше выбрать
Самый лучший выбор для горячих радиаторов — термостойкая краска, которая может выдержать температуру свыше 100 градусов по Цельсию. На рынке есть 4 типа таких составов:
- Алкидная эмаль.
- Акриловая краска.
- Кремнийорганическая эмаль.
- Силиконовая.
Алкидная краска имеет едкий запах при высыхании и медленно сохнет. Поэтому ее я сразу отбросил как возможный вариант.
Акриловая — на водной основе. Отличный вариант для сухих помещений.
Кремнийорганическая эмаль — хороший вариант для нагретых радиаторов.
И последний тип — силиконовая краска. Тоже отличный способ решить проблему.
Итак, у нас осталось 3 типа красок, при помощи которых можно сделать качественное покрытие.
Названия красок
Теперь посмотрим, какие бренды наиболее качественные и подходят для радиаторов:
- Tikkurila Termal. Это алюминиевая краска на основе силикона, которая часто применяется для печей и каминов, отопительных элементов. Цвет готового покрытия — металлик. Для хорошей защиты можно наносить одним слоем, без использования грунтовки. Стоимость одной банки — около 730 рублей, объемом 330 мл. Цена, конечно, кусается. Но и расход некритичный — 16-20 кв. м с 1 л краски.
- «Радикор» — акриловая грунт-эмаль специально для радиаторов и труб отопления. Преимущество — устойчива к повышению температуры до 120 градусов. Отлично покрывает поверхность. Стоимость — 357 рублей за 1 кг. Оттенок «Радикора» — белый.
- Краска KO-870 — термостойкая кремнийорганическая эмаль. Выдерживает температуру до 650 градусов. После нанесения покрытие приобретает металлический оттенок. Стоимость 1 кг — 200 руб. Благодаря своим свойствам не требует предварительного грунтования поверхности. Поэтому экономия на праймере очевидна.
- Elcon в виде аэрозоля стоит 300 рублей за 520 мл баллончик. Хорошо защищает от коррозии металла. Плюсом такой краски является то, что она не выделяет токсичных испарений даже при нагревании до 400 градусов. Имеет широкий спектр оттенков от черного и белого до золотистого и медного.
- Цельсит-600 используется для покраски чугунных радиаторов и других элементов отопления. Стоит около 330 руб./кг. Тоже кремнийорганическая по составу, и к тому же силиконовая. Серебристого цвета.
Мне все варианты серебристых красок подошли, кроме акриловой. Из них я выбрал аэрозоль.
Какие инструменты и материалы еще понадобятся
Термостойкая кремнийорганическая эмаль в баллончике потребует всего лишь респиратора и перчаток. Работа по нанесению выполняется быстро.
Что касается инструментов и материалов для подготовки поверхности, подойдет обычная кордщетка, немного уксусной кислоты для удаления ржавчины и пара тряпочек.
Подготовка батарей к окраске
Начал я с удаления пыли и грязи с батареи, потом приступил к устранению ржавого пятна на радиаторе. Потер несколько раз проблемное место уксусной тряпкой и почистил поверхность кордщеткой.
Совет: после того как поверхность подготовлена, не забудьте защитить стену за радиатором. Прикрепите картон или клеенку малярным скотчем к стенке, прежде чем начнете красить батарею.
Я использовал обычную оберточную бумагу и приклеил ее к подоконнику. Ее ширины не хватило на радиатор, но я просто двигал ее по мере продвижения к концу батареи.
Технология покраски различных видов батарей
Кто не знает, железные батареи сначала обрабатывают грунтовкой. Но в нашем случае это не понадобится, так как краска Elcon не требует применения праймера, она сразу наносится на поверхность.
Совет: если вы окрашиваете трубы из полимерных материалов, рекомендую использовать акриловый состав. Для лучшего сцепления поверхности обязательно прогрунтуйте поверхность любым праймером для пластиковых радиаторов. А после нанесите краску в два слоя с промежутками для просыхания.
Краска, которую я использовал, наносится всего один раз, в отличие от остальных марок.
Я покрыл пол полиэтиленом, надел респиратор и перчатки, нанес краску. Вот что у меня получилось в итоге.
Поделитесь своими комментариями, что бы вы использовали для покраски горячих батарей, и что вышло в итоге.