Правила эксплуатации водяного отопления в пути следования
3.2 Правила эксплуатации водяного отопления в пути следования
В пути следования необходимо систематически контролировать уровень воды в системе отопления по гидрометру или контрольному крану, при необходимости подкачивая воду насосом. Черная стрелка гидрометра показывает уровень воды в системе, красная маркировка – минимальный уровень воды. В вагонах с водяным отоплением во избежание парообразования и связанных с этим потерь воды и ухудшения ее циркуляции необходимо следить по термометру за тем, чтобы температура воды в системе не превышала 90 °С. При более высокой температуре крышку зольника следует закрыть.
Ускорение обогрева вагона при низких температурах наружного воздуха производят с помощью ручного или циркуляционного насоса при температуре воды в котле не ниже 50 0 С. Перед посадкой пассажиров вагон должен быть прогрет до температуры 18 – 22 °С.
Чистку топки котла производят при накоплении в ней большого количества золы и шлака, когда на поверхности топлива образуются темные пятна, постепенно заволакивающие всю поверхность колосниковой решетки. Рекомендуется чистить топку в три этапа: сгрести весь горячий слой топлива в одну сторону, пикой поднять шлак, после удаления топочных газов выложить его в ведро, золу удалить через отверстия колосниковой решетки в зольник; сдвинуть горящий слой топлива на очищенную поверхность колосниковой решетки и так же произвести чистку второй ее части; разровнять горящий слой топлива и загрузить топку свежим углем, залу из зольника выгрести в ведро. Рекомендуется производить чистку топки котла быстро, чтобы она не охлаждалась.
3.3 Правила эксплуатации водяного отопления по прибытии вагона в пункт оборота и формирования
По прибытии вагонов в пункт формирования и оборота необходимо очистить топку и зольник от золы и шлака и содержать котел в рабочем состоянии. После отопительного сезона в целях сохранности система отопления должна быть заполнена водой. В процессе эксплуатации периодически, но не менее одного раза в сутки и при заполнении системы отопления водой необходимо выпускать воздух через воздухоспускные краны.
В зависимости от температуры наружного воздуха приказом ОАО «РЖД» установлены нормы выдачи топлива на отопление одного пассажирского вагона, которые приведены в табл. 3.
Температура наружного воздуха | Норма выдачи угля, кг, на один вагон-сутки | ||
Донецкие антрациты крупных и средних классов, силезский, кузнецкий, печорский, забайкальский угли. | Кизеловский, карагандинский, Черемховский угли | Хакасский, райчихинский, приморские угли. | |
+10 – +5 | 21 | 26 | 37 |
+5 – 0 | 35 | 43 | 63 |
0 – -5 | 55 | 68 | 99 |
-5 – -10 | 76 | 94 | 136 |
-10 – -15 | 95 | 117 | 171 |
-15 – -20 | 116 | 143 | 208 |
-20 – -25 | 136 | 168 | 244 |
-25 – -30 | 156 | 193 | 280 |
-30 – -35 | 177 | 219 | 318 |
-35 и ниже | 198 | 245 | 356 |
Выдача топлива на растопку | |||
14 | 17 | 25 |
В зимний период вагоны снабжаются топливом в пунктах формирования и оборота до полного заполнения угольных ящиков.
Умелое обслуживание системы отопления вагонов обеспечивает поддержание в них нормальной температуры даже при самых сильных морозах. Как правило, холодно в вагонах бывает из-за халатности или неумения некоторых проводников использовать имеющиеся технические средства для обогрева помещений. При небрежном уходе за отопительными устройствами бывают даже случаи замораживания системы отопления и отцепки из-за этого вагонов в пути следования. Наиболее подвержены опасности замораживания следующие узлы системы отопления; труба отопления, расположенная под полом вагона со стороны котла, нижние переходы стояков к обогревательным трубам, калорифер, ручной насос, грязевики. Каждый проводник должен знать неисправности в системе водяного отопления, а также причины и способы их устранения.
3.4 Правила эксплуатации водяного отопления при нарушении нормальной циркуляции воды
Нарушение нормальной естественной циркуляции воды в системе может быть вызвано следующими причинами: недостаточно воды в расширителе, воздушные пробки, неполностью открыты запорные вентили обогревательных труб и дроссельные заслонки, частичное замерзание труб. Для устранения этих неполадок следует пополнить систему водой, открыть воздуховыпускные краны и произвести принудительную циркуляцию насосом, полностью открыть запорные вентили и дроссельные заслонки, отогреть трубы, для чего обложить замороженное место тряпкой, поливать на него горячую воду, усилить топку котла и включить циркуляционный насос.
3.5 Правила эксплуатации водяного отопления при обнаружении течи воды в соединениях труб отопления
Течь воды в соединениях труб и арматуре может произойти в результате ослабления фланцевых соединений труб и естественного старения их прокладок, образования трещин, свищей в трубах и неплотностей сальниковой набивки вентилей и кранов. Для устранения неисправностей необходимо подтянуть болтовое соединение, подмотать под контргайку пеньку, промазанную суриком, при возможности сменить прокладку. Если невозможно остановить течь, следует перекрыть верхний и нижний запорные вентили на обогревательных трубах поврежденной ветви, полностью спустить из нее воду и вести обогрев с одной стороны при работающем с небольшими перерывами циркуляционном насосе. При наличии трещин и свищей в трубе нужно положить на поврежденное место накладку из резины, прорезиненной ленты или мешковины, промазанной суриком, и обмотать накладку шпагатом или проволокой. При вытекании воды через сальник надо его разобрать и заменить иди уплотнить сальниковую набивку. Сальник набивают плотно, но так, чтобы шпиндель вращался в нем свободно. Для набивки используют пеньковый жгут, пропитанный натуральной олифой.
3.6 Правила эксплуатации водяного отопления при неудовлетворительной тяге в дымовой трубе
Плохая тяга в дымовой вытяжной трубе может возникнуть вследствие заполнения значительной части трубы сажей. В пункте формирования или оборота нужно дать заявку на осмотр трубы.
При обслуживании отопительной установки пассажирских вагонов следует строго соблюдать правила техники безопасности и пожарной безопасности. Запрещается хранить в котельном отделении легковоспламеняющиеся жидкости и материалы (керосин, бензин, тряпье и др.) и разжигать ими котел, загромождать котельное отделение посторонними предметами и топить котел при уровне воды ниже допустимого. Котельное отделение должно содержаться в чистоте и порядке. Техническое обслуживание котла необходимо производить в головном уборе, рукавицах, халате, при закрытых боковых дверях тамбура.
При отапливании вагона твердым топливом во время чистки топки открывать дверцу следует осторожно (не резко), находясь на расстоянии 500–700 мм от дверцы во избежание выброса пламени топочными газами и ожогов лица.
При очистке котла от шлака, а также при других работах с горящим котлом нужно остерегаться попадания раскаленного угля и шлака на тело или одежду. Категорически запрещается выбрасывать горящий уголь и шлак из вагонов на пути или междупутья, как на стоянках, так и на ходу поезда.
Чистку дымохода с крыш вагона разрешается производить только на стоянке при отсутствии контактного провода или при снятом с него напряжении работникам пунктов безотцепочного ремонта и экипировки и в исключительных случаях работникам ПТО в пути следования по заявке начальника поезда. Категорически запрещается тушить топку котла водой или снегом.
Инструкция по техническому обслуживанию отопительной установки пассажирского вагона.
план-конспект на тему
Инструкция по техническому обслуживанию отопительной установки пассажирского вагона.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
instruktsiya_tsv_pkb_164_po_rabote_otopleniya_pass_vagona.doc | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ВАГОННОГО ХОЗЯЙСТВА МПС
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ ОТОПИТЕЛЬНОЙ
УСТАНОВКИ ПАССАЖИРСКОГО ВАГОНА
1. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ
1.1. Настоящая Инструкция по техническому обслуживанию отопительной установки пассажирского вагона предназначена для бригады, обслуживающей пассажирский поезд в пути следования. Инструкция содержит требования по подготовке к работе, порядку работы, проверке технического состояния и обслуживанию отопительных установок, включая водяное, комбинированное, электрическое напряжением 380 и 3000 В и дополнительное электрическое отопление, а также меры безопасности при обслуживании.
1.2. При подготовке пассажирских вагонов к работе в зимний период, постановке их в длительный отстой и изъятии из отстоя руководствоваться настоящей Инструкцией одновременно с Техническими указаниями на подготовку пассажирских вагонов к эксплуатации зимой ТУ-025 ПКБ ЦВ и инструкциями заводов-изготовителей.
1.3. Техническое обслуживание электрического оборудования отопительных установок и сроки включения электроотопления определены Инструкцией по техническому содержанию’ оборудования пассажирских вагонов ТУ-104 ПКБ ЦВ.
1.4. Техническое обслуживание системы жидкостного отопления вагонов-ресторанов производить в соответствии с Техническими указаниями по эксплуатации и текущему содержанию системы жидкостного отопления вагонов-ресторанов постройки ГДР № 183 ПКБ ЦВ.
2. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ
21. При обслуживании отопительной установки пассажирских вагонов следует строго соблюдать правила техники безопасности и пожарной безопасности, а при возникновении пожара действовать установленным порядком в соответствии с инструкцией по обеспечению мер пожарной безопасности в вагонах пассажирских поездов ЦЛ-ЦУО/448 и Правилами пожарной безопасности на железнодорожном транспорте № ЦУО-112
2.2. Запрещается хранить в котельном отделении или разжигать котел легко воспламеняющимися жидкостями и материалами, (керосин, бензин, тряпье и др.).
2.3. Запрещается загромождать котельное отделение посторонними предметами. Котельное отделение должно содержаться в чистоте и порядке. Пространство между котлом и трубами с высоковольтными проводами должно быть свободно.
2.4. Запрещается топить котел при уровне воды ниже допустимого.
2.5. При обслуживании котла боковые двери тамбура должны быть открытыми.
2.6. Крышки угольных ящиков должны быть закрыты на ключ.
2.7. Происходить техническое обслуживание котла необходимо в головном уборе, рукавицах, халате,
2.8. При отоплении вагона твердым топливом во время чистки топки открывать дверку следует осторожно (не резко), находясь на расстоянии 500—7ОО мм от дверки, во избежание выброса пламени топочными газами и ожогов лица.
2.9. При очистке котла от шлака, а также при других работах с горящим котлом остерегаться попадания раскаленного угля и шлака на тело или одежду.
2.10. Категорически запрещается выбрасывать горящий уголь, и шлак из вагонов на пути или междупутья как на стоянках, так и на ходу поезда.
Чистку дымохода с крыш вагона разрешается производить только на стоянке при отсутствии контактного провода или при снятом напряжении с него работниками пунктов безотцепочного ремонта и экипировки и в исключительных случаях работниками ПТО в пути следования по заявке начальника (механика-бригадира) поезда.
2.11. Запрещается тушить топку котла водой или снегом.
2.12. Персонал, обслуживающий вагоны с электрическим и комбинированным отоплением, должен знать, какое электрооборудование установлено на этих вагонах, уметь им пользоваться и знать меры техники безопасности и личной электрической безопасности. Проводники вагонов должны пройти обучение, сдать установленным порядком экзамены и получить квалификационное удостоверение на право работы с электрическим и комбинированным отоплением напряжением 3000 и 380 В.
2.13. Проводникам вагонов с электрическим и комбинированным, отоплением при исправном состоянии отопительных приборов разрешается производить включение отопления с помощью пакетных выключателей. смонтированных на распределительном щите служебного отделения вагона, а также при необходимости переключать термостаты, установленные внутри вагона, с одного температурного режима на другой (вагон типа 904А).
2.14. Загрузка вагонов углем должна производиться с соблюдением правил техники безопасности.
2.15. В вагонах с электрическим: отоплением при наличии высокого напряжения категорически запрещается мыть полы. Разрешается производить влажную уборку и мыть полы при отсутствии высокого напряжения на вагоне. В вагонам с комбинированным отоплением мыть полы не допускается только в котельном отделении, при наличии высокого напряжения..
2.16. Члены поездной бригады не должны разрешать пассажирам класть какие-либо предметы на кожух электропечей.
2.17. В пути следования при аварийных ситуациях, когда необходимо обесточить цепи отопления, пакетные переключатели электрического или комбинированного отопления устанавливаются в отключенное (нулевое) положение.
В вагонах, оборудованных аварийным выключателем для снятия высокого напряжения с нагревательных приборов, при необходимости следует разбить защитное стекло или отодвинуть вправо задвижную шторку.
Подача высокого напряжения допускается только после устранения причин снятия напряжения.
3. СНАБЖЕНИЕ ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ ТОПЛИВОМ
3.1. В зависимости от температуры наружною воздуха приказом МПС № 32/ЦЗ от 14.09.78 г. установлены нормы выдачи топлива на отопление одного пассажирского вагона, которые приведены в табл. 1.
3.2. В зимний период, при плюсовых температурах наружного воздуха во всех поездах вагоны снабжаются топливом в пунктах формирования и оборота до полной вместимости угольных ящиков.
3.3. Для вагонов с водяным и комбинированным отоплением уголь для отопления выдается на пунктах формирования и оборота для пополнения аварийного запаса до полной вместимости угольных ящиков, а на неэлектрифицированных участках дорог по нормам а соответствии с табл. 1 на станциях, предусмотренных книгами служебных расписаний.
3.4. При нахождении составов в отстое и в перерывах между ремонтами отопление составов с электрическим и комбинированным отоплением производится от специальных стационарных колонок напряжением 380 или 3000 В в зависимости от питающего напряжения сети отопления.
Температура наружного воздуха в «С
Норма выдачи натурального топлива/в кг на один вагон-сутки
донецкие антрациты крупных и средних классов, силезский, кузнецкий, печорский, забайкальский угли
кизеловский, карагандинский, черемховский угли
хакасский, райчихинский, приморские угли
Выдача топлива на растопку
4. ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ
4.1. При подготовке в рейс вагона с водяным и комбинированным отоплением в отопительный период проводник должен проверить состояние котла, положение вентилей и дроссельных заслонок, наличие колосников в топке, исправность насосов и измерительных приборов; наличие воды в системе и запасном баке, наличие технической документации (схемы отопления, инструкции завода-поставщика). Проверить наличие инвентаря: пики-резака, совка для угля, скребка, топора, ведра. При необходимости пополнить систему водой, очистить топку от шлака и золы, проверить наличие угля.
4.2. Все пассажирские вагоны должны иметь устройства для обогрева водоналивных патрубков, которые должны быть исправны.
4.3. Перед тем как растопить котел, следует проверить состояние системы вентиляции:
ручка клапана на потолке котельного отделения должна находиться в положении “Открыто”;
противопожарная заслонка должна быть зафиксирована в открытом состоянии, что проверяется по положению ручки привода; дефлекторы должны быть открыты только в туалетах.
4.4. Проверить вентиляцию на функционирование.
4.5. Заслонки в подающем и обратном трубопроводах должны быть открыты.
4.6. На вагонах с электрическим и комбинированным отоплением поездному электромеханику необходимо проверить:
напряжение аккумуляторной батареи, которое должно быть в пределах 50—48 В (110—108 В для вагонов 47Кк, СКк и СКкэд) при включенной нагрузке (вентиляция, люминесцентное освещение, циркуляционные насосы), если напряжение ниже указанного, батарею необходимо зарядить;
наличие заземляющих шунтов “кузов—тележка” и “тележка— букса”; в случае отсутствия или обрыва, произвести их установку и надежное крепление.
4.7. На нагонах с комбинированным отоплением, где это предусмотрено конструкцией, проверка работы высоковольтных контакторов производится поездным электромехаником посредством включения кнопки, установленной на распределительном щите.
4.8. При включении отопления сигнальные лампы на распределительном щите должны горсть.
5. ПОРЯДОК РАБОТЫ
5.1. Вагоны начинают отапливать при температуре наружного воздуха +10°С и ниже.
5.2. В переходное время года и пути следования при температуре наружного воздуха в пределах от +10 до 0°С пассажирские вагоны с кондиционированием воздуха должны отапливаться с помощью электрического калорифера и приборов дополнительного электрического отопления,
5.3. Вагоны с электрическим отоплением 3000 В типа 904А при наружной температуре от +10 до 0°С отапливаются с помощью электрического калорифера.
5.4. Растопку котла производить бумагой и мелконаколотыми дровами.
По мере разгорання дров загрузить топку топливом равномерно по колосниковой решетке. При этом дверка топки должна быть закрыта, а дверка зольника открыта.
5.5. Интенсивность горения топлива регулировать количеством издаваемого в топку воздуха через дверку зольника, при этом увеличивать тягу и приток воздуха, открывая дверку зольника, и уменьшать прикрывая.
5.6. Толщина слоя топлива рекомендуется для крупных кусков угля 100—200 мм и для мелких 50—100 мм.
Для лучшего горения топлива периодически делать проколы слоя топлива и шлака Нельзя допускать скапливания золы и шлака по периметру колосниковой решетки в месте соприкосновения с кожухом огневой коробки, так как они создают значительное препятствие теплообмену.
5.7. Во время топки котла необходимо поддерживать постоянное горение топлива и необходимую температуру воды в котле.
5.8. Температура в вагонах с водяным отоплением должна быть нe менее +18°С при наружной температуре до —40°С.
Наружная температура воздуха в О С
Температура воды в котле в О С
Наружная температура воздуха в О С
Температура воды в котле в О С
Ориентировочная зависимость температуры воды в котле от температуры наружного воздуха приведена в табл. 2. Верхний предел температуры следует поддерживать в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями на уровне 22—23°С.
5.9. В пути следования необходимо систематически контролировать уровень воды в системе отопления по гигрометру, водомерному стеклу или контрольному крану, производя при необходимости подкачку воды насосом.
Черная стрела гигрометра показывает действительный или максимальный уровень воды в системе Красная маркировка показывает минимальный уровень воды.
5.10. На вагонах с водяным отоплением во избежание парообразования и связанных с этим потерь воды, ухудшения ее циркуляции необходимо по термометру следить за тем, чтобы температура воды в системе не превышала +900С. При более высокой температуре дросселировать подачу воздуха, т. е. закрыть крышку зольника.
5.11. Ускорение, обогрева вагона при низких температурах наружного воздуха производится с помощью ручного или циркуляционного насоса при температуре воды в котле не ниже +500С.
5.12. Перед посадкой пассажиров вагон должен быть прогрет. Температура в вагоне должна быть при электрическом и комбинированном отоплении в пределах 18—22ОС, а при водяном — не менее 18ОС при наружной температуре до минус 40:С. На вагонах типов 47Дэ. 904А, 908A, 47Дк, 47Кк, 912А для достижения этой температуры необходимо пакетный переключатель “Отопление и вентиляция” установить в положение “Основное отопление”, на вагонах ОЭБРЗ и ЦМВЦ-60 — в положение “Натоп” и на вагонах типа ЦМВКК — в положение “Отопление автоматическое”. На вагонах типа 61-425 переключатель отопления устанавливается в положение “Нормальное”. При этом на вагонах типов 47Дэ, 904А, 908А, 47Дк, 47Кк, СКк, СКкэд и 912А главный переключатель освещения должен находиться в одном из рабочих положений. Вентиляция должна быть постоянно включена.
5.13. В пути следования электрическое и комбинированное отопление должно постоянно работать в автоматическом режиме под контролем ртутных контактных термометров Для. этого на вагонах типов 904А. 90SA. 9i2A. 47Дк. 47Дэ после достижения указанной в п. 5.12. температуры пакетный переключатель отопления устанавливается в положение “Отопление и вентиляция”, а переключатель режима отопления — в положение “.Автоматика”.
5.14. На вагоне ОЭВРЗ для автоматического режима работы отопления и вентиляции пакетный переключатель режимов “УП” устанавливается в положение “Нормальный режим”. Автоматический режим отопления и вентиляции на вагонах типов 47Кк, СКк и СКкэд обеспечивается установкой переключателей “Отопление и охлаждение” в положение “Основное +20°” и “Отопление автоматическое”
Электрическое отопление в автоматическом режиме на вагонах типа ЦМВЦ-60 работает при установке режимного переключателя «К» в положение “Отопление” и переключателя ППЗ — “Автоматика”: на вагонах типа ЦМВКК при установке переключателя режимов B35 на “.Нормально автоматическое”, переключатель отопления ВЗ6 — на нормальный режим, а сезонный В34 — в положение “Зима”
5.15. В пути следования поездной электромеханик должен следить за состоянием термостатов, расположенных внутри вагона. Термостаты должны свободно омываться воздухом.
В вагонах типа 904А проводник может устанавливать температурный режим в салоне 20 или 23°С. переставляя переключатель термостата в соответствующее положение.
5.16. В вагонах с комбинированным отоплением при переходе с электрообогрева на угольное отопление следует при подходе к неэлектрофицированному участку за 20—30 мин до снятия высокого напряжения начать растопку котла. После снятия высокого напряжения переключатели отопления поставить в положение “Выключено”.
5.17. С целью исключения лишней работы по растопке котлов на вагонах с комбинированным отоплением в случае временного прекращения поступления электрической энергии напряжением 3000 В постоянного или однофазного переменного тока устанавливаются сроки возможной эксплуатации без подогрева независимо от количества пассажиров, указанные в табл. 3.