- Отказываемся от отопления в квартире
- Альтернативные варианты отопления. Реальность и последствия этого шага
- Решение принято. Как отключиться от теплоцентрали
- Юридические тонкости и нюансы при отключении ЦО
- Технические сложности
- Порядок отключения от сетей централизованного отопления
- Правовое регулирование
- Риски нарушения закона
- Заключение
Отказываемся от отопления в квартире
В последние годы наблюдается устойчивая тенденция среди владельцев жилья в многоквартирных домах перейти на автономные варианты теплоснабжения. Увеличившиеся финансовые возможности собственников квартир позволяют сегодня обеспечить отопление в квартире на совершенно ином, более высоком техническом уровне. Этому в немалой степени способствуют появившиеся автономные приборы и агрегаты, обладающие высокой эффективностью и экономичностью.
Стремление сделать свою квартиру абсолютно независимой от централизованного теплоснабжения вполне понятно и объяснимо. Нередко качество работы системы отопления в зимний период оставляет желать лучшего. Еле теплые батареи, когда за окном лютует зима, необоснованные финансовые расходы – реальные предпосылки для того, чтобы полностью отказаться от отопления в квартире.
Альтернативные варианты отопления. Реальность и последствия этого шага
Основной аргумент, которым руководствуется владелец квартиры, пожелавший отключиться от теплоцентрали и сделать в своем доме автономное отопление – независимость. Для нашей страны характерной особенностью является быстрая смена сезонов. Лето заканчивается быстро, тепло, накопленное в домах за теплый период, быстро улетучивается. Для многих из нас состояние ожидания, когда официально начнется отопительный сезон, связано с дискомфортом. До даты включения централизованного отопления еще достаточно много времени, а в квартире уже холодно и не уютно. Выход есть, и он просто напрашивается.
Свой автономный котел способен решить такие проблемы раз и навсегда. Но как в своей квартире отключить централизованное отопление, чтобы самостоятельно принимать решения когда, сколько и за что платить? Все эти вопросы требуют тщательного анализа и грамотного подхода. Основная проблема – огромная бюрократическая работа. Чтобы раз и навсегда отказаться от услуг региональной энергетической компании, потребуется масса разрешений и сопутствующей документации.
*
Законодательство в данном случае занимает нейтральную, двоякую позицию. С одной стороны, Закон не запрещает нам отказаться от услуг централизованного теплоснабжения, однако само отключение влечет за собой массу юридических формальностей. Сложности для жильцов, которые готовы поставить у себя дома автономное отопление, связаны с техническими нюансами благоустройства многоквартирных домов. Что бы стало понятнее, можно представить свой дом в разрезе. Многочисленные трубы, стояки, змеевики, радиаторы, запорная арматура и счетчики учета тепла представляют собой единую сложную сеть. С теоретической точки зрения отключиться можно, однако, с технической стороны – это настоящая инженерно-техническая проблема.
Любое несанкционированное вмешательство в систему может привести к нарушению работоспособности всего комплекса в целом. Выключение одной квартиры из единой системы отопления потребует проведения переоборудования всей сети и связано с большим объемом инженерно-технических работ.
Важно! Все расходы по проведению реконструкции и реорганизации системы централизованного отопления многоквартирного дома, связанные с отключением от отопления одного абонента, ложатся на его плечи.
Вся система в соответствии с нормами законодательства является частью единого имущественного комплекса, который относится к многоквартирному дому. Состав имущества жилого здания, его функциональность и работоспособность определяется собственниками жилья. Напрашивается вывод — решения о внесении изменений в систему централизованного отопления принимается коллегиально. Такое требование четко прописано в Жилищном Кодексе. Отключение одной квартиры решение индивидуальное. Однако самовольное отключение без получения соответствующих разрешений и согласований, преследуется по закону. В отдельных случаях такие действия со стороны владельца квартиры, могут квалифицироваться как уголовное преступление. Любые работы, касающиеся инженерных сетей в многоквартирном доме, должны выполнять специалисты, руководствуясь соответствующими разрешениями, техническим заданием и проектом.
Решение принято. Как отключиться от теплоцентрали
Отталкиваться в данном случае необходимо от положений, прописанных в «Правилах предоставления услуг по централизованному водо- и теплоснабжению», которые утверждены Постановлением Правительства. В соответствии с правилами вы имеете право отказаться от услуг энергетической компании в поставке тепла и горячей воды. Порядок отказа основан на положениях существующего договора между собственником квартиры и компанией – поставщиком тепла. Любой договор можно расторгнуть. Истинные или фиктивные причины для расторжения договора на поставку горячей воды и отопления всегда можно найти. На сегодняшний день большинство компаний, работающих на рынке теплоснабжения, систематически нарушают договорные условия, не говоря уже о пренебрежении существующими санитарными нормами и правилами.
*
Вы решили отказаться от централизованного отопления, тогда вас ждет следующее:
- осуществить за свой счет и своими силами переоборудование системы для обеспечения смежных жилых помещений отоплением и горячим водоснабжением в полном объеме;
- выполнить работы по возобновлению нормальной работы в смежных квартирах систем вентиляции и водоотвода.
Все работы предусмотрены соответствующими СНиПами (41-01-2003, 23-02-2003 и 31-01-2003). Технические работы без согласия соседей и других жильцов вашего дома, выполнять запрещается.
Существенным препятствием для воплощения своего желания стать независимым от поставщиков услуг, становятся отраслевые Приказы и Распоряжения.
Например: Отключение от центрального отопления и горячего водоснабжения абонента выполняется только при условии –отказываться от услуг должен весь дом. Подобные ограничения вводят негласный запрет на отказ от ЦО и ГВС отдельных квартир. Подобные нормы противоречат положению Жилищного Кодекса, однако с технической точки зрения доказать противозаконность действий коммунальщиков достаточно сложно.
Такая ситуация является массовым явлением и существенно ограничивает наши законные права распоряжаться своим имуществом. Мы попадаем в зависимость от желания других собственников жилья в многоквартирном доме, которых положение вещей устраивает, и они не намерены вносить изменения в существующую ситуацию по разным причинам. Если добиваться защиты своего права собственника через суд, шансы выиграть дело есть, однако, эта процедура может занять много времени. Доводами для отказа на выдачу разрешения на отключение могут стать технические причины, которыми объясняется невозможность проведения работ по отключению без нарушения функциональности всей системы ЦО и горячего водоснабжения.
На заметку: Даже наличие у владельца квартиры задолженности за отопление, не станет для компании – поставщика услуг поводом для отключения. Сеть останется нетронутой, тогда как задолженность будет взыскиваться с должника в судебном порядке.
Поставщики тепла являются монополистами на рынке теплоснабжения, которые стараются всеми средствами сохранить сферу своего влияния на жилищный фонд.
Юридические тонкости и нюансы при отключении ЦО
Существует вариант отключения централизованного отопления без необходимости обращаться за разрешением. Многие из нас редко когда в глаза видели договора с коммунальщиками на поставку тепла в ваш дом. Априори считается, что владельцы жилья многоквартирного дома согласны с условиями поставки услуг по централизованному отоплению. Фактически ситуация является подвешенной в воздухе с правовой точки зрения. Нет договора, нет обязательств.
Тем более практически в каждом доме можно найти жителей, которые самовольно отключились от теплоснабжения и сумели оборудовать свои квартиры автономными системами отопления. Случаев привлечения к ответственности за самоуправство в данной ситуации практически нет, поэтому ситуацию каждый решает на свой страх и риск.
Рассмотрим ситуации, когда для воплощения в реальность вашего желания отказаться от услуг централизованного отопления, согласия жильцов вашего дома и соседей не требуется.
Многоквартирные дома часто имеют до конца не оформленную техническую документацию, касающуюся системы отопления. В связи с этим, часто случается, что элементы отопительной системы не являются частью имущественного комплекса зданий. Несмотря на то, что в такой ситуации вам получать коллективное согласие на переоборудование систем отопления в квартире не потребуется, официальные разрешения от контролирующих и обслуживающих организаций необходимы.
Причина в том, что любое вмешательство в инженерные сети требует обязательной фиксации в технической документации. Для каждого дома имеется технический паспорт, в котором учтены все данные о работающей системе отопления. Снятие радиаторов, врезка и установка заглушек в квартирах, любые другие изменения должны быть отражены в техническом паспорте. Руководствуясь ст. 26 Жилищного Кодекса РФ для дальнейших действий вам потребуется следующий пакет документов:
- заявление в свободной форме;
- техпаспорт на отключаемую квартиру;
- документы, подтверждающие право собственности (пользования) квартирой;
- письменное согласие всех законных обитателей квартиры;
- техническое заключение специалистов на возможность проведения отключения и последующего переоборудования коммуникаций.
Для полноты картины требуется приложить к пакету документов проект переустройства, который разрабатывается специалистами соответствующих организаций и инстанций. В составе проектной документации обязательно должны быть расчеты, которые доказывают функциональность центральной системы отопления в доме в отсутствие элементов отключенной квартиры. В дополнение к проекту лучше иметь схему теплогидравлических расчетов объекта, точный расчет остаточного обогрева.
Технически грамотный проект является первым шагом к получению разрешения. Однако если вносимые изменения могут негативно отразиться на теплоэффективности всего дома и вызвать нарушение температурного режима в квартирах других собственников жилья, такой проект будет отвергнут.
Технические сложности
Если вся документация соответствует требованиям, проект переоборудования квартиры согласован, тип автономного источника обогрева удовлетворяет нормам пожарной безопасности и условиям эксплуатации в многоквартирном доме, можно ожидать получения разрешения. Другое дело, что подобные действия со стороны коммунальщиков не встречают энтузиазма и бюрократическая процедура может растянуться на месяцы.
Относительно технической стороны дела, задача с отключением квартиры от централизованного отопления, выглядит не сложной. Для ее решения нужно просто пригласить квалифицированных работников. Демонтаж существующего оборудования и последующий монтаж автономной системы отопления выполняется в строгом соответствии с проектом, при участии специалистов.
В противном случае вы можете столкнуться с рядом проблем, сначала технического плана, а потом и административного.
Порядок отключения от сетей централизованного отопления
Вывод тепловой сети из эксплуатации – серьезная задача, некорректное решение которой может быть сопряжено с ощутимыми правовыми рисками для её владельца. Поэтому крайне важно учитывать существующие нормативные требования, предъявляемые к процедуре вывода сетей из эксплуатации, а также возможные юридические последствия, связанные с их несоблюдением.
Правовое регулирование
Порядок вывода тепловых сетей из эксплуатации урегулирован нормами ст. 21 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – ФЗ № 190), а также Правилами вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утв. постановлением Правительства РФ от 06.09.2012 № 889.
Согласно ч. 1, 4 ст. 21 ФЗ № 190:
- в целях недопущения ущемления прав и законных интересов потребителей тепловой энергии собственники или иные законные владельцы тепловых сетей обязаны согласовывать с органами местного самоуправления поселений, городских округов (а в некоторых случаях – с потребителями) вывод сетей из эксплуатации;
- собственники или иные законные владельцы тепловых сетей, планирующие вывод их из эксплуатации (консервацию или ликвидацию), не менее чем за восемь месяцев до планируемого вывода обязаны уведомить в целях согласования вывода их из эксплуатации орган местного самоуправления поселения или городского округа о сроках и причинах вывода указанных объектов из эксплуатации в случае, если такой вывод не обоснован в схеме теплоснабжения.
При этом необходимо учитывать, что в силу ч. 8 ст. 21 ФЗ № 190 вывод из эксплуатации тепловых сетей, с использованием которых осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к этим тепловым сетям в надлежащем порядке, без согласования с указанными потребителями не допускается.
В силу ч. 1 ст. 23.12 ФЗ № 190 норма ч. 8 ст. 21 не применяется к отношениям, связанным с выводом тепловых сетей из эксплуатации в ценовых зонах теплоснабжения.
По ряду причин получение такого согласования продавцом зачастую оказывается крайне затруднительным.
Риски нарушения закона
Невыполнение требования о согласовании вывода тепловых сетей из эксплуатации с потребителями (с последующим фактическим выводом сетей из эксплуатации) может быть связано для владельца сетей с серьезными правовыми последствиями.
К таковым можно, в частности, отнести:
1. Признание ограничения/прекращения теплоснабжения потребителей (наступившего в результате вывода сетей из эксплуатации) в качестве «отключения от источников жизнеобеспечения» и, как следствие, привлечение должностных лиц, а равно лиц, выполняющих управленческие функции в организации, владеющей сетями, к уголовной ответственности (ст. 215.1 Уголовного кодекса РФ)
Статья 215.1. Прекращение или ограничение подачи электрической энергии либо отключение от других источников жизнеобеспечения
1. Незаконные прекращение или ограничение подачи потребителям электрической энергии либо отключение их от других источников жизнеобеспечения, совершенные должностным лицом, а равно лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, если это повлекло по неосторожности причинение крупного ущерба, тяжкого вреда здоровью или иные тяжкие последствия, — наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.
2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, —
наказываются лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Содержащиеся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 05.06.2002 № 14 положения относят тепловую энергию к источникам жизнеобеспечения, в связи с чем ст. 215.1 УК РФ может быть распространена на случаи ограничения/прекращения теплоснабжения.
2. Признание ограничения/прекращения теплоснабжения потребителей (наступившего в результате вывода сетей из эксплуатации) в качестве злоупотребления доминирующим положением и, как следствие, привлечение к административной ответственности (ст. 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях)
Статья 14.31. Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке
2. Совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), — в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.
3. Взыскание потребителями с владельца сетей убытков, причиненных ограничением/прекращением теплоснабжения потребителей, наступившем в результате вывода сетей из эксплуатации (ч. 9 ст. 21 ФЗ № 190).
Ч. 9 ст. 21 ФЗ № 190.
Лица, нарушившие установленный настоящей статьей порядок согласования вывода источников тепловой энергии и тепловых сетей из эксплуатации, обязаны возместить убытки, причиненные муниципальному образованию, юридическим лицам, физическим лицам в результате такого нарушения.
Заключение
Таким образом, владельцам теплосетевого имущества следует учитывать достаточно жесткое правовое регулирование процесса вывода сетей из эксплуатации, а также связанную с этим гипотетическую ситуацию, при которой они в принципе не смогут вывести из эксплуатации тепловую сеть (по причине отказа потребителей в согласовании вывода сети из эксплуатации).
Важно также понимать, что указанная ситуация вполне возможна как в условиях нерентабельности владения тепловой сетью, так и в случае её аварийного состояния. Аварийное же состояние сети, в свою очередь, формирует на стороне владельца самостоятельные правовые и экономические проблемы, связанные со сложностью обеспечения качества реализуемой (передаваемой) энергии, а также с необходимостью существенных вложений в ремонт сети.
При возникновении такой ситуации владельцам сетевого имущества следует искать решение обозначенных проблем в плоскости ценообразования на товары или услуги, реализуемые при помощи принадлежащих им сетей.