Постановление 354 отключение отопления

Содержание
  1. Обзор постановления по ограничению оказания коммунальных услуг
  2. Законодательная база по ограничениям
  3. О чем говорится в Постановлении 354
  4. Изменения 2020 года
  5. Услуги, подачу которых могут ограничить
  6. В каком порядке происходит отключение ЖКУ
  7. По предварительному уведомлению
  8. Без предупреждения
  9. Срок давности по наложению ограничений
  10. Более детально об ограничениях по ЖКУ
  11. Отключение от централизованного ХВ и канализации
  12. Подача горячей воды
  13. Газоснабжение квартиры
  14. Обесточивание жилплощади
  15. Могут ли лишить отопления
  16. Обращение в суд с иском на неплательщика
  17. Постановление 354 отключение отопления
  18. ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  19. ПОСТАНОВЛЕНИЕ
  20. от 6 мая 2011 г. № 354
  21. МОСКВА
  22. О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов
  23. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442, от 27.08.2012 № 857, от 16.04.2013 № 344, от 14.05.2013 № 410, от 22.07.2013 № 614, от 19.09.2013 № 824, от 17.02.2014 № 112, от 25.02.2014 № 136, от 26.03.2014 № 230, от 24.09.2014 № 977, от 14.11.2014 № 1190, от 17.12.2014 № 1380, от 14.02.2015 № 129, от 04.09.2015 № 941, от 25.12.2015 № 1434, от 29.06.2016 № 603, от 26.12.2016 № 1498, от 27.02.2017 № 232, от 27.06.2017 № 754, от 09.09.2017 № 1091, от 27.03.2018 № 331, от 15.09.2018 № 1094, от 15.12.2018 № 1572, от 21.12.2018 № 1616, от 21.12.2018 № 1622, от 28.12.2018 № 1708, от 23.02.2019 № 184, от 22.05.2019 № 637, от 13.07.2019 № 897, от 02.04.2020 № 424, от 29.06.2020 № 950, от 21.12.2020 № 2184, от 29.12.2020 № 2339, от 01.02.2021 № 93, от 02.03.2021 № 299)
  24. ПРАВИЛАпредоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов
  25. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 № 857, от 16.04.2013 № 344, от 14.05.2013 № 410, от 22.07.2013 № 614, от 19.09.2013 № 824, от 17.02.2014 № 112, от 25.02.2014 № 136, от 26.03.2014 № 230, от 14.02.2015 № 129, от 04.09.2015 № 941, от 25.12.2015 № 1434, от 29.06.2016 № 603, от 26.12.2016 № 1498, от 27.02.2017 № 232, от 27.06.2017 № 754, от 09.09.2017 № 1091, от 27.03.2018 № 331, от 15.09.2018 № 1094, от 15.12.2018 № 1572, от 21.12.2018 № 1616, от 21.12.2018 № 1622, от 28.12.2018 № 1708, от 23.02.2019 № 184, от 22.05.2019 № 637, от 13.07.2019 № 897, от 02.04.2020 № 424, от 29.06.2020 № 950, от 21.12.2020 № 2184, от 29.12.2020 № 2339, от 01.02.2021 № 93, от 02.03.2021 № 299)
  26. I. Общие положения

Обзор постановления по ограничению оказания коммунальных услуг

6 мая 2006 г. Правительство РФ приняло за номером 354 Постановление, где ограничению коммунальных услуг отведено несколько разделов. Документ определяет основания, на которых базируются взаимоотношения между поставщиками ЖКУ и их клиентами — жителями частных или многоквартирных домов. Согласно постановлению, штрафные санкции, применяемые управляющими организациями, обусловлены накоплением долгов по счетам и выражаются во временной остановке обслуживания объекта в момент наибольшего потребления.

Законодательная база по ограничениям

Основным документом, на основании которого управляющая компания ограничивает или прекращает предоставление ЖКУ, является Постановление Правительства №354. Нормы, прописанные в документе, могут изменяться или отменяться при наличии дополнительных законодательных актов. К таковым относятся:

  • Федеральные законы РФ;
  • указы Президента;
  • другие постановления Правительства (например, №549, позволяющее потребителям в одностороннем порядке расторгать договор о поставках природного газа).

Отправка уведомлений о возможном прекращении подачи ресурсов прописана в Гражданском кодексе РФ (ст. 345 и 549). Жилищный кодекс, в свою очередь, определяет ситуации, при которых временные блокировки коммуникаций недопустимы.

О чем говорится в Постановлении 354

Правительственное постановление определяет права и обязанности как исполнителей ЖКУ, так и потребителей. Оно устанавливает регламент подписания договоров на получение услуг и их базовые условия. В документе приводятся методики формирования платежных документов в зависимости от наличия или отсутствия у потребителя приборов учета.

Важной частью постановления является гарантия перерасчета суммы в платежном документе. Основанием для него является предоставление услуг низкого качества или отсутствие жильцов на протяжении долгого периода. Для первого случая прописаны требования к проведению контроля качества.

Таким образом, в документе последовательно проводится мысль, что получатель коммунальных услуг и управляющая организация в равной степени несут ответственность по исполнению прописанных в соглашении обязательств.

Изменения 2020 года

2 апреля 2020 г. в связи с обострением эпидемиологической ситуации в стране в документ была внесена важная поправка.

Она касается порядка прекращения бытового обслуживания в случаях, когда потребитель не исполняет свои обязательства. До 1 января 2021 г. приостанавливается действие ст. 119 Постановления. До этой даты управляющая компания не вправе ограничить пользование услугами или перестать предоставлять их при отсутствии платежей по счетам. Кроме того, поставщик коммунальных услуг лишен возможности начислять пени по неоплаченным квитанциям.

Услуги, подачу которых могут ограничить

Если собственник или наниматель жилого помещения продолжительное время не выполняет своих обязательств по оплате коммунальных услуг, управляющая организация вправе приостановить их предоставление.

Согласно Постановлению №354, блокировка может распространяться на:

  • поставку природного газа (в баллонах или по трубопроводу);
  • горячую воду;
  • домофон;
  • подачу электроэнергии.

Хотя сейчас проводное радио не является распространенным явлением, жильцы, пользующиеся этой услугой, при неуплате тоже могут быть лишены доступа к ней.

Управляющая компания не имеет права прекратить подачу холодной воды и устанавливать заглушку на канализацию, так как это нарушает санитарные нормы. Из-за ухудшения условий жизни других жильцов запрещено отключать отопление.

В каком порядке происходит отключение ЖКУ

Управляющая организация ограничивает или прекращает предоставление своих услуг, если:

  • потребитель не оплатил счет в установленный срок;
  • сумма долга превышает двухмесячный тариф (зависит от средних норм потребления, показания приборов учета в расчет не принимаются).

При наличии соглашения о погашении задолженности поставщик коммунальных услуг может прекратить их подачу в случае, если были нарушены условия договора.

По предварительному уведомлению

Если потребитель не исполняет обязательств по оплате услуг, исполнитель ЖКУ направляет ему официальное извещение.

В нем указывается, что при отсутствии платежа в течение 20 дней с момента получения уведомления поставщик применит штрафные санкции. Они начинаются с ограничения предоставления ЖКУ, но если технические обстоятельства не позволяют провести временную блокировку, поставщик может отключить абонента без дополнительного извещения.

Поскольку исполнитель жилищно-коммунальных услуг должен подтвердить факт получения должником извещения, оно доставляется 3 способами:

  1. Сотрудник приходит по месту жительства и вручает уведомление под личную подпись получателя.
  2. Извещение доставляется заказным письмом по почте.
  3. Уведомление вкладывается в квитанцию.

С развитием телекоммуникаций возникли новые способы информирования должников. Например, устная передача по телефону с записью разговора или сообщение в «Личный кабинет» пользователя при его регистрации в официальном мобильном приложении управляющей организации.

Если собственник или наниматель жилья не оплачивает долг после получения извещения, организация направляет новое письмо, где указывается, что услуга будет прекращена через 3 дня.

Впоследствии поставщик услуг должен доказать, что должник получил уведомление, поэтому оно вручается под личную подпись.

Без предупреждения

Ограничение предоставления коммунальных услуг без предварительного уведомления происходит при чрезвычайных ситуациях. Под эту категорию подпадают аварийные факторы в технических коммуникациях или стихийные опасности. Отключение производится по требованию государственных ведомств по надзору и контролю за материально-техническим состоянием оборудования.

Правило это не распространяется на случаи плановых профилактических работ. Если они требуют отключения ЖКУ, управляющая организация обязана известить об этом за 10 дней до приостановки обслуживания.

Срок давности по наложению ограничений

Ст. 196 Гражданского Кодекса РФ указывает, что исполнитель может взыскать с должника неустойку только за последние 36 месяцев. В случае когда поставщик ЖКУ направляет в суд исковое заявление за больший промежуток времени, ответчик вправе сослаться на эту статью. Но следует учитывать, что она вступает в действие только после личного обращения ответчика. Если судебное решение было принято в его отсутствие, ограничение по сроку давности снимается.

Читайте также:  За что отвечает управляющая компания по водоснабжению

Более детально об ограничениях по ЖКУ

Предоставление коммунальных услуг ограничивается только в тех случаях, когда это не причиняет вреда жильцам. Установить временную блокировку, если это позволяют технические условия, управляющая компания может без обращения в суд. Важно отметить, что задолженность по одному виду услуг (например, газоснабжению) не позволяет ограничивать другой (горячее водоснабжение, домофон и др.).

Отключение от централизованного ХВ и канализации

Постановление №354 не содержит прямого запрета на ограничение пользования канализацией и холодным водоснабжением. Поэтому компания-поставщик при наличии достаточных оснований может установить заглушку, которая снимается после погашения долга или заключения соглашения о рассрочке. Стоимость работ по монтажу тоже оплачивает должник.

Но в процессе судебного разбирательства ответчик и его адвокат могут заявить, что подобные действия со стороны управляющей компании могут повлечь за собой угрозу жизни и здоровья жильцов. Если суд расценит установку заглушки как нарушение санитарных норм, применить эту меру у компании-истца не получится.

Подача горячей воды

Поставщики ЖКУ не сразу переходят к штрафным санкциям. Некоторое время они тратят на то, чтобы убедить неплательщика погасить свой долг или заключить договор о реструктуризации. Погашение долга в рассрочку не является обязательным условием, которое выдвигает управляющая организация, но во многих ситуациях это помогает избежать ограничений по поставке услуги.

Если должник не пошел на контакт с поставщиком услуг, последний вынужден прибегнуть к временной блокировке, а затем и полному отключению от коммуникаций. При отсутствии технических возможностей для сокращения объема подачи горячей воды поставщик услуги переходит к установке заглушки на коммуникационных системах. В многоквартирных домах это возможно лишь в ситуации, когда от санкций в отношении неплательщика не страдают остальные жильцы.

В зависимости от типа коммуникаций заглушка монтируется на трубу, непосредственно в жилом помещении либо в подвале многоквартирного дома. Стоимость работ по ее установке и демонтажу добавляется к сумме долга.

После исполнения обязательств перед управляющей компанией или при подписании договора о реструктуризации долга ограничитель снимается.

Газоснабжение квартиры

Подача газа прекращается по нескольким причинам. Это происходит при растущей задолженности, отсутствии между поставщиком и клиентом договора на техническое обслуживание и при истечении срока эксплуатации оборудования. Если жильцы не пропускают сотрудника компании для проверки состояния коммуникаций и бытовой техники, также возможно прекращение доступа к услуге.

После того как владелец жилья получил уведомление с требованием погасить задолженность, поставщик должен ожидать реакции в течение 20 дней. Если клиент не оплатил долг, подача газа приостанавливается. После этого компания отправляет новое уведомление, где требует исполнения обязательств в трехдневный срок. Интервал между первым и вторым извещениями не может быть менее месяца. Если должник не отреагировал во второй раз, компания имеет право перерезать трубопровод. Восстановление коммуникаций производится за счет должника.

В некоторых случаях поставщик прекращает подачу газа всему многоквартирному дому. Если задолженность имеется у незначительного количества жильцов, такие действия со стороны компании считаются незаконными. Перекрытие трубопровода запрещено в холодный период при условии, что природный газ является единственным вариантом отопления.

Обесточивание жилплощади

В руках поставщиков электроэнергии есть несколько способов воздействия на должников. Во-первых, это начисление пени. Процент по долгам зависит от продолжительности периода, за который потребитель не оплатил счетов. В течение первого месяца со дня неуплаты штраф не начисляется. С 31 по 90 сутки размер пени составляет 1/300 от ключевой ставки Центрального Банка. По истечении этого срока процент по долгу увеличивается до 1/130. Расчет ведется в соответствии с нормами потребления электрической энергии вне зависимости от наличия индивидуальных приборов учета.

Компания вправе пойти на сокращение объема подачи электроэнергии, когда долг за услугу достигает двукратного размера.

Сокращение объема происходит 2 способами:

  • полное отключение света в период наибольшего потребления;
  • уменьшение передаваемых мощностей.

На уплату долга или реструктуризацию компания дает 10 дней. Если за этот срок проблема не была решена, подачу электричества прекращают полностью.

Уведомления о необходимости погасить долг продолжают приходить и после обесточивания. Если должник не реагирует, компания передает дело в суд. По его итогам ответчик будет обязан уплатить не только долг и пени, но и расходы на судопроизводство.

К нанимателям жилого помещения применяется еще одна мера. Если съемщик не исполняет обязательств по оплате электричества, его могут выселить в общежитие. Процедуру после обращения поставщика электроэнергии проводит государственный или муниципальный владелец помещения.

Могут ли лишить отопления

Отключение отопления запрещено законом. Для многоэтажных домов это объясняется тем, что подобная мера может причинить вред здоровью жильцов и имуществу всего дома. Единственное, что может сделать теплоснабжающая организация, — несколько ограничить объем подаваемого ресурса, хотя и в этом случае продолжительность такого сокращения незначительна.

Многодетные семьи и инвалиды тоже не могут лишиться отопления в холодный период, даже если они проживают в частном доме.

Обращение в суд с иском на неплательщика

Поскольку большая часть операций по ограничению или прекращению предоставления коммунальных услуг происходит на жилплощади должника, управляющие компании в ряде случаев вынуждены обращаться в суд, чтобы получить право проникновения на частную территорию.

Решение, принимаемое судьей, зависит от ряда обстоятельств. В ситуациях, когда управляющая компания использовала все имеющиеся в распоряжении методы воздействия на неплательщика (отправка уведомлений, временная блокировка и др.), но это не возымело действия, суд становится на сторону истца. Итогом процесса становится принуждение ответчика к уплате долга, процентов по нему и стоимости работ по монтажу/демонтажу коммуникаций. Возможно применение более жестких мер вплоть до выселения.

С другой стороны, если действия поставщика ЖКУ влекут за собой угрозу жизни и здоровья ответчика (в особенности если в помещении проживают несовершеннолетние), суд становится на сторону ответчика.

Постановление 354 отключение отопления

О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 мая 2011 г. № 354

МОСКВА

О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов

(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442, от 27.08.2012 № 857, от 16.04.2013 № 344, от 14.05.2013 № 410, от 22.07.2013 № 614, от 19.09.2013 № 824, от 17.02.2014 № 112, от 25.02.2014 № 136, от 26.03.2014 № 230, от 24.09.2014 № 977, от 14.11.2014 № 1190, от 17.12.2014 № 1380, от 14.02.2015 № 129, от 04.09.2015 № 941, от 25.12.2015 № 1434, от 29.06.2016 № 603, от 26.12.2016 № 1498, от 27.02.2017 № 232, от 27.06.2017 № 754, от 09.09.2017 № 1091, от 27.03.2018 № 331, от 15.09.2018 № 1094, от 15.12.2018 № 1572, от 21.12.2018 № 1616, от 21.12.2018 № 1622, от 28.12.2018 № 1708, от 23.02.2019 № 184, от 22.05.2019 № 637, от 13.07.2019 № 897, от 02.04.2020 № 424, от 29.06.2020 № 950, от 21.12.2020 № 2184, от 29.12.2020 № 2339, от 01.02.2021 № 93, от 02.03.2021 № 299)

В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Читайте также:  Установка полотенцесушителя системы отопления

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;

изменения, которые вносятся в постановления Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг.

2. Установить, что Правила, утвержденные настоящим постановлением:

a) применяются к отношениям, вытекающим из ранее заключенных договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих Правил;

б) не применяются к отношениям, которые возникают при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан и регулирование которых осуществляется в соответствии с Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. № 549;

в) вступают в силу по истечении 2 месяцев со дня вступления в силу изменений, которые вносятся в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, указанных в абзаце четвертом подпункта «б» пункта 4 настоящего постановления;

г) на территориях Республики Крым и г. Севастополя подлежат применению к правоотношениям, возникшим после 1 июля 2015 г.; (Дополнен — Постановление Правительства Российской Федерации от 24.09.2014 № 977)

д) применяются при определении размера платы за коммунальные услуги, вносимой нанимателями жилых помещений в общежитиях, входящих в жилищный фонд организаций, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом Правил определения размера платы за коммунальные услуги, вносимой нанимателями жилых помещений в общежитиях, входящих в жилищный фонд организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по договорам найма жилого помещения в общежитии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2014 г. № 1190 «О Правилах определения размера платы за коммунальные услуги, вносимой нанимателями жилых помещений в общежитиях, входящих в жилищный фонд организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по договорам найма жилого помещения в общежитии». (Дополнен — Постановление Правительства Российской Федерации от 14.11.2014 № 1190)

3. Установить, что разъяснения по применению Правил, утвержденных настоящим постановлением, дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.03.2014 № 230)

4. Министерству регионального развития Российской Федерации:

a) в 2-месячный срок представить по согласованию с Министерством энергетики Российской Федерации и с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в Правительство Российской Федерации предложения по совершенствованию Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. № 549, и основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 г. № 530;

б) в 3-месячный срок:

утвердить по согласованию с Федеральной службой по тарифам примерную форму платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг, а также методические рекомендации по ее заполнению;

утвердить по согласованию с Федеральной антимонопольной службой примерные условия договора управления многоквартирным домом;

представить по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации и Федеральной службой по тарифам в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект акта о внесении изменений в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306, предусматривающих в том числе:

исключение из объемов коммунальных ресурсов, учитываемых при определении нормативов потребления коммунальных услуг в жилом помещении, объемов коммунальных ресурсов, предусматриваемых для содержания общего имущества многоквартирного дома, и нормативных технологических потерь коммунальных ресурсов;

порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды;

порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг, за исключением газоснабжения, при использовании земельного участка и надворных построек;

в) в 5-месячный срок утвердить по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации примерные условия энергосервисного договора, направленного на сбережение и (или) повышение эффективности потребления коммунальных услуг при использовании общего имущества в многоквартирном доме;

г) в 6-месячный срок утвердить критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также форму акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядок ее заполнения.

5. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации утвердить нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях, нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, нормативы потребления коммунальных услуг при использовании земельного участка и надворных построек не позднее 2 месяцев со дня вступления в силу изменений, которые вносятся в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, указанных в абзаце четвертом подпункта «б» пункта 4 настоящего постановления.

6. Признать утратившими силу со дня вступления в силу Правил, утвержденных настоящим постановлением:

постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 23, ст. 2501), за исключением пунктов 15-28 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных указанным постановлением (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), и пунктов 1-4 приложения № 2 к указанным Правилам (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), которые утрачивают силу с 1 июля 2016 г.; (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 № 857; от 17.12.2014 № 1380)

пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 30, ст. 3635);

пункт 5 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2010 г. № 580 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 31, ст. 4273).

Российской Федерации В.Путин

УТВЕРЖДЕНЫпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 6 мая 2011 г. № 354

В части определения размера платы за предоставленную коммунальную услугу по отоплению применяются в 2012-2014 годах с учетом особенностей, указанных в пункте 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 № 857

ПРАВИЛАпредоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов

(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 № 857, от 16.04.2013 № 344, от 14.05.2013 № 410, от 22.07.2013 № 614, от 19.09.2013 № 824, от 17.02.2014 № 112, от 25.02.2014 № 136, от 26.03.2014 № 230, от 14.02.2015 № 129, от 04.09.2015 № 941, от 25.12.2015 № 1434, от 29.06.2016 № 603, от 26.12.2016 № 1498, от 27.02.2017 № 232, от 27.06.2017 № 754, от 09.09.2017 № 1091, от 27.03.2018 № 331, от 15.09.2018 № 1094, от 15.12.2018 № 1572, от 21.12.2018 № 1616, от 21.12.2018 № 1622, от 28.12.2018 № 1708, от 23.02.2019 № 184, от 22.05.2019 № 637, от 13.07.2019 № 897, от 02.04.2020 № 424, от 29.06.2020 № 950, от 21.12.2020 № 2184, от 29.12.2020 № 2339, от 01.02.2021 № 93, от 02.03.2021 № 299)

I. Общие положения

1. Настоящие Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.

Читайте также:  Капремонт отопление фонд капремонта

2. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:

«внутридомовые инженерные системы» — являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, а также для производства и предоставления исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), мусороприемные камеры, мусоропроводы. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 27.02.2017 № 232)

В жилых домах внутридомовые инженерные системы включают расположенные в пределах земельного участка, на котором расположен жилой дом, а также находящиеся в жилом доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, с использованием которых осуществляется потребление коммунальных услуг;

«внутриквартирное оборудование» — находящиеся в жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме и не входящие в состав внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, с использованием которых осуществляется потребление коммунальных услуг;

«домовладение» — жилой дом (часть жилого дома) и примыкающие к нему и (или) отдельно стоящие на общем с жилым домом (частью жилого дома) земельном участке надворные постройки (гараж, баня (сауна, бассейн), теплица (зимний сад), помещения для содержания домашнего скота и птицы, иные объекты);

«индивидуальный прибор учета» — средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое на одно жилое или нежилое помещение в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), на жилой дом (часть жилого дома) или домовладение при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в каждом из указанных помещений, жилом доме (части жилого дома) или домовладении; (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 28.12.2018 № 1708, от 13.07.2019 № 897)

«исполнитель» — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги;

«коллективный (общедомовый) прибор учета» — средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое в многоквартирном доме при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом; (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 № 603; с 1 января 2019 г. в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2018 № 1708)

«коммунальные услуги» — осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). К коммунальной услуге относится услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами; (С 1 января 2017 г. в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 № 1498; в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 27.02.2017 № 232)

«коммунальные ресурсы» — холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения; (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 № 410; от 14.02.2015 № 129; с 1 января 2017 г. в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 № 1498)

«комнатный прибор учета электрической энергии» — средство измерения, устанавливаемое на одно жилое помещение потребителя в коммунальной квартире или на несколько жилых помещений, занимаемых потребителем в коммунальной квартире, при условии, что такой прибор учета позволяет определить объем (количество) потребления электрической энергии суммарно по нескольким жилым помещениям, занимаемым потребителем, и при наличии технической возможности, используемое для определения объемов (количества) потребления электрической энергии в указанных одном жилом помещении или в нескольких жилых помещениях; (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 28.12.2018 № 1708, от 13.07.2019 № 897)

«нежилое помещение в многоквартирном доме» — помещение в многоквартирном доме, указанное в проектной или технической документации на многоквартирный дом либо в электронном паспорте многоквартирного дома, которое не является жилым помещением и не включено в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от наличия отдельного входа или подключения (технологического присоединения) к внешним сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе встроенные и пристроенные помещения. К нежилым помещениям в настоящих Правилах приравниваются части многоквартирных домов, предназначенные для размещения транспортных средств (машино-места, подземные гаражи и автостоянки, предусмотренные проектной документацией); (С 1 января 2017 г. в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 № 1498)

«норматив потребления коммунальной услуги» — количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, утверждаемый в установленном порядке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета и в иных случаях, предусмотренных настоящими Правилами; (С 1 января 2017 г. в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 № 1498)

«общий (квартирный) прибор учета» — средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое на коммунальную квартиру при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в такой квартире; (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 28.12.2018 № 1708, от 13.07.2019 № 897)

«потребитель» — собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги; (С 1 января 2017 г. в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 № 1498)

«распределитель» — устройство, используемое в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и позволяющее определить долю объема потребления коммунальной услуги по отоплению, приходящуюся на отдельное жилое или нежилое помещение, в котором установлены такие устройства, в общем объеме потребления коммунальной услуги по отоплению во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в которых установлены распределители;

«ресурсоснабжающая организация» — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных вод); (С 1 января 2017 г. в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 № 1498)

«централизованные сети инженерно-технического обеспечения» — совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для подачи коммунальных ресурсов к внутридомовым инженерным системам (отведения сточных вод из внутридомовых инженерных систем); (С 1 января 2017 г. в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 № 1498)

«степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома» — качественная характеристика многоквартирного дома или жилого дома, определяемая наличием и составом внутридомовых инженерных систем, обеспечивающих предоставление потребителям коммунальных услуг тех видов, которые могут быть предоставлены с использованием таких внутридомовых инженерных систем.

Понятия «жилое помещение» и «управляющая организация» употребляются в настоящих Правилах в значениях, определенных Жилищным кодексом Российской Федерации.

Если иное не оговорено в настоящих Правилах, под понятием «газ» понимается газ, подаваемый по централизованным сетям газоснабжения и по внутридомовым инженерным системам газоснабжения. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 № 410)

Оцените статью