Постановление министерства жкх по нормативам потребления отопления

Как устанавливаются нормативы потребления коммунальных услуг?

Нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ по инициативе уполномоченных органов, ресурсоснабжающих организаций или организаций, осуществляющих управление МКД.

Понятие норматива потребления коммунальных услуг

Норматив потребления коммунальной услуги — это количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, который при определенных условиях применяется для расчета размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении либо в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

В частности, норматив потребления применяется в следующих случаях (абз. 4, 5, 6 п. 2 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 (далее – Правила № 306); п. п. 2, 42, 42 (1), 43, 54, 55, 59, 60, 85 (3), 126 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»):

• отсутствие приборов учета;

• выход из строя, утрата или истечение срока эксплуатации (срока поверки) прибора учета, если прибор учета не введен в эксплуатацию по истечении трех расчетных периодов (для нежилых помещений — двух расчетных периодов) после наступления указанных событий;

• непредставление потребителем коммунальной услуги показаний приборов учета исполнителю более трех расчетных периодов подряд;

• отказ в допуске исполнителя в помещение для проверки состояния и достоверности показаний прибора учета по истечении трех расчетных периодов после составления соответствующего акта.

Нормативы потребления устанавливаются для коммунальных услуг по отоплению, холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению и газоснабжению (п. п. 1, 10 Правил № 306).

Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг

Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ. Например, в Московской области таким органом является Министерство жилищно-коммунального хозяйства (ч. 1 ст. 157 ЖК РФ; п. 3 Правил № 306; п. 12.8 Положения, утв. постановлением Правительства Московской области от 03.10.2013 № 787/44).

Нормативы потребления устанавливаются по инициативе уполномоченных органов, ресурсоснабжающих организаций, а также управляющих организаций, ТСЖ, ЖК, ЖСК или иных специализированных потребительских кооперативов либо их объединений.

Если инициатива установления нормативов принадлежит ресурсоснабжающим или управляющим организациям, они представляют в уполномоченные органы документы, перечень и содержание которых определяются региональным законодательством. Срок рассмотрения документов составляет не более 30 дней с даты их поступления. При этом уполномоченный орган может запросить у указанных организаций иные сведения, полученные ими при снятии показаний приборов учета (п. п. 9, 38 Правил № 306; п. 3.3 Административного регламента, утв. Распоряжением Министерства ЖКХ Московской области от 27.04.2016 № 56-РВ).

Нормативы потребления коммунальных услуг определяются по специальным формулам с применением метода аналогов либо расчетного метода (п. 13 Правил № 306; Приложение № 1 к Правилам № 306).

При определении нормативов потребления учитываются конструктивные и технические параметры многоквартирного или жилого дома (различные для каждого типа коммунальной услуги). Нормативы устанавливаются едиными для многоквартирных и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях (п. п. 4, 11 Правил № 306).

Читайте также:  Можно ли использовать один контур отопления

Срок действия нормативов составляет не менее трех лет, в течение этого периода нормативы пересмотру не подлежат, за исключением некоторых случаев, в частности изменения конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного или жилого дома, климатических условий (п. п. 14, 16 Правил № 306).

Решения уполномоченных органов об установлении нормативов в 10-дневный срок после их принятия публикуются в официальных печатных средствах массовой информации субъекта РФ, а также на официальном сайте уполномоченного органа в сети Интернет с указанием даты введения в действие этих нормативов (п. 17 Правил № 306; п. 3.9 Административного регламента, утв. Распоряжением Министерства ЖКХ Московской области от 27.04.2016 № 56-РВ).

Особенности установления нормативов потребления газа

Нормативы потребления коммунальных услуг в части газоснабжения устанавливаются уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ на основании установленных на федеральном уровне норм потребления газа населением и не могут быть ниже минимально допустимых норм потребления (п. 1 постановления Правительства РФ от 13.06.2006 № 373 «О порядке установления нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа»).

Так, например, минимально допустимые нормы потребления газа населением Московской области при отсутствии приборов учета газа составляют (Приложение к постановлению Правительства РФ от 13.06.2006 № 373):

• 8 куб. м на человека — для газовой плиты при наличии центрального отопления и центрального горячего водоснабжения;

• 21,1 куб. м на человека — для газовой плиты и газового водонагревателя при отсутствии центрального горячего водоснабжения;

• 11,6 куб. м на человека — для газовой плиты при отсутствии газового водонагревателя и центрального горячего водоснабжения.

При этом на региональном уровне в Московской области установлены следующие нормативы потребления природного газа (нормативы, утв. Постановлением Правительства Московской области от 09.11.2006 № 1047/43):

• 10 куб. м на человека — для газовой плиты при наличии центрального отопления и центрального горячего водоснабжения;

• 23,1 куб. м на человека — для газовой плиты и газового водонагревателя при отсутствии центрального горячего водоснабжения;

• 11,6 куб. м на человека — для газовой плиты при отсутствии газового водонагревателя и центрального горячего водоснабжения;

• 13,1 куб. м на человека — для нагрева воды с использованием газового водонагревателя;

• 7 куб. м на 1 кв. м отапливаемой площади — для отопления жилых помещений;

• 26 куб. м на 1 кв. м отапливаемой площади — для отопления нежилых помещений.

По материалам («Электронный журнал «Азбука права», 2020)

Чем различаются соцнорма и норматив потребления коммунальных услуг

Законы, регулирующие отношения в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг, оперируют двумя похожими понятиями: «социальная норма» и «норматив» потребления коммунальных услуг. Несмотря на созвучие, они различаются функционально. Разберём эти понятия, чтобы не путать их при расчёте платы за КУ.

Когда по закону применяются норматив и соцнорма

Оба эти понятия – из сферы расчётов платы за коммунальные услуги, которые ежемесячно делают исполнители КУ, в том числе управляющие организации. Поэтому следует разводить понятия норматива и социальной нормы во избежание путаницы и ошибок.

Размер платы за КУ в жилом помещении с установленным индивидуальным прибором учёта определяется исходя из показаний такого прибора учёта за расчётный период (п. 42 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354).

Если счётчик в помещении не установлен или вышел из строя, то объём потреблённого ресурса определяется расчётными методами: первые три месяца — исходя из среднемесячного потребления, затем – по нормативу потребления коммунальной услуги (п.п. 42, 59, 60 ПП РФ № 354).

Читайте также:  Капремонт системы отопления мкд

Независимо от метода определения объёма, расчёт платы за ресурс производится по тарифам, установленным для населения органом исполнительной власти субъекта РФ в области тарифного регулирования. При этом в субъектах РФ, где установлена социальная норма потребления электрической энергии, размер платы рассчитывается по тарифам, установленным в пределах и сверх такой социальной нормы (п. 38 ПП РФ № 354).

Из законодательства видно, что норматив потребления и социальная норма применяются в разных ситуациях: норматив определяет объём ресурса, а социальная норма – размер платы в зависимости от объёма. При этом соцнорма применяется и непосредственно при расчёте платы по нормативу. Поговорим об этом подробнее.

Кто и как устанавливает нормативы потребления

Норматив – это средний показатель потребления коммунальной услуги на одного человека. Расчёт нормативов потребления делается согласно постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 № 306, постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 и принятым на региональном уровне нормативным актам.

Нормативы потребления КУ утверждают органы власти каждого субъекта РФ (п. 3 ПП РФ от 23.05.2006 № 306). Нормативы устанавливаются для ресурса:

  • потреблённого на содержание общего имущества многоквартирного дома;
  • потреблённого в помещениях собственников;
  • используемого для содержания земельного участка и надворных построек (п. 10 ПП РФ № 306).

Нормативы потребления коммунальных услуг в помещениях собственников устанавливаются на три года и в этот период не подлежат пересмотру (п. 14 ПП РФ № 306). Нормативы, установленные для содержания общего имущества собственников МКД, могут быть пересмотрены, если изменилась степень энергоэффективности дома, был проведён капитальный ремонт и т.д. (п. 16 ПП РФ № 306).

При определении нормативов для разных коммунальных услуг на региональном уровне учитываются разные характеристики дома:

  • этажность постройки, вид системы теплоснабжения и др. – для ГВС, ХВС;
  • количество комнат в квартире, площадь дома – для энергоснабжения;
  • состояние внутридомовых инженерных сетей – для газоснабжения;
  • объём жилых помещений, площадь всех окон, материалы, из которых сделаны стены и крыша – для отопления.

Износ внутридомовых инженерных систем учитывается при определении нормативов для всех коммунальных услуг (п. 4 ПП РФ № 306).

Согласно п. п. 42, 60 ПП РФ № 354, норматив применяется для расчёта объёма потреблённого ресурса в следующих случаях:

  • при отсутствии ИПУ и технической возможности его установки;
  • при непередаче показаний установленного ИПУ более трёх расчётных периодов подряд;
  • при выходе ИПУ из строя или в случае отказа в допуске исполнителя КУ в помещение для проверки счётчика – по истечении трёх расчётных периодов с момента установления указанных фактов, с применением повышающего коэффициента.

Когда применяется социальная норма

Если норматив установлен и применяется ко всем коммунальным услугам, то социальная норма введена в России только на потребление электроэнергии и не во всех регионах. Постановление Правительства от 06.05.2011 № 354 и приказ Федеральной службы РФ по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 закрепляют возможность субъектов РФ устанавливать тарифы на электроэнергию, поставляемую населению, в пределах социальной нормы и сверх этой нормы. Такой метод расчёта объёмов потребления электрической энергии должен помочь потребителям использовать ресурс более рационально.

Социальная норма – это объём ресурса, установленный для одного человека и используемый для определения тарифа при расчёте платы за коммунальную услугу. Объём электроэнергии в пределах соцнормы рассчитывается по более низкому тарифу по сравнению с кВт*ч, потреблёнными сверх нормы.

Читайте также:  Оплата за коммунальную услугу отопление при автономном отоплении

Применение социальной нормы потребления электроэнергии стало возможным после вступления в силу постановления Правительства РФ от 22.07.2013 № 614. Нормативный акт регламентировал порядок установления и применения соцнорм. Постановление Правительства РФ № 614 закрепило обязанность исполнителей КУ вести раздельный учёт объёмов электрической энергии, поставляемой потребителям в пределах и сверх соцнормы (п. 47 разд. III ПП РФ № 614).

Норму для каждого региона определяют органы власти субъектов РФ, которые занимаются регулированием тарифов (п. 3 разд. II ПП РФ № 614). Если в регионе принято решение о введении социальной нормы потребления электроэнергии, то при установлении тарифов на услугу энергоснабжения тарифы для населения и приравненных к нему категорий вводятся два тарифа для каждой группы:

  • низкий – для расчёта платы за кВт*ч в пределах соцнормы;
  • высокий – для расчёта платы за объём электроэнергии, потреблённый сверх нормы.

В каждом регионе, где принято решение о применении социальных норм, их размер зависит от климатических условий и продолжительности светового дня. Независимо от субъекта РФ, установленные социальные нормы различны для помещений с разными характеристиками (прил. 5.1, 5.2 к ПП РФ № 614).

Соцнорма зависит от:

  • расположения помещения в городе или сельской местности;
  • наличия стационарной электроплиты;
  • системы ГВС и теплоснабжения: используются ли для этого электрообогреватели или иные установки;
  • состояния дома: аварийность, степень износа;
  • отопительного сезона.

При этом чем больше человек зарегистрировано в жилом помещении, тем выше будет социальная норма потребления электроэнергии в таком помещении. Например:

Пределы социальной нормы используются при определении платы за электроэнергию как при наличии показаний индивидуальных приборов учёта, так и при расчётных методах: по среднему и по нормативу (п. 32 ПП РФ № 354, п. 33 разд. III ПП РФ № 614). Также она применяется при расчётах платы за ресурс, потреблённый на содержание общего имущества МКД (п. 32 разд. III ПП РФ № 614).

Если в помещении из-за отсутствия технической возможности не установлен ИПУ электроэнергии, плата за весь объём ресурса, определённый исходя из норматива, будет рассчитываться по тарифу в пределах соцнормы (по низкому).

При отсутствии ИПУ (утрата, выход из строя) расчёт объёма ведётся согласно п. 59, 60 ПП РФ № 354 с использованием установленной социальной нормы в течение двух расчётных периодов. Затем соцнорма применяется с понижающим её коэффициентом, о чём исполнитель КУ должен уведомить потребителя.

Если в течение двух месяцев потребитель не установил ИПУ, то в первые полгода к величине социальной нормы применяется коэффициент 0,9. Затем каждые 6 месяцев коэффициент понижения соцнормы уменьшается на 0,1 до предельного значения 0,7 (п. 33 разд. III ПП РФ № 614).

На сегодняшний день социальная норма для расчётов платы за электрическую энергию, потреблённую населением, введена только в нескольких субъектах РФ. Например, в Ростовской, Орловской, Владимирской областях, в Забайкальском крае.

В чём главные отличия норматива от соцнормы

И норматив, и социальная норма потребления электроэнергии – это некий предельный объём ресурса, установленный органами власти субъектов РФ. Несмотря на созвучие двух терминов, между ними существует ряд важных различий, поэтому путать их нельзя ни в коем случае:

Оцените статью