- Поставщик услуг горячего водоснабжения
- Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 5 февраля 2020 г. N 2993-ОГ/06 Об исполнителе коммунальных услуг, приготовляемых с использованием оборудования, входящего в общее имущество МКД
- Обзор документа
- Инструкция по закупкам коммунальных услуг по 44-ФЗ
- Что понимается под коммунальными услугами
- Специальные нормы в закупках коммунальных услуг
- Как выбрать способ определения поставщика
- Как составить проект контракта
- Как выбрать поставщика коммунальных услуг
- Как запланировать и заключить контракт
- Как внести сведения в ЕИС
- Как принять и оплатить услуги
Поставщик услуг горячего водоснабжения
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 5 февраля 2020 г. N 2993-ОГ/06 Об исполнителе коммунальных услуг, приготовляемых с использованием оборудования, входящего в общее имущество МКД
Вопрос: В МКД готовится общее собрание собственников помещений. По определенным причинам жители хотят перейти на «прямые договоры» с ресурсоснабжающими организациями, и данный вопрос будет «голосоваться» на ОСС. Однако теплоснабжающая организация прислала инициативной группе письмо, в котором разъяснила, что, в случае принятия на ОСС решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ, о заключении с каждым собственником помещения в МКД договора с РСО, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, данное решение теплоснабжающая организация исполнить не сможет, потому что:
— МКД имеет централизованную систему теплоснабжения и нецентрализованную систему ГВС;
— теплоноситель подается в ИТП, который входит в состав общего имущества МКД;
— в ИТП теплоноситель распределяется по теплообменникам, в которых происходит нагрев воды и ее развод по системам отопления и ГВС;
— следовательно, услуга по ГВС, и даже услуга по отоплению оказываются с использованием оборудования, к которому теплоснабжающая организация не имеет доступа, за которое не отвечает и которое не эксплуатирует. И у нее в штате даже нет специалистов, которые могли бы эксплуатировать ИТП;
— значит, в данной ситуации переход на прямые договоры с РСО о предоставлении коммунальных услуг невозможен.
В связи с этим просим пояснить, может ли РСО быть исполнителем коммунальных услуг, приготовляемых с использованием оборудования, входящего в общее имущество МКД? Если да, каким способом можно понудить РСО к заключению таких договоров с собственниками жилых помещений МКД?
Ответ: Отдел управления жилищным фондом и ОГЖН Департамента развития жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел обращение от 27.01.2020 N 131543 (вх. Минстроя России от 27.01.2020 N 2450-ОГ) и в пределах своей компетенции сообщает следующее.
Жилищный кодекс Российской Федерации не устанавливает исключений относительно перехода на прямые договоры, в связи с чем переход на прямые договоры в соответствии со статьей 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации по многоквартирным домам, в которых приготовление горячей воды осуществляется с использованием общего имущества собственников помещений многоквартирного дома, возможен.
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 (далее — Правила предоставления коммунальных услуг) «коммунальные ресурсы» — холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
В свою очередь предоставление коммунальных услуг — это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
При предоставлении коммунальной услуги «горячее водоснабжение» с использованием нецентрализованной системы горячего водоснабжения теплоснабжающая организация и организация, осуществляющая холодное водоснабжение, поставляют коммунальные ресурсы (тепловую энергию на подогрев воды, холодную воду соответственно), но не эксплуатируют оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, на котором осуществляется приготовление горячей воды с использованием поставленных коммунальных ресурсов.
В силу пункта 38 Правил предоставления коммунальных услуг размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организацией.
В соответствии со статьей 7 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
Поскольку в схожих отношениях между потребителями коммунальных услуг и организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами расчеты осуществляются на основании пункта 54 Правил предоставления коммунальных услуг, для реализации положений статьи 157.2 Жилищного кодекса РФ о переходе на прямые договоры в тех случаях, когда горячее водоснабжение осуществляется по нецентрализованной системе горячего водоснабжения, руководствуясь статьей 7 Жилищного кодекса Российской Федерации, считаем, что в рассмотренном выше случае между ресурсоснабжающими организациями и потребителями коммунальных услуг подлежат заключению договор, содержащий положения о снабжении тепловой энергией для подогрева воды в целях горячего водоснабжения (с теплоснабжающей организацией) и договор холодного водоснабжения с объемом на нужды горячего водоснабжения (с организацией, осуществляющей холодное водоснабжение).
Дополнительно сообщаем, что в соответствии с Положением о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 года N 1038, Минстрой России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, промышленности строительных материалов, жилищной политики, жилищно-коммунального хозяйства и не наделен полномочиями по рассмотрению конкретных правовых ситуаций, спорных вопросов применения законодательства, возникающих между юридическими и (или) физическими лицами, а также полномочиями по их юридической оценке.
Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.
Таким образом, письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, являются позицией Минстроя России, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
Начальник отдела управления жилищным фондом и ОГЖН | Л.Р. Егорова |
Обзор документа
Минстрой рассмотрел следующую ситуацию. Многоквартирный дом имеет централизованную систему теплоснабжения и нецентрализованную систему горячего водоснабжения (ГВС). Теплоноситель подается в индивидуальный тепловой пункт (ИТП), который входит в состав общего имущества дома. В ИТП теплоноситель распределяется по теплообменникам, в которых происходит нагрев воды и ее развод по системам отопления и ГВС.
В данном случае между ресурсоснабжающими организациями и потребителями коммунальных услуг заключается договор о снабжении теплоэнергией для подогрева воды в целях горячего водоснабжения (с теплоснабжающей организацией) и договор холодного водоснабжения с объемом на нужды горячего водоснабжения (с организацией, осуществляющей холодное водоснабжение).
Также Минстрой отметил, что при предоставлении услуги «горячее водоснабжение» с использованием нецентрализованной системы теплоснабжающая организация и организация, осуществляющая холодное водоснабжение, поставляют ресурсы, но не эксплуатируют оборудование, входящее в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Инструкция по закупкам коммунальных услуг по 44-ФЗ
Закупка коммунальных услуг по 44-ФЗ — процедура, в которой заказчик вправе подписать контракт без проведения торгов. Но важно учесть все особенности, характерные для приобретения конкретного вида «коммуналки», и правильно выбрать нужный пункт части 1 статьи 93.
Инструкция доработана экспертом Эллой Залужной
Что понимается под коммунальными услугами
Согласно постановлению правительства № 354 от 06.05.2011 под коммунальными услугами понимается передача коммунальных ресурсов.
В таблице показано, какую услугу купить при потреблении того или иного ресурса.
Коммунальный ресурс | Коммунальная услуга |
---|---|
Холодная питьевая вода | Холодное водоснабжение |
Горячая вода | Горячее водоснабжение |
Сточные воды | Водоотведение |
Электрическая энергия | Электроснабжение |
Газ, включая баллоны | Газоснабжение |
Тепловая энергия | Отопление |
Обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО) | Сбор, транспортирование, обезвреживание и захоронение ТКО |
Специальные нормы в закупках коммунальных услуг
В законе о контрактной системе не учитывается специфика отношений в сфере коммунальных услуг, конкретные особенности исполнения договоров в данной сфере. Заказчик при закупке коммунальных услуг в 2021 году опирается на специальные нормативно-правовые акты.
При расчете НМЦК на закупку коммуналки используется тарифный метод, так как процесс ценообразования регулируется государственными органами.
Наименование коммунальной услуги | Специальный нормативно-правовой акт | Нормативно-правовой акт, регулирующий цену (тариф) |
---|---|---|
Водоснабжение | Постановление правительства № 406 от 13.05.2013 «О госрегулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» | |
Водоотведение | ||
Теплоснабжение | Федеральный закон № 190-ФЗ от 27.07.2010 «О теплоснабжении» | Постановление правительства № 1075 от 22.10.2012 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» |
Электроснабжение | Федеральный закон № 35-ФЗ от 26.03.2003 «Об электроэнергетике» | Постановление правительства № 1178 от 29.12.2011 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» |
Газоснабжение | Постановление правительства № 1021 от 29.12.2000 «О госрегулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям» | |
Обращение с отходами | Федеральный закон № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» | Постановление правительства № 484 от 30.05.2016 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами» |
Связь | Федеральный закон № 126-ФЗ от 07.07.2003 | Постановление правительства № 637 от 24.10.2005 «О госрегулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи» |
Разъясняем, что главнее 44-ФЗ или закон о теплоснабжении: нормами 44-ФЗ не учитывается специфика отношений в сфере энергоснабжения. Конкретные особенности исполнения договоров прописаны в 190-ФЗ. Например, при выборе способа закупки руководствуются нормами 44-ФЗ, а при расчете неустойки — нормами закона о теплоснабжении.
Как выбрать способ определения поставщика
Услуга по сбору, транспортированию, обезвреживанию и захоронению ТКО — единственная, которую проводят конкурентным способом в случае отсутствия регионального оператора. Для проведения закупки целесообразно выбрать электронный аукцион, так как код ОКПД 2 находится в аукционном перечне.
Есть заказчики, которые проводят тендеры на теплоснабжение для заключения энергосервисного договора.
В 44-ФЗ указано, можно ли заключить договоры по коммуналке свободным закупом, — да, так как такие услуги относятся к непрерывно действующим. Когда заказчик закупает такие услуги у едпоставщика, то:
- не готовит документацию и извещение;
- заключает контракт на следующий день после публикации плана-графика в любой форме согласно Гражданскому кодексу;
- изменяет любые существенные условия заключенного договора;
- не применяет условия об ответственности из закона № 44-ФЗ и постановления правительства № 1042 от 30.08.2017;
- не включает в контракт обязательные требования ст. 33 закона № 44-ФЗ.
Эти преимущества свидетельствуют о целесообразности выбора в качестве способа закупки у единственного поставщика.
Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы закупить услуги у единственного поставщика без нарушений и штрафов.
В ч .1 ст. 93 закона о контрактной системе установлено, как заключать контракты на коммунальные услуги по 44-ФЗ в зависимости от того, у кого и что планируется к закупке.
Вид коммунальной услуги | Закупка у ед. поставщика | Когда выбираем |
---|---|---|
| По п. 1 ч. 1 ст. 93 № 44-ФЗ |
|
| По п. 8 ч. 1 ст. 93 № 44-ФЗ |
|
| По п. 23 ч. 1 ст. 93 № 44-ФЗ |
|
Энергоснабжение или купля-продажа электрической энергии от гарантирующего поставщика электрической энергии | По п. 29 ч. 1 ст. 93 № 44-ФЗ |
|
Все вышеперечисленные | По п. 4 ч. 1 ст. 93 № 44-ФЗ | В контрактном законодательстве указано, можно ли заключить договор на водоснабжение по п. 4 ст. 93, — да, если:
|
Все вышеперечисленные | По п. 5 ч. 1 ст. 93 № 44-ФЗ |
|
Как составить проект контракта
Законом типовой контракт на поставку тепловой энергии по 44-ФЗ не утверждён.
Общие условия для включения в контракт определяются статьей 34 закона 44-ФЗ. Проверьте наличие следующих основных положений:
- наименование заказчика и исполнителя;
- объект закупки;
- ИКЗ;
- информация о количестве, месте и периоде оказания услуг;
- цена контракта, порядок расчетов;
- права и обязанности сторон;
- условия об ответственности;
- срок действия договора;
- реквизиты сторон.
При составлении проекта контракта учитывайте особенности:
- цена контракта необязательно является твердой;
- для услуг по электро-, газо-, тепло- и водоснабжению и водоотведению пеня за просрочку исполнения обязательств рассчитывается в соответствии со специальным нормативным актом. Неустойку за просрочку рассчитывают в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка от не выплаченной в срок суммы;
- нужно ли делать исполнение контракта по 44-ФЗ по коммунальным контрактам на теплоснабжение, горячую воду и газоснабжение — да, при оплате предусматривается авансирование в размере 30% с оплатой до 18-го числа текущего месяца. Остаток платится до 10-го числа следующего месяца (п. 34 (1) постановления правительства № 808 от 08.08.2012, п. 5 постановления правительства № 294 от 04.04.2000);
- государственные заказчики при заключении контракта на водоснабжение по 44-ФЗ пользуются единым типовым договором на водоснабжение и водоотведение по постановлению правительства № 645 от 29.07.2013;
- при заключении договора по обращению с ТКО с региональным оператором используйте типовой договор, который утвержден постановлением правительства № 1156 от 12.11.2016;
- в договоре на энергоснабжение с гарантирующим поставщиком устанавливается порядок оплаты в соответствии с п. 82 постановления правительства № 442 от 04.05.2012: 30% стоимости электроэнергии за текущий месяц оплачивается до 10-го числа этого месяца, 40% стоимости за текущий месяц — до 25-го числа этого месяца, остаток стоимости платится до 18-го числа в следующем месяце;
- договор при закупке тепловой энергии у единственного поставщика по 44-ФЗ обязательно включает все существенные условия из правил организации теплоснабжения по постановлению правительства № 808 от 08.08.2012;
- в контракте с единственным поставщиком по п. 23 следует включить обоснование цены, а расчет сделать приложением к контракту.
Как выбрать поставщика коммунальных услуг
Выбор поставщика зависит от предмета закупки. Одни и те же коммунальные услуги отражены в различных пунктах ч. 1 ст. 93 закона о контрактной системе, следует обратить внимание на следующие особенности:
1. При выборе закупки по п. 1 ч. 1 ст. 93 следует проверить, что услуги относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий по № 147-ФЗ от 17.08.1995.
2. Вот по какому пункту статьи 93 закона 44-ФЗ о теплоснабжении заключают контракт — по п. 8 ч. 1 ст. 93:
- цена рассчитывается на основании регулируемых тарифов;
- заказчик заключает договор с организацией, которая оказывает коммунальные услуги по месту его нахождения.
Также заказчик закупает услуги по водоснабжению питьевой водой и водоотведению согласно части 8 статьи 93 закона 44-ФЗ методом: у ед. источника.
3. При выборе закупки по п. 23 ч. 1 ст. 93:
- помещение заказчика — нежилое;
- заказчик владеет помещением на любом законном основании (в том числе аренда);
- выбирается исполнитель, который обслуживает всех лиц в этом здании.
4. При выборе закупки по п. 29 ч. 1 ст. 93 следует:
- убедиться, что предмет контракта включает в себя куплю-продажу электрической энергии, а не только ее передачу;
- контракт заключается исключительно с организацией из реестра гарантирующих поставщиков. Реестр находится на сайте УФАС.
Когда договор госзаказа размещают в экстренном режиме, например, проводят заключение договора по 44-ФЗ при аварии теплотрассы в 2021 г., руководствуются п. 9 ч. 1 ст. 93 закона 44-ФЗ.
Как запланировать и заключить контракт
Вот инструкция, как планировать закупку ЖКУ у единственного поставщика по 44-ФЗ:
- Включите планируемую закупку в план-график до заключения договора на коммунальные услуги по 44-ФЗ в соответствии со ст. 16. Внесите информацию согласно постановлению № 1279 от 30.09.2019 (ИКЗ, наименование объекта закупки, ОКПД 2, год заключения договора и объем финансового обеспечения). Если проводите закупку у ед. поставщика по п. 4, 5 или 23, в план вносится одна общая строка на размер годового объема денежных средств.
- Заключите договор не ранее, чем на следующий день после утверждения плана-графика.
- Информацию о заключенном договоре включите в реестр контрактов в течение 5 рабочих дней (за исключением договоров по п. 4, 5 или 23 ч. 1 ст. 93 закона № 44-ФЗ).
Как внести сведения в ЕИС
Инструкция, как разместить контракт по коммуналке в ЕИС заказчику:
Шаг 1. Зайти в личный кабинет в ЕИС.
Шаг 2. Перейти в «Реестр контрактов».
Шаг 3. Нажать кнопку «Сформировать информацию о контракте».
Шаг 4. Выбрать способ закупки: у ед. поставщика.
Шаг 5. Найти позицию в план-графике.
Шаг 6. Заполнить сведения о контракте на вкладке «Общая информация»:
- предмет контракта;
- дата заключения;
- номер контракта;
- сроки его исполнения;
- сумма расходов;
- иные сведения.
Шаг 7. На вкладке «За счёт бюджетных средств» или «За счёт внебюджетных средств» внести информацию о финансировании.
Шаг 8. Заполнить вкладку «Объект закупки»:
- наименование;
- ОКПД 2;
- единица измерения;
- количество;
- стоимость.
Шаг 9. На вкладке «Информация о поставщиках» внести информацию об организации, с которой заключён контракт.
Шаг 10. Подгрузить файл с контрактом и подписать его ЭЦП.
Шаг 11. Отправить контракт на контроль, нажав на кнопку «Направить на контроль и разместить».
Как внести изменения, связанные с увеличением по коммуналке по 44-ФЗ в ЕИС:
Шаг 1. Зайти в личный кабинет в ЕИС.
Шаг 2. Перейти в «Реестр контрактов».
Шаг 3. Выбрать нужный контракт и открыть реестровую запись.
Шаг 4. На вкладке «Документы» нажать кнопку «Создать информацию об изменении контракта».
Шаг 5. Внести изменения.
Шаг 6. Прикрепить файлы с обоснованием изменений.
Шаг 7. Подписать файлы и отправить на контроль.
Как принять и оплатить услуги
Договор заключается сроком до трех лет и в этом случае делится на этапы. Как заказчики принимают коммунальные услуги — каждый из этапов принимается в течение года нарастающим итогом в рамках лимита денежных средств, предусмотренного на конкретный вид коммунальных услуг.
При исполнении договора платежи за коммунальные услуги в ЕИС размещаются в течение пяти рабочих дней. В эти же сроки публикуют еще такую информацию:
- о приемке (датой приемки является дата подписания акта приема-передачи или акта-накладной);
- об оплате (оплата осуществляется платежными поручениями на основании счетов на оплату, выписанными исполнителями);
- об изменении договора (например, при изменении тарифов и заключении допсоглашения);
- о расторжении договора (например, при окончании срока действия договора за фактически поставленные коммунальные ресурсы).
ФЗ № 71 от 01.05.2019 освободил заказчиков от отчетности по заключению контрактов с ресурсоснабжающими организациями, и отчёт об исполнении договоров в ЕИС не размещают.