Потребительский кооператив для водоснабжения

Кооператив водопровода и канализации

Может ли кооператив протянувший воду и канализацию существовать более трех лет (не переходит ли трубопровод в собственность горводоканала) и постоянно требовать деньги на содержание, эксплуатацию и ремонт трубопровода?

ответы на вопрос:

В данном случае все зависит от того, в чьей собственности находиться земельный участок на котором протянуты трубы. Если земельный участок находиться в собственности кооператива, то соответственно кооператив обязан содержать сети, если сети находятся в жилом/нежилом помещении, то обязанность по содержанию сетей несут собственники помещений. Более того, нужно понимать что находится в управлении данного кооператива! Если дом передан в управление кооператива и он реально осуществляет обслуживание сетей, то все правомерно.

В зависимости на чьей территории протянуты сети. Если Данная территория находится в ведении водоканала, а кооператив только выполнял условия договора подряда на монтаж и проведение сетей, то обслуживание данных сетей в ведении водоканала, если другое не предусмотрено договорами. Но а если же кооператив имеет право на данный участок земли (аренда, собственность и ТП.) по которому проложены сети, то и обслуживание данных сетей будет в ведении кооператива, если другое не предусмотрено договорами. Потребуйте правоустанавливающую документацию на данные сети и все поймете.

Существовать может и более 3 лет. Дело тут не в чьей собственности земля, она может быть и арендованной, для определенных целей. Вам вряд ли предоставят данную информацию, как частному лицу, можете инициировать проверку, по факту представляемых услуг. Жалобы Роспотребнадзор, жалобу в САнэпиднадзор, что мол питьевая вода, дурно пахнет, Это более действенно, чем бороться самому. А то что за сети платить надо, так это всегда надо.

Игорь, смотря чья собственность.

Куда сначала обратится в какую инстанцию чтобы в школе сделали ремонт? Ведь все говорят что деньги на ремонт не выделяются?

ответы на вопрос:

Подавайте заявление в департамент образования. . Жалоба пишется в произвольной форме (своими словами), подается по почте либо вручается лично.

Попробуйте обратиться в Департамент образования. Если это не даст результата, жалуйтесь в прокуратуру.

Желаю Вам удачи и всего хорошего!

По данному вопросу нужно обратиться в Управление образования, чтобы там проверили почему не делается ремонт, если не поможет, то в прокуратуру.

Школа является муниципальной, соответственно расходы на ремонт школы должен нести муниципалитет. Напишите заявление главе города.

Начните с написания жалобы в прокуратуру района и обратитесь с соответствующим заявлением в районную администрацию.

Помогите решить проблему в детском саду!

В садик ходим уже давно, но нас год назад перевели в др.старшую группу, т.к в нашей группе мы оказались старше всех.

Родители нас приняли ужасно, говоря о том, что мы пришельцы и с нами общаться не хотят и всячески развивают скандалы, особенно женщина с родительского комитета. В конце года, начали собирать деньги на ремонт садика, что запрещено законом. Я т.к живу одна с ребенком, не смогла сдать такую сумму. Эта женщина с род. комитета, начала меня оскорблять в соц. сети «вот цап»,к ней подключились и др.родительницы. Говорили, что я плохая мать и что на своего ребенка мне жалко денег и т.д.Я обратилась к заведующей, но на мою жалобу она ответила «сдай сколько можешь!».Сейчас опять произошел скандал с род. комитетом.

Скажите, ка быть в этой ситуации? Можно ли их исключить из нашей группы? Что мне делать? В сентябре будет род. собрание и она говорит, что будет опять нас унижать?

Водопроводный кооператив в Хоперском создают из-за недостатка дотаций

18:52, 13 февраля 2015

Жители села Хоперское Балашовского района Саратовской области были вынуждены создать кооператив по содержанию и обслуживание водопровода из-за недостатка областных дотаций. В редакцию «Четвертой власти» поступило письмо от имени главы администрации муниципального образования Александра Игнаткина, где он подробно изложил сложившуюся ситуацию.

В своем комментарии Игнаткин пояснил, что сейчас обслуживанием водопроводных сетей в селе занимается ООО «Аква-ресурс». Руководство организации заявило о недостатке для ее функционирования средств, которые платят жители за поставку воды, а также областных дотаций.

«В виду того, что в Балашовском районе нет организаций, которые могли бы оказывать данный вид услуг, в Хоперском муниципальном образовании, изучив опыт других регионов, администрация предложила жителям села создать обслуживающий кооператив», — поясняется в письме.

Отмечается также, что подобный тип управления при обслуживании водопроводных сетей уже используется в пяти муниципальных образованиях района.

«17 января 2015 г. в Доме культуры села было проведено собрание жителей по вопросу создания обслуживающего кооператива. О дате проведения и рассматриваемом вопросе жители села были оповещены за неделю. Пришло на собрание 168 человек, в том числе Олег Непеин. За решение создать обслуживающий кооператив в с. Хоперское проголосовало 150 человек (против 6, воздержались 12)», — заверил чиновник.

Кроме того, на данном собрании из числа участников были избраны члены правления кооператива, председатель и ревизионная комиссия, а также определен размер вступительного взноса – 150 рублей.

На данный момент составлен текст Устава кооператива, утверждение которого запланировано на 14 февраля. Предполагается, что на этом же собрании будет окончательно определена сумма членского взноса в размере 50 рублей.

«В эту сумму помимо стоимости воды закладываются затраты на обслуживание водопроводной сети, проведение ремонтных работ, приобретение материально-технической базы и так далее», — добавил Игнаткина.

На 11 февраля 462 человека из 830 абонентов изъявили желание стать членами кооператива, они сдают по 150 рублей в качестве первого взноса с домовладения.

«Жители, вступившие в кооператив, с пониманием относятся к сложившейся ситуации с водоснабжением села, и видят в процессе создания обслуживающего кооператива решение этой проблемы на данный момент», — резюмирует свое обращение глава администрации.

Напомним, в редакцию «4В» обратился житель Хоперского Олег Непеин, обеспокоенный действиями местных властей. По его словам, глава администрации совместно с главой муниципального образования принудили жителей создать водопроводный кооператив, чтобы те приняли на себя обязанности по финансированию системы водоснабжения. Из-за этого, по информации собеседника, для сельчан должна была значительно вырасти стоимость одного кубометра воды (с 23 до 53 рублей).

Как заставить кооператив утвердить тариф в законном порядке?

в деревне земля выделена под индивидуальную жилищную застройку. На средства застройщиков построена скважина и водопроводные сети, все дома подключены к сетям, затем большая часть застройщиков объединилась в кооператив. Расход воды все оплачивают по тарифу утвержденному самостоятельно кооперативом и на основании приборов учета. кроме этого, члены кооператива оплачивают текущие расходы на содержание кооператива. Однако, теперь кооператив говорит, что не все расходы включены в тариф на воду и требует от всех членов кооператива оплачивать их текущие расходы. а в них заложены различные мероприятия, налоги, озеленение, содержание здания правления, управленческого состава и т.п. Утвердить тариф в соответствии с ФЗ 416, когда учитываются все расходы в соответствии с методикой, кооператив категорически отказывается. Постоянно угрозы об отключении воды и подачи иска в суд об обязании всех оплачивать текущие расходы не зависимо от членства. Из 100 жителей приерно 10- 12 человек отказались вступать в кооператив. Скажите, пожалуйста, как заставить кооператив утвердить тариф в законном порядке. Другими коммунальными услугами кооператива мы не пользуемся, все инженерные объекты принадлежат специализированным организациям и с ними прямые договора.

Ответы юристов ( 1 )

Вы пишите, что кооператив говорит вам то-то. Это не кооператив говорит. Это говорит председатель кооператива. Как известно, аппетит приходит во время еды. Так и у Вас. Председатель вошёл в роль и расширяет расходы кооператива. Но решение о расходах должно приниматься на общем собрании при утверждении годовой сметы расходов и доходов. Контроль за расходами также осуществляет общее собрание. Вы лично как член кооператива можете потребовать документы по тем или иным вопросам связанным с работами и расходами. Увидите, что у вас много чего построено о чем вы не знаете. По ценам заоблачным. Можете увидеть в документах много чего.

Свои права члена кооператива надо отстаивать

Вообще-то я не член кооператива, а собрание голосует как скажет председатель. на собраниях обычно не более 50 процентов , остальные по доверенности. Но я спрашивала, как заставить кооператив утвердить тариф на воду в соответствии с законом, а не изучать их смету расходов. существуют государственные органы, которые утверждают все тарифы на коммунальные услуги, но кооператив в лице управляющего категорически не хочет обращаться даже за утверждением тарифа, ссылаясь на то, что они не извлекают прибыль. Не могу с этим согласиться так , как кооператив, оказывая услуги по водоснабжению, получает деньги за каждый куб воды,что подтверждается платежными документами.

Решение по делу № 2-03/13-2012 в отношении потребительского кооператива «Весна»

10 июля 2012 г. г. Пенза

Резолютивная часть решения объявлена 26 июня 2012 года.

Решение изготовлено в полном объеме 10 июля 2012 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Бутузовой Т.В. – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии,

Кузнецовой О.Н. – начальника отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии,

Францевой Е.В. – ведущего специалиста – эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии,

Ключарева С.А. – специалиста – эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии,

со стороны заявителей:

со стороны потребительского кооператива «Весна»:

со стороны администрации Алферьевского сельсовета Пензенского района Пензенской области:

— – специалиста администрации, доверенность от 01.06.2012;

со стороны Управления жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области:

— – начальник отдела экономического мониторинга, удостоверение от 01.11.2012 № 41;

рассмотрев дело № 2-03/13-2012 по признакам нарушения потребительским кооперативом «Весна» (далее по тексту — ПК «Весна», Кооператив) (ул. Набережная, д. 32, кв. 1, с. Алферьевка, Пензенский район, Пензенская область, 440502) требований части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

В Пензенское УФАС России из Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пензенской области в Бессоновском, Иссинском, Лунинском, Пензенском, Шемышейском районах поступило обращение гр-н и в отношении потребительского кооператива «Весна» (ул. Набережная, д. 32, кв. 1, с. Алферьевка, Пензенский район, Пензенская область, 440502) по вопросу взимания с потребителей, не являющихся членами кооператива, необоснованной платы за холодную воду, а также отказа от заключения с данными потребителями договора об оказании услуги водоснабжения.

В обращении указывалось, что с 2010 года по настоящее время услугу холодного водоснабжения жителям с. Алферьевка Пензенского района Пензенской области оказывает ПК «Весна». В настоящее время Правлением Кооператива установлена плата за потребление воды в размере 20 руб. за 1 куб.м. и 50 руб. в месяц с каждого домовладения за содержание сетей. Данная оплата перечисляется на счет ПК «Весна» в виде членского взноса. Вместе с тем, Кооператив оказывает услугу водоснабжения не только его членам, но и иным жителям села, с которыми отказывается заключать договор на оказание услуги водоснабжения в письменной форме.

На заседании Комиссии заявители пояснили, что не являются членами ПК Весна». Начисление Кооперативом платы за услугу водоснабжения по неутвержденным в соответствии с действующим законодательством тарифам, а также отказ от оформления договорных отношений на данную услугу в письменной форме, ущемляют их интересы. Кислова дополнила, что исходя из письменных разъяснений Управления по регулированию тарифов и энергосбережению от 01.06.2011 № 4275, тарифы на холодную воду поставляемую ПК «Весна» потребителям подлежат утверждению в органе регулирования.

Согласно письменным объяснениям ПК «Весна» от 02.05.2012 (вх.№ 1086) Кооператив, используя инженерные сооружения и водопроводные сети, переданные в безвозмездное пользование Администрацией Алферьевского сельсовета Пензенского района Пензенской области (договор от 30.10.2010 № 1), жителям с. Алферьевка оказывает коммунальную услугу холодного водоснабжения. Тарифы на холодную воду для потребителей утверждены Кооперативом на общем собрании граждан.

Вместе с тем, на заседании Комиссии представитель ПК «Весна» пояснил, что тариф на холодную воду Кооперативом в органе регулирования, уполномоченном на установление соответствующих тарифов, утверждаться не должен, поскольку водопроводные сети и инженерные сооружения Кооперативом используются в соответствии с целевым назначением для собственных нужд.

Изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссией установлено следующее.

ПК «Весна» создан 24 сентября 2010 года и действует на основании Устава, утвержденного протоколом от 10 сентября 2010 года № 1 общего собрания членов Кооператива.

На основании договора безвозмездного пользования от 30.10.2010 № 1 Администрация Алферьевского сельсовета Пензенского района Пензенской области предоставила ПК «Весна» инженерные сооружения и водопроводные сети для их использования в соответствии с целевым назначением.

В ходе рассмотрения дела установлено, что ПК «Весна» является единственной организацией, оказывающей услугу водоснабжения в границах территории с. Алферьевка Пензенского района Пензенской области.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее — Закон о естественный монополиях) субъект естественной монополии — хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

В соответствии с указанной статьей естественная монополия представляет собой состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Статьей 4 Закона о естественных монополиях регулируется деятельность субъектов естественных монополий, в том числе, в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры

Частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Из вышеизложенного следует, что ПК «Весна» относится к субъектам естественной монополии в сфере деятельности водоснабжения с использованием централизованной системы коммунальной инфраструктуры и занимает доминирующее положение на рынке услуг холодного водоснабжения на территории с. Алферьевка Пензенского района Пензенской области в границах пролегания эксплуатируемых водопроводных сетей.

Из анализа представленных в антимонопольный орган документов следует, что ПК «Весна» использует водопроводные сети и инженерные сооружения для водоснабжения членов Кооператива и для оказания жителям с. Алферьевка Пензенского района Пензенской области, не вступившим в Кооператив, услуги водоснабжения в границах пролегания водопроводных сетей.

Читайте также:  Как мерить сопротивление теплый пола

Размер платы за услугу водоснабжения для Кооператив устанавливает на общем собрании членов ПК «Весна».

Протоколом заседания общего собрания членов ПК «Весна» от 27.02.2011 стоимость 1 куб.м. воды с 1 марта 2011 года установлена в размере 20 руб. Кроме того, утверждена плата за содержание водопроводных сетей в размере 100 руб. с домовладения

Согласно письму ПК «Весна» от 02.05.2012 (вх.1086), а также квитанциям по оплате за услугу водоснабжения, с 01.07.2011 размер платы за содержание водопроводных сетей снижен до 50 руб. в месяц с домовладения, для одиноких пенсионеров до 25 руб. в месяц. Указанные суммы (20 руб. и 50 руб.(25 руб.)) являются составными частями членского взноса, которые должны оплачиваться всеми потребителями воды.

Согласно ч. 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ (далее — ЖК РФ), а также п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 (далее по тексту – Правила предоставления коммунальных услуг гражданам) холодное водоснабжение относится к коммунальной услуге.

Статьей 157 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ, в порядке установленном Правительством РФ. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах устанавливаются Правительством РФ.

Доводы представителя ПК «Весна» о том, что Кооператив не является организацией коммунального комплекса и не оказывает коммунальную услугу холодного водоснабжения, тем самым тарифы на поставляемую Кооперативом воду не подлежат регулированию, Комиссией не принимается по следующим основаниям.

По запросу антимонопольного органа Управлением по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области, являющимся органом регулирования, уполномоченным на установление тарифов, в том числе на холодную воду, даны разъяснения от 17.05.2011 (исх. № 3687) по вопросу возникновения у сельскохозяйственных кооперативов обязанности по утверждению тарифа на холодную воду.

В частности, Управление по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области указало, что согласно статье 2 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее по тексту — Закон об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса) организация коммунального комплекса — юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

В свою очередь, системы коммунальной инфраструктуры – совокупность производственных, имущественных объектов, в том числе трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, технологически связанных между собой, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований.

Тарифы на оказание услуг в сфере водоснабжения устанавливаются кооперативом только в случае производства им товаров (оказания услуг) в целях обеспечения водоснабжения исключительно для собственных нужд.

При этом, из анализа представленных документов следует, что абонентами ПК «Весна» являются не только члены кооператива, но и иные жители с. Алферьевка Пензенского района Пензенской области, не вступившие в Кооператив.

Согласно пункту 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам «коммунальные услуги» представляют собой деятельность исполнителя коммунальных услуг, в том числе по холодному водоснабжению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. Под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений — иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

Из вышеизложенного следует, что ПК «Весна», эксплуатируя систему коммунальной инфраструктуры и осуществляя деятельность по снабжению холодной водой своих потребителей — как членов так и не членов Кооператива, является организацией коммунального комплекса, оказывающей коммунальную услугу холодного водоснабжения.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса регулированию подлежат тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса — производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

Кроме того, пунктом 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам установлено, что размер платы, в том числе за холодное водоснабжение рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций, в порядке, определенном законодательством РФ.

Согласно пункту 3 вышеуказанных Правил под ресурсоснабжающей организацией понимается – юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов, которыми является холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, тепловая энергия, твердое топливо, используемые для предоставления коммунальных услуг.

Частью 1 статьи 9 Закона об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса предусмотрено, что регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов.

В соответствии с частью 1 и 3 статьи 13 Закона об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия, могут иметь календарную разбивку и вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления и действуют до окончания этого периода, за исключением случаев их досрочного пересмотра по основаниям, установленным статьей 14 настоящего Федерального закона. Период действия тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса не может быть менее одного года.

Кроме того, пунктом 6 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 г. N 520 (далее по тексту — Основы ценообразования), к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса относятся, в том числе, тарифы на холодную воду.

Согласно пункту 14 Основ ценообразования предусмотрено, что установление тарифов и надбавок осуществляется органами регулирования.

Порядок установления тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, определен Правилами регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденными также постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 г. N 520 (далее по тексту – Правила регулирования тарифов).

Пунктом 3 Правил регулирования тарифов установлено, что организация коммунального комплекса для установления тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса представляет до 1 мая текущего года в орган регулирования, уполномоченный на установление соответствующих тарифов заявление об установлении тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса с приложением документов, предусмотренных данным пунктом.

Кроме того, аналогичные разъяснения были даны Управлением по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области (письмо от 01.06.2011 № 4275) на обращения граждан – потребителей ПК «Весна».

Кроме того, в ходе рассмотрения дела установлено, что Управлением по регулированию тарифов, в адрес ПК «Весна» было направлено письмо от 12.04.2012 (исх.№ 212-7), согласно которому Кооперативу, как организации коммунального комплекса, в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», пунктом 3 Правил регулирования тарифов, было предписано в максимально короткий срок обратится с заявлением на установление тарифов на холодную воду. Управление по регулированию тарифов указало, что применение неустановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства тарифов свидетельствует о возможности привлечения ПК «Весна» к административной ответственности. Вместе с тем, на момент рассмотрения настоящего дела вышеуказанное требование ПК «Весна» не исполнено.

Из изложенного следует, что действия ПК «Весна» по самостоятельному установлению цены на услугу холодного водоснабжения производятся с нарушением порядка ценообразования и ущемляют интересы абонентов, не являющихся членами Кооператива.

В соответствии с требованиями части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Исходя из вышеизложенного, Комиссия единогласно пришла к выводу, что вышеуказанные действия ПК «Весна», выразившиеся в нарушения порядка ценообразования при установлении платы за холодное водоснабжение, являются злоупотреблением доминирующим положением и нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь частью 5 статьи 5, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

Признать положение ПК «Весна» на рынке услуги холодного водоснабжения на территории с. Алферьевка Пензенского района Пензенской области в границах пролегания эксплуатируемых водопроводных сетей доминирующим.

Признать действия ПК «Весна», выразившиеся в нарушении порядка ценообразования при установлении платы за холодное водоснабжение, которое приводит к ущемлению интересов потребителей, злоупотреблением доминирующим положением на рынке услуг холодного водоснабжения и нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Выдать ПК «Весна» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно обратиться в орган регулирования, уполномоченный на установление соответствующих тарифов, с необходимыми документами для установления тарифа на холодную воду.

Передать материалы дела должностному лицу Пензенского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 КоАП РФ.

10 июля 2012 г. г. Пенза

Резолютивная часть решения объявлена 26 июня 2012 года.

Решение изготовлено в полном объеме 10 июля 2012 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Бутузовой Т.В. – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии,

Кузнецовой О.Н. – начальника отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии,

Францевой Е.В. – ведущего специалиста – эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии,

Ключарева С.А. – специалиста – эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии,

со стороны заявителей:

со стороны потребительского кооператива «Весна»:

со стороны администрации Алферьевского сельсовета Пензенского района Пензенской области:

— – специалиста администрации, доверенность от 01.06.2012;

со стороны Управления жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области:

— – начальник отдела экономического мониторинга, удостоверение от 01.11.2012 № 41;

рассмотрев дело № 2-03/13-2012 по признакам нарушения потребительским кооперативом «Весна» (далее по тексту — ПК «Весна», Кооператив) (ул. Набережная, д. 32, кв. 1, с. Алферьевка, Пензенский район, Пензенская область, 440502) требований части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

В Пензенское УФАС России из Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пензенской области в Бессоновском, Иссинском, Лунинском, Пензенском, Шемышейском районах поступило обращение гр-н и в отношении потребительского кооператива «Весна» (ул. Набережная, д. 32, кв. 1, с. Алферьевка, Пензенский район, Пензенская область, 440502) по вопросу взимания с потребителей, не являющихся членами кооператива, необоснованной платы за холодную воду, а также отказа от заключения с данными потребителями договора об оказании услуги водоснабжения.

В обращении указывалось, что с 2010 года по настоящее время услугу холодного водоснабжения жителям с. Алферьевка Пензенского района Пензенской области оказывает ПК «Весна». В настоящее время Правлением Кооператива установлена плата за потребление воды в размере 20 руб. за 1 куб.м. и 50 руб. в месяц с каждого домовладения за содержание сетей. Данная оплата перечисляется на счет ПК «Весна» в виде членского взноса. Вместе с тем, Кооператив оказывает услугу водоснабжения не только его членам, но и иным жителям села, с которыми отказывается заключать договор на оказание услуги водоснабжения в письменной форме.

На заседании Комиссии заявители пояснили, что не являются членами ПК Весна». Начисление Кооперативом платы за услугу водоснабжения по неутвержденным в соответствии с действующим законодательством тарифам, а также отказ от оформления договорных отношений на данную услугу в письменной форме, ущемляют их интересы. Кислова дополнила, что исходя из письменных разъяснений Управления по регулированию тарифов и энергосбережению от 01.06.2011 № 4275, тарифы на холодную воду поставляемую ПК «Весна» потребителям подлежат утверждению в органе регулирования.

Согласно письменным объяснениям ПК «Весна» от 02.05.2012 (вх.№ 1086) Кооператив, используя инженерные сооружения и водопроводные сети, переданные в безвозмездное пользование Администрацией Алферьевского сельсовета Пензенского района Пензенской области (договор от 30.10.2010 № 1), жителям с. Алферьевка оказывает коммунальную услугу холодного водоснабжения. Тарифы на холодную воду для потребителей утверждены Кооперативом на общем собрании граждан.

Вместе с тем, на заседании Комиссии представитель ПК «Весна» пояснил, что тариф на холодную воду Кооперативом в органе регулирования, уполномоченном на установление соответствующих тарифов, утверждаться не должен, поскольку водопроводные сети и инженерные сооружения Кооперативом используются в соответствии с целевым назначением для собственных нужд.

Изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссией установлено следующее.

ПК «Весна» создан 24 сентября 2010 года и действует на основании Устава, утвержденного протоколом от 10 сентября 2010 года № 1 общего собрания членов Кооператива.

На основании договора безвозмездного пользования от 30.10.2010 № 1 Администрация Алферьевского сельсовета Пензенского района Пензенской области предоставила ПК «Весна» инженерные сооружения и водопроводные сети для их использования в соответствии с целевым назначением.

В ходе рассмотрения дела установлено, что ПК «Весна» является единственной организацией, оказывающей услугу водоснабжения в границах территории с. Алферьевка Пензенского района Пензенской области.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее — Закон о естественный монополиях) субъект естественной монополии — хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

В соответствии с указанной статьей естественная монополия представляет собой состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Статьей 4 Закона о естественных монополиях регулируется деятельность субъектов естественных монополий, в том числе, в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры

Читайте также:  Типы систем отопления многоэтажного дома

Частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Из вышеизложенного следует, что ПК «Весна» относится к субъектам естественной монополии в сфере деятельности водоснабжения с использованием централизованной системы коммунальной инфраструктуры и занимает доминирующее положение на рынке услуг холодного водоснабжения на территории с. Алферьевка Пензенского района Пензенской области в границах пролегания эксплуатируемых водопроводных сетей.

Из анализа представленных в антимонопольный орган документов следует, что ПК «Весна» использует водопроводные сети и инженерные сооружения для водоснабжения членов Кооператива и для оказания жителям с. Алферьевка Пензенского района Пензенской области, не вступившим в Кооператив, услуги водоснабжения в границах пролегания водопроводных сетей.

Размер платы за услугу водоснабжения для Кооператив устанавливает на общем собрании членов ПК «Весна».

Протоколом заседания общего собрания членов ПК «Весна» от 27.02.2011 стоимость 1 куб.м. воды с 1 марта 2011 года установлена в размере 20 руб. Кроме того, утверждена плата за содержание водопроводных сетей в размере 100 руб. с домовладения

Согласно письму ПК «Весна» от 02.05.2012 (вх.1086), а также квитанциям по оплате за услугу водоснабжения, с 01.07.2011 размер платы за содержание водопроводных сетей снижен до 50 руб. в месяц с домовладения, для одиноких пенсионеров до 25 руб. в месяц. Указанные суммы (20 руб. и 50 руб.(25 руб.)) являются составными частями членского взноса, которые должны оплачиваться всеми потребителями воды.

Согласно ч. 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ (далее — ЖК РФ), а также п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 (далее по тексту – Правила предоставления коммунальных услуг гражданам) холодное водоснабжение относится к коммунальной услуге.

Статьей 157 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ, в порядке установленном Правительством РФ. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах устанавливаются Правительством РФ.

Доводы представителя ПК «Весна» о том, что Кооператив не является организацией коммунального комплекса и не оказывает коммунальную услугу холодного водоснабжения, тем самым тарифы на поставляемую Кооперативом воду не подлежат регулированию, Комиссией не принимается по следующим основаниям.

По запросу антимонопольного органа Управлением по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области, являющимся органом регулирования, уполномоченным на установление тарифов, в том числе на холодную воду, даны разъяснения от 17.05.2011 (исх. № 3687) по вопросу возникновения у сельскохозяйственных кооперативов обязанности по утверждению тарифа на холодную воду.

В частности, Управление по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области указало, что согласно статье 2 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее по тексту — Закон об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса) организация коммунального комплекса — юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

В свою очередь, системы коммунальной инфраструктуры – совокупность производственных, имущественных объектов, в том числе трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, технологически связанных между собой, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований.

Тарифы на оказание услуг в сфере водоснабжения устанавливаются кооперативом только в случае производства им товаров (оказания услуг) в целях обеспечения водоснабжения исключительно для собственных нужд.

При этом, из анализа представленных документов следует, что абонентами ПК «Весна» являются не только члены кооператива, но и иные жители с. Алферьевка Пензенского района Пензенской области, не вступившие в Кооператив.

Согласно пункту 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам «коммунальные услуги» представляют собой деятельность исполнителя коммунальных услуг, в том числе по холодному водоснабжению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. Под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений — иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

Из вышеизложенного следует, что ПК «Весна», эксплуатируя систему коммунальной инфраструктуры и осуществляя деятельность по снабжению холодной водой своих потребителей — как членов так и не членов Кооператива, является организацией коммунального комплекса, оказывающей коммунальную услугу холодного водоснабжения.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса регулированию подлежат тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса — производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

Кроме того, пунктом 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам установлено, что размер платы, в том числе за холодное водоснабжение рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций, в порядке, определенном законодательством РФ.

Согласно пункту 3 вышеуказанных Правил под ресурсоснабжающей организацией понимается – юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов, которыми является холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, тепловая энергия, твердое топливо, используемые для предоставления коммунальных услуг.

Частью 1 статьи 9 Закона об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса предусмотрено, что регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов.

В соответствии с частью 1 и 3 статьи 13 Закона об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия, могут иметь календарную разбивку и вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления и действуют до окончания этого периода, за исключением случаев их досрочного пересмотра по основаниям, установленным статьей 14 настоящего Федерального закона. Период действия тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса не может быть менее одного года.

Кроме того, пунктом 6 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 г. N 520 (далее по тексту — Основы ценообразования), к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса относятся, в том числе, тарифы на холодную воду.

Согласно пункту 14 Основ ценообразования предусмотрено, что установление тарифов и надбавок осуществляется органами регулирования.

Порядок установления тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, определен Правилами регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденными также постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 г. N 520 (далее по тексту – Правила регулирования тарифов).

Пунктом 3 Правил регулирования тарифов установлено, что организация коммунального комплекса для установления тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса представляет до 1 мая текущего года в орган регулирования, уполномоченный на установление соответствующих тарифов заявление об установлении тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса с приложением документов, предусмотренных данным пунктом.

Кроме того, аналогичные разъяснения были даны Управлением по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области (письмо от 01.06.2011 № 4275) на обращения граждан – потребителей ПК «Весна».

Кроме того, в ходе рассмотрения дела установлено, что Управлением по регулированию тарифов, в адрес ПК «Весна» было направлено письмо от 12.04.2012 (исх.№ 212-7), согласно которому Кооперативу, как организации коммунального комплекса, в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», пунктом 3 Правил регулирования тарифов, было предписано в максимально короткий срок обратится с заявлением на установление тарифов на холодную воду. Управление по регулированию тарифов указало, что применение неустановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства тарифов свидетельствует о возможности привлечения ПК «Весна» к административной ответственности. Вместе с тем, на момент рассмотрения настоящего дела вышеуказанное требование ПК «Весна» не исполнено.

Из изложенного следует, что действия ПК «Весна» по самостоятельному установлению цены на услугу холодного водоснабжения производятся с нарушением порядка ценообразования и ущемляют интересы абонентов, не являющихся членами Кооператива.

В соответствии с требованиями части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Исходя из вышеизложенного, Комиссия единогласно пришла к выводу, что вышеуказанные действия ПК «Весна», выразившиеся в нарушения порядка ценообразования при установлении платы за холодное водоснабжение, являются злоупотреблением доминирующим положением и нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь частью 5 статьи 5, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

Признать положение ПК «Весна» на рынке услуги холодного водоснабжения на территории с. Алферьевка Пензенского района Пензенской области в границах пролегания эксплуатируемых водопроводных сетей доминирующим.

Признать действия ПК «Весна», выразившиеся в нарушении порядка ценообразования при установлении платы за холодное водоснабжение, которое приводит к ущемлению интересов потребителей, злоупотреблением доминирующим положением на рынке услуг холодного водоснабжения и нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Выдать ПК «Весна» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно обратиться в орган регулирования, уполномоченный на установление соответствующих тарифов, с необходимыми документами для установления тарифа на холодную воду.

Передать материалы дела должностному лицу Пензенского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 КоАП РФ.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

10 июля 2012 г. г. Пенза

Резолютивная часть решения объявлена 26 июня 2012 года.

Решение изготовлено в полном объеме 10 июля 2012 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Бутузовой Т.В. – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии,

Кузнецовой О.Н. – начальника отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии,

Францевой Е.В. – ведущего специалиста – эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии,

Ключарева С.А. – специалиста – эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии,

со стороны заявителей:

со стороны потребительского кооператива «Весна»:

со стороны администрации Алферьевского сельсовета Пензенского района Пензенской области:

— – специалиста администрации, доверенность от 01.06.2012;

со стороны Управления жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области:

— – начальник отдела экономического мониторинга, удостоверение от 01.11.2012 № 41;

рассмотрев дело № 2-03/13-2012 по признакам нарушения потребительским кооперативом «Весна» (далее по тексту — ПК «Весна», Кооператив) (ул. Набережная, д. 32, кв. 1, с. Алферьевка, Пензенский район, Пензенская область, 440502) требований части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

В Пензенское УФАС России из Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пензенской области в Бессоновском, Иссинском, Лунинском, Пензенском, Шемышейском районах поступило обращение гр-н и в отношении потребительского кооператива «Весна» (ул. Набережная, д. 32, кв. 1, с. Алферьевка, Пензенский район, Пензенская область, 440502) по вопросу взимания с потребителей, не являющихся членами кооператива, необоснованной платы за холодную воду, а также отказа от заключения с данными потребителями договора об оказании услуги водоснабжения.

В обращении указывалось, что с 2010 года по настоящее время услугу холодного водоснабжения жителям с. Алферьевка Пензенского района Пензенской области оказывает ПК «Весна». В настоящее время Правлением Кооператива установлена плата за потребление воды в размере 20 руб. за 1 куб.м. и 50 руб. в месяц с каждого домовладения за содержание сетей. Данная оплата перечисляется на счет ПК «Весна» в виде членского взноса. Вместе с тем, Кооператив оказывает услугу водоснабжения не только его членам, но и иным жителям села, с которыми отказывается заключать договор на оказание услуги водоснабжения в письменной форме.

На заседании Комиссии заявители пояснили, что не являются членами ПК Весна». Начисление Кооперативом платы за услугу водоснабжения по неутвержденным в соответствии с действующим законодательством тарифам, а также отказ от оформления договорных отношений на данную услугу в письменной форме, ущемляют их интересы. Кислова дополнила, что исходя из письменных разъяснений Управления по регулированию тарифов и энергосбережению от 01.06.2011 № 4275, тарифы на холодную воду поставляемую ПК «Весна» потребителям подлежат утверждению в органе регулирования.

Согласно письменным объяснениям ПК «Весна» от 02.05.2012 (вх.№ 1086) Кооператив, используя инженерные сооружения и водопроводные сети, переданные в безвозмездное пользование Администрацией Алферьевского сельсовета Пензенского района Пензенской области (договор от 30.10.2010 № 1), жителям с. Алферьевка оказывает коммунальную услугу холодного водоснабжения. Тарифы на холодную воду для потребителей утверждены Кооперативом на общем собрании граждан.

Вместе с тем, на заседании Комиссии представитель ПК «Весна» пояснил, что тариф на холодную воду Кооперативом в органе регулирования, уполномоченном на установление соответствующих тарифов, утверждаться не должен, поскольку водопроводные сети и инженерные сооружения Кооперативом используются в соответствии с целевым назначением для собственных нужд.

Изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссией установлено следующее.

ПК «Весна» создан 24 сентября 2010 года и действует на основании Устава, утвержденного протоколом от 10 сентября 2010 года № 1 общего собрания членов Кооператива.

На основании договора безвозмездного пользования от 30.10.2010 № 1 Администрация Алферьевского сельсовета Пензенского района Пензенской области предоставила ПК «Весна» инженерные сооружения и водопроводные сети для их использования в соответствии с целевым назначением.

В ходе рассмотрения дела установлено, что ПК «Весна» является единственной организацией, оказывающей услугу водоснабжения в границах территории с. Алферьевка Пензенского района Пензенской области.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее — Закон о естественный монополиях) субъект естественной монополии — хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Читайте также:  Что делают первым отопление или штукатурка

В соответствии с указанной статьей естественная монополия представляет собой состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Статьей 4 Закона о естественных монополиях регулируется деятельность субъектов естественных монополий, в том числе, в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры

Частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Из вышеизложенного следует, что ПК «Весна» относится к субъектам естественной монополии в сфере деятельности водоснабжения с использованием централизованной системы коммунальной инфраструктуры и занимает доминирующее положение на рынке услуг холодного водоснабжения на территории с. Алферьевка Пензенского района Пензенской области в границах пролегания эксплуатируемых водопроводных сетей.

Из анализа представленных в антимонопольный орган документов следует, что ПК «Весна» использует водопроводные сети и инженерные сооружения для водоснабжения членов Кооператива и для оказания жителям с. Алферьевка Пензенского района Пензенской области, не вступившим в Кооператив, услуги водоснабжения в границах пролегания водопроводных сетей.

Размер платы за услугу водоснабжения для Кооператив устанавливает на общем собрании членов ПК «Весна».

Протоколом заседания общего собрания членов ПК «Весна» от 27.02.2011 стоимость 1 куб.м. воды с 1 марта 2011 года установлена в размере 20 руб. Кроме того, утверждена плата за содержание водопроводных сетей в размере 100 руб. с домовладения

Согласно письму ПК «Весна» от 02.05.2012 (вх.1086), а также квитанциям по оплате за услугу водоснабжения, с 01.07.2011 размер платы за содержание водопроводных сетей снижен до 50 руб. в месяц с домовладения, для одиноких пенсионеров до 25 руб. в месяц. Указанные суммы (20 руб. и 50 руб.(25 руб.)) являются составными частями членского взноса, которые должны оплачиваться всеми потребителями воды.

Согласно ч. 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ (далее — ЖК РФ), а также п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 (далее по тексту – Правила предоставления коммунальных услуг гражданам) холодное водоснабжение относится к коммунальной услуге.

Статьей 157 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ, в порядке установленном Правительством РФ. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах устанавливаются Правительством РФ.

Доводы представителя ПК «Весна» о том, что Кооператив не является организацией коммунального комплекса и не оказывает коммунальную услугу холодного водоснабжения, тем самым тарифы на поставляемую Кооперативом воду не подлежат регулированию, Комиссией не принимается по следующим основаниям.

По запросу антимонопольного органа Управлением по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области, являющимся органом регулирования, уполномоченным на установление тарифов, в том числе на холодную воду, даны разъяснения от 17.05.2011 (исх. № 3687) по вопросу возникновения у сельскохозяйственных кооперативов обязанности по утверждению тарифа на холодную воду.

В частности, Управление по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области указало, что согласно статье 2 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее по тексту — Закон об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса) организация коммунального комплекса — юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

В свою очередь, системы коммунальной инфраструктуры – совокупность производственных, имущественных объектов, в том числе трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, технологически связанных между собой, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований.

Тарифы на оказание услуг в сфере водоснабжения устанавливаются кооперативом только в случае производства им товаров (оказания услуг) в целях обеспечения водоснабжения исключительно для собственных нужд.

При этом, из анализа представленных документов следует, что абонентами ПК «Весна» являются не только члены кооператива, но и иные жители с. Алферьевка Пензенского района Пензенской области, не вступившие в Кооператив.

Согласно пункту 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам «коммунальные услуги» представляют собой деятельность исполнителя коммунальных услуг, в том числе по холодному водоснабжению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. Под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений — иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

Из вышеизложенного следует, что ПК «Весна», эксплуатируя систему коммунальной инфраструктуры и осуществляя деятельность по снабжению холодной водой своих потребителей — как членов так и не членов Кооператива, является организацией коммунального комплекса, оказывающей коммунальную услугу холодного водоснабжения.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса регулированию подлежат тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса — производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

Кроме того, пунктом 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам установлено, что размер платы, в том числе за холодное водоснабжение рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций, в порядке, определенном законодательством РФ.

Согласно пункту 3 вышеуказанных Правил под ресурсоснабжающей организацией понимается – юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов, которыми является холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, тепловая энергия, твердое топливо, используемые для предоставления коммунальных услуг.

Частью 1 статьи 9 Закона об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса предусмотрено, что регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов.

В соответствии с частью 1 и 3 статьи 13 Закона об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия, могут иметь календарную разбивку и вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления и действуют до окончания этого периода, за исключением случаев их досрочного пересмотра по основаниям, установленным статьей 14 настоящего Федерального закона. Период действия тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса не может быть менее одного года.

Кроме того, пунктом 6 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 г. N 520 (далее по тексту — Основы ценообразования), к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса относятся, в том числе, тарифы на холодную воду.

Согласно пункту 14 Основ ценообразования предусмотрено, что установление тарифов и надбавок осуществляется органами регулирования.

Порядок установления тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, определен Правилами регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденными также постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 г. N 520 (далее по тексту – Правила регулирования тарифов).

Пунктом 3 Правил регулирования тарифов установлено, что организация коммунального комплекса для установления тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса представляет до 1 мая текущего года в орган регулирования, уполномоченный на установление соответствующих тарифов заявление об установлении тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса с приложением документов, предусмотренных данным пунктом.

Кроме того, аналогичные разъяснения были даны Управлением по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области (письмо от 01.06.2011 № 4275) на обращения граждан – потребителей ПК «Весна».

Кроме того, в ходе рассмотрения дела установлено, что Управлением по регулированию тарифов, в адрес ПК «Весна» было направлено письмо от 12.04.2012 (исх.№ 212-7), согласно которому Кооперативу, как организации коммунального комплекса, в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», пунктом 3 Правил регулирования тарифов, было предписано в максимально короткий срок обратится с заявлением на установление тарифов на холодную воду. Управление по регулированию тарифов указало, что применение неустановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства тарифов свидетельствует о возможности привлечения ПК «Весна» к административной ответственности. Вместе с тем, на момент рассмотрения настоящего дела вышеуказанное требование ПК «Весна» не исполнено.

Из изложенного следует, что действия ПК «Весна» по самостоятельному установлению цены на услугу холодного водоснабжения производятся с нарушением порядка ценообразования и ущемляют интересы абонентов, не являющихся членами Кооператива.

В соответствии с требованиями части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Исходя из вышеизложенного, Комиссия единогласно пришла к выводу, что вышеуказанные действия ПК «Весна», выразившиеся в нарушения порядка ценообразования при установлении платы за холодное водоснабжение, являются злоупотреблением доминирующим положением и нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь частью 5 статьи 5, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

Признать положение ПК «Весна» на рынке услуги холодного водоснабжения на территории с. Алферьевка Пензенского района Пензенской области в границах пролегания эксплуатируемых водопроводных сетей доминирующим.

Признать действия ПК «Весна», выразившиеся в нарушении порядка ценообразования при установлении платы за холодное водоснабжение, которое приводит к ущемлению интересов потребителей, злоупотреблением доминирующим положением на рынке услуг холодного водоснабжения и нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Выдать ПК «Весна» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно обратиться в орган регулирования, уполномоченный на установление соответствующих тарифов, с необходимыми документами для установления тарифа на холодную воду.

Передать материалы дела должностному лицу Пензенского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 КоАП РФ.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2-03/13-2012 [format] => [safe_value] => 2-03/13-2012 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 47 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 47 [vid] => 6 [name] => ЖКХ [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-07-11 05:39:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-07-11 05:39:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1342158874 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2: [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Пензенское УФАС России )

Оцените статью