- Повышающие коэффициенты при расчете платы за отопление
- Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 2 июня 2017 г. № 19506-00/04 О применении повышающих коэффициентов при оплате стоимости тепловой энергии
- Обзор документа
- Отмена повышающего коэффициента на отопление: плюсы и минусы
- Как менялся повышающий коэффициент на отопление
- Преимущества новых правил оплаты тепла
- Недостатки отмены повышающего коэффициента
Повышающие коэффициенты при расчете платы за отопление
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 2 июня 2017 г. № 19506-00/04 О применении повышающих коэффициентов при оплате стоимости тепловой энергии
Департамент жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства рассмотрел письмо по вопросу о применении повышающих коэффициентов и в рамках своей компетенции сообщает следующее.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета, используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего: вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. № 354 (далее — Правила № 354).
В случаях, установленных Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраль 2012 № 124 (далее — Правила № 124), с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 г. № 1498, стоимость поставленного ресурсоснабжающей организацией в многоквартирный дом коммунального ресурса определяется с применением повышающего коэффициента.
Пунктами 42, 43, 60, 60(1), 62, 81(11), 85(3) Правил № 354 предусмотрены случаи применения повышающего коэффициента к размеру платы за соответствующие коммунальные услуги.
Повышающий коэффициент не увеличивает объем реализованных коммунальных услуг. Применение повышающего коэффициента при расчете объема коммунальных услуг представляет собой меры, направленные на стимулирование потребителей коммунальных услуг на установку, своевременный ремонт и замену приборов учета, используемых при расчетах за коммунальные услуги (часть 2 статьи 13 Федерального закона).
Таким образом в случае, если исполнителем коммунальных услуг является ресурсоснабжающая организация, то средства от продажи коммунальных ресурсов с учетом применения повышающих коэффициентов формируют доходы ресурсоснабжающих организаций, используемые последними в целях осуществления расходов по регулируемой деятельности. Полученные доходы от применения повышающих коэффициентов не учитываются при корректировке тарифов, утверждаемых на очередной год. Такой доход ресурсоснабжающей организации не может быть предусмотрен на долгосрочный период регулирования.
В случае, если исполнителем коммунальных услуг является управляющая организация, то средства от продажи коммунальных ресурсов с учетом применения повышающих коэффициентов формируют доходы управляющей организаций, которые в том числе могут быть направлены на реализацию мероприятий по энергосбережению.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2017 года № 232 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» внесены изменения в Правила № 354, которыми отменено применение повышающего коэффициента к размеру платы за отопление, также исключены формулы 2(2) и 2.3 Приложения № 2 Правил № 354.
Согласно, подпункту «е» пункта 22 Правил № 124 при наличии обязанности и технической возможности по установке коллективного (общедомового прибора учета тепловой энергии стоимость тепловой энергии, поставленной в многоквартирный дом, не оборудованный таким прибором учета, а также поставленной в многоквартирный дом по истечении 3 месяцев после выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (по истечении срока его эксплуатации), а также (стоимость поставленной тепловой энергии при непредставлении исполнителем сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в сроки, установленные законодательством или договором ресурсоснабжения, при недопуске исполнителем 2 и более раза представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (проверки достоверности представленных сведений о показаниях такого прибора учета) определяются исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению и суммарной площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме с применением повышающего коэффициента, величина которого устанавливается в размере, равном 1,1. Этот коэффициент не применяется при наличии акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета коммунальных ресурсов, подтверждающего отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт.
Таким образом, при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в случае наличия технической возможности его установки, ресурсоснабжающей организацией применяется повышающий коэффициент 1,1 к размеру платы за отопление выставляемой управляющей организации. Применение повышающего коэффициента к размеру платы за отопление потребителям коммунальных услуг не предусмотрено.
В соответствии с пунктом 42 (1) Правил № 354 в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения № 2 к Правилам № 354 исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
В соответствии с пунктом 2 Постановления № 603 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право принять решение в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года).
В случае, если многоквартирный дом оборудован общедомовым (коллективным) прибором учета тепловой энергии в котором все жилые помещения не оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, то начисление платы за отопление в нежилом помещении исходя из фактического объема потребления тепловой энергии индивидуального прибора учета тепловой энергии осуществляться не может.
Вместе с тем, положениями частей 7 и 8 статьи 12 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» законодатель установил обязанности лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома, в части разработки и информирования о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирном доме. Комментируемые обязанности входят в состав правового механизма энергосбережения и повышения энергетической эффективности в многоквартирном доме, обозначенного в настоящей статье, и включают в себя:
— предмет обязанностей (предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности);
— 2 этапа исполнения обязанностей (разработка предложений и доведение их до сведения собственников помещений в доме);
— хронологические требования (разработка и доведение предложений не реже чем один раз в год);
— обязательное содержание предложений (расходы на проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, объем ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и срок окупаемости предлагаемых мероприятий.
Таким образом, в целях исключения расходов управляющих организаций по оплате стоимости тепловой энергии с применением повышающего коэффициента рекомендуется доводить до собственников помещений в многоквартирном доме информацию об их обязанности по установке коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в рамках вышеуказанных мероприятии.
И.о. заместителя директора Департамента жилищно-коммунального хозяйства | О.А. Олейникова |
Обзор документа
Даны разъяснения по вопросу применения повышающего коэффициента к размеру платы за коммунальные услуги. В частности, указано следующее.
Повышающий коэффициент не увеличивает объем реализованных коммунальных услуг. Это мера, направленная на стимулирование потребителей на установку, своевременный ремонт и замену приборов учета, используемых при расчетах.
Если исполнителем коммунальных услуг является ресурсоснабжающая организация, то вырученные с учетом повышающих коэффициентов средства формируют доходы, используемые на покрытие расходов по регулируемой деятельности.
Если исполнителем является управляющая компания, то средства формируют доходы, которые могут быть направлены на реализацию мероприятий по энергосбережению.
При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета теплоэнергии в случае наличия технической возможности его установки ресурсоснабжающей организацией применяется повышающий коэффициент 1,1 к размеру платы за отопление, выставляемой управляющей организации. Применение коэффициента в отношении потребителей не предусмотрено.
Разъяснено, как рассчитывать плату за отопление в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета теплоэнергии и в котором не все помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями).
Если многоквартирный дом оборудован общедомовым (коллективным) прибором учета, но все жилые помещения не оборудованы индивидуальными приборами учета, то плата за отопление в нежилом помещении исходя из фактического объема потребления теплоэнергии индивидуального прибора учета начисляться не может.
Для исключения расходов управляющих компаний по оплате стоимости теплоэнергии с применением повышающего коэффициента рекомендуется доводить до собственников помещений в многоквартирном доме информацию об их обязанности по установке коллективного (общедомового) прибора учета.
Отмена повышающего коэффициента на отопление: плюсы и минусы
Повышающий коэффициент – мера, которую правительство ввело для стимуляции установки общедомовых приборов учета тепла, электроэнергии, холодного и горячего водоснабжения. К 2017 году при оплате ресурсов жильцами многоквартирных домов использовался коэффициент 1,5, или 50 %, сверх норматива. Но это касалось только тех домов, в которых не было коллективных приборов учета.
Повышающий коэффициент на тепло больше нельзя применять
Коэффициент вступал в силу при таких условиях:
- Если была техническая возможность установить приборы учета, но это не было сделано.
- Если приборы учета вышли из строя и их не отремонтировали за 3 месяца.
- Если срок эксплуатации приборов истек более чем 3 месяца назад, а их не заменили.
- Если за 3 расчетных периода исполнителей не пускали проверить приборы учета 2 раза или больше.
В домах, где стояли индивидуальные или общедомовые счетчики, оплата начислялась по показаниям, без учета коэффициента. А жильцам домов, где было технически невозможно установить приборы, нужно было подтвердить невозможность установки соответствующими актами. Тогда коэффициенты не применялись.
С 1 января 2017 года повышающий коэффициент на тепло отменили, теперь он применяется только в отношении ресурсов, которые поставляются в УК, ТСЖ, ЖСК. Нововведение затрагивает тех, у кого не установлены индивидуальные приборы учета в квартире. При наличии приборов учета жильцы и УК платят согласно показаниям.
Как менялся повышающий коэффициент на отопление
Изначально повышающий коэффициент при оплате тепла в многоквартирных домах ввели, чтобы жильцы почувствовали необходимость модернизации. Легко закрывать глаза на сравнение счетов за тепло в домах со счетчиками и без них, но ежемесячная надбавка за неустановленные приборы помогала УК и ТСЖ убедить жильцов в необходимости модернизации. Вырученные благодаря нововведению финансы должны были пойти на энергосбережение. В домах без коллективных приборов учета коэффициент составлял 1,1.
В августе 2016 года жильцы многоквартирных домов получили счета за отопление на 40 % больше, чем в июле. Причина скачка стоимости отопления была в том, что Минстрой повысил оплату для жителей многоквартирных домов в 1,4 раза. А в 2017-м плата возросла в 1,5 раза. Средства, вырученные за счет коэффициента, пошли не в энергосберегающие предприятия, а на счета ресурсных компаний.
27 февраля 2017 года комитет Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству принял постановление № 232, которое отменило повышающий коэффициент для домов без общих приборов учета. Постановление вступило в силу 14 марта. Отмена касается только отопления – платежи за горячее и холодное водоснабжение или электроэнергию оно не затрагивает.
Отмена повышающего коэффициента снизит стоимость тепла для жильцов
Преимущества новых правил оплаты тепла
- Управляющие компании, с начала 2017 года начислившие повышенную плату за отопление, проведут перерасчет и вернут жильцам разницу.
- В силу вступили более точные нормативы для расчета стоимости коммунальных услуг. Размер повышающего коэффициента не был обоснован никакими фактическими данными, он определялся произвольно.
Повышающий коэффициент сыграл роль санкции за неиспользование общедомовых приборов учета. Но обязанность по установке приборов лежит не на жильцах, а на ресурсоснабжающих организациях. Конечно, жильцы компенсируют стоимость установки, но они не имеют даже доступа к местам, где устанавливают приборы учеты, и не контролируют их исправность. Соответственно, несправедливо, если санкции возлагаются на жильцов, которые слабо влияют на ситуацию. Особенно если принять во внимание, что во многих регионах и так действуют завышенные нормативы потребления коммунальных услуг.
Недостатки отмены повышающего коэффициента
- В уязвимом положении оказываются УК: они должны платить повышающий коэффициент РСО. Управляющим компаниям придется сначала платить поставщикам ресурсов сумму в полтора раза выше нормативов, а затем собирать платежи с жильцов.
- Сложно убедить жильцов заплатить за общедомовой прибор учета. Повышающий коэффициент выступал аргументом в пользу установки оборудования.
Самый простой способ сократить расходы на оплату тепла и других ресурсов – установить приборы учета. Компания «Интелприбор» не только продает оборудование, но и монтирует его. Обратитесь к специалистам, чтобы разработать проект повышения энергоэффективности вашего дома. После этого цифры в платежках за отопление уменьшатся и вам не придется беспокоиться о введении или отмене повышающих коэффициентов.
Подпишитесь на нашу рассылку,
и станьте одним из первых,
кто будет в курсе всех
наших новостей!