Практические занятия по отоплению

Практическая работа № 5 » Расчет систем отопления»

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5

Тема: Расчет систем отопления

Цель работы: ознакомиться с видами систем отопления, составить схему системы отопления для заданного здания

Исходные данные для выполнения работы:

2. Виды систем отопления

3. Виды нагревательных приборов

Выбрать вид системы отопления, который будет применяться в данной работе

Обосновать применение данного вида отопления

Выбрать вид нагревательного прибора.

Начертить план подвала.

На плане этажа расставить нагревательные приборы.

На плане подвала начертить разводку отопления, расположенную на данном этаже.

Выбор систем и теплоносителя

В жилищно-гражданском строительстве широко применяются центральные системы водяного, парового и воздушного отопления, а также системы панельного и лучистого отопления с различными теплоносителями. Кроме того, применяются системы газа – и электровоздушного отопления, отопления инфракрасными и высокотемпературными излучателями.

Наибольшее распространение получила водяная система отопления, как наиболее гигиеничная, совершенная в эксплуатации и регулируемая в широких пределах в зависимости от температуры наружного воздуха.

Паровая система не гигиенична из-за пригорания пыли на поверхностях приборов, почти не поддаётся регулировки, а поэтому применяется ограниченно, главным образом в коммунальных и промышленных предприятиях.

На воздушные системы отопления расходуется меньше металла, чем на водяные и паровые; применяются они главным образом для отопления помещений большого объёма. Температура воздуха в отдельных помещениях жилых зданий, обслуживаемых центральной системы воздушного отопления, плохо поддаётся регулировки, и это ограничивает её применения.

Панельное и лучистое отопление особенно удобно в крупноблочных зданиях, где нагревательные приборы и трубопроводы скрыты в толще конструктивных элементов строительной части здания.

Выбор системы отопления и параметров теплоносителя производят на основании технико-экономического обоснования, в соответствии с требованиями санитарных и противопожарных норм, в зависимости от назначения здания и режима его эксплуатации . При этом предельные значения допускаемых температур на поверхности нагревательных приборов любых типов и конструкций (t н.п. ) независимо от вида теплоносителя принимают по нормам, указанным в табл. Б. 1.

При устройстве систем центрального отопления руководствуются правилами СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляции и кондиционирование воздуха».

Расчётную разность температур горячей и обратной воды обычно принимают равной 25 ° , а при панельных системах отопления с целью сокращения типоразмеров нагревательных приборов её допускается уменьшать до 15 ° . В зданиях, присоединяемых к ТЭЦ, такое снижение расчётной разности температур приводит к перерасходу сетевой воды. В современных однотрубных системах водяного отопления с П-образными стояками она может быть увеличена до 35 ° . В двухтрубных системах водяного отопления, наоборот, увеличение расчётной разности температур воды более чем на 25 ° способствует недопустимой вертикальной разрегулировке системы отопления, вызванной влиянием естественного давления.

В связи с этим для систем водяного отопления с местными нагревательными приборами следует применять однотрубные схемы разводки теплоносителя.

В обычных системах водяного отопления жилых и общественных зданий по санитарно-гигиеническим нормам применяют теплоноситель с температурой горячей воды не более 95 ° . С целью снижения металлоёмкости систем отопления (см. примечание к табл. Б. 1) допускается применять теплоноситель с температурой горячей воды не более 105 ° .

При необходимости снижения температуры теплоносителя местные системы водяного отопления зданий присоединяют к наружным тепловым сетям через элеватор или теплообменник (см. раздел «Тепловые сети»).

Рекомендуемое давление пара в разомкнутых системах парового отопления низкого давления в зависимости от радиуса действия принимают:

Радиус действия, м …. 50 100 200 300 600

Давления пара, кг/см 3 …. 0,05 0,05 – 0,1 0,1 – 0,2 0,2 – 0,3 0,5 – 0,7

В замкнутых системах пароснабжения давления пара назначается по расчёту .

Давления пара в системах отопления и пароснабжения высокого давления допускается до 5 кГ/см 2 в зависимости от прочности и предельной температуры поверхности нагревательных приборов. В необходимых случаях давления пара на вводе в здание снижается дросселированием.

В открытых системах воздушного отопления температура приточного воздуха, подаваемого непосредственно в отапливаемые помещения, нормируется в зависимости от места расположения приточных отверстий *. Для закрытых систем температура воздуха, циркулирующего по каналам, определяется расчётом в зависимости от допускаемой температуры нагревательных элементов. В системах воздушного отопления жилых зданий нагрев воздуха в центральных приточных камерах допускается до 120 ° , а наибольшая температура подаваемого воздуха в нижнюю зону комнаты – до 60 ° .

Читайте также:  Как разбавить этиленгликоль для системы отопления

СИСТЕМЫ ОТОПЛЕНИЯ (по СНиП 41-01-2003 )

Система отопления, отопительные приборы, теплоноситель, максимально допустимая температура теплоносителя или теплоотдающей поверхности

Б.1. Жилые, общественные и административно -бытовые (кроме указанных в Б. 2- Б. 10)

Водяная с радиаторами, панелями и конвекторами при температуре тепло носителя для двухтрубных систем — не более 95 °С; для однотрубных — не более 105 °С. Водяная с нагревательными элементами, встроенными в наружные стены перекрытия и полы (в соответствии с 6.5.13). Воздушная. Поквартирная водяная с радиаторами или конвекторами при температуре теплоносителя не более 95 °С. Электрическая или газовая с температурой на теплоотдающей поверхности не более 95 °С

Б.2. Детские дошкольные, лестничные клетки и вестибюли в детских дошкольных учреждениях

Водяная с радиаторами, панелями и конвекторами при температуре тепло носителя не более 95 °С (с учетом 4.4.3). Водяная с нагревательными элементами, встроенными в наружные стены перекрытия и полы (в соответствии с 6.5.13). Электрическая с температурой на теплоотдающей поверхности не более 90 °С

Б.З. Палаты, операционные и другие помещения лечебного назначения в больницах (кроме психиатрических и наркологических, общественных и административно-бытовых)

Водяная с радиаторами и панелями при температуре теплоносителя не более 85 °С. Водяная с нагревательными элементами, встроенными в наружные стены перекрытия и полы (в соответствии с 6.5.13)

Б.4. Палаты, операционные и другие помещения лечебного назначения в психиатрических и наркологических больницах (кроме общественных и административно-бытовых)

Водяная с радиаторами и панелями при температуре теплоносителя не более 95 °С. Водяная с нагревательными элементами и стояками, встроенными в наружные стены, перекрытия и полы (в соответствии с 6.5.13). Электрическая с температурой на теплоотдающей поверхности не более 95 °С

Б.12. Лестничные клетки, пешеходные переходы и вестибюли

Водяная и паровая с радиаторами, конвекторами и калориферами при температуре теплоносителя: воды не более 150 °С, пара не более 130 °С. Воздушная

Б.13. Тепловые пункты

Водяная и паровая с радиаторами и гладкими трубами при температуре теплоносителя: воды не более 150 °С, пара не более 130 °С

Б. 14. Отдельные помещения и рабочие места в неотапливаемых и отапливаемых помещениях с температурой воздуха ниже нормируемой (кроме помещений категорий А, Б и В)

Газовая и электрическая, в том числе с высокотемпературными излучателями (в соответствии с 5.8 и 6.5.13)

1 Для помещений, указанных в позиции Б.1 (кроме жилых) и позиции Б. 10, допускается применять однотрубные системы водяного отопления с температурой теплоносителя до 130 °С при использовании в качестве отопительных приборов конвекторов с кожухом при скрытой прокладке или изоляции участков, стояков и подводок с теплоносителем, имеющим температуры выше 105 °С для помещений, указанных в позиции Б.1, и выше 115 °С — для помещений, указанных в позиции Б. 10, а также при соединении трубопроводов в пределах обслуживаемых помещений на сварке.

2 Температуру воздуха при расчете систем воздушного отопления, совмещенного с приточной вентиляцией или кондиционированием, следует определять в соответствии с требованиями 4.4.6. СНиП 41-01-2003

3 Отопление газовыми приборами в зданиях III, IV и V степеней огнестойкости не допускается.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для студентов по выполнению практических занятий по ПМ 01. Выполнение работ по эксплуатации зданий, сооружений, конструкций, оборудования систем водоснабжения, водоотведения, отопления и осветительных сетей жилищно-коммунального хозя

государственного бюджетного профессионального

« Сахалинский техникум строительства и жилищно-коммунального хозяйства »

для студентов по выполнению

по ПМ 01. Выполнение работ по эксплуатации зданий, сооружений, конструкций, оборудования систем водоснабжения, водоотведения, отопления и осветительных сетей жилищно-коммунального хозяйства

Перечень практических занятий

Практическое занятие №1

Практическое занятие №2

Практическое занятие №3

Практическое занятие №4

Практическое занятие №5

Практическое занятие №6

Практическое занятие №7

Практическое занятие №8

Практическое занятие №9

Практическое занятие №10

Настоящие методические указания по выполнению практических занятий предназначены для студентов по междисциплинарным курсам МДК 01.01. Технология эксплуатации системы водоснабжения и водоотведения здания и МДК 01.02. Технология эксплуатации системы отопления здания ПМ 01. Выполнение работ по эксплуатации зданий, сооружений, конструкций, оборудования систем водоснабжения, водоотведения, отопления и осветительных сетей жилищно-коммунального хозяйства по профессии СПО «Мастер жилищно-коммунального хозяйства».

Читайте также:  Блок управления газовым отоплением

Содержание практических занятий направлено на:

— обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам МДК;

— формирование умений применять полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;

— выработку при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.

Представленные практические занятия по МДК выполняются после изучения теоретического учебного материала по темам:

МДК 01.01. Технология эксплуатации системы водоснабжения и водоотведения здания :

Тема 1. Эксплуатация систем и оборудования водоснабжения здания ;

Тема 2. Эксплуатация систем и оборудования водоотведения здания ;

Тема 3. Основные положения по эксплуатации санитарно-технических систем ;

МДК 01.02. Технология эксплуатации системы отопления здания :

Тема 1. Эксплуатация и устройство системы отопления здания ;

Тема 2. Основные положения по эксплуатации системы отопления .

Методические указания по проведению практических занятий ориентированы на достижение следующих целей:

— формирование практических умений и навыков обращения с различными инструментами, приборами, оборудованием , которые составляют часть профессиональной практической подготовки;

— развитие исследовательских умений – (наблюдать, сравнивать, анализировать, устанавливать зависимость, делать выводы и обобщения, оформлять результаты).

Они охватывают весь круг профессиональных умений, на которые ориентированы данные МДК.

На практических занятиях студенты овладевают профессиональными и общими компетенциями, которые в дальнейшем закрепляются и совершенствуются в процессе учебной и производственной практики.

Перед выполнением практических занятий осуществляется инструктаж по выполнению заданий.

По окончанию работ проводится обсуждение итогов по её выполнению.

Формы организации студентов на практических занятиях: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оценки за выполнение практических занятий выставляются по пятибалльной системе и учитываются как показатели текущей успеваемости студентов.

Выполнение практических занятий позволяет реализовать требования к уровню подготовки выпускников, предъявляемых соответствующих стандартов.

Практические занятия значительно повышают качественный уровень знаний, повышают мотивацию к изучению дисциплины, дают возможность студентам более полно осознать необходимость практической значимости приобретенных умений, навыков, а также использование их в профессиональной деятельности.

Для подготовки к выполнению практических занятий рекомендуется следующая литература:

И. И. Полосин «Инженерные системы зданий и сооружений»: учебное пособие. – М.: ИЦ «Академия», 2012 г.

1. Барановский В.А., учебное пособие «Слесарь-сантехник», Р-на- Д, изд. «Феникс», 2013 г.

Левадный В.С. Бурлака А.П. Сварочные работы. – М.: Аделант, 2007.

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

ПМ 01. «Выполнение работ по эксплуатации зданий, сооружений, конструкций, оборудования систем водоснабжения, водоотведения, отопления и осветительных сетей жилищно-коммунального хозяйства»

Раздел, тема ППКРС/

Раздел 1. Эксплуатация системы водоснабжения и водоотведения здания

МДК 01.01. Технология эксплуатации системы водоснабжения и водоотведения здания

Тема 1. Эксплуатация систем и оборудования водоснабжения здания

Измерение давления. Манометры. Устройство водопровода холодной и горячей воды

Схемы и системы внутреннего и наружного водопровода. Способы испытания систем и устройств внутреннего водопровода

Тема 2. Эксплуатация систем и оборудования водоотведения здания

Последовательность установки основных санитарных приборов. Установка, крепление и присоединение к канализационной сети одиночных и групповых приборов

Способы испытания систем канализации зданий. Техническое обслуживание систем и оборудования водоотведения здания. Мероприятия по охране труда при эксплуатации систем и оборудования водоотведения здания

Тема 3. Основные положения по эксплуатации санитарно-технических систем

Эксплуатационные требования к системам холодного и горячего водоснабжения: проверка давления в водопроводной сети; герметичности системы; защита от коррозии и отпотевания

Эксплуатационные требования к системе канализации и водостокам: наличие устройств для прочистки и ликвидации засоров; наличие вентиляции; заземление металлических санитарных приборов

Раздел 2. Эксплуатация системы отопления здания

МДК 01.02 Технология эксплуатации системы отопления здания

Тема 1. Эксплуатация и устройство системы отопления здания

Составление принципиальных схем систем водяного отопления с естественным и принудительным побуждением. Составление схемы двухтрубной и однотрубной системы отопления. Составление схемы системы парового отопления

Составление схемы воздушного отопления. Составление схемы панельного отопления. Мероприятия по испытанию систем отопления и теплоснабжения

Тема 2. Основные положения по эксплуатации системы отопления

Проверка температуры воздуха в помещении на соответствие эксплуатационным требованиям; противопожарная безопасность. Выявление причин нарушений температурного режима в отапливаемых помещениях. Эксплуатационные требования к системам отопления: регулирование системы; безопасность пользования

Проверка давления в системе отопления на соответствие эксплуатационным требованиям. Проверка герметичности системы отопления. Выполнение профилактических работ, способствующих эффективной работе системы отопления (прочистка засоренных труб и тепловых приборов, удаление воздуха из системы отопления). Работа с эксплуатационной технической документацией и её основным содержанием

Читайте также:  Категория котельной по водоснабжению

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

Профессия СПО: » Мастер жилищно-коммунального хозяйства «

ПМ 01. «Выполнение работ по эксплуатации зданий, сооружений, конструкций, оборудования систем водоснабжения, водоотведения, отопления и осветительных сетей жилищно-коммунального хозяйства»

МДК 01.01. Технология эксплуатации системы водоснабжения и водоотведения здания

Тема практического занятия: Измерение давления. Манометры. Устройство водопровода холодной и горячей воды

Цель занятия: Изучить устройство и принцип работы манометров, и водопровода холодной и горячей воды

Форма организации практического занятия: групповая

— бумага, карандаш, линейка, ластик

Структурные элементы занятия:

1. Организационный момент.

2. Мотивация. Инструктаж о ходе практического занятия (осмысление

сущности задания, последовательности выполнения).

3. Повторение необходимых теоретических знаний. Допуск.

4. Инструктаж по охране труда.

5. Организация и управление деятельностью студентов.

6. Оформление отчета о выполненном задании и контроль.

7. Подведение итогов и оценка работы студентов.

для повторения необходимых теоретических знаний:

— методы измерения давления в водопроводных системах

— для чего предназначен в нутренний водопровод зданий ;

— что входит в состав внутреннего водопровода зданий ;

— какие п риборы могут быть установлены на водопроводе ;

— как устроен водопровод холодной воды

— как устроен водопровод горячей воды

Оформление документации, контроль:

План выполнения задания:

1. Повторите пройденный материал по лекциям и ответьте на вопросы:

А) Что такое давление?

Б) Для чего нужны манометры ?

В) Какие вы знаете способы соединения водопроводных труб? Что такое фасонные детали?

2.Соберите схемы устройства внутреннего водопровода холодной и горячей воды:

Основные элементы для внутреннего водопровода холодной воды:

насосная установка (не всегда);

разводящая сеть водопровода;

поэтажная (поквартирная) подводка;

водоразборная и смесительная арматура.

Основные элементы для внутреннего водопровода горячей воды:

тройник для слива воды

3.Зарисуйте полученные схемы в отчет.

Преподаватель _________________

Отчет студента по выполнении практического занятия № 1.

Тема практического занятия: Измерение давления. Манометры. Устройство водопровода холодной и горячей воды

Цель занятия: Изучить устройство и принцип работы манометров, и водопровода холодной и горячей воды

Перед началом занятия необходимо знать:

— методы измерения давления в водопроводных системах

— для чего предназначен внутренний водопровод зданий;

— что входит в состав внутреннего водопровода зданий ;

— какие п риборы могут быть установлены на водопроводе ;

— как устроен водопровод холодной воды

— как устроено водопровод горячей воды

1. Повторить пройденный материал по лекциям и ответьте на вопросы:

А) Что такое давление?

Б) Для чего нужны манометры ?

В) Какие вы знаете способы соединения водопроводных труб? Что такое фасонные детали?

2.Соберать схемы устройства внутреннего водопровода холодной и горячей воды:

Основные элементы для внутреннего водопровода холодной воды:

насосная установка (не всегда);

разводящая сеть водопровода;

поэтажная (поквартирная) подводка;

водоразборная и смесительная арматура.

Основные элементы для внутреннего водопровода горячей воды:

тройник для слива воды

3.Зарисовать полученные схемы в отчет.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

Профессия СПО: » Мастер жилищно-коммунального хозяйства «

ПМ 01. «Выполнение работ по эксплуатации зданий, сооружений, конструкций, оборудования систем водоснабжения, водоотведения, отопления и осветительных сетей жилищно-коммунального хозяйства»

МДК 01.01. Технология эксплуатации системы водоснабжения и водоотведения здания

Тема практического занятия: «Схемы и системы внутреннего и наружного водопровода. Способы испытания систем и устройств внутреннего водопровода»

-изучить системы внутреннего и наружного водопровода

-научиться пользоваться схемами систем внутреннего и наружного водопровода

-ознакомиться со способами испытания систем и устройств внутреннего водопровода

Форма организации практического занятия: групповая

— бумага, карандаш, линейка, ластик

Структурные элементы занятия:

1. Организационный момент.

2. Мотивация. Инструктаж о ходе практического занятия (осмысление

сущности задания, последовательности выполнения).

3. Повторение необходимых теоретических знаний. Допуск.

4. Инструктаж по охране труда.

5. Организация и управление деятельностью студентов.

6. Оформление отчета о выполненном задании и контроль.

7. Подведение итогов и оценка работы студентов.

для повторения необходимых теоретических знаний:

— что такое наружный и внутренний водопровод

— какие основные элементы наружного водопровода

— какие методы испытаний устройств внутреннего водопровода вы знаете

— какие принятые сокращения и условные обозначения вы знаете

А) Что обозначает данная аббревиатура?

Оцените статью