ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ЭКСПЛУАТАЦИИ СИСТЕМЫ ВОДОСНАБЖЕНИЯ ПАССАЖИРСКОГО ВАГОНА
При подготовке в рейс проводник должен проверить техническое состояние системы водоснабжения вагона. При этом особое внимание следует обратить на отсутствие течи воды из арматуры, исправность кранов и кранов-смесителей умывальных чаш и мойки, промывных клапанов унитазов, сливных труб, кранов наливных труб, защитных кожухов головок водоналивных труб. В зависимости от типа вагона по водомерным стеклам, водопробным кранам, манометрам, световой сигнализации определяют, полностью ли заправлена система водой. В отопительный период года проверяют исправность обогревателей головок водоналивных труб.
В пути следования необходимо также периодически контролировать количество воды в системе, отсутствие течи воды из арматуры и засорение сливных труб. По термометру бойлера систематически проверяется температура воды в системе горячего водоснабжения.
По прибытии поезда на станцию снабжения водой проводник включает сигнализацию налива воды с распределительного щита в служебном отделении. Во время налива воды проводник совместно с заправщиком водой обязан наблюдать по приборам и указанной выше сигнализации за уровнем воды, не допуская переполнения баков, при котором вода через вестовую трубу выливается на междупутья. Система наполняется водой через нижние водоналивные трубы.
В зимний период перед прибытием на станцию снабжения водой за 10-40 мин, в зависимости от температуры наружного воздуха, включаются электрические обогреватели, открывают разобщительные краны водоналивных труб. После налива воды обогреватели отключают и разобщительные краны перекрывают. В сильные морозы могут замерзнуть унитазы и сливные трубы умывальных чаш. Во избежание этого необходимо периодически промывать унитаз горячей водой из сети отопления. Обогрев сливных труб (если нет электрообогрева) производится путем промывки их горячей водой через воронку под умывальными чашами.
Заправку системы водоснабжения при минусовых температурах наружного воздуха производят после заправки системы отопления и нагрева воздуха в вагоне до температуры не ниже 12°С.
Перечень рассматриваемых вопросов:
1. Назначение и принцип работы системы отопления пассажирского вагона;
2. Основные узлы системы водяного отопления пассажирского вагона;
3. Техническое обслуживание водяного отопления пассажирского вагона при подготовке в рейс, в пути следования и по прибытии в пункт формирования;
4. Характерные неисправности в системе водяного отопления пассажирского вагона и способы их устранения.
1. НАЗНАЧЕНИЕ И ПРИНЦИП РАБОТЫ СИСТЕМЫ ОТОПЛЕНИЯ ПАССАЖИРСКОГО ВАГОНА;
Системой отопления называются устройства, служащие для подогрева воздуха в помещениях вагона, которые являются обязательными независимо от наличия или отсутствия установок охлаждения воздуха. Если пассажирский вагон оборудован установкой кондиционирования воздуха, система отопления является составной частью этой установки.
Различают водяную, электрическую и комбинированную системы отопления.
Основное предназначение системы отопления это поддержание нормального температурного режима внутри вагона независимо от изменения температуры наружного воздуха.
Система отопления должна удовлетворять следующим требованиям:
— обеспечивать температуру в пассажирских помещениях 20±2°С при наружной температуре до -40°С и при скорости движения до 160 км/ч, при этом отклонение температуры от указанной по высоте и по длине вагона не должно превышать 3°С;
— поддерживать равномерную температуру по длине и высоте вагона в соответствии с установленными нормами;
— обеспечивать температуру поверхности нагревательных приборов не выше плюс 70 °С чтобы избежать возгорания пыли;
— быть безопасной в пожарном отношении;
— не выделять копоти и вредных запахов.
Кроме того, система отопления должна подогревать воздух, подаваемый вентиляционной установкой, обеспечивать подогрев воды в системе горячего водоснабжения, а в вагонах последних лет постройки также обогрев головок водоналивных и сливных труб.
В зависимости от способа получения тепла для обогрева вагонов системы отопления подразделяются на следующие виды: водяная система с котлом, работающим на твердом или жидком топливе; электрическая система, состоящая из электропечей, установленных на полу, и электрического калорифера, расположенного в нагнетательном воздуховоде; комбинированная система с подогревом воды в котле за счет сжигания твердого топлива или путем подачи электрического напряжения на нагревательные элементы.
Водяной системой отопления оборудуются все цельнометаллические пассажирские вагоны с индивидуальным электроснабжением от подвагонного генератора. Системы водяного отопления могут иметь верхнюю или нижнюю разводку труб (с естественной или искусственной циркуляций воды в системе).
2. ОСНОВНЫЕ УЗЛЫ СИСТЕМЫ ВОДЯНОГО ОТОПЛЕНИЯ ПАССАЖИРСКОГО ВАГОНА;
Система водяного отопления с верхней разводкой труб.Система водяного отопления с верхней разводкой труб является самой распространенной главным образом потому, что она может работать только за счет естественной циркуляции. Такая система имеет котел для нагревания воды с расширителем объемом, составляющим примерно 5-10 % от объема котла. Расширитель предназначен для приема избытка воды, образующейся вследствие увеличения ее объема при нагревании, и для освобождения воды от воздуха. Изолированные подающие трубы отходят от расширителя к вертикальным стоякам, к которым примыкают нижние нагревательные трубы , соединенные с нижней частью котла.
Циркуляция воды происходит вследствие изменения удельного веса при ее нагревании. Пока котел холодный, вся вода в системе имеет одинаковую температуру и находится в равновесии. Однако, как только зажигают топку котла, температура воды в нем начинает повышаться, внизу у топки вода будет горячее, а, следовательно, объемный вес ее меньше. Равновесие в системе нарушится, и более легкая горячая вода начнет перемещаться вверх к расширителю и далее по вертикальным трубам. Охлаждаясь, вода возвращается к котлу по нижним трубам, создавая циркуляции в системе.
Во всех вагонах с водяным отоплением помещения обогреваются с помощью обогревательных труб, в которых циркулирует горячая вода.
Направление движения воды при циркуляции в системе отопления показано стрелками на рис. 3.1 а.
Рис. 3.1 Система отопления
Из котла 1 горячая вода поступает в расширитель 3, который предназначен для приема избытка воды в системе, образующегося вследствие увеличения ее объема при нагревании, и для текущего восполнения потерь воды в результате испарения. Полость расширителя сообщается с атмосферой. Это способствует выходу воздуха из воды, так как скопление воздуха в трубах ухудшает циркуляцию в системе. От расширителя идут две ветви отопительных труб вдоль обеих боковых стен вагона. Каждая ветвь, отходящая от расширителя, идет поверху до противоположного конца вагона, затем спускается вниз, образуя стояки 7. От стояков понизу вдоль стен проходят обогревательные трубы 8, которые присоединяются к нижней части котла. В верхних трубах предусмотрены краны 6 для удаления воздуха. Насос 12 предназначен для питания котла водой из запасного водяного бака 10 и в необходимых случаях для усиления циркуляции воды в системе, Контрольные приборы 2 (термометр и гидрометр) служат для наблюдения за температурой и уровнем воды в котле.
Для спуска воды из котла, обогревательных труб и запасного бака предусмотрены краны 9, а для сбора и удаления выпавших из воды осадков — грязевики 13. Налив воды в систему производится через трубу 4. Контроль за уровнем воды при заполнении расширителя осуществляется с помощью сигнальной (вестовой) трубы 11. Вентили 5 служат для регулирования температуры в помещениях вагона и разобщения отдельных элементов системы отопления, а также для подачи воды в бачок 10 при пополнении котла водой и контроля за наличием воды в расширителе. Наиболее распространенным типом водогрейного вагонного котла является котел, совмещенный с расширителем 8.
Отопительный котел, показанный на рисунке %%, состоит из наружной рубашки 5, внутри которой расположены огневая коробка 6 и топочная камера 11.
Рисунок %% – Водогрейный котел
В нижней части камеры имеются колосниковые решетки 2 и зольник. В верхней части котла над огневой коробкой расположена дымовая труба 7. В огневую коробку вварены циркуляционные трубы 9 для увеличения поверхности нагрева котла. Пространство между наружной рубашкой и топочной камерой, огневой коробкой и дымовой трубой заполняется водой. Топливо загружается на колосниковые решетки через люк топки 3. Воздух подастся под колосниковую решетку через люк зольника 1.
Для нагрева воды с помощью электроэнергии в водяную рубашку котла вертикально вмонтированы 24 нагревательных элемента 10, которые распределены по всему периметру котла, за исключением пространства над люком топки для твердого топлива, и крепятся к фланцу топки котла через прокладки из паронита. Клеммы нагревательных элементов защищены кужухом 4, который можно поднять и зафиксировать на цепочках, приваренных к расширителю 8 котла, при необходимости проведения работ по монтажу нагревательных элементов и ухода за ними.
Наибольшая расчетная температура воды в котле 90-95°С. При более высокой температуре нижние трубы отопления нагреваются до 70°С и выше и осаждающаяся на их поверхности пыль подгорает.
Система водяного отопления может работать в следующих режимах:
— обогрев помещений вагона отопительными трубками и подогретым вентиляционным воздухом;
— обогрев отдельными ветвями отопительных труб с усилением циркуляции воды (при необходимости) с помощью ручного насоса;
— усиление подогрева вентиляционного воздуха с помощью циркуляционного насоса (при этом следует поддерживать интенсивное горение топлива);
— обогрев подогретым воздухом при отключенных обогревательных трубах (этот режим применяется при плюсовых температурах наружного воздуха);
— обогрев отопительными трубами при выключенной принудительной вентиляции.
Режим работы системы отопления устанавливает проводник в зависимости от температуры наружного воздуха и внутри вагона, от населенности вагона и времени года.
Дата добавления: 2014-05-08 ; просмотров: 2174 ; Нарушение авторских прав
ТБ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ СИСТЕМЫ ВОДОСНАБЖЕНИЯ.
-В пути следования проводник обязан периодически контролировать количество воды в системе, отсутствие течи воды из арматуры и засорении сливных труб;
-Перед растопкой кипятильника проводник должен убедится в наличии в нем воды, очистить колосники для обеспечения хорошей тяги, проверить исправность кипятильника и отсутствие в топке посторонних предметов. В качестве топлива для кипятильника использовать только древесный уголь или дрова. Растопку начинать бумагой;
— Во время работы кипятильника проводник должен следить за постоянным поступлением воды в него. В случае прекращения поступления воды немедленно остановить нагрев кипятильника. Для этого необходимо повернуть колосники и вытащить из поддувала горячий уголь в ведро, а затем: в зимнее время- перенести горячий уголь в топку котла системы отопления; в летнее время- установить ведро в туалете и залить горячий уголь водой. Включать электрические и комбинированные кипятильники без воды запрещается;
— При заполнении системы водоснабжения вагона водой проводник совместно с экипировщиком водой обязан следить за тем, чтобы не было переполнения баков, при котором вода через вестовую трубу выливается на междупутья.
ПОДАЧА СИГНАЛА – ОТПУСТИТЬ ТОРМОЗА.
Требование машинисту «отпустить тормоза»:
-днем— движением руки перед собой по горизонтальной линии;
— ночью— такими же движениям ручного фонаря с прозрачно-белым огнем.
Машинист отвечает двумя короткими свистками локомотива и отпускает тормоза.
ВЫСОТА АВТОСЦЕПКИ.
ДОПУСКИ НЕПОДХОДА ЦЕНТРОВ АВТОСЦЕПКИ.
Высота оси автосцепки над уровнем верха головок рельсов должна быть:
У локомотивов, пассажирских порожних вагонов не более 1080 мм
У локомотивов, пассажирских вагонов с людьми не менее 980 мм
Разница по высоте между продольными осями автосцепок допускается не более:
Между локомотивом и первым вагоном пассажирского поезда 100 мм
В пассажирском поезде, следующем:
Со скоростью до 120 км/ч 70 мм
Со скоростью 121-140 км/ч 50 мм
ОБЯЗАННОСТИ ПРОВОДНИКА ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ПОГРАНИЧНОГО И ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ НА ПОГРАНИЧНОЙ СТАНЦИИ.
За 10 минут до прибытия поезда на пограничные станции проводник обязан:
— закрыть туалеты и двери в нерабочем тамбуре, в ночное время включить полное освещение в вагоне;
— объявить пассажирам о предстоящем пограничном таможенном контроле, разъяснить пассажирам порядок его проведения и предупредить о необходимости приготовиться к погранично- таможенному контролю( подготовка документов, багажа для контроля).
— предупредить пассажиров о том, что во время контроля запрещается выходить из купе вагона, переходить из одного вагона в другой.
— оказывать сотрудникам пограничной и таможенной служб помощь4
— проводнику во время погранично- таможенного контроля запрещено:
Отлучаться из вагона
Рассказывать пассажирам о конструктивных особенностях вагона
Принимать предметы и почтовые отправления для передачи за границу
Передавать вагонные ключи пассажирам
5. при проведении контроля держать двери с нерабочей стороны вагона открытыми.
4. СИГНАЛИЗАЦИЯ ЗАМЫКАНИЯ ПРОВОДОВ НА КОРПУС ВАГОНА «+», «-».
При снижении сопротивления изоляции ток будет течь не по проводам, а растекаться беспорядочно. Это может привести к пожару. Поэтому пассажирские вагоны оборудованы специальной сигнализацией, которая оповещает о нарушении электрической цепи.
Состоит: 2 лампы (одинаковой мощности), расположенных на щите и 2-х тумблеров.
Если провода изолированы от корпуса вагона и нигде нет замыкания, то лампы будут гореть одинаково- в полнакала.
При нарушении изоляции на проводах свечение ламп изменяется .
— замыкание на «+»- ярко горит лампа «+»;
— замыкание на «-»- ярко горит лампа «-»;
если лампы «+» или «-» изменяют свое свечение, то проводник обязан выключить потребители, обесточить систему электрооборудования при помощи аварийной кнопки, вызвать ПЭМа.
При подаче и при приеме через подвагонную магистраль- лампа «+» гаснет, а лампа «-» горит полным накалом.
Для проверки отсутствия замыкания включит тумблер «+»- обе лампы не горят:
— включить тумблер «-» обе лампы не горят.
5. ОТВЕТСВЕННОСТЬ ППВ В ПУТИ СЛЕДОВАНИЯ ПОЕЗДА
1. Отказ пассажиру в посадке при наличии ПД в данный вагон.
2. Отказ пассажиру с ПД в данный поезд, но в другой вагон в посадке на станциях с кратковременными стоянками.
3. Невыход из вагона на промежуточных станциях со стоянкой поезда по графику.
4. Высадку пассажиров ранее или позднее станции назначения, указанной в ПД.
5. Отключение СКНБ.
6. Необеспечение своевременных и безопасных условий посадки и высадки пассажиров
7. Несвоевременное заполнение бланков ЛУ-72
8. Нарушение этики поведения при обслуживании пассажиров
9. Нарушение дежурным проводником установленной форменной одежды
10. Отсутствие на вагоне порядкового номера по схеме поезда
11. Закрытие одного из туалетов вагона для пользования пассажирами
12. Провоз безбилетных пассажиров и излишней ручной клади
13. Повторное использование постельного белья.
14. Взимание стоимости за услуги больше установленной
15. Курение в служебном купе и салоне
16. Нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.
И ДРУГИЕ НАРУШЕНИЯ ДОЛЖНОСТНОЙ ИНСТРУКЦИИ ППВ № ЦЛ-614
ОСНОВНЫЕ ЧАСТИ ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ.
Пять основных частей вагона:
1. Кузов — предназначен для размещения пассажиров и грузов; оборудован бытовыми и техническими устройствами, которые обеспечивают нормальные условия и необходимый комфорт.
2. Рама — является основанием кузова, воспринимает нагрузки от кузова; на раме расположено ударно-тяговое оборудование и часть тормозного оборудования.
3.Ходовые части – тележки, основными узлами которой являются рама, колесная пара, люлечное устройство, буксы с роликовыми подшипниками, рессоры и пружины.
Тележки обеспечивают безопасность движения вагона по рельсовому пути, плавность движения.
4. Ударно-тяговые устройства –служат для сцепления вагонов между собой и с локомотивом, для удержания вагона на определенном расстоянии друг от друга. Это устройство состоит из автосцепного оборудования и упругих переходных площадок.
5. Тормозное оборудование – служит для замедления скорости движения поезда или для его остановки.
Вагон – это единица ж.д. подвижного состава, предназначенная для перевозки пассажиров и грузов.
7.ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ АКТА О НЕСЧАСТНОМ СЛУЧАЕ С ЗАСТРАХОВАННЫМ ПАССАЖИРОМ НА Ж.Д. ТРАНСПОРТЕ.
Акт о несчастном случае с застрахованным пассажиром на ж.д. транспорте составляется в двух экземплярах, их которых первый вручается пострадавшему пассажиру или его наследникам, а второй остается на предприятии.
Такой акт регистрируется и заносится в специальную книгу с указанием, кому и когда он выдан. По письменному запросу страховщика ж.д. обязана направить ему в течении 10 дней с даты получения запроса копию указанного акта.
Если несчастный случай произошел на станции (вокзале), акт о несчастном случае с застрахованным пассажиром составляется работниками станции (вокзала) в составе не менее двух человек и заверяется подписью начальника станции (вокзала) или его заместителя и печатью.
Если несчастный случай произошел в поезде во время его следования, акт составляется и подписывается ЛНП, проводником вагона. ЛНП обязан заверить акт подписью начальника или дежурного по станции и печатью на ближайшей станции, на которой стоянка поезда позволяет это сделать.
Акт не составляется, если несчастный случай с застрахованным пассажиром произошел в результате покушения на самоубийства, нарушения правил проезда на ж.д. транспорте, а также иного события, не связанного с поездкой и обслуживанием пассажиров, после объявления посадки на поезд или оставления его в пункте назначения.