Правила опрессовки системы отопления многоквартирного дома

Опрессовка системы отопления: нормы СНиП

Чтобы ввести отопление в эксплуатацию, необходимо обязательно выполнить промывку и опрессовку системы. После завершения данной процедуры заполняется акт, подтверждающий, что монтаж отопительной сети сделан правильно. Работники уполномоченные выполнять данную работу обязаны заполнить все надлежащие нормативные акты.

Правила опрессовки СНиП

Нормы опрессовки отопительной системы описаны в таких документах, как СНиП 41–01-2003, а еще 3.05.01–85.

Кондиционирование, вентиляция и отопление — СНиП 41–01-2003

Проводить гидравлические проверки водяных систем отопления можно лишь при плюсовой температуре в помещениях дома. Вдобавок они должны выдерживать давление воды не меньше 0,6 МПа без повреждения герметичности и разрушения.

В процессе испытания величина давления не должна быть выше предельного для смонтированных в системе отопительных устройств, трубопроводов и арматуры.

Внутренние санитарно-технические системы — 3.05.01–85

Согласно этому правилу СНиП надо выполнять проверку водяных систем теплоснабжения и отопления при отключенных расширительных сосудах и котлах путем гидростатического давления, равного 1,5 рабочего, но не меньше 0,2 МПа в нижней части системы.

Считается, что отопительная сеть прошла испытание, если она продержится 5 минут под пробным давлением и не упадет более чем на 0,02 МПа. Кроме того, не должно быть течи в отопительном оборудовании, сварных швах, арматуре, резьбовых соединениях и трубах.

Условия выполнения опрессовки

Испытательные работы являются правильно осуществленными, если соблюдались все необходимые требования. Например, на испытуемом объекте проводить сторонние работы нельзя, а опробованием должен руководить обязательно начальник смены.

Опрессовку осуществляют лишь по программе, одобренной главным инженером компании. В ней определяют: порядок действий сотрудников и технологическую последовательность проверки. Еще излагают меры безопасности выполняемых и текущих работ, производимых на смежных объектах.

Посторонних людей во время опрессовки системы отопления, включение или отключение испытательных устройств быть не должно, на месте остаются только сотрудники, принимающие участие в проверке.

Когда работы проводятся на смежных участках обязательно надо предусматривать надежное ограждение и отключение испытательного оборудования.

Осмотр отопительных приборов и труб разрешается выполнять лишь при рабочих величинах давления. Когда будет выполнена опрессовка системы отопления, акты заполняют, чтобы подтвердить герметичность.

Процедура опрессовки

Этот способ проверки системы отопления предполагает осуществление гидравлических испытаний:

Тем самым удается выявить протечки, которые указывают на разгерметизацию сети.

Прежде чем испытывать отопительную систему заглушками, следует изолировать систему теплоснабжения от водоснабжения, визуально оценить надежность всех соединений, а также проверить работоспособность и состояние запорной арматуры.

После этого отключаются расширительный бак и котел для промывки радиаторов, трубопроводов от разных отложений, мусора и пыли.

В процессе гидравлической проверки систему отопления заполняют водой, но при выполнении воздушных испытаний этого не делают, а просто подключают к сливному крану компрессор. Затем повышают давление до необходимой величины, и манометром следят за его показателями. Если отсутствуют изменения, то герметичность хорошая, следовательно, систему можно вводить в эксплуатацию.

Когда давление начинает снижаться сверх допустимой величины, значит, присутствуют дефекты. Протечки в заполненной системе найти совсем несложно. А вот, чтобы выявить повреждения во время испытания воздухом, следует на все соединения и стыки нанести мыльный раствор.

На выполнение воздушной опрессовки уходит не менее 20 часов, а на гидравлическое испытание — 1 час.

Исправив выявленные дефекты, процедуру повторяют заново, причем делать это приходится, пока не будет достигнута хорошая герметичность. После проведения этих работ заполняют акты опрессовки систем отопления.

Проверка отопительной сети воздухом, как правило, осуществляется, если невозможно заполнить ее водой, или при проведении работ в условиях низких температур, ведь жидкость просто может замерзнуть.

Акт опрессовки системы отопления

В этом документе отображают следующую информацию:

  • Какой именно использован метод опрессовки;
  • Проект, в соответствии с которым произведена установка контура;
  • Дата выполнения проверки, адрес ее проведения, а также фамилии граждан, которые подписывают акт. В основном это собственник дома, представители ремонтно-обслуживающей организации и теплосетей;
  • Как устранялись выявленные неисправности;
  • Результаты проверки;
  • Присутствуют ли признаки нарушения герметичности или надежности резьбовых и сварных соединений. Кроме этого, указывается, есть ли на поверхности арматуры и труб капли.

Допустимое испытательное давление при опрессовке водяного отопления

Многих застройщиков интересует, под каким давлением нужно выполнять проверку отопительной системы. В соответствии с требованиями СНиП, представленными выше, при опрессовке допускается давление выше рабочего в 1,5 раза, но быть меньше 0,6 МПа не должно.

Имеется и другая цифра, указанная в «Правилах технической эксплуатации тепловых энергоустановок». Конечно, данный метод «мягче», в нем давление превосходит рабочее в 1,25 раза.

В частных домах, оборудованных автономным отоплением, оно не поднимается выше 2 атмосфер, да и настраивается искусственно: если появляется избыточное давление, то сразу включается сбросной клапан. Тогда как в общественных и многоквартирных строениях рабочее давление намного больше этих значений: пятиэтажные сооружения — около 3—6 атмосфер, а высокие здания — примерно 7—10.

Читайте также:  Как правильно развоздушить систему отопления

Оборудование для испытания системы отопления

Чаще всего для выполнения гидравлической проверки используют опрессовщик. Его подключают к контуру, чтобы регулировать давление в трубах.

Огромное количество локальных сетей отопления в частных строениях не нуждается в высоком давлении, поэтому достаточно будет ручного опрессовщика. В остальных случаях лучше пользоваться электрическим насосом.

Ручные приборы для испытаний отопительных систем развивают усилие до 60 бар и больше. Причем этого хватает для проверки целостности системы даже в пятиэтажном доме.

Основные достоинства ручных насосов:

  • Приемлемая стоимость, что делает их доступными для многих потребителей;
  • Малый вес и габариты ручных прессов. Такие приборы удобно использовать не только для личных целей, но и для профессиональной эксплуатации;
  • Длительный срок службы без сбоев и поломок. Аппарат настолько просто устроен, что в нем нечему ломаться;
  • Подходит для среднего и мелкого отопительного оборудования.

Разветвленные и крупные схемы на больших участках, многоэтажные здания и производственные объекты проверяют только электрическими приборами. Они способны закачивать воду под очень высоким давлением, которое для ручных аппаратов недостижимо. Оснащают их самовсасывающим насосом.

Электрические помпы развивают усилие до 500 бар. Эти агрегаты, как правило, встраивают в магистраль или подсоединяют к любому отверстию. В основном шланг подключают к крану, через который заполняли теплоносителем трубу.

Выполнение опрессовки отопления является очень сложной технологической процедурой. Вот почему проводить ее своими руками не следует, лучше все же воспользоваться услугами профессиональных бригад.

Правила опрессовки системы отопления многоквартирного дома

Совсем уже не за горами начало отопительного сезона, а это значит, что сотрудники управляющих организаций с появлением новых седых волос на светлых головах завершают подготовку многоквартирных домов к эксплуатации в осенне-зимний период.

Не вдаваясь во все тяжкие подробности этого комплекса мероприятий, по многочисленным просьбам трудящихся, в настоящей статье рассмотрим процедуру опрессовки системы отопления и документальное оформление ее результатов.

В нормативно-технической документации под опрессовкой понимается комплекс испытаний элементов системы на прочность и плотность. Иными словами это мероприятия, направленные на профилактику бесперебойной работы системы, а также на выявление каких-либо дефектов в работе системы или обнаружение неполадок.

Согласно пункту 19 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290, к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания систем теплоснабжения (отопление, горячее водоснабжение) в многоквартирных домах относятся: испытания на прочность и плотность (гидравлические испытания) узлов ввода и систем отопления, промывка и регулировка систем отопления; проведение пробных пусконаладочных работ (пробные топки); удаление воздуха из системы отопления; промывка централизованных систем теплоснабжения для удаления накипно-коррозионных отложений.

Исходя из п. 5.2.11. Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» (далее – Правила № 170) пробный пуск системы отопления следует производить после ее опрессовки и промывки с доведением температуры теплоносителя до 80 — 85 град. С, при этом удаляется воздух из системы и проверяется прогрев всех отопительных приборов.

Испытания на прочность и плотность оборудования систем отопления, вентиляции, горячего водоснабжения и центрального кондиционирования должны производиться ежегодно после окончания отопительного периода для выявления дефектов, а также перед началом отопительного периода после окончания ремонта (п. 5.1.6. Правил № 170).

Аналогичные требования предусмотрены пунктом 9.2.12 Правил технической эксплуатации тепловых установок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 № 115 (далее – Правила № 115).

Также правила по проведению процедуры опрессовки содержатся в «СП 73.13330.2016. СНиП 3.05.01-85. Свод правил. Внутренние санитарно-технические системы зданий», утвержденный Приказом Минстроя России от 30.09.2016 № 689/пр; «СП 60.13330.2016. Свод правил. Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. Актуализированная редакция СНиП 41-01-2003», утвержденный (утв. Приказом Минстроя России от 16.12.2016 № 968/пр.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, относится утверждение правил оценки готовности к отопительному периоду. Такие правила утверждены Приказом Минэнерго России от 12.03.2013 № 103 (далее – правила № 103).

В соответствии с требованиями пункта 16 правил № 103 в целях оценки готовности потребителей тепловой энергии к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены, в том числе и проведение испытаний оборудования теплопотребляющих установок на плотность и прочность.

Надеюсь, что у читателей не возникает сомнений в необходимости и важности проведения мероприятий по опрессовке системы отопления, потому как непроведение лицензиатом испытаний на прочность и плотность (гидравлических испытаний) узлов ввода и систем отопления, промывки и регулировки систем отопления, выполняемых в целях надлежащего содержания систем теплоснабжения (отопление, горячее водоснабжение) в многоквартирных домах отнесено к грубым нарушениям лицензионных требований (пп. «б» п. 4 Постановления Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110).

Читайте также:  Укладка теплого пола под мебелью

Как следует из п. 11.1. Правил № 115 при подготовке к отопительному периоду для обеспечения надежности теплоснабжения потребителей необходимо выполнить в установленные сроки комплекс мероприятий, основными из которых являются:

устранение выявленных нарушений в тепловых и гидравлических режимах работы тепловых энергоустановок;

испытания оборудования источников теплоты, тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления на плотность и прочность;

шурфовки тепловых сетей, вырезки из трубопроводов для определения коррозионного износа металла труб;

промывка оборудования и коммуникаций источников теплоты, трубопроводов тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления;

испытания тепловых сетей на тепловые и гидравлические потери, максимальную температуру теплоносителя в соответствии со сроками, определенными настоящими Правилами;

разработка эксплуатационных режимов систем теплоснабжения, а также мероприятий по их внедрению.

Согласно требованиям пункта 6.2.13 Правил N 115 в процессе эксплуатации все тепловые сети должны подвергаться испытаниям на прочность и плотность для выявления дефектов не позже, чем через две недели после окончания отопительного сезона. Испытание на прочность и плотность должны выполняться с соблюдением требований пунктов 6.2.11, 6.2.14, 6.2.15 Правил № 115.

О результатах испытаний трубопроводов на прочность и плотность необходимо составить акт установленной формы (пункт 6.2.16 Правил N 115).

Отдельно стоит остановиться на вопросе оформления процедуры опрессовки системы отопления.

В соответствии с п. 9.1.59 Правил № 115 испытания оборудования установок и систем теплопотребления на плотность и прочность должны производиться после их промывки персоналом потребителя тепловой энергии с обязательным присутствием представителя энергоснабжающей организации. Результаты проверки оформляются актом.

Но некоторые ресурсоснабжающие организации отказываются присутствовать при проведении опрессовки и подписывать соответствующий Акт, требуя за это денег от управляющей организации, несмотря на то, что действующее законодательство не содержит норм о том, что указанные мероприятия проводятся на платной основе.

На наш взгляд, при возникновении подобной ситуации необходимо «трубить во все колокола», направив обращение в прокуратуру, УФАС, судебные органы. Разумеется, предварительно подготовив доказательную базу: уведомление в РСО о необходимости принять участие в опрессовке домов, фиксации в Акте отсутствия представителей РСО либо отказа от подписания соответствующего Акта.

В качестве примера можно привести следующую практику.

Решением Федеральной антимонопольной службы по республике Хакасия по делу № 23-А-Т-13 от 19 декабря 2013 года:

управляющая организация обратилась в антимонопольную службу республики Хакасия с заявлением на уклонение теплоснабжающей организации ООО «ХВ» от участия в промывке тепловых систем и проведении гидравлических испытаний и отказе от подписания актов промывки тепловых систем и гидравлических испытаний, что препятствует потребителям тепловой энергии осуществлять подготовку к отопительному периоду.

«…Таким образом, законодательно установлена обязанность потребителей тепловой энергии проводить работы по промывке систем отопления и гидравлическим испытаниям трубопровода при подготовке к отопительному периоду, указанные работы должны проводиться с обязательным присутствием представителей теплоснабжающей организации».

УФАС признал ООО «ХВ» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части уклонения от осуществления контроля за проведением промывки систем отопления и гидравлических испытаний трубопроводов; уклонения от допуска узлов учета потребителей и нарушение сроков допуска; уклонения от обязанности по согласованию проектов узлов учета тепловой энергии и обязал обеспечить обязательное присутствие представителя теплоснабжающей организации при проведении работ по промывке систем отопления и гидравлических испытаниях трубопроводов; не предъявлять к организациям, осуществляющим указанные работы, требования, не предусмотренные действующим законодательством…».

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2018 № 13АП-19789/2018 по делу № А26-11400/2017:

ГЖИ проведена внеплановая документарная проверка по вопросу соблюдения УО обязательного комплекса мероприятий при подготовке к отопительному сезону, в ходе которой установлено нарушение заявителем пунктов 5.1.6 и 5.2.10 Правил № 170, а именно: не проведены промывка и гидравлические испытания на прочность и плотность систем горячего водоснабжения в конкретных многоквартирных жилых домах, находящихся под управлением УО.

В целях устранения выявленных нарушений Инспекция выдала Обществу предписание, согласно которому обязало УО провести промывку, а также гидравлические испытания на прочность и плотность систем горячего водоснабжения. В предписании отмечено, что необходимые мероприятия должны быть проведены «с составлением соответствующих актов с подписью представителя ресурсоснабжающей организации ООО «Карелэнергоресурс».

Оспорить предписание ГЖИ управляющей организации не удалось, однако суд в решении обратил внимание на следующее: «в рассматриваемом случае отсутствуют доказательства наличия объективных препятствий для выполнения Обществом предписания административного органа с точки зрения как технического, так и временного ресурса; участие ресурсоснабжающей организации (ООО «Карелэнергоресурс») при осуществлении возложенных на Общество мероприятий вызвано необходимостью подписания ООО «Карелэнергоресурс» соответствующего акта, что предусмотрено пунктом 9.1.59 Правил № 115. Доказательства того, что ресурсоснабжающая организация уклонилась от участия в данных мероприятиях, в материалах дела отсутствуют. Напротив, обращение ООО «Карелэнергоресурс» с жалобой в ГЖИ на действия Общества свидетельствуют о заинтересованности указанного лица в соблюдении заявителем требований действующего законодательства в области спорных правоотношений».

Компания «Бурмистр.ру» оказывает юридические услуги управляющим компаниям и ТСЖ. Вся необходимая информация о сервисе тут .

Читайте также:  Разводка труб для радиаторов отопления

Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем форуме или же воспользуйтесь формой ниже.

Рассылка новостей ЖКХ

а также наших статей

Подписка на рассылку

Спасибо, вы успешно подписались на рассылку!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Спасибо, мы скоро свяжемся с Вами!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Статья 14.1.3. Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии

Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

2.Управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующие виды информации:

а) общая информация об управляющей организации, товариществе и кооперативе, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сметы доходов и расходов товарищества или кооператива, отчет о выполнении смет доходов и расходов товарищества или кооператива);

б) перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, с указанием адреса и основания управления по каждому многоквартирному дому, перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления, перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых в предыдущем году на общем собрании приняли решение о прекращении их объединения в товарищества для совместного управления общим имуществом в многоквартирных домах, а также перечень многоквартирных домов, в которых членами кооперативов в предыдущем году на их общем собрании приняты решения о преобразовании кооперативов в товарищества;

в) общая информация о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, в том числе характеристика многоквартирного дома (включая адрес многоквартирного дома, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, уровень благоустройства, серия и тип постройки, кадастровый номер (при его наличии), площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, конструктивные и технические параметры многоквартирного дома), а также информация о системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;

г) информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг;

д) информация об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг (нормативах накопления твердых коммунальных отходов);

е) информация об использовании общего имущества в многоквартирном доме;

ж) информация о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме. Эти сведения раскрываются управляющей организацией по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме на основании договора управления в случаях, когда управляющей организации поручена организация проведения капитального ремонта этого дома, а также товариществом и кооперативом, за исключением случаев формирования собственниками помещений в многоквартирном доме фонда капитального ремонта на счете специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (региональный оператор);

з) информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний;

и) отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, отчет об исполнении смет доходов и расходов товарищества, кооператива за год;

к) информация о случаях привлечения управляющей организации, товарищества и кооператива, должностного лица управляющей организации, товарищества и кооператива к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирным домом с приложением копий документов о применении мер административного воздействия, а также сведения о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.

Статья 5.62. Дискриминация

3.Дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, — влечет наложение административного штрафа на на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Оцените статью